Как бороться с детской истерикой при помощи одного простого вопроса?

Как бороться с детской истерикой при помощи одного простого вопроса?

Многие люди, как и животные, могут находиться в состоянии истерии. Оно представляет собой эмоциональное реагирование на дискомфорт. Особенно ярко проявляют себя маленькие дети. Они громко плачут, визжат. Выполняют неосознанные действия, приводящие к травмам и истощению нервной системы. Поэтому взрослым важно знать, как успокоить ребенка во время истерики.

Основные причины детской истерики

Возникновение приступов истерики может быть спровоцировано поступлением в дошкольное учреждение, рождением в семье второго ребёнка, неожиданным разводом родителей. Чтобы уменьшить возникшее напряжение, ребёнок начинает проявлять излишнюю эмоциональность, порой даже агрессивность. Он громко кричит, негодующе разбрасывает свои игрушки, резко стучит ногами.

Ещё одной распространённой причиной возникновения истерики у детей является излишняя строгость родителей. В такой ситуации истерические приступы являются способом малыша показать свою самостоятельность, желанием противиться такому способу воспитания.

Активное проявление эмоций

Истерика у ребенка представляет собой неотъемлемую часть его нормального развития. Для детей они являются своеобразным способом общения.

Истерики помогают детям выражать эмоции в том момент, когда они чувствуют себя расстроенными и подавленными. Ведь словами объяснить переполняющую их гамму чувств малыши не могут.

Истерика в 2 года

Двухлетние малыши довольно часто прибегают к громким истерикам. Таким образом они пытаются привлечь к себе дополнительное внимание.

В арсенале двухлетнего малыша множество эффективных «методов»:

  • упрямое нежелание что-то делать;
  • громкие крики;
  • катание по полу в общественных местах.

Истеричное поведение двухлетнего ребёнка спровоцировано несовершенством его эмоциональной системы. Малыш ещё не в состоянии выражать своё возмущение запретом или отказом взрослого словами.

Истерика маленького ребёнка может быть следствием недостатка сна, физической усталости, проявлением голода.

Иногда негативное воздействие на эмоциональную сферу крохи оказывает избыток новых впечатлений. В таком случае, чтобы успокоить ребёнка, стоит просто погладить его по голове или взять на руки. Это поможет отвлечь внимания ребёнка от неприятной ему ситуации, вызвавшей истеричное поведение.

Кризис трехлеток

Особенно «яркие» истерики демонстрируют родителям трёхлетние малыши. В психологии даже есть такой термин, как «кризис трёх лет». Он может выражаться по-разному.

Но основными проявлениями «кризиса трёх лет» являются:

  • излишнее упрямство;
  • склонность к частым истерикам;
  • своеволие.

Истерика трёхлетнего ребёнка объясняются не желанием позлить родителей, а простым неумением малыша идти на компромисс.

К достижению четырёхлетнего возраста истерические приступы, как правило, исчезают. В этот период ребёнок уже может осознанно и внятно выражать собственные чувства словами.

Истерика у старших дошколят

В 6-7 лет у ребёнка начинается новый этап во взрослении. Малышу, ещё недавно посещавшему садик, в ближайшем времени придётся отправиться в школу. Поэтому от него начинают требовать больше, чем прежде.

Некоторые дети испытывают страх из-за того, что их успехи в школе могут не соответствовать ожиданиям родителей.

Поэтому стресс, вызванный предстоящим посещением школы, постепенно начинает накапливаться. В последующем он выливается наружу в форме активного проявления эмоций — детской истерики.

Для родителей и окружающих людей, которые попали в «эпицентр» истерики, такое поведение ребёнка может быть невыносимым. Поэтому специалистами был придуман довольно действенный метод. Он помогает предотвратить детские истерики.

Другие способы успокоения малыша

  1. Танцы. Совместные танцы с ребенком способны его успокоить. Если у малыша нет настроения, то можно использовать веселые детские песенки. Медленные танцы могут помочь укачать грудничка.
  2. Переключить внимание. Замечено, что ребенка можно быстро успокоить, если переключить его внимание на какую ни будь яркую игрушку, цветные объекты, домашнее животное. Малышей очень привлекают живые существа: кошки, собаки, птицы, рыбки.
  3. Спокойная музыка. Музыка способна успокоить младенца: пение птиц, звуки природы, воды умиротворяюще действуют на ребенка. Звук биения сердца напоминают новорожденному атмосферу, которая окружала его в утробе, сердце мамы убаюкивало его там. Иллюзия этого звука может помочь успокоить кроху.
  4. Ношение в слинге. Младенец в слинге будет близок к маме и в любой момент его можно будет успокоить. К тому же можно будет сделать некоторые дела по дому.
  5. Прогулка на свежем воздухе. Новорожденному важно проводить время на свежем воздухе, это полезно для его дыхательной системы. Когда ребенок возбужден, прогулка может отвлечь его внимание и успокоить, многие мамы отмечают, как быстро малыш засыпает в коляске.
  6. Тактильный контакт, игра. Физический контакт с мамой на уровне прикосновений, можно назвать лучшим успокоительным. Иногда достаточно взять малыша на руки, обнять и он умолкает. Педиатры советуют уложить грудничка на свой живот, поговорить с ним, поиграть, спеть ему колыбельную, почитать книгу или детские стишки.

Метод Харви Карпа

Его действия направлены исключительно на то, чтобы ребенок почувствовал себя, как будто он находится в животике у мамы.

Этот метод заключается в пяти приемах:

  • пеленание. Вернет малышу чувство безопасности;
  • белый шум. Прием заключается в создании шума (бытовых приборов, воды), главное, чтобы он был равномерным. Подойдет и имитация звука «ш» мамой;
  • уложить ребенка в положение «на боку» или на животик;
  • укачивание на руках, создает имитацию положения в утробе;
  • покормить. Удовлетворение сосательного рефлекса.

>> почему ребенок запрокидывает голову — причины подобного поведения и опасно ли это; >> какие могут быть причины плохого сна у грудного ребенка и как его можно укрепить.

Описание методики

Если ребенок истерит, справиться с неконтролируемой вспышкой гнева поможет следующий вопрос: «Это большая, средняя или маленькая проблема?» После того как малыш даст ответ, нужно вместе подумать над решением возникшей проблемы, предложив разнообразные варианты.

Такой простой вопрос окажется очень кстати. Он привлечёт внимание ребёнка и даст ему немного времени, чтобы успокоиться.

Многие родители недоумевают, как остановить истерику при помощи такого простого вопроса.

Но он действительно оказывает сильное действие на ребёнка:

  1. Малыш чувствует, что взрослый уважает его эмоции.
  2. Вопрос отвлекает ребёнка и заставляет его оценить ситуацию. Он даёт возможность малышу самостоятельно решить некоторые небольшие проблемы.

Что делать родителям?

Как успокоить ребёнка во время истерики

  1. Пытайтесь предотвратить начало истерики. Особенно, если у вас уже есть опыт истерики вашего ребёнка, вы можете «просчитать» риски и заранее предупредить её возникновение.
  2. Не следует пытаться остановить истерику строгостью, крикам или применяя физическое насилие. Если ребёнок во время истерики не причиняет вреда себе и другим, можно сказать, что вы ждёте, пока он успокоится, и сможете поговорить. Говорить следует спокойно, не громко, но уверенно.
  3. Если вы не успели понять, что именно привело к истерике, попробуйте задать наводящие вопросы: «Ты испугался?!», «Тебе больно?!», «Ты хочешь …?!»
  4. Обнимите ребёнка. Он почувствует себя в безопасности, поймет, что он не один и ему помогут.

Лечение истерик

Если все ваши усилия по предотвращению истерик не работают и состояние ребёнка от раза к разу только ухудшается, стоит обратиться за помощью к специалистам.

В самом начале пути лучше проконсультироваться с психологом. Если работа с психологом не приносит результатов, то сам психолог может посоветовать других специалистов или вы можете принять это решение самостоятельно. Невропатолог и психотерапевт, при наличии показаний, могут назначить медикаментозное лечение. Но в условиях современной медицины, прежде, чем начинать лечение, постарайтесь посоветоваться с разными специалистами, выслушать разные точки зрения и только после этого принимайте взвешенное решение относительно медикаментозных препаратов.

Как предотвратить возникновение истерики?

Существуют разнообразные советы психолога, помогающие уменьшить частоту эмоциональных вспышек у ребёнка:

  1. Нужно придерживаться чётко установленного режима дня.
  2. К предстоящим изменениям (к примеру, к первому дню в детском саду) ребёнка надо готовить заранее.
  3. Нужно проявлять твёрдость. Ребёнок не должен чувствовать, что с помощью истерики он сможет манипулировать вами и добиться желаемого. Необходимо, чтобы малыш был уверен в твёрдости ваших взглядов.
  4. В отдельных случаях родителям стоит пересмотреть свои запреты. Перед тем как отказать малышу в его просьбе, нужно чётко осознать, что это необходимо.
  5. Чаще предлагайте малышу сделать простой выбор. В таком случае он начнёт чувствовать себя самостоятельной личностью.

Симптомы у детей

Первый признак приближающегося припадка – нервное возбуждение с криком. Ребенок цепенеет, у него крепко зажмурены глаза, слез нет. Мышечный тонус сменяется повышенной двигательной активностью. Сначала малыш хватает любые предметы, которые ему доступны, и стучит ими изо всех сил. Приступ ярости подходит к своему пику, когда он падает на пол.

Конвульсивные движения туловищем, ногами, головой опасны тем, что малыш может нанести себе увечье. Нервная разрядка выражается в бурных потоках слез с рыданиями.

В каких случаях стоит насторожиться?

Капризы у детей от 4 лет и старше могут быть отражением воспитательных промахов взрослых. Такой малыш о существовании слова «нет» знает только понаслышке. Избалованный ребёнок привык к тому, что ему постоянно всё разрешают. Поэтому если что-то запрещает мама, можно начать «капать на нервы» бабушке или дедушке.

Частые истерики у детей старше 4 лет могут свидетельствовать о наличии серьёзных проблем с нервной системой.

За консультацией к неврологу стоит обратиться, если:

  • малыш ведёт себя агрессивно в момент истерики;
  • ребёнок наносит повреждения окружающим или себе при проявлении эмоций;
  • кроха задерживает дыхание;
  • ребёнок теряет сознание во время истерического приступа;
  • после истерики возникают такие симптомы, как усталость, рвота.

Родителям стоит обратить внимание на те внешние проявления истерики, как судороги, полуобморочное состояние, нарушение дыхания, выгибание спины дугой («истерический мост»).

Подобные явления специалистами были названы аффективно-респираторными расстройствами. Они особенно свойственны детям, не достигшим трёхлетнего возраста.

Сильный плач ребёнка во время истерики может привести к задержке дыхания, побледнению лица. Родителям стоит быть внимательными, если малыш сублимирует эмоции в движение, вымещая своё разочарование или гнев. В момент истерики ребёнок бьётся головой о стены, пол, окружающие их предметы.

При тяжёлом аффективно-респираторном истерическом приступе наблюдаются непроизвольные судороги. После их прекращения дыхание малыша восстанавливается, исчезает синюшность кожных покровов, ребёнок успокаивается.

При наличии таких тяжёлых истерических приступов справиться с проблемой без помощи невролога довольно затруднительно. Такие симптомы встречаются и при серьёзных нервных расстройствах, что нужно помнить родителям.

Как понять ребенка, который еще не умеет говорить?

Все начинающие родители жалеют, что к новорожденному не прилагается инструкция на языке производителя.

На самом деле, плач является своеобразным языком общения малыша с миром, ведь он бывает весьма разнообразным. Со временем каждый родитель начинает различать интонации, с которыми младенец пытается передать информацию о том, что его беспокоит. Но даже если это составляет проблему, само наличие плача уже о многом говорит.

При грудном вскармливании малыш всегда хорошо реагирует на кормление, если у него всё в порядке. Если же он плачет и отказывается есть – у него точно что-то болит. Возможно, это желудочные колики.

Если плач медленно нарастает от тихого к громкому и требовательному — наверняка грудничок голоден. А если мама ещё и где-то запропастилась, то плач приобретает интонации обиды и отчаяния.

Если плач не слишком активный, но беспокойный — это обычно говорит о дискомфорте. Возможно, требуется замена подгузника. Вообще-то малыш может кричать и без веской причины, просто потому, что ему скучно, но тогда это не плач, а именно крик, обычно прерывистый и громкий, как призыв, чтобы на него обратили внимание.

Со временем карапуз учится давать понять родителям, что ему нужно, так что через несколько месяцев любая мать станет экспертом в видах детских криков, плачей, выражающих всю гамму человеческих чувств и будет точно знать, как успокоить новорожденного ребенка во врем истерики.

Ну а годовалый малыш уже стоит на пороге изучения языка родителей.

Мнение доктора Комаровского

Если у ребёнка часто бывает истерика, что делать для улучшения ситуации?

Немалую пользу могут оказать и советы известного педиатра доктора Комаровского:

  1. Нужно учить малыша чётко выражать свои эмоции словами. Это позволит уменьшить подступающий гнев и быстро подкрадывающееся к ребёнку раздражение.
  2. Если малыш склонен к истерикам, не проявлять чрезмерную опеку. Вместо того чтобы холить и лелеять ребёнка, как домашнюю розу, лучше пораньше отдать его в детский сад. Из-за отсутствия в группе впечатлительных и чутких к проявлению детских эмоций родителей истерики будут происходить значительно реже.
  3. Истерические приступы стоит предвидеть. Это поможет родителям их контролировать. Если ребёнок выглядит не выспавшимся, уставшим или раздражённым, стоит пытаться избежать потенциальных конфликтных ситуаций заранее.

Довольно часто единственным «зрителем» детских концертов становится именно бабушка. Она пытается проявлять мягкость, жалеть обиженного отказом мамы или папы внука. По мнению доктора Комаровского, всем членам семьи стоит придерживаться одной тактики поведения.

Папино категоричное «нет» никогда не должно превращаться в мамино «может быть» или бабушкино «да».

В таком случае ребёнок перестанет испытывать на прочность родительские нервы. Он поймёт, что ничего не добьётся при помощи истерики.

Правила поведения для взрослых

Запретную инструкцию «нельзя» соблюдают все члены семьи, принимающие участие в воспитании, и не идут на уступки ни при каких условиях.

  1. Одинаково спокойно ведут себя всегда и везде для показа неизменного поведения при любых обстоятельствах.
  2. Анализируют ситуации, в которых начинаются капризы. Объясняют предстоящие последствия. Учат ребенка понимать возникшие причинно-следственные связи.
  3. Беседуют на равных. Принимают детские переживания, чтобы с возрастом состоялось самостоятельное разрешение проблем.
  4. Помогают дать названия чувствам.
  5. При постоянных повторах изолируют ребенка в место, где нет игрушек, телевизора. Объясняют, что выйти можно, когда успокоится.
  6. Не говорят сразу слово «нет», дабы избежать точки кипения. Демонстрируют заинтересованность в устранении конфликта.
  7. Позволяют заглаживать вину. Принимают извинения за искупающие проступки.
  8. Включают в борьбу с истерикой. Понимают, что дитя подвергается сильному эмоциональному напряжению, а непросто добивается своей цели. Придумывают шутливое название ситуации: например, «напала Злючка». Делятся опытом, как ее победить.
  9. Заблаговременно предупреждают о завершении интересного мероприятия.
  10. Учат справляться с личными эмоциями и по иному выражать.
  11. Поощряют позитивный результат и выдержку.

Рассматривая вопрос, как успокоить ребенка во время истерики, прежде всего внимательное отношение и знание его увлечений, помогут матери и отцу быть в курсе всех событий маленького человека. Так значительно проще преодолеть возникшую проблему.

Когда перепробованы все способы, а результат отсутствует, рекомендуется обратиться к детскому психологу. Он окажет конкретную, действенную помощь, подскажет новые формы семейных взаимоотношений.

Причины истерики у детей разного возраста и разные, и похожие. Детское негодование, в равной степени, могут вызвать, как психологические (ревность, разочарование), так и физиологические (усталость, голод), факторы.

  1. Дети младшего возраста не могут озвучить проблему, старшего – не хотят.
  2. Одни проявляют истерику громко, другие – тихо и незаметно, но проблема от этого не исчезает.
  3. Родители становятся свидетелями уже взорвавшихся эмоций, не успевают предотвратить истерику.

Если ребенок истерит, остановить это можно одним простым, но эффективным вопросом. Он отвлечет малыша от его «горя», заставит размышлять и делать выводы, поможет почувствовать, что взрослые с ним считаются.

Консультация педагога-психолога «Детские истерики. Как с ними справиться»

Детские истерики. Как с ними справиться.

Воспитание ребенка – очень сложный процесс, требующий большого количества времени, физических и моральных усилий. Несмотря на все старания, в жизни каждого малыша наступают, так называемые, критические периоды, требующие повышенного внимания со стороны родителей. Именно в эти периоды чаще всего и появляются первые истерики у ребенка. Дети закатывают скандалы с плачем, криками, катанием по полу, размахиванием руками и ногами. Нередко такие эксцессы сопровождаются желанием заполучить новую игрушку или запретную вещь. И если причины истерики у детей старшего возраста зачастую понятны родителям, то такие эпизоды у грудничков выбивают почву из-под ног и заставляют расписаться в собственном бессилии. На самом же деле, причины истерик, как и пути устранения такого поведения, практически всегда лежат на поверхности. Задача родителей – вникнуть в ситуацию и пытаться понять, что движет чадом.

Истерика у ребенка: он топает ногами, кричит, плачет и ничего не хочет слышать. Или однотонно ноет, хнычет и канючит. Каждый родитель хоть раз сталкивался с подобным поведением своего чада. Но обычно проблема масштабнее, чем кажется, и затрагивает 9 из 10 семей, которым приходится воспитывать истеричного ребенка. Да и сами истерики – не разовое явление, так они происходят систематически. Мамы и папы в растерянности, они злятся, переживают, не знают, как все это прекратить. Что делать взрослым, если у ребенка истерика?

Что такое детская истерика?

Истерика – это особое эмоциональное состояние крайнего возбуждения. Ребенок кричит, рыдает, падает на пол, может биться о стены или царапать себе лицо. Он совершенно не восприимчив к словам и действиям окружающих и практически не чувствует боли?

Истерика, как правило, хоть и развивается стремительно, но как любой процесс в нашем организме, протекает в несколько стадий. Даже если кажется, что все началось внезапно, поверьте, симптомы начинающегося «концерта» были, и их нужно научиться узнавать. Часто малыш начинает сопеть, хныкать, замолкает. Это затишье перед бурей. Если вовремя отреагировать, истерики можно избежать. Порой для этого достаточно ласково обнять обидевшегося на весь мир малыша, спросить, что его так огорчило. Если дело в сломавшейся игрушке, предложить починить ее вместе.

Справиться с предстоящей истерикой помогут вовремя замеченные ее симптомы

Первая стадия – голосовая. Ребенок, стараясь обратить на себя внимание, начинает хныкать или сразу кричать.

Вторая стадия – моторная. Она характеризуется возбужденными активными движениями малыша. Он может начать бросать игрушки, топать, кататься по полу. Это самая опасная стадия – ребенок может травмироваться.

Третья стадия – остаточная. Это своеобразный выход из «пике» – уставший физически и морально ребенок заливается слезами, обводит присутствующих несчастным взглядом и судорожно всхлипывает. Длиться стадия может до нескольких часов.

Причины появления истерик у детей.

Непосредственными причинами приступа довольно часто являются: отрыв от интересного занятия; желание получить новую игрушку или вещь, запрещенную родителями; стремление привлечь внимание окружающих; попытки выразить недовольство; желание подражать кому-либо; неудача при выполнении определенного занятия

Кто подвержен истерикам?

Склонность к истерикам – врожденная особенность. Все зависит от типа организации нервной системы малыша:

Слабый тип. Это пугливые, неуверенные в себе дети. Они подвержены частой смене настроения. У них нестабильный аппетит и плохой сон. Они возбудимы, часто повышают голос. Очень подвержены истерикам, пребывая в которых ведут себя непредсказуемо. Успокаиваются относительно быстро.

Читайте также:  Боль в левом запястье руки: основные причины и методы лечения. Чувство боли в запястье правой руки: возможные причины и что делать

Сильный тип. Ребята с таким типом нервной системы чаще пребывают в благодушном настроении, легко увлекаются, часто не доводят начатое до конца. В сильной стрессовой ситуации могут закатить истерику, но это маловероятно. Да и «погасить» такую истерику будет довольно просто.

Неуравновешенный тип. Это тревожные дети. Их часто мучают страхи, сомнения. Они спят «поверхностным» сном, за ночь могут просыпаться по несколько раз. Могут быть шумными в обществе, так как любят быть в центре внимания, но болезненно относятся к любой критике. Истерика у таких ребят может начаться внезапно и сопровождается проявлениями агрессии. Успокоить их трудно.

Медлительный тип. Это очень спокойные, рассудительные дети. Любят заниматься чем-то в одиночестве. Их трудно расшевелить. По причине замедленных процессов возбуждения и торможения в нервной системе практически не устраивают истерик. Могли бы, но пока до их мозга это доходит, необходимость в крике уже отпадает.

Таким образом, чаще всего на детские истерики жалуются родители ребят со слабым и неуравновешенным типами нервной системы.

Ночные истерики

Особняком стоят ночные истерики.Они всегда носят характер непроизвольных и могут быть вызваны рядом причин: страхами, приснившимися кошмарами, дневным перевозбуждением и обилием впечатлений. Малыш просто просыпается и сразу начинает кричать. Угомонить его сложно, он выгибает спину, стучит ногами и руками, пытается убежать.

Если малыша оставить без внимания, то он может покалечиться. Здесь важно обеспечить тактильный контакт, устранить причину страхов – включить ночник, убрать пугающий предмет из комнаты.

Возрастные истерики

Возрастные истерики – это следствие «настройки» детской нервной системы. В разные этапы своей жизни малыш по мере узнавания нового должен приспосабливаться к этому новому. Безболезненно получается не всегда и далеко не у всех.

До 1 года малыши истерят редко. Истерикау них всегда имеет свою причину: мокрые штанишки, усталость в промежутках между периодами сна, голод, скука и т. д. В этом возрасте причиной для частого и требовательного плача может послужить и повышенное внутричерепное давление. Подтвердить или исключить такую проблему поможет консультация врача- невролога. Психические отклонения в этом возрасте диагностировать практически невозможно.

Если ребенку уже 1,5 года, его истерики – еще не способ манипуляции, а всего лишь следствие перенапряжения неустоявшейся еще психики. Успокоить малыша довольно просто. Достаточно взять его на руки и переключить его внимание.

В 2 года детская истерика вызвана, как правило, желанием ребенка получить больше внимания от взрослых. Он уже умеет дифференцировать себя как отдельную личность. И часто с помощью истерики пытается объяснить, что ему что-то не нравится. Двухлетние детки могут капризничать от избытка впечатлений, от усталости, из-за болезни. В этом возрасте поводом для систематических истерик может стать рождение еще одного ребенка в семье. И очень часто истерики случаются на почве необходимости идти в детский сад. Как успокоить малыша? Способ зависит от причины истерики. Если устал – обеспечить ему отдых. Если «ревнует» к брату или сестре – уделить больше внимания.

В 3 года начинается так называемый «кризис трех лет». «Я сам!» – именно это чаще всего слышат родители трехлетних малышей. Малыш настойчиво требует уважения к своим убеждениям, яростно протестует, истерит по поводу и без. Трехлетние малыши невероятно упрямы. Они еще не умеют идти на компромисс. Успокоить их трудно. В некоторых случаях без помощи психолога не обойтись. Ребята – большие индивидуумы, и подход к их истерикам требуется индивидуальный.

Обычно к 4 годам детские истерики сходят на нет, но если в возрасте 4-5 лет они все еще случаются, это может свидетельствовать, увы, о пробелах в воспитании. Если ребенок не знает слова «нет» или не ощущает границ дозволенного, винить его в этом нельзя. Это дело рук взрослых. Истерики уже вполне контролируемые,малыш осваивает способы манипуляции: если мама запрещает что-то, то можно попросить папу, если и он не даст желаемого, перед громкой истерикой уж точно не устоят бабушка и дедушка. Если у малыша к 4-5 годам не выявлено неврологических или психических заболеваний, то доктор Комаровский советует по возможности оставлять истерящего ребенка в одиночестве. В изоляции нет зрителей, а значит, устраивать представление не интересно.

В 6 лет наступает время повышенных требований и довольно жестких ограничений. У ребенка появляются обязанности. Он понимает необходимость вести себя в рамках приличия. Парадоксально, но факт – в этом возрасте истерики снова становятся непроизвольными. Это связано с тем, что в течение дня малыш вынужден хорошо себя вести в детском саду. Но к вечеру он устает. И после садика закатывает истерики. Это протест и неумение «сбросить» нервное напряжение. Помочь ему можно, интересно организовав вечерний досуг.

Кризис семи лет – это второй ощутимый возрастной кризис в жизни человека. В 7 лет ребенок переходит от младшего возраста к школьному. Он болезненно воспринимает крутые перемены в жизни (необходимость учиться, соблюдать распорядок дня). Истерики в этом возрасте спонтанны. Бороться с ними нужно вместе со взрослыми, осваивая такое понятие как «сотрудничество».

В 8 и 9 лет истерики случаются редко, обычно они связаны со сложностями в межличностном общении ребенка. Если у него с трудом складываются отношения со сверстниками и нет уверенности в собственных силах, истерики протекают в форме долгого или систематического плача. Установите причину и действуйте. Помогите чаду поверить в себя.

Истерика в возрасте 9 и 10 лет – скорее исключение из правил. Связана она, как правило, с переходным периодом – ваш ребенок становится подростком. Он может довольно агрессивно скандалить, драться с ровесниками или подолгу плакать. В этом возрасте истерика всегда произвольная, преднамеренная и нередко связана с недостатком любви, в том числе к себе самому.

Как вести себя взрослому если у ребенка истерика

Принцип первый – оставайтесь спокойным

Принцип второй – оставайтесь взрослым

Принцип третий – отложите разговор

Принцип четвертый – избегайте причин

Принцип пятый – избегайте перенапряжения

Как избегать истерик

1. Важно научить ребенка словами выражать свои проблемы и недовольство, а не закатывать истерику. Как только малыш начал говорить,ваша задача привить ему хорошую привычку- рассказывать о своих чувствах: «Меня пугает темнота» или «Меня раздражает, когда не получается сделать аппликацию».

2. При любой истерике у ребенка ведите себя адекватно, сохраняйте спокойствие. Скажите «нет» собственным истерикам, чтобы ребенок не копировал ваше поведение.Обратите внимание на климат в семье: ссоры родителей, конфликтные ситуации, состояние развода, депрессии кого-то из членов семьи действуют как бомба замедленного действия. Не сразу, но время от времени накопившийся негатив прорывает дамбу и выплескивается у ребенка в форме истерики.

3. Уделяйте внимание ребенку. 80% всех истерик происходят по причине недостаточного внимания.

4. Не балуйте и не опекайте чадо излишне.

5. Не стоит экспериментировать со способами погашения истерик. Тактика всегда должна быть одна и та же.

6. Помогайте ребенку расслабляться. Подойдут отвары из пустырника и чай с мятой, теплая ванна, легкий массаж. А вот принимать медикаменты нужно только по назначению врача.

Если истерика уже началась…

Если малыш закапризничал, отвлеките его, узнайте, чем он недоволен, попытайтесь устранить причину его недовольства. Однако метод отвлекания срабатывает только тогда, когда истерика только начинается. Что делать, если ребенок уже вошел в эмоциональный раж?

1. Дайте понять, что крики и вопли не влияют на вас, они не помогут поменять ваше решение. Если истерика не очень сильная,скажите: «Солнышко, произнеси спокойно, что тебе нужно. Я не понимаю тебя, когда ты кричишь». Если истерический приступ уже сильный, то вам лучше выйти из комнаты. Поговорите с малышом, когда он успокоится.

2. Постарайтесь изолировать ребенка в самый пик эмоционального взрыва. Если это происходит дома, то оставьте его одного в детской, а если на улице – отведите туда, где нет других детей и взрослых.

3. Во время капризов ведите себя всегда одинаково, чтобы малыш смог понять, что его поведение неэффективно.

4. Объясните, как можно позитивными способами выражать свое недовольство. Уже с двух лет учите малыша употреблять в своей речи описание эмоций. Например, «я расстроен», «я сержусь», «мне скучно».

5. Следите за своими чувствами. Маленькие дети легко заражаются чужими эмоциями. Так что ваша агрессия может только усугубить ситуацию.

6. Будьте терпеливы. Если для ребенка истерики уже стали традиционными, не ждите, что все пройдет сразу после первого раза, когда вы выйдете из комнаты и спокойно объясните все ему. Чтобы новая модель закрепилась, потребуется какое-то время.

Не стоит бояться истерик у детей, нужно учиться реагировать на них правильно. Если вы уже перепробовали все советы, перечисленные в нашей статье, но по-прежнему наблюдаете вспышки гнева у своего ребенка, обратитесь за профессиональной помощью.

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Консультация для родителей «Советы по воспитанию детей от педагога-психолога»

Консультация для родителей «Советы по воспитанию детей от педагога-психолога» Мы часто любим в ребёнке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребёнок, а мы, потому что не сумели его научить.

Детские истерики: как реагировать и как бороться? (консультация для родителей, воспитателей и других взрослых). Наверное, нет таких родителей, которые бы не столкнулись с проблемой детских.

Капризы детей и как с ними справиться. Консультация для педагогов и родителей Многие педагоги часто сталкиваются в своей работе с капризами детей. Это стало своего рода «бичем» XXI века. Некоторые мамочки считают это.

Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.

Направления в работе педагога-психолога

Направления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога – психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Педагогическая песочница в работе педагога-психолога

Педагогическая песочница в работе педагога-психолога Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть.

Работа педагога-психолога с детьми подготовительной группы

Работа педагога-психолога с детьми подготовительной группы Два раза в неделю со всеми воспитанниками подготовительных групп я провожу подгрупповые коррекционные занятия на развитие моторики рук,.

Консультация педагога-психолога «Позитивная психология» Что вы думаете о счастье? Как вы считаете, что делает нас счастливыми? Вероятно, первый ответ, который пришёл вам в голову – “деньги”. Однако.

50 способов справиться с детской истерикой

Как упокоить истерику у ребенка прямо сейчас и что предпринять на будущее?

Суфия Галимзянова главный редактор проекта @pro_roditelstvo

Как пережить вынужденное сидение дома с детьми, да еще и совместить его с удаленной работой? Родители делятся в соцсетях лайфхаками, чем занять детей на карантине, а тем временем дети, чувствуя растущее напряжение и тревогу взрослых, все чаще закатывают истерики. Как с ними справляться прямо сейчас – и что предпринять на будущее?

Помочь ребенку выразить чувства

Помочь ребенку выразить чувства

Называть чувства. Наверное, это база всех остальных вариантов. Истерика — это когда ты не можешь управлять своими чувствами. Поэтому, называя чувства ребенка, мы делаем их менее масштабными, даем им “имя”, а значит, и задаем границы. “Ты зол. Ты обижен. Тебе грустно” — и вот ребенок уже чувствует опору.

“Это маленькая проблема, средняя или большая?” Всего один вопрос очень помог мне показать своей дочери, что есть вещи, которые легко исправить, и не стоит из-за них сильно переживать. Есть вещи, которые требуют помощи или терпения, а есть что-то, с чем иногда невозможно справиться, но и это можно пережить. Детская психика очень пластична, и малышам порой гораздо проще справиться с разочарованием, нежели взрослым.

“Как ты сердишься?” Этот вопрос дает ребенку возможность выразить свои чувства в физической форме, а значит, и выпустить их.

“Если бы у меня была волшебная палочка. “ Иногда деткам важно чувствовать, что их желания ценны и важны для мамы и что все дело — во внешних обстоятельствах. “Если бы я могла прямо сейчас наколдовать суп, мы бы с тобой гуляли еще и еще, но у меня нет волшебной палочки, придется идти домой его варить. А как думаешь, у кого есть волшебные палочки?”. Малыш отвлекается и идет домой. Хотя не всегда, конечно!

“На что похожа твоя злость?” Еще одна вариация выражения своих “огромных” чувств в человеческих масштабах. “Похожа твоя злость на ураган? Не-е-ет? Может, на маленькую птичку, которая пищит? Тоже не-е-ет? А может, на драко-о-она?! Трехголового!”

Рассказать о себе. Хороший способ для детей постарше: рассказать, как вы были маленьким и как вам тоже было обидно, когда такое случалось. Например, “знаешь, когда мне тоже было три годика, мама всегда уводила меня с площадки, а я так хотела, так хотела еще поиграть. И я тоже садилась и плакала. Обидно же, да?”

Мы, во-первых, показываем ребенку его эмоции, во-вторых, говорим, что понимаем их, и, в-третьих, делим весь этот эмоциональный груз на двоих.

Записать жалобы. На самом деле самая большая проблема состоит в том, чтобы выдержать детскую истерику. Многие знают о контейнировании — способности мамы “вмещать” в себя детские эмоции. Так вот, если контейнер переполнен и вы чувствуете, что начинаете заводиться, есть способ: принесите листочек с ручкой и скажите себе, что не будете сейчас впитывать в себя чувства ребенка, а выложите их на лист.

— Почему ты плачешь? Обидно?

— Хорошо, так и запишем: обидно.

Честно поговорить. Существует много способов для успокоения маленьких детей, но стоит признать, что и у старших случаются истерики. И тогда, конечно, важно честно выяснить причины истерики. Причем не поводы, а именно причины. Например, то, что ребенок не хочет рано вставать в школу, может быть лишь поводом, а причиной окажется то, что одноклассники обзываются. Или наоборот.

Физические способы успокоить истерику

Физические способы успокоить истерику

Попросить ребенка кричать как можно громче. Это хороший способ, если, конечно, это не звучит как “Ой, давай! Ори еще громче, никто ж не слышит!”. Нужно грамотно сказать что-то вроде: “Помоему, ты не всю обидку показываешь. Давай всю! Давай-ка громче покричим, как мы на самом деле недовольны!”. Вполне себе способ выпустить эмоции.

Погудеть. Один из способов разделить эмоции ребенка — войти в звуковой резонанс. Гудеть или тянуть звук “а-а-а” в такт плачу ребенка. Только звук должен быть ниже, спокойнее и тише. И тогда ребенок через время подстроится и успокоится.

Побить предметы. Реальность там, где твое тело. Если ребенок сильно злится, то выразить это физически — значит и выпустить это из себя. Даже для нас с вами работает ведь!

Порвать бумагу. Младших детей такой способ просто отвлекает, а старшим может предлагаться в качестве варианта того, как выплеснуть злость.

Игры с песком или пластилином. Игры с приятными тактильными ощущениями — тоже отличные помощники мам. Причем эта идея хороша как для годовалых малышей, так и для тридцатилетних тетенек. Полепишь куличики, поразминаешь руки, и уже куда-то ушли злость и обида.

Купаться. Особенно приятный метод для лета или перед сном. Купание прекрасно снимает нервное напряжение и отвлекает, а пока ребенок занят игрой в воде, мама может выдохнуть и тоже успокоиться.

Сделать массаж. Очень приятный и нежный способ вернуть внимание ребенка из эмоций обратно в тело.

Потанцевать. Еще один прекрасный телесный способ справиться с чувствами. Вы можете пригласить ребенка на танец, взять на руки, закружить или просто танцевать с ним рядом.

Переодевание. Особенно такое любят девочки. Иногда приходится долго убираться после того, как даешь дочери возможность самой выбрать себе одежду из шкафа и перемерить все, что захотелось, но удовольствие ребенку обеспечено. Конечно, это не работает в случае сильной истерики. Этот метод скорее для длительного нытья, “нехочуханья” и отказов слушаться.

Аквагрим. Дети очень любят грим! Девочки любят красить губки, а мальчикам можно предложить “превращение” в какое-нибудь животное. Необязательно иметь специальные краски, вполне подойдет мамина косметичка или натуральные “краски” типа сметаны, куркумы или еще что-нибудь, что есть в холодильнике. Но одно правило: грим не получится нарисовать, если есть слезки!

Ароматы. Еще один способ “переключить” чувства — дать ребенку понюхать что-нибудь с сильным запахом. “Ой! Что это за запах? По-моему, пахнет сыром! Ты что, где-то запрятал(а) сыр? Или, может, папа где-то оставил? Давай-ка принюхаемся…”

Объятия. Говорят, человеку просто для здоровья нужно четыре объятия в день. Восемь — для спокойствия. Шестнадцать — для счастья. Может, это и не доказано на 100%, но это невероятно приятно и не несет никакого вреда для организма или отношений.

Попросить помощи у брата или сестры. Двое людей, которые тебя любят, гладят и обнимают, всегда лучше, чем один. А если у вас многодетная семья, объятий и вовсе может быть через край.

Дать грудь. Простой, как и все гениальное, способ от нашей подписчицы: “Для ребенка на ГВ (то есть грудном вскармливании) можно вообще ничего не придумывать. Почти любую истерику можно остановить, просто дав малышу грудь”.

И здесь нам хочется успокоить тех родителей, которые переживают, что таким образом они формируют у ребенка связь между успокоением и едой. Нет никаких доказательств этому мифу. А вот то, что грудь для ребенка – это не только про еду, а очень сильно про связь с мамой, всем очевидно. Грудь даже называют второй пуповиной, так что вы можете быть спокойны на этот счет.

Покушать. Этот вариант здесь не как способ “заесть” неприятные эмоции. Это о том, что не все дети и не всегда могут слышать маленькие сигналы своего тела. Они могут быть голодны, а из-за этого утомлены, а из-за этого слишком нервно на все реагировать. Сами они этого понять не могут. Так что если ребенок раскапризничался, стоит оценить, хорошо ли он ел в последний раз и как давно это было.

Читайте также:  Иммунограмма в дерматологии: показания, проведение, расшифровка, цена

Как отвлечь ребенка во время истерики

Отвлечь знакомыми стихами. Такой вариант больше подходит для ребенка, который действительно любит читать стихи. Некоторым деткам очень нравится показывать, как много они помнят наизусть, и они не упускают момента “показать себя”. Да и ритмичность стихотворений тоже часто играет на пользу.

Мультики и песенки. Мультфильмы всегда были и останутся предметов сотен споров, но то, что они потрясающе работают, — это факт. Особенно, если вы в машине и если взять ребенка на руки нет возможности.

Родителям, которые переживают из-за глупого содержания мультиков, я очень рекомендую подобрать каналы, на которых делают поделки, показывают животных или рассказывают познавательные истории.

Истории. Да, кстати, любые истории прекрасно затягивают внимание ребенка, если их рассказывать вовлеченно. Неважно: про кота, про подружку, про последний поход в кино. Рассказывать можно любую ерунду. Главное — артистично и быстро.

Пальчиковые игры. Многие родители подмечают, как пальчиковые игры типа “Сорока-белобока кашу варила…” захватывают внимание ребенка. Причиной тому, во-первых, акцент на ручках (малыш концентрируется на телесных ощущениях), а во-вторых, любовь детей к историям.

Новая игрушка или игра. Этот способ, кстати, не такой уж и затратный, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, в интернете сейчас миллиард идей для игр и занятий с подручными материалами. Во-вторых, вам необязательно все время покупать новые игрушки. Вы просто можете разложить их по темам в коробки и убрать в шкаф. Если игрушки не лежат постоянно на виду у ребенка, то они снова становятся интересными.

Мыльные пузыри. Мы, наверное, никогда не перестанем удивляться волшебству мыльных пузырей. Допускаем, что не все дети от них в восторге, но все-таки 90% человечества испытывает радость и счастье при виде мыльных пузырей!

Показать зеркало или селфи-камеру. Довольно популярный среди наших подписчиков вариант. Мы проводили опрос в соцсетях, и многие родители сообщили, что используют отражение как способ отвлечь ребенка. Причем это работает для всех возрастов.

Выглянуть в окно. Это отличный способ. То, что происходит на улице, почти всегда завлекает детей. Можно рассказывать, кто там и куда пошел, можно считать машины. А еще этот метод хорошо помогает, если маме надо с кем-то оставить ребенка. “Стой у окна, и, когда я выйду, ты помашешь мне ручкой”.

Животные. Кошки, собаки и даже рыбки оказываются прекрасными напарниками в воспитании ребенка. Первые могут сами прийти ласкаться к плачущему малышу, а за последними просто интересно наблюдать — успокаивает.

Разглядывать цветы. Если вы на улице или в огороде, то можно приглядеться к природе. Например, к растениям. Есть хорошая цитата на эту тему: “Умиление и восторг, которые мы испытываем от созерцания природы, — это воспоминание о том времени, когда мы были животными, деревьями, цветами, землей”. Очень умиротворяюще звучит.

Другой язык. В методе, который предложила наша подписчица, работает эффект внезапности: начните говорить с ребенком на иностранном языке.

Позвонить кому-нибудь. Иногда для снижения градуса эмоций (особенно, если мама тоже начинает заводиться) можно позвонить папе, бабушке или подруге. Малыши отвлекаются, мама выдыхает. Если все заняты и отвлекать неудобно, я иногда звоню в какую-нибудь службу поддержки или интернет-магазин с автоответчиком. Чужой голос вызывает еще больший интерес.

Придумать срочное дело. “Ох! Малы-ы-ыш, я совсем забыла! Нам же срочно нужно бежать на кухню и поставить макароны вариться! Бежим! Ох, как же у меня вылетело из головы? Сейчас не сварим макароны, потом кушать захотим, а ничего и нет”. Чем младше ребенок, тем проще такое “дело” может быть.

Включить воду в кране. Говорят, можно вечно смотреть на то, как течет вода и горит огонь.

Кстати, огонь! Можно зажечь свечку, просто смотреть на нее и успокаиваться: “Смотри, огонек сверху белый, внутри синенький, а вокруг все желтое. Ты замечал?” А еще свечку можно задувать.

Дыхательная гимнастика. Из предыдущего пункта сразу вырисовался этот. Часто в истерике наше дыхание сбивается, зажимается или становится слишком быстрым. Поэтому в ход идут фразы типа “Ай, я стукнула палец! Подуйподуй мне, пожалуйста!” или “Кажется, мне в глаз попала соринка. Можешь подуть на меня?”

Сколько?” В качестве примеров приведем здесь несколько диалогов:

— Ты злишься, потому что тебе не дали шарики?

— А сколько шариков ты бы хотел?

— Два! Нет, три! Многа-а-а…

— А “многа” — это сколько?

— А сколько минут ты бы еще хотел поиграть?

— А потом домой, если разрешу пять?

То есть, во-первых, это работает как “договор”, а во-вторых, включает у ребенка фантазию, что снижает накал страстей.

“Твой друг тебя уже ждет!” Если вы собираетесь куда-то, где будет приятель вашего малыша, то можно сказать: “А Вася-то сейчас постоит, подумает, что ты не приходишь, и уйдет домой!” Если ребенок очень любит играть со своим другом, то он быстро отбросит свои “пустяковые” проблемы и успокоится.

Чтобы детских истерик стало меньше

Просто позволить истерике быть. Выше мы говорили о базовом и самом, пожалуй, важном способе: называть ребенку его чувства и не запрещать их выражать. Но если у родителя сейчас не хватает ресурса на подобное, то можно просто оставаться рядом, ничего не говорить и дать ребенку время. Работает на все возрасты. Даже, говорят, на 30-летних детей!

Успокоиться. Чем младше ребенок, тем заметнее то, насколько на его настроение влияет настроение мамы. Когда вы задерганы, переживаете, малыша может вывести из себя практически любая мелочь, а когда вы спокойны, ребенок проще реагирует на неприятности.

Дать себе ресурс. Идея заключается в том, что “пустая” мама не сможет дать ребенку поддержки. Она лишь так же будет раздражаться, и все превратится в снежный ком. Конечно, не нужно бежать на маникюр от плачущего малыша, но если вы заметили, что истерики стали чаще, то, возможно, это очень даже выход.

Игнорирование. Здесь есть один нюанс: если мы говорим о переизбытке чувств, усталости, большом стрессе, испуге — этот метод запрещен, причем чем меньше ребенок, тем опаснее так поступать. Но если мы говорим о манипуляциях, когда ребенок требует чего-то опасного или вредного, и вы действительно видите, что его крик — это способ заставить вас дать ему желаемое, то, да, нет ничего страшного в том, чтобы отстраниться и не вовлекаться в эту игру.

Хочется уточнить, что такая реакция обычно не требует частого повторения. Если ребенок видит ее, он довольно скоро поймет, что истерики “не работают”. А если он не понимает, возможно, причина в другом.

Преступление-наказание. Лишение ребенка мультиков или прогулки в парк действительно работает. Как часто использовать этот метод и использовать ли вообще — решать каждой отдельной семье. Но важно правильно формулировать то, за что вы лишаете ребенка чего-то.

Наказывать его за то, что он плачет, — не самая лучшая идея. А вот если он в своей истерике обижает других детей или портит вещи, которые портить нельзя, то “наказание” вполне может быть границей. Однако если вы решили ее ставить, выдерживайте. Не давайте пустых угроз.

И еще отмечу, что психологи не рекомендуют лишать сладкого за плохое поведение. Таким образом, мы формируем связь еда-награда, а это чревато проблемами с пищевым поведением.

Дать, чего требует. Вот мы все перечисляем варианты того, как получить свою взрослую выгоду — спокойного ребенка, а между тем совсем забыли упомянуть, что иногда мы действительно сами доводим ребенка до истерики. Стоит уважать желание ребенка досмотреть серию мультфильма или требовать свою игрушку, которую забрал чужой мальчик.

Мы пишем это, чтобы акцентировать внимание на следующем: порой, начитавшись статей о педагогике или наслушавшись советов от бабушек, мы решаем быть стойкими и не идти на поводу у ребенка. Мы, бывает, боимся дать слабину, потому что переживаем, что ребенок научится манипулировать нами с помощью истерики. Но это не всегда уместно.

Банальная ситуация: дочь требует, чтобы ей надели другое платье, а мама спешит отвести ее в сад и не хочет переодевать. Если подумать, ребенок имеет право на такое требование. И может, тогда это не “идти на поводу”, а “уважать мнение другого человека”?

Анализ режима дня. Еще один метод, работающий не на моментальное решение, а влияющий на причину. Ребенок на 100% становится более нервным, если мало гуляет, плохо спит, мало двигается или просто живет не по устойчивому режиму.

Все спокойное внимание мамы. Одна из наших подписчиц сказала, что часто ребенок истерит, потому что он не получает всего спокойного внимания мамы. И здесь важны все части фразы.

Все — ребенок хочет, чтобы вы разговаривали с ним, не развешивая при этом белье.

Спокойное — не раздраженное, не “буду, чтобы ты не истерил”, а полное, спокойное внимание.

Внимание мамы — малышу нужны именно вы. Не просто игра, не книжка, не песенка, а мама. Именно эта неповторимая связь.

Перечитать этот список. Можно и вместе с ребенком, чтобы обратить все в шутку и дать ему и себе возможность выбирать свои реакции. “Смотри, тут написано, что, если ты плачешь, можно обниматься, купаться или гладить тебя по спине. Что выбираешь?”

“Я все равно тебя люблю”. Как бы ни было иногда трудно выдержать детские эмоции, как бы ни было иногда трудно найти общий язык, важно помнить: вы все равно самый лучший родитель своему ребенку, а он самый лучший ребенок для вас.

Даже если он жутко нахулиганил, побил брата или толкнул сестру, залил краской паспорт, даже если он не хочет собираться в садик, принимать лекарства, мыть голову или ложиться спать, даже если вы уже отругали его чересчур резко, сказали лишнего, отправили в угол или шлепнули по попе… Эти слова все равно будут к месту.

Как остановить детскую истерику, задав только один вопрос

Исте­рики бывают у всех детей. Можно ли с ними что-то сде­лать или надо про­сто подо­ждать, пока ребе­нок под­рас­тет? Хотите узнать про­стой рецепт борьбы с исте­ри­ками, кото­рый отлично сра­ба­ты­вает? Мама из Бра­зи­лии делится своим рецеп­том.

Я не пси­хо­лог и не экс­перт по дет­ским исте­ри­кам, я обыч­ная мама 5‑летней дочери. Тем не менее мне кажется, я нашла «фор­мулу», кото­рой и хочу поде­литься, – как можно быстро поме­нять направ­ле­ние мыс­лей ребенка, кото­рый вот-вот нач­нет скан­дал из-за какой-то мелочи.

Сна­чала немного нашей лич­ной исто­рии. Моя дочь пошла в дет­ский сад и очень нерв­ни­чала из-за этого. Она гово­рила, что нико­гда не смо­жет при­вык­нуть к садику. Дома тоже все пошло напе­ре­ко­сяк: Алиса все чаще зли­лась и зака­ты­вала исте­рику бук­вально по любому поводу, по каж­дой мелочи. В саду нам посо­ве­то­вали пойти к дет­скому пси­хо­логу в надежде, что это как-то нор­ма­ли­зует ситуацию.

Пси­хо­лог дей­стви­тельно дала нам много полез­ных сове­тов, но один был про­сто фан­та­сти­че­ский, к тому же и очень про­стой. О нем я и хочу рассказать.

Пси­хо­лог объ­яс­нила мне, что нужно дать детям понять – мы ува­жаем то, что они чув­ствуют. Итак, во время кри­зиса, какова бы ни была его при­чина, надо помочь ребенку (это рабо­тает с детьми старше 5 лет) поду­мать и понять, что с ним про­ис­хо­дит. Когда мы при­знаем их чув­ства и в то же время даем им самим участ­во­вать в реше­нии про­блемы, мы можем тем самым оста­но­вить истерику.

Итак, ситу­а­ция: ребе­нок готов начать скан­дал. Повод не имеет зна­че­ния — у куклы отва­ли­лась рука, при­шло время ложиться спать, домаш­нее зада­ние не полу­ча­ется или про­сто не хочется делать то, о чем вы про­сите. Мы смот­рим ребенку в глаза и спо­кой­ным голо­сом задаем один вопрос:

Это боль­шая про­блема, сред­няя про­блема или малень­кая проблема?

Когда моя дочь начи­нала думать о том, что с ней про­ис­хо­дит, это дей­ство­вало на нее про­сто вол­шеб­ным обра­зом, по край­ней мере здесь, дома. Я задаю этот вопрос, она отве­чает, и мы нахо­дим спо­соб решить про­блему, при­чем дочка сама пред­ла­гает, где искать реше­ние. Малень­кая про­блема обычно самая быст­рая и про­стая. Неко­то­рые про­блемы она счи­тает «сред­ними». Ско­рее всего мы их решим, но не в ту же секунду – это помо­гает понять, что есть вещи, кото­рые тре­буют вре­мени. Если про­блема серьез­ная – а то, что ваш ребе­нок счи­тает важ­ным, совер­шенно точно нельзя игно­ри­ро­вать, пусть вам это и кажется пол­ной глу­по­стью, – такой про­блеме при­дется уде­лить чуть больше вре­мени. Ино­гда надо помочь ребенку понять, что в жизни не все про­ис­хо­дит так, как нам хочется.

Вот недав­ний слу­чай, когда этот метод отлично сра­бо­тал. Мы выби­рали одежду для школы, а Алиса обычно очень пере­жи­вает из-за того, в чем идти, осо­бенно когда на улице про­хладно. Короче, она хотела надеть свои люби­мые брюки, но они были в стирке. Она уже начала кук­ситься, когда я спро­сила: «Алиса, это боль­шая, сред­няя или малень­кая про­блема?» Она посмот­рела на меня и тихо ска­зала: «Малень­кая». Мы уже знали, что неболь­шие про­блемы легко решить. Я попро­сила ее пред­ло­жить вари­ант реше­ния (я знала, что ей нужно время поду­мать), и она ска­зала: «Выбрать дру­гие штаны». Я говорю: «И у тебя есть несколько шта­нов на выбор». Она улыб­ну­лась и пошла выби­рать дру­гие штаны. Я поздра­вила ее с тем, что она смогла сама решить про­блему, потому что очень важно похва­лить ребенка за то, что он спра­вился, это поста­вит окон­ча­тель­ную точку в ситуации.

Я не думаю, что есть какие-то вол­шеб­ные при­емы в деле вос­пи­та­ния детей. Вос­пи­тать ребенка, пройти с ним вме­сте через все этапы раз­ви­тия — это насто­я­щая мис­сия. Да, ино­гда мы выби­раем невер­ный путь, тогда надо иметь муд­рость повер­нуть назад и попро­бо­вать дру­гую дорогу. Пройдя через мно­же­ство исте­рик со своим ребен­ком, я, нако­нец, уви­дела свет в конце тун­неля и очень хочу поде­литься этой наход­кой с дру­гими роди­те­лями. Наде­юсь, что у вас этот метод тоже сработает.

8 советов, как бороться с детскими истериками

Практически всем родителям знакомо чувство беспомощности и даже отчаяния, когда во время детской истерики они вдруг понимают, что не могут контролировать процесс. Оставаться спокойным, разумным, принимающим и ответственным взрослым в такой ситуации не очень просто. Но можно этому научиться.

Истерики и просто вызывающее поведение может быть у людей любого пола и возраста. Да, чаще всего малоконтролируемые приступы гнева характерны для детей от полутора до трёх лет, просто потому что речь ещё недостаточно развита и ребёнок, отчаявшись быть понятым окружающим миром, пытается выразить себя посредством валяния на полу супермаркета. Но можно столкнуться с детской агрессией и истерикой и в пять, и в 10, и в 13 лет. Реже, зато последствия гораздо более серьёзны и справиться труднее.

С трёх лет поведение ребёнка должно постепенно выравниваться за счёт того, что он учится узнавать свои импульсы и желания и контролировать их. Постепенно, правда, не так быстро, как нам хотелось бы, рождается волевая сфера. И пресловутая свобода воли. Когда я, каждый раз, как только красная пелена начинает застилать глаза, могу сказать: «Стоп. Не сегодня». И спокойно выдохнув, уйти от раздражающего меня явления или предмета. Или, напротив, решить, что «сегодня — хорошее время для драки, я выбираю действие», и использовать всю силу своей агрессии для достижения цели.

Но здорово, если мы управляем нашими состояниями и используем их энергию, а не они нами. Для этого необходимо учиться узнавать эти самые состояния, разобраться в их механизмах и начать управлять собой. Разговор даже не о тайной науке джедая, а о том, как не дать машинкой по голове дорогому другу в песочнице и не разбить свой новенький айфон об стену в припадке гнева на маму. Как же мы, родители, можем помочь себе и детям в непростой, но столь важной науке саморегуляции?

1. Продолжаем говорить о чувствах

Все мы помним советы психологов о том, что чувства нужно называть и проговаривать. И это — правда. Есть три небольших аспекта, о которых я хочу сказать подробнее.

А сколько названий чувств и эмоций вы обычно употребляете в таких разговорах? 10? 20? Говорят, их более 500. Все дети к трём годам различают гнев, грусть и радость. Но если они не различают гнев, растерянность, замешательство, смущение, усталость, обиду, разочарование, то все ситуации, перечисленные выше, будут записаны в «гнев» с соответствующей агрессивной реакцией тела и мозга.

Исследование, проведённое Вашингтонским университетом (Сиэтл), показало, что проблем с поведением меньше у тех детей, чей словарный запас по теме эмоций богаче. Нужно учесть, что слово, обозначающее, например, «разочарование», в голове ребёнка стоит связать с картинкой, личным опытом, рассказанной историей и ситуацией. Подобная наука кажется сложной лишь на первый взгляд. Для начала выпишите себе на листик 10-15 различных слов, обозначающих чувства, и сочините историю для каждого из них. Или купите книжку, в которой всё уже придумали до вас.

Ещё одна ловушка — нас научили «проговаривать эмоции», но забыли сказать, что положительных эмоций в мире тоже немало. В итоге часто мама старательно рассказывает сыну, что он расстроился, разозлился, разочаровался… Но почему-то не говорит: «О! Похоже, ты так горд тем, что смог прибежать первым! Я знаю это чувство! Оно живёт у меня где-то в районе солнечного сплетения! Дай пять!» или «Да ты весь светишься от радости встречи с любимым другом», «Ты так широко улыбаешься, придя из школы, наверняка вы придумали новую шалость, которая вас так позабавила! Поделишься?».

Говорите и о хорошем, добром, светлом. Неестественно? Нет, просто слегка непривычно. Но привычки можно менять

И третье, что стоит рассказать ребёнку про эмоции: они меняются. Не значит, что человеку, потерявшему свой любимый ножик, на который он копил последние три года, стоит говорить: «Пустяки, дело житейское!». Мы обязательно разделим его чувства: станем жилеткой, контейнером, тем, чем и положено становиться маме и папе. Но если с утра всё было ужасно — хотелось спать, шёл дождь и потерялись сокровища из кармана, — а днём кто-то вприпрыжку бежит вам навстречу, можно напомнить: «О! Ты утром был таким грустным, потому что шёл дождь, и ты выяснил, что потерял свою тетрадку по математике, а единственный друг в классе заболел, это очень неприятное состояние, но смотри — сейчас тебе весело!».

Читайте также:  Гарднерелла у мужчин: симптомы и схема лечения, причины возникновения, препараты

Следующим шагом, вы поможете ребёнку понять, а благодаря чему меняются эмоции и чувства именно у него. Что помогает ему? Побыть одному? Почитать? Обняться с мамой? Нужно говорить об эмоциях, используя как можно больше разных слов, говорить и о положительных переживаниях, помнить заветы царя Соломона («всё проходит») и пытаться показать, как же чувства сменяют друг друга.

2. Всему своё время и место

Обычная картина на детской площадке: светит солнце, мальчик строит город из песка, мама наслаждается тёплым днём и благостной картинкой. И неожиданно в песочнице появляется другой ребёнок, который без какой-либо нехорошей мысли, задевает только что построенную башню ногой, она рушится — и ваш такой спокойный мальчик с яростным криком бросается на обидчика.

Почему-то многие взрослые считают подобный момент хорошим поводом для уроков вежливости. Да, вмешиваться нужно, но не воспитывать! Все эти правильные слова, про «нужно делиться», «мы люди — мы не дерёмся, а говорим», «извинись перед мальчиком, ты его ударил» сейчас не работают. И даже вредят. Всё, что вы можете: физически остановить, озвучить эмоции, назвать состояние, извиниться перед пострадавшими (самостоятельно), если таковые имеются, и выйти из ситуации.

Можно остановиться на пресечении конфликта. Все обсуждения после и желательно наедине. Используйте активное слушание

«Что происходило с тобой? Мне кажется, ты разозлился? Ох, я представляю, как бы я разозлилась, если бы кто-то уничтожил результаты моей работы! А где родилась эта злость? В груди? В животе?». Посочувствовать: «Это было ужасно, даже не представляю, как бы я расстроилась». А потом попытаться выработать стратегии поведения. Как не позволить злости управлять тобой? А что можно было сделать? Что вообще люди делают в таких ситуациях? Точно не бьют, мы разговариваем. Важно запомнить: допустимы любые чувства и мысли, но не любое поведение.

3. Заняться собой

Топливо для пожара истерики — эмоции. Потому очень важно определить, где ваш триггер, ваша красная кнопка. Дети очень талантливо определяют, что именно выводит из себя маму-воспитателя-учителя больше всего. Может быть, вас раздражает крик или нытье, или нецензурная брань из уст пятилетнего ангелочка, вы не переносите, когда плюются или кусаются, убегают в другую сторону или ломают всё подряд? На какие действия ребёнка в вашем мозгу вдруг загорается красными буквами: «Вот это я точно позволить не могу никогда. Потому что!».

Наша задача — погасить эти буквы и понять, что такое поведение — вызов, но не борьба. Это просто родительская, человеческая задача — не отреагировать, не потерять контроль, не впасть в состояние ребёнка. Остаться взрослым и ответственным. Стоит сначала понять, что включает лично вашу реакцию, назвать это поведение, ждать его и в следующий раз воспринимать как сигнал, чтобы про себя улыбнуться и сказать: «Ну нет, брат, сегодня меня не возьмёшь какими-то оскорблениями всех наших предков до пятого колена». Как это сделать? Вдохнуть-выдохнуть три раза (вдыхаем — нюхаем цветы, выдыхаем — задуваем свечку), расслабить плечи и губы, произнести про себя: «Это мой сын. Ему сейчас плохо. Я люблю его. Я могу остаться спокойной и помочь». И если всё получилось, очень сильно похвалить себя.

Это не так-то просто — сделать по-другому, не пойти на поводу у чувств. Но остаться спокойным не всегда достаточно.

Мы не можем «просто игнорировать нежелательное поведение ребёнка»

А если он бежит под машину или пытается разбить головой витрину магазина, или просто лупит всех окружающих его детей? Конечно, мы не игнорируем. Мы пресекаем действия, которые могут быть опасными для здоровья, если нужно, выводим ребёнка из ситуации. Но при этом остаёмся спокойными и готовыми прийти на помощь — им правда очень плохо. Мы готовы обнять, дать платок, воды, поговорить. И нам всё равно, что вокруг много укоряющих взглядов. Ведь мы помним, истерика — знак, что ребёнку нужна наша помощь. Например, научить новой модели поведения.

4. Предупрежден — значит вооружён

Советовать «оставаться спокойным» легко, реализовать этот совет иногда практически невозможно. Но готовность к вызову делает нас сильнее. Наблюдайте за ребёнком. В среднем у детей до трёх лет истерики (иногда кратковременные, как летний дождь) случаются один-два раза в неделю. Достаточно, чтобы накопить материал для анализа.

Что является спусковым крючком для истерики у вашего ребёнка? Ищите триггер

Он не выносит, когда говорят «нет», или болезненно относится к своим вещам и ненавидит, если их трогают? Ему нужно особенно большое личное пространство, он чувствителен к громким звукам? Боится собак? Обсудите эту особенность со всеми, кто общается с ребёнком, возможно их наблюдения помогут вам узнать что-то новое. И будьте готовы к встрече со штормом каждый раз, когда этот триггер запускает механизм истерики у вашего сына и дочки. Помните — это просто задача. И да, всё — пройдёт.

5. У всего есть цель — и у детской истерики тоже

Полезно понимать, какая это цель. Все цели можно разбить на два типа: избежать что-либо (действия, человека, события, пространства, процесса) или получить что-либо (вещь, помощь, внимание, власть, общение). Важно, чтобы истерика не стала действительно работающим инструментом, чтобы последствием её не было достижение цели. К тому же иногда можно избежать рыданий и ссор, просто не делая того, что вызывает такую реакцию.

Лучше всего работает методика «естественных последствий», не наказание мамой или папой, так как у них есть авторитет и право «выданное свыше», а вполне закономерные и не вполне приятные последствия. Рыдал в магазине — не смогли что-то купить. Подрался на площадке — пришлось уйти оттуда, бросался книжкой — не получилось почитать на ночь. Плохое настроение мамы тоже относится к «естественным последствиям».

6. Быть всегда на стороне ребёнка

Против кого? Против истерик. К сожалению, они не всегда заканчиваются в четыре года. В какой-то момент ребёнок сам понимает, что подобное поведение не приводит ни к чему хорошему для него. Оно ему мешает. Как? Например, делает печальными семейные вечера, портит отношения с папой, не позволяет завести друзей. Примеров может быть много.

Есть стратегия поведения по отношению к неприемлемому поведению детей. Да, ты бываешь невыносим, но я всё равно тебя люблю и принимаю даже такого. В такой позиции вы — благородная страдающая мама, а он — маленький мучитель. Быть мучителем такой прекраснодушной личности тяжко, так легко добраться и до чувства вины, а потом и до агрессии, спасаясь от вины.

Лучше выбирать схему, в которой вы — вместе. Сказать сыну, смотри, что-то нападает на тебя и серьёзно портит нам жизнь. Согласен?

Как ты думаешь, что это? Как его зовут? Что он хочет? А как с ним бороться? Заодно вы сможете проанализировать, как возникают вспышки гнева и что действительно помогает их купировать. Подробнее о подобном подходе можно прочесть в книге Майкла Уайта «Карты нарративной практики».

7. Искать компромиссы

Очень многие люди плохо переносят категоричные запреты и требования. Часто бывает так, что дети растут, а мы не успеваем перестраиваться, и всё ещё обсуждаем вопрос шапки или первого на обед с 15-летней дочерью. Стратегия «предложить выбор» работает во многих случаях. С трёхлетними даже работает выбор на уровне, что ты будешь на обед: гречку или рис. Но ближе к первому юбилею иногда приходится совместно договариваться о том, как провести выходные, или о количестве времени, отданного компьютерным играм.

Есть три типа поведения. Можно настаивать на своём. От «так будет, потому что я так сказал» до «ну ты же сам понимаешь, что это правильное решение, потому что…». Можно сдаться под лавиной детских слёз и криков, признать, что давно не способен управлять процессами, и отдать все на волю ребёнка. Сейчас такие родители встречаются всё чаще. Можно же предпочесть путь договоров и компромиссов — он дольше и сложнее, зато на выходе делает сильнее всех участников переговоров. Что это значит? Пытаться вместе искать выход, приемлемый для всех сторон. В этом плане легко напороться на подводные камни.

Иногда попытка «договориться» становится манипуляцией по плану «я так сказал» — цель убедить, что я предлагаю правильное решение

Тогда уже честнее и правильнее сказать «я решила» и дальше сидеть под дверью, слушая, как ваш дорогой ребёнок крушит стены в своей детской. Или же честно искать выход.

Как проверить себя? Очень просто — если вы, начиная поиск компромисса, уже знаете «правильный ответ» — это не компромисс. Идеи должны рождаться и обсуждаться по ходу беседы. Подробнее о том, как учиться искать компромиссы в своей семье, можно прочитать в книге «Взрывной ребёнок» Грин Росса.

8. Технологии по контролю своих эмоций

Даже простое правило трёх вдохов-выдохов иногда работает. Главное помнить: учим не в момент истерики и повторяем сами и с ребёнком. Задачи всего три:

  • остановиться в момент гнева;
  • успокоиться;
  • принять решение.

Важно изменить своё отношение к детским истерикам: они могут быть тем, что сводит вас с ума и выматывает, но также и тем, что учит вас лучше понимать себя, детей и окружающих людей, даёт возможность приобрести новые навыки и умения. Это наш выбор — страдать или учиться и становиться сильнее.

Как бороться с детской истерикой при помощи одного простого вопроса?

детские истерики

Воспитание

Истерики могут быть разными. При этом многие родители довольно смутно понимают, как вести себя в той или иной ситуации. Поэтому нелишним будет знать, как успокоить ребенка при истерике.

У большинства малышей истерические приступы возникают только в раннем детстве. В более старшем возрасте проявления эмоций наблюдаются крайне редко. Это объясняется тем, что в этот период у детей намного лучше развиты языковые навыки и ребенок уже может внятно объяснить, чего хочет, или что его беспокоит.

Основные причины детской истерики

Возникновение приступов истерики может быть спровоцировано поступлением в дошкольное учреждение, рождением в семье второго ребёнка, неожиданным разводом родителей. Чтобы уменьшить возникшее напряжение, ребёнок начинает проявлять излишнюю эмоциональность, порой даже агрессивность. Он громко кричит, негодующе разбрасывает свои игрушки, резко стучит ногами.

Ещё одной распространённой причиной возникновения истерики у детей является излишняя строгость родителей. В такой ситуации истерические приступы являются способом малыша показать свою самостоятельность, желанием противиться такому способу воспитания.

Активное проявление эмоций

Истерика у ребенка представляет собой неотъемлемую часть его нормального развития. Для детей они являются своеобразным способом общения.

Истерики помогают детям выражать эмоции в том момент, когда они чувствуют себя расстроенными и подавленными. Ведь словами объяснить переполняющую их гамму чувств малыши не могут.

Истерика в 2 года

Двухлетние малыши довольно часто прибегают к громким истерикам. Таким образом они пытаются привлечь к себе дополнительное внимание.

В арсенале двухлетнего малыша множество эффективных «методов»:

  • упрямое нежелание что-то делать;
  • громкие крики;
  • катание по полу в общественных местах.

Истеричное поведение двухлетнего ребёнка спровоцировано несовершенством его эмоциональной системы. Малыш ещё не в состоянии выражать своё возмущение запретом или отказом взрослого словами.

Истерика маленького ребёнка может быть следствием недостатка сна, физической усталости, проявлением голода.

Иногда негативное воздействие на эмоциональную сферу крохи оказывает избыток новых впечатлений. В таком случае, чтобы успокоить ребёнка, стоит просто погладить его по голове или взять на руки. Это поможет отвлечь внимания ребёнка от неприятной ему ситуации, вызвавшей истеричное поведение.

Кризис трехлеток

Особенно «яркие» истерики демонстрируют родителям трёхлетние малыши. В психологии даже есть такой термин, как «кризис трёх лет». Он может выражаться по-разному.

причины детских истерик

Но основными проявлениями «кризиса трёх лет» являются:

  • излишнее упрямство;
  • склонность к частым истерикам;
  • своеволие.

Истерика трёхлетнего ребёнка объясняются не желанием позлить родителей, а простым неумением малыша идти на компромисс.

К достижению четырёхлетнего возраста истерические приступы, как правило, исчезают. В этот период ребёнок уже может осознанно и внятно выражать собственные чувства словами.

Истерика у старших дошколят

В 6-7 лет у ребёнка начинается новый этап во взрослении. Малышу, ещё недавно посещавшему садик, в ближайшем времени придётся отправиться в школу. Поэтому от него начинают требовать больше, чем прежде.

Некоторые дети испытывают страх из-за того, что их успехи в школе могут не соответствовать ожиданиям родителей.

Поэтому стресс, вызванный предстоящим посещением школы, постепенно начинает накапливаться. В последующем он выливается наружу в форме активного проявления эмоций — детской истерики.

Для родителей и окружающих людей, которые попали в «эпицентр» истерики, такое поведение ребёнка может быть невыносимым. Поэтому специалистами был придуман довольно действенный метод. Он помогает предотвратить детские истерики.

Описание методики

Если ребенок истерит, справиться с неконтролируемой вспышкой гнева поможет следующий вопрос: «Это большая, средняя или маленькая проблема?» После того как малыш даст ответ, нужно вместе подумать над решением возникшей проблемы, предложив разнообразные варианты.

как успокоить ребенка при истерике

Такой простой вопрос окажется очень кстати. Он привлечёт внимание ребёнка и даст ему немного времени, чтобы успокоиться.

Многие родители недоумевают, как остановить истерику при помощи такого простого вопроса.

Но он действительно оказывает сильное действие на ребёнка:

  1. Малыш чувствует, что взрослый уважает его эмоции.
  2. Вопрос отвлекает ребёнка и заставляет его оценить ситуацию. Он даёт возможность малышу самостоятельно решить некоторые небольшие проблемы.

Как предотвратить возникновение истерики?

Существуют разнообразные советы психолога, помогающие уменьшить частоту эмоциональных вспышек у ребёнка:

  1. Нужно придерживаться чётко установленного режима дня.
  2. К предстоящим изменениям (к примеру, к первому дню в детском саду) ребёнка надо готовить заранее.
  3. Нужно проявлять твёрдость. Ребёнок не должен чувствовать, что с помощью истерики он сможет манипулировать вами и добиться желаемого. Необходимо, чтобы малыш был уверен в твёрдости ваших взглядов.
  4. В отдельных случаях родителям стоит пересмотреть свои запреты. Перед тем как отказать малышу в его просьбе, нужно чётко осознать, что это необходимо.
  5. Чаще предлагайте малышу сделать простой выбор. В таком случае он начнёт чувствовать себя самостоятельной личностью.

В каких случаях стоит насторожиться?

Капризы у детей от 4 лет и старше могут быть отражением воспитательных промахов взрослых. Такой малыш о существовании слова «нет» знает только понаслышке. Избалованный ребёнок привык к тому, что ему постоянно всё разрешают. Поэтому если что-то запрещает мама, можно начать «капать на нервы» бабушке или дедушке.

Частые истерики у детей старше 4 лет могут свидетельствовать о наличии серьёзных проблем с нервной системой.

За консультацией к неврологу стоит обратиться, если:

  • малыш ведёт себя агрессивно в момент истерики;
  • ребёнок наносит повреждения окружающим или себе при проявлении эмоций;
  • кроха задерживает дыхание;
  • ребёнок теряет сознание во время истерического приступа;
  • после истерики возникают такие симптомы, как усталость, рвота.

Родителям стоит обратить внимание на те внешние проявления истерики, как судороги, полуобморочное состояние, нарушение дыхания, выгибание спины дугой («истерический мост»).

Подобные явления специалистами были названы аффективно-респираторными расстройствами. Они особенно свойственны детям, не достигшим трёхлетнего возраста.

Сильный плач ребёнка во время истерики может привести к задержке дыхания, побледнению лица. Родителям стоит быть внимательными, если малыш сублимирует эмоции в движение, вымещая своё разочарование или гнев. В момент истерики ребёнок бьётся головой о стены, пол, окружающие их предметы.

При тяжёлом аффективно-респираторном истерическом приступе наблюдаются непроизвольные судороги. После их прекращения дыхание малыша восстанавливается, исчезает синюшность кожных покровов, ребёнок успокаивается.

При наличии таких тяжёлых истерических приступов справиться с проблемой без помощи невролога довольно затруднительно. Такие симптомы встречаются и при серьёзных нервных расстройствах, что нужно помнить родителям.

Мнение доктора Комаровского

Если у ребёнка часто бывает истерика, что делать для улучшения ситуации?

Немалую пользу могут оказать и советы известного педиатра доктора Комаровского:

  1. Нужно учить малыша чётко выражать свои эмоции словами. Это позволит уменьшить подступающий гнев и быстро подкрадывающееся к ребёнку раздражение.
  2. Если малыш склонен к истерикам, не проявлять чрезмерную опеку. Вместо того чтобы холить и лелеять ребёнка, как домашнюю розу, лучше пораньше отдать его в детский сад. Из-за отсутствия в группе впечатлительных и чутких к проявлению детских эмоций родителей истерики будут происходить значительно реже.
  3. Истерические приступы стоит предвидеть. Это поможет родителям их контролировать. Если ребёнок выглядит не выспавшимся, уставшим или раздражённым, стоит пытаться избежать потенциальных конфликтных ситуаций заранее.

Довольно часто единственным «зрителем» детских концертов становится именно бабушка. Она пытается проявлять мягкость, жалеть обиженного отказом мамы или папы внука. По мнению доктора Комаровского, всем членам семьи стоит придерживаться одной тактики поведения.

Папино категоричное «нет» никогда не должно превращаться в мамино «может быть» или бабушкино «да».

В таком случае ребёнок перестанет испытывать на прочность родительские нервы. Он поймёт, что ничего не добьётся при помощи истерики.

Причины истерики у детей разного возраста и разные, и похожие. Детское негодование, в равной степени, могут вызвать, как психологические (ревность, разочарование), так и физиологические (усталость, голод), факторы.

  1. Дети младшего возраста не могут озвучить проблему, старшего – не хотят.
  2. Одни проявляют истерику громко, другие – тихо и незаметно, но проблема от этого не исчезает.
  3. Родители становятся свидетелями уже взорвавшихся эмоций, не успевают предотвратить истерику.

Если ребенок истерит, остановить это можно одним простым, но эффективным вопросом. Он отвлечет малыша от его «горя», заставит размышлять и делать выводы, поможет почувствовать, что взрослые с ним считаются.

Ссылка на основную публикацию