Развитие ребенка в 1 год 11 месяцев – что должен уметь малыш в возрасте год и одиннадцать

Развитие ребенка в 1 год и 10-11 месяцев: выясним, что должен уметь малыш к этому возрасту

Через пару месяцев ваш малыш отпразднует свой второй день рождения. Пока он подбирается к этому важному рубежу, время вспомнить о том, что должен уметь ребенок в 1 год и 10 месяцев, и обо всех задачах, которые вам с малышом предстоит решить до наступления двухлетия. До двух лет дети растут необычайно быстро и постоянно осваивают множество новых навыков, которые мы рассмотрим ниже.

Нормы роста и веса

Родителей часто интересует соответствие роста и веса их ребенка норме. Нормативные параметры в 1 год и 10 месяцев таковы: для мальчика рост примерно 85,5 см, вес – 12,4 кг, для девочки – рост 84 см, вес – 11,7 кг. За последующий месяц мальчики и девочки прибавляют в росте почти сантиметр, а вес в это время набирается незначительно.

Физическое и интеллектуальное развитие

Общая координация к этому возрасту сформирована настолько, что малыш в 22-23 месяца обычно способен пинать мяч так, чтобы он катился, при этом не падая, не заваливаясь и не спотыкаясь. Если же такое и происходит – ничего страшного, нужно просто давать ему больше попыток, тем более что маленькие дети сами стремятся овладеть новыми навыками с необычайным упорством. Большинство детей умеет в этом возрасте рисовать линии и складывать простейшие паззлы, собирать различные конструкции из нескольких кубиков.

Он разговаривает и знает около пятидесяти слов, в их числе – знакомые бытовые вещи, предметы с картинок и некоторые части тела, постепенно становится способен составлять из них фразы и простейшие предложения из двух-трех слов. Формируется музыкальный слух, способность запомнить и приблизительно повторить простенькую мелодию.

Социальное развитие

К 22 месяцам у ребенка пробуждаются социальные инстинкты в отношении своей возрастной группы. Проявляется это в том, что внезапно играть одному становится скучно, он начинает искать общества других детишек. На основе общих интересов (делать куличики, собрать побольше палочек в песочнице) начинают формироваться первые социальные связи.

Нужно тщательно следить за общением чада с другими малышами в это время, поскольку их социальное поведение в этом возрасте еще не налажено, не выявлены границы дозволенного, нередко малыши могут причинять друг другу и себе вред в процессе общения. Если ваш малыш проявляет агрессию или грубость, это повод начать учить его основам вежливости и аккуратности.

Детки такого возраста уже вполне могут общаться и взаимодействовать, но оставлять их без присмотра в эти моменты не рекомендуется – пусть рядом будет кто-то из взрослых

Психологическая адаптация

Родители малыша, приближающегося к двухлетнему рубежу, могут столкнуться с обилием неожиданных для них капризов. К примеру, ребенок, давно и прочно стоящий на ногах и более того – носящийся чуть ли не быстрее вас, вдруг начинает постоянно «уставать», лезть на руки и требовать носить его. Многих родителей, привыкших уже к самостоятельным передвижениям чада, такое его поведение ставит в тупик, в то время как это совершенно естественная психологическая реакция малыша, ощутившего, что родители сняли с себя и переложили на него обязанность по его перемещению в пространстве. Посредством таких «капризов» ребенок напоминает вам, что все еще нуждается в вашей поддержке, несмотря на овладение новыми навыками.

Появляется обилие других требований, связанных с психологическим комфортом. Маленький человек начинает требовать привычной и определенной посуды, одежды, игрушек и обстановки – таким образом он выясняет пространство своего контроля, очерчивает границы возможного. Он уже знает достаточно о мире, чтобы пытаться его структурировать. Нелогичные на взгляд взрослого просьбы вроде надеть теплую кофту в жаркую погоду, отвечают его пока ограниченным познаниям.

Чем чаще родитель может исполнять такие просьбы, тем лучше, поскольку возможность контролировать ситуацию внушает малышу чувство уверенности, а неизбежные ошибки добавляют новую информацию, которую нужно будет обработать и внести в картину мира. Не следует стремиться потакать откровенным капризам, особенно желанию что-то приобрести – такое поведение родителей вселяет в ребенка ощущение ложного всемогущества и возможности манипулировать родителями, что совсем их не обрадует по мере его взросления.

“Деспотизм” ребенка в год и 10 месяцев может проявляться очень активно: малыш требует конкретную игрушку или одежду, может закатить истерику

Режим сна

За пару месяцев до двухлетия малыши обычно спят ночью по 10-12 часов с одним сеансом дневного сна продолжительностью до 2 часов. Некоторые продолжают спать больше одного раза – индивидуальный режим зависит от особенностей организма и его потребностей, не свидетельствует о наличии отклонений.

Что касается ночного сна, то одной из распространенных проблем в возрасте 1 года и 10-11 месяцев являются многократные пробуждения посреди ночи. В случае таких нарушений рекомендуется приучать малыша спокойно и самостоятельно засыпать снова, чтобы он не звал и не будил родителей.

Режим питания

В меню ребенка ежемесячно включаются новые продукты, необходимые для успешного роста, набора веса и полноценного развития. Каждый день в рационе подрастающего организма должны присутствовать следующие классы продуктов:

  • молочные продукты;
  • мясо;
  • рыба или яйца;
  • каши;
  • фрукты;
  • овощи.

Яйца следует употреблять не чаще одного раза за два дня. Консистенция молочных каш должна быть слегка вязкой. Если же вы готовите каши без молока, в них можно добавлять овощи и фрукты (тертые или маленькими кусочками) или вареное мясо. Чтобы получить новый интересный вкус, можно попробовать запечь кашу в духовке – от этого она становится похожа на пудинг.

Молоко лучше всего добавлять в каши, супы, коктейли. В чистом виде с возрастом следует использовать его все меньше и меньше – обилие молока может привести к проблемам с аппетитом и пищеварением. Из молочных продуктов рекомендуется использовать в рационе кефир, йогурт, сметану, творог и сыр.

В меню обязательно должны присутствовать свежие фрукты, однако необходимо тщательно следить за реакцией организма ребенка. Многие фрукты могут спровоцировать аллергию или вызвать диарею, особенно в большом количестве. Давайте фрукты небольшими порциями. Можете также начать включать в рацион сухофрукты, но не переусердствуйте. Добавляйте их в каши, варите компот и кисель.

Поглощение сырых овощей или свежих овощных салатов перед основным блюдом возбуждает аппетит. Можно натирать овощи, а можно и нарезать их мелкими кусочками, поскольку малыш уже вполне способен прожевать и усвоить такую пищу. Изобретайте свои рецепты с учетом изложенных выше рекомендаций и соблюдайте выбранный режим питания.

Игры для развития

В возрасте 1 года и 10 месяцев особое внимание следует уделить развитию мелкой моторики и различению предметов по форме и цвету (см. также: гармоничное развитие ребенка в 1 год и 3 месяца). Для этого можно использовать простые паззлы, конструкторы с обилием деталей разных цветов и форм. Подойдет рисование фломастерами или пальцами с помощью безопасных красок (ребята очень любят подобные игры, так как они более тактильно ощутимы). Можно использовать для вспоможения себе различные авторские методики – например, Монтессори.

Не стоит забывать о ежедневной зарядке. Приучение ребенка регулярно выполнять простые физические упражнения станет залогом его физического развития, укрепит иммунитет и уверенность в своих силах, а также позволит ему сохранить эту полезную привычку до более позднего возраста.

Как видите, ваше чадо взрослеет, но все еще очень нуждается в том, чтобы вы направляли его развитие. Уделяйте ему внимание и будьте уверены в том, что малыш развивается гармонично и правильно.

Что может ребенок в 1 год 11 месяцев: все о правильном развитии малыша

Содержание статьи:

Наши детки растут очень быстро. Наблюдать за маленьким человечком не только интересно, но и полезно. Ведь это поможет выявить и своевременно устранить отставания в развитии.

Каждому возрасту малыша должны соответствовать определенные успехи. Что должен знать и уметь ваш ребенок в 1 год и 11 месяцев?

Физиология малыша в возрасте 1 года 11 месяцев

В таблице приведены нормы, установленные нашим Министерством здравоохранения. Ребенок, которому через месяц исполнится 2 года, приблизительно должен соответствовать этим параметрам.

Не стоит отчаиваться и поддаваться панике, если ваша кроха не соответствует указанным параметрам.

Конечно, чтобы быть спокойным за развитие своего малыша, можно обратиться к доктору.

Что умеет делать ребенок в 1 год и 11 месяцев?

Рассмотрим подробно, на что может быть способен маленький человечек всего за месяц до своего двухлетия.

Активно речь малыша начинает развиваться с полутора лет. В возрасте год и 11 он имеет уже достаточный для общения словарный запас. В его лексиконе присутствуют порядка 200 слов, которые он успешно складывает в небольшие предложения.

Напротив, при разговоре со своим крохой нужно четко выговаривать каждое слово. Тогда и речь его быстрее будет становиться правильной и понятной.

Очень полезно читать малышу детские стишки, напевать небольшие песенки. В возрасте год 11 месяцев малыш впитывает информацию, как губка. Он быстро схватывает отдельные фразы и слова, успешно повторяя их и расширяя свой словарный запас.

  • Коммуникабельность

Совсем скоро вашему любимому человечку исполнится 2 годика. Вы устроите праздник, пригласите на него других деток. А умеет ли ваш малыш общаться со своими сверстниками?

За месяц до своей второй годовщины со дня рождения ребенок должен проявлять активное любопытство, стремиться к общению со своими ровесниками, пытаться идти первым на контакт с ними . В этот период между детьми наблюдается своеобразное сотрудничество. Они пытаются вместе выполнить какую-либо работу, к примеру, построить домик из кубиков.

К сожалению, между малышами могут возникать разногласия или ссоры. Кроха, если за несколькими малышами наблюдает один взрослый, может потребовать к себе повышенного внимания, показать задатки будущего характера.

В год и одиннадцать малыш понимает, когда к нему обращаются с просьбой или замечанием. При этом он реагирует на интонацию, выделяя в вашем голосе недовольство, просьбу или одобрение.

Большинство малышей в возрасте года и 11 месяцев охотно идут на контакт даже с малознакомыми людьми.

  • Физическое развитие
  • Ходит и бегает без посторонней помощи.
  • Поднимается и спускается по лестнице, при подъеме опираясь на каждую ступеньку только одной ножкой.
  • Повторяет танцевальные движения, приседает и раскачивается под музыку, марширует.
  • Подпрыгивает на двух или на одной ножке, не падая и не наклоняясь набок.
  • Ловит мяч, бьет по нему в указанном направлении.
  • Умеет пятиться назад.

К двум годам малыш должен быть активным, с интересом играть в подвижные игры и обладать хорошей координацией движения.

Чем ближе двухлетний возраст, тем активнее у детей развивается любопытство и любознательность. Они с интересом изучают все новое и незнакомое.

Для чего нужен режим ребенку? Каким он должен быть у малыша в 1 год 11 месяцев?

Режим дня дисциплинирует малыша и приучает его к порядку. Он знает, что после того, как он проснулся, нужно умыться и почистить зубки. Прием пищи в одно и то же время способствует хорошему аппетиту. Регулярный дневной сон успокаивает нервную систему ребенка.

Распорядок дня малыша в этом возрасте мало отличается от режима полутора или двухлетнего ребенка. Небольшое отличие существует между режимом детишек, которые сидят с мамой дома и теми, кто ходит в ясли. В первом случае утром кроха может поспать подольше. В детсад или ясли маленького человечка придется поднимать утром не позднее 7 часов.

  • 09-00 — 9-30 Подъем, водные процедуры и зарядка
  • 09-30 — 10-00 Завтрак
  • 10-00 — 10-30 Развивающие занятия с взрослыми (лепка, рисование)
  • 10-30 — 12-30 Прогулка и активные игры
  • 12-30 — 13-00 Свободное время (игры с любимыми игрушками)
  • 13-00 — 14-00 Обед
  • 14-00 — 16-00 Дневной сон
  • 16-00 — 16-30 Полдник
  • 16-30 — 18-00 Прогулка
  • 18-00 — 18-30 Развивающие игры с взрослыми (лепка, рисование)
  • 18-30 — 19-00 Свободное время
  • 19-00 — 19-30 Ужин
  • 19-30 — 20-30 Чтение книжек, успокаивающие игры
  • 20-30 — 21-00 Водные процедуры перед сном
  • 21-00 — 9-00 Сон

Данный распорядок дня не является эталоном. Маленькие дети, как и взрослые, делятся на сов и жаворонков. Подстройте режим дня под биологические часики вашего малыша.

Чем кормить ребенка: питание карапуза в 1 год и 11 месяцев

Организм маленького человека значительно отличается от организма взрослого, поэтому для нормального развития и роста малышу необходимо оптимально сбалансированное питание, соответствующее его возрасту. В год и 11 ребенок хорошо управляется со столовыми приборами и умеет пережевывать пищу.

В ежедневном меню обязательно должны быть разнообразные продукты.

  • Курица, говядина или телятина, нежирная свинина. Суточная норма этих продуктов составляет не менее 90 грамм. Обычно мясо подают в виде паровых котлет или мелких и хорошо потушенных кусочков. Можно давать ребенку сосиски или сардельки, но только отличного качества.
  • Рыба. Так как малыш не сможет самостоятельно выбрать косточки, готовить рыбные блюда нужно из филе. Рыбу можно отваривать или тушить с овощами, готовить малышу из нее суп.
  • Печень. Этот продукт очень полезен маленькому организму, так как содержит легко усвояемые высококачественные белки, минеральные соли, гликоген (природный крахмал) и витамины. Печень способствует нормальному пищеварению, благотворно влияя на кровь.
  • Молоко и молочные продукты. В сутки малыш должен потреблять до 200 мл кефира и 600 мл молока (не только в чистом виде, но и с молочными кашами). Кроме того, крохе жизненно необходим творог. Если он не любит кушать его в чистом виде, испеките ему вкусные сырники или сделайте творожную запеканку, а если отказывается от молока, сварите какао. Давайте малышу сливочное масло до 15-20 грамм в сутки.
  • Овощи и фрукты содержат большое количество витаминов и минералов, способствуют нормальному пищеварению. Оптимальным вариантом является использование продуктов, собранных со своего дачного участка. Но если у вас нет такового, старайтесь покупать овощи и фрукты на рынке у мелких российских продавцов, которые продают продукцию со своих приусадебных участков. Там, по крайней мере, не будет нитратов. В сутки малышу достаточно 250 граммов овощей и фруктов плюс 200 граммов картофеля. Не забывайте добавлять в овощные блюда зелень — лук, укроп или петрушку.
  • Крупа. Каши из различных крупяных изделий составляют большую часть рациона ребенка в год и 11 месяцев. Не обязательно варить кашу на молоке. Из круп можно приготовить гарнир, запеканку, биточки или оладьи.
  • Яйца. Продукт содержит такие полезные вещества — лецитин, цистеин и метионин. Вкусный воздушный омлет станет прекрасным завтраком для малыша.
  • Напитки. В магазине имеется огромное количество соков для детей младшего возраста. К ним добавляется обычный (но не крепкий) черный или зеленый чай, компоты из сухофруктов или свежих ягод и кисели.

Приучайте ребенка кушать с хлебом, неважно с каким — пшеничным или ржаным. В нем имеются разные полезные компоненты.

Досуг ребенка в 1 год и 11 месяцев: обучающие и развивающие игры

Чтобы малыш не отставал в развитии от своих сверстников, ему нужно уделять максимум внимания. Если ребенок ходит в детсад, там с ним занимаются методисты и воспитатели. Домашний же малыш может научиться чему-то новому только от близких людей.

В возрасте год и 11 нужно продолжать занятия и игры на развитие мелкой моторики. Рисование, лепка из пластилина, глины или теста, сборка пазлов, нанизывание бусинок не только укрепляют ручки малыша, но и способствуют развитию его речи.

Чтобы развивать интеллектуальные способности крохи, предложите ей разложить по цветам кубики или другие игрушки (красный к красному, зеленый к зеленому и т. д.).

Учите ребенка понятиям большой и маленький. Если у него есть матрешка или другие одинаковые игрушки разного размера, предложите ему выстроить их по росту. С тем же успехом можно разделить игрушки на мягкие и твердые.

Чтобы малыш не заскучал за монотонными ежедневными занятиями, проявите смекалку, и каждый день учите его чему-нибудь новому. К примеру, когда он освоит понятие твердый и мягкий, предложите ему найти и показать все мягкие или твердые предметы в вашем доме.

Чтобы маленький человечек развивался гармонично, уделяйте ему как можно больше времени. На прогулке рассказывайте обо всем, что вас окружает — о растениях, животных, домах или машинах.

Чтобы развить коммуникативные способности, особенно если малыш не ходит в садик, гуляйте с ними на площадке, где много других детишек.

Развитие ребёнка в 1 год и 11 месяцев

Тридцать дней — это много или мало? Всё зависит от того, с какой стороны смотреть. Ровно через тридцать дней вашему ребёнку исполнится два, а пока ему 1 год и 11 месяцев и его развитие активно продолжается. За последний месяц второго года жизни кроха освоит новые умения, с вашей помощью узнает много нового и окончательно превратится во взрослого самостоятельного человека. Конечно, его взрослость более чем условна, но беспомощным в этот период его уже точно не назовешь.

Что должен уметь

Любая мама, ребёнку которой исполняется год и 11 месяцев, интересуется тем, что кроха должен знать и что должен уметь. Начнём со словарного запаса. К этому возрасту дитя успело выучить порядка ста восьмидесяти слов. Объединение слов во фразы и миниатюрные предложения — не редкость, а закономерность. Малыш способен процитировать четверостишие или небольшие отрывки из любимых детских песенок. Кроха быстро реагирует на просьбы, высказанные в его адрес. Хорошо отличает интонацию говорящего.

Что же по поводу обязательных физиологических навыков, вот они:

  • самостоятельная ходьбы, бег;
  • самостоятельный подъем и спуск со ступеней;
  • прыжки на одной ноге;
  • импровизированные танцы;
  • умение приседать;
  • умение пнуть мяч, заставив его катиться в нужном направлении.

Занятия

Последний месяц второго года жизни проходит под знаком бытового развития. Некоторые малыши не только знают, что и как делается в их доме, но и активно помогают родителям. Ни в коем случае не ругайте кроху, даже если своими действиями он изрядно вам мешает. Поощряйте любое желание помочь в быту. Если не знаете, чем занять ребёнка, которому исполнился год и 11 месяцев, попросите его сложить свои игрушки или носочки. Кроха с радостью примется за работу, зная, что помогает маме.

Если вы посещаете с малышом развивающие занятия, то в 1 год и 11 месяцев кроха начнёт демонстрировать вам свои первые результаты. По возможности увлекайте его обучающими методиками в домашних условиях. Рисование, лепка, конструирование — то, что ему особенно по душе в данный период.

В играх стоит делать упор на развитие мелкой моторики. В этом вам помогут паззлы, конструктор и мозаика. Но помните: крохе еще нет двух, поэтому игры, купленные для него в 1 год и 11 месяцев, должны иметь достаточно крупные составные части. В противном случае, как только вы отвернётесь, малыш может отправить частичку игрушки в рот и проглотить.

Начиная с этого момента игрушки могут быть дифференцированы по гендерному признаку. Для мальчиков и девочек в специализированном магазине можно приобрести что-то особенное. Не забывайте и о подвижных играх: прятки — отличный способ весело провести время с крохой хоть в домашних условиях, хоть на пикнике в лесу.

Питание

Рацион ребёнка, которому исполнился 1 год и 11 месяцев — отдельная тема для разговора. С этого момента важно не просто полезно накормить кроху, но и вкусно. Отварная брокколи без соли — не вариант. Повзрослевший малыш будет требовать от вас то, что ему нравится, то, что приносит ему наибольшее гастрономическое удовольствие.

В обязательном порядке меню вашего крохи в 1 год и 11 месяцев должно включать в себя овощи и фрукты. Перетирать их не нужно. Жевательная мускулатура малыша в состоянии справиться с кусочками твёрдой пищи. Именно сейчас пришло самое время познакомить повзрослевшего человека с укропом, салатом, сельдереем и петрушкой. Продумайте, как сделать это максимально правильно и вкусно.

Питание маленького ребёнка в год и 11 месяцев должно быть качественным и полноценным, но родители нередко отмечают, что в этом возрасте чадо плохо ест. Помните, что ненавистные малышом продукты всегда можно заменить более вкусным аналогом. А улучшению аппетита способствуют длительные прогулки на свежем воздухе и физическая активность.

Кроха в год и 11 месяцев спит ровно столько, сколько ему необходимо. Его организм самостоятельно корректирует время сна и перестраивается на новый график. Ночной сон занимает порядка одиннадцати часов, а дневной — порядка трёх.

Если вы заметили, что малыш, которому исполнился год и 11 месяцев, очень плохо спит ночью, не выдумывайте несуществующих проблем. Лучше ответьте на ряд простых вопросов. А гулял ли кроха сегодня? Бегал ли? Много ли играл на свежем воздухе? Прохладно ли в детской комнате? Включён ли увлажнитель? Проветривалась ли комната перед сном? Уверяем вас: как только вы добьётесь положительных ответов на все озвученные выше вопросы, проблемы со сном отпадут сами собой.

Что умеет ребенок в 1 год и 11 месяцев: все о правильном развитии малыша

Что умет делать малыш?

  • В этом возрасте ребенок очень подвижен, он не просто хорошо стоит на ножках, но и бегает, прыгает, кружится, а, следовательно, часто падает. Если малыш слышит ритмичную музыку, он подтанцовывает, машет ручками, и даже может подпевать.
  • В 1 год и 11 месяцев ребенок может построить башню из кубиков, бросить в цель мячик, что свидетельствует о том, что малыш научился хорошо владеть своими пальчиками.
  • Дети в этом возрасте могут проявлять интерес к велосипеду, они нажимают на педали, но крутить их еще не получается. А вот с ездой на самокате ребенок уже может справиться.
  • К этому возрасту малыш может самостоятельно надевать носки и штаны, а некоторым удается даже справляться с простыми застежками на вещах.
  • Ребенок уже может самостоятельно пользоваться горшком.
  • Как правило, к в это время становится понятно, какая рука у малыша доминирующая – правая или левая.

Справка! Психологи не советуют переучивать ребенка, если он более активно пользуется левой рукой.

Посмотрите еще полезное видео:



Что умеет ребенок в 11 месяцев

  1. Ребенок в 11 месяцев умеет самостоятельно вставать и уверенно стоит, держась за опору, или без нее некоторое время.
  2. Малыш умеет садиться и присаживаться из положения стоя. Теперь чтобы поднять что-то с пола малышу достаточно просто присесть.
  3. Одни детки в 11 месяцев уже ходят самостоятельно, другие ходят за ручку, или опираясь на что-нибудь. Если кроха еще не ходит, не нужно его торопить. Малыш начинает ходить самостоятельно тогда, когда его костно-мышечный аппарат достаточно развит и готов к подобной нагрузке.
  4. Малыш кушает самостоятельно, используя ложку, и руки, пьет из кружки, держа ее двумя руками. Так же кроха осваивает чистку зубов и умывание, естественно с помощью и под контролем мамы.
  5. Ребенок в 11 месяцев спускается и взбирается на кровать, диван, кресла. Открывает и закрывает все шкафы, ящики, комоды. Легко включает окружающие его вещи и мебель, которые может достать, в свои игры (толкает стулья, стучит посудой и.т.д.).
  6. У малыша к одиннадцати месяцам прорезалось от четырех до восьми зубов.

Что умеет ребенок в 10 месяцев ЧИТАТЬ

Порядок и сроки прорезывания зубов

Особенности психоэмоциональной сферы

  • У ребенка в 1 год и 11 месяцев психологическая сфера продолжает активно развиваться, но происходит это немного медленнее, чем это было на первом году жизни. Длительность бодрствования увеличивается до 4-5 часов.
  • Малыш становится более независимым и начинает проявлять свой характер.
  • Некоторые дети капризничают – сжимают губы, если не хотят чистить зубы и кушать нелюбимую еду, отказываются мыть голову шампунем и так далее. Родители должны научиться договариваться с ребенком, не кричать, но и ни в коем случае не потакать капризам.
  • К этому возрасту у ребенка обостряется чувство свободы. Малыш может убегать от взрослого при каждой удобной возможности, но, если он увидит, что его никто не ищет, а родителей нет в поле зрения, он может почувствовать себя брошенным и сильно испугаться.
  • Малыш этого возраста в семье – это время, когда родители должны быть очень терпеливыми и понятливыми, ведь бунтарство и борьба – это естественный этап развития человека, в результате чего ребенок вырабатывает в себе привычку к устоям социума.

Ребенок в 11 месяцев. Речь и общение.

Малыш продолжает активно осваивать новые слоги, слова, жесты. Уже произносит простые слова (мама, папа, дай) и связывает их с людьми или действием. Развитие речи у каждого малыша идет своими темпами. Одни говорят больше слов, другие чаще используют жесты, но каждый малыш развивается, и каждый день его речь становится лучше.

Кроха пытается повторять слова за взрослыми. При этом копирует не только само слово, но и интонацию, с которой его произнесли. Так же малыш повторяет действия с определенными предметами, которыми пользуются родители. Пытается расчесаться расческой, звонит, если у него в руках окажется телефон.

Общение с ребенком становится двухсторонним. Малыш умеет просить то, что ему нужно, показывая на предмет, или с помощью слова «дай». Понимает многие несложные просьбы (дай, возьми, пойдем и другие). Умеет показывать то, что у него просят показать, при условии, что мама часто занимается подобным с малышом. Просит показать любимую игрушку, носик, папу и.т.д. и первое время помогает крохе.

Речевые способности


Высокий познавательный интерес у ребенка в этот период жизни делает его очень восприимчивым к любой информации, которая исходит от взрослых.
Любознательный малыш в это время задает вопрос «почему». И взрослый человек должен правильно отреагировать на этот вопрос, и завязать доброжелательный и терпеливый диалог.

В лексике малыша к этому возрасту присутствует около 130-170 слов, ребенок может объединять их, создавая фразы и предложения.

В этом возрасте нужно больше читать ребенку сказок, учить вместе с ним детские стишки, чтобы не только развивать артикуляционный аппарат, но и увеличивать словарный запас.

Интеллект

Дети в этом возрасте много говорят, смеются и радуются, когда с ними общаются близкие люди. Улучшаются моторная ловкость, координация.

Основным видом деятельности для ребенка 1 года и 11 месяцев является предметная деятельность – он знакомится со свойствами предметов, развивается сенсорное развитие. Малыш учится перемещать предметы в пространстве, а также действовать предметами относительно друг друга.

Память тоже претерпевает изменения – у ребенка формируются воспоминания. Сначала они возникают на наглядной ситуации, малыш может увидеть чашку с отбитой ручкой, и сказать, что это он уронил чашку и она разбилась, или если ребенку предложить пойти гулять, он будет искать одежду и обувь для прогулки.

Что касается речевых навыков, до полутора лет ребенок учится понимать речь, к двум годам его словарный запас увеличивается, а также обогащается мимика и жестовая речь. Формируется речевое мышление – ребенок производит действия и обозначает их словами.

Ребенок начинает подражать взрослым – «читать газету», «разговаривать по телефону», «наряжаться» и так далее.

Однако потребность малыша в общении со взрослыми остается большой. То есть его эмоциональное состояние, активность и интеллектуальное развитие напрямую зависит от того часто ли играют и разговаривают с ним взрослые.

Рацион питания


В этом возрасте ребенка надо кормить не только полезно, но и вкусно.
Фрукты и овощи должны обязательно присутствовать в рационе, перетирать их уже не нужно – малыш уже может справляться с твердой пищей.

Просто сварить брокколи без соли – уже не вариант.

Наверняка ребенку понравится одно из следующих блюд:

  1. Суп с фрикадельками. В 150 мл бульона добавить мелко нарезанный картофель, пассированные лук, перед и морковь, и сварить до готовности. Чтобы приготовить фрикадельки потребуется измельченный кусочек говядины, соль, перец, половина яйца. Фрикадельки отварить, перед подачей положить в суп, и украсить блюдо зеленью.
  2. Банановые оладья. Замесить на кефире или молоке тесто для оладий, добавить в него пюре из измельченных бананов, хорошо перемешать. Выпекать на растительном масле. Оладья можно полить сметаной или медом, если у ребенка нет аллергии на продукты пчеловодства.

Особенности гигиены и ухода

В 1 год и 11 месяцев ребенок может частично сам следить за своей гигиеной – мыть руки перед едой или после прогулки. Но все остальное пока еще лежит на плечах родителей.

Чтобы гигиенические навыки закрепились нужно каждый день купать ребенка, помогать ему чистить зубы, причесывать, периодически стричь ногти и чистить ушки. Какие-то процедуры, например, чистка зубов, можно доверить малышу, но родители при этом должны внимательно следить, и помочь ребенку довести начатое до конца, если он не справляется сам.

Ребенка надо регулярно стричь, перед тем как впервые идти с ребенком в парикмахерскую, нужно проиграть с ним эту ситуацию – «постричь» куклу или зайца, так малыш будет чувствовать себя увереннее в незнакомой обстановке.

Поведение малыша 2 лет 11 месяцев и реакция родителей

Новые черты характера, проявляющиеся в 2 года 11 месяцевПравильная реакция родителей на поведение ребенка
Своеволие
Проявляет себя желанием ребенка делать все своими ручками, независимо от того, получается у него или нет.
Выходом из ситуации является компромисс. К примеру, кроха хочет сам донести тяжелую сумку из магазина, хотя у него не хватает на это сил. Предложите малышу нести сумку вместе, вы – за одну ручку, он – за другую. Умейте договариваться с карапузом, не доводя дела до конфликта, так как жесткий запрет только усугубит ситуацию и вызовет усиление негативной реакции.
Упрямство
Родителям нужно научиться отличать упрямство от настойчивости. Упрямство – это желание добиться чего-либо, независимо от того, нужно это сейчас ребенку или нет. Для него главное – настоять на своем.

Настойчивость – хорошее качество, помогающее достичь цели, несмотря на трудности.

В такой ситуации важно не усугублять конфликт, а разрешить проблему спокойно, без ненужных эмоций.

Режим дня и сна

Правильный режим дня ребенка в 1 год и 11 месяцев выглядит так:

  • 7.30 — пробуждение и гигиенические процедуры;
  • 8.00 – завтрак;
  • 9-10.30 – прогулка;
  • до 12.00 – творческие занятия дома;
  • 12.00 – обед;
  • до 15.00 – сон;
  • до 16.00 – спокойные игры дома;
  • 16.00 – полдник;
  • до 18.00 – прогулка;
  • 18.30 – ужин;
  • до 20.30 – спокойные игры дома;
  • 20.30 – гигиенические процедуры;
  • 21.00 – сон.

Ребенок в 11 месяцев вес и рост

Скорость роста малыша, с момента рождения заметно снизилась. Он подтянулся и визуально похудел. Это связано с тем, что активность крохи выросла. За одиннадцатый месяц ребенок прибавил в весе около 200 грамм, и подрос на 1 – 1,5 сантиметра. Окружность головы увеличилась на 0,5 сантиметра, окружность груди на 0,5 – 1 сантиметр.

Таблица показателей веса, роста и объемов мальчиков и девочек в 11 месяцев

Таблица составлена с использованием данных ВОЗ, в ней представлены физические показатели здоровых детей в 11 месяцев.

Нормы роста и веса детей ТАБЛИЦЫ ВОЗ СМОТРЕТЬ

Средний показатель веса в 11 месяцев девочки – 8,7 килограмма, мальчики – 9,4 килограмма. Рост у мальчиков 74,5 сантиметра, у девочек 72,8 сантиметра.

Массаж

Профилактический массаж нужен не только детям, у которых есть патологии и отклонения в развитии, но и совершенно здоровым малышам. Но к в это время заставить лежать малыша спокойно сложно, поэтому проводить массаж нужно в игровой форме, например, придумать сказку и проводить массаж в соответствии с действиями сказочного героя, или дать малышу игрушку, чтобы он делал массаж одновременно с родителями.

Массаж ребенка данного возраста предполагает использование следующих приемов:

  • поглаживания;
  • растирания;
  • разминания;
  • легкие поколачивающие движения.

Справка! Правильно сделанный массаж оказывает положительное влияние на дыхательную, опорно-двигательную и нервную систему, систему кровообращения. Кроме того, улучшается обмен веществ, повышается иммунитет.

Занятия с малышом

Развивающие занятия с ребенком должны проводиться регулярно, так как в этом возрасте мозг малыша активно развивается, и ребенок готов получать и усваивать информацию.

Обязательно нужно читать ребенку книжки, и обязательно анализировать прочитанное и отвечать на вопросы. Очень полезно учить детские стихи, важно заинтересовать ребенка, поэтому читать стихи надо с паузами и эмоциями.

Учить малыша цифрам конечно рано, но некоторыми математическими понятиями он конечно уже должен владеть – мало, много, большой, аленький и так далее. Можно научить ребенка считать до трех, а также дать понятие о простых геометрических фигурах.

С этого возраста можно учить ребенка лепить из пластилина, дать ему краски и карандаши. Лучше всего покупать раскраски с простыми рисунками, где все детали большие.

Для развития мелкой моторики можно заниматься с ребенком пальчиковой гимнастикой – как вариант «Ладушки», «Сорока-белобока».

Ребенок к 1 году и 11 месяцам начинает испытывать потребность в общении со сверстниками, родители должны учить ребенка правильно строить отношения, не ссорится, учиться играть вместе.

К этому возрасту ребенку будут интересны игрушки из следующих категорий:

  • развивающие – лото, мозаика, пазлы, краски,
  • обучающие – игрушечная посуда, лего, конструкторы с крупными деталями,
  • для активных игр – мячи, мини-кегельбаны, железные дороги, мини-баскетбол на липучке,

Кроме того, малыш будут с удовольствием играть с различными говорящими и музыкальными игрушками, мальчики в этом возрасте любят играть с машинками, наборами инструментов, девочкам придется по душе кукольный домик, гладильная доска, посудка, игрушечный медицинский набор.

Советы родителям

Дети в 1 год и 11 месяцев уже начинают осознавать свою половую принадлежность, потому мальчиком нужно объяснять о том, что обижать и драться с девочками недопустимо, а девочкам нужно прививать навыки готовки и ведения домашнего хозяйства – купить набор детской посуды и учить «готовить».

Очень важно в это время развивать ребенка разносторонне, воспитание должно быть эстетическим, моральным, интеллектуальным и физическим. Если ребенок не очень любит чтение, не стоит его заставлять слушать сказки, замените их обучающими мультфильмами. Если родители будут настаивать на книгах, впоследствии у ребенка может развиться стойкое нежелание читать.

Родители должны понимать, что у малыша в этом возрасте уже есть свой темперамент.

  • Сангвиники – это беспроблемные дети, но при этом хитрые и их невозможно заставить делать то, чего они не хотят.
  • Меланхолики – ранимые дети, которые склонны к обидам. На них нельзя кричать, особенно в присутствии других детей.
  • Флегматики – медлительны и сонливы, с такими малышами нужно постоянно заниматься совместной деятельностью и стараться вовлекать их в активные игры.
  • Холерики – подвижные и шумные дети, которые могут проявлять агрессию к сверстникам – наказывать физически за это нельзя, но и игнорировать тоже.

Основной задачей родителей является формирование характера малыша, который сгладит минусы темперамента. Только индивидуальный подход позволит сделать это максимально мягко и эффективно.

Если ребенок весит больше нормы

Чрезмерно большой вес нередко можно встретить у детей, находящихся на искусственном вскармливании. Ребенка могут кормить смесью, которая дает больше калорий, чем малышу реально необходимо. Нередко масло в огонь подливает мама, которая пробует разведенную смесь и в следующий раз в нее добавляет меньше воды.

Часто родители сами дают больше еды, чем необходимо ребенку, полагая, что тот прекратит есть, когда насытится. Ребенок в любом случае будет удовлетворять сосательный рефлекс, даже если не голодный. Калории лишние забрать себе может запросто.


11-месячный ребенок

Если избыточный вес наблюдается у ребенка, находящегося на грудном вскармливании, то это более серьезно. Возможно, у малыша в 11 мес. нервная система плохо контролирует желудочно-кишечный тракт. Хотя причина излишнего веса может просто лежать в генетике. Это должен будет выяснить врач. Лишний вес может набрать и ребенок, получающий прикорм.

Возвращение веса в норму

В зависимости от причины, вес в норму можно вернуть с помощью нормализации режима питания, увеличения физической активности или, обратившись к педиатру. Самостоятельно лучше не гадать, почему ребенок набрал лишний вес, потому что на кону стоит его здоровье. Лучше проконсультироваться с профессиональным врачом.

Теперь читатель знает, сколько должна весить девочка в 11 месяцев (или мальчик) и, когда не стоит переживать за свое чадо.

Развитие ребенка в 1 год и 11 месяцев

Ребенок в 1 год и 11 месяцев может демонстрировать своеобразный регресс в поведении.

Малыш, еще вчера всеми силами отстаивающий свою независимость, сегодня покорно бежит к маме и просится на ручки. Как происходит развитие ребенка в 1 год и 11 месяцев? Понаблюдаем за ним внимательнее.

Общее развитие ребенка в 1 год и 11 месяцев

Все предыдущие месяцы второго года жизни малыш любыми способами доказывал собственное право на свободу и самостоятельность. Он злился, бурно протестовал и отвергал помощь и участие взрослых. Ребенок в 1 год и 11 месяцев совсем не похож на вчерашнего бунтаря. Он целый день не отходит от любимого взрослого, ластится, просится на руки. Такое кардинальное изменение поведения обусловлено взрослением и своеобразным привыканием к этому миру. То, что раньше воспринималось как исследование, постижение нового и непознанного, теперь приобрело характер обыденной повседневной деятельности. Поэтому стимул для борьбы временно пропадает, и возвращается естественное проявление сильной привязанности к родителям.

Благодаря интенсивному физическому развитию ребенок в 1 год и 11 месяцев становится очень ловким и активным. Он самостоятельно спускается с лестницы, ловит и бросает мяч, играючи преодолевает небольшие препятствия. Малыш с удовольствием занимается совместной деятельностью со взрослыми и жадно впитывает новые знания.

Речь в 1 год и 11 месяцев

Повышенный познавательный интерес делает ребенка невероятно восприимчивым к любой информации, исходящей от родителей. Наступает идеальное время для развития активной речи. Любознательный ребенок в 1 год и 11 месяцев произносит свое первое «почему». И взрослому очень важно правильно отреагировать на этот главный вопрос, вступив в терпеливый и доброжелательный диалог.

Уход за ребенком

В этом возрасте малыш – уже вполне самостоятельный человек, владеющий элементарными бытовыми навыками и знающий правила личной гигиены. Задача родителей – продолжать следить за соблюдением режима дня и при необходимости направлять его действия.

Питание малыша

Ребенок в 1 год и 11 месяцев питается 4 раза в день. Меню включает нежирные блюда: каши, супы, салаты, пюре, куриные и говяжьи котлеты, омлет, запеканку, блины и оладьи без масла. Запивать пищу лучше компотом, соком, киселем.

Сон в 1 год и 11 месяцев

Спит кроха в среднем 11 часов, из них 2 часа приходятся на дневной отдых ребенка. Чтобы не возникало проблем с укладыванием, важно ежедневно гулять с и читать перед сном волшебные сказки.

Безопасность

Сейчас основные правила безопасности ребенка связаны с его пребыванием на улице. Малыш очень подвижен и резок, но по-прежнему не защищен от опасностей окружающего мира. Находясь на свежем воздухе, взрослому не стоит отпускать чадо далеко от себя и уж тем более не следует оставлять его одного.

Чему научить ребенка?

В связи с возросшей любознательностью ребенок в 1 год и 11 месяцев становится примерным учеником, способным освоить любой навык. А поскольку совместные действия с любимым взрослым доставляют ему особую радость, то и обучающие занятия целесообразно проводить в форме совместной игры. Подобным образом можно начать знакомить малыша с алфавитом и счетом.

Развивающие игры

К числу полезных игр, которыми может увлечься ребенок в 1 год и 11 месяцев, относятся следующие варианты.

Угадай где. Взрослый кладет игрушку под одну из трех одинаковых емкостей, переставляет их и просит малыша указать, где находится спрятанный предмет.

Собери картинку. Необходимо вырезать из картона несколько картинок и разделить каждую на две части. Затем вручить ребенку первую часть одного из изображений, а оставшиеся детали перемешать. Ребенок должен отыскать вторую часть, собрав тем самым целую картинку. Задание сложное, поэтому по мере его выполнения малыша надо направлять вопросами и снабжать подсказками.

Найди пару. Для игры следует приготовить два полотенца, два носка, две варежки, по усмотрению взрослого. Далее необходимо все перемешать и помочь ребенку заново распределить предметы по парам. Такое развлечение можно сделать еще интереснее, подобрав для его проведения соответствующую считалку или стишок.

Моторная алалия – содержание коррекционной работы логопеда

Если ребенку по результатам логопедического обследования поставлен диагноз «моторная алалия», нужно начинать специальные коррекционные занятия.

На самом деле, чем раньше начата коррекция, тем большую часть речевых нарушений можно преодолеть к началу обучения в школе.

Почему нужно начинать занятия как можно раньше?

Возраст от рождения до 5 лет – сензитивный (наиболее благоприятный) период для исправления речевых нарушений. Дело в том, что именно в раннем и дошкольном возрасте происходит интенсивное формирование мозга, развитие его функций.

Ученые-физиологи считают, что тренировать функции центральной нервной системы нужно тогда, когда они формируются естественным путем. Так они легче поддаются тренировке. А без соответствующей поддержки развитие этих функций может остановиться и вообще прекратиться.

Его исследования продолжили такие нейрофизиологи с мировым именем, как А.Р. Лурия, Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин.

Исследования современных психологов доказали, что речь и поведение ребенка с недоразвитием регулирующей функции отличается такими особенностями:

  • Действия таких детей импульсивны.
  • Они не замечают своих ошибок.
  • Дети легко отвлекаются, теряют «конечную» задачу.
  • Они затрудняются установить последовательность мыслительных операций.
  • Дети с недоразвитием речи не могут затормозить побочные ассоциации.

Работая с детьми, которым поставлен диагноз «моторная алалия», логопед не может не учитывать эти отличительные черты их деятельности.

Как логопед организует процесс обучения?

Наиболее продуктивно идут такие занятия, если они проводятся индивидуально.

Если в работе участвует группа детей, то она не должна быть больше 3 человек.

Все задания предлагаются только в игровой форме, причем в начале работы большинство заданий не требует участия речи.

  • На развитие памяти и внимания;
  • На развитие мелкой и крупной моторики;
  • На развитие мышления;
  • На развитие представлений о форме, цвете и величине предметов.

Параллельно логопед внимательно наблюдает за ребенком, за тем, какие речевые проявления ему доступны, каков уровень понимания речи, имеется ли в обиходе фразы, сколько слов он может произносить самостоятельно.

Логопед не имеет права принуждать малыша что-то сказать, повторить за ним, если у того нет желания это делать. Вполне возможно, что в семье злоупотребляли словами «скажи, повтори», и у ребенка на них уже выработался отрицательный рефлекс, негативная реакция. Логопед постарается заменить эти слова другими — например, «подскажи, отгадай».

Вполне возможно, что он сам будет спрашивать и сам отвечать на свой вопрос. Если неговорящему ребенку стали доступны звукоподражания, то допускается повторить за ним 1-2 раза эти звуковые реакции (ме-ме, ав-ав, би-би, мяу, ж-ж-ж).

Обязательное условие продуктивной работы – многократное повторение одного и того же речевого материала. Здесь логопеду приходится приложить все свое мастерство, чтобы сделать занятия интересными для ребенка.
Что делать родителям, если есть подозрения на моторную алалию у ребенка?

Этапы формирования устной речи

Дети, которым установлен диагноз «моторная алалия», приходят к логопеду с различной степенью речевого недоразвития. Одни дети к 2-3 годам осваивают первые слова, а к 3-4 – первые фразы, другие и в 4-5 лет не могут произнести ни звука, то есть страдают от полного отсутствия речи. Такое расхождение требует индивидуального подхода к каждому ребенку.

Начиная работу, логопед строит ее на базе того, что уже достигнуто ребенком. При этой речевой патологии страдает грамматика речи, активный словарный запас, произношение отдельных звуков или целых звуковых групп, но понимание речи практически не страдает.

  1. Однословное предложение.
  2. Первые формы слов.
  3. Двухсоставное предложение.
  4. Предложение из нескольких слов.
  5. Расширение объема предложения. Сложное предложение.

Эта система работы предложена коллективом авторов в лице Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой — известными специалистами в области логопедии и дефектологии.

Материал дается с постепенным усложнением, начинается с освоения первых слов и заканчивается построением развернутой фразы. В основу методики положена такая единица речи, как предложение.

Первый этап – однословное предложение

Если ребенок не имеет практически никакой речи, задача логопеда на первых занятиях – вызвать желание подражать взрослому, любые голосовые реакции.

Если малыш с трудом понимает обращенную к нему речь, преподаватель работает еще и над развитием ее понимания.

Детям показывают и называют:

  • Их игрушки.
  • Части тела.
  • Предметы обихода.
  • Распространенные явления окружающей жизни (вода, солнце, дом, самолет).
  • Действия, которые выполняют он и его близкие.

Все эти слова логопед повторяет многократно, показывая картинки, предметы или действия.

Параллельно с этой работой логопед создает условия для того, чтобы ребенку захотелось ему подражать. Неважно, в какой форме он будет произносить слова, выражать свои желания, называть предметы или действия — главное, что появилась потребность подражать словам взрослого.

Дети нюхают цветы (ах), показывают, как плачет девочка (уа-уа), падает игрушка (бух), плачет мышка (и-и-и), и стонет мишка с больным зубом (н-н-н). Творческий педагог имеет в своем арсенале огромное множество логоритмических упражнений с возможностью договаривания детьми отдельных слогов или слов. «Мы пришли и сели, играем на трубе, подудим в свою трубу» (Дети: ту-ту-ту, ду-ду-ду).

У малышей вызывают доступные их произношению имена близких (ба, дя, ля), просьбы (на, дай), подражания крикам животных (пи-пи, ко-ко, мяу, ав-ав), звучанию музыкальных игрушек (бум-бум, ля-ля, динь-динь), шумам и стукам (бух, ап), междометиям (ай, ой, ох).

Второй этап – первые формы слов

На этом этапе детей учат соединять слова в двухсловную фразу. Здесь так же не исправляют детские словечки, предпочитая, чтобы дети соединяли их в «исходной» форме.

Адём амо – идем домой, баба куся – бабушка кушает. Детей учат произносить слова из 2, далее — из 3 слогов, подчеркивая ударный слог (вата, киса, муха, вода, лиса, кубики, молоко, машина).

Дети отдают команды игрушкам или сверстникам, близким (иди, сядь, пой, ешь, мой, помоги), соединяют в одной фразе обращение и глагол (Маша, лови. Коля, иди).

Третий этап – построение двусоставного предложения

Этот этап считается своеобразным переломным моментом: речь одних детей начинает бурно развиваться, а у других все проявления приобретают затяжной характер.

Если ребенок не чувствует грамматику языка, ему предлагают такие задания:

  • Различение слов, отличающихся только одним звуком (полено-колено).
  • Различение глаголов, близких по звучанию (несут-везут, висит-стоит).
  • Различение действий, противоположных по смыслу (застегни-расстегни).
  • Определение лица, выполнившего действие (Саша упал, Саша упала).
  • Работа с предлогами в, над, за, под, перед, из-под.
  • Различение прилагательных, противоположных по значению (большой — маленький, толстый — тонкий).

Чтобы научить детей составлять предложения, их просят подобрать название предмета к действию, сравнить сюжетные картинки, где действия выполняют один или несколько лиц. Дети договаривают слова и словосочетания в стихотворениях.

Для усвоения слоговой структуры слова детей учат делить слова на слоги, отстукивая слоги или прохлопывая их.

Четвертый этап – предложения из нескольких слов

На этом этапе детей учат словоизменению, обращая их внимание на «конец» слова, просят, чтобы они отвечали полным предложением на вопрос взрослого.

Теперь некоторая часть занятий уделяется звукопроизношению, подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков.

Детям предлагаются такие задания:

  • Ответы на вопросы по сюжетным картинкам.
  • Выполнение поручений и проговаривание выполненных действий.
  • Изменение слов по родам и числам.
  • Обучение умению составлять вопрос.
  • Заучивание двустиший.
  • Слушание маленьких рассказов и ответы на вопросы по их содержанию.

Пятый этап – расширение объема предложения. Сложное предложение

На этом этапе детей учат согласовывать прилагательные и существительные, подбирать определения к предметам, заучивать стихи их 4-6 строчек, составлять предложения с однородными членами.

После усвоения этих умений детей учат составлять сложные предложения, используя игры:

  • «Что сначала, что потом».
  • «Угадай, где ошибся».
  • «Сам не знаю, что буду делать».
  • «Скажи, почему ты выбрал эту игрушку».
  • «А что ты хочешь?».
  • «Что тебе сказали по телефону».

Дальше идет работа по совершенствованию речи и обучению более сложным ее формам.

Кропотливая и долговременная работа логопеда при поддержке родителей ребенка обязательно приведет к решению проблемы — обучения ребенка с моторной алалией правильной и красивой речи.

Важно помнить, что этот процесс требует терпения и времени, объединения усилий логопеда, педагога — психолога и родителей малыша.

Читайте так же:

  • Когда начинать учить ребенка читать, чтобы не навредить — советы специалистов
  • Биллинговые дети в реальном мире — возможные трудности и перспективы развития
  • Методики преподавания английского языка с 2 лет
  • Какие занятия позволяют детям развивать память?
  • Как научить ребенка определять время по часам?

Один комментарий:

«Возраст от рождения до 5 лет – сензитивный (наиболее благоприятный) период для исправления речевых нарушений. Дело в том, что именно в раннем и дошкольном возрасте происходит интенсивное формирование мозга, развитие его функций.» — что исправлять( в понятии» корректировать») от рождения, формировать , развивать согласна, Коррекция всегда идет после определения нарушений в формировании чего либо, в т.ч. и речи. Это введение родителей в заблуждение.

Принципы коррекционной работы логопеда при моторной алалии

Коррекционная работа логопеда при моторной алалии проводится в раннем детском возрасте. Многие родители имеют ошибочное мнение, начиная занятия после пяти лет. Специалисты рекомендуют записаться к логопеду сразу после того, как малышу поставили диагноз. Своевременная коррекция позволит быстро избавиться от речевого дефекта, в то время как игнорирование проблемы может привести к возникновению новых. Например, психологи отмечают, что дети с недоразвитой речевой функцией более импульсивны и рассеяны.

Особенности нарушения речи и ее коррекции

Дети отстают в развитии речи по следующим причинам:

  • патологии при беременности;
  • снижение функций артикуляционного аппарата;
  • ухудшение слуха;
  • отставание в общем развитии;
  • генетическая особенность;
  • недостаточное внимание к ребенку со стороны родителей.

Во время коррекции речи может использоваться лекарственное лечение, но основой восстановительного процесса является работа психологов, педагогов и логопедов. Длительность коррекции зависит от интенсивности проведения занятий, сложности алалии и общего психологического состояния ребенка. Создав благоприятные условия для устранения дефекта, справиться с проблемами речи вполне возможно в период дошкольного возраста.

Классификация и основные характеристики заболевания

Алалия – это серьезное нарушение речи, спровоцированное поражением речевого центра мозга. Патология может развиваться в первые три года жизни или на этапе внутриутробного развития. Заболевание имеет следующие симптомы:

Пациент с такими симптомами нуждается в логопедическом и неврологическом обследовании. При лечении алалии используется метод восстановления речевых функций, лекарственные препараты. Комплексный подход включает развитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических процессов.

В медицинской практике встречаются следующие виды алалии:

  • сенсорная;
  • смешанная;
  • моторная.

Коррекция сенсомоторной алалии направлена на устранение дефектов коркового отдела, который отвечает за речь и слух. Задачей врачей является восстановление синтеза звуков и коркового анализа.

Часто встречаются ситуации, при которых ребенок может сохранять функции физического слуха, но не понимать речь людей

Причины развития алалии у детей

Алалия развивается у плода или ребенка по следующим причинам:

  • различные токсикозы;
  • травматизм плода во время беременности;
  • внутриутробные инфекции;
  • гипоксия;
  • преждевременные или скоротечные роды;
  • следствия применения акушерских инструментов.

В первые годы жизни риск возникновения патологии максимально высокий. Часто алалия сопровождается развитием других детских заболеваний. Пациенты, больные рахитом, менингитом, энцефалитом, попадают в зону риска. Операции, проведенные под общим наркозом, также могут привести к дефектам корковых центров речи.

Важная роль раннего лечения алалии

В дошкольном возрасте психика детей более гибкая, поэтому коррекция дефектов речевых центров в этот период особо эффективна. В раннем возрасте ребенок имеет больше шансов полноценно развить речевые функции и избавиться от проблем с восприятием звуков. При работе с малышами врачи используют игровой подход, чтобы заинтересовать и увлечь ребенка. Пациентов не принуждают к каким-либо действиям. Эффективное лечение возможно только в том случае, если ребенок сам хочет выполнять задания логопеда.

В школьном возрасте шансы на полное восстановление существенно снижаются. При правильном лечении вполне возможно значительно улучшить ситуацию, но избавиться от всех симптомов вряд ли получится. Планирование логопедических занятий осуществляется с участием психологов и при необходимости физиологов.

Неблагоприятные факторы и отсутствие нормального социального развития могут стать причиной алалии. При дефиците речевого контакта риск развития этой патологии существенно возрастает. Чаще всего страдают дети из неблагополучных семей, чьи родители не уделяют должное внимание развитию речевых функций своего ребенка.

До трех лет основные функции центральной нервной системы формируются естественным путем. По мнению ученых, этот период жизни является оптимальным для работы с логопедами и психологами

Этапы формирования устной речи при алалии

Логопедическая работа при моторной алалии зависит от степени речевой недоразвитости. Индивидуальный подход является принципом. На первом сеансе логопед оценивает реальные навыки ребенка, а также перспективы улучшения речевой функции. При алалии наблюдаются следующие проблемы:

  • грамматические ошибки в речи;
  • дефекты в произношение отдельных звуков или целых звуковых групп;
  • бедность словарного запаса.

Несмотря на сложность в воспроизведении слов и предложений, понимание речи остается на нормальном уровне. В процессе лечения задания подаются с постепенным усложнением. На первых занятиях ребенок пытается выговорить отдельные слова. При окончании коррекции пациент должен уметь выговаривать целые фразы и предложения.

Однословное предложение

При сложных случаях алалии ребенок не может выговаривать даже отдельных слов. В данной ситуации психологический подход используется в обязательном порядке. Задачей логопеда является выработка в пациенте желания подражать взрослым. На этом этапе необходимо добиться любых голосовых реакций.

В некоторых случаях требуется и работать с развитием понимания. Иногда дети не идентифицируют обращенную к ним речь. Для достижения положительной динамики в лечении ребенку называют и показывают следующие объекты:

  • игрушки;
  • бытовые предметы;
  • части тела;
  • природные явления и предметы обихода;
  • типовые действия окружающих людей.

Для закрепления четкого понимания слова многократно повторяются, чтобы ребенок мог надолго запомнить их и понять механизм произношения. Специалист вызывает интерес пациента, подкрепляя свои действия эмоциями и восклицаниями.

Первые формы слов при алалии

Логопедия на втором этапе учитывает методы, которые направлены на соединение отдельных слов во фразы. Изначально дети учатся произносить фразы из двух слов. После этого ребенок может начинать учиться строить более сложные речевые конструкции. Логопед делает акцент на ударение, чтобы ребенок мог четко понимать правильное произношение.

Построение двусоставного предложения

На третьем этапе происходит переломный момент. В зависимости от характера и когнитивных способностей дети начинают входить в активную фазу речевого развития или медленно осваивать более сложные конструкции. При отсутствии положительной динамики детям предлагают выполнить следующие упражнения:

  • различать слова, которые отличны только по одному звуку;
  • идентификация глаголов, которые близки по произношению;
  • различие действий, которые имеют противоположное значение;
  • определение личности, которая выполняет определенное действие;
  • изучение предлогов и их использования;
  • работа с антонимами.

Для достижения желаемого результата дети учатся сравнивать сюжеты на картинках, подбирать названия к предметам, различать действия разных людей. Пациенты учатся раскладывать слова на слоги, слушая звуковые подсказки от логопеда. Специалист может отстукивать или отхлопывать звуки. Эффективным упражнением является подбор слов в простом четверостишье. В конце данного этапа дети могут понимать суть коротких рассказов и стихов, на слух распознавать подлежащие и сказуемые, составлять фразы, усваивать слоговой рисунок.

Предложения из нескольких слов

На данном этапе необходимо добиться результата, при котором ребенок будет отвечать на вопрос взрослого полным предложением и четко оформленной мыслью. Большая часть занятий уделяется звукопроизношению. Усилия логопеда направляются на подготовку артикуляционного аппарата к построению устойчивых звуковых конструкций. Дети выполняют следующий перечень заданий:

  • ответы на вопросы по сюжету картинки;
  • выполнение определенных упражнений и проговаривание результатов;
  • изменение слов по числам и родам;
  • изучение коротких стихов;
  • прослушивание небольших рассказов и их краткий пересказ;
  • ответы на вопросы по сюжету рассказов.

В конце данного этапа дети получают навыки для воспроизведения устной речи. При положительной динамике пациенты способны произносить слова с тремя и четырьмя слогами.

Расширение объема предложения. Составление сложных предложений

Дети учатся согласовывать прилагательные и существительные, подбирать определения для различных предметов, запоминать небольшие стихотворения, строить предложения с однородными частями речи. С помощью применения специальных игр, логопеды учат детей составлять сложные предложения.

В конце этого этапа речь пациента становится правильной, но не исключены варианты малозаметных дефектов.

Коррекция речи – это длительный процесс, который требует внимания от специалистов и родных. Если родители уделяют время ребенку, занимаются его развитием, тогда положительный результат не заставит себя долго ждать

Логопедический массаж при речевых расстройствах в качестве эффективного метода лечения

Логопеды-дефектологи используют различные подходы к развитию речи детей. Специальный массаж позволяет оказывать механическое воздействие на лицевые мышцы, что способствует развитию речевой функции. Такие процедуры приводят к следующим положительным результатам:

  • насыщение клеток ткани полезными веществами;
  • укрепление мышц;
  • ускорение движения лимфы.

Заключение

Лечение алалии – это сложный и трудоемкий процесс, который требует участия психологов, педагогов, логопедов и родителей ребенка. После постановки диагноза начинать коррекцию речи необходимо как можно раньше, чтобы достигнуть положительного результата. Применение индивидуального подхода к каждому ребенку позволяет максимизировать успешность работы. В случае групповых занятий в одной группе может заниматься не более трех детей.

Моторная алалия. Коррекция моторной алалии на занятии логопеда: Видео

Читайте также:  Игры для детей с моторной алалией - как развиваем речь ребенка в игре
Добавить комментарий