Применение авиационного спирта

Авиационный спирт: можно ли употреблять и какие будут последствия для организма?

Чего только не придумает любитель выпивки, чтобы сэкономить или утаить факт употребления алкоголя! Алкоголики употребляют медицинский и технический спирт, различные лекарственные настойки, бальзамы, порой даже духи, одеколон или другие содержащие этанол жидкости.

Во многих случаях такое неадекватное поведение заканчивается добровольным или принудительным посещением больницы, или более трагичным исходом. Но это не останавливает горячие головы, жаждущие алкогольных приключений.

Среди популярных легенд существует и такая: якобы существует авиационный спирт, которым заправляют самолеты, и что его можно пить.

Что представляет собой авиационный спирт

Авиационная техника (особенно самолеты) перемещается на больших высотах, в очень суровых климатических условиях. Одна из проблем, с которой сталкиваются летчики – обледенение стекол, различных приборов и частей техники, возникающее по причине низких температур.

Высота, где происходит обледенение самолета

Использовать в качестве антифриза воду и другие жидкости, замерзающие при температуре ниже нуля по Цельсию, в данном случае невозможно. Необходима жидкость, которая будет выдерживать температуру хотя бы -60°C (таких значений достигает она в стратосфере на высоте 11 — 25 км, где могут летать современные самолеты).

Больше всего в качестве антифриза подходит для таких условий этиловый спирт. Его температура замерзания составляет -114,3°C.

Впервые с проблемой обледенения столкнулись советские авиаконструкторы при разработке самолетов, способных подниматься на большие высоты. Поскольку в СССР вопросам военной техники уделялось самое большое внимание, и денег на нее не жалели, было принято решение об использовании этилового спирта в качестве антифриза для самолетов и вертолетов, летающих в условиях низких температур.

Формула авиационного спирта изначально была простой: этиловый спирт (C2H5OH) крепостью около 95%, в который могли быть добавлены некоторые компоненты:

  1. дистиллированная или минеральная вода;
  2. керосин;
  3. Битрекс и другие денатурирующие добавки.

Сколько градусов в авиационном спирте? Водой авиационный спирт разбавляли в летнее время, когда технике приходилось летать при более высоких температурах.

График температуры замерзания этилового спирта

Поэтому его крепость становилась значительно менее 96 градусов. Другие добавки примешивались к спирту именно для того, чтобы не было желания его выпить.

Но даже это не останавливало любителей выпивки. Они ухитрялись выжигать из состава керосин, пользуясь тем, что он более легкий, и всплывает наверх, применяли активированный уголь и другие хитроумные методы фильтрации.

Как возникло понятие авиационный спирт «Массандра» и другие эвфемизмы

При контакте с металлическими баками авиационный спирт мог приобретать также такие вредные примеси как свинец и ртуть. Чтобы удалить их, изобретательные авиамеханики и летчики использовали охлажденный лом (металлический инструмент), по которому жидкость стекала в емкость, а примеси оседали на поверхности металла.

Необычные методики изготовления напитков из технического спирта и потребность в конспирации (ведь за воровство и распитие алкоголя полагались суровые наказания) привели к появлению жаргонных названий.

Алкогольный напиток моряков «шило»

Напиток, полученный из авиационного спирта, называли по-разному:

  • «шпага» — происходит от инструмента для определения уровня спирта в самолетном баке (это была прорезиненная линейка, напоминающая шпагу);
  • «шило» — на флоте тоже использовался технический спирт, и хранился он в кожаных мешках (их протыкали шилом и набирали содержимое во флягу);
  • «шасси-ликер» — из-за ассоциации с самолетным шасси (в такой спирт еще добавляли сахар, из-за чего он становился сладким, как ликер);
  • «Массандра» — в качестве замены знаменитому заводу вин «Массандра», продукцию которого стало сложно приобрести после введения «сухого закона» в 1985 году.

Современная авиационная промышленность уже не использует этанол (а в тех сферах, где он еще применяется, к нему примешивают Битрекс и другие добавки). Его заменителями стали метиловый (CH3OH) и изопропиловый (C3H8O) спирты.

Изопропиловый спирт в качестве антифриза для авиации

Их характеристики несколько уступают этанолу, но все же их достаточно для антифриза:

  1. Т замерзания метанола: -97°C.
  2. Т замерзания изопропанола: — 89,5°C.

Метанол и изопропанол очень токсичны. При употреблении внутрь могут вызвать отравление, в том числе со смертельным исходом.

Еще один современный вариант авиационного антифриза (замерзает при -50°C) – диэтиленгликоль (жидкость называется «Арктика»). Он тоже очень токсичен и запрещен к употреблению внутрь.

Последствия употребления авиационного спирта

Так можно ли пить авиационный спирт? Когда-то было можно — когда он состоял из этанола.

Но безопасным для здоровья все же такой напиток не был, ведь он не предназначался для употребления людьми, а значит не проходил проверок качества, не использовался и не хранился в надлежащих условиях. Моментального вреда здоровью он мог не наносить, но длительное употребление способствовало развитию различных заболеваний.

Запрет на употребление современного авиационного спирта

Современный авиационный спирт пить нельзя.

Как определить признаки отравления?

Отравление спиртосодержащими ядами сопровождают такие симптомы:

  • головокружение;
  • потеря сознания, возможна кома;
  • возбуждение;
  • тошнота, рвота;
  • слабость;
  • затрудненное дыхание;
  • ухудшение зрения, вплоть до слепоты;
  • нарушение речи;
  • запах ацетона из ротовой полости;
  • боли в области живота.

Правила оказания первой помощи отравившемуся

Необходимо вызвать рвоту, затем дать выпить минеральной воды, вызвать скорую помощь.

Вызов рвоты, в помощь при отравлении авиационным спиртом

В качестве антидота техническим спиртам используется этанол (можно выпить 50-70 грамм водки).

Методики распознавания спиртосодержащих ядов

Как распознать ядовитые вещества:

  1. метанол горит зеленым пламенем, а при погружении в него очищенного сырого картофеля приобретает розовый цвет;
  2. изопропанол имеет резкий неприятный запах;
  3. если раскалить медную проволоку и окунуть в метанол, появится едкий неприятный запах формальдегида.

Заключение

Авиационный спирт уже давно не состоит из этанола. Его делают из токсичных компонентов, опасных для здоровья человека. Самостоятельно очистить или сделать пригодным к употреблению в качестве алкогольного напитка авиационный антифриз невозможно.

В настоящее время в продаже можно найти любое количество дешевого и достаточно качественного алкоголя, который гораздо безопаснее, и не нуждается в дополнительных методах очистки. А авиационный спирт пить нельзя.

Авиационный спирт: назначение и характеристика

Содержание статьи

  • Авиационный спирт: назначение и характеристика
  • Многоатомные спирты: характеристика, получение и использование
  • Что такое бутиловый спирт

Для того чтобы разобраться в назначении и характеристиках авиационного спирта необходимо хотя бы в самых общих чертах ознакомиться с общим воздействием алкогольных напитков на человеческий организм. Ведь наша национальная культура имеет очень серьезную привязку к застольям с соответствующими праздничными возлияниями. Важно понимать, что данное понятие в первую очередь имеет привязку к «этиловому спирту» (химическая формула: C2H5OH). Эта жидкость является основным ингредиентом водки, виски, джина и т.п.

На физиологию человека этанол влияет исключительно как токсичное и наркотическое вещество. Причем даже низкие его концентрации воздействуют на организм седативно. А при частом употреблении подобного рода напитков возникает наркотическая зависимость, наносится серьезный ущерб ЖКТ, печени, кровеносной и нервной системам. В отличие от прочих наркотиков алкоголь действует достаточно медленно и незаметно, а его негативное влияние на человеческий организм может проявиться только через десятилетия.

Интересно, что авиационный спирт в силу своего «злободневного» употребления в советское время имеет массу сленговых названий. Данный напиток «гурманов» получил наименование «шпага» и «шило». А во времена сухого закона восьмидесятых годов 20 века авиаторы его часто называли «шасси-ликером» и «Массандрой».

Общие понятия

Милитаристская история нашей страны после окончания Великой Отечественной войны подразумевала в первую очередь развитие советской военной авиации. А, как в свое время было известно даже далеким от данной темы людям, «авиация без спирта не сможет подняться в небо». На самом деле, авиационный спирт применяется в самолетах в основном для функционирования ПОС (противообледенительной системы), куда входит в качестве основной химической составляющей.

Именно из-за того, что температура замерзания этанола (раствора этанола) более низкая, чем у простой воды, данное химическое свойство жидкости получило широкое применение в авиации. Ведь в данном контексте именно борьба с обледенением корпуса самолета является наиболее актуальной. Причем тип летательного аппарата непосредственно влияет на нормы потребления авиационного спирта. Исходя из этого, наиболее «голодным» считается МиГ-25. Интересно, что его тематическим названием является «летающий гастроном». Этот самолет имеет среднюю норму потребления разбавленного авиационного спирта 250 литров. А, кроме того, в дополнительном резервуаре находится еще около 50 литров чистого этанола.

В середине прошлого столетия ПОС большинства МиГов и ТУ использовал традиционный этиловый спирт. А в зависимости от конкретной разновидности самолета варьировали и «градусы» жидкости. Обычно в качестве технического спирта применялся ректификат. Однако часто авиационный спирт необходимо было разводить водой (дистиллятом или минералкой) в соответствии с нормами расхода. Например, на советском вертолете МиГ-6 крепость жидкости, предназначенной для обмывания стекол и в качестве дублирования их электрического обогрева, составляла 96%. А вот резервуары самолетов ТУ-22 предусматривали наполнение авиационным спиртом, разбавленным в летнее время до 50%, а в зимнее – до 60-70%.

Заменитель авиационного спирта

В зависимости от типа летательных аппаратов количество выделяемого на них авиационного спирта варьировало. Однако это не мешало, как членам экипажей, так и механикам большую часть списанной жидкости расхищать с целью употребления и даже перепродажи. Особенно актуальной стала эта проблема в период «Перестройки» с ее «сухим» законом.

Интересно, что потребительский рынок алкогольных напитков очень органично принял в себя эту «золотую жилу». Причем стоимость напитка зависела тогда от его крепости. Однако средний «ценник» составлял 7-9 рублей за литр. Чтобы предотвратить коммерциализацию и спаивание советских летчиков правительство страны было вынуждено заменить безопасный для здоровья человека этанол на метанол или изопропанол, а также вводить в состав этанола различные добавки, что делало жидкость непригодной для употребления в качестве алкогольных напитков.

В связи с этими процессами формула авиационного спирта изменялась в зависимости от периода рассматриваемой советской эпохи. Например, в конце «девяностых» этиловый спирт (С2Н5ОН) был полностью вытеснен изопропиловым спиртом (С3Н8О) и метиловым спиртом (СН3ОН). В настоящее время в ПОС авиации используется смесь этиленгликоля или специальная жидкость «Арктика». А в случаях, когда необходимо применять этанол, в его состав добавляется денатурирующий компонент «Битрекс», который обладает очень горьким привкусом, исключающим употребление внутрь.

Характеристика авиационного спирта

Свойства авиационного спирта полностью зависят от химического состава вещества, которое является его основным компонентом. Так, этанол является летучей бесцветной жидкостью с характерным запахом питьевого спирта и жгучим вкусом. Он обладает плотностью, меньшей, чем у воды, и является хорошим растворителем различных органических веществ. «Напиток авиаторов» имеет температуру кипения, составляющую плюс 78,39 °C, и замерзания – минус 114,3 °C. Он хоть и не опасен для жизни, однако точно не является полезным для здоровья.

На внешний вид авиационный спирт, созданный на базе метанола, полностью соответствует своему аналогу из этанола. Однако температура его кипения составляет плюс 64,7 °C, а замерзания – минус 97 °C. При смешивании с водой происходит сжатие и разогревание метанола. Причем данная жидкость обладает худшей летучестью при низких температурах окружающей среды и «травит» авиационный алюминий, из которого сделан корпус летательного аппарата. При температуре воздуха от +10 °C и ниже повышается расход топлива для достижения рабочих параметров. Для решения проблемы метанол приходится разводить на 10-25 % бензином.

Авиационный спирт на основе изопропанола также является прозрачной летучей жидкостью с резким алкогольным запахом. Однако он имеет специфичный аромат, который нельзя спутать ни с этанолом, ни с метанолом. Температура его кипения сотавляет +82,4 °C, а замерзания – – 89,5 °C. В сочетании с водой изопропанол образует азеотропную смесь, обладающую температурой кипения +80,2 °C и крепостью 87,9 %.

Можно ли употреблять авиационный спирт в качестве алкоголя?

Не секрет, что для летчиков и механиков советской эпохи вопрос о пользе или вреде здоровью от употребления авиационного спирта показался бы, скорее всего, риторическим. Ведь в те эпические времена его считали исключительно дополнительным бонусом к заработной плате. Тогда никто не соразмерял питьевое качество авиационного спирта с аналогичными показателями алкогольного ассортимента, представленного на прилавках винных магазинов. Тем более, вредные последствия для человеческого организма начинали сказываться только через многие годы. Таким образом, этанол (С2Н5ОН), в котором не было денатурирующих добавок, включая, конечно же, «Битрекс», старшее и среднее поколения авиаторов использовали не только по прямому назначению с минимальным, если можно так выразиться, ущербом для здоровья.

Однако авиационный спирт, в составе которого присутствуют специальные добавки или который подразумевает использование технических заменителей, указанных выше, полностью исключает их употребление внутрь. Ведь метанол гарантирует потерю зрения, да и вообще очень опасен для жизни. А чтобы его отличить от этилового спирта, необходимо поджечь. Этиловый спирт горит синим пламенем, а метиловый – зеленым. Кроме того, в качестве индикатора авиационного спирта можно использовать очищенный клубень картофеля. При опускании в жидкость он не изменит цвет в эталоне и приобретет розовый оттенок в метаноле.

Для определения изопропанола в составе авиационного спирта достаточно его понюхать. Так как запах этого вещества невозможно перепутать с этиленовым спиртом.

Нынешний ликер шасси.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Вчера посмотрел в очередной раз старый фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика». Классное кино! Помните знаменитый ликер шасси? И тут подумалось: а чем не тема для статьи.

Читайте также:  Заразен ли цирроз печени?

Подумал — сделал, пишу…

Как бы смешно это не звучало, но авиация и спирт неразделимы. В фильме ( и в жизни) спиртосодержащая техническая жидкость была спиртоглицериновой смесью, использовавшейся в гидросистеме самолета ПЕ-2, а на современных лайнерах все гораздо более солидно.

В современный летательный аппарат заливается и заправляется энное количество различных технических жидкостей. Присутствует там и авиационный спирт. Чистый или в растворе с водой, тут уж смотря что за система. Спирт ведь кроме того, что это просто чистый алкоголь, еще обладает рядом отличных технических качеств. У него хорошие характеристики теплосъема, низкая температура замерзания, он хорошо растворяет масляные окисные отложения. А кроме того он достаточно дешев и нетоксичен (вобщем-то :-)). Можно только посетовать на разработчиков авиационной техники, которые в этом списке не учли русский менталитет… Потому что спирт хоть и технический, но с высокой степенью очистки, так как любая авиационная аппаратура подразумевает точность и чистоту и, как следствие, теоретически может быть, так сказать, употреблен вовнутрь, что с успехом делалось и делается до сих пор практически. Ведь, если есть такое сырье, то тот или иной «ликер шасси» обязательно появится.

Цели применения спирта и его производных в авиации разнятся в соответствии с его полезными качествами. Это может быть противообледенительная система (например, истребитель МИГ-21 в различных модификациях, старые самолеты Ил-12,14, транспортник АН-8), система кондиционирования, охлаждение электронных блоков авиационного оборудования, электрогенераторов и даже система охлаждения тормозов ( истребитель СУ-15 и СУ-7У) . Летательные аппараты тоже, конечно, разные. Есть совсем «сухие», а есть «летающие гастрономы». Именно такое прозвище получил знаменитый самолет МИГ-25. Говорю это как очевидец, потому что имел честь проходить службу в единственном на всю Северную Группу войск (Польша) разведывательном полку, оснащенном этим типом самолета (у нас были две модификации: разведчик РБ и ударный самолет БМ).

И полк имел прозвище «пьяный полк», хотя статистика по вооруженным силам говорит об обратном. Просто стереотип срабатывает. Тем не менее свой «ликер шасси» имелся дома у каждого технаря.

Вторая эскадрилья нашего полка была укомплектована самолетами СУ-24МР. Так вот там для охлаждения электронных блоков контейнера разведывательного оборудования лазерной разведки использовалось 80 литров чистого спирта. Не на каждый полет, конечно, и не в полном обьеме, но все же… Четыре литра для охлаждения блоков радио на этом фоне уже не в счет :-). Ну и конечно протереть оптику аэрофотоаппаратов – это святое дело. Помните старый анекдот: аккуратно и то-о-онким слоем …

А наш самолет МИГ-25РБ (БМ) имел на борту 150-180 л (в зависимости от полетного задания) спиртосодержащей жидкости. Была она крепче водки, потому что разводилась пополам с водой. И название носила (и носит) хоть и не ликер шасси, но не менее колоритное: массандра. Хотя, говорят, слово это не новое и существует еще с Великой Отечественной войны, когда подобного рода жидкость применялась первоначально на самолетах американского производства «Аэрокобра». А еще массандру у нас именовали «жидким долларом», потому что у местного польского населения она пользовалась повышенным спросом. Кроме того существовала даже градация типа: самолет «вкусный» и «невкусный». Спиртоводяная смесь циркулируя по системам самолета неизбежно приобретата привкус металлов и герметиков этих систем, которые совсем не предназанчены для пищевых целей. И уж насколько все это удобоваримо решает потребитель :-).

Еще одна разновидность ликера шасси применялась на сверхзвуковом стратегическом ракетоносце ТУ-22. В этом случае она носила экзотическое название шпага.

Спирт в том или ином виде применяется на самых разных самолетах как военной, так и гражданской авиации. Не раз были попытки заменить его чем-нибудь другим, но все они успеха не имели. Так что ликер шасси ( в его ныннешнем виде) вряд ли потеряет свою актуальность в обозримом будущем :-)…

Про спирт в военной авиации

Описано со слов брата. Приведенные цифры на его совести, я излагаю с его слов. В конце 70-х он закончил военное училище, сначала работал связистом, потом обучился и стал летать на вертолетах. Летал до самой пенсии. Длительное время патрулировал Балтийское море. Когда погода не благоприятствовала, типа той что сейчас наступила, в полёте было положено включать антиобледенитель. Антиобледенитель работал на спирту и потреблял при включении 1 литр спирта в минуту. Полет мог длиться и 5 часов, соответственно 300 литров спирта списывались. Экипажи зачастую злоупотребляли этим и делили сэкономленное между собой. Однажды пришлось им выполнять подконтрольный полёт. Это когда кроме экипажа летит ещё и проверяющий. Летят они себе, патрулируют, и вдруг проверяющий взметнулся: А антиобледенитель включен? Зачем, говорят лётчики, погода в норме. Но видимо проверяющий очень дорожил своей жизнью. В приказном порядке заставил включить антиобледенитель. С словами :”Вашу долю сливаем, товарищ полковник”, включили. Сами то уже тоже полковниками были.

Дубликаты не найдены

Что-то про 300 литров в антиобледенителе вертолета перебор.

Обычно в байке еще уточняется, что речь идет про Ми-6, который слегка монструозен.

Правда химическая противообледенительная система у него только на рулевом винте.

И да, на этиловом спирту.

Длительное время патрулировал Балтийское море. На Ми-6?

чтоб в случае чего сразу захватить Латвию

Цитата из поста. Третья строчка сверху))

Попал мальчонка в авиацию. Дали ему задание — самолет протирать спиртом. Взял он ведрышко спирта, макает туда тряпочку и самолет протирает. Подходит прапорщик и, с квадратными глазами, говорит: — Ты что. С ума сошел. — А что такое. — Смотри, — говорит прапор, берет ведро, выпивает залпом, дышит на самолет и начинает натирать тряпкой, приговаривая: — И тоненьким слоем.

На экипаж хватит

Миг-25 ”Летающий гастроном” около сорока литров чистого 96-ти процентного спирта (антиобледенитель и в прицел) и двести пятьдесят литров ”Массандры” 50/50 спирт с водой (система охлаждения).

Сказка – ложь, да в ней намёк. На эту тему хорошо было у Лукьяненко:

– Это вы автор патента «Приспособление для защиты стекол кабины от замерзания»? – живо поинтересовался Жерар.

Антуан удивленно уставился на него. Буркнул:

– Меня, помнится, удивило – как пришла вам в голову столь странная мысль? Поливать стекла спиртом?

– Мы базировались на севере. Выпивки все время не хватало, – коротко ответил Антуан.

Епископ Жерар Светоносный захохотал:

– А патент на новую систему сброса ракетных толкачей?

– Мой друг разбился насмерть, когда у него не отделился один толкач.

Жерар сразу же замолчал и склонил голову.

Серия книг про Ильмара,если я не ошибаюсь

стоит читать? а то я как-то пробовал, не зашло
Все остальное прочел

Всё сказанное чистая правда. Только делят между прапорщиком кладовщиком который выдаёт спирт и пилотом который спирт списывает. 50 на 50 и спирт даже не заливают в самолёт. Один знакомый прапорщик на спирт сэкономленный на службе купил два гаража. машину и фирму. Спирт у него в бочках во втором гараже и сейчас стоит

Про спирт в авиации

О, спирт! Ты одно из величайших изобретений человечества! Еще совсем недавно на одной шестой части суши ты двигал вперед науку, совершал чудеса на производстве и неуклонно крепил обороноспособность Родины. Человек, стоящий у спиртового источника, был чтим как народный артист и богат как крез. Потерять доступ к источнику спирта означало только одно — прозябание в безвестности.

Год 1985 для авиационного полка, дислоцированного в Западной Белоруссии, оказался весьма богат на разного рода знаменательные события. В середине года Михаил Сергеевич Горбачев начал непосильную борьбу с пьянством и алкоголизмом и в городе осталось два водочных магазина, почти одновременно с этим в части появился Я, в образе лейтенанта — двухгодичника.

Авиационные полки всегда выгодно выделялись из общей зеленой массы Советской Армии как отсутствием сапог в повседневной офицерской форме, так и весьма вольной трактовкой понятий о воинской дисциплине. Главнейшим же отличием было наличие огромного количества спирта, задействованного в повседневном жизненном цикле военного самолета.

Королями, безусловно, были истребительные полки, укомплектованные гениальным творением конструктора Микояна — МИГами-25. Народ нежно и искренне любил свою технику, а как поэтично называлась спирто-водяная смесь: МАСАНДРА! (в смысле того, что это аббревиатура — Микоян Авиацию Снабдил Алкоголем — Народ Доволен Работой Авиаконструктора). На эксплуатацию этих машин страна так щедро выделяла спирт, что его хватало сем! Не верьте рассказам про протирку контактов бензином и прочими малопригодными жидкостями! Все, что было связано с МИГом-25 и безопасностью полетов, протиралось исключительно спиртом. Спирта было так мого, что техники службы СД (ничего мерзкого — Самолеты и Двигатели) имели после каждой смены полетов, после отчисления полагающихся налогов и сборов, разумеется, до 50 литров чистого! Наиболее прижимистые технари

за полгода скапливали деньги на новые жигули, по рыночным ценам. И это при цене реализации товара всего 7-8 рублей за литр. Стимул был настолько мощен, что техники дрались за право выставить свой самолет на очередную смену полетов.

Доступность спиртового источника формировала в полку свою табель о рангах. Вне конкуренции были уже упомянутые СДэки, далее шли радисты, САУшники, оружейники, перепадало даже Парашютно-Спасательной службе. Уважали также службу ГСМ, не обошли вниманием так же Автомобильную и Электрогазовую Роту, где ваш покорный слуга обретался в качестве зампотеха. Мы получали литров 50 в месяц на протирку кислородных штуцеров, а кроме того, у нас в роте была самая любимая машина полка — ЗАК-2,5-375 (Заправщик Агрессивных Компонентов, на базе УрАЛа-375, емкость спиртового бака 2,5 м3).

Но наиболее значимым событием в жизни полка стало появление в части коня. Нет, не верно. На нашу общую беду в полк прислали Коня, Якова Константиновича, майора и краснодипломника Академии им. Жуковского. Прибыл он в октябре на должность Зам командира полка по Инженерно-Авиационной Службе. Между окончанием Академии и нашим полком Конь успел

пару месяцев послужить в каком-то штабе, но на это никто тогда не обратил внимания, тем более что аттестация у него была о-го-го какая. А зря!

Смутные сомнения в нормальности Коня появились тогда, когда он пригласил всю полковую элиту к себе в гости, дабы отметить свое вступление в должность. Каково же было удивление гостей, когда на столе вместо традиционных бутылок и салатов их поджидали легкие закуски, тортик и чай! С этого момента нового зам по ИАС никто иначе как КоньЯК и не звал.

Он рьяно взялся за наведение порядка в полку. Печально памятный приказ МО СССР № 0150 « О борьбе с пьянством и алкоголизмом в армии и на флоте» был его настольной книгой. Первой жертвой его нововведений пали элитарные СДэки. КоньЯК не зря был оличником учебы. Он абсолютно четко высчитал, что добавление 300-400 граммов керосина на сотню литров спирта не скажется на его технических качествах, но зато делает его абсолютно непригодным для человеческого употребления. Эта мерзкая смесь никак не выдавала присутствие керосина, но стоило принять ее вовнутрь, как у тебя начиналась жуткая керосиновая отрыжка и длилась она более суток.

Залитый в бортовые баки керосин мгновенно опустил СДков на самую последнюю строчку в полковом рейтинге престижа. Начался рост акций других, менее престижных служб. Даже парашютисты начали поднимать голову………… но не тут то было! Старательный КоньЯК шаг за шагом выбивал службы, находя для них индивидуально-безопасные пропорции керосина в спирту.

За два месяца в полку не осталось ни одной службы получавшей неокеросиненный спирт. Последним пал мой ЗАК, куда вредный КоньЯК, пользуясь моей неопытностью, собственноручно влил целых восемь литров керосина. Единственное, что я смог сделать в этой ситуации, так это составить акт « о вливании 10 литров топлива Т-6 в ЗАК». К моему удивлению, КоньЯК легко утвердил сей документ.

Лишенный столь мощного стимула к службе личный состав полка впал в тяжелейшую дипресию. На технику один за одним посыпались мелкие отказы и количество заявленных машин к полетам вскоре упало вдвое, у пилотов начались мигрени и резко подскочило число жалоб на расстройство желудка, командир полка было заподозрил диверсию в летной столовой, но после того как сам придумал пустячную отмазку от очередного вылета, простил. Дело в том, что по старинной народной традиции техник после приземления выкатывал пилоту солдатскую фляжку чистого спирта. А сейчас? Кому нужна-то эта вонючка?

Сильно пострадала и готовность автотехники. На складе запчастей как не было, так и нет, но моих посланцев с огромной человеческой радостью встречали в городской автоколонне, а добрые сельские жители ради поддержания боеспособности любимой армии жертвовали последним – снимали узлы и агрегаты с рабочих машин и тракторов. Но это было раньше, а сейчас простые рабочие люди неожиданно потеряли весь интерес к армии.

Читайте также:  Последствия отказа от пива по дням

Но нет худа без добра. Показатели экономии спирта, во всесоюзном соцсоревновании частей ВВС и ПВО, резко пошли вверх! Если еще месяц назад полк с трудом натягивал нормативные 2%, то сейчас эта цифра приближалась к удивительной отметке 80%! Мгновенно наш полк выбился в лидеры! Окрыленный столь впечатляющим успехом Конь написал большую статью в журнал « Коммунист Вооруженных Сил», где рассказал широкому кругу армейской общественности о своей инженерной мысли, подвигнутой на поиск скрытых резервов жизненно важными решениями партии и правительства.

Дней за десять до Нового Года на полк обрушилась очередная Высокая Комиссия из штаба округа с Генералом во главе. Они смерчем пронеслись по подразделениям и службам полка, а в последний день закрылись у комполка в кабинете и совещались. Однако во второй половине дня в кабинет Командира смазливая буфетчица Ниночка начала затаскивать огромное количество закусок и горячих блюд — верный признак успешного завершения работы комиссии. Так же, исключительно по старой и доброй традиции, каждому проверяющему вручалась 20-ти литровая канистрочка со спиртом, так сказать «на дорожку».

Исполнять этот последний ритуальный обряд предстояло нашей роте. На свою беду (а может счастье?) я в тот день заступил дежурным по части. Часов в шесть вечера был зван к командиру. Шеф находился уже в отличном состоянии духа и распорядился быстренько спроворить четыре канистрочки.

В силу не истребленной еще гражданской интеллигентности я поинтересовался:

— Из залупы!- скаламбурил Командир.

Пошел исполнять. Как выяснилось позднее, Командир, изначально давший молчаливое согласие на испоганивание спирта на борту, ничего не ведал про более далекие шаги своего зама.

Комиссия убыла, я благополучно сдал наряд и часов в шесть вечера, дня следующего, добрался до общаги и лег спать. Разбудил меня помдеж прапорщик Карасик: « Вставай, паря! Командир к себе требует, ругается сильно! Видать, проблемы у тебя!» Над штабом полка стоял рев командира, сравнимый разве что с взлетом МИГа на форсаже. По мере приближения к штабу до меня стал доходить смысл происходящего — кто-то из членов комиссии добрался до дома и отведал наши дары…………………. А вот теперь спокойным и доходчивым языком объяснил нашему Командиру две простые вещи:

А. Что он, комполка, сильно неправ.

Б. Что они, комиссия, немедленно пересмотрят свои выводы.

Когда я предстал перед Командиром, то очень быстро оценил всю степень своей проблемы. От Командира шел такой мощный поток энергии, что им можно было заряжать аккумуляторы, а от взгляда — прикуривать. Командир начал с коротенького, минуты на четыре, вступления, где упомянул всех моих родственников, а кое с кем вступил в оральную половую связь, помянул мое излишнее образование и много чего другого. Когда очередь дошла до вопросов, мол как же это в ЗАК попал керосин, я был настолько деморализован, что лишь молча протянул Командиру Акт.

на этом сайте ограничение на 1000 знаков продолжение тут.

Ода спирту

Этиловый спирт и война — вещи практически неразделимые. Я вообще осмелюсь утверждать, что без этилового спирта воевать никак не можно, именно этому и посвящена эта статья. Ода этиловому спирту!

Многое дает и еще многое может дать этиловый спирт, если к нему найти правильный подход. Дело ведь не только в наркомовских 100 граммах, которые известны всем и каждому. Из этилового спирта получается целый список химических продуктов, часть из которых прямо, и другая часть косвенно связана с военным делом. К примеру, применение большинства типов взрывчатки, таких, как тротил или аммонал, невозможно или очень затруднительно без детонаторов — промежуточных зарядов мощной и достаточно чувствительной взрывчатки.

Один из типов такой взрывчатки, этиленгликольдинитрат (ЭГДН), может быть произведен из этилового спирта. Спирт превращается в этилен, этилен далее в окись этилена, которая гидратируется в этиленгликоль, который в свою очередь, подвергается нитрированию. ЭГДН может детонировать при очень маленьком диаметре заряда, всего 2 мм, что делает его очень важным для производства детонаторов к широкому списку боеприпасов. Другой тип взрывчатки для снаряжения детонаторов — пентаэритриттетранитрат (более известный как ТЭН), также требует применения одного из производных этилового спирта — ацетальдегида. Итак, два весьма распространенных типа взрывчатки для снаряжения детонаторов в своем производстве зависят от этилового спирта. Уже этого достаточно, чтобы объявить спирт “военно-значимым материалом”, ибо без детонаторов снаряды, мины и гранаты не взорвутся.

Но обо всем по порядку. Отвергнем завет Венички Ерофеева “и немедленно выпил” и посмотрим, что еще военно-значимого можно из этилового спирта произвести.

Химических продуктов, которые производятся из этилового спирта, а также с применением его самого или каких-либо производных от него веществ, довольно много. Продукты эти самые разнообразные, от горючих газов до резины и твердых пластмасс. Если сделать обзор цепочек превращения этилового спирта в различные продукты, то получится древо с несколькими основными ветвями.

Тут надо подчеркнуть, что речь идет о возможных и когда-либо применявшихся реакциях, но в современной промышленности далеко не все перечисляемые ниже продукты получаются непременно из этилового спирта. Он считается дорогим сырьем, и потому часто заменяется нефтью или природным газом. Однако, ввиду того, что нефти и газа в войне вполне можно лишиться, то имеет смысл рассматривать альтернативы, в том числе и варианты с использованием этилового спирта.

Я бы выделил четыре основные технологические ветки переработки этилового спирта в военно-значимые материалы.

Первая: непосредственная переработка этилового спирта. В этой веточке такие важные для военного хозяйства продукты: бутадиен, этилнитрат и диэтиловый эфир.

Бутадиен — важнейший полупродукт для получения синтетического каучука. Этот процесс был разработан в СССР С.В. Лебедевым в 1927 году в условиях, приближенных в военным, когда крупнейшие производители натурального каучука Великобритания и Франция резко сократили поставки этого важного сырья в Советский Союз. Это обстоятельство поставило вопрос о создании собственного производства резины ребром и Лебедев сумел эту проблему разрешить. Бутадиеновый каучук надолго стал основным видом синтетического каучука, применяемого для производства автомобильных шин, обуви, а также промышленных резино-технических изделий (вроде транспортерных лент) и изоляции кабелей.

Этилнитрат — жидкая взрывчатка, аналогичная нитроглицерину. Взрывается от удара, трения, огня, а также от контакта с щелочными металлами (например, металлическим натрием). В основном применялся в качестве нитрирующего агента, а также в качестве добавки к дизтопливу, но может применяться в качестве взрывчатки, особенно в смеси с аммиачной селитрой.

Диэтиловый эфир — получается очень просто, перегонкой смести этилового спирта и серной кислоты. Военно-значимое применение его в трех сферах: как средство наркоза в хирургии, как растворитель нитратов целлюлозы в производстве порохов, а также как компонент моторного топлива и средство для пуска бензинового двигателя (пусковая жидкость “Арктика” или ее современные аэрозольные аналоги).

Вторая: продукты переработки этилена, получаемого из этилового спирта. Получить этилен из спирта сравнительно нетрудно (но в современной промышленности этилен получают пиролизом нефти или природного газа), можно непосредственной дегидратацией на катализаторе, с получением воды и этилена, можно нагреванием смеси этилового спирта и концентрированной серной кислоты.

Этилен — в смеси с кислородом сам по себе применялся в качестве средства наркоза в медицине. Далее, полимеризация этилена дает столь распространенный и важный материал, как полиэтилен, имеющий очень широкое применение. Полиэтилен имеет и военное значение, в частности, как упаковочный материал для продовольствия и боеприпасов.

Хлорэтан — получается с участием соляной кислоты и применяется как средство наркоза в медицине. Также служит полупродуктом для получения этилбензола (также служит компонентом высокооктанового бензина), который перерабатывается в стирол.

Стирол — полимеризацией превращается в один из важнейших видов пластиков, в полистирол, а также применяется как компонент для производства напалма. Прекрасный, густой и липкий напалм можно получить как добавлением в бензин растворенного полистрола, так и стирола.

Напалм — хорошая штука

Также, поскольку иногда стирол полимеризуется со взрывом, вероятно возможно создать взрыво-зажигательный боеприпас на основе этого эффекта. Это было бы интересно с военно-хозяйственной точки зрения, поскольку в этом случае не используется ценная азотная кислота.

Кроме того, все эти вещества в газообразном состоянии создают взрывоопасные смеси с воздухом, что позволяет использовать их в боеприпасах объемного взрыва. К примеру, пары стирола создают взрывоопасную концентрацию при 1,1% к объему воздуха, и к тому же стирол весьма токсичен и вызывает сильное раздражение легких.

Третья: окись этилена, получаемая из этилена. Сама по себе окись этилена чрезвычайно горючая и взрывоопасная, особенно в смеси с воздухом, в силу чего использовалась в боеприпасах объемного взрыва. Сжиженной окисью этилена снаряжали авиационную бомбовую кассету CBU-55, с тремя бомбами BLU-73 по 32,6 кг окиси этилена в каждой. Такая бомба имела зону поражения с диаметром в 100 метров и уничтожала густую растительность на площадке диаметром в 30 метров. В СССР была аналогичная авиабомба, снаряженная окисью этилена — ОДАБ-500.

Акрилонитрил — с участием синильной кислоты из окиси этилена образуется полупродукт для получения полимера, применяемого в производстве синтетического каучука, а также для получения искусственного волокна — нитрона (он же акрил), широко используемого текстильного волокна. Кроме того, сам по себе акрилонитрил (он же цианистый винил) может быть использован в качестве зажигательно-отравляющего вещества: разлитая жидкость образует горючие и взрывоопасные пары. Пары акрилонитрила токсичны, имеют удушающее и раздражающее воздействие, а при сгорании он выделяет синильную кислоту.

В мае 2013 года в Бельгии, на железнодорожной станции недалеко от Гента, несколько вагонов с акрилонитрилом опрокинулись, загорелись и взорвались

Четвертая: этиленгликоль, получаемый гидратацией окиси этилена. Сам по себе он используется как компонент антифризов, тормозной жидкости, а также есть сведения об использовании его в качестве смазочного масла.

При нитровании этиленгликоль дает уже упомянутую выше взрывчатку ЭГДН. Она еще до Второй мировой войны стала более дешевым заменителем нитроглицерина (глицерин производят из животных жиров) в производстве динамита и нитроцеллюлозных порохов. Нитрование этиленгликоля производится так же, и на том же оборудовании, что и нитрование глицерина.

Есть и полимерная форма этиленгликоля — полиэтиленгликоль, вязкая жидкость, гель или твердое вещество. Используется очень широко в качестве компонента твердых ракетных топлив, смазочных материалов, парфюмерной продукции.

Различные сорта полиэтиленгликоля

Интересно также и то, что полиэтиленгликоль используется в качестве связующего материала при изготовлении твердых сплавов (карбида вольфрама, кобальта, титана, тантала), применяемых в металлорежущих инструментах и для изготовления сердечников бронебойных снарядов.

Также из этиленгликоля можно получить столь важный и распространный пластик как полиэтилентерефталат, более известный как ПЭТ, используемый для изготовления пластиковых бутылок, а также для получения полиэфирных волокон, доминирующих в современной текстильной промышленности.

Как видим, продуктов, которые можно получить из этилового спирта, очень много, и они покрывают почти весь спектр неметаллических военно-значимых материалов. Но этим значение этилового спирта не ограничивается.

Уже в своем исходном виде этиловый спирт имеет для военного хозяйства большое значение как моторное и ракетное топливо. В качестве моторного топлива может использоваться этанол в чистом виде (96%-ной крепости или абсолютный), так и в качестве присадки к бензину. Без модификации двигателя можно использовать присадки этилового спирта до 30% к объему топлива. Несмотря на то, что биоэтанол в качестве топлива стал модным сравнительно недавно, уже в 2000-е годы, тем не менее, до начала Второй мировой войны по этой дороге сходила Италия. Страна, практически лишенная запасов топлива (очень мало угля, очень мало нефти — годовая добыча около 4-5 тысяч тонн; Италия представляет собой один из наиболее ярких образчиков военной экономики, в которой почти отсутствовала нефть), вынуждена была искать замену. Наряду с другими вариантами, в ход пошел винный спирт, получаемый из винограда, который крестьян заставляли продавать государству.

В Германии этанол использовался в качестве ракетного топлива (B-Stoff — 75%-ный водный раствор этилового спирта) для баллистической ракеты Aggregat-4 (более известной, как V-2; однако так ее в немецких документах не называли).

В этом качестве этиловый спирт представляет собой важный заменитель нефтяного топлива, причем как моторного, так и реактивного. В условиях потери нефти переход на топливный этиловый спирт — самое разумное решение.

Лес — источник обороноспособности

Мой интерес к этиловому спирту как военно-значимому материалу вызван еще и тем, что его можно производить в больших количествах из древесины. Это далеко не единственный способ, для производства этилового спирта используется также зерно или картофель — пищевое сырье, этиловый спирт также получают из этилена, получаемого пиролизом нефти или природного газа. Но в военных условиях древесина — это самый доступный вид сырья.

В СССР, в частности, для военно-промышленных нужд была разработана и доведена до совершенства технология получается гидролизного спирта, в котором исходным сырьем выступали отходы древесины. Обычно это были обрезки роспуска бревен на пиломатериал, иногда дровяной лес. В принципе, годится любое растительное сырье с содержанием целлюлозы. На 10 литров спирта в гидролизном производстве расходовалось 56 кг сухой (или порядка 80-85 кг свежей) древесины, 4,5 кг серной кислоты, 4,3 кг негашеной извести, 3,6 кубометра воды и 4,18 квтч электроэнергии. Из тонны сухой древесной массы могло получиться 170 литров спирта, но некоторые заводы получали даже больше — 200-220 литров.

Читайте также:  Индекс свободных андрогенов у мужчин

Большинство советских гидролизных заводов ликвидировано. На фото руины Архангельского гидролизного завода, который был запущен в 1941 году

Как видим, технология гидролизного спирта весьма экономичная и эффективная, к тому же у нее есть ряд ценных побочных продуктов (таких как фурфурол, уксусная кислота, метиловый спирт, гипс, остатки древесины, пригодные на топливо или пиролиз, дрожжевой белок, пригодный на корм животным).

Запасы леса, а также вообще всякого вида деревьев, кустарников и многолетних трав с высоким содержанием целлюлозы (таких, как лен, конопля, борщевик Сосновского и другие), позволяют довольно быстро наладить производство этилового спирта, даже в том случае, если оно будет производиться полукустарными методами. К немаловажным достоинствам гидролизного производства спирта относится также возможность его рассредоточения по огромной территории, что сделает спиртовую промышленность малоуязвимой к ударам противника.

Описание продукции, которую можно получить из этилового спирта, необходимо для понимания важного военно-хозяйственного момента — лес почти полностью обеспечивает потребности в военно-значимых материалах. Из древесины можно получить целлюлозу для производства порохов, а спектр продукции из этилового спирта покрывает потребности во взрывчатке, моторном топливе, смазочных материалах, синтетическом каучуке, искусственных волокнах. То есть лес позволяет одеть, обуть, вооружить и оснастить армию, даже в том случае, если нефтегазовая промышленность полностью потеряна.

Ну и, конечно, водка. Трудно привести хотя бы одну войну, отгремевшую в ХХ веке, на которой бы противоборствующие войска совершенно обошлись бы без спиртного в том или ином его виде. Во Второй мировой войне дело доходило до массовой выдачи водки.

Скажем, в Красной Армии ежедневная выдача 100 граммов водки солдатам и офицерам действующей армии была официально введена с 1 сентября 1941 года. В это время армия в месяц потребляла от 43 до 46 цистерн водки (каждая по 25 кубометров, то есть 1075-1150 кубометров водки, то есть около 1,1 млн. литров). Однако с 15 мая 1942 года порядок выдачи изменился, водку стали выдавать только бойцам передовой линии, в подразделениях, ведущих наступательные операции. Выдача выросла до 200 граммов в день, но есть сведения, что было положено выдавать не всем, а только наиболее отличившимся. Остальным 100 граммов водки было положено только в праздники (10 государственных праздничных дней и день формирования части). С 25 ноября 1942 года 100 граммов водки стали выдавать снова всем бойцам передовой линии, а тыловым частям и раненым полагалось по 50 граммов в день. В силу того, что армия выросла в численности, потребление водки также увеличилось. Скажем, план снабжения Наркомата обороны на октябрь 1942 года предусматривал поставку 2,2 млн. литров водки. С 3 мая 1943 года снова было принято решение, что водка положена только солдатам и офицерам частей, ведущих наступление, остальным же водка снова полагалась только в праздники.

Выдача наркомовских 100 г

Немцы тоже не отставали в выпивке

К слову сказать, армия потребляла сравнительно немного водки и лишь небольшое количество производимого в стране спирта. В 1940 году в СССР производилось 85,7 млн. декалитров спирта-сырца (857 млн. литров), после потери части территории и производства, выпуск спирта в 1942 году сократился до 286 млн. литров, а к 1944 году упал до 112 млн. литров. Поскольку спирт-сырец имеет крепость, близкую к водочной, то армия в 1942 году выпила 0,7% всего производства спирта-сырца. Основная же часть произведенного спирта пошла на технологические нужды.

Употребление водки на фронте в целом, по оценке воевавших (причем как с советской, так и с немецкой стороны: в Вермахте тоже практиковалась выдача шнапса, причем наибольшая именно в 1941 году) имело негативные результаты. Выдача водки перед атакой неизменно вела к огромным потерям, в таких “пьяных” атаках часто гибли целые подразделения. Опытные фронтовики от водки обычно воздерживались; так было больше шансов выжить. Однако надо отметить, что столь массовая выдача водки имела свои веские причины, отчасти перевешивавшие негативные эффекты. Водка — наиболее массовый и доступный антидепрессант, повышающий устойчивость войск к стрессовым условиям войны.

Вот такая получилась ода спирту. Надеюсь, что после этого понятно, что воевать без этилового спирта никак не можно.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Про спирт в авиации

О, спирт! Ты одно из величайших изобретений человечества! Еще совсем недавно на одной шестой части суши ты двигал вперед науку, совершал чудеса на производстве и неуклонно крепил обороноспособность Родины. Человек, стоящий у спиртового источника, был чтим как народный артист и богат как крез. Потерять доступ к источнику спирта означало только одно — прозябание в безвестности.

Год 1985 для авиационного полка, дислоцированного в Западной Белоруссии, оказался весьма богат на разного рода знаменательные события. В середине года Михаил Сергеевич Горбачев начал непосильную борьбу с пьянством и алкоголизмом и в городе осталось два водочных магазина, почти одновременно с этим в части появился Я, в образе лейтенанта — двухгодичника.
Авиационные полки всегда выгодно выделялись из общей зеленой массы Советской Армии как отсутствием сапог в повседневной офицерской форме, так и весьма вольной трактовкой понятий о воинской дисциплине. Главнейшим же отличием было наличие огромного количества спирта, задействованного в повседневном жизненном цикле военного самолета.
Королями, безусловно, были истребительные полки, укомплектованные гениальным творением конструктора Микояна — МИГами-25. Народ нежно и искренне любил свою технику, а как поэтично называлась спирто-водяная смесь: МАСАНДРА! (в смысле того, что это аббревиатура — Микоян Авиацию Снабдил Алкоголем — Народ Доволен Работой Авиаконструктора). На эксплуатацию этих машин страна так щедро выделяла спирт, что его хватало сем! Не верьте рассказам про протирку контактов бензином и прочими малопригодными жидкостями! Все, что было связано с МИГом-25 и безопасностью полетов, протиралось исключительно спиртом. Спирта было так мого, что техники службы СД (ничего мерзкого — Самолеты и Двигатели) имели после каждой смены полетов, после отчисления полагающихся налогов и сборов, разумеется, до 50 литров чистого! Наиболее прижимистые технари
за полгода скапливали деньги на новые жигули, по рыночным ценам. И это при цене реализации товара всего 7-8 рублей за литр. Стимул был настолько мощен, что техники дрались за право выставить свой самолет на очередную смену полетов.

Доступность спиртового источника формировала в полку свою табель о рангах. Вне конкуренции были уже упомянутые СДэки, далее шли радисты, САУшники, оружейники, перепадало даже Парашютно-Спасательной службе. Уважали также службу ГСМ, не обошли вниманием так же Автомобильную и Электрогазовую Роту, где ваш покорный слуга обретался в качестве зампотеха. Мы получали литров 50 в месяц на протирку кислородных штуцеров, а кроме того, у нас в роте была самая любимая машина полка — ЗАК-2,5-375 (Заправщик Агрессивных Компонентов, на базе УрАЛа-375, емкость спиртового бака 2,5 м3).

Но наиболее значимым событием в жизни полка стало появление в части коня. Нет, не верно. На нашу общую беду в полк прислали Коня, Якова Константиновича, майора и краснодипломника Академии им. Жуковского. Прибыл он в октябре на должность Зам командира полка по Инженерно-Авиационной Службе. Между окончанием Академии и нашим полком Конь успел
пару месяцев послужить в каком-то штабе, но на это никто тогда не обратил внимания, тем более что аттестация у него была о-го-го какая. А зря!

Смутные сомнения в нормальности Коня появились тогда, когда он пригласил всю полковую элиту к себе в гости, дабы отметить свое вступление в должность. Каково же было удивление гостей, когда на столе вместо традиционных бутылок и салатов их поджидали легкие закуски, тортик и чай! С этого момента нового зам по ИАС никто иначе как КоньЯК и не звал.

Он рьяно взялся за наведение порядка в полку. Печально памятный приказ МО СССР № 0150 « О борьбе с пьянством и алкоголизмом в армии и на флоте» был его настольной книгой. Первой жертвой его нововведений пали элитарные СДэки. КоньЯК не зря был оличником учебы. Он абсолютно четко высчитал, что добавление 300-400 граммов керосина на сотню литров спирта не скажется на его технических качествах, но зато делает его абсолютно непригодным для человеческого употребления. Эта мерзкая смесь никак не выдавала присутствие керосина, но стоило принять ее вовнутрь, как у тебя начиналась жуткая керосиновая отрыжка и длилась она более суток.

Залитый в бортовые баки керосин мгновенно опустил СДков на самую последнюю строчку в полковом рейтинге престижа. Начался рост акций других, менее престижных служб. Даже парашютисты начали поднимать голову………… но не тут то было! Старательный КоньЯК шаг за шагом выбивал службы, находя для них индивидуально-безопасные пропорции керосина в спирту.

За два месяца в полку не осталось ни одной службы получавшей неокеросиненный спирт. Последним пал мой ЗАК, куда вредный КоньЯК, пользуясь моей неопытностью, собственноручно влил целых восемь литров керосина. Единственное, что я смог сделать в этой ситуации, так это составить акт « о вливании 10 литров топлива Т-6 в ЗАК». К моему удивлению, КоньЯК легко утвердил сей документ.
Лишенный столь мощного стимула к службе личный состав полка впал в тяжелейшую дипресию. На технику один за одним посыпались мелкие отказы и количество заявленных машин к полетам вскоре упало вдвое, у пилотов начались мигрени и резко подскочило число жалоб на расстройство желудка, командир полка было заподозрил диверсию в летной столовой, но после того как сам придумал пустячную отмазку от очередного вылета, простил. Дело в том, что по старинной народной традиции техник после приземления выкатывал пилоту солдатскую фляжку чистого спирта. А сейчас? Кому нужна-то эта вонючка?

Сильно пострадала и готовность автотехники. На складе запчастей как не было, так и нет, но моих посланцев с огромной человеческой радостью встречали в городской автоколонне, а добрые сельские жители ради поддержания боеспособности любимой армии жертвовали последним – снимали узлы и агрегаты с рабочих машин и тракторов. Но это было раньше, а сейчас простые рабочие люди неожиданно потеряли весь интерес к армии.

Но нет худа без добра. Показатели экономии спирта, во всесоюзном соцсоревновании частей ВВС и ПВО, резко пошли вверх! Если еще месяц назад полк с трудом натягивал нормативные 2%, то сейчас эта цифра приближалась к удивительной отметке 80%! Мгновенно наш полк выбился в лидеры! Окрыленный столь впечатляющим успехом Конь написал большую статью в журнал « Коммунист Вооруженных Сил», где рассказал широкому кругу армейской общественности о своей инженерной мысли, подвигнутой на поиск скрытых резервов жизненно важными решениями партии и правительства.
Дней за десять до Нового Года на полк обрушилась очередная Высокая Комиссия из штаба округа с Генералом во главе. Они смерчем пронеслись по подразделениям и службам полка, а в последний день закрылись у комполка в кабинете и совещались. Однако во второй половине дня в кабинет Командира смазливая буфетчица Ниночка начала затаскивать огромное количество закусок и горячих блюд — верный признак успешного завершения работы комиссии. Так же, исключительно по старой и доброй традиции, каждому проверяющему вручалась 20-ти литровая канистрочка со спиртом, так сказать «на дорожку».

Исполнять этот последний ритуальный обряд предстояло нашей роте. На свою беду (а может счастье?) я в тот день заступил дежурным по части. Часов в шесть вечера был зван к командиру. Шеф находился уже в отличном состоянии духа и распорядился быстренько спроворить четыре канистрочки.

В силу не истребленной еще гражданской интеллигентности я поинтересовался:
— Из ЗАКа, что ли?

Самое интересное в этой истории — это отсутствие пострадавших:
1. Я стал народным героем, ко мне прилипла и держалась до конца службы кличка «Ослобонитель» и ни один техник не мог отказать мне в просьбе: плеснуть спиртяшки!
2. Боеготовность полка резко возросла и техники снова стали драться за выпуск машины на полеты;
3. Разумеется, упали показатели экономии спирта, но задел двух месяцев правления КоньЯКа был настолько велик, что полк занял первое место в соревновании по итогам года. Командир получил благодарность Главкома.
4. А Конь? А что Конь, пока он пережил Новый Год и собирался в дальнюю дорогу, в свет вышел январский номер журнала «КВС» со статьей о передовом опыте, да еще с комментариями какого-то генерала от политработы. Эта статья, да еще и отличные характеристики с мест предыдущей службы не позволили командованию Дальневосточного округа отправлять такого ценного кадра в полк и ему нашли полковничью должность при штабе.
Спиртовед

Добавить комментарий