Дела горшочные. Когда и как начинать приучение к горшку

Как приучить ребенка к горшку

Как приучить ребенка к горшку

Перед каждым родителем встает в свое время вопрос о том, когда и как приучать ребенка к горшку. Однако многие родители, особенно те, кто воспитывает первенца, часто слишком рано пытаются научить малыша ходить в туалет «по-взрослому». Ниже речь пойдет о том, как наиболее просто научить ребенка пользоваться горшком, как воспринимать правильно те неудачи, которые неизбежно случаются в процессе приучения, почему малыш не всегда может научиться ходить в туалет достаточно быстро, а также о других важных аспектах, интересных молодым родителям.

Как приучить ребенка к горшку: методы и их особенности

Когда малыш подрастает, и перед мамой и папой неизбежно встает вопрос, как приучать ребенка на горшок ходить, многие взрослые делают ошибки, которые в итоге оборачиваются стрессом и для родителей, и для ребенка. В итоге взрослее тратят очень много времени и усилий даром, высаживая малыша даже ночью, а результата не получают вообще, либо в итоге отмечается нестойкий результат.

В свое время бытовало мнение о том, что приучить ребенка к горшку быстро и правильно вполне возможно, если начать заниматься этом уже на первом году жизни малыша. Даже сейчас многие бабушки и даже опытные мамы дают молодым родителям советы о том, как приучить ребенка к горшку в 1 год. Подобные рекомендации можно иногда услышать даже от отдельных педиатров.

Однако в настоящее время столь раннее приучение уже научно признано неправильным и несвоевременным, а также таким, что противоречит естественной физиологии младенца. То есть те, кто пытается приучить малыша к горшку уже в последние месяцы первого года жизни, противоречат его психологии и не учитывают особенностей физиологического созревания. В итоге получается, что весь этот процесс приучения очень продолжительный и, как правило, малопродуктивный. К тому же тем, кто пытается научить пользоваться горшком таких маленьких мальчика или девочку, приходится, по сути, давить на малыша. А это, конечно же, вызывает ряд негативных последствий, а именно:

  • развитие стресса у малыша, иногда ведущего к развитию неврологических и психосоматических болезней;
  • проявление недержания мочи, запоров;
  • нервные тики, логоневрозы;
  • развитие серьезных проблем в более позднем возрасте, в частности, энуреза, энкопреза, гиперактивности мочевого пузыря.

На самом деле родители очень часто отмечают, что у ребенка появляются описанные выше проблемы. Но при этом они не сопоставляют причину и следствие, и часто не понимают природы этих проявлений.

Те, кто озадачивался решением вопроса, как приучить мальчика к горшку или как научить девочку проситься в туалет раньше, чем это определено природой, использовали методы выработки условных рефлексов. Однако в данном случае речь не шла о выработке осознанного навыка, чего в идеале и нужно достичь.

Из-за подобного обучения выстраивалась неправильная последовательность действий. То есть родители добивались того, что ребенок опорожнил мочевой пузырь, когда слышал журчание воды, или когда ему приговаривали «пись-пись».

Вследствие многократных повторений таких действий малыш привыкал, что писать нужно именно после таких звуков. Хотя на самом деле побуждать к посещению туалета должно переполнение мочевого пузыря.

К тому же навык, который годовалый малыш получил в итоге развития такого рефлекса, не является стойким. Он может утратиться, так как основан на неправильной базе. К примеру, «отучить» малыша от горшка может любой стресс – переезд, начало посещения детсада, неспокойные отношения родителей и др.

Также этот навык ребенок может утратить примерно в 2 года – в том возрасте, когда на самом деле нужно было начинать процесс приучения к горшку. Если произошло подобное «отучение» позже малышу уже намного сложнее научиться приобрести этот навык.

Поэтому вывод однозначен: не нужно спешить, как можно раньше отучить ребенка от подгузников и пытаться за 3 дня приучить его к горшку. Этот навык должен вырабатываться своевременно и постепенно.

В каком возрасте нужно начинать приучение?

Таким образом, родители должны четко понимать, когда приучать ребенка к горшку нужно, а когда – еще слишком рано это делать.

По мнению Американской Академии Педиатрии, малыши достигают физиологической зрелости в возрасте 18-24 мес. Следовательно, надо приучать к горшку малыша не ранее, чем после достижения им 18 месяцев.

Важно не только знать, когда начинать приучать к горшку и во сколько должен научиться проситься в туалет маленький ребенок, но и то, какой именно метод стоит применять, чтобы результат был успешным. Важно применять такой способ, который будет ориентирован на малыша. То есть обязательно нужно учесть степень зрелости нервной системы маленького человека. Именно зрелость нервной системы определяет, готов ли малыш к приобретению такого важного навыка. Если использовать именно такую модель обучения, родители не будут давить на ребенка.

В свою очередь, малыш не переживет стресс, если его физиологическая и психологическая готовность будут на должном уровне. Именно поэтому, самый правильный ответ на вопрос, с какого возраста приучать ребенка к горшку можно, следующий: когда он будет готов к этому и физиологически, и психологически.

В процессе обучения малыш является основной фигурой, при этом он уже осознает, что делает, и чего именно хотят от него добиться взрослые.

Основными положениями физиологического метода являются следующие постулаты:

  • Физическая зрелость организма — укрепление мышц мочеиспускательного канала и сфинктеров прямой кишки, развитая иннервация мочевого пузыря и прямой кишки.
  • Психологическая зрелость– малыш уже понимает, чего от него требуют, может следовать инструкциям.
  • Эмоциональная готовность – ребенок позитивно настроен по отношению к приобретению новых навыков.

Особенности физиологии и анатомии малыша

Объяснить, почему приучение стоит начинать не ранее, чем в полтора года, поможет рассмотрение некоторых особенностей физиологии и анатомии малыша. Осознанно проситься на горшок малыш может только в то время, когда у него уже сформировались нервно-мышечные связи между его мозгом и органами малого таза. Их формирование начинается только после 18 месяцев. Это нервные волокна, формирующие сплетения вокруг прямой кишки и мочевого пузыря. Именно они подают импульс о том, что мочевик или кишечник переполнены. Этот импульс изначально передается в спинной мозг, после чего – в головной мозг. Он и является побуждением посетить туалет. Следовательно, формирование правильного навыка возможно только после четкого появления указанных связей. Поэтому, если ребенок в 1,5 года не ходит на горшок, это вполне нормальное явление.

В каком возрасте нужно начинать приучение?

Конечно некоторые «продвинутые» родители практически после рождения ребенка начинают ломать голову над тем, как заставить ребенка пописать в горшок. Однако большинство попыток слишком раннего приучения обречено на провал. Даже если появились определенные успехи, дети на горшке не чувствуют себя уверенно, и этот навык у них не закрепляется так, как следует.

Но если обучение стартует, когда ребенок начинает понимать, чего от него хотят, и когда его организм готов к такой «школе», успех не заставит себя ждать.

На горшок раньше срока: хорошо ли это?

О том, как малыш, которому еще и года не исполнилось, исправно ходит на горшок, рассказывают многие мамочки. Сталкиваясь с подобными историями, некоторые мамы маленьких деток и сами порываются как можно раньше научить свое чадо обходиться без подгузников.

Повторяя многократно звуки «пись-пись» или надрывное «а-а-а» и удерживая малыша на горшке, добиться того, что он сделает свое дело, конечно, можно. Но не забывайте, что при этом у него всего лишь появится условный рефлекс.

Однако следует помнить о том, что малыш, обученный таким «премудростям» слишком рано, после полутора года может повести себя совсем не так, как ожидают родители. Если мочевой пузырь у ребенка не наполнен, соответствующий импульс к мозгу не поступает, а малыша тем временем упорно высаживают на горшок и побуждают сходить в туалет, условный рефлекс уже может нее срабатывать. А так как новому, правильному методу, дитя не обучено, проблема мокрых штанишек снова может проявиться во всей красе. При этом родители будут недоумевать по поводу того, почему вдруг что-то пошло не так. И в данном случае повторное приучение к горшку за 1 день невозможно – родителям снова придется постепенно «работать» с ребенком, чтобы в итоге у него развился стойкий навык.

В таблице предоставлено сравнение особенностей слишком раннего и своевременного обучения

До 1,5 годаПосле 1,5 года
Навык быстро теряется, так как не является стойким.Ребенок обретает стойкий навык и не теряет его.
Основывается на условных рефлексах.Ребенок действует осознано, его действия контролирует головной мозг.
Обучение продолжительное, малопродуктивное.Обучается легко и быстро.
Промахи случаются часто, при этом и взрослые, и ребенок испытывают стресс.Ребенку проще учиться, при этом он не испытывает негатива.

Как понять, когда можно начинать обучение?

Все малыши развиваются по-разному, поэтому нельзя полагать, будто в полтора года перейти от подгузников к горшку способен каждый ребенок. При этом родители должны четко помнить и тот факт, что формирование устойчивого навыка происходит к 22-36 месяцам. Следовательно, все промахи малыша нужно воспринимать спокойно.

Важно учесть и те признаки, которые свидетельствуют, что малыша уже можно начинать учить правильно ходить в туалет.

  • Дефекация происходит примерно в то же самое время суток каждый день.
  • Мочеиспускание отмечается не чаще, чем раз в два часа, о чем можно судить по сухим подгузникам.
  • Малыш уже знает разные части тела и способен их показать. Также он различает предметы одежды.
  • Он понимает, что значит «писать» и «какать».
  • Стремится подражать взрослым людям.
  • Когда подгузник грязный, малыш испытывает дискомфорт и демонстрирует это.
  • Делает попытки одеваться самостоятельно.
  • Интересуется туалетом, горшком.
  • Малышу уже исполнилось 1,5 лет.

Если все вышеперечисленные особенности уже наблюдаются, это свидетельствует, что процесс приучения к горшку будет проходить быстро и просто и для мамы с папой, и для ребенка.

Следует настроиться на то, что на горшок малыш может усесться не сразу. Если все попытки усадить его заканчиваются капризами и плачем, это может говорить о том, что ребенок просто не хочет сейчас в туалет. Важно не ругать его, а просто на некоторое время прекратить попытки и попробовать все повторить позже – через несколько недель. Примерно к двум годам маленький человек научится проситься в туалет и делать все правильно.

Не нужно заставлять сидеть на горшке малыша, если он по какой-либо причине боится это делать. Родители должны чутко отнестись к таким страхам и найти их причину. Часто это связано с пережитым стрессом или с тем, что горшок кажется ребенку неудобным.

Как провести процесс обучения?

Делать это нужно постепенно, не торопя малыша.

«Познакомить» с горшком

Сначала нужно показать ему, что на горшке можно просто сидеть. Поэтому сначала достаточно усадить его на горшок, при этом, не требуя сразу же использовать этот предмет по назначению. Правда, родителям здесь нужно быть предельно внимательными, ведь позволять малышу играть с горшком тоже нельзя, иначе, он станет воспринимать его как очередную игрушку.

Высаживать, когда малыш предположительно хочет в туалет

Если сидеть на горшочке ребенок не прочь, стоит пробовать высаживать его в то время, когда, вероятнее всего, ему хочется «по-маленькому». Лучше делать это после еды, после сна.

Следить за поведением

Если за маленьким человеком понаблюдать очень внимательно, можно заметить, что перед мочеиспусканием или дефекацией он затихает, как бы задумывается. Некоторые дети вздрагивают, другие пробуют самостоятельно снять трусики или штанишки. Именно такие сигналы могут говорить о том, что пора садиться на горшок.

Закрепить навык с помощью повторений

После того как малыш ошибся, нужно спокойно спросить его, куда нужно какать и писать. Если на горшок он после этого не показывает, тогда нужно подвести к нему ребенка и снова повторить «Вот горшок. Сюда нужно писать».

Воспринимать промахи спокойно, хвалить за успехи

Нельзя ругать детей за промахи и расстраиваться по этому поводу – со временем все обязательно получится. Неудачи на протяжении определенного времени бывают у всех. Иногда удается приучить малыша ходить в туалет за неделю-две, иногда на это уходит больше времени. Но если все получилось правильно нужно обязательно похвалить малыша и рассказать ему, какой он молодец и как хорошо все сделал.

Превратить поход на горшок в ритуал

Необходимо последовательное и привычное совершение всех действий. Чтобы малыш постепенно привык к этому. Взрослый человек должен постепенно производить их, при этом, рассказывая малышу, что он делает: «Снимаем трусики, садимся на горшок, надеваем трусики» и т. д. Так малышу будет проще привыкнуть к существующему порядку действий.

Правила, о которых нужно помнить в процессе приучения

  • Важна готовность и малыша, и родителей. Мама и папа должны осознавать, что ребенку в этот период придется уделять намного больше внимания. Также следует настроиться на промахи и на то, что придется больше времени посвящать уборке за малышом.
  • Начав процесс, нужно постоянно посвящать ему время. То есть не может быть так, что по выходным родители учат пользоваться горшком свое чадо, а в другие дни он ходит в подгузнике. Так можно только запутать малыша и существенно усложнить процесс.
  • Если днем ребенок пока не научился проситься в туалет, ночью приучение проводить еще не время.
  • К ночному горшку маленький человек должен привыкнуть. Этот предмет должен стоять на видном месте – так, чтобы его было легко найти, как только возникнет такая необходимость.
  • Когда все получилось, хвалить ребенка нужно обязательно, делая этот так, чтобы тот осознал, что сделал все хорошо. Если произошла ошибка, никаких «Ай-я-яй» из уст родителей звучать не должно – промахи следует воспринимать спокойно.
  • Важно приучение не только к горшку, но и непосредственно к ритуалу. Поэтому нужно научить выполнять все действия последовательно, показав, как снимают трусики, выносят горшок, моют руки и т. п.
  • Со временем нужно высаживать на горшок малыша перед сном, прогулкой – то есть, когда нужно сходить в туалет, чтобы избежать неприятностей.
  • На первых порах днем нужно отказаться от подгузников, но на ночное время или на период прогулки их лучше использовать, пока малыш еще не совсем освоил этот навык. Со временем от подгузников нужно отказаться полностью.
  • Нельзя разрешать баловаться с горшком, чтобы в итоге он не был воспринят, как игрушка.

Как выбрать горшок

  • Прежде всего, важно выбрать удобный горшок. Вполне возможно, что придется изначально сменить их несколько, чтобы малыш получил тот, на котором ему будет максимально удобно.
  • Его форма должна быть анатомической. Девочкам лучше выбирать круглые, мальчикам – овальные горшки, у которых есть выступ спереди.
  • Важна устойчивость, чтобы детский туалет не ездил и не ерзал по полу.
  • Предпочтительно покупать горшок со спинкой.
  • Что касается наличия крышки, то здесь особых рекомендаций нет – выбирать нужно то, что нравиться.
  • Идеальный вариант – обычный, максимально простой горшок, без музыкального сопровождения и декора в виде глаз, ушей и т. п. Такие вещи не только отвлекают малыша, но и воспринимаются им, как игрушка. Поэтому в итоге можно только сбить его с толку, позже очень много времени потратив на приучение.
  • Взрослые должны понимать, что этому навыку обучаются все дети. Поэтому относиться к процессу стоит спокойно, не превращая его во что-то сверхважное. Когда и психически, и физиологически малыш будет готов к этому, все обязательно получится.
  • Нужно не забывать и о том, что окончательно освоить этот навык, дети могут в возрасте 2-3 года. Поэтому если к трем годам еще время от времени случаются ошибки, ничего страшного в этом нет. В данном случае нельзя заострять на этом внимание, ругаться.
  • Важно всегда помнить самое важное правило: всему свое время. Чем раньше начать приучение, тем больше сил и нервов придется потратить зря.

Автор-составитель: Марина Степанюк – провизор, медицинский журналист Специальность: Провизор подробнее

Образование: Окончила Ровенский государственный базовый медицинский колледж по специальности «Фармация». Окончила Винницкий государственный медицинский университет им. М.И.Пирогова и интернатуру на его базе.

Опыт работы: С 2003 по 2013 г. – работала на должностях провизора и заведующего аптечным киоском. Награждена грамотами и знаками отличия за многолетний и добросовестный труд. Статьи на медицинскую тематику публиковались в местных изданиях (газеты) и на различных Интернет-порталах.

Комментарии

У нас вообще война с этим горшком. И не понимают, что ребенок маленький. Вынь да положь им горшок. Устала уже бороться со своим мужем. Не слышит и не понимает.

А меня свекровь долбит что надо дочку,(ей 1,3 с года уже приучать к горшку). И сестра сравнивает с тем что она свою дочь уже в год начала к горшку приучать.я им говорю что не надо детей сравнивать.и не надо насильно заставлять на горшок садится, тем более что дочке пока этот процесс не нравится.я тоже считаю что рано приучать к горшку.пр участь надо после двух лет, или с 1,5 начать пробовать.у каждого дети разные, кто то в год начинает ходить на горшок, кто то ,в 2 года.

Ну, вот. А мне мама всё твердит, что у неё все дети в 9 месяцев уже на горшок ходили, а моя дочка ещё не ходит. Мы с папой уже 3 дня ребёнка на этот горшок садим, и конечно всё безрезультатно. Теперь понятно, что рано – не значит хорошо.

Когда и как правильно приучать малыша к горшку

Лучший возраст для приучения к горшку и первое высаживание

Елена Анциферова врач-педиатр, кандидат медицинских наук

Рано или поздно у каждого молодого родителя возникает вопрос: когда и как правильно приучать малыша к горшку? Какой период для этого наиболее благоприятный? Как правильно организовать знакомство ребенка с этим предметом?

Приучаем к горшку

Тема горшка в среде молодых мам – одна из самых актуальных. Каждая стремится поделиться своим практическим опытом, как ей удалось приучить ребенка к горшку, когда это надо делать, как наладить посещение детского сада, если малыш еще не совсем освоил туалетные навыки. Обсуждаются вопросы пользы раннего высаживания на горшок, методика доктора Комаровского, способы закрепления полученного навыка.

Как приучить к горшку: лучший возраст для обретения навыка

Каждый родитель воспитывает своего малыша, исходя из собственных убеждений и знаний. Кто-то практикует раннее высаживание грудничка на горшок и уверен, что его ребеночек уже с годовалого возраста освоит “ночную вазу” и будет делать все свои “маленькие и большие дела” днем и ночью только туда. Кто-то не акцентирует внимания на походах ребенка в туалет, выбирая более легкий путь и пользуясь одноразовыми подгузниками, и не пугается высказываний бабушек о том, что ребенок до школы будет ходить в памперсах.

По методике известного педиатра Евгения Комаровского только к 1,5-2 годам малыш может осознанно писать и какать в горшок. Это обусловлено сроками созревания его нервной системы. Но и в этом возрасте, и у детей постарше могут случаться разные промахи, когда малыш просто заиграется, проигнорирует позывы и сделает дела в трусы. Поэтому в туалетных делах основная задача родителей заключается в постоянном наблюдении за ребенком и своевременном высаживании его на горшок.

Читайте также:  Диета при рефлюкс-эзофагите: правила питания и примерное меню на неделю

Ни один доктор не скажет конкретно, во сколько приучать к горшку, потому что все эти сроки индивидуальны. Один мальчик или девочка уже в полтора года обходится без подгузников, другого ребенка нужно подстраховывать на время дневного и ночного сна даже в двухлетнем и более старшем возрасте. Каждая мама должна определить оптимальное время для себя и своего ребенка, чтобы “приручить” горшок.

Есть несколько советов, как выбрать лучшее время для приучения к горшку.

  1. Педиатры советуют начинать планомерно высаживать малыша на горшок в теплую погоду, лучше летом. Ребенок в жару меньше мочится, может дольше быть без подгузника, мамочке проще рассчитать время следующего “пописа” и попробовать предложить малышу горшок.
  2. Малыш должен понимать, что находиться в грязных и мокрых трусах ему некомфортно, стремиться избавиться от них.
  3. Желательно, чтобы ко времени начала приучения к горшку у ребенка уже были закреплены простейшие звуковые обозначения его желаний сходить “по маленькому” и “по большому”. Важно научить ребенка озвучивать свои желания.

Как правильно приучать ребенка к горшку: первое высаживание

Родителям, которые начинают обучение малыша “туалетным” правилам, нужно настроиться на то, что сам процесс приучения может длиться не один день – быстро научить ребенка не пачкать трусики не получится.

Поэтому важно правильно организовать первое высаживание ребенка на горшок:

  • можно вместе с малышом пойти купить горшок, дав ему право самому выбрать наиболее приглянувшийся;
  • в первый раз “ночная ваза” обязательно должна быть теплой и сухой, особенно это актуально для керамических и металлических горшков;
  • ребенок должен быть в хорошем настроении, желательно проследить, чтобы у него в этот период не было запоров;
  • на горшке ребенок может смотреть видео, мультики, играться игрушками, родители могут читать ему книгу: главное, чтобы он в этот момент пописал или покакал в горшок;
  • но не нужно мультфильмами или игрушками удерживать ребенка на горшке дольше 5-10 минут, если у него за это время не получается пописать или покакать. Нужно поднять его и посадить немного позже.

“Горшочные” истерики

Если при первом высаживании и попытке покакать ребенок испытает боль, он может полностью отказаться от горшка и воспринимать именно его как причину и источник боли. Некоторые дети требуют до 5-6 летнего возраста надевать на них подгузник, чтобы покакать, могут прятаться в укромное место и там делать свои “большие” дела. Педиатры и психологи советуют: если в начальной стадии освоения “ночной вазы” малыш жалуется на боль при дефекации, не стоит насильно сажать его на горшок, лучше отложить обучение на несколько дней, наладить его стул и после этого попробовать снова.

Иногда ребенок, который уже некоторое время без проблем садился и делал свои дела в горшок, начинает капризничать и избегать пользоваться “ночной вазой”. Многим знакома картина, когда малыша невозможно усадить на горшок, он выгибается дугой, орет и всячески демонстрирует свое нежелание ходить в туалет “правильно”. С мальчиками в этом плане немного легче: можно организовать их поход в туалет с папой, старшим братом, чтобы посмотреть, как мужчины писают стоя, и предложить ему сделать также.

В любом случае педиатры и опытные родители советуют переключить внимание малыша на что-то другое, чтобы успокоить его и попробовать посадить на горшок попозже.

Рано или поздно каждый малыш освоит горшок и будет без проблем проситься в туалет, родителям надо только дождаться оптимального момента для начала приучения и создать благоприятную для ребенка атмосферу.

Как приучить ребенка к горшку. Первые шаги

5 СЕКРЕТНЫХ СТУПЕНЕЙ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ СНУ МАЛЫША

“В каком возрасте стоит приучать малыша к горшку?”— вопрос, который вызывает много споров среди мам.

Союз Педиатров России рекомендует знакомить ребенка с горшком не ранее 18 месяцев. Обучение может проходить с 1,5 до 2,5 лет.

Данный возраст педиатры объясняют тем, что дети уже готовы к приучению психологически.

“А как же высаживание и приучение к горшку до 18 месяцев?” — спросите вы. При высаживании у крохи вырабатывается условный рефлекс, когда он отвечает определенным действием на какой-то сигнал. Высаживание требует много усилий со стороны мамы. При этом малыш легко может потерять навык в силу своего возраста.

Безусловно, все дети разные и бывают исключения. Вы можете начать приучать и в 1 год, но есть вероятность, что ребенок не захочет ходить на горшок. Будьте готовыми отложить в этом случае приучение на пару месяцев и начать опять, когда малыш подрастет.

Учатся ли девочки ходить на горшок раньше, чем мальчики? В процессе приучения есть некоторые различия в зависимости от пола ребенка, но суть одинакова в любом случае. Приучение к горшку — это обучение ребенка контролировать позывы в туалет и уметь вовремя сесть на горшок.

Некоторые считают, что обучить мальчика сложнее, чем девочку. Это не всегда так, и рекомендуемый возраст приучения одинаков для обоих полов. В первую очередь, нужно смотреть на признаки готовности ребенка к обучению, развитие малыша, способности концентрироваться на задаче, а не на его пол.

Признаки готовности малыша к приучению к горшку:

  • Малыш выражает простыми словами свои желания и просьбы
  • Он готов следовать простым указаниям
  • Способен снять простую одежду самостоятельно — штанишки на резинке и трусики
  • У него достаточно развита моторика
  • У ребенка нет проблем со сном
  • У малыша нет проблем с пищеварением и хронических запоров. Важно, чтобы рацион ребенка был богат водой, клетчаткой и правильным жиром.
  • Если вы еще даете грудь, структурируйте прикладывания. При хаотичных кормлениях в организм ребенка постоянно поступает жидкость в организм, малыш будет постоянно мочиться.
  • Ребенок проявляет желание к самостоятельности
  • Малыша интересует тема туалета

Не стоит ориентироваться на сухой подгузник и ждать, чтобы ребенок начал ходить долгое время в сухом памперсе или просыпаться сухим.

Приучение к горшку добавляет стресс в жизнь ребенка. Поэтому не стоит совмещать обучение с другими важными событиями в его жизни.

Обучайте малыша за 3-4 месяца до или после, если:

  • В ближайшее время вы ожидаете пополнения в семье
  • Малыш начинает сейчас ходить в детский сад

Во время обучения лучше оставаться дома в первые 7-10 дней.

Какой горшок выбрать для ребенка

Горшок для ребенка

Сейчас представлен широкий ассортимент горшков разной формы и цветов. Стоит ли покупать горшок с игрушками и лампочками или нужно обращать внимание на другие его характеристики?

  • Подходить ребенку по размеру
  • Быть устойчивым
  • Не иметь развлекательный элементов, так как мы учим ребенка понимать свое тело, фокусироваться на задаче. Игрушки будут отвлекать его от процесса.

Для мальчика и для девочки горшок может быть одинаковым. Не обязательно приучать изначально мальчика к писсуару — сперва достаточно горшка.

Колечки на унитаз тоже не лучший вариант как альтернатива горшку.

Дети чувствуют себя некомфортно на высоте унитаза, и обучение может затянуться. Кроме того, ребенку будет тяжело самостоятельно сесть на унитаз.

Нужно ли сперва познакомить ребенка с горшком, чтобы он не отказывался на него садиться во время обучения?

Специального знакомства с горшком не нужно проводить. Ошибка — выставлять горшок заранее. Ребенок начинает с ним играть, а мы не хотим, чтобы он его рассматривал как игрушку.

Потом он не поймет, почему должен писать в него, и начнет отказываться это делать.

Если вы уже достали горшок и ребенок начал в него играть, уберите обратно и достаньте через пару недель.

Чего ждать от обучения

Ожидания при приучении ребенка к горшку

Приучая ребенку к горшку, вы:

  • Учите его понимать потребности своего тела, что он чувствует, когда хочет в туалет.
  • Показываете, куда идут продукты жизнедеятельности человека

Не ждите, что ребенок будет ходить на горшок сразу же в 100% случаев. Наша цель — чтобы он ходил на него в большинстве случаев.

Нормально, если он отказывается, нужно только понимать причины отказов: находился ли он в новых условиях, стеснялся попроситься в туалет или нет, есть ли проблемы со стулом.

Сон и питание ребенка влияют на процесс приучения к горшку. Могут быть периоды, когда ребенок станет отказываться ходить на горшок. Это нормально.

Частые вопросы

Вопросы при приучении малыша к горшку

Ребенок не садится на горшок, пока вы ему не напомните?

В этом нет ничего страшного. Дети легко отвлекаются от внутренних ощущений. Нормально напоминать ребенку сходить в туалет.

Почему ребенок не хочет ходить на горшок?

  • Малыш не понимает, что это не игрушка, если до этого горшок просто стоял и ребенок играл с ним.
  • Ребенок боится новых ощущений. Ему непривычно ходить без подгузника и чувствовать, что процесс похода в туалет изменился.
  • Если малыш отказывается садиться на горшок, он может бояться сделать что-то неправильно, например, написать мимо.
  • Почему ребенок перестал ходить на горшок?

Подумайте, были ли какие-то изменения в жизни малыш — пополнение в семье, переезд, смена детского сада, перевод ребенка в кроватку без бортов? Эти факторы могут вызвать отказ ребенка ходить на горшок. При инцидентах не стоит ругать малыша, заставлять сидеть на горшке, принуждать или стыдить его.

Ребенок не садится на горшок в садике. Что делать?

Узнайте, как и когда водят детей в туалет в детском саду. Возможно, малыш стесняется ходить на горшок с группой. Тогда попросите воспитателя водить его отдельно. Или же дело в самом горшке/унитазе, который для него непривычен. Принесите в детский сад горшок, как дома, тогда кроха будет ходить на него.

Почему ребенок просится на горшок только дома?

Приучение к горшку состоит из серии действий. Сперва малыш учится ходить в туалет, как взрослый, дома, потом он постепенно приучается делать это в общественных местах и наконец во время ночного сна. Нельзя ожидать от ребенка, что он одновременно после начала обучения будет ходить на горшок везде. Наберитесь терпения, и дайте время малышу освоить навык хорошо дома. Рассказывайте, как это делается в общественном месте.

До скольки лет дети ходят на горшок?

Приучение к горшку будет проходить в период с 18 до 30 месяцев – в каждом случае возраст будет индивидуален. Постепенно, когда малыш освоит горшок, вы можете переводить его на унитаз. Обычно это происходит к 3-4 годам. Не забудьте использовать специальный круг и подставку под ноги, чтобы ребенку было удобно сидеть.

10 простых шагов к горшку

Кравцова Елена Михайловна

Некоторое время назад в моде были методики «раннего приучения к горшку». Мамы хвастались друг перед другом тем, что их малыш уже в 6, 5, 3 месяцев (нужное подчеркнуть) просится на горшок. Однако сейчас педиатры сходятся во мнении, что такие методики следует признать устаревшими и нефизиологичными. Ведь все они основаны на выработке условного рефлекса, а не на приобретении сознательного навыка. Специалисты рекомендуют начинать приучение к горшку позже — тогда, когда ребенок покажет свою готовность к его использованию. А о том, как определить подходящий момент и освоить горшок без слез и стресса, мы и поговорим с психологом Еленой Михайловной Кравцовой.

План действий

  • Шаг 1: Выбираем горшок. Он должен быть удобным, со спинкой, не холодным. Горшок не должен скользить по полу (это может стать причиной травмы), и лучше, чтобы он не был игрушкой. Горшок есть горшок!
  • Шаг 2: Знакомим малыша с горшком. Вы просто рассказываете ребенку, что теперь у него есть свой собственный маленький туалет, показываете его и находите горшку место. Это может быть угол в туалете, в ванной или детской комнате – там, где удобнее вам будет удобнее.
  • Шаг 3: Осваиваем «горшечные игры». Поиграйте с малышом в дочки-матери, покажите, как игрушки писают в горшок. Идеально, если есть пупс, который тоже может пописать почти по-настоящему.
  • Шаг 4: Проводим подготовку. Когда горшок уже «поселился» в доме, а малыш привык к этому предмету интерьера, начинаем рассказывать, что скоро он станет совсем большим и будет как мама и папа делать свои маленькие и большие дела в горшок, а не в штанишки. Можно даже завести специальный календарь, в котором вы вместе с ребенком будете отмечать дни до «часа Х», когда он научится пользоваться горшком. Отведите на это 2-3 недели.
  • Шаг 5: Пробуем освоить новые навыки. Ненавязчиво предлагайте малышу садиться на горшок. Помогайте снимать штанишки и подгузник. В это время лучше перейти на трусики-подгузники — их удобно снимать и надевать снова, если кроха остался сухим.
  • Шаг 6: Высаживаем по графику. Если малыш не капризничает и не сопротивляется, начинайте высаживать его по расписанию. Сразу после пробуждения, через полчаса после каждого приема пищи и питья. Перед прогулкой, после прогулки. Перед сном.
  • Шаг 7: Снимаем подгузник дома. Прямо с раннего утра. Определите день, когда вы сможете действительно постоянно быть с малышом и «подлавливать» его. Подгузник можно надеть на сон, поскольку оставаться сухими во сне дети учатся не сразу.

Шаг 8: Отправляемся на прогулку без подгузника. Через пару-тройку дней без подгузника дома попробуйте погулять без использования подгузников. Не уходите далеко от дома, чтобы можно было попытаться успеть добежать до горшка. Если не получилось – ни в коем случае не ругайте малыша. Он старался, и у него все обязательно получится в следующий раз!

Шаг 9: Пробуем спать днем без подгузника. Высаживайте ребенка перед дневным сном и оставляйте малыша без подгузника. Для предотвращения «аварии» воспользуйтесь одноразовыми пеленками. Если первые пару дней не получается – не расстраивайтесь, отложите этот шаг еще ненадолго.

На период приучения малыша к горшку купите ему яркие и красивые трусики с его любимыми персонажами. Ему будет приятно их надевать, и он будет стараться их не испачкать.

Даём малышу время

Путь к горшку может занять от нескольких дней до нескольких месяцев. Не форсируйте события, внимательно следите за состоянием малыша. Если он приболел или просто с плачем отказывается садиться на горшок – это нормальный повод отложить прохождение всего пути на некоторое время. Если ребенок нервничает и капризничает — значит, он просто еще не готов. В этом вопросе не рекомендуется давить на ребенка, потому что насильственные действия не помогут, а только затормозят процесс приучения к горшку.

Если, не смотря на все ваши старания, малышу не удается привыкнуть к горшку, и он продолжает упорно выполнять физиологические отправления «под себя», то следует обратиться за консультацией к специалисту.

Готовность малыша сесть на горшок

Малыш готов осваивать горшок, если он:

  • Может нагибаться, присаживаться на корточки и вставать;
  • Понимает речь взрослого, ему можно что-либо объяснить и договориться с ним;
  • Произносит некоторые слова, может сообщить о своих потребностях;
  • Остается сухим порядка 2 часов во время бодрствования;
  • Ощущает дискомфорт от запачканных или мокрых «штанишек» и демонстрирует это.

Причины отказа от горшка

Даже малыши, которые уже умеют ходить на горшок, иногда вдруг отказываются от горшка.

Как приучить ребенка к горшку: подробная инструкция от семейного консультанта

Как приучить ребенка к горшку: подробная инструкция от семейного консультанта - слайд

Мы расспросили семейного консультанта Нину Гофман о том, когда и как нужно начинать приучать ребенка к горшку. Получился огромный и очень подробный текст-инструкция с советами, лайфхаками и прочим полезным.

В России принято начинать приучение к горшку после года (а некоторые начинают процесс даже раньше). Есть ли смысл в раннем приучении, и на что нужно ориентироваться родителям?

Отучение от памперса — это путь от зависимости к самостоятельности, поэтому очень важно, чтобы ребенок был готов к этому процессу на трех уровнях:

Физически — детский мозг созрел для контроля над сфинктером. Ребенок может сам снять и надеть трусы / штаны, сесть на горшок или залезть на унитаз по ступенькам.

Когнитивно — ребенок понимает и осознает, когда хочет писать и какать, и знает, что надо при этом делать.

Эмоционально — ребенок созрел для того, чтобы нести ответственность за отправления своих потребностей.

Родители, начинающие приучать ребенка к горшку в раннем детском возрасте, должны понимать, зачем они это делают. Если они хотят сэкономить на подгузниках или заботятся об экологии, то в отказе от «памперсов» есть смысл. В других случаях — нет.

Ребенок до года и в год еще не может сам руководить процессом. Родители могут его выдрессировать, но писаться и какаться он все еще будет. И следить за тем, чтобы не было проколов, придется именно родителям.

Оптимальный возраст приучения к горшку — от двух до трех с половиной лет (важно ориентироваться на ребенка, это очень индивидуально). В это время дети, как правило, уже готовы сами следить за своими физическими потребностями и хотят быть «как большие».

Что вы думаете о высаживании младенцев? Насколько это правильно и нужно?

Единственное, что может дать маме высаживание младенца, — более тесную связь с ним. Мама приучается видеть и различать знаки, которые малыш подает прежде, чем покакать или пописать. Она более внимательна к его потребностям, лучше знает в какое время ее ребенок хочет в туалет. Когда мама должна пристально наблюдать за ребенком, она больше «настроена» на него. Но есть и ряд ограничений, с которыми придется столкнуться: прогулки в холодное время, высаживание в общественных местах, общественная жизнь матери.

С точки зрения приучения к горшку, в раннем высаживании нет смысла, разве что ребенок будет лучше осознавать свои ощущения с этим связанные. Возможно, тем, кто начинает раннее высаживание, будет легче впоследствии.

В любом случае до двух и более лет маме все равно придется следить за ребенком и контролировать процесс самостоятельно. Многие семьи, изначально настроенные на отказ от подгузников, впоследствии все-таки начинают надевать их на ребенка во время прогулок, походов в поликлинику или в другие общественные места, что в общем-то подтверждает факт: младенческое высаживание не работает.

Когда лучше приучать к горшку: зимой или летом? На что ориентироваться: на время года или на возраст?

Здесь нет твердых законов, но гораздо удобнее начинать процесс в теплое время года. Многие думают, что зимой, «благодаря» неприятным ощущениям от мокрых трусов, у ребенка будет больше мотивации не писаться. Но отрицательная мотивация не продвигает обучающие процессы, поэтому зимой лучше не начинать: холодно, можно застудить нежные места, больше мороки с переодеваниями, больше одежды.

В теплое время года ребенок может часть времени бегать голышом, ему будет более понятно, что происходит с его телом. Процессы, скрытые памперсом, теперь будут на виду. А родители в какой-то мере могут сэкономить на стирке.

Ориентироваться надо, конечно, на ребенка. Иногда дети сами говорят: «Хочу писать, как большой», снимают подгузники и проколов у них нет. Это значит, что мозг дозрел, и уже неважно — зимой это происходит или летом.

Но иногда случаются и фальстарты. Например, ребенок посмотрел в яслях на других детей и тоже захотел ходить без памперса. Но не может: постоянно писается и не доходит до горшка. В этом случае мотивация уменьшается, и малышу может быть неприятно.

Родителям стоит отложить приучение к горшку на месяц-два. В этом нет ничего страшного. Ребенку нужно сказать: «Мы попробовали, но сейчас не получилось. Это не страшно, мы попробуем еще и все получится!». На промежуточном этапе помогут трусы-подгузники.

Но есть случаи, когда ребенок, снявший подгузники, может контролировать процесс, но ему лень. Вот тут маме и папе нужно мягко настоять на продолжении. Малыша нужно мотивировать: хвалить, рассказывать всем вслух, как хорошо он умеет ходить на горшок, поощрять (желательно нематериально, например, давать ему больше самостоятельности в других вопросах, чтобы он почувствовал выгоду быть «взрослым»).

Возраст играет роль, но смотреть нужно на ребенка и семью: насколько все готовы переключиться на другой ритм жизни и перейти к большей самостоятельности ребенка.

Статья о неумеющем пользоваться горшком трехлетке, опубликованная не так давно на нашем сайте, возмутила читателей. Есть ли крайний возраст, когда точно нужно снять памперсы ребенку (если не брать в расчет особые случаи проблем со здоровьем)?

Важно понимать, что вреда от подгузников как такового нет. В итоге все овладевают этой «наукой». Если у ребенка нет проблем, то подгузники, как правило, становятся не нужны в два с половиной или три с половиной года. Четырехлетки в памперсах — это скорее исключение, чем правило, и тут стоит искать причины, по которым ребенок все еще не контролирует свои отправления.

Вред от долгого ношения подгузников в основном может быть эмоциональный и социальный: дети сравнивают себя с другими детьми и расстраиваются, если не могут доказать свою самостоятельность доступным способом. А умение контролировать свой организм и отвечать за процесс — это подтверждение самостоятельности. Родители должны это учитывать.

Какой должна быть тактика отучения от подгузников?

Я советую родителям относиться к приучению ребенка к горшку как к проекту, который требует времени и внимания. Если в семье есть что-то, что сильно отвлекает от этого занятия (много работы у родителей, какой-то стресс или что-то важное, что не позволяет полноценно уделять ребенку время), лучше перенести отучение от памперсов на месяц-другой.

Важно понимать, что процесс принадлежит ребенку, отправление потребностей — это его контроль. При этом ему еще трудно руководить процессом, поэтому ответственность родителей — ему помогать и направлять.

Еще один совет: начать подготовку ребенка заранее. Возможно, показать малышу одного с родителем пола, как мама или папа писают. Посмотреть книжки («Макс и подгузник», «Макс и горшок», «Чик и Брики: Лужица», «Каю пора на горшок» и другие) или мультфильмы. Показать горшок, объяснить, для чего он нужен. Или отвести в туалет, где уже заранее подготовлено все для того, чтобы малышу было нестрашно и удобно (либо переходник на унитаз, либо сиденье с ручками и ступеньками).

Обязательно поговорить с ребенком заранее о том, что ему предстоит. Обо всем говорить только позитивно, например, «ты у нас уже такой вырос большой, скоро будешь сам ходить в туалет, как мама папа старший брат или сестра». Можно также предложить ему сообщать, что он хочет писать или какать, еще до снятия памперса, чтобы он лучше осознавал свои ощущения.

Дальше необходимо понаблюдать за малышом два-три дня, отмечая, в какое примерно время ребенок какает и писает, после чего снять памперс. Для начала только в дневное время, в том числе и во время прогулок (может, за исключением длительных поездок поначалу). А вот на дневной и ночной сон подгузники нужно оставить, пока родители не заметят, что малыш все чаще просыпается сухой.

Родителям нужно следить за знаками, которые подает ребенок, и проговаривать, что он чувствует. Наблюдение увеличивает шансы на удачные попытки и сильно повышает мотивацию ребенка.

Как следить за знаками?

Например, если малыш уже «танцует» от желания сходить в туалет, но при этом отказывается, так как «не хочет», родитель должен:

присесть перед ним, чтобы оказаться на уровне детских глаз;

спросить: «Ты чувствуешь, как что-то давит на твой животик?»

после утвердительного ответа сказать: «Когда ты так чувствуешь, значит, что ты хочешь писать. Побежали! Чем быстрее добежим, тем быстрее вернемся к игре!»

Родителям стоит ненавязчиво напоминать малышу о необходимости пописать перед мультфильмами, игрой, прогулкой или предложить покакать через некоторое время после еды. Это выработает в ребенку набор привычек и поможет обращать внимание на свои ощущения.

Но даже в этом случае родители должны быть готовы к отказу, потому что именно ребенок управляет своим организмом, а не взрослые. Так что малыш вполне может описаться, даже если ему незадолго перед этим предлагали сходить в туалет.

В таком случае его ни в коем случае не нужно ругать. Но и оставить без внимания этот факт нельзя (если сказать: «Ничего страшного!», то ребенок вполне продолжит так делать). Лучше всего подойти и назвать вещи своими именами: «Ты написал в штаны, это неприятно и тебе мокро. Теперь нам нужно прервать игру и поменять одежду». Логическое последствие выбора может помочь ребенку в следующий раз согласиться с доводами родителя и прервать игру или просмотр мультфильма.

Когда этот этап начинает работать, то есть ребенок спокойно идет в туалет и у него всегда или почти всегда получается, важно не останавливаться на достигнутом, а продолжать двигаться дальше, в сторону самостоятельности. Когда ребенок хочет писать или какать, нужно отвести его в туалет, оставить там и попросить позвать, когда закончит.

На следующем этапе родители отводят только до половины пути, а дальше малыш идет сам. Дневная часть процесса окончена, когда ребенок сам идет в туалет, делает свои дела и зовет кого-то только для помощи в вытирании попы.

Ответственность родителя — напомнить ребенку вовремя сходить в туалет, предупредить о последствиях и помочь поменять одежду (важно дать им максимальную самостоятельность и в этом), если малыш вовремя не сделал, что нужно. Ответственность ребенка — пописать или покакать, осознавая свои желания.

Если ребенок десять дней из двух недель просыпается в сухом подгузнике, значит, можно снимать памперс и на ночь.

Есть ли лайфхаки, которые помогут ребенку не бояться приучения к горшку?

Я советую до момента отучения от подгузников рассказать ребенку про процесс пищеварения на доступном ему языке. И лучше, как ни странно, делать это во время еды. Пока малыш ест, мама может комментировать его действия: «Вот сейчас твоя еда во рту, а затем она начнет путешествовать по организму. По трубочке пройдет в мешочек, а потом спустится ниже» и так далее.

Успокойте ребенка, расскажите, что организм не выбрасывает ничего лишнего, все полезное остается в нем. А вот мусор — это и есть какашки. Дети иногда боятся того, что от них отделяется и падает какая-то часть. Если они будут понимать, что ничего важного не теряют, и это не от них самих отвалился кусок чего-то, страхов перед туалетом будет меньше.

Кроме того, можно придумать сказку или песенку, которая поможет малышу «приказать какашке выйти» и сходить в туалет. На первых порах это поможет ребенку понять, что именно он управляет процессом.

Обязательно хвалите ребенка за результат, а еще давайте ему самому спускать воду.

Лучше, если горшок будет стоять в туалете или в ванной, не стоит высаживать ребенка перед телевизором или на кухне. И не сажайте его ждать результата. От сидения на унитазе по полчаса с мультфильмами только вред: ребенок перестает понимать, зачем сидит, а когда наконец начинает какать или писать, так увлечен мультфильмом, что не осознает, что делает.

Кроме того, после каждой неудачной попытки интерес падает. Задача родителей не столько сохранить одежду сухой, сколько научить малыша понимать, что он делает, и управлять организмом. Всем взрослым членам семьи и няне нужно договориться о последовательной реакции и общей для всех схеме приучения к горшку.

Что лучше: горшок или унитаз?

Плюсы горшка в том, что он маленький. Ребенок не чувствует себя неуютно. От него ничего не отваливается с плеском и не уходит в никуда. С другой стороны, привыкший к горшку ребенок обрекает родителей еще как минимум полгода везде носить этот предмет с собой.

Унитаз, оборудованный специальными приспособлениями, удобнее в техническом плане: ничего лишнего не нужно убирать и мыть. Но смотреть нужно все равно на ребенка: как ему комфортнее. К тому же приучение к унитазу в обход горшка экономит время приучения к туалету после горшка.

Как родителям сохранять спокойствие во время приучения ребенка к туалету, если проколы случаются слишком часто?

Родителям тоже нужно подготовиться.

Если один из родителей слишком брезглив, значит, что задача снять с ребенка памперс должна перейти к другому. Дети очень чувствительны, они считывают родительские эмоции и могут начать относиться к процессу настороженно. Кроме того, они могут очень быстро понять, что это легкий способ «управлять родителями», а это весьма нежелательно.

Обязательно нужно подготовить дом.

Убрать ковры, которые жалко испортить. Застелить клеенками диваны, положить специальную простынь в детскую (а иногда и во взрослую) кровать.

Чтобы при постоянной смене белья не раздражаться на процесс.

Не реагировать на все мгновенно (мы не в реанимации).

Подышать глубоко и переключиться на что-нибудь другое: описанные штаны, вполне возможно, не будут так сильно раздражать через минуту.

Помнить о том, что все проколы, неудачи — только уроки.

Это трудности, которые необходимо пережить, чтобы чему-то научиться.

Помнить о том, что дети делают все не назло родителям.

Это просто с ними происходит, надо дать время и терпеливо обучать. Например, поначалу у детей еще нет опыта, и они могут неправильно рассчитать время, которое у них есть, чтобы добежать до туалета от момента, когда уже сильно хочется писать. Тогда они просто застывают на месте и писают, потому что понимают, что уже не успеть.

В таких случаях нужно спокойно объяснить, что именно произошло и как успеть в следующий раз, подчеркивая более выгодный выбор. Постепенно дети научатся слышать свое тело и выберут поведение, которое приведет к успешной попытке.

Помнить, что это не навсегда.

Что делать, если ребенок противится приучению, демонстративно не хочет садиться на горшок или в идти в туалет?

Хвалите ребенка. Чем больше удачных попыток он сделает, тем быстрее семья придет к желаемому результату. Но если все сделано правильно, а ребенок все равно противится, нужно искать причину. Возможно, родители «пережали» или «недожали» в смысле контроля. Родителям нужно помнить, что еда, сон и горшок — это три вещи, которые они не могут делать за детей, а дети чувствуют ассоциативную связь родительского настроения с тем, покакали они или нет, сыты или голодны.

Дело-то житейское: как правильно приучить ребенка к горшку

Почитав форумы, где общаются молодые родители, складывается впечатление, что главное в жизни ребенка — это встать, заговорить и сесть на горшок. И сразу — заведомое зачисление в Гарвард.

Понять мам и пап не сложно — достаточно хотя бы изучить цены на подгузники. Однако если задуматься о той психологической безопасности и комфорте, который они дарят и о стабильности личности, которую не торопили, то сумма, пускай и довольно приличная, теряется в этих вселенских масштабах полезности и важности.

Чтобы разложить горшковые знания по полочкам, запастись аргументами для соседки, бабушки вашей коллеги и еще бог знает кого, мы попросили психолога, педиатра и невролога нам объяснить всё о том, как и в каком возрасте ребёнка удобнее знакомить с горшком.

Ранние высаживания

Хорошо высаживать весной ежевику, розы и даже комнатные растения, если за зиму они слегка подчахли. А вот детей — их просто не нужно.

Вокруг этой оригинальной процедуры есть множество мифов. Например, что высаживания новорожденных помогают от колик и запора. Здесь стоит уточнить, что запор у детей в таком возрасте явление редкое.

Безусловно, найдутся люди, которым ранние высаживания подошли. Но так как ребёнок поделиться своим мнением в таком юном возрасте не может, стоит прислушаться к мнению педиатров. А они ранние высаживания не одобряют.

И станцует, и споёт

Вначале телефоны, а теперь и горшки. Мы с вами живём в мире «дополнительного функционала». Ручка может быть бесконечно хороша, тонко и аккуратно писать, но если её аналог при этом еще и заваривает кофе, какая разница как пишет — она обречена стать хитом.

Так и с детским горшком: в виде утки, который на французском и датском желает вам «приятно освежиться» и заводит весёленькую мелодию каждый раз, когда очаровательная младенческая попа усаживается сделать свои дела, — это совсем не то, что доктор прописал.

Специалисты в один голос уверяют: горшок должен быть удобным — и всё, больше он ничего не должен.

Можете взять с эргономичной спинкой. А если он выглядит и работает как самая любимая игрушка, то с ним будут играть. Но надо ведь другое? Ребёнок не должен любить проводить на горшке свободное время и нести его показывать гостям. Он должен понимать, что на нём делать и по возможности в него попадать.

«Горошок должен быть из качественных материалов — от пластмассы не должно быть выраженного токсичного запаха. Не должен быть холодным. Должен быть удобным. Можно брать со спинкой, лишь бы ребёнку было комфортнее», — советует педиатр Елена Лукашева.

Излишний шум, цвет, картинки создают ненужные привычки и ассоциации и отвлекают от главного. Например, привыкнет человек «отдавать всё лишнее» под песенку из мультика. А потом услышит её за завтраком, и случится «авария». Нежелательно, чтобы ребёнок нёс к горшку игрушки и, в целом, не превращайте сам процесс в игру. И, пожалуйста, не включайте мультики.

Дорога и горшки

Помните, в детстве мама просила соседей по купе выйти, а вы гордо восседали на своём горшке королём пассажирского состава? А за окном проносились пейзажи, и никто вас не торопил. Сегодня детям достаточно просто задуматься о своём и находиться при этом в подгузнике по размеру, и дело в шляпе — точнее в штанах! И ни один из пассажиров не пострадал, не выгнан с места.

«В общественные места, в гости, на улицу можно спокойно одевать подгузник, особенно, если высока „вероятность“ аварий и ребёнок не изъявляет (или не всегда это делает) желание сходить на горшок», — рассказывает педиатр Елена Лукашева.

В каком возрасте целесообразно начинать

«Чем раньше начнётся процесс, тем сложнее и дольше будет путь приучения к горшку.

Например, если в 6-8 месяцев начать высаживать младенца, то рано или поздно это даст плоды. Но усилий и времени потребуется в разы больше, чем ребёнку в 1,5 года.

Так как в таком возрасте дети все же быстрее понимают, чего хотят от них взрослые. Самым продуктивный считается период с 22 до 30 месяцев (то есть, в районе 2 лет)», — поясняет Елена.

Чтобы вы были уверены, что можно начинать гуманное обучение использованию горшка, в наличии должны быть следующие факторы:

• Ребёнок уверено сидит, стоит и ходит.
• Может сообщить о желании пойти в туалет.
• Умеет взять и поставить свой горшок, сесть на него.

«У каждого ребенка свой темп развития. Именно физиологическая зрелость обеспечивает адекватную иннервацию мышц промежности, малого таза и органов ЖКТ. Слишком раннее и настойчивое приучение к горшку, когда ребенок физиологически и психологически не готов к этому, может обернуться против вас. Приобретенные навыки могут оказаться неустойчивыми, а стресс, полученный во время обучения, может привести к общей невротизации ребенка, психологическому запору, энурезу», — рассказывает невролог Татьяна Стецкая.

Зачем так рано

Начинать обучать ребёнка основам самостоятельных мочеиспускания и дефекации на горшке легче всего примерно с 18-22 месяцев. Раньше он просто не в состоянии контролировать эти процессы.

Чтобы навык был освоен основательно, младенец должен быть здоров и не осваивать в данный момент что-то трудное и новое.

Например, если вы только стали ходить на танцы или в кружок лепки, надо подождать. Не подходят для обучения моменты переезда или отпуска.

Гонка «вооружений» — «а мой уже сам сидит на горшочке» — началась в советское время, как поясняет психолог Анастасия Перминова. Тогда как раз вошло в моду ранее развитие и мамы на детских площадках наперебой хвастались, что их ребёнок уже умеет делать. Сегодня родители знают больше, а советы слушают меньше. Поэтому вам надо понять, для кого вы вот прямо сейчас хотите усадить младенца на горшок — для себя или для зрителей в зале? И точно ли вы все готовы к обучению.

Есть и еще один жизненный момент — всего несколько поколений назад подгузников в СССР не было. И если современную маму с головой окунуть в бесконечную стирку пелёнок, не только на горшок в полгода пойдёшь, но и в университет — подальше от жизни такой. Но сегодня можно выдохнуть — удобные и не такие уж дорогие, они есть, и с ними наша жизни стала более или менее нормальной.

Как научить

Все дети индивидуальны. И есть много способов и приёмов обучения. «Золотое правило в горшочном вопросе — гибкость, терпение и ненавязчивая помощь в обучении», — говорит Татьяна Стецкая.

«Поощряйте желание ребёнка самостоятельно взять горшок (хорошо, если он в свободном доступе для ребёнка), снять подгузник, сесть на горшок и т.д. Хвалите за удачный исход всего процесса», — советует Елена Лукашева.

Подгузники долой

Для приучения к горшку мама может единовременно отказаться от подгузников и запастись трусами, которые ребёнок может снимать сам, — советует Татьяна.

Никаких «пись-пись»

Одна из основ самостоятельного хождения в туалет — это умение ориентироваться на полный мочевой пузырь. Чтобы это ощущения услышать, понять и запомнить, младенец должен делать это сам. А если его приучать ходить по малой нужде под струйки воды и уговоры взрослых, то освоение навыка будет откладываться.

На ночь вооружен

Не стоит рубить с плеча и если вы привыкли спать вместе с малышом, устраивать семейный стресс. Если подход одномоментного обучения вам не по нраву, запаситесь терпением. А на ночь, в гости и на прогулку по-прежнему одевайте младенцу подгузник.

Простая схема

«Объяснять — показывать — высаживать на горшок — хвалить за удачи». Не нервничайте, советует педиатр Елена Лукашева. Просто систематически высаживайте ребёнка на горшок и объясняйте, не отменяя удобства использования подгузника.

Детские впитывающие трусики

Это обмундирование — ни вашим, ни нашим. Можно снимать и садиться на горшок, можно забыться и надуть в штаны. Гигиеничнее одноразовые.

Называйте вещи своими именами

Советует невролог: когда вы идете в туалет, вы вполне можете обойтись без экивоков. Так ребёнок привыкнет, что это — нормальные не порицаемые, не стыдные потребности. Однако избегайте навязчивости. Не надо, начав обучение, звать детей посмотреть, акцентировать на этом внимание, — уточняет психолог Анастасия Перминова.

Всем сидеть

В раннем возрасте и мальчики, и девочки писать и делать всё остальное могут смирно сидя попой на горшочке. О том, говорить ли с мальчиком о писании стоя, решайте сами. В любом случае, это стоит делать, когда навык уже сформирован и закреплён.

Специалисты советуют не заострять внимание на половых различиях в начале обучения.

А кроме того, мальчики чаще всего и сами догадываются, что можно еще и вот так. Но, перед тем как отправлять мальчика самостоятельно в туалет — в детском саду, например — стоит уделить внимание этой общественной норме, чтобы не спровоцировать неудобную для ребёнка ситуацию со сверстниками.

Если все всё поняли, и мальчику удобно писать стоя — то можно приобрести домой детский писсуар. А также учить детей справлять нужду на унитазе с детским сидением.

А остальное?

Когда учить детей подмываться и пользоваться туалетной бумагой? Не раньше трёх лет, говорят эксперты. И желательно до попадания в места, где он уже должен будет это уметь — садик, например.

«Не раньше, чем ребёнок научится делать самое важное: различать желание сходить на горшок, самостоятельно проситься на горшок или самому брать горшок», — поясняет Елена Лукашева.

Хвалить, нельзя наказывать

Именно так. За удачи, успехи и победы в этом деле хвалить полезно. Но ругать запрещено. Подумайте, это всё равно, что вас будут осуждать за то, что вы моргаете. Такие навыки в раннем возрасте очень отличаются по сложности усвоения от того, чему и как учатся взрослые. Водить велосипед, танк и даже космический корабль научиться проще, так как нервная система уже умеет это делать. А ребёнок входит в неизведанные воды. И родители должны быть терпеливы и доброжелательны.

Быть рядом и не мешать

Помочь советом, поймать, пока следы обучения не остались на ковре — да. Комментировать, прерывать, одергивать — нет. Нельзя вмешиваться в сам процесс! Ни в коем случае не одергивайте ребёнка, когда он ходит в туалет. Даже если мимо и совсем не так, как вы задумали. Это очень важно. Такие вмешательства могут породить массу неврологических и физических проблем, которых не стоят ни грязный пол, ни ваши благие цели.

Игра в обучении

Хотя сам горшок предметом игры, как мы уже говорили, делать не полезно. Но начать обучение можно, разыграв сценки, где на горшок ходят игрушки. Мишка сходил, и слоник сходил, они давно гуляли и выпили много воды, почувствовали в животе тяжесть и щекотку. Подумайте, здесь можно пофантазировать.

Но никаких ассоциаций в минус, например, «они поняли, что если не добегут, то описаются» и «им было некомфортно мокрыми», или «зверята знали, что нехорошо делать так».

Говорите о том, как это удобно и что каждый в итоге сможет научиться, просто всему своё время. Или вообще много не говорите — простых не развернутых сцен будет вполне достаточно. И не ругайте ребёнка, если он попытается усадить плюшевого любимца на свой горшок. Он его учит.

Аварии и протечки

Ничто не идеально, и ребёнок, который еще вчера тащил горшок на середину зала и с гордым видом творил там волшебство, сегодня под песенку и мультфильм описал (или чего поинтереснее) ваше новое красивое покрывало.

Кричать? Вот пока будете идти в магазин за стиральным средством, можете и покричать. А на ребёнка не надо. Бесполезно, вредно, непедагогично — выберите своё слово.

Справление надобностей — это безусловный рефлекс. Новорожденный не задумывается об этом. Задача родителей — перевести его в условный рефлекс. Делать это надо терпеливо и с добротой. Наказания неуместны, как и давление, ирония и неприглядные сравнения.

И даже если вы всё сделали правильно и уже распили с папой по этому поводу бутылку праздничного сока, то ребёнок может заиграться, задуматься, плохо себя чувствовать. Если в данный момент он испытывает сложности в освоении нового интересного навыка, то умение всё приносить в горшок будет задвинуто до более спокойных времён. Главное, не переживать и не ругать. Вы знаете взрослых, неуверенно пользующихся унитазами? Вот то-то и оно. Или же если первые попытки обучать были предприняты слишком рано, может случиться «откат».

«Можно ласково поговорить, узнать, почему не ходит на горшок, но только не давить! Для психологического комфорта ребёнка и всей семьи важно относиться к этому спокойно. Не нужно делать из темы горшка „культ“ Ходить везде с горшком, всю семью настраивать на общее дело», — смеётся Анастасия, — «Главное — самим расслабиться. В атмосфере комфорта и понимания ребёнок легко справится с любой задачей, и любой навык будет освоен!»

Лайфхаки

И всё-таки. Нам ведь очень хочется, чтобы ходил сам, да? Вот несколько секретов от детских специалистов.

Как приучить ребенка к горшку

Все мамы и папы, без исключения, мечтают избавиться от столь надоевших подгузников и пеленок, которые еще обходятся им в немалую копеечку. Поэтому вопрос, как приучить ребенка к горшку достаточно актуальный и самый обговариваемый среди новоиспеченных родителей. В процессе обучения нужно учитывать ряд факторов, которые напрямую влияют на формирования такого навыка опрятности. Одним из них является возраст ребенка.

Оптимальный возраст для приучения ребенка к горшку

Перед тем как начать высаживать ребенка на горшок нужно обязательно учесть ряд психофизиологических факторов. Педиатры и психологи утверждают, что до момента приучения к горшку у ребенка должны сформироваться определенные навыки. Среди них:

  1. Понимание речи взрослого;
  2. Умение присаживаться, наклоняться, поднимать предметы и складывать их в определенное место;
  3. Умение показывать жестами или объяснять словами о своих определенных чувствах;
  4. Ощущать брезгливость к мокрым и испачканным штанам;
  5. Оставаться сухим более чем на 2 часа (во время дневного сна, прогулки, игр дома).

Эти умения уже говорят о готовности ребенка к началу процесса обучения. Это примерно возраст от 1,5 до 2 лет. Высаживание в более раннем сроке зачастую приводит к полному провалу, нервам и дальнейшему нежеланию ребенка «признавать» горшок. Это связано с физиологическими особенностями организма крохи. До этого возраста, ребенок не в состоянии еще контролировать наполненность мочевого пузыря и кишечника. Из этого можно сделать вывод, что высадка на горшок в год будет пустой тратой времени.

Важно! Приучение к такому навыку опрятности очень индивидуальный процесс. Некоторые карапузы готовы приступать к «знакомству» с горшком уже в первый год своей жизни, а кто-то еще в два года не может привыкнуть.

Этапы формирования навыка опрятности

Этапы формирования высадки ребенка на горшок до достижения 3-летнего возраста выделены отечественным профессором Александром Кузьминым:

  1. В 12-15 месяцев ребенок начинает испытывать первые негативные эмоции в отношении мокрого и грязного белья;
  2. С 16 месяцев проявляет желание сходить в туалет путем замирания;
  3. С 20 месяца выражает желание справить нужду определенными жестами: теребит подол штанов или трусики, тянет маму или папу за ручку;
  4. С 24 месяцев малыш пытается самостоятельно стягивать трусики или штанишки, чтобы сходить в туалет, может оставаться сухим на протяжении 2-х часов, осознанно ощущает позывы в туалет;
  5. С 30 месяца просится в туалет, используя слова;
  6. С 3-х лет начинает сам, но под присмотром родителей ходить в туалет: снимать одежду, усаживаться на горшок, а затем самостоятельно одеваться.

Поэтому оптимальным возрастом для «знакомства» с горшком является именно возраст от 1,5 до 2 лет, когда карапуз готов как физически, так и психологически.

Этапы приучения ребенка к горшку

Для формирования любого навыка важна последовательность действий и систематичность. Именно от этого зависит успешность результата. Это также применимо и для формирования навыка ходить в туалет. Основные этапы приучения ребенка ходить на горшок:

  1. В первую очередь малышу нужно показать и объяснить, что такое горшок и зачем он нужен, а перед высаживанием комментировать свои действия: снимаем одежду – садимся на горшок – пользуемся салфеткой – моем горшок – похвала. Это поможет ребенку понять четкий ход действий и затем обыденность этого процесса;
  2. Высадка на горшок должна быть регулярной: перед сном и после пробуждения, перед и после приема пищи, до выхода на прогулку и после нее;
  3. Нужно отказаться от использования памперсов. Для начала это можно делать на несколько часов, затем на целый день;
  4. После «удачных» попыток сходить на горшок ребенка нужно словесно хвалить;
  5. Важно отслеживать позывы в туалет: покраснение лица, натуживание, руки все время в штанах и пр.

Небольшие хитрости и советы для легкого и быстрого процесса приучения ребенка к горшку:

  1. Нужно одевать на ребенка простую одежду, без молний и застежек, без сложного кроя. Это позволит ему быстрее ее снимать и сосредоточиться на главном;
  2. Не нужно держать ребенка слишком долго на горшке (5-7 минут будет достаточно);
  3. Горшок должен быть в поле зрения и иметь свое место. В этом случае ребенок будет точно знать где находится его горшок и не будет его путать с другими игрушками в общей куче, принимая его как очередную забаву;
  4. Когда памперс будет снят, ребенок захочет исследовать свои половые органы, понять, как они устроены. Не нужно мешать ему в этом, излишние вздохи от увиденных «исследований» ребенок может воспринять как что-то неприятное и постыдное. Из-за этого могут в дальнейшем возникнуть трудности с высадкой на горшок;
  5. Нельзя ругать ребенка за возможные промахи, это также сформирует негативную реакцию и дальнейшую плохую ассоциацию с горшком;
  6. Если ребенок категорически отказывается садиться на горшок не нужно его насильно заставлять это делать. Лучше убрать горшок на некоторое время и затем повторить попытку;
  7. Если в семье есть старшие дети, младшие могут научиться у них, перенять опыт. Если нет, тогда мама или папа смогут стать личным примером для дочки и сына соответственно.

Важно! Формирование привычки ходить в туалет лучше отложить, если ребенок не в настроении с самого утра или он заболел (режутся зубы, поднялась температура и пр.).

Типичные ошибки

Зная «подводные камни» этого процесса, родителям будет проще их обойти и не допускать в отношении своего карапуза. К типичным ошибкам в процессе обучения высадки на горшок относят:

  1. Следование советам родственников, соседей и друзей, сравнивание своего ребенка с другими. Это очень плохая идея, так как каждый ребенок индивидуален в любом отношении;
  2. Раннее обучение. Некоторые пытаются высаживать ребенка в полугодовалом возрасте, но это не самая лучшая идея. Самым минимальным возрастом, когда можно только начинать это делать считается 12-14 месяцев, но в этом случае не нужно ждать сразу отличного результата;
  3. Заставлять ребенка ходить на горшок, когда он не в настроении, подавлен, расстроен и тем более болеет. Научить ребенка ходить на горшок любой ценой – это не лучших способ и далеко не самый гуманный;
  4. Резкий отказ от подгузников. Если ребенок ходил в памперсах днем и ночью, то снять его в одну минуту и надеяться, что ему это понравится – пустая затея;
  5. Ругать малыша, что он сходил мимо или в штаны;
  6. Стимулировать мочеиспускание звуками воды из-под крана. Плохая идея, так как потом будет крайне трудно отучить ребенка от этой привычки. К тому же на улице или в поездке не всегда можно это реализовать.

Важно! К высадке на горшок должен быть готов не только сам ребенок, но и его родители, так как этот процесс длительный и может потребовать терпения и благосклонности.

Обучение мальчишек и девчонок

Многие специалисты и родители отмечают некоторые особенности и отличия в обучении навыка опрятности. Девочки более усидчивы и покладисты по своей натуре, а значит и процесс приучения к горшку занимает немного меньше времени, чем у активных мальчишек. Девочки могут больше проводить времени на горшке, а значит и успешность результата будет выше. Они пытаются во всем подражать маме, а принцип процесса все же легче чем у мальчиков. Но при этом девочки отличаются стеснительностью. Часто, они не могут спокойно ходить в туалет при посторонних или в «кустики», терпят позывы и сдерживают опорожнение, но это только приводит к мокрым штанишкам.

С мальчиками дела обстоят немного по-другому. Они менее стеснительные, но при этом не такие терпеливые и усидчивые, поэтому, как правило, сидение на горшке не длится долго. Мальчиков нужно для начала приучать ходить в туалет сидя, как и девочек. Это связано с двумя причинами. Первая, опорожнение мочевого пузыря и кишечника в таком малом возрасте может происходить одновременно. Вторая причина – столь маленькие мальчики еще не могут так точно и умело координировать свои движения, чтобы «попадать» в горшок во время мочеиспускания. И только после того как малыш подрос и уже может контролировать себя в этих процессах, можно приучать мальчишку к «мужскому» варианту.

Конструкция изделия также имеет значение. Для девочек подойдут горшки с круглым отверстием, для мальчиков овальные со специальной выемкой или валиком.

Какой горшок выбрать?

Намного проще приучить ребенка к использованию горшка, если он был правильно выбран. Руководствоваться только цветом горшка неправильно. При выборе горшка для ребенка нужно учитывать следующие важные аспекты:

  1. Анатомия. Для девочек нужно выбирать изделие с круглой выемкой, для мальчишек с овальной. Чтобы малыш сидел прямо нужно выбирать горшок, напоминающий седло;
  2. Материал. Отличными вариантами будут изделия из пластика, так как они легче, практичнее и дешевле керамических аналогов. К тому же пластик не так быстро охлаждается в помещении, что не приведет к неприятным ощущениям у ребенка во время высаживания;
  3. Конструкция. Должна быть устойчивой, так как падение с полным горшком будет крайне неприятным событием для ребенка при их «знакомстве»;
  4. Простота. Стоит выбирать модели без излишеств, например, наличие звуков или света в конструкции. Ребенок может подумать, что это новая игрушка, что крайне нежелательно в этом важном процессе.

Важно! Перед покупкой нужно удостовериться, что горшок не имеет неприятных запахов, выступающих элементов, которые могут поранить малыша. Покупать горшок стоит у известных брендов, которые дорожат своей репутацией, заботятся о здоровье детей, а товары имеют сертификаты качества.

Причины возможных неудач

Потерпеть детскую неудачу в туалетной науке можно в любом возрасте. Причинами могут стать:

  1. Прорезывание зубов (тут лучше отложить процесс, так как дискомфорт и неприятные ощущения во рту будут мешать малышу сосредотачиваться на чем-либо другом);
  2. Увлеченность, например, мультиками. Малыш может отдать предпочтению интересному занятию в обмен на мокрые штанишки. Это конечно пройдет со временем;
  3. Индивидуальные особенности. Если ребенок не хочет ходить в туалет в 1,5-2 года — это вовсе не значит, что он отстает в развитии. Тут требуется от родителей терпение, и процесс со временем наладится;
  4. Чрезмерная активность. Тут нужно будет постараться приучить ребенка к горшку, научить терпению и важности процесса.

Также причиной нежелания сидеть на горшке может стать страх. Причины страха перед горшком:

  1. Неудачное первое знакомство. Горшок показался ребенку страшным, мокрым, холодным, дурно пахнущим и пр.;
  2. Травмы, ссадины. Появляются в следствии падения, удара об горшок, а не тщательно обработанные края могут стать причиной царапин;
  3. Отсутствие похвалы со стороны родителей. На первых порах ребенок не понимает, что от него хотят и всячески препятствует высадке на горшок. В случае положительной реакции со стороны родителей, он будет пытаться понять, что же от него теперь хотят и почему все радуются, и будет дальше пробовать радовать маму и папу. Поэтому не стоит скупиться на поцелуи, улыбку и восторженные возгласы;
  4. Раннее обучение. Часто заканчивается нежеланием ребенка даже смотреть в сторону горшка из-за принудительных методов высаживания, и как следствие получения негативного опыта;
  5. Долгое высаживание на горшке. Некоторые строгие родители пытаются добиться результата через длительное высаживание, которое может занять вплоть до нескольких часов, даже если ребенок препятствует и устраивает истерики. Таким родителям нужен «результат», никто не беспокоится об психологическом состоянии малыша;
  6. Фантазии. Дети часто фантазируют, рисуют себе в голове чудовищ и страшные ситуации, которые могут с ними приключиться на горшке. Для этого нужно просто поинтересоваться у ребенка о его страхах, проговорить эту ситуацию и успокоить его;
  7. Дискомфорт. Горшок может быть большим, давить, натирать и пр.

Для исправления этих страхов и неудобства можно:

  1. Присмотреться к покупке нового горшка, но только уже с участием ребенка;
  2. Отложить процесс приучения на некоторое время (это могут пару дней, недель и даже месяцев);
  3. Не ругать ребенка, не нервничать самому и не ругаться между собой, так как дети тонко чувствуют настроение родителей и могут транслировать таким образом и свое;
  4. Для начала, новый горшок можно поставить на видном месте, чтобы ребенок привыкал к нему визуально. Затем можно вместе изучить предмет и показать малышу как им пользоваться;
  5. Можно придумать сказку или рассказ, чтобы создать приятную психологическую обстановку вокруг ребенка и его горшка.

Важно! При отсутствии давления и криков со стороны родителей, их помощь и терпение помогут преодолеть ребенку трудности, страхи и фобии, и тем самым привыкнуть к новой процедуре намного быстрее.

Популярные бренды горшков

Happy Baby

в магазин Российский бренд, который производит горшки разной формы: классические, с опорной базой и полностью имитирующие «взрослый» туалет. Изделия имеют универсальный внешний вид и отлично подходят как мальчикам, так и девочкам. В изготовлении используется качественный, нетоксичный пластик. В процессе производства принимают участие технологи, дизайнеры, конструкторы.

Tega Baby

в магазин Динамично развивающийся бренд, в ассортименте которого насчитывается около 450 позиций, среди которых горшки для детей. Продукция сочетает в себе европейское качество, оригинальный дизайн, высокие потребительские свойства и соответствует стандартам качества. Пользователи отмечают простоту использования, прочность и высокое качество пластика. Товары сделаны в приятной, пастельной гамме.

Little Angel

в магазин Российский бренд, входящий в компанию Plastic Republic – крупнейшего производителя пластика хозяйственно-бытового назначения. Бренд специализируется на изготовлении пластиковых товаров для детей. В процессе производства учитываются возрастные и анатомические особенности малыша. Над созданием продукции трудятся лучшие педиатры, педагоги, дизайнеры и психологи.

BabyBjorn

в магазин Шведский бренд, который начал свою деятельность в 1961 году. Концепцией деятельности компании является реализация товаров, которые могут не только обеспечить комфорт ребенку, но будут учитывать активный образ жизни родителей. Именно качественные товары, которые облегчают повседневность родителям и безопасность ребенку, сделали бренд узнаваемым по всему миру.

Ссылка на основную публикацию