Мутация голоса это что и как проявляется мутация голоса у подростков мальчиков и девочек

«Особенности мутационного периода у подростков при обучении пению.»
статья по музыке (6, 7, 8, 9 класс) на тему

В данной статье автор делится опытом работы по формированию голосового аппарата у подростков в условиях кадетского корпуса.

Преподаватель музыки и искусства Омского

Мутация голоса

Почему у мальчиков ломается голос? Процесс мутации голоса у мальчиков запускается быстрым ростом тела, с которым связано увеличение гортани и длины голосовых связок на 6 – 10 мм. Щитовидный хрящ выступает вперед, образуя адамово яблоко.

Определить начало ломки голоса у мальчиков помогает знание основных симптомов и признаков:

  1. покраснение слизистой гортани,
  2. отек,
  3. несмыкание связок.

При ломке голос может срываться до хрипоты, а потом снова подниматься к высоким нотам. Сказать, что в это время совсем нельзя заниматься вокалом, было бы неправильно. Решение должен вынести врач. Нагрузка, если она возможна, должна быть ограниченной и под контролем педагога.

Петь лучше распевочные композиции, а не сольные. Рекомендуются дыхательные упражнения, разминка для лицевых мышц, упражнения на дикцию и артикуляционная гимнастика.

  • Cколько длится ломка голоса у мальчиков? Сроки формирования голоса разнятся от 1 до 3 лет.
  • Что делать если голос не ломается? Если стабилизация не наступает и после 5 лет, то необходима коррекция эндокринной системы и консультация эндокринолога.

Нельзя сказать точно, в каком возрасте завершится процесс мутации голоса у мальчика и во сколько лет. Закрепление мутационных изменений происходит постепенно. Несмотря на установившиеся тембр, силу голоса, иногда чувствуется напряжение в связках и переутомление в мышцах гортани. После занятий вокалом сохраняются катаральные явления на слизистой оболочке. В период нестабильности голос также нужно щадить.

Как происходит ломка голоса у мальчика?

Активно меняется гортань, а хрящ (щитовидный) не только увеличивается, но и меняет угол наклона. Голосовые связки утолщаются и крепнут. Воздух из легких, попадая в гортань, начинает резонировать по-другому – появляются глубокие и низкие звуки.

Голосовая система преображается постепенно. Поэтому мальчика могут напугать свисты и хрипы – результат формирования нового тембра.

Не стоит переживать по поводу ломки голоса. У многих она проходит очень быстро, несколько дней и ребенок полностью адаптируется к изменениям. Другой вариант – подросток не может сам справиться с таким явлением. Он стесняется разговаривать или просто не знает, как пользоваться новым голосом. В такой ситуации лучшим решением станет посещение фонопеда. Всего за пару сеансов специалист поможет мальчику поставить голос. А чтобы в учебном заведении не возникло никаких вопросов – приобретите справку о болезни вшколу.

1. Предмутационный период

Разлад вносит психотравма

Причиной разлада голоса бывает психотравма: смерть близкого; уход родителя из семьи, появление отчима или мачехи; даже провал на экзамене! Голос может «пропасть» из-за отчаяния по поводу занятий в хоре, когда ребенок не хочет петь. Последствия психо­травмы непреодолимы без психоневролога или психолога.

Охриплость и навязчивый кашель могут быть также вызваны изменениями в шейном отделе позвоночника. Тогда требуется помощь опытного мануального терапевта.

Мутации голоса у детей

Развитие детского голоса условно делится на 4 ПЕРИОДА: 1)дошкольный (до 6-7 лет); 2)домутационный (6-7 лет – 13 лет); 3)мутационный (13-15 лет); 4)послемутационный (15-17 лет). ДОШКОЛЬНЫЙ: фонация детьми данной возрастной группы осуществляется за счёт краевого натяжения голосовых складок в связи со слабостью гортанных мыщц. Диапозон звучания: 5-6 нот. ДОМУТАЦИОННЫЙ: параллельно с анатомическим ростом органов голосообразования заканчивается развитие рецепторного аппарата гортани и к 12 годам по месту расположения и морфологическому строению он соответствует рецепторному аппарату взрослого. Детский голос постепенно развивается, диапозон расширяется до 11-12 нот. МУТАЦИОННЫЙ: мутация голоса (лат. – изменение, перемена) наступает в результате изменений в голосовом аппарате и во всём организме под влиянием возрастной эндокринной перестройки, возникающей в период полового созревания. Время, в течение которого происходит переход детского голоса во взрослый называется МУТАЦИОННЫМ ПЕРИОДОМ. Явление это физиологическое и наблюдается в возрасте 13-15 лет. У мальчиков голосовой аппарат в это время растёт быстро и неравномерно, у девочек гортань развивается замедленно. В период полового созревания мальчиков и девочек гортани преобретают чёткие отличительные особенности. У девочек, как правило, голос меняется постепенно, теряя детские свойства. Это скорее эволюция голоса, а не мутация. Продолжительность мутации от одного – нескольких месяцев до 2-3 лет. В мутационный период детская гортань увеличивается в размере. У мальчиков начинает увеличиваться в саггитальном направлении щитовидный хрящ, образуя своим передним углом выпуклость на передней поверхности шеи – «адамово яблоко». Голосовые складки у мальчиков удлиняются на 6-10 мм (на 2/3 длины). При осмотре определяется гиперемия слизистой оболочки гортани, несмыкание голосовой щели. Голосовые складки у девочек удлиняются только на 3-5 мм. Смысл мутации заключается в том, что рост отдельных частей голосового аппарата подростка происходит неравномерно. А именно – голосовые складки увеличиваются в длину, в то время как их ширина остаётся прежней; надгортанник у юноши зачастую остаётся детским. Всё это приводит к тому, что голос мальчика срывается, становится жестким, низким, грубым, интонация — неуверенной. Наблюдается такое явление, как диплофония (би-тональность), т.е. быстрое чередование высокого и низкого тонов, отстающих друг от друга иногда на целую октаву. У мальчиков появляется напряжённое дыхание вследствие неполного смыкания голосовых складок. У девочек тембр, сила и характер голоса тоже меняются, но без резких изменений. Перемена выражается в быстрой утомляемости голоса. Голос приобретает грудное звучание, становится более сильным. У мальчиков мутация может протекать медленно, тогда голосовая функция меняется постепенно. При остром течении мутации голос мальчиков понижается на октаву, появляется охриплость, звуки басового тембра внезапно соскальзывают на фальцет. Происходит «ломка» голоса. Иногда подростки даже стесняются пользоваться голосом. Весь период мутации делят на 3 СТАДИИ: 1)Начальная: характеризуется небольшой гиперемией (покраснением) голосовых складок. 2)Основная (пиковая): характеризуется гиперемией слизистой оболочки всей гортани, иногда появляется несмыкание задних третей голосовых складок по типу равностороннего треугольника («мутационный треугольник»). Отмечаются как синхронные, так и асинхронные колебания голосовых складок, что свидетельствует о нарушении координации функций наружных и внутренних мышц гортани, дыхания и голосообразования. В этой стадии голос страдает более всего. 3)Конечная: закрепляет механизм голосообразования взрослого человека. ПОСЛЕМУТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД: свойственна лёгкая ранимость неокрепшего голосового аппарата, быстро наступает голосовое утомление. В этот период, который продолжается несколько месяцев, расширяется диапозон и определяется индивидуальный тембр, высота, сила голоса. Голосовой режим во время мутации голоса назначается индивидуально в зависимости от остроты протекания процесса. Полное молчание может быть рекомендовано в редких случаях только при сильном отёке слизистой оболочки гортани. В период мутации необходимо щадить голосовой аппарат подростка. Речевая нагрузка должна быть умеренной, нельзя перенапрягаться, форсировать голосом. Обязательно исключить раздражающие факторы (алкоголь, курение, острая пища…). Избегать переохлаждений.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 1617 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 1617 ; Нарушение авторских прав?

У девочек

Женская гортань растет более плавно и подростковом возрасте увеличивается вдвое. Поэтому мутация голоса у девочек проходит легче. У них удлиняются голосовые складки и растут щитовидный, черпаловидный и перстневидный хрящи. При этом хрящевая ткань костенеет, увеличивается в размерах язык.

На фоне этих изменений происходит мутация голоса у девушек от дисканта до сопрано, меццо-сопрано или контральто. При этом тембр обогащается, становится глубже, «бархатистее». Когда происходит ломка голоса у девушек, симптомы обычно не так ярко выражены, как у юношей. Но во время менструации они могут активизироваться. Поэтому желательно не заниматься вокалом в первые дни цикла.

На фоне этих процессов происходит мутация голоса у парней. Их дискант постепенно трансформируется в тенор, баритон и даже бас. То, каким будет голос на выходе, зависит от индивидуальных особенностей и генетических предрасположенностей. Высота голоса определяется длиной голосовых связок. Когда они вырастают до 18-22 мм, происходит ломка голоса у мальчиков от дисканта до тенора. Если они удлиняются до 22-24 см, то это баритон, а более 24 мм – бас.

6. Характеристика мутационных изменений голоса.

К функциональным нарушениям голоса относится патологическая мутация голоса. Данное голосовое расстройство можно классифицировать как пограничное между органическими и функциональными нарушениями.

Мутация — это физиологическое изменение голоса во время перехода к зрелому возрасту, сопровождающееся рядом патологических явлений в голосе и в голосовом аппарате.

Вопрос о том, сопровождается ли период мутации переломом голоса или его постепенным изменением, решается исследователями в пользу последнего. Указывается, что только меньшинство юношей страдает от перелома голоса, для большинства же этот процесс протекает почти незаметно.

Мутация голоса связана с быстрым ростом гортани. Голосовые складки у мальчиков удлиняются на 6-10 мм, т.е. на 2/3 длины. При ларингоскопии обнаруживается гиперемия слизистой оболочки гортани, отсутствие замыкания голосовой щели. У девочек голосовые складки удлиняются только на 3-5 мм.

Суть мутации заключается в том, что рост отдельных частей голосового аппарата подростка происходит дисгармонично. Например, голосовые складки увеличиваются в длину, а ширина их остается прежней, резонаторные полости отстают от роста гортани, а надгортанник часто и у юноши остается детским. Вследствие этого нарушается координация в совместной работе дыхания и гортани. Все эти причины приводят к тому, что голос у мальчика срывается, становится жестким, низким, грубым, интонация — неуверенной. Наблюдается диплофония (би-тональность), т.е. быстрое чередование высокого и низкого тонов, отстающих друг от друга иногда на целую октаву, при этом вибрируют и истинные, и ложные голосовые складки.

У мальчиков подчас возникает напряженное дыхание, так как смыкание голосовых складок неполное и для произведения звука полной силы выдыхательные мышцы должны усиленно, форсированно работать.

У девочек тембр, сила и характер голоса тоже меняются, но без резких изменений. Перемена выражается в быстрой утомляемости голоса, диапазон больших изменений не претерпевает. Голос приобретает грудное звучание, становится более сильным.

Нормально протекающая мутация может проявляться в нескольких формах.

Так, нередко голос меняется очень медленно, незаметно как для самих детей, так и для окружающих; изредка лишь наблюдается небольшая хрипота и быстрая утомляемость голоса. В других случаях (что встречается чаще) голос у мальчика во время речи или пения начинает срываться, появляются низкие ноты басового тембра. Такое «соскакивание» звуков сначала возникает все чаще и чаще, затем проявляется реже, и, наконец, детский тембр заменяется мужским.

Встречается и такая форма мутации, когда тонкий мальчишеский голос внезапно принимает огрубелый характер, появляется хрипота, иногда полная афония. Когда охриплость исчезает, у юноши устанавливается вполне сформированный мужской голос.

Недоразвитие половой сферы подростка, острый или хронический ларингит, различные инфекционные заболевания, перенапряжение голосового аппарата при громком пении не в своем голосовом диапазоне, некоторые внешние вредные факторы (пыль, дым) могут осложнить течение мутации, придать ей патологический, длительный характер и привести к стойкому нарушению голоса.

Наиболее часто встречается персистирующий (т.е. упорно держащийся) фальцетный голос, который возникает при судорожно поднятой гортани и значительном натяжении голосовых складок во время фонации. Это голос высокий, слабый, писклявый, неприятный на слух.

В других случаях нарушение голоса проявляется в затянувшейся мутации. При этом голос на протяжении нескольких лет не переходит в нормальный мужской голос: он продолжает оставаться детским (фальцетным), или фальцетные звуки прорываются на фоне преобладающего мужского звучания.

У мальчиков встречается иногда преждевременная мутация (в 11-12 лет), когда голос раньше времени становится низким, грубым. Причина этого явления — преждевременное наступление половой зрелости и длительная, чрезмерно напряженная работа голосового аппарата (при крике, форсированном пении, пении в высокой тесситуре).

У девочек изредка наблюдается извращенная мутация, когда голос значительно понижается, лишается своей мелодичности и музыкальности.

Перегрузка голосового аппарата при несоблюдении ох­ранительного режима в период мутации может привести к нарушению функции внутренних мышц гортани в виде гипо- и гипертонуса.

Возрастные изменения голоса: происходят, как правило, в 12-15 лет. Возрастная мутацияобусловлена изменениями гортани (увеличивается в размере у мужчин в 1,5-2 раза, у женщин на 1/3). Голосовые складки увеличиваются в размере по всем параметрам (длина, ширина, толщина), начинают колебаться всей массой. Увеличивается корень языка. Голос не успевает приспособиться к быстрым анатомическим изменениям и звучит неустойчиво. Голос мальчиков понижается на октаву, у девочек – на 1-2 тона. Причинами изменения голоса в период мутации являются нарушения координации функций наружных и внутренних мышц гортани и отсутствие согласованности между дыханием и фонацией.

Можно выделить три периода мутации:

Мутация продолжается от 1 месяца до 2-3 лет.

Мутационные расстройства:

затянувшаяся мутация– смена голоса происходит на протяжении многих лет, сохраняется фальцет. Причина: нарушение координации работы голосовых складок и мышц гортани.

замаскированные расстройства– в мутационном периоде характеризуются тем, что видимых признаков мутации в голосе еще нет, но часто возникают труднообъяснимые приступы кашля. Часто встречаются у мальчиков, поющих в хоре).

преждевременная мутация– чаще у мальчиков, 10-11 лет появляется грубое звучание голоса, неестественное для детей данного возраста. Может быть обусловлено преждевременным наступлением половой зрелости или чрезмерной работой голосового аппарата (например, форсированное пение)

запоздалая мутация– происходящая после наступления половой зрелости.

поздняя мутация– голос длительно сохраняет детское звучание даже при нормальном строении гортани. Может быть связана с нарушениями функций щитовидной железы, надпочечников, половых желез.

вторичная мутация – наступает внезапно, в зрелом возрасте. Причины: нарушение работы желез внутренней секреции, перенапряжение голоса, курение и т. п.

Во время мутации голоса у подростков необходимо соблюдать правила гигиены и охраны голоса.

Можно выделить три периода мутации:

МУТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД У ПОДРОСТКОВ И ОХРАНА ГОЛОСА ВО ВРЕМЯ МУТАЦИИ

    Егор Гридин 3 лет назад Просмотров:

1 МУТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД У ПОДРОСТКОВ И ОХРАНА ГОЛОСА ВО ВРЕМЯ МУТАЦИИ Мутационный период у подростков. В мутационном периоде условно различают три стадии: 1. начальную; 2. собственно мутационную; 3. стадию завершения мутации. Они характеризуются определенными признаками. Все признаки мутации выявляются: по изменениям в звучании голоса; по субъективным ощущениям поющих детей; при помощи врачебного осмотра гортани (ларингоскопии). Сопоставление данных, полученных тремя указанными способами, дает возможность судить о стадии, особенностях и характере протекания мутации. Даже небольшое перенапряжение голосового аппарата в этот период может привести к тяжелым, иногда необратимым, изменениям голосовых складок. Учитывая голосовые изменения голосового аппарата в детском возрасте, легкую его ранимость, физиологические колебания высоты и тембра голоса, петь в этом периоде в большинстве случаев можно, но только при строгом соблюдении предохранительных мер и постоянном контроле опытного педагога-вокалиста и фониатра. Начальная стадия мутации начинается с потери верхних крайних нот. У мальчиков намечаются отдельные новые низкие ноты в малой октаве. Появляется неловкость и покашливание, охриплость и сипота при пении. Портится тембр, возникают тусклые ноты, голос грубеет, постепенно теряет легкость и звонкость. Интонация становится неустойчивой. Повышается голосовая утомляемость. При врачебном осмотре отмечается легкое воспаление в виде покраснения слизистой оболочки гортани и небольшого количества слизи на голосовых складках, вялость их смыкания. Изменения в голосовом аппарате у мальчиков в период мутации сопровождаются понижением диапазона голоса почти на октаву с изменением тембра. Характерно то, что у многих мальчиков дискант переходит в бас, а альт – в баритон или тенор. Функциональные изменения могут сопровождаться воспалительным процессом. В средней мутационной стадии все явления прогрессируют. Усилившаяся охриплость и сипота, болезненные ощущения не только затрудняют пение, но и делают его в некоторых случаях невозможным. Значительно укорачивается

2 диапазон детского голоса. У мальчиков он может сокращаться до нескольких нот. Резко падает сила звука. Значительное укорочение диапазона и резкое падение силы звука являются самыми характерными признаками этого периода. Мутанты обычно поют очень тихо и осторожно, боязливо, невольно щадя свой голосовой аппарат, быстро утомляются. Голоса мальчиков ломаются. Они могут петь двумя голосами: детским и более низким, более близким по звучанию к мужскому голосу, делая резкие переходы от одного к другому. При этом голос срывается или, как говорят, «петушит». Срыв голоса в разговорной речи у мальчиков бывает еще до мутации, так как разговорный голос переходит во взрослый раньше. Голоса девочек становятся грубыми, обретают различные «трескучие» призвуки, отмечается резкая стертость тембра и падение силы звука (беззвучие) на среднем участке диапазона (ми 1 си 1 ; фа 1 до 2 ). В этой стадии при ларингоскопии можно видеть значительные изменения в гортани: сильное покраснение слизистой оболочки гортани и голосовых складок, отечность в области черпаловидных хрящей (задняя стенка гортани), воспаление голосовых складок. Последние оказываются розовыми, покрытыми обильной слизью, иногда отечными, в состоянии несмыкания, особенно в заднем отделе, где видна треугольная щель. В этот период отмечается скачок в росте гортани и голосовых складок. Но резонаторные полости заметно отстают от них. Формирование резонаторных полостей заканчивается позже мутации. Для третьей, завершающей стадии, характерно постепенное увеличение диапазона и силы певческого голоса, его тембровое обогащение. Болезненные ощущения при пении понемногу исчезают, идет на убыль сипота и хрипота. Мальчики привыкают пользоваться новыми низкими нотами, целиком переходят на пение в тесситуре, свойственной мужскому голосу. Тесситурой принято называть соотношение верхних и нижних нот в пределах диапазона мелодии. Если преобладают высокие тоны, то говорят о высокой тесситуре, если низкие, то о низкой. Диапазон голоса у ниx расширяется до октавы (ре м ре 1 ), иногда и больше. В начале завершающей стадии мутации голоса мальчиков могут быть еще слабыми по силе и неопределенными по тембру. Бывает трудно отличить баритон от тенора. Стадии мутации у девочек обычно выражены неярко. Их голоса крепнут и обогащаются тембровыми красками быстрее, чем у мальчиков, и потому тип и характер голоса выявляются раньше, хотя голоса еще и не имеют полного диапазона. Мутация в среднем длится около полутора-двух лет. Продолжительность мутации подвержена значительным индивидуальным колебаниям, от нескольких месяцев до нескольких лет.

3 Длительность и степень выявленности отдельных стадий мутации также имеют широкие индивидуальные пределы. Охрана голоса в мутационный период. Важным является вопрос о том, можно ли мальчикам заниматься пением во время мутации. Некоторые авторы предполагают, что пение в мутационный период способствует более гармоничному развитию голосового аппарата и более быстрому и равномерному течению мутации и даже укреплению всего организма. Однако наблюдения не дают оснований для подобного оптимизма. Е.М.Малинина рекомендуют индивидуальный подход к певцу в мутационном периоде. Педагогическая практика показала, что детям в период мутации петь можно и даже полезно, так как помимо общего музыкального роста пение в этот период способствует развитию голосового аппарата и более быстрому формированию взрослого голоса. Но для поющих мутантов устанавливается строгий щадящий режим: они могут петь только в ограниченном диапазоне, не требующем никакого напряжения со стороны голосового аппарата, умеренной силой звука, без намека на малейшую форсировку, а в отдельных случаях силой звука ниже оптимальной, т. е. возможной средней силы; их пение ограничивается по времени; они должны часто отдыхать (через 3-5 мин), почти столько же, сколько пели. Делать перерыв в занятиях следует только в случаях острых явлений в средней стадии мутации, когда пение из-за болезненных ощущений, сильного сипа, хрипоты и воспалительных изменений в гортани необходимо прекратить. Прекращают занятия и девочки на 1-2 месяца после появления первых менструаций. Из всех стадий мутации наиболее продолжительна третья завершающая стадия. В этой стадии происходит становление взрослого голоса, его формирование на новой физиологической основе. Роль педагога по вокалу в этот период особенно значительна. Обычно подростки (особенно мальчики, а также девочки, у которых формируется низкий голос) при появлении первых единичных нот с грудным звучанием стараются искусственно сгущать тембр и распространять это звучание на весь свой диапазон, т. е. поют еще несвойственным им звуком, что ведет к перенапряжению голосовых мышц. Наряду с большими голосовыми нагрузками следует избегать насильственного расширения диапазона голоса, особенно с малой тесситурой, что так же приводит к нарушению деятельности голосового аппарата, выражающемуся в отсутствии координации отдельных его элементов и чрезмерном напряжении мышц.

4 Мальчики, у которых началась мутация, должны петь в характере и диапазоне детских голосов до тех пор, пока пение новым способом для них не станет естественным. Насколько естественным для подростка стал новый способ голосообразования, определяет опытное ухо учителя. Мальчика можно переводить в тесситуру мужского звучания только тогда, когда его голос заполнит малую октаву и обретет ровность и устойчивость звучания в диапазоне ре м ре 1. Пение в характере и диапазоне детских голосов в разгар мутации исключает резкий переход недостаточно развитого голосового аппарата к грудному регистру, дает возможность при новом способе голосообразования сохранить ноты в пределах первой октавы. Благодаря этому после мутации голос обретает полный певческий диапазон, что особенно важно для высоких мужских голосов (теноров). Такая манера пения, тесно связанная с применением микстового регистра, позволяет использовать голосовой аппарат в период мутации с наименьшим напряжением и способствует более быстрому и легкому приспособлению голосовых органов к новым условиям голосообразования. При работе с мутантами следует избегать двух крайностей: нельзя форсировать формирование взрослого голоса, так же как нельзя и искусственно задерживать период пения детским голосом. Как одна, так и другая крайность может нанести существенный вред голосовому аппарату. Поэтому наблюдение за мутантами и воспитание их голоса в завершающей стадии мутации является весьма ответственным моментом в работе педагога по вокалу. Быстрее, наименее заметно и наименее болезненно вторая стадия мутации проходит у подростков, певших в домутационные годы и имеющих правильные вокальные навыки. Наиболее важным в этом отношении оказалось умение петь легким светлым звуком, максимально использовать головной резонатор. У «крикунов» мутация наступает раньше, выражена более резко и длится дольше. В развитии певческих голосов ясно выражены три периода: 1. домутационный: до 9-10 лет период фальцетного звукообразования (1-ые 3-тьи классы); с 9-10 лет до мутации период наиболее полного выявления всех возможностей детских голосов: тембра, силы, типа голоса (3-тьи 5-тые классы); 2. период мутации (6-ые 8-ые классы). 3. период возмужания взрослого голоса (9-ые 10-ые классы). Это период послемутационный, в котором еще могут сохраняться остаточные явления мутации (неполный диапазон, фальцетное звучание головного регистра у

5 девушек, недостаточно сформированные верхние или нижние ноты, неровность звучания на протяжении всего голоса и т. д.). Мутация иногда может протекать неправильно. Часто занятия вокалом приходится прекратить до полного становления взрослого голоса. Существуют следующие аномалии мутации: Затянувшаяся мутация, протекающая на протяжении многих лет (3-7). Упорно держащийся фальцет (“евнухоидный” голос), вызванный нарушением координации в работе голосовых и перстне-щитовидных мышц гортани, с превалированием последних. Голос писклявый, высокий. Такая форма требует лечения нарушений функций эндокринной системы. Преждевременная мутация, при которой в лет появляется грубое звучание голоса (зависит от раннего полового созревания). Запоздалая мутация, когда половое созревание закончилось к годам, а мутация начинается спустя 1-2 года. Вторичная мутация, характеризующаяся появлением мутационных изменений в голосовом аппарате человека в зрелом возрасте. Отсутствие в организме гормонов половых желез является причиной задержки роста гортани и нарушения нормального развития голоса. Голоса юношей и девушек, пройдя перелом, продолжают еще формироваться; наряду с общим возмужанием организма, идет дальнейшее развитие взрослого голоса.

3 Длительность и степень выявленности отдельных стадий мутации также имеют широкие индивидуальные пределы. Охрана голоса в мутационный период. Важным является вопрос о том, можно ли мальчикам заниматься пением во время мутации. Некоторые авторы предполагают, что пение в мутационный период способствует более гармоничному развитию голосового аппарата и более быстрому и равномерному течению мутации и даже укреплению всего организма. Однако наблюдения не дают оснований для подобного оптимизма. Е.М.Малинина рекомендуют индивидуальный подход к певцу в мутационном периоде. Педагогическая практика показала, что детям в период мутации петь можно и даже полезно, так как помимо общего музыкального роста пение в этот период способствует развитию голосового аппарата и более быстрому формированию взрослого голоса. Но для поющих мутантов устанавливается строгий щадящий режим: они могут петь только в ограниченном диапазоне, не требующем никакого напряжения со стороны голосового аппарата, умеренной силой звука, без намека на малейшую форсировку, а в отдельных случаях силой звука ниже оптимальной, т. е. возможной средней силы; их пение ограничивается по времени; они должны часто отдыхать (через 3-5 мин), почти столько же, сколько пели. Делать перерыв в занятиях следует только в случаях острых явлений в средней стадии мутации, когда пение из-за болезненных ощущений, сильного сипа, хрипоты и воспалительных изменений в гортани необходимо прекратить. Прекращают занятия и девочки на 1-2 месяца после появления первых менструаций. Из всех стадий мутации наиболее продолжительна третья завершающая стадия. В этой стадии происходит становление взрослого голоса, его формирование на новой физиологической основе. Роль педагога по вокалу в этот период особенно значительна. Обычно подростки (особенно мальчики, а также девочки, у которых формируется низкий голос) при появлении первых единичных нот с грудным звучанием стараются искусственно сгущать тембр и распространять это звучание на весь свой диапазон, т. е. поют еще несвойственным им звуком, что ведет к перенапряжению голосовых мышц. Наряду с большими голосовыми нагрузками следует избегать насильственного расширения диапазона голоса, особенно с малой тесситурой, что так же приводит к нарушению деятельности голосового аппарата, выражающемуся в отсутствии координации отдельных его элементов и чрезмерном напряжении мышц.

«Гигиена и охрана голосового аппарата подростков в период мутации»

Детский голос – это сложное понятие. Вообще голос – это уникальное явление, это особое эмоциональное понятие, это чувства, это особая интонация. Особая роль принадлежит пению, оказывающему могущественное эмоциональное влияние на слушателей и на самого поющего. Никакой музыкальный инструмент не может соперничать с голосом – этим замечательным даром природы, который с детства нужно беречь и соответственным образом воспитывать.

Все живое в природе общается с помощью звуков, а значит связок. Связки (это две маленькие складки) начинают работать с первым криком ребенка. Постепенно с возрастом возрастает их активность. Связки новорожденного и трехлетнего ребенка одинаковы. С девятилетнего возраста они только начинают крепнуть. Но дети начинают петь в детских садах и поют много. В основном, они начинают петь подражая взрослым. Мария Калласс, Тоти даль Монте рано начали петь и это хорошо. Только ни в коем случае нельзя утомлять голос. Если ребенок здоров, то петь надо обязательно. У маленьких детей (с 7 лет) верхний регистр имеет тембр свистковой флейты. Есть очень одаренные дети – обладатели врожденного музыкального слуха и певческого голоса, имеющие абсолютную память, природную способность интонирования.

Эстрада привлекает ярким пением в микрофон, яркостью костюмов, аранжировками, сценическим движением. Она дает раскрепощение. Тут важно следить, что бы дети не копировали плохих певцов, а старались найти свою манеру исполнения. Необходимо укреплять веру детей в себя, в свои возможности. Очень важна естественность звучания детского голоса. Не надо акцентировать внимание ребенка на работе гортани, дыхания. Но ухо педагога все должно держать под контролем, слышать и знать, как помочь певцу. Нельзя давать большую нагрузку голосу. От этого связки утомляются, что грозит не смыканием и даже узлами на связках. Нельзя громко петь, громко разговаривать, кричать. Разрешается петь только в тесситуре, соответствующей данному возрасту. За связками необходимо следить, они замене не подлежат! У детей до 10 лет головной резонатор не развит и бывает поверхностное дыхание. После 10 лет развивается грудной резонатор. К 12- 16 годам развивается микстовый (смешанный) регистр с грудью. Это и есть мутационный период. Если в голосе появилась хрипота, необходимо быть внимательней, возможно у ученика началась мутация.

Девочки в 11-14 лет опережают физиологическое развитие мальчиков. Мутация проходит у девочек в целом легче, чего не скажешь о мальчиках. У них мутация проходит сложнее. Но бывает, когда в 11-12 лет голос звучит как у взрослого. У мальчиков мутация происходит остро. Меняется резко голос, появляется хрип и сип. После мутации у мальчиков голос может стать любой и никто не знает, какой будет и почему. Тембральная окраска голоса может не сохраниться. В 60-е годы в СССР невероятной популярностью пользовались музыкальные школы и уроки вокала. Причиной тому был необыкновенный успех тринадцатилетнего «итальянского соловья» Робертино Лоретти. Его голос покорил весь мир. Песни «Ямайка», «Вернись в Соренто», «Санта Лючия», «O Sole mio» стали абсолютными хитами. Но в 16 лет после сильной простуды ангельский голос начал мутировать. Оставалась надежда, что после мутации Робертино будет лирическим тенором, но голос приближался по звучанию к баритону и не имел коммерческого успеха. Лоретти возвратился на эстраду лишь в начале 80-х и до настоящего времени продолжает выступать по всему миру и записывать пластинки. Но прежняя слава к нему так и не вернулась.

У девочек голос меняется мало, почти всегда остается таким же, каким и был. Нельзя нарушать природу, надо правильно определить голос. До мутации заниматься осторожно. После мутации такие певцы быстрее восстанавливаются, т.к. срабатывает «мышечная память», т.е. рефлекс. При мутации рекомендуется не петь высоко, а использовать более низкую тесситуру. Развитие голоса происходит постепенно, поэтому не нужно ускорять процесс формирования голоса у мальчиков. Возрастная мутация неизбежна. Дети проходят её безболезненно, если в этот период своей жизни они находятся под контролем опытных специалистов. Изменения тембра голоса в период полового созревания могут быть обусловлены неравномерным ростом костей и мышц гортани в переднезаднем направлении, нарушением координации функций наружных и внутренних мышц гортани, а также отсутствием согласования между фонационным дыханием и звучанием. Бывает также мутация патологическая, поэтому в случае изменения тембра голоса в подростковом периоде всегда нужно обращаться к фониатру. Возможно, потребуется и консультация врача-эндокринолога.

Физиологические периоды мутации:

· домутационный,

Разрывать эти периоды нефизиологично. Каждый из периодов имеет свои особенности. Так, в домутационный период у мальчиков улучшается голос, происходит ложный период расцвета, увеличивается диапазон, сила голоса, появляется сочный сильный тембр. У девочек эти явления чаще всего сглажены. В постмутационный период становится легче петь, но гормональный процесс ещё не закончен. По этой причине важно соблюдение щадящего голосового режима, «экономное» пользование голосом, а при выраженных голосовых изменениях требуется освобождение от уроков сольфеджио.

В период мутации не допускается громкое форсированное пение, запрещается исполнение произведений из репертуара взрослых певцов, особенно подражание взрослому голосу, также нельзя петь при явных изменениях голоса. В домутационный период можно принимать участие в детском эстрадном коллективе или в хоре. В постмутационный период юноши могут петь в хоре только спокойные, певучие произведения без удержания во времени крайних нот и длинных фраз.

В собственно мутационный период, при невыраженных изменениях голоса, индивидуальные занятия вокалом возможны только под контролем опытного педагога, а вот пение в хоре в этот период категорически запрещено. Петь разрешается в незавышенной удобной тесситуре на звуках, которые фонируются без напряжения, короткими фразами, с вибрато в соответствии с природой детского голоса.

У детей с лабильной психикой, впечатлительных и чувствительных, склонных к конкурентности, необходимо учитывать этот фактор особенно при отборе на вокальные конкурсы.

• Мутация у мальчиков наступает в возрасте 14 – 15 лет, у девочек — в 13 – 14 лет.

• В норме голос мальчика в период мутации понижается на октаву, а у девочки – на 4 – 5 тонов.

• Среднестатистическая физиологическая мутация длится один год.

Продолжительность вокального занятия в мутацию ограничена 40 минутами с отдыхом и паузами. Участие в детских вокальных конкурсах во все периоды мутации категорически запрещено.

Существует даже целая наука – гигиена голоса – эта группа мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний голосового аппарата. Рекомендуется в период мутации:

1. Правильное выстраивание занятия по вокалу, чередование периодов нагрузки и отдыха.

2. Правильная техника вокала: своевременное переключение регистров при пении; избегать использования низкоэнергетического фальцетного режима; достижение техники нижнереберно- диафрагмального дыхания; выключение из голосообразования вспомогательных мышц шеи и грудной клетки.

З. Избегать форсированного звука, твердой атаки звука, резкого форте, визга, крика.

4. Пение во время мутации только с опытным педагогом, активные занятия спортом, закаливание.

6. Точное определение типа голоса, пение произведений характерных для данного типа.

7. Запрещение выступлений вокальных коллективов и солистов на открытом воздухе при температуре ниже + 15 град. С, пение в условиях шума движения городского транспорта.

8. Избегать длительной, монотонной речи, ведущей к накоплению напряжения, шепотной речи.

9. Отказ от курения, алкоголя.

10. Исключение по возможности побочных шумов в аудитории при речевых нагрузках.

11. Своевременное лечение ОРЗ, трахеитов.

12. Работа в чистых помещениях, с достаточной влажностью.

13. Избегать резких температурных перепадов, употребления холодных напитков при перегревании.

15. Правильная работа с микрофонами.

16. Общеукрепляющие, закаливающие процедуры.

17. Своевременное лечение ЛОР-органов и других органов и систем.

Надо не допускать дефектного и слишком длительного пения, после которого голос «садится», то есть устает, тускнеет, теряет звонкость, хрипнет. Это происходит в результате форсировки голоса, перенапряжения гортани, утрировки грудного тембра на высоких звуках, пения в неудобной тесситуре.

Изменения голосового аппарата – естественная реакция на перестройку всего организма в процессе взросления. В это время голос особенно уязвим, поэтому важно понять и уяснить необходимость бережного отношения к нему. Общаясь друг с другом в школе и на улице на повышенных тонах, часто срываясь на крики визг, дети безжалостно напрягают свои голоса. Это ведет к повреждению связок, появлению на них мозолистых наростов – «узелков крикунов», – а нередко заканчивается кровоизлиянием в голосовую складку, после чего школьник не может произнести ни звука.

Проблемы с голосом возникают и вследствие перенапряжения нервной системы. У детей, испытавших сильный стресс, возможен даже паралич голосовых связок.

В любом случае проблемы, возникшие с голосом, нельзя оставлять без внимания, а при их частом возникновении заниматься самолечением. Необходимо комплексное обследование не только у отоларинголога, но и у фониатра, невропатолога и логопеда.

Профилактика заболеваний голоса заключается в соблюдении простых правил:

1. Летом не увлекаться холодными напитками, зимой прикрывать шею, не ходить нараспашку.

2. При появлении малейшего дискомфорта дать голосу передышку – помолчать. Если говорить все же необходимо, лучше делать это тихим голосом.

3. Важно воздерживаться от речевой нагрузки, и тем более от пения, во время гриппа, ларингита и других респираторных заболеваний.

4. Не стоит увлекаться караоке. В подростковом возрасте слепое подражание чужой манере пения с хрипотцой или надрывом может надолго лишить начинающего певца собственного голоса.

5. Ни в коем случае нельзя курить. Голосовые связки одними из первых принимают на себя никотиновый удар. Дым, вдыхаемый при курении, имеет очень высокую температуру. Он обжигает слизистую оболочку гортани, дыхательные пути, и, конечно же, голосовые связки. Отечность, утолщение, узлы – далеко не полный перечень патологических изменений голосовых связок курильщика.

Самый главный вывод из всего сказанного: нужно беречь голос во время мутации!

Педагог должен очень бережно работать с детскими голосами : слушать, наблюдать, анализировать, фиксировать. Что касается детей, то кроме голоса необходимо обращать внимание ребенка на то состояние, когда он поет, что он переживает в процессе исполнения песни. Главное в исполнении – глубина, содержание. Очень важно для педагога пройти весь путь обучения в классе эстрадного вокала в правильном общении с ним. Ведь основой пения является внутреннее состояние психологического равновесия, состояние удовлетворенности, радости, душевного комфорта.

1. Л.Дмитриев “Основы вокальной методики”. Из-во “Музыка”, М.1968.

2. А.М.Егоров “Гигиена голоса и его физиологические основы”. Из-во “Медгиз”, Л.1970.

3. И.Левидов “Певческий голос в здоровом и больном состоянии”. Искусство, Л.1939.

4. Р.Юссон “Певческий голос”. Из-во “Музыка”, М.1974.

5.П.А. Эстрова «Нарушения голоса в период мутации, их предупреждения и коррекция». М. 2007

Все живое в природе общается с помощью звуков, а значит связок. Связки (это две маленькие складки) начинают работать с первым криком ребенка. Постепенно с возрастом возрастает их активность. Связки новорожденного и трехлетнего ребенка одинаковы. С девятилетнего возраста они только начинают крепнуть. Но дети начинают петь в детских садах и поют много. В основном, они начинают петь подражая взрослым. Мария Калласс, Тоти даль Монте рано начали петь и это хорошо. Только ни в коем случае нельзя утомлять голос. Если ребенок здоров, то петь надо обязательно. У маленьких детей (с 7 лет) верхний регистр имеет тембр свистковой флейты. Есть очень одаренные дети – обладатели врожденного музыкального слуха и певческого голоса, имеющие абсолютную память, природную способность интонирования.

Голос детей и подростков

При любом нарушении голоса, длительно сохраняющемся, требуется тщательное обследование ребенка. Для этого необходима консультация оториноларинголога-фониатра с обязательным осмотром гортани.

Мутации голоса.

Вопрос о том, сопровождается ли период мутации переломом голоса или его постепенным изменением, решается исследователями в пользу последнего. Указывается, что только меньшинство юношей страдает от перелома голоса, для большинства же этот процесс протекает почти незаметно.

Мутация голоса связана с быстрым ростом гортани. Голосовые складки у мальчиков удлиняются на 6-10 мм, т.е. на 2/3 длины. При ларингоскопии обнаруживается гиперемия слизистой оболочки гортани, отсутствие замыкания голосовой щели. У девочек голосовые складки удлиняются только на 3-5 мм.

Суть мутации заключается в том, что рост отдельных частей голосового аппарата подростка происходит дисгармонично. Например, голосовые складки увеличиваются в длину, а ширина их остается прежней, резонаторные полости отстают от роста гортани, а надгортанник часто и у юноши остается детским. Вследствие этого нарушается координация в совместной работе дыхания и гортани. Все эти причины приводят к тому, что голос у мальчика срывается, становится жестким, низким, грубым, интонация — неуверенной. Наблюдается диплофония (би-тональность), т.е. быстрое чередование высокого и низкого тонов, отстающих друг от друга иногда на целую октаву, при этом вибрируют и истинные, и ложные голосовые складки.

У мальчиков подчас возникает напряженное дыхание, так как смыкание голосовых складок неполное и для произведения звука полной силы выдыхательные мышцы должны усиленно, форсированно работать.

У девочек тембр, сила и характер голоса тоже меняются, но без резких изменений. Перемена выражается в быстрой утомляемости голоса, диапазон больших изменений не претерпевает. Голос приобретает грудное звучание, становится более сильным.

Нормально протекающая мутация может проявляться в нескольких формах. Так, нередко голос меняется очень медленно, незаметно как для самих детей, так и для окружающих; изредка лишь наблюдается небольшая хрипота и быстрая утомляемость голоса. В других случаях (что встречается чаще) голос у мальчика во время речи или пения начинает срываться, появляются низкие ноты басового тембра. Такое «соскакивание» звуков сначала возникает все чаще и чаще, затем проявляется реже, и, наконец, детский тембр заменяется мужским.

Встречается и такая форма мутации, когда тонкий мальчишеский голос внезапно принимает огрубелый характер, появляется хрипота, иногда полная афония. Когда охриплость исчезает, у юноши устанавливается вполне сформированный мужской голос.

Недоразвитие половой сферы подростка, острый или хронический ларингит, различные инфекционные заболевания, перенапряжение голосового аппарата при громком пении не в своем голосовом диапазоне, некоторые внешние вредные факторы (пыль, дым) могут осложнить течение мутации, придать ей патологический, длительный характер и привести к стойкому нарушению голоса.

Наиболее часто встречается персистирующий (т.е. упорно держащийся) фальцетный голос, который возникает при судорожно поднятой гортани и значительном натяжении голосовых складок во время фонации. Это голос высокий, слабый, писклявый, неприятный на слух.

В других случаях нарушение голоса проявляется в затянувшейся мутации. При этом голос на протяжении нескольких лет не переходит в нормальный мужской голос: он продолжает оставаться детским (фальцетным), или фальцетные звуки прорываются на фоне преобладающего мужского звучания.

У мальчиков встречается иногда преждевременная мутация (в 11-12 лет), когда голос раньше времени становится низким, грубым. Причина этого явления — преждевременное наступление половой зрелости и длительная, чрезмерно напряженная работа голосового аппарата (при крике, форсированном пении, пении в высокой тесситуре).

У девочек изредка наблюдается извращенная мутация, когда голос значительно понижается, лишается своей мелодичности и музыкальности.

Приводимые ниже выписки из историй болезни детей и подростков иллюстрируют патологическую мутацию при нарушении эндокринной системы, которая играет важную роль в развитии гортани и голоса. Железы внутренней секреции функционируют взаимосвязанно, они составляют единую, очень важную систему организма. Развитие и функция гортани зависят непосредственно от половых желез и косвенно от всех других желез внутренней секреции. Половые железы имеют первостепенное значение для развития голосового аппарата. Отсутствие гормона мужских половых желез приводит к задержке развития гортани и нарушению вокальной функции. Хирургическая кастрация у мальчиков сохраняет детское, чистое, ясное, высокое звучание голоса. У девочек и женщин половые железы оказывают влияние на голос в течение всей жизни.

Щитовидная железа влияет на рост гортани, ее хрящей. При нарушении гормональной функции щитовидной железы наблюдается щитоголосовой синдром — голос сиплый, низкий, диапазон его уменьшается, невозможны голосовые усилия, голос быстро утомляется.

При гиперфункции щитовидной железы — базедовой болезни — резко выражено голосовое расстройство. Наблюдается хрипота, усталость, быстрая утомляемость голоса (ложная фонастения при базедовой болезни).

При гипофункции щитовидной железы (микседеме) полностью или частично выпадает ее гормональная функция, что оказывает отрицательное влияние на развитие голоса.

Люда Е., 16 лет. Гипотиреоз.

При логопедическом обследовании выявлены лексико-грамматические нарушения.

Интеллект снижен (дебильность).

Голос: низкий, слабый, иссякающий, хриплый, грубый, назализованный. Диапазон голоса — 2 тона.

Мелодико-интонационная сторона речи: интонация бедная, речь неэмоциональна, невыразительна, монотонна.

Сестра Люды — Лена, 14 лет, — также страдает гипотиреозом. Ее голос характеризуется теми же особенностями, что и голос сестры.

Таким образом, наблюдается дисфония при гипофункции щитовидной железы.

Гипофиз, регулируя функцию половых желез, влияет и на развитие гортани, ее хрящей. При снижении функции гипофиза ребенок перестает расти (гипофизарный нанизм), задерживается и рост гортани.

Володя Д., 16 лет. Гипофизарный нанизм (гипофизарный карликовый рост).

Рост мальчика соответствует росту 8-летнего ребенка (126 см).

Интеллект, речевое развитие в пределах возрастной нормы. Очень переживает свой недостаток.

Голос детского звучания, высокий, звонкий, без признаков мутации. Пользуется средним регистром. Выражена мелодико-интонационная сторона речи.

Диагноз: задержка мутации на почве гипофизарного нанизма.

Надпочечники регулируют силу мышечного напряжения и влияния на кровообращение, выделяют адреналин. Снижение уровня адреналина в крови вызывает голосовые расстройства. Понижается тонус мышц гортани, голосовые складки смыкаются не полностью; в результате голос срывается и быстро утомляется.

Таким образом, функциональные нарушения голоса у детей и подростков проявляются весьма своеобразно в зависимости от этиологических факторов, а также возраста и пола больного. Все функциональные расстройства характеризуются отсутствием стойких анатомических дефектов в строении гортани и голосовых складок. Изменения в гортани, обнаруженные при ларингоскопировании (гиперемия, отечность, утолщения, неравномерность и недостаточность смыкания голосовых складок и др.), носят местный преходящий характер и полностью исчезают после соответствующего медикаментозного лечения, голосового покоя и логопедических (фонопедических) упражнений. Немаловажная роль отводится профилактике и гигиене голоса.

Говоря о функциональных нарушениях голоса, следует выделять: афонию (полное отсутствие голоса) и дисфонию, проявляющуюся в изменении высоты, силы и тембра голоса.

При афонии больной говорит шепотом различной громкости и внятности. При попытках фонации на кашле появляется громкий звук голоса (в отличие от органических нарушений). При этом напрягаются мышцы шеи, гортани, брюшного пресса, краснеет лицо. Возникновение на кашле громкого голоса является важным методом диагностики функциональных расстройств голоса. Этот факт имеет и прогностическое значение, он указывает на возможность быстрого восстановления голоса.

При дисфонии качественная характеристика голоса страдает неравномерно, часто меняется в зависимости от действия различных внешних и внутренних факторов (самочувствия больного, его настроения, времени года, времени дня, погоды и т.д.). Своеобразно проявляется дисфония при перенапряжении голоса и истерическом неврозе.

Отсутствие анатомических изменений в строении гортани вселяет надежду в возможности полного восстановления голоса, т. е. нормально звучащего. Но длительное течение функциональных нарушений подчас приводит к стойкому расстройству голосообразования, появлению атрофических изменений в гортани и перерастанию функциональных нарушений в органические расстройства голоса.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Щитовидная железа влияет на рост гортани, ее хрящей. При нарушении гормональной функции щитовидной железы наблюдается щитоголосовой синдром — голос сиплый, низкий, диапазон его уменьшается, невозможны голосовые усилия, голос быстро утомляется.

ДШИ Овация

Методика вокального воспитания детей должна, прежде всего, опираться на научные данные о возможностях детей разного возраста.Рассмотрим основные этапы формирования и развития детского голоса:

Виновники инфекции

На самом деле возбудителями острого вирусного гастроэнтерита («кишечного гриппа») чаще всего является группа каливирусов, норовирусов или ротавирусов. Эти вирусы отличаются высокой контагиозностью, устойчивостью к условиям внешней среды и быстротой распространения. Поэтому отсутствие своевременного лечения заболевших детей, а также пренебрежение профилактическими мерами часто приводит к быстрому захвату инфекцией больших территорий с развитием эпидемий. Часто это происходит в детских коллективах, таких как школа, детский сад.

На самом деле возбудителями острого вирусного гастроэнтерита («кишечного гриппа») чаще всего является группа каливирусов, норовирусов или ротавирусов. Эти вирусы отличаются высокой контагиозностью, устойчивостью к условиям внешней среды и быстротой распространения. Поэтому отсутствие своевременного лечения заболевших детей, а также пренебрежение профилактическими мерами часто приводит к быстрому захвату инфекцией больших территорий с развитием эпидемий. Часто это происходит в детских коллективах, таких как школа, детский сад.

Как можно заразиться желудочным гриппом?

Попадает вирус в организм, внедряясь в слизистую оболочку, выстилающую желудочно-кишечный тракт. Минимальный срок инкубационного периода составляет 16 часов, а максимальный – 5 дней. Это время зависит от того, какое количество вируса проникло в организм человека, а также от того, как функционирует его иммунная система.

Пищевой путь распространения заболевания характерен для желудочного гриппа. Вирус может находиться на продуктах питания, которые не прошли качественную обработку, есть вероятность заражения вирусным гастроэнтеритом через молочные продукты. Иногда вирусы кишечного гриппа присутствуют даже в водопроводной воде. Достаточно глотнуть некипяченой воды во время купания и симптомы инфекции не заставят себя ждать.

Воздушно-капельный или аэрозольный путь заражения – это еще один способ передачи инфекции. Вирусы способны распространяться по воздуху от больного человека к здоровому. Чаще всего это происходит при разговоре, кашле и чихании.

Контактно-бытовой путь распространения инфекции. Передача патогенного вируса чаще всего происходит в тех местах, где находится много людей. Это могут быть рабочие офисы, группы детского сала, учебные классы, магазины и пр.

Отличительной особенностью вируса является то, что он крайне устойчив к различным внешним воздействиям. Его невозможно уничтожить с помощью привычных моющих средств. Вирус хорошо переносит и высокие, и низкие температуры. Для разрушения его структуры потребуется обработка осемененной поверхности средствами, содержащими высокую концентрацию. Часто происходят массовые вспышки кишечного гриппа в группах детского сада и в учебных классах.

Уже спустя 30 минут после того, как вирус попал в организм, его можно выделить из клеток тонкого кишечника, где он стремительно начинает атаковать здоровые ткани. Микроворсинки, выстилающие кишечник, повреждаются. Выработка ферментов, которые являются ответственными за процесс расщепления сахаров, нарушается.

Степень тяжести заболевания

Течение кишечного гриппа зависит от поведения больного, а также от того, было ли перенесено заболевание ранее. Тяжелее всего протекает первичное заражение. Именно заразившись ротавирусной инфекцией впервые, больной страдает от высокой температуры, которая не спадает в течение 3-4 суток и непрекращающейся диареи.

После выздоровления в организме остаются антитела, которые не защищают от повторного инфицирования, но существенно облегчают течение болезни. Поэтому, последующие эпизоды кишечного гриппа будут протекать либо бессимптомно, либо в легкой форме.

Когда кто-то обнаружил недомогание, связанное с кишечным расстройством, нужно проявить сознательность и изолироваться от общества на то время, пока не подтвердится диагноз. Проще всего сдать анализ кала на ротавирус. Если результат положительный – больному необходимо ограничить контакты со здоровыми людьми минимум на 7 дней.

Добавить комментарий