Игра «Угадай слово» для детей и их родителей

Картотека дидактических игр для дошкольников старшего возраста по подготовке к обучению грамоте.
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему

Картотека дидактических игр для дошкольников старшего возраста по подготовке к обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
kartoteka_didakticheskih_igr_dlya_doshkolnikov_starshego_vozrasta_po_podgotovke_k_obucheniyu_gramote.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр для дошкольников старшего возраста по подготовке к обучению грамоте Грамота – это интересно!

Дидактическая игра «Найди букву»

Цель: развивать слух, внимание и научить восприятию отдельных звуков в словах.

Описание: Взрослый называет звук, а потом слова, в которых этот звук будет находиться в начале слова, в середине и в конце. Заранее оговорит, что, например, если этот звук вначале слова, ребенок должен поднять руки вверх, если в середине – похлопать в ладоши, если в конце – похлопать по коленкам.

Дидактическая игра «Что бывает? »

Цель: развивать речь, мышление, остроту ума.

Описание: Играя с ребенком в эту игру, необходимо задавать вопросы, касающиеся самых разнообразных свойств предметов, что дает возможность различать вещи по форме, цвету, размеру и т. д.

Например, можете задавать такие вопросы:

1) Что бывает красным? (клубника, арбуз, кирпич, крыша) ;

2) Что бывает глубоким? (тарелка, озеро, речка, колодец) ;

3) Что бывает колючим? (кактус, ежик, р 0 за, елка) ;

4) Что бывает душистым? (духи, мыло, цветок, шампунь) .

Также можно спрашивать: что бывает круглым? высоким? пушистым? широким? твердым? белым? горячим? и т. д.

Дидактическая игра «Какое слово длиннее? »

Цель: развивать речь, внимание? »

Описание: Называть ребенку пары слов, одно из которых должно быть длинным, а второе – коротким. Задача малыша – на слух определить, какое из сказанных слов длиннее, а какое короче.

Дидактическая игра «Волшебные звуки»

Цель: развивать слуховое внимание, научить звукобуквенному анализу.

Описание: Взрослый договаривается с ребятами, что звуки «у» и «н» они будут считать волшебными. Если дети услышат первый звук, они должны схватить себя за ухо, если второй – за нос. После этого взрослый рассказывает историю, в которой эти звуки встречаются часто, или просто произносит ряд слов, а ребята внимательно слушают и выполняют нужные действия.

Дидактическая игра «Составь слово из слогов»

Цель: развивать навык звукобуквенного анализа, фонематический слух.

Описание: Взрослый говорит, что слоги в словах перепутались, и просит детей угадать, что же за слова можно из них составить. Если детей много, можно разделить их на команды, предоставляя право ответа по очереди или той команде, член которой первым поднял руку для ответа. Выкрикивать с места запрещается. За каждое угаданное слово команда получает призовое очко, за ошибку очко отнимается. Если же игра проводится с малым количеством детей, слова можно после недолгой тренировки загадывать по очереди. Сначала рекомендуются знакомые слова, состоящие из двух слогов, затем более сложные варианты.

Дидактическая игра «Красный и синий мячи»

Цель: развивать грамотность, закрепить дифференциацию гласных и согласных звуков, совершенствовать внимание, реакцию, ловкость, быстроту мышления.

Описание: Дети встают в круг. Взрослый становится в его середину, кидает участникам игры красный или синий мяч и произносит любой звук. Красный мяч ребенок д 0 лжен поймать, если услышит гласный звук, и не ловить, если согласный. Если мяч синий, все должно быть наоборот. Затем кидает мяч и произносит звук уже сам ребенок.

Мячи могут использоваться в игре поочередно или одновременно. Взрослый стоит в середине и ловит упавшие мячи, опять запуская их в игру.

Дидактическая игра «Волшебники»

Цель: развивать фонематический слух, навык звукобуквенного анализа, умение соотносить фонетический облик слова с его значением; способность работать в команде.

Описание: Если детей несколько, нужно разделить их на к 0 манды. Каждая команда будет выполнять отдельное задание.

В начале игры взрослый говорит: «Давайте поиграем в волшебников. Сегодня мы будем заниматься превращением слов. Посмотрим, команда справится лучше».

1-е задание. Превратите одно слово в другое, зачеркнув лишнюю букву:

1-й вариант: муха, беда, двор, шарф, лампа;

2-й вариант: крот, волк, смех, борщ, риск.

2-е задание. Измените одну букву так, чтобы получилось новое слово:

1-й вариант: рука (мука или река, кожура (конура, май (чай, жук (лук, белка (булка) ;

2-й вариант: нож (нос, сын (с 0 н, лед (мед, дочка (бочка, салют (салат) .

3-е задание. Из слова убежали все гласные. Попробуйте угадать, что это за слова, расставив гласные правильно:

1-й вариант: ш_к_л_д (шоколад, к_р_н_д_ш (карандаш) ;

2-й вариант: п_т_л_к (потолок, т_л_в_з_р (телевизор) .

4-е задание. Составить слова из первых слогов указанных слов:

1-й вариант: город – ложка – варенье (голова, атаман – курица – лава (акула) ;

2-й вариант: солнце – батон – карандаш (собака, коробка – локоть – колбаса (колокол) .

За каждое правильно обработанное слово в каждом задании команде дается призовое очко. Дополнительные 2 очка начисляются той команде, которая первой справится с заданием.

Дидактическая игра «Пишущая машинка»

Цель: развивать навыки фонематического слуха, звукобуквенного анализа, внимание.

Описание: Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Взрослый предлагает «напечатать» какое-нибудь длинное слово или фразу. В последнем случае можно дать одному из малышей задание обозначать «пробел» между словами в ней. Затем по сигналу взрослого участники игры начинают «печатать»: сначала первая буква один раз хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда все «напечатано, хлопают все участники игры. Начинайте игру с простых слов, постепенно вводя все более сложные.

Дидактическая игра «Корова и слово»

Цель: развивать фонематический слух, реакцию.

Описание: Дети усаживаются на стульчики в круг так, чтобы правая рука ребенка лежала ладошкой вниз на ладони левой руки соседа справа, а левая располагалась под правой ладонью соседа слева. Игра идет по часовой стрелке. Первый игрок произносит одно слово стихотворения, одновременно хлопая, правой ладошкой по руке соседа справа, затем тот произносит следующее слово, хлопая по ладони соседа и т. д. Стихотворение следующее: «Летела корова, сказала слово. Какое слово сказала корова? » Ребенок, на котором остановилось стихотворение, должен произнести любое слово, например «стена». Теперь игроки хлопают, произнося услышанное слово по буквам: «с-т-е-н-а». Задача последнего игрока – успеть убрать руку, чтобы по ней не хлопнули на последний звук – в данном случае «а». Кто зазевался – выбывает из игры.

В эту игру можно играть с группой от 3 человек.

Дидактическая игра «Продолжи слово»

Цель: развить речь, звукобуквенный анализ, сообразительность, реакцию, пополнить словарный запас.

Описание: Дети делятся на две команды, которые встают друг против друга. Игрок первой команды, стоящий первым слева, берет мяч, называет любой слог и кидает мяч первому игроку второй команды. Тот должен назвать свой слог или несколько слогов так, чтобы вместе с первым слогом они составили целое слово, затем назвать свой слог, бросая мяч второму игроку первой команды и т. д. Например, если первый игрок назвал слог НО, второй может сказать РА (чтобы получилось слово «нора») и назвать свой сл 0 г, допустим, тоже РА. Тогда третий ребенок, получивший мяч, может продолжить, сказав «кета», и начать новое слово. Тот, кто допустил ошибку, выбывает из игры.

Дидактическая игра «Угадай букву»

Цель: Развить мелкую моторику, закрепить основы грамоты, совершенствовать пространственное мышление.

Описание: Ребята разбиваются на две равные команды. Каждая команда получает коробку пластилина, из которого участники игры должны вылепить любые буквы или цифры (например, по одной на человека). Затем взрослый берет две коробки с готовыми предметами и ставит, например, на стол. К столу по очереди подходит по одному игроку из каждой команды. Этому игроку завязывают глаза и дают одну пластилиновую букву или цифру, слепленную ребенком из команды соперников. За определенное время (например, 1 мин) он должен угадать, что это за буква или цифра. Команда, отгадавшая наибольшее количество букв, выигрывает.

Дидактическая игра «Где спрятался звук? »

Цель: развитие умения устанавливать место звука в слове.

Необходимые материалы: У воспитателя набор предметных картинок.

У каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная – если работа идет с гласным звуком, синяя – с согласным).

Описание: Воспитатель показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или в конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.

Дидактическая игра «Где наш дом?»

Цель: развитие умения дифференцировать сходные звуки.

Необходимые материалы: набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков; прикрепленные к доске два домика, на кармашках которых написаны (вставлены) буквы, обозначающие дифференцируемые звуки, например (с) или (ш).

Каждый ребенок, выйдя к доске, берет картинку, называет ее, определяет наличие звука (с) или (ш, вставляет картинку в соответствующий кармашек. За правильно выполненное задание насчитываются очки.

Дидактическая игра «Поезд»

Цель: развитие умения определять количество звуков в слове.

Необходимые материалы: поезд, составленный из плоских фигурок электровоза и трех вагонов. В каждом вагоне по три окошка с кармашками для предметных картинок. Над окошками кружочки с обозначением количества звуков в слове. Предметные картинки с изображением животных.

Описание: Воспитатель рассказывает, что однажды животные решили поехать в город к своим друзьям – ребятам, но не могут понять, кто где должен ехать. «Вы проводники вагонов и должны им помочь. В первый вагон могут сесть животные, названия которых состоят из трех звуков, во второй – из четырех звуков, в третий – из пяти звуков». По вызову воспитателя выходит ребенок, берет картинку с изображением животного и ищет его место в поезде, ориентируясь по цифрам на кармашке. Поезд отправится в путь только в том случае, если все животные правильно займут места.

Дидактическая игра «Угадай слово»

Цель: развитие умения проводить звукобуквенный анализ, различать гласные и согласные буквы.

Необходимые материалы: карточки с согласными.

Описание: Воспитатель ставит на наборное полотно согласные буквы и прочитывает их, например м-л-к- (молоко, с-п-г- (сапоги) и т. д., а дети отгадывают слово. Игра может идти индивидуально и по группам.

Для этой игры отбираются только слова, состоящие из двух-трех прямых открытых слогов. В конце игры воспитатель спрашивает, какие буквы (согласные или гласные) он выставил на наборное полотно и какие вставлены детьми.

Дидактическая игра «Живые буквы»

Цель: развитие умения определять последовательность звуков в слове, проводить звукобуквенный анализ.

Необходимые материалы: карточки с цветными буквами.

Описание: 1 вариант. Каждому ряду даются карточки с буквами, на каждого ребенка по одной букве. Воспитатель называет слово. Дети строятся в шеренгу так, чтобы получилось слово из букв, которые они держат в правой руке.

2 вариант. Воспитатель дает карточки с буквами каждому ряду, не называя слова. Дети одного ряда должны самостоятельно составить слово из букв, построившись в шеренгу.

«Угадай слово» развивающая игра. Бесплатные игры для праздников

Не знаете чем заняться воскресным вечером? Или собрались большой компанией и заскучали без занятий? Тогда «Угадай слово» станет замечательным способом развлечься. Эта развивающая игра подойдет как для детей, так и для взрослых. Бесплатные игры для праздников подойдут для большой компании или для двух, трех человек. Ее особенность состоит в том, что в нее можно играть не только вдвоем. Вы можете собрать всех желающих участников и усадить их за большим столом. Такие развлечения отлично подходят для любых праздников, когда среди гостей есть и дети, и взрослые. «Угадай слово» — это наш собственный вариант, который является прекрасной альтернативой компьютерной игры. Мы придумали его для того, чтобы отвлечь детей от компьютера и сплотить семью. Нам он очень нравится, и мы всегда знаем, как развлечь наших гостей.

Одной из таких забав можно заполнить начальную часть праздника. Например, предложить всем пройти квест по квартире. Или почерпнуть несколько развлечений из лучших игр для Нового года. Но если вам хочется чего-то более спокойного и тихого, то угадывание слов наверняка придется вам по душе. Принимать участие могут дети, которые уже знают буквы и умеют читать. А также все остальные.

Быстрая навигация по статье:

Что нужно подготовить для начала

  • шариковые ручки или карандаши по количеству участников;
  • прямоугольные листочки небольшого размера, на которых можно написать по одному слову;
  • небольшие квадратики бумаги, на которых будем писать по одной букве.

Всю подготовительную работу можно поручить детям, которые с удовольствием заготовят материал для развлечений. Бумага может быть цветная или самая обычная, взятая из школьных тетрадок.

Правила игры «Угадай слово»

Все участники усаживаются вокруг стола и берут по одному прямоугольнику. (Кстати, для деток помладше можно заодно повторить геометрические фигуры и цвета) На этих листочках нужно написать по одному слову из 4 букв. Затем листочек сворачивается трубочкой и кладется перед собой.

С помощью считалочки или игрального кубика определяется первый игрок. Все остальные определяются по часовой стрелке.

1 круг. Каждый берет по одному квадратику бумаги и пишет на нем одну любую букву. Первый участник показывает свою букву следующему по часовой стрелке за ним игроку. Если эта буква есть в слове второго участника, то он берет букву себе и кладет ее перед собой. Если в загаданном слове этой буквы нет, он кладет ее на середину стола. Здесь будет «банк» или «базар», как в домино.

Ход переходит ко второму участнику. Он отдает ту букву, которую написал, третьему игроку. Тот вспоминает, есть ли эта буква в его загаданном слове (том, которое свернуто трубочкой и лежит перед ним) Если буква там есть, он забирает карточку себе и в открытом виде кладет перед собой. Если же этой буквы нет, он должен забрать себе нужную букву из «банка» (при условии, что она встречается в загаданном им слове). Если ни одной нужной буквы пока в «банке» нет, то этот участник сам пишет нужную букву и кладет ее перед собой в нужное место. Так, постепенно, каждый из участников отдает свою букву следующему по кругу товарищу. Если буква не подходит, то очередной участник должен выбрать любую, нужную ему букву из «банка». Когда круг дошел до первого участника, все снова пишут по одной букве на квадратиках.

Буквы нужно класть в том порядке, в котором они расположены в загаданных словах!

Игра продолжается до тех пор, пока все слова не будут разгаданы. Если ваше слово уже угадали, вы продолжаете писать буквы и передавать их вашему соседу слева. В какой-то момент вы догадываетесь, какие слова загадали ваши друзья. И пишете нужную букву. Но если вы знаете сразу все слово, то во время своего хода произносите ответ. Угадали? Значит забираете сверток с написанным словом себе. Это прибавит вам столько баллов, сколько букв в угаданном слове.

Тот игрок, который наберет больше всего свертков, побеждает в этом туре. Если никто не может угадать слово, то участник, загадавший его, ход за ходом сам пишет нужные буквы и постепенно вставляет их в свое слово. Если остается только одна буква, и никто не может угадать все слово, то сверток остается у хозяина.

«Угадай слово» второй уровень

Во втором уровне каждый пишет слово из пяти букв. Снова свертываем бумажки и кладем их возле себя. Буквы из «банка» остаются после первого уровня, поэтому, если ваш сосед справа не дает вам нужной буквы, вы можете взять искомую букву из «банка». Сделать это можно только во время своего хода. Угадайте слова из 5, а потом из 6 и более букв. Каждый круг нужно угадать все слова участников. Преимущество имеет игрок справа, но если он не может угадать слово своего соседа, то ход переходит к следующему по часовой стрелке участнику.

Когда слова становятся достаточно сложными, состоят из 6-7-8 букв, то некоторые из них могут долго оставаться неразгаданными. Участники продолжают писать буквы и давать их друг другу. Но если слово никто не угадал, то игрок, задумавший его, сам постепенно открывает все буквы. Тогда сверток с его словом остается у него. В конце игры, каждый подсчитывает количество свертков. У кого больше всего угаданных слов, тот и победил. Также подсчитывается и количество букв. Каждая буква — один балл. Наберите наибольшее количество баллов, чтобы победить!

Вы можете угадать слово по подсказке, если сам участник захочет вам помочь. Он подсказывает одну букву, но тогда сам теряет возможность оставить слово у себя. Так, к примеру, родители могут помогать своим детям, чтобы они не потеряли интерес, разгадывая слишком сложные слова.

Ответы на все уровни в игре «Угадай слово»

В конце игры все участники разворачивают свои бумажки и смотрят, какие слова они угадали. За каждое слово дается столько баллов, сколько букв в этом слове. За слово из 4 букв — 4 балла, 5 букв — 5 баллов и т.д. Тем самым вы еще сможете научить детей хорошо считать. Эта развивающая игра полезна как детям, так и взрослым.

Вариант игры «Угадай слово» для взрослых

Если в вашей компании нет детей, то начать можно сразу с больших слов или даже с небольших словосочетаний. Банк букв посредине стола может быть достаточно большим. Вам необязательно каждый раз писать новую букву. По окончании соберите все буквы в одну коробочку. Так вы получите игру, сделанную своими руками.

И когда в следующий раз захотите поиграть, то достаточно будет разложить все буквы в середине стол. Берите желаемую букву и предлагайте ее соседу слева. Он или берет ее, или откладывает в центр стола — в «банк». А для себя пишет нужную букву и постепенно открывает свое слово.

Словесные игры для компании любого возраста

Сидите вы с ребёнком в очереди, едете в электричке, бредёте по дороге от метро до дома – во всех этих случаях помогут словесные игры. Для них не нужен реквизит, не нужно большого пространства, огромной компании.

Чем полезны словесные игры можно прочесть тут (плюс 14 игр для детей помладше)

В этой подборке 13 словесных игр. Количество играющих – от 2 человек и больше. Возраст – от 5 лет и старше. Игры расположены по возрастанию сложности.

И помните про важные правила:

Игра должна быть в радость. Если видите, что ребёнок нервничает, раздражён или играет нехотя – спросите, стоит ли продолжать игру. Может, пора эту игру заменить на другую? Или он хочет поговорить о чём-то важном? Или просто помолчать?

Предлагайте игры по возрасту. Игру в «Абырвалг», например, дошкольники могут не понять. Пусть иногда правила игры будут вам казаться слишком лёгкими, зато процесс игры будет активнее, азартнее.

Если у ребёнка не получается полноценно играть (например, придумать слово на нужную букву), но он очень хочет – подсказывайте ему. Хотя бы немного.

Никакой критики. Даже если у вас в мыслях вертится «ну как, он же должен это знать» или «почему он так тормозит?» – говорить об этом вовсе не нужно. От таких слов ребёнок точно не прозреет, а, скорее всего, почувствует себя неуютно.

Помните, игра – не обучение, а процесс. Это ваше уникальное совместно проведённое время, ваши инвестиции в душевные отношения с ребёнком.

Играйте с удовольствием!

1. «Угадай слово»

Водящий загадывает слово, остальные пытаются его отгадать, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».

Для малышей можно упростить задачу – загадывать лишь определённую категорию. Например, животных или предметов мебели.

2. «О чём речь?»

Задача: отгадать слово с трёх подсказок.

Пример: Водящий загадал слово «дом». Первая подсказка – «высокий». Если игрок не угадывает, тогда даётся вторая подсказка – «кирпичный». Подсказкой может быть только одно слово (не словосочетание). Игра продолжается до трёх подсказок.

3. «Угадай число»

Игроки заранее договориваются, что загадывают число до 10 или до 20 (в зависимости от возможностей ребёнка).

Водящий загадывает число, остальные задают вопросы, на которые водящий может ответить лишь словами «больше» или «меньше». Задача — угадать правильное значение за меньшее количество «ходов».

Пример: Водящий загадал «5». Игрок: «8». Водящий: «Меньше». Игрок: «6». Водящий: «Меньше». Игрок: «4». Водящий: «Больше». Игрок: «5». Водящий: «Правильно!»

4. «Тройная чепуха»

Один из игроков называет любую букву. Другой должен сказать фразу, где все три слова начинаются с этой буквы.

Настольная игра с таким же названием появлялась в подборке игр и книг для тех, кто осваивает чтение

5. «Запрещённая буква»

Водящий задаёт игрокам вопросы, на которые надо давать быстрые ответы, но избегая определённую букву (игроки заранее оговаривают, какая это будет буква).

6. «Рифмы»

Водящий называет слово, игрок придумывает к нему рифму.

Пример: палка – скалка, дом – гном и т.д.

7. «Аббревиатура»

Один игрок называет слово, другой придумывает предложение, которое состоит из слов, каждое из которых начинается с буквы предложенного слова. Звучит сложно, но на примере сразу станет понятно.

Пример: Загадали слово «рука» – Резвая Утка Крякнула Аптекарю, Рабочий Учёный Колоссальный Анахронист.

Получаются забавные фразы. При этом через веселье игра развивает образное мышление.

8. «Три истории»

Каждый игрок по очереди рассказывает истории, произошедшие с ним. Одна из историй вымышленная, две другие – реальные. Задача остальных – угадать, где правда, а где вымысел.

Желательно, вымышленную историю рассказывать так, чтобы легче было догадаться, какая из историй сочинённая.

9. «Абырвалг»

Водящий называет предмет, игрокам надо поскорее найти вокруг себя эту вещь. Сложность заключается в том, что все слова ведущий говорит «задом наперёд»: акрог, мод, робаз, котевц (горка, дом, забор, цветок).

Игра может быть и подвижной: водящий называет слово, игрокам надо успеть добежать до загаданного предмета.

10. «Синонимы»

Первый игрок произносит вслух любое слово. Лучше всего, если это будет глагол.

Остальные игроки по очереди произносят его синонимы. Пауз быть не должно, остановившийся выходит из игры. Выигрывает последний оставшийся участник.

Пример: работать – вкалывать – горбатиться – трудиться и т.д.

Можно использовать не только слово-синоним, но и выражения, которые отражают его смысл: плакать – лить слёзы, вылечить – поставить на ноги, загрустить – повесить нос.

11. «Ассоциации»

Игроки загадывают какого-либо общего знакомого, но так, чтобы водящий не слышал. Затем водящий начинает задавать вопросы, с чем ассоциируется у игроков этот человек – с каким цветком, какой погодой, транспортным средством и т.д.

Если компания большая, то лучше загадывать кого-то из присутствующих.

12. «Игра в П»

Водящий загадывает слово. Он должен объяснить его игрокам, используя лишь слова, начинающиеся на букву «п» (кроме однокоренных).

Пример: Загадали слово «дом» – водящий говорит: «Построил, проживаю» и т.д.

Если игроки близки к разгадке, водящий подбадривает их: «Почти правильно!» Если совсем не там ищут отгадку, то: «Путаетесь» или «Плохо».

13. «Я возьму с собой. »

Водящий сообщает игрокам, что он отправляется в путешествие и берёт с собой лишь некоторые вещи. При этом он заранее придумывает правило, согласно которому берёт с собой только определённые предметы. Например, зелёные, круглые или холодные.

Затем водящий говорит: «Я отправляюсь в путешествие и беру с собой. лягушку». Этот предмет должен соответствовать задуманному правилу. Игроки спрашивают, можно ли взять с собой хлеб? Хлеб не зелёный – значит, нельзя. Можно ли взять с собой огурец? Водящий отвечает, что можно (так как огурец зелёный). Побеждает тот, кто сумеет разгадать правило.

Правила могут быть как простыми (например, то, что умещается в портфель, все круглое, мягкие вещи), так и сложными. К примеру, ваше имя и все предметы начинаются на одну букву. Или все слова иностранного происхождения.

На платформе Vikids вы можете:

Словесные игры для детей

Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня хочу предложить вашему вниманию словесные игры для детей. Очень важно развивать с раннего возраста речь ребёнка, его воображение, память, мышление. И помочь в этом могут игры со словами.

Для таких игр не нужно предварительной подготовки, а играть можно где угодно: по дороге в детский сад, на прогулке, в поликлинике, в транспорте, дома. Их можно использовать и на дне рождения и на детском празднике.

Словесные игры для детей

Эти словесные игры для детей подойдут для дошкольного и младшего школьного возраста:

1. Один-много
Называете любой предмет, а ребёнок должен назвать его во множественном числе. Например, дом-дома, птица-птицы, стол-столы, человек-люди.

2. Много-один
Эта игра противоположная первой. Например, стулья-стул, мячи-мяч, коты-кот.
Также можно объяснить ребёнку, что некоторые слова нельзя употребить, чтобы они обозначали много предметов или один. Например, пальто, радио, мёд, чай, молоко, ножницы, брюки, грабли, каникулы, сливки, обои.

3. Скажи ласково
Предложите ребёнку слово, которое вы назовёте, “превратить” в ласковое. Например, собака-собачка, машина-машинка, ёж-ёжик, лиса-лисичка.

4. Придумай новое слово
Назовите любое слово, ребёнок должен придумать новое слово на последнюю букву в нём. Затем вы говорите слово, на последнюю букву, и так до тех пор, пока кто-то из вас не сможет придумать новое слово.
Например, кот-топор-ракета-арбуз-зуб-барсук-кактус и так далее.

5. Слово наоборот
Предложите малышу придумать слово, противоположное по значению.

Например, большой-маленький, низкий-высокий, белый-чёрный, тепло-холодно.

6. Кто больше назовёт слов на определённую букву
Просите ребёнка назвать любую букву, а затем по очереди называете слова, начинающиеся на неё. Когда больше не можете придумать слов, называете другую букву и проделываете то же самое.
Например, М-морковь, магазин, мыло, масло, молоко, мука, мел, мошки, мышь.

7. Назови одним словом
Как назвать одним словом следующие предметы? Например, стол, диван, шкаф, кровать, стул -это мебель.
Тарелка, кастрюля, чашка, сковородка, ложка-это посуда.
Кофта, брюки, платье, пальто, куртка -это одежда.
Кубики, мяч, кукла, неваляшка, плюшевый мишка-это игрушки.

8. Что относится к слову
Эта игра, противоположная предыдущей. Вы называете слово, например, транспорт, а ребёнок должен назвать слова, которые к нему относятся: машина, трактор, автобус, мотоцикл, поезд, самолёт.

Можно использовать следующие: овощи, фрукты, ягоды, обувь, посуда, одежда, мебель, цветы, деревья, животные (домашние и дикие), птицы, продукты. Для ребёнка постарше: школьные принадлежности, бытовые электроприборы (телевизор, холодильник, пылесос, компьютер, микроволновка, стиральная машина).

9. Найди лишнее слово
Называете несколько слов одной группы, среди которых есть лишнее. Ребёнок должен услышать его, назвать и объяснить, почему оно лишнее.
Например, чашка, тарелка, стол, чайник, стакан.
-Яблоко, груша, банан, персик, ромашка, слива.
-Рубашка, юбка, шкаф, куртка, штаны.

10. Из каких частей состоит предмет?
Говорите ребёнку какое-то слово и просите назвать его части. Например, стул- сиденье, спинка, ножки.
Дерево-ствол, ветки, листья, корни. Рубашка-рукава, воротник, пуговицы. Кот-голова, туловище, уши, лапы, хвост, усы, глаза.

11. Отгадай предмет по его частям
Эта игра противоположна предыдущей. Называем части предмета, нужно угадать, что это. Например, кабина, кузов, колёса, фары -это машина. Стены, крыша, окна, дверь, крыльцо-это дом.

12. Ассоциация к слову
Называете любое слово и спрашиваете, что ребёнок представляет, когда слышит это слово.
Например, птица-крылья, заяц-длинные уши, осень-жёлтые листья. У каждого ребёнка могут быть свои ассоциации, отличные от ваших.

13. Угадай слово
Ребёнок загадывает любое слово, а мама с помощью наводящих вопросов должна угадать его. Например, оно съедобное? Оно неживое? Оно жёлтое? и так далее.
Потом можно поменяться местами.

14. Что я вижу?
Например, мама говорит: Я вижу что-то круглое (голубое, квадратное, мягкое, зелёное и тому подобное), а ребёнок называет все предметы, которые он видит вокруг себя круглой формы (голубого цвета, квадратной формы, мягкие, зелёного цвета. )
Можно соревноваться, кто больше определённых предметов увидит и назовёт

.
15. Назови общее у предметов
Говорите ребёнку два любых слова, обозначающих предметы и предлагаете подумать, что у них может быть общего.
Например, ёлка и кактус -у них иголки и зелёный цвет, солнце и яблоко -круглая форма и жёлтый цвет, самолёт и голубь- у них крылья.

Есть и другие словесные игры для детей, но, думаю, что и этих будет достаточно, чтобы провести свободное время с ребёнком с пользой.

Если эта статья была для вас полезной, поделитесь, пожалуйста, со своими друзьями, нажав на кнопочки соц сетей.

Дидактические игры по обучению грамоте с перфокартами для детей 5-7 лет

Автор работы: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9» г. Бендеры
Описание работы: дидактические игры с перфокартами разработаны для детей 5-7 лет по обучению элементам грамоты. Данный материал будет полезен воспитателям, учителям-логопедам, родителям в работе с дошкольниками.
Цель: обучение грамоте дошкольников в процессе использования дидактических игр с перфокартами.
Задачи:
– совершенствовать фонематическое восприятие, навыки звукового и слогового анализа слова, предложений, чтения слов, предложений;
– развивать графические навыки.

Основной вид детей дошкольного возраста – игра. Использование дидактических игр с перфокартами делает процесс обучения интересным и занимательным, активизирует деятельность детей.
Перфокарта – это индивидуальная ламинированная или, помещенная в файл карточка с заданием, сделанная из бумаги или картона. Задания ребенок выполняет с помощью фломастера или маркера. После проверки линии легко удаляются губкой.

Преимущество перфокарт перед простой карточкой-заданием – это многократное использование.
Использование перфокарт позволяет:
– закрепить пройденный материал;
– оперативно проверить усвоение материала;
– развивать самостоятельность, мелкую моторику рук;
– активизировать мыслительную деятельность детей, внимание;
– учитывать индивидуальные особенности дошкольников.
Проверка:
– самостоятельно;
– парами – дети обмениваются перфокартами и проверяют задания друг у друга;
– фронтально – педагог вывешивает образец правильно выполненного задания на доску, дети сверяют с образцом.
Перфокарты могут быть использованы:
– педагогами на подгрупповых и индивидуальных занятиях,
– педагогами и родителями дошкольников в самостоятельной деятельности в детском саду и дома.
Дидактические игры с перфокартами имеют развивающее, обучающее и воспитывающее значение. В этом заключается их практическая ценность.

Дидактическая игра «Найди букву»
Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа.
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа – буквы, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети соединяют линией каждую картинку с той буквой, с которой начинается ее название.

Дидактическая игра «Найди картинку»
Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа.
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены буквы, а справа – предметы, посередине — полоска для записи, фломастеры.

Дидактическая игра «Твердый-мягкий»
Цель: Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [б]—[бь])
Оборудование: перфокарты, на которых изображена буква и картинки, названия которых начинаются с твердого или мягкого согласного звука.
Ход игры. Дети определяют, с какого звука начинается название предмета. Если первый звук твердый согласный, картинку обводят синим фломастером. Если первый звук мягкий согласный, картинку обводят зеленым фломастером.

Дидактическая игра «Подбери звуковую схему»
Цель: совершенствование навыков звукового анализа.
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа – схемы звукового анализа слов, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети соединяют линией каждую картинку со звуковой схемой, которая подходит к названию изображенного предмета.

Дидактическая игра «Найди место звука в слове»
Цель: совершенствование навыков звукового анализа (определение места звука в слове).
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа – схемы расположения места звука в словах, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети определяют место звука [р] в слове (начало, середина, конец) и соединяют линией с соответствующей схемой.

Дидактическая игра «Посчитай слоги»
Цель: совершенствование навыков слогового анализа.
Вариант 1.
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа – цифры, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети делят названия предметов на слоги и соединяют линией с цифрой, которая обозначает количество слогов в слове.

Дидактическая игра «Подбери картинку к слогу»
Цель: совершенствование навыков слогового анализа, чтения слогов.
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа – напечатаны слоги, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети рассматривают картинки и соединяют линией каждую картинку с тем слогом, с которого начинается ее название.

Дидактическая игра «Подбери слог к картинке»
Цель: совершенствование навыков слогового анализа, чтения слогов
Оборудование: перфокарты, на которых слева напечатаны слоги, а справа – изображены предметы, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети читают слоги и соединяют линией каждый слог с предметом, название которого начинается с этого слога.

Дидактическая игра «Угадай слово»
Цель: совершенствование навыков чтения слов.
Оборудование: перфокарты, на которых слева напечатаны слова с пропущенной буквой, а справа – предметы, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети добавляют пропущенную букву (Л) в начале или в конце слова, читают его и соединяют линией с соответствующей картинкой.

Дидактическая игра «Слово рассыпалось»
Цель: совершенствование навыков составления и чтения слов.
Оборудование: перфокарты, на которых слева напечатаны буквы из слов, а справа – предметы, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети составляют из букв слова, печатают их в клеточках и соединяют линией с соответствующей картинкой.

Дидактическая игра «Найди схему предложения»
Цель: совершенствование навыков анализа и чтения предложения.
Оборудование: перфокарты, на которых сверху напечатаны предложения, а снизу изображены схемы предложений, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети читают предложение и соединяют линией с соответствующей схемой.

Дидактическая игра «Посчитай слова в предложении»
Цель: совершенствование навыков анализа и чтения предложения.
Оборудование: перфокарты, на которых сверху напечатаны предложения, а снизу изображены цифры, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети читают предложение и соединяют линией с цифрой, которая обозначает количество слов в предложении.

Веселая грамматика для детей 4-6 лет

«Подскажи слово»
Наш Мишка когда-то знал очень много стишков, но он забыл некоторые слова в них. Давай поможем ему.
«Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался… (зайка)»

«Что вокруг нас?»
Назовите предметы, которые окружают вас в комнате, на улице. Называете слово и кладете фишку в коробочку. Желательно, чтобы у игроков были фишки разного цвета. В конце подсчитываем: у кого больше фишек – тот и победил!

«Пары слов»
Скажите ребенку: «Я назову тебе несколько пар слов, а ты запомни их. Потом я назову тебе только первое слово, а ты скажешь мне его пару.

Кот – молоко
Мальчик – машина
Стол – пирог
Музыка – радио
Дорога – светофор

«Бывает – не бывает»
Это игра-разминка. Скажите ребенку: «Я буду говорить тебе предложение. Если такое бывает – оставайся на месте, если же нет – присядь».

Волк живет в лесу.
Медведь живет в дупле.
В кастрюле варится чашка.
Девочка рисует дом.

«Угадай слово»
Угадайте предмет по его описанию:
Круглый, большой, резиновый, легкий… (мяч)
Темная, большая, дождевая… (туча)
Белый, пушистый, холодный, скрипучий… (снег)

Или наоборот:
Яблоко какое? Вкусное, сладкое, спелое, сочное, красное.
Варежки какие? Теплые, шерстяные, синие, любимые.

Игра «Наоборот»
Большой – маленький
Толстый – тонкий
Черный – белый
Горячий – холодный
Пустой – полный
Легкий – тяжелый
Чистый – грязный
Больной – здоровый
Ленивый – трудолюбивый
Храбрый – трусливый
Богатый – бедный
Сильный – слабый
Веселый – грустный
Красивый – безобразный
Широкий – узкий
Высокий – низкий
Твердый – мягкий
Гладкий – шершавый
Кислый – сладкий
Детский – взрослый
Добрый – злой

«Назови то, чего нельзя увидеть»
Существуют слова, которые нельзя увидеть, потрогать, например: воздух, детство. Придумайте еще такие слова. (Радость, ласка, мечта, нежность и т.д.)

«Угадай по действию»
Восходит, светит, греет… (солнце)
Шумит, сигналит, мчится… (машина)
Мычит, жует, пасется… (корова)
Что делает котик, когда видит мышку? (подкрадывается, прыгает, ловит)
Что делает котенок, когда играется с бантиком? (бегает, подпрыгивает, тянет, радуется)

«Самый внимательный»
Предложите ребенку хлопать в ладоши, когда взрослый называет живой предмет и ничего не делать, когда неживой.

Например: качели, водитель, стол, собака, продавец, друг, книга, елка и т.д.

«Магазин игрушек»
Покладите на прилавок несколько игрушек. Предложите ребенку купить некоторые из них, если он правильно назовет первый звук в слове. Например: курица – к, медвежонок – м, чебурашка – ч. Усложняя задание, предложите крохе угадать, первый звук гласный или согласный.

«Развиваем фонематический слух»
Прочитайте ребенку рифмовки. Какой звук в них повторяется чаще других?
Спит спокойно сытый сом,
Сидя спать умеет он.
Миша по лесу пошел,
Миша шишечки нашел.

«Подскажи Петрушке звук»
К нам в гости пришел Петрушка. Он будет тебе говорить слова, в которых не будет называть последний звук. Давай угадаем их.
На лесную полянку выбежал вол… (к).
Белочка спрятала орешки в дупл… (о).

«Бесконечные слова»
Назовите ребенку любое слово. Например, рот. Последний звук – т. Теперь ребенок должен придумать слово на «Т»: трава. Заканчивается на «А» — аист и т.д.

«Соединялки со звуками»
Предложите ребенку карточку. Количество колечек – это количество звуков в слове. Нужно соединить линиями картинки с соответствующими им полосочками со звуками.

«Угадай звук»
Взрослый читает слова, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда в слове есть мягкий согласный. Например: дуб, дятел, улица, лампа, слон, белка.

«В мире животных»
Назови животных, в названии которых есть звук «р»:
— тигр, крокодил, бобер, корова.
Назови животных, в названии которых есть звук «л»:
— лев, антилопа, слон.

Читайте также:  «Паутинка». Обучающая игра для детей дошкольного возраста
Добавить комментарий