Как объяснить ребенку, что такое честь и достоинство?

«Честь и достоинство и в чем они проявляются»

автор: Сухарева Анастасия Васильевна

Воспитетель ГКОУ КК «Школа-Интернат»

«Честь и достоинство и в чем они проявляются»

Тема : Честь и достоинство, в чём они проявляются.

Цель : знакомить обучающихся с нормами поведения подростков; способствовать воспитанию отрицательного отношения к табаку, алкоголю, наркомании; учить противостоять давлению сверстников; развивать критическое мышление; воспитывать активную жизненную позицию.

  • Организационный момент
  1. Постановка темы и цели воспитательского часа .

3.Что такое честь и достоинство личности?

— Ответить на этот вопрос и легко, и сложно одновременно. Попробуйте мысленно перечислить достоинства вашего ближайшего друга. Возможно, вы вспомните про его надёжность, верность, доброту, честность, ум, эрудицию и многое другое. То есть достоинство – это какое-либо положительное качество.

А теперь посмотрим на это слово в другом контексте : «человек держится с достоинством», он считает ниже своего достоинства делать это». Услышав такое о человеке, нетрудно представить, что он уважает себя и невольно тем самым побуждает окружающих относится к нему с уважением.

Достоинство — совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.

Честь – внутреннее, нравственное достоинство человека, честность, благородство души и чистая совесть.

Выдающийся немецкий учёный Иммануил Кант о достоинстве высказался так: « Достоинство — это уважение человека к закону человечности в своём собственном лице».

Обратимся к Конституции России:

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жёсткому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

4.Как должны вести себя подростки, чтобы сохранить свою честь и достоинство.

А) Диалог. « Сводкой дружить — здоровье губить» .

— Ученик 1. Гони двадцатку, пацаны за водкой сбегают, нужно 23 февраля отметить.

-Ученик 2. Нет у меня Двадцатки!

— Ученик 1. Ну, я тебе займу, потом отдашь.

— Ученик 2.Да нет, у меня правило: никогда не брать взаймы.

— Ученик 1. Ладно, мы тебя угостим, раз ты такой бедный.

— Ученик 2. Я не бедный. Просто пить не хочу.

— Ученик 1. Ну, так посидишь за компанию.

— Ученик 2. За компанию ни пить, ни сидеть не хочу.

— Ученик 1.Так ты что, откалываешься от коллектива?

— Ученик 2. Нет, просто мне это не интересно.

Кто из учеников ведёт себя в данной ситуации с честью и достоинством?

Б) Вирус сквернословия .

— Добавляет ли человеку достоинства сквернословие?

Ученик: Сегодня нередко можно встретить людей, которые уже не ругаются, а разговаривают матом. А между тем эта вредная привычка- сквернословие – очень опасно для здоровья человека. Причём вредно не, только говорить, но и слушать матерные слова. Учёные провели такой эксперимент: возле семян растения арабидопсис они долгое время произносили матерные слова. В результате почти все растения погибли, а те, которые выжили, стали генетическими уродами. Влияние матерных слов учёные сравнили с радиоактивным облучением в тысячи рентген. Учёные установили, что матерные слова поражают гены человека, уничтожая его детей и внуков. То есть мат — это программа самоликвидации всего потомства этого человека.

В) Нормы поведения и безопасность подростков.

В старом дворянском этикете была рекомендация « не давать повода» Эта рекомендация сегодня составляет первое условие безопасного поведения девушки.

Многие правила поведения обусловлены конкретной ситуацией. Если на увеселительных мероприятиях допустимо стремиться быть центром внимания, в общественных местах (на улице, в магазине, транспорте) такое стремление может привести к недоразумениям и конфликтам.

Спровоцировать конфликт в кругу своих сверстников можно двусмысленным поведением, а порой и просто кокетством. Так, позволяя за собой ухаживать молодому человеку, девушка тем самым даёт ему основание рассчитывать на ответную симпатию. Отсутствие встречного интереса может вызвать у молодого человека агрессию по отношению к девушке.

Требования старших к девушке соблюдать скромность, хранить девичью честь и достоинство – это не только забота о том, как будет выглядеть девушка в глазах окружающих, но и стремление обезопасить её безопасность.

Подведение итогов.

В чём проявляется честь и достоинство подростков? ( в поведении, в отношении к себе и окружающим).

Поэт Булат Окуджава о достоинстве пишет так:

Чувство собственного достоинства — вот загадочный инструмент;

Созидается он столетиями, а утрачивается в момент,

Под бомбёжку ли, под гармошку ли, под красивую болтовню

Иссушается, разрушается, сокрушается на корню.

Чувство собственного достоинства — вот таинственная стезя,

На которой разбиться запросто, нос которой свернуть нельзя,

Потому что без промедления, вдохновенный, чистый, живой,

Растворится, в пыль превратиться человеческий образ твой.

Чувство собственного достоинства — это просто портрет любви.

Я люблю вас, мои товарищи,- боль и нежность в моей крови.

Чтоб там тьма и зло ни пророчили, кроме этого ничего

Не придумало человечество для спасения своего.

  1. У кого подростки должны учиться чести и достоинству.

К то для вас является образцом чести и достоинства?

Двадцать второе июня.

Внезапно пришла беда.

Фашисты жестоко бомбили

Нашей Родины города.

Бессовестно хвастал Гитлер:

« Победа будет легка.

К Москве не сегодня-завтра

Я приведу войска».

Штыки от стужи побелели,

Снега мерцали синевой.

Мы, в первый раз надев шинели,

Сурово бились под Москвой.

Безусые, почти что дети,

Мы знали в яростный тот год,

Что вместо нас никто на свете

За этот город не умрёт.

В чём должна проявляться честь и достоинство по отношению к ветеранам?

Какой вывод из сегодняшнего классного часа вы сделали?

Классный час “Честь и достоинство”

Классный час: «Честь и достоинство»

«Честь и достоинство»

Цель: воспитание высоких моральных качеств, акцентирование внимания учащихся на собственную личность с целью самопознания и дальнейшего саморазвития в обществе, стране.

Оформление: Достоинство – совокупность высоких моральных качеств в самом себе. Честь – 1) достойные уважения и гордости моральные качества человека, 2) соответствующие принципы, 3) хорошая незапятнанная репутация, 4) почет и уважение. Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими, обществом.

«Я, русский офицер, честь имею!» – часто слышим мы такую фразу из уст военного. А как вы ее понимаете, ребята?

Что такое честь? (учащиеся дочитывают определения с доски).

Эти моральные качества присущи только офицеру или гражданскому человеку?

Какое еще слово также определяет высокие моральные качества? (зачитывается определение достоинства) Вот поэтому наш классный час и называется «Честь и достоинство».

Какие высокие моральные качества человека можете

назвать: (мужество, героизм, смелость, выносливость, храбрость, отвага, порядочность, совесть).

Дайте определение слову совесть. (…)

Честь и совесть?

Что они для человека? Почему именно эти качества являются важнейшими достоинствами человеческой души, почему они составляют главную ценность человеческой жизни? Являются ли они вечными? Или они уже отжили свое? Уместно ли говорить о чести и совести в наше время? Может ли человек прожить жизнь, не испытав мук совести? Эти вопросы вечны, как вечны честь и совесть, как вечна сама жизнь.

«И первый клад мой честь была,» – писал А.С.Пушкин. Национальная гордость России, великий русский поэт А.С.Пушкин погиб на дуэли, защищая свою честь и честь своей красавицы жены. Другой выдающийся сын России М.Ю.Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта», где каждое слово наполнено болью, писал:

– Погиб поэт – невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой…

Сам Лермонтов тоже был убит на дуэли. Какая горькая утрата для мировой культуры!

Так что же такое честь для каждого из нас?

Честь – моральное или социальное достоинство, то, что вызывает, поддерживает уважение к самому себе или со стороны окружающих.

Совесть – внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение.

Вдумайтесь в эти фразы. Что же происходит с те человеком, который не воспитал в себе чувство нравственной ответственности за свое поведение?

Лично я считаю, что человек, не сумевший ответить за свое поведение, свои поступки, обязательно совершит безнравственный поступок.

Я согласна с тобой. Подтвердите эту мысль.

В годы войны генерал Власов попал в плен и… сломался. Он дал согласие сотрудничать с фашистами и для этого организовал армию из пленных. Он предал свою Родину, свой народ, самого себя.

Вы можете привести пример высокой нравственности?

Гордость советской армии генерал Карбышев тоже попал в плен. Допросы, пытки не смогли сломать дух этого человека. И фашисты придумали казнь. Живого генерала в сильный мороз на улице обливали водой до тех пор, пока он не превратился в ледяную глыбу.

Два ярких примера. Первый вызывает отвращение, даже проклятие, а за второго охватывает чувство гордости, восхищения и скорби. Первый проклят давным-давно, а на примере второго воспитывается новое поколение с внутренней красотой. В чем заключается внутренняя красота человека?

Внутренняя красота человека заключается в гармонии его мыслей и чувств. Сохранение своего внутреннего богатства, верность своим нравственным позициям и своему мировоззрению и есть главное достоинство человека.

А я хочу добавить. Понятие чести и совести не могут быть применимы к тому, кто поступился своими моральными принципами ради достижения каких – либо целей, кто живёт лишь для удовлетворения своих личных потребностей, не замечая людей вокруг себя, преступая через них.

Итак, человек красив своими делами, своими поступкам заслуживающими уважения.

Чего греха таить! Каждое утро мы просыпаемся с трудом. Как хочется еще поспать под теплым одеялом. Но совесть побеждает – надо – и мы идем в школу.

– Спасибо, ребята, вы правы.

Один филосов сказал: «Закон, живущий в нас, называется совестью». И это правило, как таблица умножения, применимо к каждому, будь это ученый, будь это рабочий, будь это врач или учитель, будь это ученик. Самое тяжкое преступление есть нарушения закона совести.

Честь и достоинство – главные качества человеческой души, и тот, кто утратил их, и кто не хочет воспитывать их в себе, превращаются в жестокого человека, не имеющего ни чувств, ни мыслей.

Меня поразил отрывок из воспоминаний. Блокадный Ленинград. Люди умирают от голода. Сумма норма по рабочей карточке 125 г. Хлеба на половину с целлюлозой. Мальчик, получивший хлеб по своей карточке вдруг увидел, что изможденная женщина, уходя из магазина, уронила свою карточку. Оглянувшись вокруг, украдкой, поднял карточку. И, встав последним в очередь, получил еще порцию хлеба. Окрыленный шел домой, с радостью рассказал об этом случае маме. С нетерпеньем ждал похвалы, но услышал: «Лучше б ты умер».

У вас, конечно, первая реакция – как же так? Как такое могла сказать мать? – мысли ребят :

Я считаю, что мать не могла так сказать сыну. Ведь он принес лишнюю пайку хлеба.

А я считаю, что мама права. Ведь он принёс в дом чужой хлеб.

Жестоко? Да. Но эти слова произнесла любящая мать. Даже ребенок должен давать оценку своим поступкам. А может, у этой изможденной женщины не было больше карточки, этой маленькой капли жизни.

А как бы вы поступили на месте этого изможденного мальчика?

( учащиеся высказывают свои мнения)

Да, свои поступки оценивать очень трудно. Но представьте себе, что из этого мальчика, выжившего в такое трудное время, вырос человек с высокими моральными принципами, потому что он на всю жизнь запомнил, что же такое совесть; запомнил горькие жестокие слова матери. И поступок. Совершенный им в детстве, был первым и последним безнравственным поступком. Посещая Пискаревское кладбище, где лежат останки тысячей погибших, он поклоняется праху не только своей матери, но и той изможденной женщине, всем тем, кто не дожил до победы.

Честь и совесть! Достоинство! Нужны ли эти высокие нравственные качества нам сейчас?

И честь, и совесть, и достоинство должны быть в каждом из нас. Именно сейчас надо научиться уважать не свое собственное достоинство, но и человеческое достоинство окружающих нас:

Родных, близких, старших, друзей, одноклассников. И для каждого из нас очень важно сохранить свою честь и достоинство незапятнанной, независимо от условий.

Итак, мы подходим к самому главному. Человек с незапятнанной совестью достоин уважения, достоин, называться человеком. А кто не может, не имеет морального права называться человеком? Человеком может называться тот, для кого честь и совесть не пустые слова, кто живёт согласно жизненной морали, кто не ломает душу себе и другим, кто постоянно совершенствует свои жизненные качества, принося их на службу людям.

Запомните святые слова:

– Да, жалок тот, в ком совесть не чиста.

– Те, кто не испытывает стыда, уже не люди.

Ребята, а какие советы, крылатые фразы вы дали бы себе и друзьям?

– Береги платья снову, а честь смолоду.

– С честью выполняй свой долг.

– Совесть – тысяча свидетелей.

– Храни достоинство своё повсюду, человек!

– Жалко, когда человек теряет свою истинную собственность – свое человеческое достоинство.

Спасибо, я рада, что эти слова сегодня прозвучали, и их услышит тот, кто еще не до конца понимал их до сих пор.

Пусти эти советы в свою душу. Пусть они учат вас быть людьми с честью и совестью. К какому выводу мы можем подойти, осмыслив истины, примеряя к себе.

Плохое поведение на уроке, плохая учеба – это наше бесчестие.

Ушли самовольно с урока, не пришли в школу – запятнали свою честь.

Вступили в пререкание с родителями, учителями, проявили хамство – потеряли чувство стыда.

Читайте также:  Прически для девочек: коса навыворот, пучок в стиле ампир, плетения в виде цветов

И позор тому, кто лжет, изворачивается, ищет оправдание своим бесчестным поступкам. Нам, вашим наставникам, хочется, чтобы вы вошли в жизнь достойными людьми, чтобы ужу сейчас с достоинством несли знание: я – ученик школы 22. И из любых жизненных ситуаций выходили достойно, произнося с гордостью:

– Я – гражданин России, честь имею!

Как научить ребенка завязывать шнурки: несколько способов

Когда ребенок совсем маленький, он учится определенным вещам, которые могут показаться простыми для взрослого. Умение вставать, ходить, самостоятельно пить из кружки – все это является только началом. Далее будут новые открытия, к одним из которых относится завязывание шнурков.

  1. Когда стоит начинать обучение
  2. Быстрое обучение технике завязывания шнурков
  3. Способ № 1
  4. Способ № 2
  5. Советы по эффективному и интересному обучению
  6. Отчего зависит успех занятий

Когда стоит начинать обучение

Прежде чем задумываться над тем, как научить ребенка завязывать шнурки, необходимо обратить внимание на то, насколько развита у него мелкая моторика. Чтобы в 5-летнем возрасте малыш легко справлялся с данной задачей, нужно развивать данную способность с младенческого возраста.

С этой целью важно давать для игр мелкие предметы, лепить с малышом поделки из пластилина или глины, делать браслеты из бусин и рисовать. Данные занятия положительно сказываются на подвижности пальцев. Естественно, что во время занятий ребенок не должен оставаться один. Иначе это может закончиться непредвиденным образом.

При любой работе руками происходит подготовка малыша к покорению разных открытий. Чтобы научить ребенка завязывать шнурки бантиком, потребуется потратить много драгоценного времени. Если пальчики будут легко «бегать», то процесс значительно облегчится.

Даже в 3-4 года малыш способен справиться с подобной задачей. Естественно, что в этом возрасте процесс обучения будет более длительным. Однако, можно выделить некоторые положительные моменты:

  • малыш легче усваивает полезный материал;
  • обучение способствует улучшению памяти и концентрации внимания;
  • происходит быстрое развитие умственных способностей.

Не нужно делать жизнь чада слишком легкой и приобретать обувь с имеющимися липучками. Лучше подумать, как научить ребенка завязывать шнурки. Возможно, изначально процесс покажется малышу довольно сложным. Поэтому для недопущения разочарования в своих силах, обязательно требуется разъяснить ребенку, что его ручки просто пока не могут справиться с подобной работой.

Кроме того важно не производить обсуждений при малыше о постигшей его неудаче. За этим может последовать отчуждение и ощущение чувства вины. Дело кроется в том, что свои победы и промахи ребенком воспринимаются с большой эмоциональностью.

Быстрое обучение технике завязывания шнурков

У многих родителей возникает вопрос, как научить ребенка завязывать шнурки. Поэтапно об этом будет рассказано ниже. Главное, постараться вызвать интерес у малыша, то есть превратить работу в игру. Для этого можно заранее подготовить ленточки или красивые широкие тесемочки. Даже не нужно пользоваться обувью.

Обязательно присутствие рядом родителей для наглядного демонстрирования процесса. У маленького ребенка сильно развито подражание, поэтому он с готовностью будет повторять действия родителей. Важно давать объяснения, зачем это делается.

Внимание! Ни в коем случае нельзя подгонять ребенка, или проявлять раздражительность. Периодически необходимо похвалить и поощрить чадо, чтобы создать доверительную атмосферу.

Если родители не знают, как научить ребенка завязывать шнурки, можно показать это на собственном примере. Имеется пара основных приемов завязывания, которыми можно воспользоваться, чтобы обучение шло быстрее.

Способ № 1

Чтобы научить ребенка завязывать шнурки бантиком, можно применить вариант, при котором бантик будет состоять из 2 петелек:

  • сложить кончики тесемок таким образом, чтобы получились петли;
  • скрестить их между собой, загнуть верхнюю вниз и продеть в полученное кольцо;
  • после потягивания за две петельки случится стягивание узелка.

Если тренировка будет происходить на ботинках, то после завязывания узелка кончики шнурков можно убрать в ботинки. Необходимо постараться объяснить малышу, что это необходимо, иначе шнурки будут мешать при ходьбе. Также нужно, чтобы малыш усвоил, что если петелек не делать, то узелок развязать будет сложно.

Способ № 2

Дети, словно небольшие обезьянки, копируют действия взрослых. Важно выбрать момент, когда необходимо куда-то пойти. Только чтобы при этом оставался запас свободного времени. Присядьте рядом с малышом и покажите, как завязывать шнурки. Действия осуществляйте медленно и комментируйте свои движения. Лучше выбирать шнурки, которые будут твердыми, чтобы они не лохматились. Если необходимо научить ребенка завязывать шнурки поэтапно, то можно воспользоваться такой инструкцией:

  1. Один из ботиков берет мама, а другой ребенок.
  2. Обувь стоит слегка отодвинуть от себя, чтобы кроха смог рассмотреть все намного лучше.
  3. Показать процесс завязывания, комментируя каждое движение. Повторить манипуляции несколько раз.
  4. Попросить малыша повторить движения.

Внимание! Если обучение на шнурках не получается, следует потренироваться на толстой ленточке, или широком поясе.

Важным моментом является то, что если у малыша ведущая рука левая, а у родителей правая, то с процессом обучения могут возникнуть сложности. Лучшим выходом станет обращение за помощью к человеку, у которого имеется та же ведущая рука.

Советы по эффективному и интересному обучению

Для того, чтобы научить ребенка завязывать шнурки бантиком, и не отбить желание в дальнейшем познавать непознанное, следует воспользоваться некоторыми советами. Они помогут сделать процесс обучения быстрым и интересным:

  1. Покупка новой обуви. Если ранее малыш носил только обувь с липучками, то новая вещь будет являться символом того, что ребенок стал взрослее. А значит, появилось больше ответственности.
  2. Для того, чтобы вызвать интерес, можно придумать увлекательные истории о приключениях моряка, которые регулярно сталкиваются с завязыванием узлов.
  3. Заинтересовать девочку можно рассказом о моде и стиле. Там всегда присутствуют косыночки и шарфики, которые нужно научиться умело завязывать.

Совет! При обучении лучше сидеть рядом с малышом, а не напротив, чтобы копирование происходило не в зеркальном виде. Ребенку будет гораздо удобнее просто повторить движения.

Видео: как научить ребенка завязывать шнурки

Отчего зависит успех занятий

Любые занятия должны проводиться на регулярной основе. Если задумались над тем, как научить ребенка завязывать шнурки, можно расположиться позади малыша и, взяв его руки в свои, стараться направлять действия. Но к лучшему методу все же относится тот, когда один из родителей располагается рядом с чадом, чтобы тот мог копировать все, что делает взрослый. Важно учитывать определенные факторы, способные повлиять на успешность обучения:

  • не должно быть спешки. Важно, чтобы имелось свободное время для проведения занятий;
  • перед походом в зоопарк или другое увлекательное место не нужно тренироваться, поскольку мысли ребенка уже будут находиться далеко от происходящего;
  • поскольку малыши довольно быстро устают, уроки следует делать непродолжительными;
  • важно придерживаться последовательности, нельзя перепрыгивать с одной методики на другую.

Научить ребенка завязывать шнурки бантиком не так сложно, как может показаться. Главное уловить подходящий момент, чтобы малыш был готов осваивать новое. Важно проявлять терпение и находчивость. Только это позволит ребенку быстро познать данную науку и с легкостью завязывать шнурки на своей обуви.

Как быстро и просто научить ребенка завязывать шнурки: нехитрые правила обучения

Современные дети получают в свое пользование кроссовки или ботинки на липучках, без шнурков. Никто не объяснял деткам, что такое шнурки и что с ними делать, как завязывать. Идя в детский сад, малыш опять-таки носит обувь без шнурков, как просят педагоги, ведь такой удобный вариант будет способствовать самостоятельному обуванию малыша. Шнурки появляются в жизни детей, когда они идут в школу или начинают заниматься в каких-либо секциях. Тогда проблема, как завязывать шнурки, начинает вставать очень остро.

Как должны себя вести в таком случае родители? Как донести до своего чада необходимость обучения этому делу и как научить ребенка завязывать шнурки?

Правила обучения шнуровке

Терпение – главное оружие на пути к победе. Создавайте благоприятный настрой и не торопитесь. Скорее всего, часть объяснений ребенок не поймет. Для успешного обучения следует придерживаться ряда полезных и простых правил:

  • Наиболее подходящий возраст для обучения завязыванию шнурков – 4-5 лет.
  • Учитывайте степень развитости: обычно девочки имеют более высокие темпы развития, чем мальчики. Заметив у ребенка желание научиться новому, смело пробуйте освоить это дело.
  • Ребенок должен четко различать левую и правую ноги.
  • Выберите для обучения только один способ завязывания шнурков. Большой выбор лишь запутает вашего малыша.

Подробно рассмотрев эти нехитрые правила, можно приступать непосредственно к процессу обучения. Итак, начнем.

Приступаем к занятиям

  • Займите положение рядом с ребенком, а не напротив него. Так вы исключите «зеркальность» его движений. Кроха будет просто повторять все действия за вами.
  • Выберите самый простой способ завязывать шнурки. Сначала покажите, как делать узелки. После освоения этого дела можно будет приступить к бантикам. Будет полезно посмотреть видеоуроки по завязыванию шнурков. Такие видео вы можете просматривать вместе с ребенком.
  • Расскажите ребенку о том, что петельку нужно делать только на одном конце шнурка, второй же конец следует ввести в петельку, но не до конца. В результате получаем бантик.

Есть старый, проверенный временем способ завязывания шнурков. Он очень простой, но у него есть один большой недостаток: шнурки быстро развязываются. Делается он из двух петелек на обоих концах шнурков, которые нужно связать между собой. Видя, что малыш ошибается, не спешите его ругать, будьте терпимее.

Зачастую самым сложным для ребенка является не продевание шнурков в отверстия, а завязывание бантика

Не следует обучать всему и сразу, делайте это постепенно. Занимайтесь новым делом по 5-10 минут каждый день. Ежедневные тренировки помогут быстрее освоить новый навык и закрепить достигнутые результаты.

Добавьте к процессу обучения игровые моменты и стишки. Придумайте веселую историю по двух червячков. Им можно дать имена – например, Тип и Топ. Связываете шнурочки вместе и комментируете: «Червячки обнялись и пошли гулять». Завязав шнурок можно сказать: «Смотри как им весело!», при этом помахать хвостиками.

Пустите в дело вот такой милый стишок:

Зайчик-душка, у него два ушка (при этом делайте две петельки из «хвостиков»).
Зайчик кустик обошел (на этой фразе перекрутите петельки между собой).
В норочку свою зашел (теперь следует вдеть петельку в отверстие).
Вот и все! (затягивайте шнурок).

Есть и специальные обучающие мультики, которые развлекут детей и обучат их этому несложному искусству:

Причины неудач

У детей с плохо развитой мелкой моторикой обычно бывают сложности с завязыванием узелков и бантиков. Исправить эту ситуацию призваны специальные упражнения.

Упражнения, представленные ниже, подходят для занятий с детьми 3-4 лет. Они направлены на развитие мелкой моторики.

Учимся, развивая мелкую моторику

  • Игры со шнурками. Игра – основное занятие детей, через него они лучше всего усваивают новую информацию. Учите завязыванию шнурков также посредством игры. Разнообразные шнуровки, предлагаемые в детских магазинах, бывают в виде ботиночек или фруктов, по которым ползет гусеница. Такое занятие будет очень интересно ребенку. Данный вид игрушек призван развивать мелкую моторику.
  • Детские пазлы. Увлекательная игра надолго займет вашего непоседу, поможет освоить координацию движений, а также будет прекрасной подготовкой перед началом письма.
  • Мелкие предметы. Знаменитая Мария Монтессори уже давным-давно предложила такой способ развития мелкой моторики. Манипуляции с мелкими предметами будут способствовать развитию ловкости пальчиков. Нанизывание бус, перебирание различных круп или перекладывание предметов из чашки в чашку – прекрасные занятия для детей любого возраста.
  • Пальчиковые игры. На просторах интернета вы найдете немало всевозможных игр со стихами. Суть таких занятий в том, что нужно делать определенные движения пальчиками или руками под стихотворные строчки. Играйте в такие игры регулярно и ваш кроха будет владеть своими ручками все лучше.
  • Рисование на песке. Заняться этим делом будет проще на морском или речном песочке. Порисуйте узоры и картинки на песке, а также повторите, как пишутся цифры и буквы. Иногда стенды с песком устанавливают на детских праздниках и в центрах развития.

Рисование на песке раскрывает творческие способности, а также тренирует мелкую моторику ребенка

Приступая к обучению, родители не должны забывать, что ребенку это тоже дается не так легко, поэтому нужно проявить максимум терпения и любви. Освоить новое и неизведанное дело малышу всегда сложно, хоть и интересно. Подбадривайте и поддерживайте малыша при неудачах и хвалите за успехи и прогресс. Любовь – единственный добрый учитель. Крики и нервы еще никому не приносили пользы – они не смогут помочь научить завязывать шнурки вашего малыша. Следуя нашим советам и своему сердцу, вы научите ваше чадо завязывать шнурки быстро и успешно.

Как легко и быстро научить ребёнка завязывать шнурки

С какой радостью и восторгом родители учат своего карапуза ходить, говорить. Но проходит время, и усложняются навыки, которые необходимо осваивать вашему ребёнку. Такие умения должны быть в багаже малыша к моменту перехода в среднюю группу детского сада, когда крохе придётся практически полностью обслуживать себя самому. Особенно много сложностей возникает, когда родители пытаются научить ребёнка завязывать шнурки. Посмотрим на эту сложную задачу с близкого расстояния.

Когда начинать обучение

Есть два пути решения проблемы завязывания шнурков:

  1. Отказаться от такой обуви в пользу липучек, кнопок, молний (кстати, многие крохи горя не знают вплоть до поступления в школу и знакомства с кедами на уроках физкультуры).
  2. Уделить обучению несколько дней.

Мы попробуем второй.

Некоторые дети учатся завязывать шнурки только после того, как идут в школу

Для завязывания шнурков нужен определённый уровень развития мелкой моторики. Так что возраст, в котором пора приниматься за постижение премудростей завязывания тесёмочек на обуви, как правило, 4–5 лет.

Подготовку к обучению стоит начинать уже с 1 года, играя в «Ладушки» и «Сороку-ворону». В 2 года пора играть с бусинами, пуговицами, а в 3 пришло время браться за специальные игрушки-шнуровки.

Что нужно учесть

Очень важно учитывать тот факт, что все дети разные, а значит, могут проявлять интерес к тем или иным вещам в разном возрасте. Так что если малыш стремится самостоятельно завязать тесёмки на своих маленьких ботиночках, то задача родителей найти способ объяснить ему, как это делается на понятном и доступном языке. Кстати, девочки учатся обращаться со шнурками быстрее мальчиков, так что и интерес к подобным манипуляциям могут проявить раньше 4–5 лет.

Читайте также:  Поделки новогодней тематики - простые идеи

Девочки учатся завязывать шнурки быстрее, чем мальчики

Для того чтобы малыш испытал ситуацию успеха от результата потраченных усилий, а взрослый потерял как можно меньше нервных клеток, необходимо, чтобы:

  • ребёнок хорошо знал, где лево, где право, чтобы он легко понимал указания типа «берём шнурочек в левую ручку, делаем петельку» и т. д.;
  • карапуз выяснил для себя, какой ручкой ему легче орудовать;
  • мама и папа уделили процессу обучения столько времени, сколько нужно.

На каких шнурках учиться

Материал, на котором вы будете учить карапуза завязывать шнурки, очень важен. Ведь шёлковые варианты с пушистыми кончиками не всегда поддаются даже взрослому, а что уж говорить о малыше, который только начинает постигать азы шнурования. Поэтому шнурки должны быть:

  • средней толщины (слишком тонкие будут выскальзывать, а толстые часто дети завязывают вместе с пальцами);
  • круглые или плоские (в принципе, это особой роли не играет — выбирайте те, каких в обуви малыша больше);
  • с плотным наконечником — это обязательное условие, так как мягкие концы будут путаться в пальцах, так и норовя попасть в узелок вместо петельки;
  • не слишком длинными (чтобы малыш не вытягивал в узелке бесконечную петельку), но и не короткими (чтобы можно было завязать бантик, не вытянув через узелок петлю) — отличный вариант будет около 30 см.

Какую технику выбрать: «Поймай зайчика» и «Бабушкин узел»

Существует несколько способов завязывать шнурки. Некоторые из них настолько замысловаты, что с трудом осваиваются даже взрослыми модниками, считающими, что каждый вид обуви (кеды, кроссовки, ботинки) должен шнуроваться и завязываться совершенно по-разному. Более того, есть даже узелки с одной петелькой, но техника их завязывания несколько сложнее, да и такой способ нельзя назвать практичным: длинный свободный конец, большая петля — всё это будет мешать ребёнку нормально ходить, не наступая на собственные шнурки. Так что опытные родители рекомендуют начинать с двух простейших вариантов зафиксировать ботиночки на ноге:

    «Поймай зайчика» — делаем узелок, перехлестнув левый конец через правый сверху, делаем петельку правой рукой, подкладываем её под конец в левой руке, перехватываем петельку левой рукой, а правой затягиваем узелок, вытянув конец петелькой и вытащив её наружу. Это способ в народе называется «обычным бантиком».

Петелька должна образовываться только из одного шнурка, в то время как второй шнуров продевают в полученную петельку, но не до конца

Возможно, вы привыкли проводить правую петельку за левым концом и делать перехлёст спереди, а не сзади, как в шаге №3 — не беда: учите малыша так, как вам удобно, а он, когда вырастет, разберётся, как ему проще.

Этот узел быстро развязывается

Выберите одну технику, иначе малыш запутается и будет нервничать. «Бабушкин узел» считается более понятным, но менее практичным, чем «Поймай зайчика».

3 простых способа завязать шнурки — видео

Как научить ребёнка быстро завязывать шнурки «бантиком» — видео

5 способов научить ребёнка завязывать шнурки

«Садись рядом — буду тебе рассказывать, как завязать шнурки на обуви» — совершенно неподходящее начало для передачи карапузу опыта по обращению с тесёмками на обуви. Любое обучение ребёнка дошкольного возраста должно быть только в игровой форме.

Смотри, как я умею

Дети — маленькие обезьянки, которые с удовольствием копируют действия родителей. Нужно научить малыша завязывать шнурки? Легко! Выберите момент, когда вы вместе куда-то собираетесь (но только вы не ограничены во времени!), присядьте рядом с ребёнком и покажите ему, как завязываются шнурочки, медленно и чётко комментируя каждое движение. При этом шнурки не должны лохматиться, а быть твёрдыми.

Важно выделить на обучение достаточно времени

Показывать нужно только сидя рядом с малышом или за его спиной, не в зеркальном отображении.

  1. Берём ботинки в руки — взрослый берёт один, малыш — второй.
  2. Вытягиваем обувь немного вперёд, чтобы крохе было лучше видно.
  3. Показываем, повторяя несколько раз весь процесс одними и теми же словами.
  4. Просим карапуза сделать так же.

Если не получается сразу на шнурках, потренируйтесь на поясе от халата, толстой ленте и пр.

Важный момент. Если малыш — левша, а взрослый правша, или наоборот, то процесс обучения может затянуться, а вам будет нелегко понять друг друга. Самый лучший выход — попросить помощь у кого-то с такой же ведущей рукой.

История про двух шнурочков

Процесс демонстрации технологии завязывания шнурков можно сопровождать придуманной историей про двух братьев-шнурочков, которые хотят встретиться и поиграть.

  1. «Жили-были два братца — Левый и Правый» — перекидываем узелок (левый шнурок за правый).
  2. «Левый предложил Правому погулять» — левый шнурок складываем петелькой.
  3. «Правый согласился» — правый шнурок продеваем за левый.

Стишки в помощь

Дети с удовольствием слушают стихотворения и с лёгкостью их запоминают. А поскольку ведущий тип мышления в этом возрасте — наглядно-образный: малыши легче запоминают то, что могут увидеть и представить, — то запомнить короткий стишок про зайчика труда им не составит.

  1. Зайчик-душка, У него два ушка. — сделайте петельки из шнурков.
  2. Зайчик кустик обошёл, — перекрутите одну петельку за другую.
  3. В норочку свою зашёл — просуньте петельку в дырочку.
  4. И морковку там нашёл! — затяните шнурок.

Кроме стишков с действиями, хорошо предварять каждое занятие какой-то весёлой рифмовкой.

Как научить ребенка завязывать шнурки? Легко!

Зачем нужно учить ребенка самостоятельно завязывать шнурки?

Часто родители недоумевают, зачем учить дошкольника завязывать шнурки, если можно приобрести обувь с застежками на липучках. Несмотря на облегчение жизни дошкольникам, умение завязывать шнурки является хорошей возможностью приучать дошколят к решению бытовых проблем, формировать самостоятельность, развивать мелкую моторику. Кроме того, в дальнейшем этот навык ребенку обязательно пригодится. Ведь в школе надо будет быстро шнуровать спортивную обувь, лыжные ботинки, поэтому учить свое чадо завязывать шнурки обязательно нужно.

Не всегда родитель может правильно научить ребенка. Некоторые папы и мамы, пытаясь сделать это, не выдерживают упорной кропотливой работы, ожидают, когда дошкольник подрастет, сам освоит этот навык. Педагоги предупреждают, что возраст 4-5 лет наиболее подходящий для овладения этим умением.

Когда и как научить ребенка завязывать шнурки? Взрослым нужно знать определенные способы, при помощи которых можно успешно учить малыша.

Что необходимо знать родителям

Обучая детей умению завязывать шнурки, папам и мамам надо помнить об определенных правилах. Их соблюдение облегчит семье процесс обучения:

  • главное, не упустить возраст дошкольника, начинать обучение лучше с 4 лет;
  • если у карапуза возникает явный интерес к занятию, можно предложить обучаться раньше 4 лет;
  • научить различать левую, правую ноги, правильно надевать обувь;
  • при обучении выбрать один какой-либо способ, чтобы не путать малыша;
  • при выполнении шнуровки нужно закреплять навыки дошкольника, постоянно повторяя определенные инструкции;
  • не торопить малыша овладевать навыком, чтобы у него не возникало отрицательного отношения к занятию;
  • при очевидном нежелании крохи, не надо настаивать на выполнении процесса, лучше через некоторое время опять начать обучение.

Какие методы можно использовать

Родители могут воспользоваться методами, которые с успехом применяют педагоги:

  • У дошколят ведущий вид деятельности ‒ игра, поэтому при обучении какой-либо деятельности целесообразно применять игровые приемы. Они помогают не только обучить, но и заинтересовать дошколят. Например, купить специальные игрушки со шнуровкой, которые помогут крохе научиться продевать веревочки в отверстия. Сейчас в продаже много подобных развивающих игрушек. Можно сделать их самостоятельно, привлекая на помощь малыша. Это станет хорошим стимулом к обучению.
  • Еще одним успешным методом становится подражание. Взрослым иногда бывает трудно объяснить на словах какое-либо действие, в таких случаях легче предложить карапузу действовать совместно по принципу «делай, как я». Взрослому не стоит забывать, что орудуя веревочками совместно со своим «учеником», не надо делать это «зеркально», так как такие действия дошкольнику пока трудно скорректировать. Следует выбрать положение сбоку от обучаемого, а действия синхронизировать. Или сесть за спиной малыша, чтобы он видел действие наглядно.
  • Бывает, что «ученику», особенно у которого плохо развита мелкая моторика, трудно управлять своими пальчиками. Он может делать неловкие движения, веревочки выскальзывают из рук. В итоге малыш злится, нервничает, не хочет заниматься. Следует успокоить его, используя метод «из руки в руку», когда взрослый обхватывает ручки малыша своими руками и тактильно показывает действие.

Что должен уметь ребенок до обучения


Развивать мелкую моторику рук и навыки работы с миниатюрными предметами и вещами необходимо с раннего возраста. В этом помогают специальные детские конструкторы, тренажеры, наборы для лепки. Осваивать в 1,5-2 года искусство шнуровки ботинок еще рано, поэтому не усложняйте малышу жизнь пока еще не нужными знаниями. Второй вопрос, если ребенок не по годам развит и проявляет активный интерес к самостоятельному обуванию и зашнуровыванию.
До того как вы начнете приучать ребенка к ботинкам с настоящими шнурками, дайте ему возможность потренироваться на специальном шнуровочном тренажере. Его видовая выраженность различна: игрушки, палетки с отверстиями и цветными схемами, деревянные заготовки в виде ботинок. Какой из них выбрать – решать вам и ребенку. Если чаду уже исполнилось 4 года, и он прекрасно выполняет поделки дома или в саду, придумайте собственный шаблон шнуровального тренажера и выполните его совместно с малышом из подручных материалов.

Проводите обучение на постороннем предмете не менее двух недель: освойте различные виды шнуровок, узелки. После этого переходите на самостоятельное обувание малышом обуви со шнуровкой.

Учтите: первая попытка сделать шнуровку самостоятельно в режиме сбора на прогулку, не должна ограничивать ребенка временными рамками. Он должен иметь возможность исправить ошибки, или сделать ту шнуровку, которая в процессе обучения показалась наиболее интересной.

Как стихи и сказки помогают в обучении

Зная особенности мышления детей, стоит вспомнить о том, что дошкольники быстрее усваивают знания, передаваемые с помощью поучительных сказок, веселых рассказиков, смешных стихов, коротких мультфильмов. Например, знакомый стих про зайчика поможет обыграть действие:

Зайка-душка (берем концы шнурков в обе руки), У него два ушка (сооружаем синхронно с крохой петельки из этих концов), Зайчик деревце обошел (одну петлю заводим за другую), И в свой домик зашел (в образовавшееся отверстие между петлями заводим верхнюю). Вот и дома! (затягиваем петельки).

Или использовать в инструкциях смешную песенку из мультфильма «Губка Боб Квадратные Штаны»:

Пытаешься вязать шнурки!? (вместе с карапузом взрослый берется за яркие веревочки). Не плачь, какие пустяки! (смотрит на малыша, подбадривая его). Берем шнурок (проделывает действие), петля, крючок. Ура, вот так и вышел узелок! (показывая, помогает крепко закрепить узел). Теперь все надо затянуть. Смотри, продеть и повернуть (взрослый показывает результат). Петелька, ушко, вот и все. И обувь больше не спадет!

Такой метод дает возможность родителю фантазировать вместе со своим чадом, сочиняя сказки, рассказы.

Как научить ребенка завязывать шнурки: классический метод

Лучше всего, если вы сядете рядом с малышом и будете показывать ему, как вы завязываете шнурки. Сопровождайте действия комментариями.

  • Потяните за обе веревочки, визуально сравнив их друг с другом. При шнуровке лучше, чтобы оба конца были одинаковой длины;
  • Правый шнурок должен лечь на правый указательный палец, левый соответственно на левый. Другими пальцами сохраняйте натяжение шнурков. Образуется небольшая «полу-петля»;
  • С одной стороны петли конец свободный, а с другой – держится за ботинок. Средним пальцем подвиньте свободный конец назад;
  • Вращающим движением левой руки поверните петлю левого шнурка через правый;
  • Теперь перекрестите две петли и с помощью большого пальца левой руки проденьте свободный конец к правому шнурку;
  • В это время средний правый палец должен толкнуть свободный конец правого шнурка между левым большим пальцем и указательным;
  • Теперь левым большим и указательным пальцами захватываете правый свободный конец. Другой рукой делаете аналогичные действия;
  • Свободные концы противоположных петель необходимо продеть через свободные петельки;
  • Затягиваем узел.

Инструкция кажется сложной, однако, если вы поможете малышу своим примером, он быстро сможет научиться завязывать шнурки.

Алгоритм правильного действия

Чтобы дошкольник быстро и успешно овладел действием, нужно изначально правильно передать ему весь процесс. Существует техника завязывания, которую поэтапно показывают малышу. Если взрослый видит, что процесс у него не получается, стоит начать показ с небольшого приема. Например, попробовать с помощью яркой ленточки сначала делать узелки, затем переходить к петелькам, завязывая их бантиком. Переходить к шнуровке можно будет тогда, когда это упражнение будет освоено.

Разработано несколько вариантов шнуровки, для детей следует подобрать самые несложные. В практике известен так называемый «бабушкин» способ (он считается элементарным), его алгоритм выглядит так: узелок ‒ петельки ‒ узелок.

Шаг 1. Сначала делается узелок.

Шаг 2. Затем одновременно формируются две петельки, которые надо скрестить между собой.

Шаг 3. Петельку, которая окажется наверху, пропустить через отверстие снизу и привести опять наверх, то есть получается второй узелок.

Важно объяснить дошколятам, зачем делаются петельки: чтобы потом легче было развязать узелок.

Как в игровой форме научиться завязывать шнурки

Классический способ подходит для детей постарше, а совсем маленькие предпочтут учиться вместе со стихами и сказками. Примеры сказок ниже.

Читайте также:  Как легко объяснить ребенку сложение и вычитание двузначных чисел?

Сказка про зайку

Жил да был маленький зайка. Непоседа, который попадает в разные смешные ситуации. Зайка был беленький (серенький, черный – зависит от шнурков) и с длинными ушками. Вот какие ушки у зайки (делаем две петельки из шнурков). Решил он однажды посмотреть, кто за большим кустом спрятался (одну петельку перекручиваем вокруг другой). Оказалось, что там его друг ежик. Зайка решил зайти в гости к другу и залез в его норку (петельку просовываем в дырочку). И стали они веселиться, играть и радоваться. Как и ты будешь играть, когда закончишь шнуровать (затягиваем узелок).

Два друга-червячка

Жили были два друга. Червячок Бим и Бом (имена можно придумать свои, вместе с ребенком). Однажды Бим зашел за Бомом к нему в гости и пригласил его погулять (перекрещиваем шнурки). Взялись они за ручки и песни поют (делаем узелок). И тут навстречу им два других приятеля — зайки Кыш и Миш (делаем петельки из шнурков). Зайки приглашают червячков на чай и те радостно соглашаются. Все друзья берутся за руки (перекрещиваем шнурки) и идут в дом Кыша (протаскиваем петельку в дырочку).

Сказки помогают детям расслабиться перед трудностями и окунают их в обучение, незаметно для самих себя.

Как еще можно завязывать обувь

Способ второй более сложен в исполнении, чем первый, но узелочки, созданные таким образом, крепче держатся, не развязываются при ходьбе. Обучать ребенка сложному варианту стоит тогда, когда осваивается легкий способ. Нельзя сразу же после успешного занятия по первому варианту переходить на второй, так как навык закрепляется только при многократном повторении.

Ко второму варианту лучше перейти, когда малыш проявит любознательность, сам захочет узнать про другие способы завязывания. Чтобы вызвать интерес к обучению, можно использовать игровые приемы, художественное слово. Например, взрослый загадочно сообщает, что сейчас не просто будут учиться шнуровать обувь, а «ловить зайчиков за ушки». Сопровождая свои слова действием:

Шаг 1. Делаем узелок из двух шнурков, как в предыдущем способе.

Шаг 2. Зайка, зайка, не спеши, Ты нам ушки покажи. За одно беремся – раз! (родитель изготавливает средней величины петельку из одного конца шнурка, заматывая ее противоположным концом веревочки).

Шаг 3. А второе ищем здесь! (вытаскивает из середины уже готовую петельку, сделанную из другого конца).

Шаг 4. Не убежишь теперь от нас! Ну-ка в домик быстро лезь! (туго затягивает получившийся узел).

Сначала такое упражнение покажется крохе непростым, но в дальнейшем при помощи взрослого он научится делать крепкий узел.

Все представленные варианты дети могут легко усвоить. Главное, взрослые должны понимать, что для закрепления нужно длительное время, поэтому не стоит сразу давать детям много информации.

В каком возрасте пора учиться завязывать шнурки?

На этот вопрос педагоги-психологи отвечают по-разному. Обратимся к некоторым письменным трудам по воспитанию детей. Так, например, в своей образовательной программе, а вернее, в стратегиях и тактиках по воспитанию детей, известный педагог М. Монтерссори выделяет несколько так называемых зон развития ребенка:

  • зона умственного развития;
  • зона сенсорики;
  • зона практической жизни.

Обратим внимание на последнее. Мария Монтерссори отмечает, что эта зона имеет особо важное значение для малышей. Зона практической жизни включает в себя такие навыки и умения, как способность следить за собой, умываться, чистить зубы, одеваться, а также пользоваться различными вещами вроде молнии на курточке, пуговиц на рубашке и шнурков на кроссовках. Подходящим возрастом для обучения таким вещами педагог выделяет возраст 2,5–3,5 года. Иные специалисты говорят о возрасте от 3 до 6 лет. Но все они сходятся в том, что предпринимать первые попытки научить ребенка завязывать шнурки нужно тогда, когда он начнет осознавать то, чему его обучают, что при этом делают и для чего это нужно.

Именно осознанность собственных действий поможет скорее обучиться этому навыку.

Возраст осознанности приходится в среднем на 2– 3 года в зависимости от развития ребенка, окружающих факторов, его психологического здоровья и т. д. Это как раз то время когда у человека формируются самые первые воспоминания о детстве и память начинает работать активнее.

Таким образом, можно сделать вывод, что начинать учить своих дочерей и сыновей завязывать шнурки нужно тогда, когда в этом появится практическая необходимость. Например, когда малыш пойдет в садик и ему потребуется самостоятельно надеть ботинки для прогулки или кроссовки для занятий физкультурой.

В таком случае и труды родителей не пропадут даром. Ведь малыш каждый день начнет повторять одни и те же движения под вашим контролем и в конце концов навсегда запомнит, как завернуть пресловутый бантик.

Советы папам и мамам

Заботливые родители должны понимать, что обучение детей любым навыкам требует кропотливой работы. Навык зашнуривания всегда представляет наибольшее напряжение для дошколят в силу недостаточной развитости мелкой моторики, неустойчивости психических процессов (внимания, памяти), преобладания процессов возбуждения над процессами торможения, других причин. Для успешного усвоения дошколятами этих умений и навыков родителям важно знать:

  • для закрепления действия нужны систематические тренировки, поэтому заниматься с дошкольником надо постоянно, не пропуская занятий;
  • поощрять малейший успех малыша, чтобы стимулировать дальнейшие действия;
  • проявлять терпение, не раздражаться, если у ребенка шнуровка не получается;
  • нельзя сравнивать дошкольника с другими детьми, никого не нужно приводить в пример, каждый малыш работает индивидуально;
  • похвалить, если карапуз придумал свой собственный метод завязывания шнурков, помочь на каком-то этапе;
  • использовать сензитивный (наилучший по времени) период обучения, не откладывать развития навыка «на потом»;
  • сразу учить правильному алгоритму действия, тем самым формируя у ребенка способность к последовательности деятельности, постепенному завершению процесса;
  • в комментариях к действию самому быть последовательным;
  • не надо настаивать на обучении, если ваше дитя психологически не готово к нему;
  • побуждать малыша к дополнительным занятиям на развитие мелкой моторики, предлагать развивающие занятия и игрушки, пальчиковые игры, пальчиковый театр, делать пальчиковую гимнастику;
  • хвалить за творчество, инициативу, помощь младшим ребятам.

Учим ребенка завязывать шнурки: с чего начать?

Для того, чтобы процесс завязывания шнурков не был скучным и раздражающим делом для детей и взрослых, необходимо подготовить малыша к этим урокам:

  • Постарайтесь заинтересовать ребенка. Придумайте или используйте игры, изложенные выше. Начинать надо с игры и с интересных упражнений, чтобы ребенку хотелось осваивать это дело;
  • Для того, чтобы научить шнуровать ботинки, можно использовать картинки, которые для того, чтобы «раскрасить», нужно зашнуровать. Малыш будет вставлять шнурок в дырочки сначала для игрушки-шнуровки, а затем уже сможет зашнуровать ботинок, используя пример;
  • Используйте кукол и их обувь. Дети познают мир с помощью ролевых игр. Попробуйте научиться у ребенка, как шнуровать кукольную обувку, а не наоборот;
  • Не стоит учить ребенка, когда он в плохом настроении или болеет. Выберите игровое настроение и приступайте к обучению.

Простые советы по обучению ребенка завязыванию шнурков

Довольно часто в детских садах и начальной школе можно наблюдать такую картину: ребенок 6-7 лет сидит на скамейке в раздевалке, а мама (бабушка, папа) завязывает ему шнурки. Это воспринимается как нормальная ситуация, считается, что малыш еще успеет всему научиться. Не в шесть лет, так в семь, не в семь, так в восемь… На самом деле ничего естественного в таком положении дел нет, просто родители не знают, как научить ребенка завязывать шнурки, вот и приходится такой элементарный акт самообслуживания совершать за чадо. Попробуем исправить ситуацию и привить крохе самостоятельность хотя бы в этом несложном деле.

В каком возрасте начать обучение?

Лучше всего научить малыша самостоятельно завязывать шнурки к тому моменту, когда он пойдет в детский сад. Это нужно не только для того, чтобы облегчить работу воспитателей, но и для поднятия самооценки самого малыша. Обучившись минимально заботиться о себе, он станет гораздо увереннее в своих силах.
Представьте, каково будет крохе, когда, собираясь на прогулку, он не сможет справиться со шнурками? Воспитателя может не оказаться рядом (или он может быть занят с другими малышами). Такая ситуация не несет ничего хорошего для ребенка в психологическом плане. Более того, малыш может отправиться на прогулку с незавязанными шнурками, споткнуться, упасть… Не легче ли привить ребенку полезный навык с самого начала?

Некоторые родители упрощают жизнь и себе, и малышу, покупая обувь на липучках. Это неплохой выход, но надолго ли? В школе ребенку в любом случае придется переодеться в обувь на шнуровке, так зачем оттягивать?

Оптимальный возраст для обучения ребенка завязыванию бантиков и узелков — 4-5 лет. Можно начинать и раньше – никакого вреда это не принесет, только пользу.

Учим завязывать шнурки

Прежде чем предлагать малышу попробовать завязать шнурок, необходимо объяснить ему, зачем это нужно, и заинтересовать его. Сделать это можно следующими способами.

  • Купите малышу новую обувь. Расхвалите обновку. «Какие красивые ботиночки!», «Как удобно в них будет ходить!». Заставьте ребенка поверить, что его обувь самая лучшая.
  • Покажите, как шнурок продевается в дырочку – малышам нравятся подобные развлечения. Вот увидите, малыш наверняка захочет сам зашнуровать ботинки.
  • Купите (или сделайте сами) специальную игрушку, которая имитирует шнуровку. Такая игрушка хороша тем, что предоставляет ребенку возможность наглядно и в укрупненном виде разобраться с завязыванием шнурков.

Малышу стало интересно? Тогда беритесь за обучение!

Техника завязывания шнурков

Сядьте рядом с крохой так, чтобы он видел ваши действия, но не располагайтесь напротив ребенка – такое положение зеркально отобразит все, что вы делаете, и запутает его.

Один ботинок дайте малышу, другой – возьмите себе. Не стоит пытаться учить кроху завязывать шнурки, надев обувь ему на ногу. Поначалу это будет не очень удобно.

Покажите ребенку, какие пальчики участвуют в процессе. Проговорите их «имена» вместе с крохой.

Покажите малышу самый простой из всех возможных узлов: один конец формирует петельку, другой – обхватывает ее и «ныряет» вниз, под скрещенные шнурки.

Есть и второй способ: два кончика складываются в петельки, после чего петельки скрещиваются и одна обхватывает другую, затягивая узел.

Используйте сравнительные образы. Например, две петельки сравните с крылышками бабочки или птицы. «Крылья» перекрещиваются и расходятся в разные стороны, образуя узелок.

Покажите малышу описанные выше манипуляции столько раз, сколько потребуется ему для запоминания. Не раздражайтесь, не выказывайте своего недовольства. Объясняйте все спокойным доброжелательным тоном в игровой форме.

Теперь пусть кроха попробует сам завязать шнурки. Конечно, с первого раза у него это не получится, но не отчаивайтесь. Хвалите малыша даже за неудачи и помните, что чем чаще ребенок будет практиковаться и пробовать завязать шнурки, тем быстрее научится это делать.

Для лучшего запоминания помогите малышу завязать шнурки – руководите его ручками, чтобы они запомнили последовательность движений.

Если ребенок капризничает и не хочет учиться, пообещайте ему маленькую награду, как только он научится завязывать шнурки. В качестве награды используйте сладости, просмотр любимого мультика, небольшую игрушку. Стимулируйте желание малыша учить и постигать новые умения.

Обучая ребенка завязыванию шнурков, помните, что любое грубое слово, нервный вздох, раздраженный взгляд могут отбить у малыша охоту учиться. Конечно, в конце концов он научится завязывать шнурки, но сделает это намного позже сверстников. Кроме того, неизвестно, захочется кроха в дальнейшим постигать новые знания и умения или сделается пассивным и нелюбопытным человеком.

Почему ребенок не умеет завязывать шнурки?

Как правило, не могут справиться со шнурками детки, у которых плохо развита мелкая моторика рук. Это легко устранить с помощью специальных упражнений. Начинать развитие мелкой моторики у малышей можно уже с двухнедельного возраста – это поможет избежать многих проблем в будущем, а также ускорит процесс овладения речевыми способностями.

Ниже представлены некоторые упражнения для развития мелкой моторики для детей 3-4 лет.

Упражнение на развитие мелкой моторики

  • Детские пазлы

Это очень интересная игра, которая позволит ребенку не только улучшить навык владения собственным телом, но и разовьет умственные способности, подготовит детские пальчики к письму.

  • Обводим контур!

Купите или распечатайте из Интернета картинки, предметы на которых лишь намечены точками. Пусть кроха постарается соединить точки как можно более аккуратно.

  • Мелкие предметы

Этот метод развития мелкой моторики предлагала еще Мария Монтессори. В ее школах работа с мелкими предметами является одним из важнейших занятий. Предложите малышу бусы, плошки с крупами, прищепки, пуговицы и другие мелкие предметы. Пусть ребенок перебирает их, нанизывает на нитку или перекладывает из одной емкости в другую.

  • Болталочки и пальчиковые игры

В Интернете можно найти множество стишков, под которые совершаются определенные движения руками и пальцами. Регулярно играйте с крохой в такие игры для развития мелкой моторики.

  • Рисование на песке

Такой метод можно применить, если вы выбрались с малышом за город или на речку. Порисуйте вместе с крохой, а заодно покажите ребенку, как пишутся буквы и цифры.

Заключение

Вопрос, как научить ребенка завязывать шнурки, совсем не так сложен, как кажется на первый взгляд. Дети любят учиться, им интересно постигать новые навыки и делать открытия, они быстро впитывают информацию. Они тянутся к знаниям и хотят быть самостоятельными. Все, что требуется от родителей, – преподнести информацию чаду так, чтобы не отбить у него тягу к обучению.

Добавить комментарий