Дактилология: какая наука, отличается ли жестовая речь и дактилология

Дактилология: какая наука, отличается ли жестовая речь и дактилология

В системе Б. Д. Корсунской (1969) предусматривалось раннее использование дактильной речи. Дактильная речь, по мнению Б. Д. Корсунской, – единственное средство, обеспечивающее именно на ранних этапах формирование у глухого малыша словесной речи не только на специальных занятиях, но и – в первую очередь – в общении. Применение дактильной речи, как более легкого (по сравнению с устной) для глухих детей вида словесной речи, позволяет им за сравнительно короткий срок накопить значительный объем слов и фраз, овладеть звуко-буквенным составом слова и, следовательно, аналитическим чтением.

Дактильная (finger spelling) и маноральная речь (qued speech)

При дактильной речи точно придерживаются традиционных норм правописания. В процессе маноральной (от лат. manus — рука и oralis — устный) системе речи, то есть при визуальном считывании с губ, говорящий руками подает собеседнику вспомогательные знаки, помогающие глухому уловить трудно различимую визуально разницу между звонкими и глухими (г — к; д — т; б — п и т. д.), твёрдыми и мягкими (т — ть, с — сь и т. д.) звуками (например, кисть, лежащая на груди, означает звонкий, а удалённая от груди — глухой звук).

Специальный дактильный алфавит, созданный для обучения глухих, был опубликован в 1629 г. Бонетом (J. P. Bonet). Дактильная азбука Бонета в XVIII в. была положена в основу французского дактильного алфавита первыми учителями глухих во Франции — Перейра (R. Pereira) и Делепе (Ch. M. De L’Epee), а также американского дактильного алфавита, разработанного в начале XIX в. Галлодетом (Т. Н. Gallaudet) и Клерком (L. Clerc).

Дактилология как особая форма речи глухих детей

Ирина Хабирова
Дактилология как особая форма речи глухих детей

Статья на тему: «Дактилология как особая форма речи глухих детей».

Автор: учитель-дефектолог Хабирова И. В.

Термин «дактилология» (от греч. dactilos – палец, logos – слово) используется в двух основных значениях. Во-первых, так называют алфавит, воспроизведённый пальцами руки. Во-вторых, используется как дактильная речь, т. е. общение при помощи ручной азбуки.

Дактильная речь функционирует как один из компонентов межличностной коммуникативной деятельности глухих, а также в общении глухих и слышащих.

Как часто прибегают к дактилологии глухие, беседуя друг с другом,зависит от разных обстоятельств: от коммуникативной ситуации, возраста, уровня развития жестовой и словесной речи, в том числе от состояния навыков произношения и восприятия устной речи.

Слышащие люди (многие родители и родственники глухих, их друзья, учителя и переводчики) в общении с глухими достаточно часто пользуются дактильной речью.

А зачем используют дактильную речь глухие в разговорах со слышащими? Действительно, ведь слышащие – слышат, и глухие обычно обращаются к ним посредством устной речи. Но вот если собеседник не разобрал произнесённого слова, глухой, повторяя сказанное и стремясь помочь учителю или родителям понять сообщение, нередко дактилирует это слово. Таким образом, дактильная речь оказывается включённой в коммуникативную деятельность глухих, в общение глухих и слышащих.

В современной отечественной системе обучения и воспитания детей с недостатками слуха дактильная речь используется начиная с дошкольного возраста, наряду с устной и письменной речью – основными средствами сурдопедагогического процесса.

Обучение глухих дошкольников, затем школьников дактильной речи способствует достаточно быстрому накоплению словаря, более прочному усвоению структуры слова. Эти факты объясняются тем, что, пользуясь дактилологией, дети расчленяют слово на составные части, обозначая каждую из них нужной дактилемой и объединяя их в единое целое, т. е. происходит анализ и синтез слова, необходимые для запоминания речевого материала. Движения пальцев при дактилировании, при переходе от одного положения (знака) в другое, т. е. пальцевые кинестезии, играют огромную роль в овладении детьми речью. Мышечное чувство руки используется как средство компенсации недостаточно развитых и дифференцированных движений речевых органов. Движение пальцев руки помогает глухим детям контролировать правильность своей речи, так же как слух позволяет слышащих контролировать свою речь.

Параллельно с формированием дактильной речи происходит обучение детей устной и письменной речи, и опережающее развитие дактильной речи не мешает, а, наоборот, помогает развитию их. Обучение устной речи ставит детей перед необходимостью овладеть звукопроизношением слов, уже усвоенных в дактильной форме, включённых в речевое общение. С развитием артикуляции, укреплением речевых кинестезий устная речь начинает использоваться и без сопутствующего дактилирования. Исправление ошибок устной речи осуществляется показом образца произношения звука и подкрепляется показом соответствующей дактилемы, воспроизведением звукобуквенного состава слова с параллельным дактилированием его.

Владение дактильной речью помогает в овладении чтением и письмом. Говоря дактильно, дети проводят анализ и синтез слова, что составляет основу навыков чтения и письма. Воспринимая с руки (или с таблички) дактилируемое слово, глухие дети учатся читать, но не буквенный, а дактильный шрифт. Постепенно дактильные знаки заменяются буквами, и школьники начинают читать и печатные слова, фразы с опорой на собственное дактилирование.

Таким образом, использование дактильной речи в качестве исходной в процессе формирования языка у глухих школьников обеспечивает более быстрое и эффективное развитие словесной речи в качестве средства общения и способствует формированию устной, а также письменной речи.

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода – научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

«Форма круга в творчестве детей». Работы по аппликации Круг считается самой распространённой совершенной формой. Круг символизирует бесконечность. В сакральной геометрии движение по кругу.

Фотоотчет «День рожденья-особая дата» День рождения в детском саду. Мои воспоминания о прошлом выпуске детей. День рождения- такой веселый и любимый детьми праздник! День рождения.

Слышащие люди (многие родители и родственники глухих, их друзья, учителя и переводчики) в общении с глухими достаточно часто пользуются дактильной речью.

Примечания

  1. ↑ «Азбука чутких рук», авт. Ю.Крылатов, л., ЛВЦ ВОГ, 1988

В большинстве «пальцевых азбук» используется одна рука. Считается, что это «более удобно», так как вторая рука свободна для других действий. Однако, есть системы, где используются две руки (к примеру, в языках семьи британского жестового языка) — британском, австралийском, новозеландском. Самое раннее упоминание об алфавите, использующем две руки, встречается в книге «Дидаскалокофус, или Руководство для глухих и немых людей» (1680). Среди появившихся впоследствии систем, использующих две руки, была Дигити-Лингва (1698). Современный пальцевый алфавит с использованием двух рук, как полагают, происходит от одной из версий «Дигити-Лингва».

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2015

Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/Т.Г. Богданова. – М.: Академия, 2002. – с. 67.

Роль и место дактильной и жестовой речи в педагогическом процессе

История вопроса: Хотя дактильная и жестовая речь применяется лицами с нарушением слуха, придумали этот способ общения не глухие. Принято считать, что дактильный алфавит был придуман в 17 в. сицилийскими монахами, которые приняли обет молчания (чтобы не нарушать обет, но иметь при этом возможность для совместных согласованных действий). В первый период развития сурдопедагогики (5 в. – 1-я половина 18 в.) обучение детей с нарушением слуха было под запретом, который удавалось обходить лишь богатым родителям; первыми учителями глухих были монахи и врачи. Впервые дактильную азбуку для обучения глухих стал применять именно монах, испанец Педро Понсе (1508-1584). Известен опыт обучения глухих и другим испанцем – Хуаном Пабло Бонетом. В 1620 г. в Мадриде выходит в свет его книга: «О природе звуков и искусстве научить глухого говорить», в которой он обобщает свой опыт обучения и публикует собственный дактильный алфавит. Дактильная речь в его методике является исходной формой речи наравне с письменной: сначала дети знакомятся с буквами и соответствующими дактильными знаками, затем переходят к произношению звуков. Вся работа строится вначале на материале слогов, и только затем переходят к словам и словосочетаниям, значения которых он рекомендовал объяснять с помощью жестов. Таким образом, в системе Бонета применяется устная, письменная, дактильная, жестовая речь.

В XV–XVIII вв. выделились два направления в индивидуаль­ном обучении глухих: в практике одного направления – X. П. Бонет (Испания), Д. Бульвер, Д. Валлис (Англия) и др. – используются различные виды речи: устная, письменная, дактильная, жестовая. В практике другого направления – Ф. М. Ван Гельмонт, И. К. Амман (Голландия), Ф. Л. Терций (Италия), В. Кергер, Г. Рафель (Германия) и др. – в качестве средства общения и обучения применяется только устная речь. Т.о. началось оформление 2 систем обучения глухих – «мимический метод» и «чистый устный метод».

Первая школа глухих была открыта в Париже в 1760 г., Шарлем Михелем Эппе (1712-1789). Чуть позже в 1778 г. в Германии институт для глухих в Лейп­циге открывается Самуилом Гейнике (1727-1790). В этих двух школах сложились 2 педагогические системы, «мимический метод» и «чистый устный метод», с противоположными точками зрения на роль жестовой и дактильной речи в обучении глухих. Эппе считал, что в обучении надо применять словесную (в основном письменную и дактильную) и жестовую речь, причем ведущую роль должна играть жестовая. Он был последователем Руссо, Дидро, и строил вою систему на принципе природосообразности, и считал, что естественным для глухих является жестовый язык. Он считал, что при помощи жестов глухие выражают мысли и чувства самым естественным образом. С. Гейнике, наоборот, видел главную задачу в обучении глухих произношению. В основе обучения лежали механические упражнения в технике произнесе­ния звуков, слогов, слов, фраз; весь первоначальный период отво­дился на обучение произношению. Жестовая речь, по мнению сурдопедагога, не способствовала развитию мышления детей, и она полностью исключалась не только из процесса обучения, но и преследовалась как средство общения.

Обоснование и разработка этих двух систем обучения глухих оп­ределили на многие годы практические подходы к обучению детей. При этом мимическая система применяется более широко, а устный метод распространен только в Германии. Но уже в 1880 г. на международном конгрессе по обучению глухих в Милане победил «чистый устный метод». Он широко распространился, и долгое время преобладал в сурдопедагогической практике в нашей стране.

Взгляды на роль и место дактильной и жестовой речи в современных подходах к обучению глухих в зарубежной сурдопедагогике.

Орализм – главная задача в обучении глухих – обучение их устной речи, что будет способствовать интеграции в общество слышащих. Способствуют этому современные достижения в области сурдотехники (более совершенные слуховые аппараты), медицины (ранняя диагностика, слухоулучшающие операции, кохлеарная имплантация). Сторонники подхода выступают за интегрированное обучение глухих.

Рочестерский метод – возник в США в конце 19 в. – устная речь учителя непременно сопровождается дактильной, т. е. они равноправны в учебном процессе. Жестовая – не применяется (этот метод применяется только в нескольких школах, не популярен).

Тотальная коммуникация – в 70-80 гг. 20 в. широко распространилась в Западной Европе и США – в обучении используются все речевые средства – устная речь (воспринимается зрительно и слухо-зрительно), письменная, дактильная, жестовая (все виды, разговорная, калькирующая). Используются специально разработанные жесты для обозначения артиклей, грамматических форм и отдельных морфем (приставок, суффиксов и т.п.) На жестовую речь у сторонников подхода две точки зрения: она способствует интеллектуальному развитию детей, но – препятствует формированию навыков произношения.

Билингвистический подход – сложился в начале 80-х гг. 20 в. (бай-бай-образование, бикультурно-билингвистическое образование). Характеризует педагогическую систе­му обучения глухих детей, признающую, что воспитание следует осуществлять внутри культуры и языка родного для них микросо­циума (жестового), и, однако, при этом исключающую изоляцию от нацио­нальной культуры и словесного языка страны проживания. Полиглоссия, в данном контексте – словесно-жестовое двуязычие, рассматривается как один из путей речевого развития. Сторонники подхода считают, что обстановка словесно-жестового двуязычия – наиболее благоприятная среда для социально-эмоционального развития глухого ребенка, получения им полноценного образования, возможность для реализации своих потребностей и способностей. Оба языка выступают в качестве полноправных средств в общении между глухими и слышащими учителями, учениками и родителями.

Читайте также:  Таблетки Конфидо (Confido Himalaya): инструкция по применению, цена, аналоги и отзывы

В России русские сурдопедагоги использовали западноевропейский опыт. В 1806 г. императрица Мария Федоровна распорядилась об открытии в Павловске училища для глухих, в 1810 училище перевели в Петербург. Руководил училищем ученик Сикара Жоффре. За годы работы в нем Жоффре училище расширялось, развивалось и стало одним из лучших в Европе. Обучение он вел на основе письменной речи, применяя систему мимического метода.

Большой вкад в развитие отечественной сурдопедагогики внес Виктор Иванович Флери (1800-1856). С 1837 г. руководил Петербургским училищем глухих. Написал в 1835 г. труд «Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и к способам образования самым свойственным их природе», в котором изложил свои взгляды на методы и средства обучения глухих, в том числе, на жестовую речь. Он предлагал использовать в обучении все возможные речевые средства – словесную – в устной, письменной, дактильной форме, и жестовую речь. Он выделил три разновидности жестовой речи: 1 – «естественная пантомима» – наиболее примитывные жесты глухих, «природная пантомима» – система жестов, сложившаяся в определенном сообществе глухих, «искусственная пантомима» – аналог КЖР. Естественная и искусственная пантомима должны применяться в начале обучения, а искусственная – не перспективна, может применяться только в работе с глухими, уже владеющими словесным языком.

Долгое время в России господствовал «чистый устный метод» (конец 19 – начало 20 вв.). В школах практически полностью отказались от жестовой и дактильной речи. С недооценкой их роли покончили только в середине 20 в. Большой вклад здесь внес Л. С. Выготский, он критиковал «чистый устный метод», считая, что ученик осваивает не язык, а артикуляцию. Он пришел к выводу, что жестовый язык – сложная и своеобразная лингвистическая система, а словесно-жестовое двуязычие глухих – объективно существующая реальность. По его мнению, надо было пересмотреть отношение к жестовой речи и предусмотреть возможности сотрудничества словесной и жестовой речи на разных этапах обучения. В 1938 г. состоялось Всероссийское совещание сурдопедагогов, которое положило конец господству «чистового устного метода», дактильная и жестовая речь стали рассматриваться как вспомогательные средства обучения.

В современной отечественной системе обучения глухих детей дактильная речь используется начиная с дошкольного возраста и служит вспомогательным средством при формировании словесной речи.

В системе Б. Д. Корсунской (1969) предусматривалось раннее использование дактильной речи: исходное средство формирования у дошкольников речи – письменная речь (готовые таблички с записанными словами); предъявляя карточки, сурдопедагог проговаривает слово устно, а также дактилирует слово. Дети учатся соотносить дактилемы с буквами на табличках, постепенно овладевая приемами дактилирования; затем педагог все чаще говорит устно-дактильно, дети воспринимают речевой материал с руки и с губ, учатся самостоятельно строить дактильные слова и фразы. Следующий этап – переход к преимущественному использованию устной речи.

В системе Л. П. Носковой (1982) дактильная речь привлекается только со второго года обучения дошкольников, а на первом применяется только устная речь (глобальное зрительное и слухо-зрительное восприятие) и письменная (как вспомогательное средство). Начиная со второго года обучения, дактильная речь становится вторым вспомогательным средством, обеспечивает точность передачи структуры слова.

В школе, преимущественно применяющей коммуникационную систему С. А. Зыкова (1977), дактильная речь является исходной в процессе обучения языку на начальном этапе обучения. Учитель обращается к детям устно-дактильно, используя в качестве вспомогательного средства таблички со словами. Дети воспринимают материал слухо-зрительно, их собственная речь на данном этапе – устно-дактильное проговаривание. Обучение устной и дактильной речи осуществляется параллельно. Постепенно дети учатся воспринимать устную речь без дактилирования. Дактильная речь становится вспомогательным средством, педагог использует ее, когда дети затрудняются в слухо-зрительном восприятии.

Жестовая речь. В настоящее время в большинстве школ нашей страны используется коммуникационная система. Она направлена на развитие словесной коммуникации. Задачей данной системы является обучение глухих детей словесному языку как средству общения. Создатель системы С. А. Зыков считал, что жестовый язык – основное средство коммуникации глухих, широко используется в общении школьников во внеклассное время. Но его структура примитивна, поэтому он не может служить основой для обучения языку слов. В интересах формирования словесной речи во всей специально организованной работе с глухими детьми жестовая речь, по мнению С. А. Зыкова, должна уступить место словесной. Т. о., жестовая речь широко используется в школах-интернатах как вспомогательное средство при проведении внеклассных мероприятий. Вместе с тем жизнь и педагогическая практика, отмечает Г. Л. Зайцева[11], вносят свои коррективы: анкетирование педагогов сурдошкол показало, что жестовая речь используется во всех школах, обязательно во внеклассной работе, но также и как вспомогательное средство на уроках (при формировании новых понятий, объяснении значений новых слов). Билингвистическая система. В Москве в 1992 г. открылась первая билингвистическая гимна­зия для глухих детей. Диалог учителя и учащегося на уроке с использованием жестовой речи позволяет значительно увеличить объем учебной информации, расширить круг изучаемых дисциплин (в учебный план билинвистической гимназии введены английский язык, логика, этика, жестовый язык и история глухих и др.). Т. о., словесный и жестовый языки являются равноправными речевыми средствами в билингвистической системе.

Контролирующие вопросы и задания

1. Раскройте понятие «альтернативные системы коммуникации».

2. Что является смысловой единицей жестовой речи? Какова ее структура?

3. Каково отличие калькирующей речи и разговорной жестовой речи?

4. Охарактеризуйте развитие и функционирование жестовой речи в коммуникативной деятельности глухих.

5. Раскройте особенности лексического строя, морфологии и синтаксиса русского жестового языка.

6. Что представляет собой дактильная речь? Каковы ее функции?

7. Раскройте понятия: «дактилология», «дактилема», «дактилировать».

8. Какую роль дактильной и жестовой речи в обучении детей с недостатками слуха отводит зарубежная сурдопедагогика?

9. Какое место отводится дактильной и жестовой речи в учебно-воспитательном процессе специальных детских садов и школ в отечественной сурдопедагогике?

Жестовая речь. В настоящее время в большинстве школ нашей страны используется коммуникационная система. Она направлена на развитие словесной коммуникации. Задачей данной системы является обучение глухих детей словесному языку как средству общения. Создатель системы С. А. Зыков считал, что жестовый язык – основное средство коммуникации глухих, широко используется в общении школьников во внеклассное время. Но его структура примитивна, поэтому он не может служить основой для обучения языку слов. В интересах формирования словесной речи во всей специально организованной работе с глухими детьми жестовая речь, по мнению С. А. Зыкова, должна уступить место словесной. Т. о., жестовая речь широко используется в школах-интернатах как вспомогательное средство при проведении внеклассных мероприятий. Вместе с тем жизнь и педагогическая практика, отмечает Г. Л. Зайцева[11], вносят свои коррективы: анкетирование педагогов сурдошкол показало, что жестовая речь используется во всех школах, обязательно во внеклассной работе, но также и как вспомогательное средство на уроках (при формировании новых понятий, объяснении значений новых слов). Билингвистическая система. В Москве в 1992 г. открылась первая билингвистическая гимна­зия для глухих детей. Диалог учителя и учащегося на уроке с использованием жестовой речи позволяет значительно увеличить объем учебной информации, расширить круг изучаемых дисциплин (в учебный план билинвистической гимназии введены английский язык, логика, этика, жестовый язык и история глухих и др.). Т. о., словесный и жестовый языки являются равноправными речевыми средствами в билингвистической системе.

Где можно выучить язык жестов

С нуля будет очень непросто выучить РЖЯ, особенно если вам не с кем практиковаться. При изучении любого языка необходимо общение, чтобы кто-то замечал ваши ошибки, а вы могли находить чужие. Но не всегда можно найти напарника вживую.

Существует несколько вариантов для самостоятельного изучения:

  1. Ролики на youtube. Можно найти много каналов, в которых выкладывают обучающие материалы по данной теме. Разбирают популярные слова, выкладывают интересные диалоги, делают озвучку для фильмов или песен на жестах. Интересные материалы позволят изучать язык веселее, рассматривая настоящие жесты актуальных слов и фраз.
  2. Найти друга для общения через скайп или другие средства видео-связи.
  3. Сайт «город жестов» – ресурс для изучения русского жестового языка в игровой форме. Используются тексты, картинки, видео уроки, видеословари. Соревнования, советы, игры. Там же можно найти единомышленников для общения и практики. Весь ресурс посвящен проблеме людей с нарушением слуха. Будет полезно ознакомиться: jestov.net.

Хотя ничто не сравнится с обычными курсами в вашем городе. Так вы сможете вживую оттачивать свое мастерство, общаться с настоящими людьми и сразу получать обратную связь. Они поправят ваши ошибки, помогут выставить руки в правильное положение.


Для людей с проблемами слуха адаптируют фильмы, сериалы, песни и выступления. Все данные материалы можно найти в интернете, в частности на ютубе.

Скачать:

ВложениеРазмер
daktilnaya_rech.doc34.5 КБ
  • «говорить» нужно правой рукой;
  • держать руку на уровне или чуть ниже линии рта, с тем, чтобы ребёнок мог воспринимать и дактильный знак и артикуляцию;
  • локоть руки слегка прижат к правому боку;
  • двигаться должны только пальцы и иногда кисть (например, движение руки чуть вниз при показе «щ»);
  • как и при письме, буквы в слове располагаются не отдельными знаками, а слитно (для этого, показывая букву, вы должны мысленно готовить руку к положению следующего знака);
  • между словами нужно делать паузу (как при письме одно слово отделяется от другого);
  • знаки нужно показывать чётко и ясно на одном уровне (как письмо по линейке), но рука остаётся неподвижной;
  • показывая такие буквы как й, щ, ц кисть поворачивается мягко;
  • на первоначальном этапе усвоения дактилологии возможно несколько замедленное, протяжное дактилирование и произношение, но нельзя говорить по слогам или отдельными буквами;
  • упражняйтесь сами и учите ребёнка произносить слова и дактилировать в одном темпе;
  • избегайте механического дактилирования, т.е. без понимания значения слова; ребёнок должен понимать то, что говорит дактильно, главное не прочитать, а понять.

Использование дакгильной и жестовой речи

Важное значение в решении проблемы дифференцированного обучения и воспитания детей с недостатками слуха имеет вопрос об использовании дактильной и жестовой речи в общении. Необходимость употребления ранооглохшим жестовой речи возникает из-за его потребности в общении. До овладения словесной речью жесты способствуют обогащению жизненного опыта ребенка, развитию мышления и ориентировке в окружающем мире. Общение глухого с помощью жестов опережает развитие его словесной речи. Поэтому в условиях коммуникативной дидактической системы (С.А. Зыков) жестовая речь может быть использована в учебно-воспитательном процессе как вспомогательное средство, когда словесная речь ребенка еще бедна. Но по мере формирования словесной письменной и устной речи, накопления опыта речевого общения в учебной и внеурочной деятельности учащихся доля использования жестовой речи уменьшается.

В школе для слабослышащих, по утверждению Р.М. Боскис, А.Г. Зикеева, Ф.Ф. Рау и др., нежелательно в условиях коммуникационной системы использование жестовой речи в учебной деятельности, так как развитие этих детей протекает не только в условиях специального обучения, но и в непосредственном речевом общении с окружающими. Чем больше будет потребность в речевом общении, тем активнее развивается самостоятельная речь слабослышаще-го ребенка. Применение жестов слабослышащими школьниками в общении задерживает развитие их словесной речи. Сурдопедагог должен избегать общения со слабослышащими с помощью жестовой речи, максимально используя в воспитательном процессе все возможные наглядные средства обучения, письменную речь, звукоусиливающие аппараты.

Применение жестовой речи в общении позднооглохших детей также недопустимо, так как тормозит формирование навыка зрительного, слухозритель-ного восприятия устной речи. Устная речь позднооглохших сохраняется только в условиях активного речевого общения.

Использование дактилологии, по мнению Р.М. Боскис, как своеобразной формы словесной речи допустимо в обучении всех категорий детей с нарушениями слуха, кроме позднооглохших, особенно в первоначальный период обучения. При обучении неслышащих устно-дактильная речь используется в качестве исходной формы на ранних этапах обучения речи по принципу формирования речевого общения. При глубоком недоразвитии речи у слабослышащих дактилология служит для уточнения звукобуквенного состава искаженных слов, самостоятельно усвоенных детьми.

Неслышащие, слабослышащие, позднооглохшие дети имеют свои особенности нарушения слуховой функции и развития речи. На основе педагогической классификации, разработанной Р.М. Боскис, исследований Т.А. Власовой, А.И. Дьячкова, А.Г. Зикеева, С.А. Зыкова, К.Г. Коровина, Л.В. Неймана, Ф.Ф. Рау и др., в нашей стране осуществляется дифференцированное специальное обучение и воспитание детей с нарушениями слуха, создана система специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида, системы воспитания и образования глухих и слабослышащих.

С середины XX в. формируются две дифференцированные системы образования в теории и практике сурдопедагогики: система образования и воспитания глухих (неслышащих) (А.И. Дьячков, С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, Е.П. Кузьмичева, Е.Н. Марциновская, Ф.Ф. Рау, Т.В. Розанова, Ж.И. Шиф и др.) и система образования и воспитания слабослышащих (Р.М. Боскис, А.Г. Зикеев, К.Г. Коровин, К.В. Комаров, М.И. Никитина, Л.П. Назарова, Л.Т. Тигранова и др.). Во второй половине XX в. в каждом из этих направлений создаются разные образовательные и воспитательные подсистемы: обучение языку по принципу формирования речевого общения; формирование и коррекция устной речи (произношения); уроки ППО; развитие слухового восприятия; трудовое обучение и профессиональная подготовка; системы воспитания учащихся в специальных школах для детей с недостатками слуха.

Многообразие факторов, влияющих на развитие детей с нарушениями слуховой функции, вызывает необходимость дальнейшего изучения категорий детей в каждой из основных четырех групп в классификации Р.М. Боскис. Одним из важных направлений в сурдопедагогике является углубленное комплексное изучение детей с недостатками слуха и совершенствование дифференцированного и индивидуального подхода в образовательном и воспитательном процессе для максимального развития каждого школьника.

Вопросы и задания для практических занятий

Многообразие факторов, влияющих на развитие детей с нарушениями слуховой функции, вызывает необходимость дальнейшего изучения категорий детей в каждой из основных четырех групп в классификации Р.М. Боскис. Одним из важных направлений в сурдопедагогике является углубленное комплексное изучение детей с недостатками слуха и совершенствование дифференцированного и индивидуального подхода в образовательном и воспитательном процессе для максимального развития каждого школьника.

Дактильная и жестовая речь глухих

На вопрос, кто, когда и где общается жестами, вы, наверно, смогли бы ответить. Хотя, возможно, и не совсем полно. Но важно ещё знать, зачем и почему люди прибегают к разговору при помощи жестов, а также – как устроено такое общение. Это позволит яснее представить специфику структуры и функционирования дактильной и жестовой речи глухих, каждая из которых является разновидностью двигательной или кинетической, коммуникации человечества.

Как известно, звуковой язык возник около 30-50 тыс. лет назад. С тех пор словесный язык, или вербальная (лат. verbalis – словесный) система коммуникации, – основное средство общения в человеческом обществе. Столь же древне и общение людей с помощью невербальных средств – жестов. Некоторые учёные считают, что жестовый язык предшествовал звуковому, т.е. люди общались жестами раньше, чем научились разговаривать. И в наши дни, когда функции словесной речи продолжают расширяться, область применения невербальных знаков довольно значительна и включает использование условных графических символов (дорожных знаков, вывесок, указателей и др.) и, безусловно, различных жестов.

Прежде всего отметим, что жесты очень часто (если не всегда) участвуют в непосредственном межличностном общении, составляя его весьма важный невербальный компонент. Причём используются они по-разному, в зависимости от целей и ситуации общения. Например, в официальной обстановке лектор чаще всего прибегает к жестам-указаниям (на какие-либо наглядные пособия) и жестам, выделяющим главное в содержании, способствующим расстановке логических акцентов. При непринуждённом, неофициальном общении в разговорной речи функции жестов сложнее и разнообразнее. Жесты могут выступать в роли самостоятельных реплик. Скажем, в ответе на вопрос: «Можно взять книгу?» – собеседник делает жест, выражающий разрешение, соглашение. Широко распространён жест «всплеснуть руками», передающий значение удивления и т.д. Зачастую жесты сопровождают словесный (или вербальный) текст, сообщая недостающую в нём информацию: «Дайте мне, пожалуйста, вот такую (жестом показывается ширина) ленту» и др.

Высказывания разговорной речи являются результатом взаимодействия вербальных и невербальных компонентов, причём вербальная составляющая в них – центральная. Правда, отдельные сообщения, остоящие только из жестов, возможны (например, при построении людей в какую-либо группу жестами показывается: ТЫ – ЗДЕСЬ, ТЫ – ТАМ). Однако совокупность жестов, используемых в качестве невербальных компонентов в высказываниях разговорной речи, не составляет самостоятельной коммуникативной системы.

Особая область использования жестов – это искусство (пантомима, опера, драма и др.). В пантомиме невербальная коммуникация (жест), наряду с телодвижением, служит для поэтического воспроизведения различных жизненных ситуаций, чувств и настроений. В некоторых видах индийского классического театра устные монологи, песни и танцы актёры сопровождают жестами-символами, обозначающими конкретные предметы, действия, переживания. Такая условная жестовая система понятна всем зрителям этой многоязычной страны и позволяет передать содержание сложных литературных произведений. В классическом драматическом театре Японии жесты также являются равноправной частью системы выразительных средств и имеют раз и навсегда установленные значение и форму. Как видим, в этих случаях жесты имеют различные функции. Но ни в одном из названных направлений жесты также не являются самостоятельной системой общения актёра с публикой – они всегда только составная часть языка искусства.

А вот жесты, применяемые, например, на транспорте, в армии, в спорте – и др., – это самостоятельные невербальные системы общения, хотя и не такие сложные. На транспорте набор жестов включает распоряжения постовых-регулировщиков и сигналы водителей. Жестовые сигналы водителей обязательны, когда у транспортного средства отсутствуют или не работают световые указатели поворота и торможения. Определены также жесты-сигналы машинистам поездов, предупреждающие их об опасности. В армиях многих государств установлен набор жестов-приказов, которые применяются при определённых условиях (невозможность или нецелесообразность подачи команды голосом), для управления строем, для других распоряжений. Иное дело в спорте. Во время состязаний судьи применяют международные жесты. Ведь их распоряжения должны быть понятны участникам соревнований из любой страны. В различных видах спорта одинаковые по форме жесты имеют различное значение. Например, в хоккее и футболе руки судьи, поднятые вверх над головой, означают конец игры, а в волейболе – это указание на определённую ошибку игрока и назначение штрафа его команде. Количество жестов в общении судьи со спортсменами необходимо и достаточно для выполнения каждой системой её коммуникативных функций.

Итак, в спорте, на транспорте и т.д. применяются кинетические системы, состав которых нормативен, узаконен. Такие системы самостоятельны, хотя и имеют совершенно конкретное назначение и строго ограниченную область применения.

Помимо систем, имеющих сравнительно узкие коммуникативные функции, существуют более универсальные по назначению и сложные по строению жестовые системы. Сюда следует отнести жестовые системы. Сюда следует отнести жестовые системы общения некоторых племён североамериканских индейцев и австралийцев, членов ряда монашеских орденов (принимающих обет молчания) и, разумеется, дактильную и жестовую речь глухих.

Жестовые системы некоторых племён североамериканских индейцев и австралийских аборигенов (племени аранта и др.), очевидно, самые древние из известных науке. Они издавна применялись в условиях войны и охоты, когда удобным оказывалось беззвучное общение. У австралийцев жесты использовались во время ритуальный церемоний. Так, наряду с другими испытаниями, которым подвергался юноша, прежде чем его принимали в коллектив взрослых охотников, он проходил проверку на «умение молчать». Ему разрешалось пользоваться только жестовой речью. Вдова племени аранта в период траура в период траура ( от месяца до года) также была обязана прекратить пользоваться устной речью и переходила на жестовый язык, который был понятен всем членам племени. Жестовая система, функционирующая среди индейцев и в настоящее время, едина для групп, говорящих на родных языках, и используется как средство межплеменного общения. Жестовая речь индейцев и австралийских аборигенов – не перевод со словесного языка. Она имеет «собственную» грамматику и вполне обеспечивает удовлетворение нужд в той сфере коммуникации, для которой предназначена. Основным повседневным средством общения, естественно, служит речь.

Жестовая система общения, принятая среди членов некоторых монашеских орденов (траппистов, бенедиктинцев), – также своеобразная лингвистическая система. Для монахов, давших обет молчания, жестовая речь – основное средство межличностного общения. Пользуются они, конечно, и письменной формой словесного языка.

Итак, все кинетические системы, о которых шла речь, различаются по структуре (составу, принципам устройства, уровню «коммуникативной самостоятельности») и функциям (сфера и частота использования).

Теперь перейдём к дактильной и жестовой речи глухих. Дактильная речь – это особая кинетическая система. Движения рук (жесты) в данном случае обозначают не сами явления окружающего мира (как в искусстве, у индейцев и т.д.), а буквы алфавитов национальных языков. Но ведь буквы сами служат для называния этих явлений, так как они являются элементами слов (единиц письменной речи). Следовательно, по структуре дактильная речь – это речь при помощи жестовых обозначений букв, иначе говоря, обозначения обозначений. Используя набор дактильных знаков, говорящий следует грамматике словесного языка (русского, английского и т.д.). Т.о. дактильная речь – своеобразная кинетическая форма словесной речи, вербальной коммуникации. Функции дактильной речи довольно широки: дактилология применяется в общении слышащих (учителей, родителей и др.) и глухих, а также принимает участие в межличностной коммуникации глухих, осуществляемой г.о. при помощи жестов.

Двигательная природа жеста и его визуальное восприятие обусловливают такие особенности жестовых языков, как возможность определённым образом расположить жест в пространстве (ближе, дальше, правее, левее и т.д.), исполнить одновременно два жеста двумя руками и т.д. Например, судья во время хоккейного матча одновременно исполняет два жеста: правую руку с двумя вытянутыми пальцами поднимает вверх (это означает удаление с поля на две минуты), а левую протягивает в направлении провинившегося игрока. Такие высказывания широко распространены и в жестовой речи глухих. К примеру, сообщая, что торшер находится над стулом, глухой рассказчик левой рукой выполняет жест СТУЛ, а правой – ТОРШЕР. Руки располагаются т.о., что собеседник, воспринимающий информацию визуально, получает все сведения о пространственном положении предметов. Понятно, что в словесном языке такой способ – одновременное произнесение двух слов – совершенно невозможен.

Общность двигательно-визуальной субстанции жестовых систем общения – одна из причин наличия в некоторых из них одинаковых или похожих жестов (например, таких как жесты ДОМ в русском и американском жестовом языке глухих и в системе жестового общения индейцев). Помимо национальных жестовых систем существует международный язык жестов, называемый жестуно. Это своего рода жестовый эсперанто.

Термин «дактилология» (от греч. dactilos – палец, logos – слово) используется в двух основных значениях: алфавит, воспроизведённый пальцами руки (рук) и дактильная речь. Кто первый изобрёл дактильный алфавит, точно не установлено. Известно, что изображения пальцевых букв встречаются уже в латинской Библии Х в. Возможно, некоторыми ручными знаками, в том числе и буквами, пользовались уже в древности. Исследователи считают, что впервые дактильный алфавит опубликован в 1593 г. испанским монахом де Вебра. Русский дактильный алфавит был опубликован В.И.Флери в 1835 г. – он описал дактильный алфавит, который в то время уже использовался в педагогическом процессе. В настоящее время созданы и широко применяются дактильные алфавиты национальных языков, в том числе украинского, белорусского, узбекского, армянского. Описаны 43 дактильных алфавита, используемых в 59 государствах мира.

Особая область использования жестов – это искусство (пантомима, опера, драма и др.). В пантомиме невербальная коммуникация (жест), наряду с телодвижением, служит для поэтического воспроизведения различных жизненных ситуаций, чувств и настроений. В некоторых видах индийского классического театра устные монологи, песни и танцы актёры сопровождают жестами-символами, обозначающими конкретные предметы, действия, переживания. Такая условная жестовая система понятна всем зрителям этой многоязычной страны и позволяет передать содержание сложных литературных произведений. В классическом драматическом театре Японии жесты также являются равноправной частью системы выразительных средств и имеют раз и навсегда установленные значение и форму. Как видим, в этих случаях жесты имеют различные функции. Но ни в одном из названных направлений жесты также не являются самостоятельной системой общения актёра с публикой – они всегда только составная часть языка искусства.

Дактилология и язык жестов

Пикабу – это место где случаются чудеса, и именно на него я сейчас и надеюсь)
Пару недель назад на нашу улицу переехал слабослышащий парень, а т.к. поселок небольшой, с ним никто из-за это не хочет(или не может?) общаться. Видно что парень образованный, много читает и мне хочется составить ему компанию на лето.
С недавних пор я самостоятельно учу дактилологию и язык жестов. Но учить одно, а тренироваться – другое. Если ты можешь мне помочь в обучении или у тебя есть такой друг, пожалуйста, свяжись со мной. Сам алфавит я уже освоила, некоторые жесты тоже, но этого ничтожно мало для общения.

Спасибо что дочитали, а если зря потратили на это время – комментарий для минусов ждет вас внутри поста.

используй более, более близкую дактилологию

“Дедушка поставил эксперимент на собственной дочери”

Наверное, это моя профессия меня выбрала, а не я ее. Я дочь глухих родителей, а такие дети часто становятся переводчиками.

Моя мама стала первым в Советском Союзе ребенком, которого спасли от туберкулезного менингита. Это было в 1946 году. В день, когда ей поставили диагноз, ее папа, как всегда, слушал “Голос Америки”. И услышал, что в США доктор Зельман Ваксман изобрел стрептомицин, который может помочь при этой болезни. В Союзе его пока только испытывали на животных.

Дедушка работал с Курчатовым, был большим физиком, и ему удалось достать стрептомицин из Америки. В результате дедушкиного друга посадили на восемь лет за “шпионаж” — за то, что по телефону с американцем поговорил.

А потом уже начали применять и советский стрептомицин. И дедушка сам попросил сделать свою дочь “подопытным кроликом”. Ее спасли, но она оглохла в девять лет. А уже в следующем году в СССР вылечили 900 детей с туберкулезным менингитом. Конечно, стрептомицин в любом случае стали бы использовать через какое-то время. Но мой дедушка сократил этот период, поставив эксперимент на собственной дочери.

Первое жестовое слово я “сказала” в четыре года — это было слово “огурчик”. Огурцы я любила. Меня никогда не учили жестовому языку. Я взяла его “из воздуха”.

Из истории создания дактильных алфавитов

Пальцевые знаки возникли в далеком прошлом. Впервые они стали использоваться в качестве средства для счета. Пальцевый счет – обозначение чисел при помощи пальцев руки – обладал не только большой наглядностью, но и был вызван практическими потребностями. Пальцевые знаки широко использовались в средние века для понимания счета при изучении арифметики. Можно предполагать, что система счета на пальцах оказала влияние и на появление ручной (дактильной) азбуки, или дактильного алфавита.

Алфавит – это совокупность расположенных в определенном порядке графических знаков, или букв, которыми пользуются при письме на том или ином языке. Дактильный алфавит, или дактильная азбука – это совокупность расположенных в определенном порядке пальцевых знаков. Каждый дактильный знак обозначает определенную букву. В дактильном алфавите столько знаков, сколько букв в алфавите национального языка.

В средние века те, кто давал обет молчания, часто прибегали к ручной азбуке в целях безмолвного общения между собой. В XVI веке появились работы, в которых были описаны способы изображения букв с помощью одной руки, ладони, двух рук, всего тела. Педро Понсе де Леон (1508–1584, Испания) – один из первых учителей глухих – создал одноручную дактильную азбуку испанского языка для обучения глухих словесной речи. Понсе де Леон был монахом одного из католических монастырей Испании в Онье. Он получил образование в Саламанкском университете, но, не имея прав на наследство, вынужден был уйти в монастырь. Обучение глухого по религиозным и монастырским законам того времени считалось тягчайшим преступлением. Однако богатство и знатность родителей глухих детей позволяли обходить эти запреты и законы и практиковать обучение глухих в условиях семьи или монастыря. Учителями глухих детей были монахи, а в редких случаях и врачи. Понсе де Леон был одним из таких учителей. К сожалению, после себя он не оставил ни трудов, ни каких-либо других письменных свидетельств об использовавшихся им методах обучения. Основной задачей в методике обучения Понсе де Леона было преодоление немоты – обучение глухих словесной речи. Для этого он использовал обучение грамоте, письменной, дактильной и устной формам речи.

В 1620 году испанец П. Бонет (1579–1633) издал в Мадриде книгу, в которой впервые был опубликован одноручный испанский дактильный алфавит. П. Бонет ставил перед собой цель научить глухого устной и письменной речи посредством зрения. Зрение, по мнению П. Бонета, может заменить потерянный слух. «Глухонемые обладают значительной ловкостью, — говорит он, — при помощи лица понять всякое обучение и найти таким путем средство за¬менять слух; стало быть, лицо есть орудие для обучения».

П. Бонет в работе «О природе звуков и искусстве научить глухонемого говорить» (1629) опубликовал рисунки дактильных обозначений и дал общие указания относительно их использования при обучении глухих. Созданная П. Бонетом методика предусматривала употребление дактильной речи при обучении глухих устной и письменной речи. П. Бонет ввел пальцевую азбуку, воспринимаемую более легко, чем дви¬жения губ. Включенная в учебный процесс П. Бонетом дактильная форма речи как средство обучения нашла широкое применение в последующей сурдопедагогической практике. Таким образом, одноручная дактилология стала широко употребляться в странах Европы и Америки при обучении глухих и слепоглухих.

Литература:
1. Сутырина М.П., Огурцова Н.А. Теория и практика сурдоперевода: дактилология: учебное пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2017 г. – 120 с.

Материалы подготовлены Н.А. Огурцовой

Вопрос о применении дактильной речи при обучении глухих особенно остро встал на Всероссийском совещании сурдопедагогов в 1938 году. Необходимость использования дактильной речи была убедительно доказана И. А. Соколянским (1889‒1960) – советским профессором-дефектологом и его сотрудниками. Ими была разработана оригинальная система воспитания и обучения слепоглухонемых. По инициативе И. А. Соколянского в Харькове было организовано единственное в мире научно-педагогическое учреждение ‒ Школа-клиника для слепоглухонемых (1923). И. А. Соколянский использовал дактильную речь в процессе общения и обучения слепоглухонемых.

Описание

Элементы дактильной азбуки аналогичны буквам письменного языка.

Дактилемы (буквы из дактильного алфавита) — различные положения пальцев воспроизводят знаки, функционально аналогичные буквенному алфавиту; и по очертанию многие из них отдалённо напоминают буквы печатного шрифта (в частности, «о», «м», «г», «ш»). Каждое положение пальцев при этом означает букву.

Процесс общения на дактиле (дактилология) происходит таким образом, что говорящий показывает буквы на дактиле, а воспринимающий следит за движением руки визуально. Если же зрение человека не позволяет ему видеть знаки, и он воспринимает их осязательно, то такое общение называется дактильно-контактной речью (ДКР) [1] . Если же при общении со слепоглухими людьми на ладони другого человека пальцами воспроизводят очертание букв, то это уже не дактилология, а письмо на ладони, или так называемая дермография. Она используется, если говорящий не владеет специальной азбукой.

В настоящее время в мире существует более 40 таких алфавитов и систем. Количество знаков в «пальцевом алфавите» зависит от знаков в алфавите языка, хотя не всегда они равны. В России, к примеру, 30 знаков передают 33 буквы кириллицы. В Китае 30 знаков передают символы фонетического алфавита «пиньинь», которым пользуются в наше время.

Хотя пальцевые алфавиты могут служить довольно приемлемым средством общения, ни один из них не предусматривает заглавных букв, знаков пунктуации или знака пробела между словами. Использование таких алфавитов также ограничено по части передачи названий и имён, иностранных слов и слов, выражающих эмоции; если только оба собеседника не знают хорошо, о чем идёт речь.

При использовании дактилологии овладение письменными нормами речи значительно облегчается. Усвоенная детьми дактильная речь может быть использована в качестве первой речевой формы (до овладения устной и письменной формами речи). Может использоваться как основное средство обучения словесной речи в специализированных учебных заведениях. В старших классах этих заведений менее употребительно.

Процесс общения на дактиле (дактилология) происходит таким образом, что говорящий показывает буквы на дактиле, а воспринимающий следит за движением руки визуально. Если же зрение человека не позволяет ему видеть знаки, и он воспринимает их осязательно, то такое общение называется дактильно-контактной речью (ДКР) [1] . Если же при общении со слепоглухими людьми на ладони другого человека пальцами воспроизводят очертание букв, то это уже не дактилология, а письмо на ладони, или так называемая дермография. Она используется, если говорящий не владеет специальной азбукой.

Дактилология

ПЕДАГОГИКА
Г.Л. Зайцева

ЖЕСТОВАЯ РЕЧЬ

ДАКТИЛОЛОГИЯ

Рекомендовано Министерством образования

Российской Федерации в качестве учебника

для студентов высших учебных заведений

Москва

ББК 74.3 317

Руководитель издательской программы подготовки учебников и учебных пособий для высших и средних специальных учебных заведений по коррекционной педагогике и специальной психологии — лауреат Государственной премии в области образования Российской Федерации, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, профессор В.И. Селиверстов

кандидат педагогических наук, профессор К.В. Комаров;

кандидат педагогических наук Е.З. Яхнина; кафедра дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии дефектологического факультета МПГУ (зав. кафедрой профессор В.И. Селиверстов)

317 Жестовая речь. Дактилология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. —

М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 192 с. — (Коррекционная

В учебнике освещаются вопросы структуры жестовой речи и ее функционирования в коммуникативной деятельности глухих; рассматриваются взгляды представителей различных систем обучения глухих на роль жестовой речи в учебно-воспитательном процессе специальной школы. Читатели познакомятся с дактильным алфавитом, лексикой и грамматикой русского жестового языка; приводится краткий словарь жестов.

Адресован студентам дефектологических факультетов педвузов и колледжей, сурдопедагогам, психологам, лингвистам, сурдопереводчикам, а также родителям глухих детей.

ББК. 74.3

© Зайцева ГЛ., 2000

© «Гуманитарный издательский центр

ISBN 5-691-00373-9 Художник Уранова М.Л, 2000
Светлой памяти моей мамы

Софьи Ефимовны Ицковой

© Зайцева ГЛ., 2000

Добавить комментарий