Графические иллюстрации упражнений для 6-месячного ребёнка

Гимнастика для 6-месячного ребенка: 5 простых упражнений для здоровья малышей

О пользе физических упражнений наслышан каждый. Но если в старшем возрасте частота занятий и величина нагрузки корректируются самостоятельно, то проведение гимнастики для ребенка 6 месяцев требует соблюдения определенных правил. Какие занятия полезны для полугодовалых малышей, как сделать тренировку не только полезной, но и увлекательной, – спросим педиатров.

Физическое развитие 6-месячного ребенка

Даже в возрасте 6 месяцев кроха имеет свой характер и предпочтения. Одни детки много лежат и не спешат самостоятельно передвигаться по комнате. Другие уже понемногу ползают, подтягивают свое тело руками до интересующих предметов. Совсем единицы к этому возрасту умеют хорошо сидеть, не заваливаясь назад или в сторону.

Чтобы ребенок развивался соответственно своему возрасту, рекомендуется 1 час в день уделить обучающим занятиям. Это могут быть совместные игры с крупным сортером, прятки и поиск спрятанного под пеленкой предмета, рисование пальчиковыми красками, «щупанье» разнокалиберных предметов. Физические навыки помогает совершенствовать гимнастика.

Какова цель упражнений для ребенка 6 месяцев? В этом возрасте наиболее высока значимость укрепления мышц рук и спины, улучшения координации движений, ориентации в пространстве. Обычно малыши занимаются зарядкой с удовольствием. Во-первых, это дополнительный телесный контакт с родителями, внимание с их стороны, а во-вторых, возможность почувствовать свое тело, его силу и ловкость.

Как и когда делать гимнастику?

Оптимальное время для физических нагрузок – первая половина дня. При этом нужно обязательно учитывать периоды кормления и сна грудничка. Лучше всего делать гимнастику через 40-60 минут после еды или непосредственно перед обедом.

Стоит помнить важные правила:

  1. Гимнастика начинается с разогрева тела. Можно погладить малыша по ручкам, ножкам, спине, животику, а еще лучше сделать полноценный массаж.
  2. Упражнения выполняются на твердой поверхности: массажном столике, пеленке, расстеленной на полу, кушетке, если таковая имеется.
  3. Оптимальная температура в помещении – 20-24 градуса.
  4. Перед занятием комнату необходимо проветрить.
  5. Перемещать ребенка и двигать его конечности можно только плавно, без применения силы.
  6. Длительность гимнастики для ребенка 6 месяцев должна составлять 20-30 минут.

Чтобы настроение у грудничка во время занятия было хорошим, нужно еще до его начала установить эмоциональный контакт: погладить ребенка, ласково поговорить с ним, поиграть в «ку-ку».

Противопоказания

Гимнастика показана всем здоровым детям. Она улучшает обмен веществ, стимулирует работу всех органов и систем, укрепляет опорно-двигательный аппарат и является залогом правильной осанки. При отклонениях в здоровье возможность физических нагрузок оговаривается с лечащим врачом. При некоторых диагнозах накладывается временный запрет на проведение гимнастики (ОРВИ, расстройство пищеварения, послеоперационный период).

Абсолютные противопоказания:

  • патологии почек, сердца, печени, органов дыхания;
  • гнойные процессы;
  • психические заболевания;
  • острые состояния, обострение хронических болезней;
  • новообразования:
  • угроза или наличие кровотечения;
  • пороки сердца с декомпенсацией;
  • астматический статус.

5 основных упражнений

Любая гимнастика начинается с разминки. Для детей 6 месяцев это сгибание и разгибание рук в локтях, махи вверх-вниз, в стороны, поочередное и одновременное поднятие ног, имитация езды на велосипеде.

Разогревающая часть длится 5-7минут. Ею же можно закончить гимнастику.

Основная часть состоит из 5 упражнений.

  1. Отжимания. Ребенка выкладывают на живот и выжидают, когда он поднимется, опираясь на руки. Повтор 5-6 раз.
  2. Подготовка к ползанию. Из махрового полотенца формируют валик и устанавливают ребенку под грудь. Конечности малыша должны свободно свисать. Дальше в течение 3-5 минут ему предлагают брать в руки интересные предметы или игрушки.
  3. Упражнение для сидения. Из позиции лежа на спине ребенку помогают сесть, вложив в ладошки большие пальцы рук и слегка потянув на себя. Большую часть работы кроха должен проделать самостоятельно. Дальше, продолжая удерживать одну руку, родитель слегка раскачивает малыша из стороны в сторону. Время выполнения – 3–5 минут.
  4. Наклоны. Родитель стоит сзади, обхватив ребенка под грудь и чуть выше колен. Затем плавно выполняет наклон вперед. Спина малыша все время прямая. Количество наклонов – 5–7.
  5. Тренировка мышц спины. Малыш лежит на животе. Родитель, находясь сзади, подхватывает его под грудку и осторожно подтягивает назад и вверх, прижимая к себе. В конце упражнения ребенок оказывается на коленях. 4–5 повторов вполне достаточно.

Гимнастика – это отличный повод пообщаться с ребенком. Не нужно воспринимать ее как обязанность. Лучше проводить занятия в игровой форме, с потешками, коротенькими стишками. Например, можно приговаривать: «Малыши-крепыши вышли на площадку, малыши-крепыши делают зарядку! Раз-два, три-четыре. Руки выше! Ноги шире!»

Зарядка-игра

Если ребенок противится выполнению сложных упражнений, можно прибегнуть к небольшой хитрости. Наверняка ему придется по нраву следующая игра:

  1. Погладить ножки: «Для чего сыночку ножки?»
  2. Потопать ногами малыша по столику: «Чтобы бегать по дорожке».
  3. Погладить головку и ушки: «Для чего сыночку ушки?»
  4. Погреметь игрушкой: «Чтобы слушать погремушки».
  5. Провести по губам: «Для чего сыночку ротик?»
  6. Причмокивать: «Чтобы пить компотик».
  7. Смешно расширить глаза: «Для чего сыночку глазки?»
  8. Показать яркую игрушку: «Чтобы видеть мира краски».
  9. Приподнять за ручки и погладить спинку: «А зачем сыночку спинка?»
  10. Положить обратно: «Чтоб валятся на простынке».
  11. Перевернуть на животик, похлопать по ягодицам: «Для чего сыночку попа?»
  12. Обнять: «Чтоб по ней ладошкой хлопать».
  13. Поочередно согнуть ноги в коленях: «Мишка, лапки подними».
  14. Поднять и опустить прямые ноги: «Мишка лапки опусти».
  15. Потянуть за ручку для переворота: «Мишка, Мишка покружись».
  16. Поднять за грудную клетку и сымитировать ходьбу: «А потом земли коснись».
  17. Положить малыша на спину, его же ручками провести вверх-вниз по животу: «И животик свой потри».
  18. Раздвинуть руки в стороны и свести на уровне грудной клетки: «Раз, два, три – раз, два, три!»

Постепенно можно будет перейти к выполнению гимнастических упражнений. Малыш привыкнет к физическим нагрузкам, и сами занятия теперь будут ассоциироваться с чем-то приятным и занимательным.

Для нормального развития ребенка достаточно обеспечить ему свободу передвижения. Долгое нахождение в манеже, стульчике для кормления, ходунках тормозит укрепление опорно-двигательного аппарата. Также не рекомендуется усаживать и обкладывать кроху подушками – так он будет дольше осваивать навык самостоятельного сидения. Кроме того, это грозит проблемами со здоровьем, если малыш еще физически не готов к сидению.

Гимнастика для ребенка после 6 месяцев – это способ исследовать внешний мир по-новому. Если по характеру малыш любознательный и непоседливый, то первые успехи не заставят себя долго ждать. Уже через несколько занятий он будет увереннее сидеть и ползать, а возможно, даже научится стоять у опоры. Спокойных малышей придется больше заинтересовывать, побуждать к действиям игрушками, держать постоянный эмоциональный контакт. Главное – чувствовать ребенка и не перегружать. Лучше короткая гимнастика, но позитивная, чем длинная с изнуряющим плачем. И напоследок – даже для минимальной пользы нужна систематичность. Занятия с ребенком должны войти в привычку и выполняться если не ежедневно, то хотя бы 3-4 раза в неделю.

Игры для детей, развитие ребенка, раскраски, детские поделки

Привет! Вы посетили необычный блог, над которым работает целая семья: папа Костя, мама Саша, дочки – погодки Ксюша и Сима. Прочитать больше о нас Вы можете здесь.

Черно-белые картинки для новорожденных

Когда в нашей семье родилась Серафимка, я очень активно интересовалась методикой Монтессори. Я узнала про низкое спальное место и другие принципы создания развивающей среды для малыша, а ещё я узнала про Монтессори-мобили и чёрно-белые карточки. Тогда я нашла много контрастных картинок, распечатала их и повесила как гирлянду около того места, где Сима проводила время, пока не спала. Сейчас у многих моих друзей появились новорожденные дети и я вспомнила, что было бы неплохо сделать такой материал, чтобы мамы могли развивать зрение у крохотных крошек 🙂

Почему именно черно-белые картинки?

Всё просто. Наверняка вы слушали, что у новорожденных плохо развито зрение. В первые дни жизни глазки ребёнка двигаются хаотично. После 20 дней малыш способ недолго удерживать взгляд на предмете. Постепенно взгляд ребёнка развивается и он может видеть всё дальше и чётче.

А ещё новорожденные не различают цвета. Да-да! Это связано с тем, что сетчатке человеческого глаза находятся специальные клетки (палочки и колбочки). При помощи палочек мы видим контрастные чёрно-белые изображения, а колбочки позволяют нам различать цвета. Так вот у младенцев в первые полтора месяца жизни больше палочек, а колбочки развиваются немного позже.

Чтобы помочь ребёнку научиться концентрировать внимание, нужно показывать ему контрастные чёрно-белые картинки. Принцип введения новых изображений: от просто к сложному. Сначала это могут быть самые простые линии, геометрические фигуры, потом силуэты животных и орнаменты. С 2-х месяцев – яркие цветные картинки, потом более сложные изображения.

Я разработала комплект картинок от простого к сложному. Самые первые картинки очень простые, затем идут силуэты животных разной детализации. Выбирайте сначала те силуэты, которые имеют более понятную форму, а затем вводите более сложные рисунки. Самыми детальными в моей подборке являются узоры. Их вводите ближе к 3-м месяцам.

Скачать 62 чёрно-белые картинки для новорожденных | pdf

Менять картинки стоит не чаще, чем раз в неделю.

Как использовать чёрное-белые карточки?

  1. Держите картинку в руках и просто показывайте малышу некоторое время, говорите с ним о чём-нибудь, пусть он слышим ваш голос. Расстояние до картинки не более 30 см.
  2. Прикрепите картинку к стенке кроватки или где-то в поле зрения малыша на расстоянии не более 30 см.
  3. Подвесьте карточку к мобилю, чтобы рисунок был расположен горизонтально.
  4. Поместите картинку в рамочку и поставьте её рядышком с местом кормления малыша. Когда он будет кушать, сможет внимательно рассматривать рисунок.

Я буду очень рада, если этот материал поможет вам радоваться новому вместе в вашим новорожденным человечком. Пусть он пораньше научится различать то, что видит, чтобы вскоре внимательно рассмотреть ваше лицо!

Если вам понравились эти карточки для новорожденных, расскажите о них друзьям в социальных сетях. Возможно, кто-то из них как раз ждёт появления малыша или уже радуется первым дням совместной жизни 🙂

А чтобы регулярно получать от нас разные полезности для развития детей, смело подписывайтесь на обновления блога “Расти умным!“.

Желаем вам и вашему малышу множество волшебных мгновений, проведённых вместе!

Гимнастика для ребенка 6 месяцев

Первые шесть месяцев – очень важный период в жизни ребёнка. За это время происходит множество изменений, как в физическом, так и в психологическом развитии малыша. Важный этап физического развития второго полугодия жизни – умение ползать, потом ходить. Гимнастика для ребёнка 6 месяцев необходима, для того чтобы правильно подготовить его к этому, укрепить мышцы, развить определённые навыки.

Малыш на животе

Физическое развитие 6-месячного ребенка

В этом возрасте малыш уже многое умеет. Он с легкостью переворачивается с живота на спину и наоборот. Лёжа на спине, поднимает туловище на вытянутых руках, пытается сесть. Малыш с удовольствием становится на ножки, когда взрослый удерживает его под мышки. Некоторые активные непоседы к этому возрасту могут уже самостоятельно сидеть или стоять на четвереньках, пытаться ползать, вставать, держась за опору.

Также к 6 месяцам пропадает гипертонус в мышцах. Ребёнок может осознанно захватывать игрушку, перекладывать её из руки в руку. К понравившемуся предмету будет пытаться ползти на животе, отталкиваясь ножками. Часто при попытке проползти вперёд у малыша выходит назад или вокруг своей оси, что также является вариантом нормы.

Чем полезна гимнастика для грудных детей

В первую очередь, гимнастика для младенцев 6 месяцев помогает укрепить мышцы и подготовить к следующему важному этапу – ползанию. Для этого умения должны быть достаточно развиты мышцы ног и рук, живота, спины и шеи.

Также зарядка для детей в 6 месяцев и старше помогает развитию координации движений, равновесия при сидении и попытках удерживаться на ногах.

Тренировки благотворно влияют не только на физические навыки, но и на психологические. Занимаясь с чадом, мама имеет с ним тактильный и визуальный контакт, очень важный для нормального развития. Общаясь и проговаривая каждое движение, мама помогает развивать речь малыша.

Наконец, благодаря гимнастике и ЛФК, происходит улучшение кровообращения не только во всех частях тела, но и во внутренних органах, что благотворно сказывается на пищеварении, работе сердечно-сосудистой системы и других органов.

Особенности процедуры

Гимнастика для 6 месячного ребенка претерпевает небольшие изменения:

  1. Увеличивается продолжительность занятий с 15 минут до получаса.
  2. Даётся большее количество нагрузок на опорно-двигательный аппарат.
  3. Тренировки проводятся спустя час после еды и за полчаса до приёма пищи.
  4. Процедуры можно проводить не только на столе, но и на полу, застелив его гимнастическим ковриком.

Остаётся неизменным правило хорошего настроения: если кроха капризничает, не стоит заставлять его силой, пусть от занятий будут только положительные эмоции. Можно включить ритмичную веселую музыку.

Читайте также:  Чем можно кормить ребенка в 4 месяца?

Важно! Полноценные занятия можно проводить только со здоровым ребёнком. Даже если внешне он здоров, следует регулярно наблюдаться у педиатра, чтобы выявить возможные противопоказания к упражнениям.

Физические упражнения для детей в 6 месяцев

Прежде, чем начинать гимнастические тренировки, нужно разогреть мышцы и суставы ног и рук.

Упражнения с ногами

Исходное положение – лёжа на спине, ножки прямые.

  1. Удерживая одной рукой бедро малыша, второй согнуть и разогнуть другую ногу, 5-6 раз. Повторить упражнение с другой ногой.
  2. Сгибать и разгибать ножки вместе – 10 раз.
  3. Упражнение «велосипед». Захватывая за икры, попеременно сгибать и разгибать обе ноги, 8-10 раз.
  4. Мама обхватывает кистью своей руки колено и часть бедра согнутой ножки ребёнка, аккуратно проводя круговые движения, сначала одной ноги, затем другой – 5-6 раз.
  5. Соединить стопы малыша вместе и быстро похлопать ими друг о друга, 10 раз.
  6. Обе ножки ребёнка согнуть и поставить стопами на коврик, в положении лёжа, приподнять и снова поставить, 10 раз.

Упражнения с руками

Положение – лёжа на спине, ручки и ножки ребёнка выпрямлены.

  1. Взяв за кисть малыша, сгибать и разгибать руку в локтях, 5 раз. Повторить с другой рукой.
  2. Упражнение «мельница». Провести активные взмахи руками от головы к ножкам в перекрестном направлении, 10 раз.
  3. Упражнение «обнимашки». Попеременно перекрещивать ручки на груди малыша, сначала левая рука сверху, затем правая, 10 раз.

После того, как мышцы и суставы разогреты, можно приступать к более сложным упражнениям. Подобная зарядка полезна для малышей не только для 6 месяцев, но и младше.

Упражнения с ручками

Гимнастические упражнения для детей в 6 месяцев

К шестому месяцу жизни грудничок осваивает умение сидеть самостоятельно. Для того чтобы сделать это правильно, нужно выполнять специальный комплекс упражнений.

Подготовка к сидению

Положение – лёжа на спине.

  1. Одной рукой взрослый соединяет и фиксирует ножки ребёнка, держа за бёдра, другой – тянет за одну ручку грудничка. Опираясь на вторую ручку, малыш садится. Повторять, меняя руки.
  2. Поджать ребёнку ножки, соединяя стопы в положение лягушки. Одновременно приложить кисти малыша к внешней стороне щиколотки, соединяя с ногами. Взрослый захватывает большими пальцами рук голеностопы грудничка, остальными пальцами придерживает ручки за предплечья. Потягивающим движением побуждает ребёнка сесть. Повторить 5 раз.

Этот комплекс занятий группирует и укрепляет мышцы пресса, спины, шеи и даёт информацию на сидение.

Упражнение для подготовки к ползанию

Это упражнение удобнее делать на столе, исходное положение – лёжа на животе, ногами к взрослому. Мама поднимает малыша левой рукой под животик, правую – заводит под руки ребёнка. Он упирается ладонями о поверхность стола, взрослый толкает правой рукой и локтем попеременно ручки карапуза.

Далее можно попробовать, чтобы малыш сам шагал руками.

Уроки ползания и сидения на фитболе

Очень полезны упражнения для 6 месячного ребенка на фитболе. Это помогает развивать вестибулярный аппарат и укреплять все группы мышц.

  1. Мяч застелить чистой пеленкой, выложить дитя на животик. Прижать его локти к туловищу, чтобы была опора, и покачивать на мяче взад-вперёд и в стороны.
  2. Лёжа на животе, руки малыша вытянуты перед собой. Родитель прокручивает мяч вперед, и ребёнок касается ладошками пола, делая несколько шагов руками.
  3. Малыш сидит на мяче, мама поддерживает его сзади, обхватывая руками за бёдра. Делаются легкие покачивания вперёд-назад, в стороны и по кругу.
  4. Используя положение предыдущего упражнения, взрослый прокручивает мяч вперёд сильнее, так, чтобы грудничок подтягивал корпус, оставаясь в положении сидя.

Техника гимнастики и массажа шестимесячным малышам

Гимнастика для малыша 6 месяцев подразумевает также массаж, с помощью которого происходят расслабление зажатых мышц, нормализация нервной системы, развитие моторики, общее укрепление организма.

Обратите внимание! Общеукрепляющий массаж отличается от лечебного, который может осуществлять только специалист.

Массаж грудной клетки для 6-месячного малыша

  1. Ребёнок лежит на спине, мама тыльной стороной руки начинает поглаживания от нижней части грудины вверх и в стороны к плечам.
  2. Далее пальцами идёт поглаживание от центра к краям по ходу направления рёбер.
  3. Подушечками пальцев делаются небольшие круговые движения вокруг грудины снизу вверх.
  4. Сменив направление движений, родитель продвигается пальцами между рёбер от грудины к краю, избегая области сердца.
  5. Завершая массаж грудной клетки поглаживанием, можно постепенно переходить на область живота.

Массаж живота

  1. Тыльной стороной кисти произвести круговые движения вокруг пупка по часовой стрелке.
  2. Подключая вторую руку, ладони скользят синхронно от боков к центру снизу вверх.
  3. Далее правая кисть, согнутая в кулак, аккуратно движется по спирали вокруг пупка по часовой стрелке. Таким образом производится 2-3 круга, с каждым разом увеличивая диаметр.
  4. Заканчивается массаж легким поглаживанием живота.

Как делать массаж рук 6-месячному ребенку дома

Массаж рук очень полезен, особенно в первый год жизни. Развивается моторика, снимается гипертонус пальчиков рук, улучшается кровообращение. Если карапуз уже уверенно сидит, массаж можно проводить сидя.

  1. Необходимо сначала расслабить пальчики, делая поглаживания внутренней стороны кисти и переходя на пальчики.
  2. Далее следует легкое растирание каждого пальчика младенца от кончиков к основанию. Закончить первоначальным поглаживанием.
  3. Взрослый вкладывает большой палец в ладошку малыша, второй рукой делает поглаживания от кисти к локтю с внешней, затем с внутренней стороны. То же самое проделывает, поднимаясь выше, от локтевого сустава к плечу.
  4. Таким же образом нужно делать растирание, но только с внешней стороны предплечья и плеча.
  5. Теперь можно перейти к разминанию. Мама обхватывает предплечье малыша кистью своей руки, большим пальцем к внутренней стороне. Делает разминающие движения поочередно всеми пальцами, двигаясь вверх к плечевому суставу. Повторить 2-3 раза.
  6. Заканчивать массаж рук нужно поглаживанием от кончиков пальцев до плеча.

Ежедневные занятия гимнастикой необходимы для шестимесячного ребёнка, для его гармоничного развития и укрепления организма в целом. Так считают многие детские врачи, включая доктора Комаровского.

Видео

Первые черно-белые картинки для развития малыша (от нуля до шести месяцев)

Малыши проводят свои первые недели и месяцы жизни, обучаясь видеть окружающий мир. В этот период развиваются такие умения как фиксация взгляда, содружественные движения обоих глаз, распознавание глубины, развитие зрительно-тактильных реакций, пространственное восприятие. Изначально, чем больше зрительной информации получает ваш малыш, тем активнее развивается его мозг. Поэтому ребенок, окружение которого визуально обогащено, более спокоен и внимателен во время бодрствования, чем ребенок, лишенный стимуляции.
Первые и самые главные зрительные объекты, которые оказывают стимулирующее воздействие на развитие зрения малыша с самого рождения – это лица мамы и папы. Поэтому как можно чаще смотрите на своего ребенка, общайтесь с ним, улыбайтесь.
На втором месте – контрастные черно-белые структурированные изображения, которые малыш может «рассматривать». Глядя на то, как моему Главному Читателю нравилось смотреть на осенние черные ветки деревьев на фоне светлого неба, я всегда жалела, что у нас дома нет панды, зебры, или хотя бы далматинца.

Период от рождения до шести месяцев крайне важен для развития зрения ребенка, так как именно в это время наиболее быстро и интенсивно формируется глазное яблоко, пути, идущие от него к мозгу, и те участки мозга, которые отвечают за прием и переработку визуальной информации. Психофизиологи рассматривают этот возрастной период, как критический для формирования зрительной системы. Именно первое полугодие жизни ребенка – самое чувствительное к внешней стимуляции время развития зрительной системы, оптимальное для проведения занятий. В результате таких занятий улучшаются зрительные функции: светоощущение, острота зрения, цветоощущение, контрастная чувствительность, поле зрения. Занятия можно проводить на пеленальном столике, в кроватке, на кровати и т.д., но лучше, чтобы источник света находился за головой малыша, т.е. ребенка удобнее уложить головой к окну.

В первые месяцы жизни важно формирование двух зрительных умений: фиксировать и рассматривать предмет, и прослеживать его. Вот ряд упражнений с картинками на фиксирование и прослеживание, которые помогут вашему малышу (Ф – фиксирование, П – прослеживание):

0-1 месяц:
При рождении поле зрения вашего малыша ограничено – 30 градусов слева и справа от него, 10 градусов сверху и снизу, на расстоянии не более 90 см от тела. Его зрение на 10 – 30 процентов менее острое, чем ваше, поэтому ему сложнее видеть тонкие линии. Он видит их как смазанную серую массу. К тому же, новорожденным больше правятся контрастные черно-белые узоры, чем цвета, потому что в этот период их палочки (клетки в сетчатке, чувствительные к слабому свету и различающие только черный и белый) работают лучше, чем колбочки (клетки, которые видят цвета на ярком свету). В первый месяц жизни малыши предпочитают простые геометрические фигуры, клетку, полоску, точки, прямые и ломаные линии кривым и волнистым.
Уже в 10 дней малыш может удерживать в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое сложение), а в 20 дней – сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете и на лице говорящего с ним взрослого. К концу месяца он пытается следить за медленно перемещающимся черно-белым предметом или лицом взрослого на расстоянии 20-30 см. Замечает объекты, недолго рассматривает их.

Ф: Показывайте, а также прикрепите к стенкам кроватки листы бумаги с черно – белыми контрастными рисунками. Меняйте их с нарастанием сложности. Это поможет малышу фокусировать взгляд. Подойдут и черно-белые фотографии мамы и папы.

Полезно смастерить малышу черно-белый мобиль. Подвесить его можно на вешалку, предварительно сделав на ней насечки для ниток, или на скрещенные карандаши. Еще проще купить в магазине готовый вращающийся мобиль и временно поменять подвесные игрушки на черно-белые.

П: На расстоянии примерно в 30 см от глаз покажите малышу картинку. Ребенок заметит ее и зафиксирует на ней взгляд. Медленно переместите картинку вправо, потом влево (горизонтальное прослеживание). В дальнейшем приближайте картинку к малышу и снова удаляйте (20см – 1 метр – вертикальное прослеживание).

1 – 3 месяца:
Малыш может четко фокусировать зрение на предметах на расстоянии около 30 см и обычно начинает улыбаться, рассматривает детали лица, узоров. Его особенно привлекают изображения кругов, колец, пятна. Кроме того, он будет более пристально смотреть на внешние края рисунков, чем в середину.
Ребенок уже следит за предметом, когда его отводят немного в сторону. В течение 1-2х минут может зрительно сосредоточиваться на неподвижном предмете. К концу третьего месяца жизни переводит взгляд на появившийся в поле зрения объект: сбоку, сверху, снизу. Следит за перемещающимся во всех направлениях предметом на расстоянии 20-80 см. Ждет появления исчезнувшего из его поля зрения предмета.

Ф: Картинки можно развесить на стенах по всему дому – малыш уже может зрительно сосредотачиваться в вертикальном положении (на руках у взрослого), так что его ждут интересные прогулки.

П: В этом возрасте усложните траекторию движения предметов для прослеживания. К горизонтальным и вертикальным перемещениям картинки по прямой линии добавьте прослеживание по двум диагоналям, по дуге, по кругу, вслед за волнообразным движением картинки. Теперь можно прослеживать картинки не только лежа на спине, но и вертикально на руках у мамы или папы, и лежа на животе (когда малыш уверенно держит голову). Прослеживание предметов по кругу можно тренировать при помощи мобиля, сняв с него все объекты, кроме одного.

3 – 4 месяца:
Малышу начинают нравиться более сложные рисунки, на место прямых и ломаных линий приходят кривые линии и формы.
Кроме того, он помнит увиденное, наблюдает за движущимся предметом, переводит взгляд и поворачивает в его сторону голову. В этот период происходит становление цветовосприятия, потому что в сетчатке начинают усиленно работать колбочки.

Ф: Можно вводить цвет (попробовать стоит с двух месяцев, у некоторых детей колбочки созревают раньше). Сначала малыш способен воспринимать красный и желтый цвета, чуть позже – зеленый и синий. Дальше вы можете показывать любые цвета в произвольном порядке и комбинациях.

Для фиксирования цвета покажите малышу поочередно с интервалом в 30 секунд две картинки с цветочком, отличающиеся только цветом (форма и размер у них одинаковые). Проделайте то же для фиксирования формы с изображениями бабочки и елки (цвет объектов одинаковый).

П:
1. Возьмите одну из картинок и плотный лист белой бумаги такого же размера. Покажите малышу картинку на расстоянии 30-50 см. Убедитесь в том, что он ее зафиксировал, а затем закройте белым листом половинку картинки. Секунд через 30 опять покажите всю картинку целиком.
2. Проделайте то же самое, но на этот раз прячьте за белым листом не половинку, а всю картинку сразу.
3. Возьмите две картинки и белый лист бумаги, сложив их поочередно, как колоду карт: картинка, белый лист, еще одна картинка. Покажите ребенку первую картинку, и, после того, как он ее зафиксирует, уберите в конец «колоды». Появится белый лист. Через 20-30 секунд покажите вторую картинку. Малыш удивится.

Читайте также:  Когда ребенок начинает говорить первые слова и фразы

4-6 месяцев:
К 4 месяцам ребенок видит все цвета и может фокусировать зрение и на ближних, и на дальних предметах, образы, полученные от правого и левого глаза начинают объединяться в один – у малыша развивается бинокулярное зрение и зрительное восприятие глубины. Он по-прежнему будет предпочитать кривые прямым и стремиться к более сложным рисункам. В этом возрасте малыши очень любят рассматривать объекты народных промыслов – жостовские подносы, хохлому, гжель, орнаменты и ковровые узоры. Оказывается, что помимо получения эстетического наслаждения, их созерцание является отличной тренировкой для зрительной системы ребенка – в них есть ритм, симметрия и асимметрия, четкость и выверенность композиции.

Ф: Одновременно покажите ребенку две картинки. Малыш будет переводить взгляд с одного рисунка на другой. Покажите ребенку картинку, отраженную в зеркале.

П: Вам понадобится картинка и плотный лист белой бумаги шириной около 40 см. Покажите картинку малышу на расстоянии 50-60 см. Пусть ребенок зафиксирует ее. Затем медленно переместите ее в горизонтальном направлении в поле зрения ребенка. После 2-3 показов возьмите второй рукой белый лист, и держите его перед глазами ребенка таким образом, чтобы картинка на пути своего движения исчезала за ним, а потом появлялась с другой стороны.
Если у ребенка уже сформировалось понимание того, что исчезнувший из поля зрения объект, во первых, не перестает существовать, и, во вторых, продолжает двигаться, то вы сможете увидеть, как малыш переведет взгляд к месту будущего появления картинки из-за листа.

Можно нарисовать черно-белые рисунки самостоятельно, а можно распечатать себе такие же, как у нас.

Чтобы получить печатные материалы, можно подписаться на e-mail рассылку здесь: http://taberko.livejournal.com/209981.ht ml (черно-белые картинки и готовые развертки для самодельных мобилей, цветные картинки, хохлома, гжель, орнаменты и ковровые узоры).

Остается сказать, что в занятиях важны умеренность и хорошее настроение мамы и малыша. Проводите игры, когда ребенок доволен, спокоен и не очень устал, например, после кормления. Не увлекайтесь только зрительно-ориентировочными реакциями. Для целостного развития важно стимулирование и взаимодействие всех органов восприятия ребенка: слуха, осязания, обоняния, вкуса. А еще помните, что самое главное для развития зрительной системы – не количество и разнообразие картинок, а мамино улыбающееся лицо.

Список использованной литературы:
1. Сирс У., Сирс.М. Ваш малыш от рождения до двух лет. – М. : Эксмо, 2010. – 912 с.
2. Иванова Л. В. Я — мама. Здоровье и развитие ребенка от рождения до года. — СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Гранд», 2002. – 448 с.
3. Брюэр С. Суперребенок. До рождения и после. – М. : Попурри, 2003. – 256 с.
4. Результаты психолого-педагогических исследований нервно-психического развития детей первого года жизни, прив. Н.М. Келовановым, С.М. Кривиной, Э.Л.Фрухт, К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой и др.

Happymomsplace – #местовстречимам

Блог полезных советов!

Детский массаж и гимнастика в 6-9 месяцев. Комплекс упражнений

Итак, детский массаж и гимнастика по методике Ирины Красиковой для здорового ребенка в возрасте 6-9 месяцев.

IV комплекс упражнений детского массажа и гимнастики для ребенка в 6-9 месяцев
План занятий

1. Скрещивание рук на груди 6-8 раз.

2. Упражнения для ног:

— одновременное сгибание и разгибание ног, 4-6 раз;

— сгибание и разгибание ног, попеременно 4-6 раз каждой ногой.

3. Поворот со спины на живот (в одну сторону).

4. Массаж спины и ягодичной области:

— поглаживание, 2-3 раза по всей поверхности;

— растирание: по всей поверхности 2-3 раза;

— поглаживание — каждый прием 2-3 раза по всей поверхности;

— разминание: по всей поверхности спины 2-3 раза;

— стимулирующие приемы: поколачивание, пощипывание ягодичных мышц.

5. Ползание на четвереньках.

6. Массаж живота:

— поглаживание — все приемы по 2-3 раза;

— растирание: подушечками пальцев, 2-3 раза;

— пиление по прямым мышцам живота, 2-3 раза;

— пощипывание вокруг пупка;

— поглаживание — все приемы по 2-3 раза.

7. Присаживание с прогибанием позвоночника, 2 раза.

8. Круговые движения руками, 4-6 раз.

10. Поднимание выпрямленных ног, 6-8 раз.

11. Поднимание из положения на животе, 1-2 раза.

12. Массаж груди:

— поглаживание, 2-3 раза;

— вибрационный массаж, 2-3 раза;

— поглаживание, 2-3 раза.

13. Присаживание за согнутые руки, 1-2 раза.

14. «Бокс», 5-6 раз каждой рукой.

Практика детского массажа и гимнастики для здорового ребенка в возрасте 6-9 месяцев Ирины Красиковой
1. Скрещивание рук на груди

Усложните это хорошо знакомое вам упражнение (см. III комплекс № 2), вложив в кисти ребенка кольца или другие удобные для захвата игрушки. Темп движений постепенно ускоряйте и замедляйте, повторите упражнение 6-8 раз под ритмичный счет.

2. Упражнения для ног

Одновременное сгибание и разгибание ног ребенка выполните 4-6 раз (см. III комплекс № 5). Сгибание и разгибание ног попеременно делается следующим образом: обхватите ноги ребенка в области голеней. Затем попеременно сгибайте и разгибайте ноги в различном темпе, имитируя ходьбу и бег (рис. 66). Это упражнение пассивное, работают все мышцы ног и стопы, если вы обеспечиваете для них опору своими мизинцами.

3. Поворот со спины на живот

После 6 месяцев поворот выполняется без поддержки за руку по просьбе: «Повернись на живот». Можно помочь ребенку легким поворотом таза и показом игрушки с той стороны, куда он должен повернуться.

4. Массаж спины

Массаж спины и ягодиц сохраняется и проводится по прежнему плану (см. III комплекс № 7):

— поглаживание по всей спине и ягодицам, 2-3 раза;

— растирание подушечками пальцев, пиление по всей поверхности спины и ягодиц, растирание тыльной поверхностью согнутых пальцев;

— поглаживание, 2-3 раза;

— разминание мышц спины;

— разминание ягодиц правой и левой рукой поочередно (по 5-6 движений); —

— поглаживание 2-3 раза;

— поколачивание или пощипывание ягодичной области.

5. Ползание на четвереньках

И. п.: ребенок лежит на животе.

Ребенок хорошо опирается на выпрямленные руки и, возможно, уже пробует стоять или ползать на четвереньках. Если нет — помогите ему, поставив малыша на четвереньки и, заинтересовав его игрушкой, побуждайте ползти.

Ползание — упражнение пассивно-активное, это прекрасная тренировка для мышц спины, ног, рук и плечевого пояса. После того как ребенок научится ползать самостоятельно, это упражнение можно совсем исключить из занятия, но дать возможность ползать по полу.

6. Массаж живота

Выполните по знакомому плану (III комплекс № 9):

— поглаживание: круговое, встречное и по косым мышцам живота по 2-3 раза каждый прием;

— растирание: подушечками пальцев, пиление по прямым мышцам живота по 2-3 раза;

— пощипывание вокруг пупка;

— поглаживание — все приемы по 2-3 раза каждый.

7. Присаживание с прогибанием позвоночника

Это упражнение вам уже знакомо (см. III комплекс № 10).

После 8 месяцев можно присаживать ребенка, поддерживая за одну руку (рис. 68).

И. п.: ребенок лежит на спине.

Левой рукой придерживайте колени ребенка. Правой рукой возьмите ребенка за правую ручку и со словами: «сядь-сядь» и т. п. побуждайте ребенка сесть, опираясь на локоть.

В то время когда ребенок сидит, проведите пальцами вдоль позвоночника снизу вверх до разгибания спины. Затем медленно положите малыша на спину, точнее, на левый бок. Это упражнение — активная тренировка мышц брюшного пресса.

Выполняется 2 раза, причем второй раз надо придерживать колени правой рукой, а левой поддерживать ребенка за левую руку и укладывать его на правый бок.

8. Круговые движения руками

Усложните это знакомое вам упражнение (см. III комплекс № 15), вложив в кисти ребенка кольца или удобные для захвата игрушки. Движения руками выполняйте медленно, под ритмичный счет, т. к. это сложное по координации упражнение. Повторите 4-6 раз.

9. Массаж стоп (см. II комплекс № 11)
10. Поднимание выпрямленных ног

И. п.: ребенок лежит на спине.

Большими и указательными пальцами рук, обращенных ладонями к ребенку, обхватите его голени снизу; остальные пальцы наложите на коленные чашечки. Поднимите выпрямленные ноги до вертикального положения и медленно опустите их (рис. 69). Затем поднимайте ноги попеременно (рис. 70). Упражнение повторите 6-8 раз.

11. Поднимание из положения на животе при поддержке за выпрямленные руки

И. п.: ребенок лежит на животе.

Дайте ребенку обхватить ваши большие пальцы, поддерживая его кисти остальными пальцами. Отведите выпрямленные руки ребенка в стороны (во избежание сгибания упритесь своими ладонями в локти), далее поднимите прямые руки к голове на уровень ушей. Малыш поднимает голову назад-вверх и упирается стопами в ваш живот (рис. 71). Продолжайте поднимать его до положения стоя на коленях (рис. 72, 73).

После 8 месяцев это упражнение выполняется с кольцами, причем ребенок может подняться до положения стоя. Приподнимание туловища — движение активное, интенсивно работают мышцы рук, спины и ног. Упражнение делается 1-2 раза; помните, что руки ребенка надо держать на уровне ушей, это предотвращает повреждение в плечевых суставах.

12. Массаж груди

Выполняется по следующему плану (см. II комплекс № 14):

— поглаживание верхней части груди, 2-3 раза;

— поглаживание по межреберьям, 2-3 раза;

— вибрационный массаж, 2-3 раза;

— поглаживание, 2-3 раза.

13. Присаживание за согнутые руки

И. п.: ребенок лежит на спине.

Дайте ребенку обхватить ваши указательные пальцы так, чтобы ладони ребенка были обращены к нему. Разведите руки всего лишь на ширину плеч, затем просьбой: «сядь», и легким потягиванием за ручки побуждайте ребенка сесть (рис. 74). И так 1-2 раза.

Если малыш способен на такое напряжение, то он поднимает голову и туловище и подтягивается, сгибая руки. Если же руки ребенка остаются выпрямленными, то упражнение надо считать преждевременным. В дальнейшем можно вкладывать в кисти ребенка кольца.

14. «Бокс» Это хорошо знакомое вам упражнение (см. III комплекс) после 8 месяцев можно делать в положении сидя.

15. «Тачка» (ходьба на руках)

В конце занятия приподнимите ребенка горизонтально над столом так, чтобы он опирался на выпрямленные руки, ноги удобнее захватить «вилочкой», другой рукой можно поддерживать под животом. В этом положении ребенок поднимает голову и идет на руках вперед (рис. 75).

Мы рассмотрели комплекс упражнений детского массажа и гимнастики в 6-9 месяцев по методике Ирины Красиковой.

Здоровья Вам и Вашим деткам

Мыслями и опытом поделитесь в комментариях:)

Подготовила материалы: Акопджанян Алена (Мама Алена:)).

Источник: Красикова И. С. «Детский массаж. Массаж и гимнастика для детей от рождения до трех лет».

Вас все учат жить?! Знание – сила! Читайте нас! Будьте умной, уверенной и счастливой!

Графические упражнения
методическая разработка по теме

Опыт работы по использованию графических упражнений в работе с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
prezentatsiya_opyta.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Источники способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.

Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детей, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Редко кто задумывается о том, что при отставании в развитии моторики кисти, происходит сокращение возможностей сердечно – сосудистой системы и органов дыхания. Специальное изучение процесса письма показало, что дети выполняют письменное задание на вдохе. Ребенок задерживает дыхание, пока пишет букву, слог, даже слово. Естественно, чем длиннее слог, тем дольше задержка дыхания, что отрицательно сказывается на состоянии организма. Эти исследования ученых показывают, что понимание педагогами и родителями значимости своевременного развития кистевой моторики, помогут ребенку не только сформировать навык письма, но и оградят от трудностей обучения, сохранят его физическое и психологическое здоровье.

Учитывая важность данной проблемы темой моей углубленной работы с детьми стала «Графические упражнения как фактор развития мелкой моторики руки ребенка».

основную цель данной деятельности –

Развитие мелкой моторики и координация движений рук детей дошкольного возраста для подготовки к успешному обучению в школе.

Исходя из этой цели, я наметила следующие задачи:

– развивать изобразительные и графические умения, координацию движения руки при обращении с ручкой и карандашом;

– формировать умение ориентироваться на плоскости листа бумаги, развивать зрительную память и глазомер;

– развивать точность движения руки, ловкость пальцев, силу кисти;

– воспитывать усидчивость, старательность.

Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики кисти рекомендуются следующие виды деятельности и оборудование:

= наборы пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти руки)

= наборы колец различной величины (для нанизывания их на стержень)

= цветные клубочки ниток для перематывания;

= мозаика различных видов сложности;

= нанизывание бус, бисера, пуговиц;

= пособия по застегиванию пуговиц, кнопок, крючков;

= набор веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков;

= дощечки с накатанным слоем пластилина, для выкладывания узоров из мелких камешек, круп;

= палочки для выкладывания узоров по образцу;

= вязание, шитье, вышивание;

= игра «Театр пальчиков»

Важную роль в подготовке детей к письму играет освоение ими графических умений. Самым простым и доступным видом является раскрашивание. Для этого используются в работе с дошкольниками альбомы для раскрашивания. Здесь необходимо обращать внимание на правильность выполнения этого вида деятельности – раскрашено должно быть ровно, аккуратно, в одном направлении, не выходя за контуры рисунка.

Следующим видом деятельности, способствующим подготовки руки ребенка, является рисование. В процессе рисования у детей развивается творчество, углубляется положительное эмоциональное отношение к этому виду деятельности и формируются элементарные графические умения, столь необходимые для освоения письма.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Первоклассники встречаются с трудностями: неправильно держат ручку, рука напряжена, петельки и крючки оказываются неровными, линии – «дрожащими». Все это говорит о том, что графический навык у ребенка вовремя не сформирован.

Важной частью работы с малышами по развитию мелкой моторики, являются пальчиковые игры. Эти игры могут расти вместе с ребенком в течение всего дошкольного возраста.

Пальчиковые игры в комплексе с графическими упражнениями являются важной частью работы по развитию мелкой моторики. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности, активизируют моторику рук, тем самым способствуют выработке ловкости, умения управлять своими движениями. Содержание пальчиковых игр расширяет кругозор ребенка. Малыши любят сказки при помощи пальцев, осваивают игры, которые производят двумя руками. Дети 4-5 лет предпочитают игры со множеством событий. Дети 6-7 лет напротив, оформляют игры мелкими предметами, шариками. Все дети любят пальчиковые игры, испытывают радость, удовольствие от них, что непосредственно влияет на положительное эмоциональное состояние ребенка. Пальчиковые игры также играют большую роль в работе с графическими упражнениями, так как рука быстро устает и ей необходима разрядка, расслабление. Особенно важно это учитывать в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

В этом возрасте также можно выполнять простые графические упражнения. Детям 3-4 лет доступно использование мазков, линий, штрихов, точек. Они учатся создавать простые графические образы, заполнять ими пространство листа бумаги, затем выполняют простейшие задания, которые даются детям в игровой форме, сопровождаясь стихотворениями, потешками, прибаутками. Это такие задания, как «Ниточки», «Звезды на небе», «Покормим птиц» и т.д. Задания постепенно усложняются.

К 5-7 годам детям предлагаются такие упражнения, как «Дорожки», «Дождик», «Штриховка», «Соедини по точкам» и т.д., которые выявляют и развивают внимание, пространственное восприятие, сенсомоторную координацию и тонкую моторику руки. Такие упражнения, как «Отважный летчик», «Ветерок», «Юла», способствуют формированию более точных изображений, помогают преодолеть неуверенность и скованность движений руки.

Главная задача графических упражнений – подготовить руку ребенка к овладению письмом, сформировать базовые графические навыки, развивать координацию и мышечную память руки.

В работе по реализации данной задачи я выделила 4 этапа.

На первом этапе обучала ребенка проводить длинные и короткие вертикальные и наклонные линии, сверху вниз, снизу вверх; горизонтальные линии слева направо, соединяя между собой точки. Причем, здесь допустимо рисование линий несколькими движениями, т.е прерываясь, но только на начальной стадии обучения. Затем, я ставила перед ребенком задачу провести линию, не отрывая карандаша от листа бумаги в таких упражнениях как «Дорожки», «Дождик», «Парашютисты». Дети должны были провести линию ровно, не выезжая за пределы дорожки, сверху вниз. Сначала предлагала широкие и прямые дорожки, затем, усложняя задание, узкие, извилистые. В упражнении «Дождик» ребенок должен был провести прямые ровные линии от каждой капельки до земли. Со временем задание давалось в усложненном варианте: каждой капельке необходимо попасть в лужу, которая расположена в нижней части листа бумаги посередине, и ребенок учился проводить линии сверху вниз не строго вертикально, а меняя направление.

На данном этапе важно научить ребенка не только рисовать прямые линии в разных направлениях, но и волнистые, и ломаные линии. Чтобы решить эту задачу, я использовала в своей работе такие упражнения, как «Пчелка летит с цветка на цветок», «Самолет улетает в небо», «Непослушный мяч» и т.п.. При выполнении этих упражнений использовала прием прорисовывания линий в воздухе, или пальчиком по столу, и только после этого – на приготовленных рабочих листах карандашом. В ходе таких упражнений дети совершенствуют движения своей руки и контролируют собственные действия.

На II этапе я поставила перед собой задачу научить детей штриховать контур различными способами штриховки: горизонтальным, вертикальным, по диагонали, волнистыми и ломаными линиями, круговыми и петлями. В своей работе использовала трафареты, лекала для обводки фигур. В зависимости от возраста, дети обводят сами или это делаю я. Затем дети заштриховывают контур одним из способов штриховки. Вначале рука ребенка быстро уставала, так как дети сильно нажимали на карандаш, у них не было координации пальцев. Для профилактики утомляемости я использовала пальчиковые игры и упражнения на расслабление кисти руки.

При выполнении детьми упражнений по штриховке я обращала особое внимание на правильность выполнения задания: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними(0,3-0,5 см.). Детям, на стадии первых упражнений, легче штриховать мелкие изображения, и, только после появления навыка штриховки, предлагала более крупные рисунки. И сразу отметила успехи детей в этом виде графических упражнений, когда ставила задачу в игровой форме. Например, в упражнениях «Солнышко и туча», «Спаси зайчика», «Ежики», «Кошки-мышки», я предлагала выполнить штриховку, чтобы спасти ежика от мороза, зайчика от волка, мышку от кошки. Ребята с удовольствием «спасали» и заштриховывали короткими и частыми штрихами, причем, границ не соблюдая. Затем, аналогичное задание я давала с установкой на штриховку тем или иным способом с соблюдением границ контура рисунка (норки, тучки и т.д.)

Для освоения более сложного, спирального, вида штриховки, детей надо было научить изображать спираль в разном направлении: начинать с края и заканчивать в центре спирали и наоборот. Здесь я использовала прием пунктирного карандашного изображения спирали для дальнейшего обведения его ребенком. Дети по несколько раз обводили пунктир, прежде чем сами учились изображать «клубочки». В дальнейшем, дети с успехом осваивали правильное выполнение – не отрывая карандаш от бумаги, проводили линии от начала до конца.

На III этапе под моим руководством, дети осваивали упражнения на развитие координации движений кисти – соединение точек одной линией или обведение по контуру. Такие упражнения я использовала как часть занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим, соответствующие тематике деятельности (домашние и дикие животные, деревья, фрукты, рыбы и т.д.).

Самый сложный этап – четвертый, заключительный – графический диктант. Используется в подготовительной группе. Предусматривает проведение большой подготовительной работы – знакомство с тетрадью, клеткой, формирование умения ориентироваться на листе бумаги. Графический диктант использую в работе с детьми как часть занятия и в индивидуальной работе 2-3 раза в неделю. Такие диктанты развивают у детей пространственное воображение, точность в движении руки, что дает возможность заложить правильную основу письма.

Рассмотрев этапы работы с детьми по использованию графических упражнений, ясно видно, что упражнения усложняются с учетом возрастных особенностей детей. Все задания даются мною в игровой форме, что облегчает ребенку их выполнение. Поэтапность работы я учла при составлении перспективно-тематического плана по развитию мелкой моторики в старшей группе.

Остановлюсь подробнее на работе с детьми 4-5 лет. Дети этого возраста могут не только обвести предложенные линии по точкам, но и дорисовать полученные изображения. Например, пририсовать бантик кошке, яблоки на колючках ежу, солнышко над горами и т.д.. Таким образом, дети совершенствуют свои умения рисовать круги, овалы, квадраты, прямоугольники. На основе этих геометрических фигур, ребенок может самостоятельно нарисовать заданное изображение: жука, рыбку, домик, флажок, машину и т.д. С помощью таких упражнений развивается фантазия и творчество ребенка одновременно с графическими умениями. В этом возрасте дети учатся использовать разный нажим на карандаш, совершенствуют умение закрашивать изображение в пределах контура разнообразными видами штриховки.

Обучение всегда связано с недоразумениями и ошибками. Исправлять их нужно спокойно и доброжелательно. Грубым и неосторожным замечанием можно нанести ребенку травму, подорвать его веру в свои способности. Здесь важен подбор слов и интонация: «Сегодня ты уже лучше раскрашиваешь» – так я показываю ребенку, что он продвигается вперед, делает успехи.

Для большей продуктивности, я организовала развивающую зону. В этой зоне создала условия для того, чтобы ребенок мог в любое время закрепить самостоятельно графические навыки, полученные с помощью обучающих упражнений и развивать мелкую моторику своих рук. В этой зоне ребенок может заняться аппликационной лепкой – на доске, укатанной слоем пластилина, апплицировать мелкими деталями (камешками, ракушками, крупами, семенами, пуговицами). Также, в этой зоне расположена «бабушкина шкатулка», в которой находятся клубочки для наматывания, пуговицы для нанизывания, бисер и бусинки для нанизывания на леску, «шнуровку». Есть материал для организации работы по изготовлению контурных фигурок – мягкая проволока и картотека с образцами – контурами. Дети с удовольствием занимаются «ниткописью», т.е. на бархатной бумаге нитками выкладывают контур рисунка. Дети сначала выкладывают нитку по трафарету, а затем без него, проявляя творчество и фантазию. «Сухой бассейн» где ребята находят мелкие предметы в ёмкости с фасолью горохом игры с песком (погружение рук, просеивание его между ладонями, рисование по мокрому песку, выкладывание из мелких камешек), рисование пальчиками по «манной картине», лепка из соленого теста, мозайка и разрезные картинки «Волшебная птица» – нанизывание мелких трубочек на перья птицы; игры с прищепками, которые сопутствуют не только развитию мелкой моторики, но и цвето-восприятию, фантазии и учат считать. Всячески поощряю желание детей рисовать в свободное время. Дети рисуют красками различными способами: кистью, пальцем, зубной щеткой, вилкой, ватной палочкой и др. Для развития ручной умелости, а так же детского творчества, использую разные виды театров. В настоящее время веду работу по использованию театра теней.

Систематическая работа и разные виды деятельности, используемые мной в работе в данном направлении, позволяют достичь следующих положительных результатов:

  • кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость;
  • исчезает скованность в движениях;
  • способствуют развитию мелкой моторики, координации движения пальцев рук, мыслительных процессов;
  • меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыками письма.

Мною собрана картотека пальчиковых игр и картотека тематической деятельности по развитию мелкой моторики пальцев рук. Все эти дополнительные средства стимулируют развитие мелкой моторики пальцев рук.

Работу по развитию мелкой моторики кисти рук я веду в тесной взаимосвязи с родителями моих воспитанников, так как в повседневной жизни ребенка развитие кисти рук, ее силы, точности движений, ловкость пальцев, т.е качеств, необходимых для успешного обучения в дальнейшем письму должно осуществляться постоянно, а не только в детском саду. Рассказываю родителям об особенностях развития ребенка в каждом возрасте, убеждаю в необходимости этих занятий и объясняю, какую помощь они могут ему оказать

В своей работе широко использую такую форму работы, как индивидуальные консультации по запросам родителей, на которых знакомлю их с достижениями ребенка, результатами проводимой работы по мелкой моторике рук, даю советы по привлечению детей к домашней работе, в частности, к приготовлению пищи ( перебирать крупу, лепить вареники и пельмени, размешивать, взбалтывать и т.д.). Также, для закрепления графических навыков, полученных в детском саду, давала задания на дом, привлекая родительскую помощь. Это обеспечивает преемственность контроля за формированием правильного навыка и помогает быстрее достичь качественных результатов.

Результаты данной работы за истекшие три года представлены на данных графиках.

Уровень развития мелкой моторики руки ребенка

воспитанников подготовительной группы «Топтыжка»

Добавить комментарий