Веселые научные эксперименты с детьми

Занимательные и простые опыты для маленьких физиков

Откуда берутся настоящие ученые? Ведь кто-то совершает необыкновенные открытия, изобретает хитроумные приборы, которыми мы пользуемся. Некоторые даже получают мировое признание в виде престижных наград. Как утверждают педагоги, детство – начало пути к будущим открытиям и свершениям.

Нужна ли физика младшим школьникам

Большинство школьных программ предполагает изучение физики с пятого класса. Однако родители хорошо знают, какое множество вопросов возникает у любознательных ребят младшего школьного возраста и даже у дошколят. Открыть дорогу к чудесному миру знаний помогут опыты по физике. Для школьников 7-10 лет они, конечно, будут несложными. Несмотря на простоту опытов, но поняв основные физические принципы и законы, дети ощущают себя всемогущими волшебниками. Это прекрасно, ведь живой интерес к науке – залог успешной учебы.

Детские способности не всегда раскрываются самостоятельно. Часто требуется предложить детворе определенную научную деятельность, лишь потом проявляются склонности к тем или иным знаниям. Домашние опыты – легкий способ выяснить, интересуется ли чадо естественными науками. Маленькие открыватели мира редко остаются равнодушными к «чудесным» действиям. Даже если желание изучать физику ярко не проявится, заложить азы физических знаний все же стоит.

Простейшие опыты, проводимые дома, хороши тем, что даже стеснительные, сомневающиеся в себе дети с удовольствием занимаются домашними экспериментами. Достижение ожидаемого результата рождает уверенность в собственных силах. Ровесники восторженно принимают демонстрацию подобных «фокусов», что улучшает отношения между ребятами.

Требования к постановке опытов дома

Чтобы изучение законов физики в домашних условиях было безопасным, необходимо соблюдать меры предосторожности:

  1. Абсолютно все эксперименты проводятся с участием взрослых. Конечно, многие исследования безопасны. Беда в том, что ребята не всегда проводят четкую границу между безобидными и опасными манипуляциями.
  2. Необходимо быть особенно внимательными, если используются острые, колюще-режущие предметы, открытый огонь. Здесь присутствие старших обязательно.
  3. Использование ядовитых веществ запрещено.
  4. Ребенку нужно подробно описать порядок действий, которые следует произвести. Необходимо ясно сформулировать цель работы.
  5. Взрослые должны объяснять суть опытов, принципы действия законов физики.

Простейшие исследования

Начать знакомство с физикой можно, демонстрируя свойства веществ. Это должны быть самые простые опыты для детей.

Важно! Желательно предусмотреть возможные детские вопросы, чтобы ответить на них максимально подробно. Неприятно, когда мама или папа предлагают провести опыт, смутно понимая, что он подтверждает. Поэтому лучше подготовиться, проштудировав нужную литературу.

Разная плотность

Каждое вещество обладает плотностью, влияющей на его вес. Разные показатели этого параметра имеют интересные проявления в виде многослойной жидкости.

Даже дошкольники могут проводить такие простейшие опыты с жидкостями и наблюдать за их свойствами.
Для эксперимента понадобятся:

  • сахарный сироп;
  • растительное масло;
  • вода;
  • стеклянная банка;
  • несколько мелких предметов (например, монета, пластиковая бусина, кусочек пенопласта, булавка).

Банку нужно заполнить примерно на 1/3 сиропом, добавить такое же количество воды и масла. Жидкости не будут смешиваться, а образуют слои. Причина – плотность, вещество с меньшей плотностью легче. Затем поочередно в банку нужно опустить предметы. Они «зависнут» на разных уровнях. Все зависит от того, как соотносятся между собой плотности жидкостей и предметов. Если плотность материала меньше, чем жидкости, вещица не утонет.

Плавающее яйцо

Понадобятся:

  • 2 стакана;
  • столовая ложка;
  • соль;
  • вода;
  • 2 яйца.

Оба стакана нужно наполнить водой. В одном из них растворить 2 полные столовые ложки соли. Затем в стаканы следует опустить яйца. В обычной воде оно утонет, в соленой станет держаться на поверхности. Соль повышает плотность воды. Именно этим объясняется тот факт, что в морской воде плавать легче, чем в пресной.

Поверхностное натяжение воды

Детям следует объяснить, что молекулы на поверхности жидкости притягиваются, образуя тончайшую упругую пленку. Такое свойство воды называется поверхностным натяжением. Этим объясняется, например, способность водомерки скользить по водной глади пруда.

Непроливающаяся вода
  • стеклянный стакан;
  • вода;
  • канцелярские скрепки.

Стакан до краев наполняется водой. Кажется, одной скрепки достаточно, чтобы жидкость пролилась. Необходимо осторожно погружать скрепки в стакан одну за другой. Опустив около десятка скрепок, можно увидеть, что вода не выливается, а образует на поверхности небольшой купол.

Плавающие спички
  • миска;
  • вода;
  • 4 спички;
  • жидкое мыло.

В миску следует налить воду, опустить спички. Они будут практически неподвижны на поверхности. Если капнуть в центр моющее средство, спички мгновенно расплывутся к краям миски. Мыло уменьшает поверхностное натяжение воды.

Занимательные опыты

Очень зрелищной бывает для детей работа со светом и звуком. Педагоги утверждают, что занимательные опыты интересны ребятам разных возрастов. Например, предложенные здесь физические опыты подойдут и для дошкольников.

Светящаяся «лава»

Этот опыт не создает настоящий светильник, но красиво имитирует работу лампы с движущимися частицами.
Необходимо:

  • стеклянная банка;
  • вода;
  • растительное масло;
  • соль или любая шипучая таблетка;
  • пищевой краситель;
  • фонарик.

Банку нужно примерно на 2/3 наполнить окрашенной водой, затем почти до краев долить масла. Сверху следует посыпать немного соли. Затем отправиться в затемненную комнату, подсветить банку снизу фонариком. Крупинки соли станут опускаться на дно, увлекая за собой капельки жира. Позже, когда соль растворится, масло снова поднимется к поверхности.

Домашняя радуга

Солнечный свет можно разложить на составляющие спектр разноцветные лучи.

Необходимо:

  • яркий естественный свет;
  • стакан;
  • вода;
  • высокая коробка или стул;
  • большой лист белой бумаги.

В солнечный день перед окном, впускающим яркий свет, на пол нужно положить бумагу. Рядом установить коробку (стул), сверху поставить наполненный водой стакан. На полу появится радуга. Чтобы увидеть цвета полностью, достаточно подвигать бумагу и поймать ее. Прозрачная емкость с водой является призмой, раскладывающей луч на части спектра.

Стетоскоп доктора

Звук распространяется с помощью волн. Звуковые волны в пространстве можно перенаправлять, усиливать.
Понадобятся:

  • отрезок резиновой трубки (шланга);
  • 2 воронки;
  • пластилин.

В оба конца резиновой трубки нужно вставить воронку, закрепив ее пластилином. Теперь одну достаточно приставить к своему сердцу, а к другую – к уху. Ясно слышно биение сердца. Воронка «собирает» волны, внутренняя поверхность трубки не позволяет им рассеиваться в пространстве.

По этому принципу работает стетоскоп доктора. В старину примерно такое же устройство имели слуховые аппараты для слабослышащих людей.

Важно! Нельзя использовать источники громкого звука, так как это может повредить слуху.

Эксперименты

В чем разница между экспериментом и опытом? Это методы исследования. Обычно опыт проводится с заранее известным результатом, демонстрируя уже понятную аксиому. Эксперимент же призван подтвердить или опровергнуть гипотезу.

Для детей разница между этими понятиями практически неощутима, любое действие производится впервые, без научной базы.

Однако часто проснувшийся интерес толкает ребят на новые эксперименты, вытекающие из уже известных свойств материалов. Такую самостоятельность нужно поощрять.

Замораживание жидкостей

Материя меняет свойства с переменой температуры. Детей интересует изменение свойств всяческих жидкостей при обращении в лед. Различные вещества имеют отличную друг от друга температуру замерзания. Также при низкой температуре меняется их плотность.

Обратите внимание! Замораживая жидкости, следует применять только пластиковые контейнеры. Использовать стеклянные емкости нежелательно, так как они могут лопнуть. Причина в том, что жидкости, замерзая, меняют свою структуру. Молекулы образуют кристаллы, расстояние между ними увеличивается, увеличивается объем вещества.

  • Если наполнить разные формочки водой и апельсиновым соком, оставить в морозильной камере, что получится? Вода уже замерзнет, а сок частично останется жидким. Причина – температура замерзания жидкости. Подобные эксперименты можно проводить с разными веществами.
  • Налив в прозрачный контейнер воду и масло, можно увидеть уже привычное расслоение. Масло всплывает на поверхность воды, так как обладает меньшей плотностью. Что можно наблюдать при замораживании контейнера с содержимым? Вода и масло меняются местами. Сверху будет находиться лед, масло теперь окажется внизу. Замерзая, вода стала легче.

Работа с магнитом

Большой интерес у младших школьников вызывает проявление магнитных свойств различных веществ. Занимательная физика предлагает проверить эти свойства.

Варианты экспериментов (понадобятся магниты):

Проверка способности притягиваться различных предметов

Можно вести записи, указывая свойства материалов (пластик, дерево, железо, медь). Интересный материал – железная стружка, движение которой выглядит завораживающе.

Изучение способности магнита действовать сквозь другие материалы.

Например, металлический предмет подвергается воздействию магнита через стекло, картон, деревянную поверхность.

Рассмотрение способности магнитов притягиваться и отталкиваться.

Изучение магнитных полюсов (одноименные отталкиваются, разноименные притягиваются). Зрелищный вариант – прикрепление магнитов к плавающим игрушечным корабликам.

Намагниченная иголка – аналог компаса

В воде она указывает направление «север – юг». Намагниченная иголка притягивает другие мелкие предметы.

Советы родителям

  1. Желательно не перегружать маленького исследователя информацией. Цель опытов – показать работу законов физики. Лучше подробно рассмотреть одно явление, чем ради зрелищности бесконечно менять направления.
  2. Перед каждым опытом доступно объяснить свойства и особенности предметов, участвующих в них. Затем вместе с ребенком подвести итог.
  3. Особенного внимания заслуживают правила безопасности. Начало каждого занятия сопровождается инструкциями.

Научные опыты – увлекательное дело! Возможно, оно окажется таковым и для родителей. Вместе открывать новые стороны обычных явлений интересно вдвойне. Стоит отбросить повседневные заботы, разделив детскую радость открытий.

Физика, химия, биология: домашние опыты для детей

Если ребенок стал задавать слишком много вопросов об окружающем мире, значит, пришло время ставить научные домашние опыты. Рассказываем, как организовать несложные увлекательные эксперименты по физике, химии и биологии для вундеркинда любого возраста.

Опыты для детей: химия

«Морозные узоры на стекле летом»

Знаете ли вы, что получить сказочные морозные узоры на стекле можно даже во время летней жары. И быть для этого волшебником совсем не обязательно. Просто сделайте предложенный опыт.

Для детей от 8 лет.

Нам понадобится: соль аммиака (продается в магазинах для дачников), вода, стакан, стекло.

Как провести: в стакан налейте столовую ложку воды. Затем небольшими порциями добавляйте в воду соль аммиака, хорошо размешивая. Продолжайте делать так до тех пор, пока соль аммиака прекратит растворяться. Когда это произойдет, раствор готов для рисования. Теперь возьмите кисточку и нанесите с ее помощью раствор на стекло (зеркало). Дайте высохнуть. Когда вода испарится, на стекле (зеркале) появится рисунок, похожий на морозный узор на окнах.

Почему так происходит: иней, который появляется на стекле, — это кристаллы аммиака. Соль хорошо растворяется в воде. Даже незначительное количество раствора содержит достаточно много соли. Когда вода испаряется, соль тут же кристаллизуется, образуя паутину из блестящих кристаллов. «Морозный» рисунок боится воды. Всего несколько капель достаточно для того, чтобы ваш шедевр исчез бесследно.

«Чистим чайник»

В результате этого опыта мы вернем нашему старому электрическому чайнику былую чистоту!

Для детей от 7 лет.

Нам понадобится: лимонная кислота, вода, электрический чайник.

Как провести: наберите в электрочайник, который нуждается в чистке от накипи, максимальное количество воды. Добавьте 2 ст. л. лимонной кислоты. Включите чайник и дайте воде закипеть. Через 20 минут после того, как чайник отключится, загляните внутрь. Вы увидите, что чайник очистился от накипи и стал как новый!

Почему так происходит: лимонная кислота вступает в реакцию с налетом на стенках чайника. В результате образуются растворимые продукты и налет исчезает.

(Еще больше опытов по химии для детей разного возраста вы найдете в книге С.Болушевского «Веселые научные опыты для детей и взрослых. Химия»).

Опыты для детей: физика

«Лучик света»

Поиграйте с ребенком в увлекательную игру — поиск предметов в темноте с помощью веселого лучика. Игра развивает глазомер и ловкость.

Для детей от 5 лет.

Нам понадобится: маленькое зеркало, фонарик, фольга, небольшой предмет (мячик, любая игрушка).

Как провести: конец фонарика оберните фольгой. Проделайте в центре маленькое отверстие. Зайдите в темную комнату и включите фонарик. Вы увидите небольшой лучик света, который проходит сквозь отверстие. На пути у лучика света расположите зеркало. Свет от зеркала отразится и продолжит свой путь в другом направлении. Меняя положение зеркала, вы будете изменять направление распространения отраженного лучика. Положите рядом с фонариком игрушку и попробуйте направить на нее лучик света. Поворачивайте зеркало или фонарик, пока не добьетесь нужного результата. Можно перемещать игрушку в разных направлениях, а затем ловить ее лучиком света. Скоро вы научитесь практически сразу ставить фонарик и зеркало в нужных положениях.

Почему так происходит: лучи света обладают свойством отражения от зеркальной поверхности. Чтобы посветить лучиком в нужном месте, необходимо направить свет под определенным углом.

«Левитация шарика»

А что если заставить шарик от пинг-понга парить в воздухе? Для начала давайте убедимся в том, что шарик самостоятельно это делать не станет. Возьмите шарик в руку и разожмите пальцы. Шарик, разумеется, падает, поскольку силу притяжения никто не отменял.

Для детей от 7 лет.

Нам понадобится: фен, несколько шариков от пинг-понга.

Как провести: включите фен и направьте поток холодного воздуха, выходящего из него, вертикально вверх. Теперь поместите шарик в поток воздуха — он не падает, а парит в потоке. Попробуйте перемещать фен. Вы увидите, как шарик двигается за ним в потоке. Теперь попробуйте немного наклонить фен — шарик не падает, продолжает удерживаться в потоке. Шарик упадет, только если наклонить фен очень сильно. Теперь поместите в поток воздуха несколько шариков и постарайтесь удержать их в равновесии.

Почему так происходит: на шарик в потоке воздуха действуют три силы. С одной стороны, сила тяжести заставляет его опуститься вниз, с другой стороны, воздушный поток толкает шарик вверх. В результате он и не улетает и не падает. В то же время поток воздуха еще и обтекает шарик со всех сторон, создавая вокруг него зону пониженного давления, что удерживает шарик внутри потока воздуха и не дает ему выпасть в сторону. Шарик остается на одном месте, потому что все силы, действующие на него, уравновешиваются.

(Еще больше опытов по физике для детей разного возраста вы найдете в книге М.Яковлевой и С.Болушевского «Большая книга научных опытов для детей и взрослых», а также в книге Н. Ганайлюка «Эксперименты профессора Николя»).

Опыты для детей: биология

«Дырявая рука»

Можно ли продырявить ладонь, чтобы она при этом оставалась целой? Сделать это нельзя, а вот увидеть можно. Есть способ наши глаза обмануть.

Для детей от 4 лет.

Нам понадобится: лист плотной бумаги, скотч.

Как провести: сверните лист бумаги в трубку. Концы бумаги закрепите так, чтобы трубка не разматывалась. Поднесите один конец бумажной трубки к правому глазу. Левую руку прижмите ребром ладони к трубке, ближе к ее концу. Теперь внимательно смотрите правым глазом в трубку, а левым на ладонь руки, прижатой к трубке. Вы увидите, что в левой руке появилась дыра.

Почему так происходит: информация от обоих глаз поступает в мозг одновременно. Один глаз видит руку, а другой — отверстие. Мозг объединяет обе картинки, поэтому создается впечатление, что рука дырявая.

«Пульсирующая кровь»

Сердце постоянно качает кровь по сосудам, чтобы мы могли жить. Понаблюдаем за сердцебиением!

Для детей от 7 лет.

Нам понадобится: немного пластилина, зубочистка, часы.

Как провести: сделайте из пластилина небольшой шарик и сплющите его. В центр полученной лепешки воткните зубочистку. Зажмите двумя пальцами запястье в том месте, где меряют пульс. Теперь расслабьтесь и положите руку на стол. Прилепите пластилин на запястье туда, где раньше нащупали пульс. Обратите внимание, что зубочистка движется. В течение 30 секунд считайте подъемы зубочистки.

Почему это происходит: под кожей постоянно пульсирует кровь, в результате того, что сердце толчками продвигает ее по сосудам. Зубочистка движется в такт пульсу. Поэтому вы можете определить, как часто бьется сердце.

(Еще больше опытов по биологии для детей разного возраста вы найдете в книге М.Яковлевой и С.Болушевского «Большая книга научных опытов для детей и взрослых»).

Поставьте с ребенком эти интересные опыты и проведите время весело и с пользой!

5 простых научных опытов для детей

Эти эффектные эксперименты можно провести в домашних условиях: бутылка превращается в вулкан, желток меняется местами с белком, а мармеладные червячки танцуют в стакане.

Объясняем детям законы физики на примере удивительных явлений, не покидая собственной кухни.

Читайте также:  Поделки новогодней тематики - простые идеи

Лёд на удочке

  • стакан воды;
  • кубик льда;
  • соль;
  • нитка.

1. Брось в воду кубик льда. Положи нитку на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на кубике.

2. Насыпь немного соли на лёд и подожди 10–15 минут.

3. Возьми нитку за свободный конец и вытащи лёд из стакана.

Соль, попав на лёд, слегка подтапливает небольшой его участок. В течение 5–10 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда опять замерзает, закрепив нить.

Перевёрнутый стакан

  • ножницы;
  • лист картона;
  • стакан и вода;
  • чаша или тазик.

1. Вырежи квадрат из картона. Заполни стакан водой.

2. Накрой стакан картоном и аккуратно переверни над тазиком.

3. Бумага прилипла к стакану, и вода не выливается.

Когда мы накрываем стакан листом картона и переворачиваем, то на лист с одной стороны давит вода, а с другой стороны — воздух. Давление воздуха больше давления воды в стакане, поэтому лист и не падает.

Вулкан в бутылке

  • бутылка;
  • пакетик разрыхлителя;
  • столовый уксус;
  • вода;
  • средство для мытья посуды.

1. Заполни бутылку водой наполовину. Долей четверть уксуса. Выдави туда немного средства для мытья посуды.

2. Вулкан готов к извержению. Помести его в раковину или таз и добавь немного разрыхлителя.

3. Извержение начинается! Смесь в бутылке бурлит, из горлышка лезет белая пена.

Этот процесс называется реакцией нейтрализации. Суть её в том, что кислота (уксус) и щелочь (разрыхлитель) нейтрализуют друг друга, выделяя углекислый газ. Именно этот газ мы выдыхаем, а растения перерабатывают его в кислород. Углекислый газ мы встречаем и в газированной воде: он делает воду колючей.

Танец червяков

  • мармеладные червячки;
  • пищевая сода;
  • уксус;
  • вилка;
  • разделочная доска;
  • острый нож;
  • два чистых стакана.

1. Разрежь каждого червячка на 4 части. Нож лучше смочить водой, чтобы мармелад не прилипал.

2. Разведи в тёплой воде 3 столовых ложки пищевой соды. Положи червячков в раствор на 15 минут.

3. Доставай червяков вилкой по одному и перекладывай в стакан с уксусом. Они будут обрастать пузырьками и рваться к поверхности, как будто танцуя.

Когда червячки попадают в уксус, уксусная кислота вступает в реакцию с бикарбонатом (из пищевой соды). При этом на червячках образуются пузырьки углекислого газа, которые тянут их к поверхности, заставляя извиваться. У поверхности пузырьки лопаются, и червячок падает на дно. Там на нём снова накапливаются пузырьки, и так до тех пор, пока не выйдет вся сода.

Яйцо желтком наружу

  • сырое яйцо;
  • скотч;
  • капроновые колготки;
  • фонарик;
  • кастрюля с водой и плита.
  1. Поднеси к яйцу включённый фонарик. Его будет хорошо видно на просвет. Плотно обмотай яйцо скотчем.
  2. Положи яйцо в середину капронового чулка, крепко завяжи. Раскручивай так, чтобы яйцо вращалось вокруг своей оси. Затем снова посвети фонариком.
  3. Как только яйцо перестанет пропускать свет, опусти его в холодную подсоленную воду и вари на среднем огне, не снимая клейкую ленту, примерно 10 минут, постоянно переворачивая. Когда яйцо сварится и остынет, почисти его. Желток оказался снаружи!

Когда мы раскручивали сырое яйцо, словно при отжиме в стиральной машинке, тонкая оболочка желтка разрушилась. Получилось две «свободных» жидкости с разной плотностью. И поскольку желток тяжелее, центробежная сила прижала его к стенкам скорлупы.

  • Замки Дианы Уинн Джонс
  • 6 игр на воде: развлечения в бассейне
  • Хроматография

Эти эффектные эксперименты можно провести в домашних условиях: бутылка превращается в вулкан, желток меняется местами с белком, а мармеладные червячки танцуют в стакане.

Объясняем детям законы физики на примере удивительных явлений, не покидая собственной кухни.

НастюшККа
Это вообще-то ваш пост офф-топ. Вам бы отдельную темку завести. Но, все равно отвечу, потом может модераторы удалят.
Я в детстве играла только в “мальчуковые” игрушки – машинки, пистолеты, автоматы. На всех кофточках (даже с цветочками) у меня были пришиты погоны (уговаривала родителей), мечтала стать моряком и пойти в армию. В куклы играла редко, неохотно, разве только с подружками. Но, мягкие игрушки любила. Это все тоже в дошкольном-младшем школьном возрасте.
Слава Богу, тогда не было у людей страхов, связанных со всеми этими опасения по поводу ориентаций , родители не напрягались, дарили мне машинки. Дядя из командировок тоже привозил пистолетики. При этом я не была пацанкой, напротив очень милой девочкой, порой даже застенчивой.
Весь мой детский машинко-пистолетный опыт никак не сказался на моей женственности , и уж тем более сексуальной ориентации, даже и намека не было. Хотя, мужские развлечения до сих пор мне интересны. Например, увлекаюсь рыбалкой, могу в футбол погонять, и вязанию предпочту поход.
Так что поводов опасаться пока нет, по-крайней мере, из того, что вы тут описали.

Добавлено спустя 5 минут 19 секунд:

А теперь по теме.
Девочки, спасибо большое за опыты. Завтра все откопирую себе в файлик. Очень много всего интерсного.
Я тоже одним маленьким опытом поделюсь. Если в литровую банку (или в другую емкость) насыпать риса, а вглубь спрятать теннисный шарик, а затем банку потрясти (очень важно, чтобы движения рук были частыми, а амплитуда маленькой), то шарик вылетит из риса, как пробка из бутылки. Но, нужно треннироваться
Кто-то тут уже писал про кристаллики из соли. Если интересно, то могу выложить инфу по выращиваю кристаллов из соли. Ведь можно не ограничиваться маленькими крист., а вырастить большой, той формы, которая нужна вам. Для этого нужно соблюдать немало условий. Инфы в инете много, но у меня она систематизирована, в компактном виде, и адаптирована для занятий с детьми.
Кстати, еще можно опыты делать с сильными магнитами, не сочтите за рекламу , но в моей темке можно найти ссылки на эти опыты, или просто самостоятельно в Ютьюбе покапаться

Может кто подскажет мне, что мне делать. У меня доченька, ей 5 лет. Мы замечали с мужем, что из всех игрушек она предпочитает игрушки для мальчиков, что меня как-то смущает! Экспериментировали, давали только игрушки для девочек. Машинки исключили, но результат не поменялся. Требовала машинки и пистолетики. Очень обеспокоенна этим. Посоветуйте мне что-нибудь пожалуйста. Умоляю. Всем буду крайнее благодарна!!

На форум иногда нет возможности попасть, т.ч. кому будет не трудно напишите мне на почту strekozzza91@mail.ru

Прошу помогите мне! Заранее спасибо!

У мужа на работе иногда присылают.. не знаю что уж присылают, но оно должно храниться в холоде при -50. Поэтому доставляют это в пенопластовой коробке с “сухим льдом” – замороженный углекислый газ. И вот на днях муж принес эту коробку домой. Счастью ребенка не было предела. В чашку с горячей водой он кидал горсть сухого льда и из чашки валил туман и заволакивал завитками пара весь стол.
На утро оказалось, что в морозильнике не весь сухой лед еще растаял и ребенок уговорил папу помочь ему показать это все в школе. Учителя обычно идут навстречу, если что-то на самом деле интересное. Вобщем утром в восторге был уже весь класс. Жаль только, что до утра мало сухого льда дожило (морозилки на -50 унас дома не обнаружилось )

((Хотя температура “-50” не такая уж низкая и опасная, но, советую все же не оставлять подобные познавательные процессы без присмотра взрослого – думаю, если проглотить, то может оказаться опастным.. или мало ли что еще детки придумают . Насыпать горстью – проблемм не было. Но если взять маленький кусочек и плотно зажать между пальцев, то через несколько секунд начинает резко и сильно щипать до боли. Вобщем, будьте внимательны))

КРАТЕР ОТ МЕТЕОРИТА

В глубокой миске разводится густой раствор гипса.
С высоты 1,5-2 метра туда прицельно сбрасывается металлический шарик.
Вау! Лунный кратер готов!
Мы использовали шарик от большого подшипника.

Используется обычный сок из лимона. Ватной палочкой наносим любой рисунок на листок бумаги и даем высохнуть. Затем нагреваем его над свечкой , о чудеса — рисунок становится видимым.

Пробовали еще молоком, но из магазинного получается ну очень плохо.

Ну, например, от автомата – они легкие, емкости от киндер-сюрпризов, маленькие моточки с нитками, бумажные шарики, да проще говоря все что под рукой.
А если на них нарисовать что-нибудь, то можно посмотреть, как они крутятся.

Добавлено спустя 3 минуты 51 секунду:

Вот еще один эксперимент, но мы его проводим на даче.
Набрать ведерко воды и раскручивать, ни одна капля не прольется.

Эксперименты и опыты для детей дошкольного возраста

Родители маленьких непосед могут удивить их опытами, которые можно провести в домашних условиях. Легкие, но в то же время удивительные и вызывающие восторг, они способны не только разнообразить досуг ребенка, но и позволят взглянуть на привычные вещи совсем другими глазами. И открыть для себя их свойства, функции, назначение.

Юные естествоиспытатели

Эксперименты дома, прекрасно подходящие для детей до 10 лет – лучший способ помочь ребенку накопить практический опыт, который пригодится ему в будущем.

Техника безопасности при проведении экспериментов

Для того, чтобы проведение познавательных экспериментов не было омрачено неприятностями и травмами, достаточно запомнить несколько простых, но важных правил.

Техника безопасности – на первом месте

  1. Перед тем, как начать работу с химическими веществами, рабочую поверхность нужно защитить, застелив пленкой или бумагой. Это избавит родителей от ненужной уборки и позволит сохранить внешний вид и функциональность мебели.
  2. В процессе работы не нужно слишком близко подходить к реагентам, наклоняясь над ними. Особенно если в планах – химические эксперименты для маленьких детей, в которых участвую небезопасные вещества. Мера позволит защитить слизистые рта и глаза от раздражения и ожогов.
  3. По возможности нужно использовать защитные приспособления: перчатки, очки. Они должны подходить ребенку по размеру и не мешать ему во время проведения эксперимента.

Простые эксперименты для самых маленьких

Развивающие опыты и эксперименты для самых маленьких детей (или для детей до 10 лет), как правило просты и не требуют от родителей ни особых умений, ни редкого или дорогостоящего оборудования. Зато радость открытия и чуда, которое так легко сделать своими руками, останется с ним надолго.

Например, в неописуемом восторге дети будут от самой настоящей семицветной радуги, которую они смогут вызвать сами при помощи обычного зеркала, емкости с водой и листа белой бумаги.

Для начала на дно небольшого таза или ванны кладется зеркало. Затем, он наполняется водой; а на зеркало направляется свет фонаря. После того, как свет отразится и пройдет через воду, он разложится на составляющие его цвета, став той самой радугой, которую можно будет увидеть на листе белой бумаги.

Еще один, очень простой и красивый опыт можно провести при помощи обычной воды, проволоки и соли.

Чтобы приступить к эксперименту, нужно приготовить перенасыщенный раствор соли. Рассчитать нужную концентрацию вещества довольно просто: при необходимом количестве соли в воде она перестает растворяться при добавлении очередной порции. Очень хорошо использовать для этой цели теплую дистиллированную воду. Для того, чтобы эксперимент прошел удачнее, готовый раствор также можно перелить в другую емкость – это удалит грязь и сделает его чище.

Опыт “Соль на проволоке”

Когда все будет готово, в раствор опускается небольшой кусочек медной проволоки с петлей на конце. Сама емкость убирается в теплое место и оставляется там на определенное время. По мере того, как раствор начнет остывать, растворимость соли понизится, и она начнет оседать на проволоке в виде красивых кристаллов. Заметить первые результаты можно будет уже через несколько дней. Кстати, использовать в эксперименте можно не только обычную, прямую проволоку: скручивая из нее причудливые фигурки, можно выращивать кристаллы самого разного размера и формы. Кстати, этот эксперимент подарит ребенку отличную идею новогодних игрушек в виде самых настоящих ледяных снежинок – достаточно просто найти гибкую проволоку и сформировать из нее красивую симметричную снежнику.

Неизгладимое впечатление на ребенка смогут произвести также и невидимые чернила. Приготовить их очень просто: достаточно просто взять чашку воды, спички, вату, половину лимона. И лист, на котором можно будет написать текст.

Для начала в чашке нужно смешать равное количество лимонного сока и воды. Затем, на зубочистку или тонкую спичку наматывается немного ваты. Получившийся «карандаш» обмакивается в смесь в полученную жидкость; затем им можно написать на листе бумаги любой текст.

Несмотря на то, что вначале слова на бумаге будут абсолютно невидимы, проявить их будет очень легко. Для этого лист с уже подсохшими чернилами нужно поднести к лампе. На разогретом листе бумаги сразу проявятся написанные слова.

Кто из детей не любит воздушные шары?

Оказывается, даже надуть обычный шар можно весьма оригинальным способом. Для этого нужно растворить в бутылке воды одну ложку пищевой соды. И в другой чашке смешиваются сок одного лимона и три столовых ложки уксуса. После, содержимое чашки вводится в бутылку (для удобства можно использовать небольшую воронку). Шарик нужно надеть на горлышко бутылки максимально быстро, пока химическая реакция не окончится. За это время углекислый газ сможет быстро надуть шарик под давлением. Для того чтобы шарик не соскочил с горлышка бутылки, его можно будет закрепить при помощи изоленты или скотча.

Опыт “Надуть шарик”

Очень интересно и необычно выглядит цветное молоко, цвета которого будут двигаться, причудливо смешиваясь между собой. Для этого эксперимента нужно налить в тарелку немного цельного молока и добавить в него несколько капель пищевого красителя. Отдельные области жидкости окрасятся в разные цвета, но при этом пятна будут оставаться неподвижными. Как же привести их в движение? Очень просто. Достаточно взять небольшую ватную палочку и, предварительно обмакнув в моющее средство, поднести к поверхности цветного молока. Вступив в реакцию с молекулами молочного жира, молекулы моющего средства заставят его двигаться.

Опыт “Рисунки на молоке”

Важно! Для этого эксперимента не подойдет обезжиренное молоко. Можно использовать только цельное!

Наверняка всем детям доводилось наблюдать дома и на улице за забавными пузырьками воздуха в минеральной или сладкой воде. Но достаточно ли они сильны для того, чтобы поднять на поверхность зерно кукурузы или изюма? Оказывается, да! Чтобы проверить это достаточно налить в бутылку любую газированную воду, а после – бросить в нее немного кукурузы или изюма. Ребенок сам убедится в том, как легко под действием пузырьков воздуха и кукуруза, и изюм начнут подниматься вверх, а после – достигнув поверхности жидкости – снова опускаться вниз.

Эксперименты для детей более старшего возраста

Детям более старшего возраста ( от 10 лет) можно будет предложить уже более сложные химические эксперименты, требующие большего количества компонентов. Эти эксперименты для более старших детей немного сложнее, но дети уже могут принимать в них участие.

Для соблюдения техники безопасности дети до 10 лет должны проводить эксперименты под строгим контролем взрослых, в основном в роли зрителя. Дети старше 10 лет могут принимать в опытах более активное участие.

Примером такого эксперимента может быть создание лавовой лампы. Наверняка о таком чуде мечтают многие дети. Но, куда приятнее сделать ее своими руками, используя для этого простые компоненты, которые наверняка найдутся в каждом доме.

Опыт “Лавовая лампа”

Основой лавовой лампы станет небольшая банка или самый обычный стакан. Кроме этого для опыта понадобятся растительное масло, вода, соль и немного пищевого красителя.

Банка, или другая емкость, используемая в качестве основы лампы, наполняется водой на две трети и на треть маслом. Поскольку масло значительно легче воды по весу, она останется на ее поверхности, не смешиваясь с ней. Затем, в банку добавляется немного пищевого красителя – это придаст лавовой лампе цвет и сделает эксперимент красивее и зрелищнее. И после этого в полученную смесь кладется чайная ложка соли. Для чего? Соль заставляет масло опускаться на дно в виде пузырьков, а затем, растворяясь, выталкивает их вверх.

Следующий химический эксперимент поможет сделать увлекательным интересным такой школьный предмет, как географию.

Ведь изучать вулканы куда интереснее тогда, когда рядом есть не просто сухой книжный текст, но целая модель! Особенно, если сделать ее легко дома своими руками, пользуясь доступными подручными средствами: прекрасно подойдет песок, пищевой краситель, сода, уксус и бутылка.

Читайте также:  Как объяснить ребенку, что такое честь и достоинство?

Для начала на подносе устанавливается бутылка – она станет основой будущего вулкана. Вокруг него нужно слепить небольшой конус из песка, глины или пластилина – так гора приобретет более законченный и правдоподобный вид. Теперь нужно вызвать извержение вулкана: в бутылку заливается немного теплой воды, затем – немного соды и пищевого красителя (красного или оранжевого цвета). Завершающим штрихом станет четверть стакана уксуса. Вступив в реакцию с содой, уксус начнет активно выталкивать наружу содержимое бутылки. Этим и объясняется интересный эффект извержения, который можно наблюдать вместе с ребенком.

Вулкан можно сделать из зубной пасты

Может ли бумага гореть, не сгорая?

Оказывается, да. И эксперимент с несгораемыми деньгами легко докажет это. Для этого десятирублевая денежная купюра погружается в 50% раствор спирта (вода смешивается со спиртом в пропорции 1 к 1, к ней добавляется щепотка соли). После того, как купюра как следует пропитается, лишняя жидкость удаляется с нее, а сама купюра поджигается. Вспыхнув, она начнет гореть, но при этом совершенно не сгорит. Объяснить этот опыт довольно просто. Температура, при которой горит спирт недостаточно высока для того, чтобы испарить воду. Благодаря этому даже после того, как вещество догорит полностью, деньги останутся слегка влажными, но абсолютно целыми.

Опыты со льдом всегда пользуются успехом

Юным любителям природы можно предложить прорастить дома семена не используя при этом почву. Как это делается?

В яичную скорлупу кладется немного ваты; она активно смачивается водой, а затем в нее кладется немного семян (например, люцерны). Буквально через несколько дней можно будет заметить первые ростки. Таким образом, для прорастания семян далеко не всегда бывает нужна почва – достаточно лишь воды.

А следующий эксперимент, который легко провести дома для детей наверняка придется по душе девочкам. Ведь кто из них не любит цветы?

Окрашенный цветок можно подарить маме

Особенно самых необычных, ярких оттенков! Благодаря простому опыту прямо перед изумленными детьми простые и привычные всем цветы могут окраситься в самый неожиданный цвет. Тем более, что сделать это предельно просто: достаточно поставить срезанный цветок в воду с добавленным в нее пищевым красителем. Поднимаясь по стеблю к лепесткам, химические красители окрасят их в нужные вам цвета. Чтобы вода лучше впитывалась, срез лучше делать по диагонали – так он будет иметь максимальную площадь. Для того, чтобы цвет проявился ярче, желательно использовать светлые, или белые цветы. Еще более интересный и фантастических эффект получится если перед началом опыта стебель будет расщеплен на несколько частей и каждая из них будет погружена в свой стакан с окрашенной водой.

Лепестки окрасятся в сразу во все цвета самым неожиданным и причудливым образом. Что несомненно произведем неизгладимое впечатление на ребенка!

Всем известно, что под действием силы тяжести вода может стекать только вниз. Но, можно ли сделать так, чтобы она поднималась вверх по салфетке? Для проведения этого опыта обычный стакан наполняется водой примерно на треть. Салфетка складывается несколько раз так, чтобы получится неширокий прямоугольник. После этого салфетка снова разворачивается; немного отступив от нижнего края на ней нужно начертить линию из цветных точек достаточно большого диаметра. Салфетка погружается в воду так, чтобы она примерно на полтора сантиметра ее окрашенная часть оказалась в ней. Соприкоснувшись с салфеткой, вода начнет постепенно подниматься вверх, окрашивая ее разноцветными полосками. Этот необычный эффект происходит благодаря тому, что имея пористую структуру, волокна салфетки легко пропускают воду вверх.

Опыт с водой и салфеткой

Для проведения следующего опыта понадобятся небольшая промокашка, формочки для печенья разной формы, немного желатин, прозрачный пакет, стакан и вода.

Желатиновая вода не смешивается

Желатин растворяется в четверти стакана воды; он должен набухнуть и увеличиться в объеме. Затем, вещество растворяется на водяной бане и доводится примерно до 50 градусов. получившуюся жидкость нужно тонким слоем распределить по целлофановому пакету. При помощи формочек для печенья из желатина вырезаются фигурки различной формы. После этого их нужно уложить на промокашку или салфетку, а после – подышать на них. Теплое дыхание заставит желатин увеличиваться в объеме, благодаря чему фигурки начнут изгибаться с одной из сторон.

Опыты, проведенные дома с детьми, очень легко разнообразить.

Желатиновые фигурки из формочек

Зимой можно попробовать несколько видоизменить эксперимент, вынеся желатиновые фигурки на балкон или оставив на некоторое время в морозильной камере. Когда под действием холода желатин застынет, на нем отчетливо проступят узоры ледяных кристаллов.

Заключение

Восторг и море положительных эмоций – вот что подарит экспериментирование для любопытных детей проведенное вместе со взрослыми. А родители позволят себе разделить с юными исследователями радость первых открытий. Ведь сколько бы лет не было человеку – возможность хотя бы ненадолго вернуться в детство по-настоящему бесценна.

Как отвечать на НЕУДОБНЫЕ вопросы детей: 5 правил

Неудобных вопросов не избежать и нужно по возможности быть к ним готовыми. И если ребенок трех-четырех лет удовлетворится простым ответом, то ребенок постарше потребует ответа развернутого. Ответы на эти вопросы должны соответствовать возрасту ребенка и обязательно быть правдивыми. Если вы стремитесь к тому, чтобы ваши отношения с ребенком были доверительными, то говорить нужно правду. В каких объемах – решать вам: это зависит от готовности родителей к разговору, от степени их открытости, от взаимоотношений внутри семьи и с ребенком, в частности.

Когда дети задают вопросы – это нормально, здорОво и хорошо! Плохо, когда дети не задают вопросов. Задавая вопросы, дети познают мир. А чтобы ваши дети задавали больше вопросов, нужно на них отвечать.

Неудобные вопросы детей: 5 правил как на них отвечать

Правило первое: На любые вопросы отвечаем

Когда меня спрашивают про «неудобные детские вопросы», то я в ответ интересуюсь, для кого вопрос, который задает ребенок «НЕУДОБНЫЙ»? Если сегодня вопрос ребенка «неудобен» для родителей, то, скорее всего, эта тема станет в дальнейшем «неудобной» для ребенка. Это происходит потому, что ребенок очень чутко улавливает состояние родителей и, если интуитивно чувствует неловкость родителей, будет считать эту тему стыдной.

А бывает еще так, что в некоторых семьях есть запретные темы, например, тема смерти или вопросы секса. Тогда ребенка, задавшего вопрос на эту тему, могут резко одернуть или попробовать переключить его внимание на какой то другой предмет. Даже если в тот момент ребенок замолчит или отвлечется, он все равно почувствует, что с этой темой связано какое-то напряжение.

Поэтому не показывайте своего смущения или растерянности, отвечайте спокойно и уверенно, как если бы вы отвечали на обычный рядовой вопрос. Это сформирует у детей отношение в данной теме, как к «нормальной», обычной, которую можно обсуждать, как и другие темы.

Если вы чувствуете, что не готовы обсуждать с ребенком какие-то темы, лучше всего поработать со своим собственным отношением к этим темам заранее.

Правило второе: Ответ должен соответствовать возрасту и развитию ребенка

Здесь хочется вспомнить «бородатый» анекдот:

— Папа, а почему, когда яблоко откусишь, оно делается коричневым?

— Дело в том, сынок, что в яблоке имеются различные химические вещества. Одно из них — железо. Так вот, когда железо вступает с кислородом, находящимся в воздухе, в химическую реакцию, получается окисление. В результате образуется вещество, которое и окрашивает яблоко в коричневый цвет.

— Папа, а с кем ты сейчас разговаривал?

Старайтесь отвечать максимально доступно и кратко. Лучше «недокормить» ребенка информацией, чем перекормить. Потому что «недокормленный» ребенок будет испытывать познавательный интерес, а вот «перекормленный» информацией ребенок, может этот интерес надолго потерять.

Правило третье: отвечать правдиво

Казалось бы, это правило даже и не стоит озвучивать, но раз за разом в своей работе я сталкиваюсь с тем, что родители считают допустимым обмануть ребенка из «благих» побуждений. Особенно это касается вопросов о смерти, которые часто возникают в связи со смертью членов семьи или домашнего любимца.

Желая уберечь детскую психику, родители обманывают детей. Эта ложь влечет за собой разнообразные негативные последствия. Если ребенку говорят, что «дедушка просто крепко заснул», ребенок может бояться ложиться спать, или говорят, что папа «уехал в командировку», и ребенок каждый день ждет, когда же папа вернется, чувствует себя покинутым и преданным. Эта ложь может стать причиной невротических состояний во взрослом возрасте.

В качестве еще одного аргумента в пользу правдивых ответов я бы назвала современную доступность информации. Если ребенок не удовлетворен вашим ответом на его вопрос, он может отправиться искать информацию в других источниках.

Не буду сейчас останавливаться на том, КАКУЮ информацию он там может найти заодно с ответом на свой вопрос, но даже если ребенок просто поймет, что родители его обманули, то доверительные отношения могут быть разрушены раз и навсегда.

Правило четвертое: не бойтесь признать свою некомпетентность

Если ребенок задает вам вопрос, на который вы не знаете ответ, или не знаете, как преподнести информацию в соответствии с возрастом ребенка, не бойтесь в этом признаться! Скажите, что вы не знаете точного ответа на этот вопрос, но зато знаете, где найти ответ.

Ищите информацию вместе с ребенком, и вы одновременно убьете двух зайцев: дадите ребенку ответ и научите его искать нужную информацию. Используйте для этого детские энциклопедии и специальные интернет ресурсы.

Правило пятое: Отвечайте на вопросы без раздражения

Иногда дети задают вопросы в неподходящее время в неподходящем месте или тогда, когда вы очень заняты и не можете немедленно уделить им внимание. В такой ситуации главное не раздражаться, а спокойно сказать, что «сейчас не очень подходящий момент для обсуждения этой темы» или что «вы сейчас заняты и ответите, как только освободитесь». И непременно вернитесь к этому вопросу, как только появится возможность.опубликовано econet.ru.

Если у вас возникли вопросы, задайте их здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление – мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Как правильно отвечать на неловкие вопросы детей: советы психологов

Как показывают результаты социологического опроса, четверо из десяти родителей чувствуют себя неловко, когда не знают, как ответить на вопросы своего ребенка, а 63% родителей отвечают в любом случае, если даже не уверены, что их ответ верный. Вот список вопросов, от которых родители приходят в замешательство:

“Откуда берётся электричество?”, “Откуда берется вода?”, “Как Дед Мороз пролазит через трубу?”, “Что такое черные дыры?”, “Почему небо голубое?”, “Что такое бесконечность?”, “Что такое время?”, “Почему летают птицы?”, “Откуда берутся дети?”,

“Как летают самолеты?”, “Почему люди плачут, когда режут лук?”, “Откуда берется ветер?”, “Почему люди умирают?”, “Почему гремит гром?”, “Есть ли бог?”, “Какой он этот мир?”, “Что происходит с человеком, когда он умирает?”, “Почему у меня нет папы?”, “Почему наступает ночь?”.

Когда ребенку исполняется четыре годика, его начинает интересовать все, что связано с восприятием знаний о мире. В это время он уже овладеет речью и уже готов ею вовсю пользоваться. Ему хочется знать все и обо всем, а от того, какой он получит ответ, зависит его дальнейшее развитие. Ребенок задает вопросы, чтобы узнать правила жизни и научиться жить по этим правилам. Если же родители не захотят отвечать на них или отвергнут его вопросы словами: “Не задавай мне глупых вопросов!”, то ребенок почувствует себя ненужным. Вполне возможно, что он перестанет больше спрашивать не только родителей, но учителей и воспитателей. Никогда не отвергайте вопросы ребенка, если вы затрудняетесь на них ответить, то скажите прямо: “Я пока не готов ответить, давай об этом поговорим попозже”.

Лучше всего, если родители сумеют ответить на вопросы детей правдиво, прямо и очень коротко. Особенно смущает родителей, когда их пятилетний малыш вдруг задает совсем не детский вопрос: ” Откуда я взялся?”. Краснеть, пугаться и ругать ребенка за недетский вопрос бесполезно. Психологи советуют уже в этом возрасте купить книгу по анатомии с цветными картинками и читать ее вдвоем с малышом, спокойно рассматривая иллюстрации. Акценты делать на отличие половых органов не стоит, просто с равным интересом объясняйте ему, где находятся легкие, сердце, печень и половые органы.

Если родители сами бледнеют и краснеют, когда речь заходит о продолжении рода, то ребенок им больше не задаст “неприличных” вопросов, а спросит их у кого-то другого. Как ему ответит этот другой, таким будет и отношение ребенка к сексуальной жизни. Поэтому очень важно родителям разъяснить ребенку, как он появился на свет. Современных детей уже не устраивает ответ, что его нашли в капусте, принес аист или купили в магазине. Такой ответ никуда не годится, они очень хорошо знают, какая бывает капуста, почему аисты не могут принести детей и что продают в магазинах.

Самым популярным ответом родителей на этот вопрос остается классическая фраза: “Ты появился из маминого животика”, но часто ребенок на этом не успокаиватся и расспрашивает дальше. Отвечая на другие вопросы, нельзя давать ребенку почувствовать, что эта тема для вас является чем-то постыдным, но и излагать акт секса в подробностях тоже не стоит. Если далее ребенок спросит: “А как я появился у мамы в животе?”, следует ответить: ” Маме помог в этом папа”. Маленькие дети могут ориентироваться в вашем ответе и воспринять его только в рамках собственного мышления. Задавая вопрос, его не интересует сам половой акт, а просто интересно откуда он появился сам.

Следующим вопросом, ответить на который должны быть готовы родители, является: “Что будет с человеком, когда он умирает?”. Согласно опросу родителей, многие из них на этот вопрос отвечают, что он непременно попадет в рай или в ад. В то время 25% отвечают, что он становится ангелом. Оказалось, что из десяти родителей только четверо могут рассказать ребенку о похоронном процессе. Скрывать правду о смерти и бояться, что это может травмировать психику ребенка не надо. Все равно ребенку наверно уже известно о смерти мух, комаров или бабочек. Не удивляйтесь, если ваш малыш с особым удовольствием хлопает тапочкой по тараканам и мухам, отрывает им крылья или лапки. Он так исследует, как может наступить смерть под воздействием человека. Не стоит оберегать ребенка от волнений, лучше расскажите ему, что все живое рано или поздно умирает. Он должен понять, что смерть – это часть нашей жизни. Ребенок должен при этом почувствовать, что смерть человека приносит членам его семьи горе.

Мы рассмотрели только два неудобных детских вопроса, на которые затрудняются ответить родители. На самом деле таких вопросов великое множество. Отвечая на них, старайтесь придерживаться следующих правил:

1. Старайтесь говорить всегда правду, не стоит рассказывать ребенку небылицу и сказки. Обман рано или поздно будет разоблачен и ребенок подумает: “Мои родители мне сказали неправду”. Тогда он сам в трудных ситуациях будет обманывать, также как и родители.
2. Не отмахивайтесь от вопросов ребенка, относитесь к ним с уважением. Нельзя смеяться и упрекать его, отвечайте кратко и понятно.

Читайте также:  Прически для девочек: коса навыворот, пучок в стиле ампир, плетения в виде цветов

3. Ваш ответ должен обогатить ребёнка новыми знаниями и побудить его к размышлениям. Поощряйте его желание узнать больше, встречным вопросом: “А ты как думаешь?”.
4. Если затрудняетесь ответить на вопрос ребенка, предложите ему вместе посмотреть или прочитать книгу на эту тему, ваш ответ должен вызвать интерес к изучению аспектов жизни.
5. Если вы не можете найти ответа или считаете, что ваш ответ будет непонятен малышу, тогда скажите ему лучше: ” Ты еще маленький, вот подрастешь, тогда многое узнаешь в школе”, чем сказать: “Ты все равно ничего не поймешь”.

– Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики “Психология отношений”

10 самых неудобных детских вопросов и как на них отвечать

О природе детской любознательности и о том, как родителям не выглядеть глупо, отвечая на вопрос «Почему я не пони?».

Эту статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

Почему дети задают вопросы

Каждый день во время пути в детский сад мы с дочкой встречаем нескольких малышей, которые успевают пройти весь цикл познания мира: бурный интерес к какому-то явлению → расспрос родителей → ответное молчание → потеря интереса.

Детская любознательность достигает пика в четыре года. К этому моменту родители часто чувствуют себя безнадёжно, отчаявшись найти ответы на все почему. Согласно исследованиям Kids ask a staggering 73 questions every day , любопытные дети задают в среднем 73 вопроса в день. Причём «допрос» родителей иногда начинается с 6 утра и не прекращается до вечернего сна. На половину из этих вопросов родители не отвечают. А треть из 1 500 опрошенных в Великобритании матерей и отцов заявили, что такие расспросы для них утомительны. Зато четверо из десяти заметили, что гордятся любознательностью своих детей.

Автор исследования, психолог Сэм Васс говорит о том, что по мере взросления ребёнок проявляет интерес к окружающему миру и это естественно. Взрослые забывают, какими были в детстве и часто не осознают, насколько важны их ответы.

По словам Trusting What You’re Told How Children Learn from Others психолога Гарвардского университета Пола Харриса, в период от двух до пяти лет дети задают около 40 000 вопросов. А исследование Preschoolers’ Search for Explanatory Information Within Adult-Child Conversation Мичиганского университета США выяснило, что дети задают столько вопросов вовсе не для того, чтобы позлить родителей (хотя порой в это трудно поверить). Они хотят объяснений, почему вещи такие. Для малыша, который только знакомится с миром, всё вокруг — это ошеломительное открытие. И маленькому исследователю нужно как-то это понять.

Ответы дают ребёнку ощущение принятия и безопасности, надёжного тыла. Если родитель отмахивается от детских вопросов, ребёнок чувствует себя неважным, ненужным, неинтересным. А иногда вопрос ребёнка — это способ поговорить о том, что его волнует. Отвечая на вопрос, родитель получает возможность помочь малышу, лучше его понять, узнать о его детских трудностях. Это создаёт доверительные отношения, способствует развитию эмоционального интеллекта как ребёнка, так и родителя.

Что же хотят знать дети? Вот самые частые вопросы, которые я слышу от дочери или по «дороге вопросов» к детскому саду.

Самые популярные вопросы малышей

1. Откуда берутся дети?

Как отвечать

Главное тут — сколько лет задающему вопрос ребёнку. Потому что для каждого возраста допустимо определённое количество подробностей. Важно также понять, что современные дети — осведомлённые личности, и легендами об аистах и капусте их не удовлетворишь Откуда на самом деле берутся дети . Примерный правильный ответ звучит так: «Мы с мамой понравились друг другу, поженились, и вскоре в животике появился ты. Ты рос, становился всё больше и больше, а затем родился». Это ответ для трёхлетнего ребёнка. Соответственно возрасту добавляйте или убирайте нужное количество деталей.

Чего делать не стоит

Описывать всё в красках. «Помню тот холодный зимний вечер, когда мы с мамой и её подругой…» — вот так говорить не стоит. Ограничьтесь рассказом о том, о чём спросил ребёнок. Психологи утверждают Family relationships during infancy and later mother and father vocabulary use with young children , что вопрос отношений отца и матери для малыша важен настолько, что влияет даже на словарный запас. Поэтому рассказывать всё в мельчайших деталях не нужно.

Личный опыт

В случае с дочерью это было даже более конкретно: «Как меня сделали?» Стараясь не думать, что я отец, который написал книгу о воспитании, и судорожно вспоминая все прочитанные на эту тему статьи, мы с супругой сподобились на ответ в стиле «папа и мама любили друг друга и появилась ты». Бинго!

2. Я умру?

Как отвечать

Главное здесь не паниковать и понять, что страх смерти у детей — нормальное явление. Скорее всего, малыш и задаёт вопрос из-за этого страха. Поэтому не стоит делать из темы табу Людмила Петрановская о том, как говорить с детьми про трагическое . Примерный ответ звучит так: «Ты самый любимый человек на свете для меня, я желаю тебе только самого лучшего. Но все мы, животные и люди, становимся старыми и умираем. Только это случится ещё не скоро».

Чего делать не стоит

Скрывать и замалчивать факт смерти. Но и ходить специально на кладбище тоже не нужно. Не говорите с ребёнком о смерти первым, следуйте за ним и дождитесь вопроса.

Личный опыт

Дочь боится темы старости и смерти. Ей грустно думать о том, что она или родители станут старыми. Поэтому и вопрос про собственную смерть мы обходим стороной. Она не спрашивает, а я не решаюсь заговорить об этом.

3. Что будет после смерти?

Как отвечать

До трёх-четырёх лет дети мыслят образами, поэтому и ответа на этот вопрос будет достаточно образного NIH Clinical Center Patient Education Materials Talking to children about death . Например: «Люди после смерти сидят на облачке и смотрят за нами». Как бы банально это ни звучало. С детьми постарше можно обсудить и альтернативные версии.

Чего делать не стоит

Описывать технические подробности смерти. Процесс погребения и похорон не стоит описывать в ярких красках, так как психика малыша может не справиться с такими картинами.

Личный опыт

На такой вопрос дочери я ответил: «Ничего». Положение спасла бабушка с рассказом об ангелах, которые уносят людей на небо. Правда, теперь дочь интересуется, сидят ли там Пушкин и Ленин.

4. Кого ты больше любишь, меня или брата (сестру, маму, папу)?

Как отвечать

Скорее всего, таким вопросом ребёнок привлекает к себе внимание. Психологи Адель Фабер и Элейн Мазлиш, которые получили всемирную известность как эксперты по общению с детьми (их произведения переведены на 24 языка) в книге «Братья и сёстры. Как помочь вашим детям жить дружно» советуют Братья и сёстры. Как помочь вашим детям жить дружно убедить малыша, что любите вы каждого по-своему. Сказать ему: «Я очень сильно люблю тебя и брата (сестру, маму, папу). Просто это разная любовь — к маме, дочери, сыну, ведь всех любить одинаково невозможно, все мы индивидуальны». Уравнивание зачастую обижает ребёнка. А ещё используйте принцип ответного вопроса. Спросите в конце: «А что думаешь ты?» Так вы узнаете мотивы ребёнка. Возможно, он обиделся на конкретную ситуацию, где вы неправы. Иногда дети дают забавные ответы Джимми Киммел спрашивает у детей, кого они больше любят .

Чего делать не стоит

Кого-то выделять. Не говорите, что кто-то в семье заслужил больше вашей любви, чем ребёнок. Никакой проступок не отменяет безусловной любви родителя. С другой стороны, не нужно превозносить малыша до небес и подчёркивать его исключительность. По мнению Parenting: Don’t Praise Your Children! экспертов, это может только навредить.

Личный опыт

Я стараюсь уделять внимание всем (и даже коту), поэтому такой вопрос возникает у нас в семье редко. В основном, когда мы выясняем: королева у нас мама или дочь. Обычно дочка соглашается на роль любимой принцессы.

5. Дед Мороз (Бог) существует?

Как отвечать

Это как раз тот случай, когда можно честно признаться Почему не стоит отрицать Деда Мороза малышу, что вы не знаете ответ. Примерно так: «Никто точно не знает, существует ли Дед Мороз (Бог). Одни люди в это верят, а другие нет». Можно также привести пример родственников или знакомых с другими точками зрения.

Чего делать не стоит

Искать «правильный» ответ. На этот вопрос его не существует. Не забывайте о толерантности, разности взглядов и праве на мнение.

Личный опыт

Один из наших популярных маршрутов лежит мимо церкви. Пока я пытался уклониться от ответов на вопросы о Боге, дочь продолжала их задавать. В конце концов я ответил так: «Это замок тех, кто верит в Бога. Но есть и те, кто не верит. Это право и личное дело каждого». С тех пор вопросов больше не было. (Минутка гордости.)

6. Почему вы с папой (мамой) ругаетесь?

Как отвечать

Если ребёнок задаёт этот вопрос, скорее всего, он уже стал свидетелем ссоры родителей и чувствует Parental conflict: outcomes and interventions for children and families свою вину. Поэтому отвечать следует примерно так: «Мы с тобой тоже иногда ссоримся, когда не можем о чём-то договориться, но всегда миримся. Так же и с папой (мамой). Извини нас за эту ссору».

Чего делать не стоит

Выяснять отношения и оскорблять друг друга в присутствии детей. Если обвинять или обзывать другого родителя в чём-либо при ребёнке, малыш будет искать причины конфликта в себе. Так как он ещё не научился отделять себя от отца и матери.

Личный опыт

В ответ я всегда вспоминаю сцену из фильма «Отрочество» и говорю словами героя: «Ты с подругой тоже ссоришься, но вы ведь любите друг друга? Просто вы не всегда во всём соглашаетесь, как и мы с мамой».

7. Почему небо голубое (почему трава зелёная, откуда берётся радуга)?

Как отвечать

Нужно понять, что если для взрослых важен сам ответ, то для малыша в таких вопросах — его поиск, интерактив с родителями. Поэтому ответить следует так: «Кажется, я помню, что трава всех цветов, но мы видим её зелёной. Давай проверим и поищем в энциклопедии или интернете?» Это повод самому стать лучше, выяснить что-то вместе, расширить свои знания и потренировать навыки. Поиск ответов способен укрепить отношения с ребёнком и увлечь настолько, что сам вопрос станет неважным.

Чего делать не стоит

Сыпать научными терминами и пытаться доказать своё превосходство. Ребёнка это только утомит.

Личный опыт

Хотя иногда приятно побыть ходячей энциклопедией, всё-таки на большинство таких вопросов мы ищем ответы вместе.

8. Почему у меня нет чего-то, что есть у других?

Как отвечать

Постарайтесь объяснить ребёнку, что вы стараетесь для него, но иметь все вещи мира невозможно: «Мы с мамой (папой) стараемся, чтобы у тебя было всё самое лучшее. Но люди разные и у них есть разные вещи. У тебя одни, а у друзей другие».

Чего делать не стоит

Обвинять ребёнка в том, чего он ещё не в состоянии понять. Малыш не хочет вас оскорбить, а пытается осознать различия окружающего мира. И требовать от него понимания ваших усилий или особенной благодарности бессмысленно.

Личный опыт

Совсем недавно я как раз услышал такой вопрос. И ответил в стиле: «Папа тебе покупает всё, что захочешь, а ты вот так, да, с родным отцом…» Да, отвечать всегда правильно довольно непросто.

9. Чем отличаются мальчики и девочки?

Как отвечать

Если ребёнок задаёт такой вопрос, скорее всего, малыш уже впитал некоторые стереотипы по поводу поведения мальчиков и девочек. Профессор нейробиологии Лиз Элиот в своей книге Pink Brain, Blue Brain советует Pink Brain, Blue Brain: How Small Differences Grow Into Troublesome Gaps — And What We Can Do About It делать акцент не на различиях, а на общности. Ответить можно примерно так: «И мальчикам, и девочкам бывает больно, обидно или, наоборот, радостно. Они реагируют на это по-разному и отличаются внешне, чтобы все не были одинаковыми».

Чего делать не стоит

Повторять социальные стереотипы. Велик соблазн сказать: «Мальчики никогда не плачут, а девочки всегда ухожены и аккуратны». Но это неправда, и когда малыш увидит примеры, он завалит вас ещё большим количеством вопросов.

Личный опыт

Каким-то образом моя дочь уже узнала о том, что «у мальчиков всё по-другому». Вдаваться в вопросы физиологии я пока не решаюсь, поэтому сосредоточился на защите права мальчиков проявлять эмоции.

10. Что такое секс? (Либо другой «недетский» термин)

Как отвечать

Родителям сложно это принять, но отвечать нужно прямо, если только ребёнок не совсем малыш. Психологи говорят Психолог объясняет, почему нужно называть вещи своими именами , что даже в три года ответить «у мальчиков пенис, а у девочек вагина, и они соединяются, когда люди любят друг друга» лучше, чем надеяться, что ребёнок вырастет и узнает всё сам.

Чего делать не стоит

Говорить «это плохое слово» или «вырастешь — узнаешь». Ребенок всё равно найдёт ответ. Вполне вероятно, что тот введёт его в заблуждение и скажется на психологическом развитии.

Личный опыт

До вопросов интимных у нас пока не дошло, зато дочь читает и интересуется словами, написанными в подъезде. И здесь папа снова не на высоте. «Это плохое слово», — пока я вот на такой стадии.

Бонус: почему я не летаю (не пони, не единорог)?

Как отвечать

Взрослым такие вопросы кажутся абсурдными, но для детей они совершенно нормальны. Философы уверяют Experimental Philosophy of Explanation Rising: The Case for a Plurality of Concepts of Explanation : абсурдные вопросы делают детей похожими на учёных. И отвечать нужно так, чтобы не убить в них интерес исследователя: «Люди не летают, потому что не могут преодолеть силу притяжения. Как ты думаешь, в будущем это станет возможным?»

Чего делать не стоит

Смеяться над такими вопросами. Ребёнок верит всему, что скажут родители. Из-за насмешек малыш подумает, что его воображение — это что-то постыдное и ненужное.

Личный опыт

С возрастом соблазн сказать, что единороги бывают только в «Гарри Поттере», всё больше. Но пока я держусь и продолжаю строить с дочерью теории о том, кто живёт на обратной стороне Луны.

Зачем вообще отвечать на детские вопросы

Потому что это очень важно для дальнейшего развития ребёнка. Учёные говорят, что механизм вопросов у детей отражает Children’s questions: a mechanism for cognitive development уровень их когнитивного развития, а ответы остаются в долговременной памяти. Частота и содержание вопросов показывают, насколько малыш понимает устройство окружающего мира. Поэтому беспокоиться стоит, если вопросов слишком мало или нет вовсе.

А ещё, чтобы спасти психику родителей. Потому что если вы будете уходить от ответов, настойчивость ребёнка возрастёт в разы. Исследования говорят When preschoolers ask questions, they want explanations : дети, получающие правдивые ответы, часто соглашаются с ними. А малыши, которые их не слышат, задают один и тот же вопрос снова и снова, пока не добьются объяснений.

Клинический психолог, член Ассоциации игровой психотерапии

Ответы на вопросы запоминаются гораздо лучше, чем информация, о которой человек не просил. Поэтому для родителей это чудесная возможность расширить кругозор ребёнка. Внимание родителей к вопросам детей стимулирует их любознательность и интерес к обучению, утверждает в них уверенность в собственной ценности, а значит, способствует углублению привязанности, уверенности в себе и интеллектуальному развитию.

Добавить комментарий