Невротическое заикание: причины, симптомы, диагностика и лечение

Невротическое заикание — почему возникает и как бороться

Из-за высокой скорости жизни и большого количества стрессов с каждым годом набирает актуальность невротическое заикание. Оно возникает как у детей, так и у взрослых людей. Коррекция этого состояния требует комплексного подхода.

Лечение заикания проводится в логопедических стационарах или амбулаторно. Такие кабинеты есть в государственных детских садах и поликлиниках, спонсируемых государством, и в частных центрах. На занятия направляются дети и взрослые, имеющие проблемы с речью.

Виды заикания

Заиканием называют речевое нарушение, характеризующееся продлением слогов и звуков, а также их повторением или разрывами в произношении слов. Пациенты могут строить неестественные гримасы или иметь тики из-за трудностей в разговоре. Таким образом они стараются преодолеть запинку. Это состояние также называют логоклонией или логоневрозом. Диагноз ставят при значительном речевом дефекте.

По звучанию различают два вида заикания: тоническое (остановки в речи или удлинение звуков) и клоническое (повторы слогов, слов или отдельных звуков). Существует также смешанный тип, который сочетает в себе признаки двух предыдущих. Если классифицировать по этиологическому признаку, можно выделить невротическую и неврозоподобную форму. Последняя обычно подразумевает органическое поражение мозга, сочетающееся с патологией моторики, включающей нарушение артикуляции. Стрессовые ситуации при этом не оказывают существенного воздействия.

Невротический тип заикания возникает у здоровых людей с нормальными или ускоренными темпами развития. Нарушение речи вызывается сильным однократным или хроническим стрессом. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) не обнаруживает отклонений. Симптомы могут почти отсутствовать в моменты психологического спокойствия, но набирать силу при сильном волнении. Это провоцирует появление логофобии (боязни говорить) и изменения в поведении со стремлением к более закрытому образу жизни. Такая форма может проходить бесследно после коррекции или носить рецидивирующий характер, обостряясь после нового сильного стресса.

Причины появления

Этиология этого речевого нарушения до конца не изучена. Но часто возникновению невротической формы заикания предшествует один из факторов:

  • сильный испуг;
  • эмоциональная нестабильность родителей (резкие перепады в отношении от ласки к грубости или рукоприкладству);
  • перенесённое тяжёлое заболевание;
  • физическое насилие или наказания;
  • систематическое несоблюдение режима дня;
  • угрозы, в том числе в кругу семьи;
  • преждевременное разучивание сложных слов;
  • превышение допустимой нагрузки по чтению литературы;
  • копирование заикания близкого человека.

Речевые нарушения возникают не только из-за неврологических проблем, но и по причине генетической предрасположенности. С детьми с отягощённым анамнезом следует быть более внимательными и осторожными в общении и воспитании. Независимо от причины состояния, у пациентов отмечается гипертонус и повышенная возбудимость моторных центров речи. Это и вызывает характерные изменения в разговоре.

Как это происходит

Нарушение произношения появляется из-за спазма мышц аппарата, участвующего в речи: мягкого нёба, губ, языка или гортани. При этом судороги мышц гортани называют голосовыми, а остальные артикуляционными. Термин «заикание» родился из-за схожести ощущений с икотой.

Третьим типом судорог считаются дыхательные. При этом человеку не хватает воздуха для произношения слова. Он старается захватить его ртом, из-за чего не может связно произносить речь.

Спазмы любого типа связаны с перевозбуждением двигательных центров речи, которые находятся в коре головного мозга.

От них импульсы передаются на смежные структуры, откуда доходят до мышц. Эти компоненты называют первичными. При передаче возбуждения на участки, отвечающие за психику и эмоции, и подключении логофобии возникают вторичные изменения. Они более характерны для взрослых пациентов, нежели для детей.

С чего начать коррекцию

Диагностика невротической формы заикания должна начинаться с комплексного обследования ЦНС. Для этого проводится консультация невролога, и выдаётся направление на ЭЭГ. По результатам делают заключение о типе нарушения речи и подбирают коррекцию.

Перед началом терапии нужно создать пациенту мотивацию к занятиям. Особенно важно это для детей, которым коррекция может даваться тяжело. Затем предстоит работа с остановкой речевого стереотипа, который сформировался за время существования проблемы. Он проявляется в ограничении общения или молчании.

Чтобы справиться с заиканием, нужно научить пациента расслабляться. На это направлен весь курс коррекции. Одновременно с этим формируется навык плавной речи. Затем создаётся новый стереотип, который закрепляется на занятиях с логопедом повторениями звуков, слогов, слов и чтением текстов.

Совместно с логопедией, в коррекции должна присутствовать психотерапия. Это нужно для того, чтобы предотвратить вторичные патологические проявления. В рамках лечения проводятся совместные беседы и речевые упражнения с родителями и детьми.

В домашней обстановке также необходимы занятия с родителями и организация комфортного пространства для ребёнка. Особенно важно мышечное расслабление и спокойный эмоциональный фон.

Детей нужно учить принципам релаксации, которые они смогут применять в обычной жизни.

Моторные функции также требуют тренировки. Кроме этого, включаются упражнения для координации речи и её плавности. Делается упор на чувство ритма и дыхание во время разговора. Работать также следует над интонацией и самовосприятием ребёнка с заиканием. Для этого в игровой форме проводятся занятия с детьми в условиях логопедического кабинета и дома с родителями.

Лечение заикания сочетает в себе несколько терапевтических подходов. В число основных входят следующие методики:

  • упражнения для постановки речи;
  • ролевые игры;
  • приём медикаментов;
  • работа с механическими приборами;
  • психотерапевтические занятия;
  • развитие чувства ритма;
  • хирургическое лечение;
  • релаксация;
  • физиотерапия;
  • нетрадиционная медицина.

Выбор методики коррекции зависит от типа заикания, характера течения заболевания (появилось единожды или протекает прогредиентно) и возраста пациента. Врач-невролог определяет приоритетное направление работы — непосредственная коррекция речи или снятие нервного напряжения. Исходя из тяжести состояния, терапия проводится в стационаре, амбулаторно или только дома, а также в группе или индивидуально.

Схема логопедического занятия

Длительность занятий определяется возрастом ребёнка. Для детей 3-5 лет она ограничена 10-20 минутами. Если сделать сразу весь комплекс упражнений не получается, можно провести небольшую физкультминутку. А если время пролетает незаметно и ещё остаются силы, стоит увеличить продолжительность тренировки речи.

В начале занятия нужно сделать небольшую разминку. Для этого проводится дыхательная гимнастика. Это помогает увеличить объём выдыхаемого воздуха, чтобы облегчить процесс разговора и удлинить фразы. Ведь именно это становится препятствием на пути к плавной речи у заикающегося ребёнка.

Дыхательную гимнастику нужно проводить в форме игры. Существует несколько основных упражнений:

  1. Ребёнок ложится на спину, и ему предлагается изобразить животом море, на волнах которого качаются его любимые игрушки: глубокий вдох через нос, надувая живот — волна, медленный выдох через трубочку — штиль (повторить не менее 3-х раз).
  2. В таз набирается вода и туда запускаются парусные корабли, которым нужно помочь добраться до другого берега: ребёнок дует, изображая ветер.
  3. Налить в стакан воды и опустить туда соломинку для питья: ребёнок дует в трубочку, изображая в стакане бурю или кипение зелья.

Игровые упражнения помогут наладить плавный и длинный выдох, а также будут для ребёнка весёлым совместным занятием. Продолжить его можно произношением отдельных слов и предложений хором. Это окажет поддержку и послужит примером правильной плавной речи. Главное при этом выбрать медленный темп и соблюдать правильный ритм.

После этого можно поиграть с ребёнком в эхо, когда он повторяет за родителем сказанное слово или предложение. Это помогает наладить автоматизацию речи. В таком случае не придётся думать во время разговора, как правильно произносить звуки, что позволит уменьшить волнение во время диалога.

Результаты занятий нужно закреплять в игре или совместном творчестве.

Для побуждения к речи можно загадывать загадки, сочинять истории по рисунку или составлять одну из нескольких. Хорошего эффекта можно добиться разучивая песенки. Вокализация помогает добавить плавности течению голоса. Этот приём используют и в жизни: при затруднении в произношении слов, их можно попробовать пропеть. Часто это снимает спазм и позволяет дальше общаться спокойно.

Так как речь связана с мелкой моторикой, полезными будут занятия по совместному изготовлению поделок. Это улучшает координацию и артикуляцию. Во время рукоделия нужно как можно больше разговаривать с ребёнком. Он будет занят, что позволит расслабить его во время разговора и снять напряжение с мышц.

Профилактика заикания

Начало болезни невозможно предугадать или предотвратить. Но можно снизить частоту приступов и риск развития рецидива. Для этого нужно соблюдать несколько правил:

  • Не применять к ребёнку воспитательные меры в виде физического наказания или запугивания.
  • Ограничить просмотр телевизора и компьютерные игры.
  • Создать дружелюбную к ребёнку речевую среду, когда ему не приходится много говорить.
  • Перенести чтение книг на дневное время и убрать его из вечернего.
  • Не заставлять разговаривать или учить стихотворения.
  • Избегать публичных выступлений и предупредить об этом в образовательных учреждениях.
  • Если ребёнок запинается, пытаясь что-то рассказать, его стоит отвлечь, чтобы он успокоился (предложить фрукт или сладость, попросить подождать и отойти проверить ужин на плите и т. д.).
  • Ограничить употребление продуктов, возбуждающих нервную систему (шоколад, кофе, какао, крепкий чай).
  • Не показывать озабоченность состоянием ребёнка, не водить к врачам больше, чем назначено.
  • Ввести в традицию совместное пение по вечерам и изготовление поделок, складывание пазлов и другие занятия для мелкой моторики.

Эти советы помогут ребёнку легче перенести период активного заикания. Создание комфортной среды ускоряет выздоровление и нормализацию речи. Главное не указывать на недостатки, а акцентировать внимание на успехах. Тогда занятия принесут пользу быстрее, а результат закрепится надолго.

Методики лечения заикания позволяют полностью восстановить плавную и здоровую речь. Если относиться к психологическому состоянию пациента бережно, можно избегать рецидивов на протяжении всей жизни. Но в первые полгода после исчезновения всех симптомов всё же стоит посещать логопеда раз в 2 месяца для терапевтического контроля.

Невротическое заикание

Невротическое заикание — носящее функциональный характер расстройство плавности и ритма речи, связанное с неблагополучными психо-эмоциональными факторами. Отличительными чертами этой формы заикания является изменение интенсивности проявлений в зависимости от окружающей пациента обстановки и его психологического состояния, волнообразное или рецидивирующее течение, наличие сопутствующих вегетосоматических или невротических расстройств. Диагностика основана на наличии в анамнезе указаний на психотравму, исключении органических причин возникновения заикания, исследовании речевой функции. Лечится невротическое заикание средствами логопедии, неврологии, медицинской психологии и психотерапии.

Общие сведения

Невротическое заикание — психологически обусловленная форма нарушения речи, выражающаяся в изменении ее ритма, появлении запинок и повторов. Как и другие виды заикания, она связана с тоническими и тоникоклоническими судорогами в дыхательно-вокальной и артикуляционной мускулатуре. Функциональный характер невротического заикания и его тесная связь с психотравмирующей ситуацией позволяют относить его к группе неврозов, или невротических состояний. В связи с этим невротическое заикание в неврологии и логопедии получило второе название — логоневроз.

Наиболее часто логоневроз манифестирует в детском возрасте. По некоторым данным кратковременное заикание отмечается у 4 детей из 100. Наиболее подвержены заиканию дети 4-5 лет, поскольку в этот период происходит активное развитие речевой функции. Однако появление невротического заикания возможно практически в любом возрасте: и в период формирования речи (2-3 года), и у взрослых людей. У мальчиков и мужчин заикание наблюдается чаще, чем у девочек и женщин.

Этиология и патогенез невротического заикания

Ведущей причиной появления логоневроза является психотравмирующая ситуация. Это может быть острая психическая травма (сильный испуг или другое внезапное потрясение, приступ гнева) или хронический стресс (разлука с близкими, семейный конфликт, неприятности на работе). В первом случае невротическое заикание может носить кратковременный характер, хотя зачастую его симптомы достигают значительной выраженности, вплоть до преходящего мутизма (особенно у детей). При хроническом течении психотравмирующей ситуации происходит закрепление патологии речи, возможно присоединение других невротических расстройств.

У детей около 60% случаев заболевания связаны с неблагоприятным речевым климатом в семье. Сюда относят попытки родных форсировать речевое развитие ребенка, чрезмерную требовательность к речи, информационную перегруженность, двуязычие в семье, резкое повышение требований к речевым способностям ребенка и т. п. У отдельных детей невротическое заикание может сформироваться при подражании речи заикающегося человека, если такой находится в их близком окружении. В таких случаях заикание закрепляется по типу невротической фиксации.

Определенную роль в возникновении невротической формы заикания играет наследственная предрасположенность. Она может состоять в генетически детерминированной функциональной недостаточности аппарата, обеспечивающего речевую моторику.

Патогенез логоневрозов недостаточно изучен. В острых стрессовых ситуациях невротическое заикание предположительно развивается за счет возникновения устойчивой патологической условно-рефлекторной связи, а его закреплению способствует формирование моторного автоматизма. При развитии заикания в возрасте 2-4 лет можно предполагать в его основе патологическую фиксацию естественных запинок в речи, типичных для периода становления речевой функции.

Симптомы невротического заикания

Отличительной чертой невротической формы заикания является неравномерность интенсивности нарушений речи. У одного и того же пациента выраженность заикания может варьировать от практически незатрудненной речи до настолько сильного заикания, что речевой контакт становиться непродуктивным. Обычно в привычной для больного обстановке, среди близких ему людей (друзей, родных) невротическое заикание мало проявлено и может быть даже незаметно. Интенсивность заикания значительно усиливается при волнении и эмоциональном напряжении, при осознании своей ответственности или высокой значимости происходящего разговора. Все пациенты с логоневрозом отмечают резкое усиление симптомов заикания при необходимости говорить с незнакомыми людьми или выступать перед аудиторией.

Читайте также:  Ноотропы, нейролептики для детей аутистов: список препаратов и описание

Со временем заикание начинает откладывать свой отпечаток на поведение пациента. Он старается избегать произношения трудных слов, маскирует заикание растягиванием звуков и др. речевыми приемами. В большинстве случаев развивается логофобия. Из-за дефекта речи больной начинает стесняться говорить с посторонними людьми, отказывается от выступлений на планерках и конференциях. Страдающие логоневрозом дети младшего возраста не хотят участвовать в проводимых в садике утренниках, школьники при необходимости устно отвечать урок предпочитают молчать. Наиболее выражена логофобия у подростков, она может привести к нарушению усвоения учебной программы и полной школьной дезадаптации.

Появление заикания невротической формы может иметь различный характер. При острой психотравме заикание возникает как острая невротическая реакция, развивающееся после выхода из аффективно-шокового состояния. Хроническая психотравмирующая ситуация, в т. ч. и неблагоприятный речевой климат, как правило, приводит к появлению преневротических изменений с отдельными эпизодами запинок в речи. Затем может происходить либо постепенное уменьшение и исчезновение заикания, либо его закрепление в качестве патологического речевого автоматизма.

При фиксации невротическое заикание зачастую сопровождается иными невротическими состояниями: астенией, нарушением сна, депрессивным неврозом, неврастенией, фобиями, истерией, ипохондрией, энурезом и пр. Возможны вегетативные нарушения, укладывающиеся в клинику вегето-сосудистой дистонии. Особенно подвержены невротическим и соматовегетативным расстройствам подростки. Длительное течение и неблагоприятная динамика заикания у них может спровоцировать невротическое развитие личности.

Невротическое заикание может иметь рецидивирующее или волнообразное течение с периодами усугубления нарушений речи в периоды повышенной психо-эмоциональной нагрузки (в начале учебного года, во время экзаменов, сдачи отчетов и т. п.). Усиление симптомов заикания происходит в пубертатном возрасте. В постпубертате обычно наблюдается сглаживание интенсивности заикания, возможно его полное исчезновение. У взрослого, перенесшего в детстве логоневроз, при возникновении стрессовой ситуации невротическое заикание может развиться снова.

Диагностика и дифференциальная диагностика

Диагностика логоневроза проводиться при участии логопеда и невролога. Немаловажное значение имеет выявление в анамнезе пациента острой или хронической стрессовой ситуации. Диагностическое обследование речи определяет нарушение ее темпа, ритма и плавности, наличие запинок, растягивания отдельных звуков, повторов слогов. Неврологический осмотр не выявляет существенных отклонений в неврологическом статусе. Возможно некоторое оживление рефлексов, наличие признаков вегетативной дисфункции.

Необходимо дифференцировать невротическое заикание от неврозоподобного. Последнее возникает вследствие ЧМТ или различных заболеваний ЦНС (ишемического инсульта, внутримозговой опухоли, гидроцефалии, перенесенного энцефалита), постепенно прогрессирует, не сопровождается логофобией и попытками пациента скрыть дефект речи. Как правило, при неврозоподобной форме заикания наблюдаются органические изменения личности: затрудненная переключаемость, преимущественно эйфорическое настроение, инертность. Для полного исключения органической природы заикания следует провести дополнительные исследования: ЭЭГ, Эхо-ЭГ, РЭГ, МРТ или КТ головного мозга.

Следует дифференцировать логоневроз и так называемое спотыкание. Последнее является следствием перенесенной ранней органической церебральной патологии и включает смазанность речи из-за расстройства артикуляции, нарушения ритма и скорости речи (захлебывающаяся речь, тахилалия), монотонную речь, перестановку смысловых ударений, затрудненный подбор слов и пр. Невротическое заикание может быть сопутствующим расстройством при некоторых психических болезнях (шизофрении, олигофрении, психопатии). В таких случаях пациенту назначается консультация психиатра.

Лечение невротического заикания

Терапия логоневроза обычно имеет комплексный характер и проводится совместными усилиями логопеда, невролога, психолога и психотерапевта. Осуществляются регулярные логопедические занятия по коррекции заикания. Однако они могут не дать эффекта при продолжающемся воздействии писхотравмирующей ситуации. С целью изменить отношение пациента к подобной ситуации и тем самым исключить ее психотравмирующее влияние проводятся: психокоррекция, сеансы психотерапии, психоанализ, психологические тренинги, арт-терапия и т. п. Если в основе логоневроза лежат проблемы в семье, то рекомендовано семейное консультирование и семейная психотерапия. У детей особое значение имеет благоприятная речевая атмосфера: спокойный темп речи, понятные и доброжелательные высказывания окружающих людей.

Неврологическая помощь необходима для подбора и коррекции медикаментозной терапии, направленной на купирование симптомов логоневроза и сопутствующих невротических расстройств. В зависимости от ведущих симптомов заболевания она может включать седативные средства, антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики. Возможно использование электросна и различных методов рефлексотерапии.

Наряду с общепринятыми подходами к лечению логоневроза существует большое количество авторских методик. К ним относятся созданная Ю. Б. Некрасовой методика социореабилитации, разработанный Л. З. Арутюнян метод устойчивой нормализации речи, методика, основанная на дыхательной гимнастике А. Н. Стрельниковой и др. Применяется также БОС-терапия, в сложных случаях прибегают к гипнотерапии.

Невротическое заикание

Невротическое заикание — это расстройство плавности и ритма речи, носящее функциональный характер и являющееся следствием тех или иных патологических психоэмоциональных процессов. Наиболее характерная черта данной формы заикания — это изменчивость симптоматики в зависимости от эмоционального состояния пациента и той обстановки, которая его окружает в определенный период времени. Имеет рецидивирующее течение, носящее волнообразный характер. В диагностике данного патологического состояния важную роль играет сбор анамнеза, в ходе которого стараются выявить наличие у пациента психологической травмы, спровоцировавшей начало болезненного состояния.

  • Виды заикания
  • Симптоматика невротического заикания
  • Правильная диагностика — основа успешной коррекции
  • Лечение и коррекция невротического заикания

Свободная и плавная речь встречается не так уж часто. Почти все люди говорят прерывисто — растягивают слова, повторяют слова и междометия, тянут звуки. Если перерывы в речи составляют больше, чем 10%, то это называется логоневроз (или заикание). Он отличается от обычного прерывания речи по частоте, виду и продолжительности. Заиканием принято считать нарушения темпа, ритма и плавности речи, вызванные судорогами и спазмами мышц речевого аппарата. Оно характеризуется частым непроизвольным повторением либо удлинением звуков или слогов, а также остановками и запинками в речи, что разрывает ее течение. Логоневроз возникает у детей от 2 до 6 лет, у мальчиков он встречается гораздо чаще, чем у девочек. Он имеет психогенную природу, то есть вызывается психической травмой различного характера. Если не придать ему должного значения в детском возрасте, то при отсутствии лечения заикание может сохраниться на всю жизнь. Согласно данным статистики, в РФ той или иной формой заикания страдают около 1,4% взрослых.

Виды заикания

В 70-х годах прошлого столетия были разработаны и выделены два клинических вида заикания — невротическое и неврозоподобное, различающиеся по этиологии и патогенезу. Неврозоподобное заикание обусловлено органическим поражением центральной нервной системы, проявляется оно постепенно, без видимых причин, возникает у детей в возрасте 3-5 лет. В анамнезе отмечается, как правило, патология беременности и родов — тяжелые токсикозы, угроза выкидыша, кислородное голодание плода, отягощенная наследственность.

Невротическая форма заикания проявляется у детей без отклонений внутриутробного развития и родов. Они развиваются в соответствии с возрастной нормой, моторика формируется своевременно. Возникает оно в раннем возрасте в период интенсивного формирования мышления, активного познавания мира, усложнения речи. В короткое время дети осваивают много новых слов и понятий, их речь усложняется, в ней появляются сложные конструкции, словарный запас бурно растет. В это время темп речи их ускоряется, ребенок как бы «захлебывается словами», произнося их невнятно и сглатывая окончания. Психика детей, подверженных невротическому заиканию, лабильна. Они чрезмерно впечатлительны, робки и застенчивы, с повышенной тревожностью. Начало заикания острое, внезапное. Оно связано с психической травмой шокового характера (тяжелая болезнь или смерть близких, сильный испуг, резкое изменение привычных жизненных стереотипов) или с длительным психотравмирующим фактором (неправильные методы воспитания, неблагополучие в семье, длительное отрицательное воздействие и т.д.). Очень важно в такой ситуации наладить контакт с ребенком, успокоить его, создать атмосферу любви и безопасности, улучшить психологический климат в семье. Родителям нужно как можно раньше обратиться к врачу-логопеду, который окажет действенную помощь. Медикаментозное лечение заикания, как правило, неэффективно и почти не дает результатов.

Течение заикания имеет следующие типы:

  • постоянное — не зависящее от ситуации;
  • волнообразное — усиливающееся и ослабевающее, но не исчезающее окончательно;
  • рецидивирующее — исчезающее и возвращающееся после длительных перерывов.

Степени тяжести нарушения речи классифицируют как:

  • легкую, когда заикаются только в волнении, возбуждении;
  • среднюю, при которой в спокойном состоянии дефект заметен мало, а в состоянии эмоционального возбуждения заикание становится сильным;
  • тяжелую, при этой степени заикание сильное, не зависящее от ситуации и сопровождающееся непроизвольными движениями.

Симптоматика невротического заикания

Для всех форм заикания характерны судороги при речевом акте, длящиеся от долей секунд до полутора минут. Судороги бывают разными по форме (тонические и клонические), частоте и локализации (голосовые, дыхательные и артикуляционные). При клоническом типе наблюдается многократный повтор звуков и слогов; при тоническом — длительные паузы и тянущееся произношение звуков и слогов. Бывает и смешанный тип с сочетанием признаков того и другого логоневроза. При заикании проявляются нарушения не только речевой, но и общей моторики (тик, миоклональные судороги). Для того чтобы отвлечь внимание и для облегчения своей речи, заикающиеся прибегают к различным уловкам: движениям головы, конечностей, раскачиванию.

Обычно маленькие дети не замечают своего недуга и не обращают на него внимания. Но по мере взросления их поведение проходит несколько этапов. Обычно с приходом в школу начинается рецидив заикания, так как с увеличением нагрузки, расширением круга общения происходит и усиление речевой и психической напряженности. У ребенка начинается логофобия и формируются такие черты личности, как замкнутость, боязнь общения. В подростковом возрасте эти качества проявляются особенно выраженно. У одних это становится причиной резкого ограничения контактов, они говорят мало, упрощая свою речь до простейших, легкопроизносимых фраз, а другие ведут себя вызывающе, агрессивно (гиперкомпенсация).

Невротическая форма заикания имеет свои особенности. Так, у одного и того же человека она может варьироваться по интенсивности прерывистой речи. Особенно заметна ситуационная зависимость. В спокойной домашней обстановке среди близких и любящих людей заикание проявляется так мало, что становится почти незаметным. Напротив, при общении с незнакомыми людьми, необходимости выступить перед аудиторией, на ответственной встрече происходит резкое усиление симптомов заикания.

Общение с людьми, страдающими тяжелой формой заикания, затруднено и мучительно для обеих сторон. Речь их сопровождается различными движениями головы, корпуса, рук и ног, повышенной речевой моторикой (покусыванием губ, причмокиванием, беззвучным артикулированием звуков), что производит тяжелое впечатление.

Правильная диагностика — основа успешной коррекции

Различными нарушениями речи занимаются логопеды. Для своевременного и эффективного исправления дефектов важен правильно поставленный диагноз. В начале заболевания заикание иногда путают с тахилалией, которая внешне похожа на логоневроз. Проявляется тахилалия патологически быстрым темпом речи, неправильным построением фразы (баттаризм), спотыканием, запинками, паузами (полтерн). Но прерывистость речи не связана с судорогами мышц дыхательно-речевого аппарата (как при заикании), а возникает, как правило, тогда, когда процессы возбуждения в коре головного мозга преобладают над процессами торможения. Усугубляющими причинами могут быть:

  • подражание речи взрослого окружения ребенка;
  • недостаток внимания во время формирования речи;
  • нечеткая, смазанная артикуляция.

Отличить тахилалию от невротического заикания можно, сравнив ряд факторов.

  • осознание дефекта отсутствует;
  • речевой акт при напряжении становится лучше;
  • акцентирование внимания улучшает речь;
  • требование точных ответов улучшает речь;
  • чтение знакомого текста ухудшает речь;
  • чтение незнакомого текста улучшает речь;
  • письмо повторяющееся, торопливое, почерк неясен;
  • отношение к своей речи безразличное;
  • психологическое переживание отложенное.
  • осознание дефекта присутствует;
  • речевой акт при напряжении становится хуже;
  • акцентирование внимания ухудшает речь;
  • требование точных ответов ухудшает речь;
  • чтение знакомого текста улучшает речь;
  • письмо заторможенное, напряженное;
  • отношение к своей речи с выраженной боязливостью;
  • психологическое переживание опережающее.

Кроме тахилалии, необходимо дифференцировать виды заикания, так как от этого зависят методы коррекции. Неврозоподобное заикание практически не поддается лечению из-за органической природы его происхождения. Диагностику совместно с логопедом должен проводить врач-невролог. Для определения природы этого расстройства речи необходимо провести тщательное обследование. Чтобы исключить органическое происхождение дефекта речи, пациент должен пройти электроэнцефалограмму, компьютерную томограмму головного мозга или магнитно-резонансную томограмму.

Лечение и коррекция невротического заикания

Лечение заикания необходимо начать как можно раньше, пока не сформировалась стойкая логофобия и, как следствие, дисгармоническое развитие личности.

Терапия заикания результативна только в комплексном подходе к лечению, и в основе должно лежать устранение психотравмирующего фактора. Это особенно важно, если причиной возникновения логоневроза у ребенка послужила нездоровая обстановка в семье. В таком случае необходимо консультирование членов семьи и семейная психологическая терапия. Существует множество методик лечения заикания, амбулаторных, домашних и в условиях стационара. Такой курс, введенный в практику В.И. Селиверстовым, составляет 3 этапа.

  • соблюдение твердого режима дня;
  • создание спокойной психологической обстановки;
  • минимальное речевое общение.

Логопедические занятия проводятся в соответствии с возрастом, заучиваются небольшие простые тексты, не вызывающие судорожной готовности.

  • усложнение занятий;
  • введение подвижных игр;
  • закрепление полученных навыков.
  • закрепление плавной речи;
  • введение ролевых игр.

Методики лечения подростков и взрослых людей имеют свои особенности. Главную роль здесь играют мотивация и желание пациента избавиться от недуга, готовность к длительным занятиям для достижения результата. Методы коррекции заикания базируются на трех факторах: логопедическом, медикаментозном и психотерапевтическом. Занятия с логопедом формируют у человека правильную речевую технику; применение противосудорожных и седативных препаратов снижает судорожную готовность и снимает нервную напряженность; психотерапевтические занятия и аутотренинг помогают адекватно и конструктивно подходить к своей проблеме.

Читайте также:  Самомассаж для детей от 4 до 7 лет

Кроме того, используются методы нетрадиционной медицины — фитотерапия, точечный массаж, иглоукалывание, гипноз и другие. Существуют авторские методики и разработки: А.Н. Стрельниковой (основанной на дыхательных упражнениях); Ю.Б. Некрасовой (на основе социореабилитации); Л.З. Андроновой-Арутюнян (предлагает синхронизировать речь с движениями пальцев рук). Все эти методы прошли проверку временем и могут применяться в комплексе с логопедическими мероприятиями.

Последствие сильного стресса или испуга: невротическое заикание и способы избавления от него

Невротическое заикание – расстройство нервной системы, отражающееся на плавности и ритме речи пациента. Патология также известна под названием «логоневроз».

Заикание у взрослых и детей может возникнуть на фоне затяжного стресса, при или после перенесённого эмоционального шока. Ежегодно десятки тысяч человек обращаются с подозрением на логоневроз к логопедам и неврологам.

Рассмотрим подробнее, какая форма заикания вызывается психогенными причинами и психотравмами, что предшествует возникновению приобретенного логоневроза невротической формы, чем обусловлен механизм заболевания.

Что это такое?

Невротическое заикание (либо логоневроз) – одна из форм нарушения речевых функций, которая выражается в искажении ритма разговора, появлении речевых повторов и невротических запинок.

Данное заболевание, подобно аналогичным заиканиям, формируется вследствие тонических и тоникоклонических судорог в дыхательно-вокальной и артикуляционной мускулатуре.

Логоневроз тесно связан с психотравмирующими событиями, благодаря чему он относится к группе неврозов. Однако заболевание также может быть вызвано внезапно.

В группе риска находятся дети. Главным образом во время активного формирования речевых функций. Кратковременные запинки речи наблюдаются у 4-х детей из 100.

Причины заболевания

Основной причиной появления невротических запинок является влияние психотравмирующей ситуации либо затяжного дистресса.

В случае единоразового разрушительного психоэмоционального события заболевание может пройти через некоторое время, более серьёзные последствия (вплоть до преходящего мутизма) выражаются вследствие продолжительного пребывания в неблагоприятной для психики среде.

Можно ли начать заикаться от испуга? Примеры психогенных причин заикания у детей и взрослых:

  • стресс, сильный испуг или сильный гнев;
  • чрезмерная нагрузка при обучении разговорной речи;
  • нарушение семейных ролей и функциональности семьи у детей;
  • подражание разговору заикающегося родственника или друга;
  • потеря близкого человека;
  • проблемы любовного характера.

Патогенез и механизмы развития

Зарождение и формирование логоневроза в современной медицине ещё недостаточно изучено.

Предположительно, при воздействии острых стрессовых ситуаций невротические запинки развиваются посредством появления устойчивой патологии условно-рефлекторных функций. А окончательное закрепление болезни – формированием моторного автоматизма.

Можно сделать предположение, что в возрасте с 2-х до 4-х лёт на заикание влияет патологическое закрепление естественных речевых запинок, характерная для данного возрастного периода формирования речевых функций (т.н. функциональное заикание).

Как показывает статистика, зачастую заикание на ранних стадиях начинает проявляться среди детей 3-5 лет. Осложнение симптоматики и сопутствующих невротических реакций можно наблюдать в основном среди подростков, в периоде 15-17 лет.

Процесс осложнения связан со стремительными возрастными переменами в организме человека. Логофобия (страх речи) формируется именно в период пубертата, также появляется субдепрессивные изменения настроения, возникают разного рода астенические и сомато-вегетативные расстройства.

Особенности проявления психологической формы

Последствия перенесения повреждения психики могут проявляться в виде мутизма по причине торможения в зонах речедвигательного анализатора. Мутизм выражается в отказе больного от использования речи.

Длительность «периода молчания» варьируется в зависимости от состояния нервной системы, а также тяжести травмы. Торможение влияет на отделы коры и подкорки головного мозга, захватывает ствол и ретикулярную формацию.

Заикание является только симптомом различных расстройств, из списка которых преобладают: синдром неврозоподобного нарушения речи и речевой невроз (логоневроз).

Другие виды патологии могут существовать в рамках кататонии, эпилепсии, деменции и т.д. В подобных случаях больного направляют на борьбу с главенствующим заболеванием.

Существует также заикание неопределённого происхождения, которое не укладывается целиком в дихотомию логоневроза – это неврозоподобный логосиндром резидуально-органического типа.

Впоследствии растормаживания появляются фрагменты диссоциации различных уровней ЦНС. У больного ребёнка идут отдельные слова, ломается темп, изменяется плавность речи и появляются запинки, ребенок заикается, когда волнуется или нервничает.

Влияние психологически неблагоприятной среды для пациента в таком состоянии может повлечь закрепление речевых дефектов и невротических реакций.

К симптоматике нервного заикания у детей может присоединиться синдром страха, характерный для детских неврозов: больной ребёнок начинает стремиться избежать речевых контактов, идёт нарушение коммуникативных функций.

В процессе взросления вероятно появление страхов и навязчивых мыслей, заикание появляется у взрослого человека при волнении. Речевые нарушения могут то исчезать, то возникать вновь.

Чем характеризуются движения детей, страдающих невротическим заиканием? Многие исследователи данной речевой патологии высказывают различные мысли касательно сопутствующих ритуальных движений у больного. На фоне психастенической акцентуации характера была диагностирована специфическая логофобия.

У учеников школ отмечались частые прикосновения ко лбу (жест напряжённой мысли). Работящие люди наблюдали у себя, например, при общении с начальством, переминание с ноги на ногу, прикосновения к мочке уха, похлопывание по определённой части тела.

Диагностика внезапной формы логоневроза

Диагностика логоневроза проходит при наблюдении сразу нескольких специалистов. Опишем детально диагностическую схему: от обращения к врачам до постановки диагноза.

Как проходит диагностика невротического заикания:

  1. Обращение к специалистам в области логопедии и неврологии.
  2. Обследование речи пациента логопедом, определение нарушения темпа, ритма, плавности, наличие ошибок, повторов, растягиваний звуков и прочих дефектов.
  3. Полная неврологическая проверка состояния психического здоровья. В том числе проверка рефлексов больного.
  4. Назначение детального курса лечения.

Дифференциальная диагностика

Дифференциальную диагностику применяют для того, чтобы отличить невротическое заикание от неврозоподобного. Последний тип патологий возникает ввиду черепно-мозговых травм или множественных отклонений центрально-нервной системы.

В основном, неврозоподобное заикание сопровождается органическими изменениями личности: инертность, несменяемость эйфорического состояния, затруднённая переключаемость.

Во избежание органической природы заикания врачами в дополнение назначается проведение следующих исследований: МРТ, Эхо-ЭГ, ЭЭГ, РЭГ или КТ головного мозга.

Необходимо понимать, что невротическое заикание (когда ребенок или взрослый внезапно, резко начал заикаться) может являться сопутствующим заболеванием при определённых психических отклонениях (например: шизофрения, олигофрения, психопатия). В таких случаях больному назначают консультацию у психиатра.

Кроме того, невротическое заикание следует отличать от функционального заикания у детей. Последнее возникает из-за быстрого развития речи в возрасте 2-5 лет, когда полушария мозга не успевают созревать. Оно имеет временный характер и проходит само, не является истинным логоневрозом.

Лечение и коррекция у детей и взрослых

Можно ли и как вылечить заикание, возникшее от испуга? Логоневроз поддаётся коррекции. Прежде, чем преступать к лечению, требуется изучить и устранить повлекшую к патологии причину.

Лечение проводится медикаментозным и психотерапевтическим путём. Время и интенсивность курса зависит от сложности заболевания, для эффективности проводимых процедур следует точно придерживаться всех врачебных установок.

Список лечебных процедур для улучшения состояния пациента:

  • релаксирующий массаж – снятие тонуса речевого аппарата и улучшение кровообращение в теле;
  • дыхательная гимнастика – налаживание качественного дыхания;
  • настенная психотерапия – психологическое преодоление речевого барьера между больным и социумом;
  • медикаментозные средства – лечение серьёзных психических расстройств;
  • электросонотерапия – улучшение кровообращения, снижение болевой чувствительности;
  • психологические тренинги, арт-терапии и сеансы психоанализа – социализация больного, установление и самоизлечение болезни;
  • гипноз – расслабление тела и выяснение причин психотравмы у пациента.
  • Невротическое (в просторечье «на нервной почве») заикание у ребенка и взрослого чаще всего возникает вследствие перенесённого стресса. Неблагоприятные психологические факторы влияют на деструкцию речи человека. Симптоматика заболевания может как выражаться ярко, так и косвенно с попеременными рецидивами.

    Логоневрозу больше подвержены личности, обладающие слабой психоустойчивостью. Чаще всего заболевание характерно для раннего детского возраста, к примеру, ребенок внезапно испугался и после перенесенного испуга резко начал заикаться.

    В зависимости от тяжести заболевания и условий лечения, патология имеет благоприятный и неблагоприятный исходы. В случае прогредиентной (благоприятной) ситуации симптомы способны исчезнуть полностью.

    Видео по теме

    Что такое невротическое заикание, чем оно отличается от неврозоподобного, как можно его победить:

    Заикание – причины, виды и симптомы, коррекция

    Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

    Что такое заикание?

    Причины заикания

    Функция речи

    Механизм развития заикания

    В основе заикания лежит судорожное состояние мышц речевого аппарата. Возникает данное состояние в результате нарушения нервных процессов. Вследствие этого в различных отделах головного мозга прерывается передача нервных импульсов. Когда в зону вовлекается участок мозга, отвечающий за произведение речи, то возникают судороги в различных отделах речевого аппарата. Так, судороги могут развиваться в мышцах гортани, глотки, языка и неба. Результатом этих судорог является асинхронное срабатывание компонентов речи – одни срабатывают раньше, другие позже. Голосовые связки начинают плотно смыкаться и также размыкаться, темп и плавность речи нарушается. Слоги или звуки начинают повторяться, произносится удлиненно и шепотом, например, «ппп-поле», «ммма-ааа-шина» и так далее. Примечательно то, что нервные импульсы, возникающие при перевозбуждении, по своей частоте близки к согласным. Именно поэтому заикание, как правило, выпадает на согласные звуки и гораздо реже на гласные. В основе этого механизма лежат несколько причин.

    Причинами развития заикания являются:

    • наследственная предрасположенность;
    • черепно-мозговые травмы в родовом периоде и после него;
    • инфекции нервной системы;
    • повышенная судорожная активность;
    • лабильность (неустойчивость) нервной системы.

    Каждая из этих причин отражает определенную теорию. Однако, ни одна из данных теорий не получила широкого признания. Так, не у всех детей можно проследить наследственную предрасположенность. Травмы и инфекции нервной системы также могут служить фактором риска заикания, но у некоторых детей с заиканием никаких патологий выявить не удается. У взрослых нередко удается проследить связь между черепно-мозговой травмой и заиканием. Большинство специалистов предполагает, что в той или иной мере причиной заикания являются дефекты нервной системы. Данные дефекты формируются как вследствие перенесенных травм и инфекций, так и вследствие других факторов. В свою очередь, они приводят к тому, что в моторном речевом центре Брока возникает судорожная активность, которая провоцирует приступы сокращения мышц речевого аппарата.

    Не менее важную роль в возникновении заикания играют стрессовые ситуации в жизни ребенка. К таковым относятся конфликты в семье, поход в школу, тяжелые длительные соматические (телесные) заболевания. В данном случае эти события выступают не как причины заикания, а как стрессовые факторы. Под их воздействием происходит декомпенсация тех аномалий в нервной системе, которые и лежат в основе заикания. Исходя из этого, нельзя утверждать (как предполагают многие), что заикание является следствием сильного испуга или эмоциональной нагрузки. Испуг, стресс или напряжение лишь является лишь толчком для запуска основного механизма, лежащего в основе заикания.

    Формы заикания

    Невротическая форма заикания

    Эта форма заикания характерна для детей от 2 до 6 лет. Как правило, ее появлению предшествует сильный испуг, стресс, эмоциональное напряжение. Основной характеристикой этой формы заикания является взаимосвязь с эмоциональным напряжением. Заикание появляется или резко усиливается, когда ребенок начинает нервничать, переживать или волноваться. В момент отсутствия стресса логоневроз может полностью исчезать. Течение заболевания рецидивирующее, то есть с периодическими обострениями.

    У детей с невротической формой заикания редко удается выявить в анамнезе какие-либо патологии или черепно-мозговые травмы. Психическое развитие без особенностей, речь также развивается вовремя. Нередко у таких детей и вовсе наблюдается ранее развитие речи. Дети рано и быстро начинают говорить. Темп речи становится очень быстрым, дети часто говорят взахлеб. При этом они глотают некоторые слова и окончания. Часто дети отличаются своей робостью и повышенной впечатлительностью. Эмоциональный фон характеризуется повышенной тревожностью, нетерпеливостью, обидчивостью. Также дети нередко чрезмерно плаксивы.
    Заикание появляется внезапно, на фоне хорошо развитой речи. Часто стрессовым фактором может выступать поход в школу, сложная адаптация в детском саду. Невротическое заикание редко развивается само по себе. Как правило, ему сопутствуют другие симптомы невротического уровня.

    К симптомам, которые развиваются одновременно с заиканием, относятся:

    • различные страхи – страх темноты, высоты, животных;
    • энурез (недержание мочи) – чаще всего ночной, но бывает и дневной;
    • импульсивное поведение.

    Если психогенный фактор был очень сильный, то изначально может развиваться мутизм. При этом ребенок полностью прекращает говорить на некоторое время. Когда страх проходит, появляется речь, а вместе с ней и заикание. По мере того как заикание прогрессирует дети становятся раздражительными, капризными, плохо спят. Резкое изменение поведения наблюдается у детей с невротическим заиканием к 10 – 12 годам. К этому моменту дети взрослеют и начинают глубже осознавать свой дефект. Они закрываются в себе, становятся замкнутыми. Дети начинают стесняться говорить, знакомиться. К заиканию прибавляется боязнь речевого общения с обсессивным (навязчивым) ожиданием речевой неудачи. Данный феномен называется логофобией.

    Со временем формируется порочный круг – страх заговорить формирует отрицательные эмоции, которые, в свою очередь, усиливают заикание.

    В отличие от других заболеваний, которые с возрастом могут проходить, логофобия только усиливается. Подростки, а потом уже и взрослые люди уходят в себя, становятся замкнутыми и даже мысль о предстоящем общении наводит на них панику.
    При злокачественном течении логоневроза у детей развиваются различные страхи (фобии), панические атаки, тревожные расстройства. Чаще всего логоневроз ассоциируется с агорафобией (страхом общественных мест).

    Читайте также:  Самомассаж для детей от 4 до 7 лет

    Неврозоподобное заикание

    Неврозоподобное заикание характерно для детей 3 – 4 лет. Чаще всего его развитию не предшествуют психотравмирующие ситуации. Однако в анамнезе (истории болезни) у таких детей присутствуют травмы, тяжелая перинатальная патология, асфиксия в родах. Нейропсихическое развитие, включая речь, как правило, отстает. Дети поздно начинают сидеть ходить, говорить. Часто присутствует церебрастенический синдром, для которого характерно повышенная утомляемость и истощаемость, вспыльчивость. Отмечается задержка речевого развития – первые слова после 2-х лет, первые фразы после 3-х. Одновременно выявляются трудности в произношении звуков, перестановка в словах звуков и слогов, медленное накопление словарного запаса. В период формирования фразовой речи (соответствует 3 – 4 годам) появляется заикание.

    Сначала заикание протекает волнообразно, без остановок и запинок. При этом оно не связано с внешними ситуационными факторами. Спустя 5 – 6 месяцев после начала заболевания речь засоряется и обрастает «эмболофразиями». Эмболофразия – это появление в разговоре не имеющих отношения к смыслу фразы звуков или слов, например, «э», «ну», «это». Одновременно выявляется патология речевой артикуляции и моторики в целом. Часто неврозоподобная форма заикания протекает совместно с дизартрией (трудностями в произношении вследствие нарушения иннервации речевого аппарата).

    Признаки заикания

    Заикание у детей

    Развитие логоневроза всегда приходится на период детства. Как уже было сказано выше, логоневрозу часто сопутствуют и другие расстройства. Во время речи ребенок выглядит напряженным, расстроенным. В разговоре помимо основных симптомов наблюдаются неожиданные подъемы громкости голоса.

    Симптомами заикания у детей являются:

    • повторение звуков, слогов;
    • растягивание звуков и слогов;
    • паузы (блоки) молчания.

    Речь ребенка теряет свою плавность и ритмичность. Чем сильнее ребенок нервничает и пытается преодолеть барьер, тем выраженнее проявляется заикание. Мышцы лица напрягаются, также нередко наблюдается напряжение в мышцах конечностей.

    Во время разговора обращают на себя внимание нарушения в мимической и артикуляционной моторике. Также выявляются расстройства координации движений рук и ног, динамический праксис. При логопедическом обследовании строение речевого аппарата в норме, но, в то же время, артикуляционные движения характеризуются своей ограниченностью и скованностью. Речь также монотонная и однообразная.

    К сопутствующим симптомам заикания относятся:

    • тревога;
    • беспокойство;
    • моторные или вокальные тики;
    • напряжение мышц лица.

    Ребенок начинает проявлять избегающее поведение – он старается избегать ситуаций, где необходимо высказаться или где просто собирается большое количество людей. Поведение отличается импульсивностью, а эмоциональный фон – лабильностью.

    Заикание у взрослых

    Заикание у взрослых всегда является следствием невылеченного заикания в детстве. Протекает оно гораздо сложнее, часто на фоне фобического расстройства. Чаще всего развиваются панические атаки, сопровождающиеся повышенной тревогой, сильным сердцебиением, ощущением удушья. Также характерна агорафобия, при которой приступы паники развиваются в момент выхода человека в общественное место. Более чем у половины взрослых с заиканием регистрируются тонико-клонические судороги во всех отделах речевого аппарата. Заикание у взрослых сопровождается разнообразными и хаотичными движениями рук, кивками, притопыванием, покачиванием туловища.

    Практически у всех развивается логофобия – взрослые пытаются избегать общения, после первых двух фраз диалога они ссылаются на недомогание и покидают собеседника. Такие больные трудно адаптируются в обществе, на работе, в новом коллективе. Речь характеризуется прерывистостью, скачкообразной тональностью (голос становится то выше, то ниже), скудностью. Она изобилует такими словами-паразитами как «это», «э», «как бы» и так далее.

    Отдельную значимость приобретает поведение больного. Заикание отходит на второй план, а на первый выступает замкнутость, скованность, необщительность. У одной трети пациентов развивается депрессивное расстройство. Депрессия, как правило, проявляется различными соматическими симптомами («маскированная депрессия» или «депрессия без депрессии»). В качестве соматизированных депрессивных симптомов выступают боли в животе, боли в области сердца, кашель и так далее.

    Лечение заикания

    Лечение заикания всегда должно быть комплексным. При этом специфического лечения против заикания не существует. Лечится то заболевание, которое лежит в основе логоневроза. Если речь идет о ребенке, то чаще всего это сопутствующее лечение невротического расстройства. С этой целью назначаются противотревожные, седативные (успокоительные) средства, ноотропы. Поскольку у 20 – 30 процентов детей с заиканием выявляются изменения на уровне электроэнцефалограммы, то целесообразно также назначение противосудорожных препаратов из группы вальпроевой кислоты или карбамазепина.

    Лекарства, применяемые для лечения заикания

    По 250 миллиграмм (одна таблетка) два раза в день, утром и в обед. Для маленьких детей доза должна рассчитываться исходя из массы тела. Так, на килограмм веса необходимо 30 миллиграмм препарата.

    По 20 – 40 миллиграмм на килограмм веса. Так, в среднем на ребенка приходится по 150 миллиграмм (одна таблетка) два раза в день.

    По 250 миллиграмм в день, утром и вечером.

    По 50 – 150 миллиграмм (в зависимости от возраста) в сутки.

    Невротическое заикание: Невротическое заикание

    Невротическое заикание — носящее функциональный характер расстройство плавности и ритма речи, связанное с неблагополучными психо-эмоциональными факторами. Отличительными чертами этой формы заикания является изменение интенсивности проявлений в зависимости от окружающей пациента обстановки и его психологического состояния, волнообразное или рецидивирующее течение, наличие сопутствующих вегетосоматических или невротических расстройств. Диагностика основана на наличии в анамнезе указаний на психотравму, исключении органических причин возникновения заикания, исследовании речевой функции. Лечится невротическое заикание средствами логопедии, неврологии, медицинской психологии и психотерапии.

    • Этиология и патогенез невротического заикания
    • Симптомы невротического заикания
    • Диагностика и дифференциальная диагностика
    • Лечение невротического заикания

    Общие сведения

    Невротическое заикание — психологически обусловленная форма нарушения речи, выражающаяся в изменении ее ритма, появлении запинок и повторов. Как и другие виды заикания, она связана с тоническими и тоникоклоническими судорогами в дыхательно-вокальной и артикуляционной мускулатуре. Функциональный характер невротического заикания и его тесная связь с психотравмирующей ситуацией позволяют относить его к группе неврозов, или невротических состояний. В связи с этим невротическое заикание в неврологии и логопедии получило второе название — логоневроз.

    Наиболее часто логоневроз манифестирует в детском возрасте. По некоторым данным кратковременное заикание отмечается у 4 детей из 100. Наиболее подвержены заиканию дети 4-5 лет, поскольку в этот период происходит активное развитие речевой функции. Однако появление невротического заикания возможно практически в любом возрасте: и в период формирования речи (2-3 года), и у взрослых людей. У мальчиков и мужчин заикание наблюдается чаще, чем у девочек и женщин.

    Этиология и патогенез невротического заикания

    Ведущей причиной появления логоневроза является психотравмирующая ситуация. Это может быть острая психическая травма (сильный испуг или другое внезапное потрясение, приступ гнева) или хронический стресс (разлука с близкими, семейный конфликт, неприятности на работе). В первом случае невротическое заикание может носить кратковременный характер, хотя зачастую его симптомы достигают значительной выраженности, вплоть до преходящего мутизма (особенно у детей). При хроническом течении психотравмирующей ситуации происходит закрепление патологии речи, возможно присоединение других невротических расстройств.

    У детей около 60% случаев заболевания связаны с неблагоприятным речевым климатом в семье. Сюда относят попытки родных форсировать речевое развитие ребенка, чрезмерную требовательность к речи, информационную перегруженность, двуязычие в семье, резкое повышение требований к речевым способностям ребенка и т. п. У отдельных детей невротическое заикание может сформироваться при подражании речи заикающегося человека, если такой находится в их близком окружении. В таких случаях заикание закрепляется по типу невротической фиксации.

    Определенную роль в возникновении невротической формы заикания играет наследственная предрасположенность. Она может состоять в генетически детерминированной функциональной недостаточности аппарата, обеспечивающего речевую моторику.

    Патогенез логоневрозов недостаточно изучен. В острых стрессовых ситуациях невротическое заикание предположительно развивается за счет возникновения устойчивой патологической условно-рефлекторной связи, а его закреплению способствует формирование моторного автоматизма. При развитии заикания в возрасте 2-4 лет можно предполагать в его основе патологическую фиксацию естественных запинок в речи, типичных для периода становления речевой функции.

    Симптомы невротического заикания

    Отличительной чертой невротической формы заикания является неравномерность интенсивности нарушений речи. У одного и того же пациента выраженность заикания может варьировать от практически незатрудненной речи до настолько сильного заикания, что речевой контакт становиться непродуктивным. Обычно в привычной для больного обстановке, среди близких ему людей (друзей, родных) невротическое заикание мало проявлено и может быть даже незаметно. Интенсивность заикания значительно усиливается при волнении и эмоциональном напряжении, при осознании своей ответственности или высокой значимости происходящего разговора. Все пациенты с логоневрозом отмечают резкое усиление симптомов заикания при необходимости говорить с незнакомыми людьми или выступать перед аудиторией.

    Со временем заикание начинает откладывать свой отпечаток на поведение пациента. Он старается избегать произношения трудных слов, маскирует заикание растягиванием звуков и др. речевыми приемами. В большинстве случаев развивается логофобия. Из-за дефекта речи больной начинает стесняться говорить с посторонними людьми, отказывается от выступлений на планерках и конференциях. Страдающие логоневрозом дети младшего возраста не хотят участвовать в проводимых в садике утренниках, школьники при необходимости устно отвечать урок предпочитают молчать. Наиболее выражена логофобия у подростков, она может привести к нарушению усвоения учебной программы и полной школьной дезадаптации.

    Появление заикания невротической формы может иметь различный характер. При острой психотравме заикание возникает как острая невротическая реакция, развивающееся после выхода из аффективно-шокового состояния. Хроническая психотравмирующая ситуация, в т. ч. и неблагоприятный речевой климат, как правило, приводит к появлению преневротических изменений с отдельными эпизодами запинок в речи. Затем может происходить либо постепенное уменьшение и исчезновение заикания, либо его закрепление в качестве патологического речевого автоматизма.

    При фиксации невротическое заикание зачастую сопровождается иными невротическими состояниями: астенией, нарушением сна, депрессивным неврозом, неврастенией, фобиями, истерией, ипохондрией, энурезом и пр. Возможны вегетативные нарушения, укладывающиеся в клинику вегето-сосудистой дистонии. Особенно подвержены невротическим и соматовегетативным расстройствам подростки. Длительное течение и неблагоприятная динамика заикания у них может спровоцировать невротическое развитие личности.

    Невротическое заикание может иметь рецидивирующее или волнообразное течение с периодами усугубления нарушений речи в периоды повышенной психо-эмоциональной нагрузки (в начале учебного года, во время экзаменов, сдачи отчетов и т. п.). Усиление симптомов заикания происходит в пубертатном возрасте. В постпубертате обычно наблюдается сглаживание интенсивности заикания, возможно его полное исчезновение. У взрослого, перенесшего в детстве логоневроз, при возникновении стрессовой ситуации невротическое заикание может развиться снова.

    Диагностика и дифференциальная диагностика

    Диагностика логоневроза проводиться при участии логопеда и невролога. Немаловажное значение имеет выявление в анамнезе пациента острой или хронической стрессовой ситуации. Диагностическое обследование речи определяет нарушение ее темпа, ритма и плавности, наличие запинок, растягивания отдельных звуков, повторов слогов. Неврологический осмотр не выявляет существенных отклонений в неврологическом статусе. Возможно некоторое оживление рефлексов, наличие признаков вегетативной дисфункции.

    Необходимо дифференцировать невротическое заикание от неврозоподобного. Последнее возникает вследствие ЧМТ или различных заболеваний ЦНС (ишемического инсульта, внутримозговой опухоли, гидроцефалии, перенесенного энцефалита), постепенно прогрессирует, не сопровождается логофобией и попытками пациента скрыть дефект речи. Как правило, при неврозоподобной форме заикания наблюдаются органические изменения личности: затрудненная переключаемость, преимущественно эйфорическое настроение, инертность. Для полного исключения органической природы заикания следует провести дополнительные исследования: ЭЭГ, Эхо-ЭГ, РЭГ, МРТ или КТ головного мозга.

    Следует дифференцировать логоневроз и так называемое спотыкание. Последнее является следствием перенесенной ранней органической церебральной патологии и включает смазанность речи из-за расстройства артикуляции, нарушения ритма и скорости речи (захлебывающаяся речь, тахилалия), монотонную речь, перестановку смысловых ударений, затрудненный подбор слов и пр. Невротическое заикание может быть сопутствующим расстройством при некоторых психических болезнях (шизофрении, олигофрении, психопатии). В таких случаях пациенту назначается консультация психиатра.

    Лечение невротического заикания

    Терапия логоневроза обычно имеет комплексный характер и проводится совместными усилиями логопеда, невролога, психолога и психотерапевта. Осуществляются регулярные логопедические занятия по коррекции заикания. Однако они могут не дать эффекта при продолжающемся воздействии писхотравмирующей ситуации. С целью изменить отношение пациента к подобной ситуации и тем самым исключить ее психотравмирующее влияние проводятся: психокоррекция, сеансы психотерапии, психоанализ, психологические тренинги, арт-терапия и т. п. Если в основе логоневроза лежат проблемы в семье, то рекомендовано семейное консультирование и семейная психотерапия. У детей особое значение имеет благоприятная речевая атмосфера: спокойный темп речи, понятные и доброжелательные высказывания окружающих людей.

    Неврологическая помощь необходима для подбора и коррекции медикаментозной терапии, направленной на купирование симптомов логоневроза и сопутствующих невротических расстройств. В зависимости от ведущих симптомов заболевания она может включать седативные средства, антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики. Возможно использование электросна и различных методов рефлексотерапии.

    Наряду с общепринятыми подходами к лечению логоневроза существует большое количество авторских методик. К ним относятся созданная Ю. Б. Некрасовой методика социореабилитации, разработанный Л. З. Арутюнян метод устойчивой нормализации речи, методика, основанная на дыхательной гимнастике А. Н. Стрельниковой и др. Применяется также БОС-терапия, в сложных случаях прибегают к гипнотерапии.

    Добавить комментарий