Годовалый ребенок: речь, дети начинают ходить, развивающие игры и прогулки с годовалым ребенком

Расширение пассивного словаря

Называйте ребенку различные предметы, пусть он находит их глазами и указывает на них пальчиком. Таким образом, вы будете знать, что малыш понимает больше, чем может сказать.


В 12 месяцев проявляются качества ребенка, которые могут не понравиться родителям.

Развивающие игры для детей от 1 года: сенсорная коробка

  1. «Магнитики». Маме нужно будет приобрести набор магнитов со сказочными персонажами, с помощью которых можно будет разыграть перед ребенком интересный спектакль.

Что малыш умеет?

  • Ребенок 12 месяцев двигается очень активно и много. Большинство карапузов к годовалому возрасту уже умеет самостоятельно ходить и постоянно совершенствует этот навык. Тем не менее, некоторые детки в 1 год еще нуждаются в маминой поддержке во время ходьбы или не спешат начать ходить, предпочитая быстрое передвижение на четвереньках.
  • Также ребенок одного года уже может сидеть на корточках и самостоятельно подниматься из этого положения. Кроха уверенно поднимается по ступенькам и залезает на диван.
  • В одну руку малыш одного года способен взять 2 небольших предмета. Пуговицы и другие крохотные предметы ребенок берет указательным и большим пальцем.
  • У годовалого ребенка получается собирать пирамидку и строить башни из кубиков.
  • Речь ребенка включает примерно 10-15 простых слов из 1-2 слогов. Одно слово карапуза может иметь несколько значений. Кроха еще не выговаривает все буквы и может путать местами слоги.
  • Ребенок 1 года хорошо понимает речь родителей. Ему известно значение слов «можно», «нельзя», «дай», «возьми», «подойди» и многих других. Также он знает имена людей, с которыми часто общается. Малыш уже может ответить на простой вопрос.
  • Кроха может выполнять несложные поручения, например, помыть овощи, разложить столовые приборы, протереть пыль (конечно, на своем «малышковом» уровне).
  • Малышу нравится прятать и искать игрушки, бросать игрушки, создавать из кубиков постройки и разрушать их, наполнять ящики и коробки, а затем опорожнять их.
  • Двенадцатимесячный малыш интересуется сюжетными играми и знает, как в них играть. Кроха может уложить игрушку спать или покормить ее.
  • Услышав музыку, кроха будет пританцовывать и пробовать подпевать.
  • Малыш знает многих животных и может показать их как на прогулке, так и на картинках.
  • Кроха знает способ использования разных предметов.
  • Долговременная память ребенка развивается – малыш уже способен запоминать события нескольких дней назад.
  • Ребенок становится более самостоятельным с каждым днем. За столом он уже управляется с ложкой и сам пьет из чашки. У карапуза уже имеются определенные предпочтения в пище – какие-то продукты крохе совсем не нравятся, а какие-то, напротив, ребенок ест с большим удовольствием.

Для проверки, в нормальном ли темпе развивается ребенок, вам следует:

  • Оценить, умеет ли кроха ползать, стоять, держась за вашу руку, а также делать несколько шагов с вашей поддержкой.
  • Убедиться, что малыш использует хотя бы один жест, например, отрицательно крутит головой или машет рукой «пока».
  • Проверить, понимает ли ребенок ваши простые просьбы, например, взять игрушку или отдать ее вам.
  • Убедиться, что в речи ребенка есть минимум одно осмысленное слово.
  • Проверить, есть ли у малыша хотя бы один зуб или признаки его появления в ближайшее время.

Если при такой проверке что-либо вас насторожило, расскажите об этом педиатру во время планового осмотра в год.

  • Оценить, умеет ли кроха ползать, стоять, держась за вашу руку, а также делать несколько шагов с вашей поддержкой.
  • Убедиться, что малыш использует хотя бы один жест, например, отрицательно крутит головой или машет рукой «пока».
  • Проверить, понимает ли ребенок ваши простые просьбы, например, взять игрушку или отдать ее вам.
  • Убедиться, что в речи ребенка есть минимум одно осмысленное слово.
  • Проверить, есть ли у малыша хотя бы один зуб или признаки его появления в ближайшее время.

Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.

Подробно о том, как играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком 1-2 лет читайте здесь.

Режим сна, бодрствования и питания годовалого малыша

Родители большинства годовалых малышей сталкиваются с тем, что у ребенка меняется режим. С двенадцати месяцев, карапуза становится очень сложно уложить спать днем, по этой причине дневной отдых приходится либо смещать, либо убирать совсем.

Днем обычно отказываются спать дети «совы». Они просыпаются утром в районе 9-10 часов, а ложатся спать в обед в районе 14-15 часов. В итоге выходит, что такие малыши спят днем один раз по три часа с 14 до 17, а спать они ложатся вечером не раньше 22-23 часов. Некоторые могут засыпать и за полночь.

В связи с подобными изменениями, кроху приходится переводить и на другой режим питания. Если его дневной сон стал длинным, то пятиразовый прием пищи придется сократить до четырех раз. В этом случае завтрак у ребенка будет в 9 утра, обед в час дня, полдник в 5 часов вечера, а ужин в 9 часов вчера.

Если режим не претерпел никаких изменений (такое бывает если ребенку присущ биоритм «жаворонка»), то все остается так же, как и несколько месяцев назад.

Читайте также:  Режим дня 7 месячного ребенка: сколько он должен спать и бодрствовать, режим кормления и прочие вопросы + фото


Время от времени годовалого ребенка нужно носить на руках. Развитие малыша в двенадцать месяцев так же как и раньше, направлено на совершенствование речевых навыков и мелкой моторики, поэтому необходимо продолжать развивать эти функции.

Навыки и достижения ребенка

  • За месяц вес ребенка увеличивается на 350-300 г.
  • Рост увеличивается на 1,5-2 см.
  • Играет в положении «сидя», если нужно поднимается, при этом за что- нибудь держится.
  • Знает, как правильно использовать такие игрушки как молоток, телефон, расческа и т. д.
  • Использует разные комбинации для передвижения (ползание, хождение).
  • В игре отдает предпочтение какой-то одной руке.
  • Постепенно начинает ходить без поддержки.
  • Умеет ходить по ступенькам вверх-вниз.
  • Самостоятельно может вылезть с коляски или манежа.
  • Ребенок может говорить простые словосочетания, которые состоят из двух слов, например «мама да”.
  • Узнает животных на картинках к книжке.
  • Малыш больше понимает указания и то, что ему говорят.
  • Помнит события на протяжении длительного времени.
  • Остро реагирует на отсутствие родителей.
  • С удовольствием играется в действенные игры, в которых объекты пребывают в движении.
  • Хитрит, может требовать от родителей помощи больше чем нужно на самом деле.
  • Проявляет чувство юмора.
  • Требует любимую игрушку (куклу, плюшевого мишку, собачку), для того чтобы «вместе»кушать, купаться и спать.
  • Ребенок может говорить простые словосочетания, которые состоят из двух слов, например «мама да”.
  • Узнает животных на картинках к книжке.
  • Малыш больше понимает указания и то, что ему говорят.
  • Помнит события на протяжении длительного времени.

Мелкая моторика

Важность развитой мелкой моторики очевидна. Педагоги центра раннего развития «Каркуша» рекомендуют выполнять следующие игры и упражнения:

  • Лепка из соленого теста, пластилина, глины. Начните с шарика, потом сплющите его в лепешку и скатайте колбаску и т. д.
  • Рисование обычными или пальчиковыми красками, карандашами. Сначала вам придется помогать малышу, поддерживать его ручку, показывать, как делать мазки и рисовать линии.
  • Создание композиций из пластилина, палочек, камешков, пуговиц, ракушек и др.
  • Шнуровка, наматывание ярких шерстяных ниток в клубок.
  • Бизи-боард. Ее можно купить в магазине или сделать дома: на лист фанеры прикрутите выключатель, шпингалет, счеты из крупных бусин, розетку с привязанной вилкой, лоскуты с липучками, кнопками и т. д.
  • Игры с рамками-вкладышами и сортером.
  • Заведите сенсорную коробку, туда нужно положить предметы разного цвета, формы, размера, веса, поверхностью.
  • Игры с цветным рисом, фасолью, макаронами: пересыпание, выкладывание узоров, «рисование» картин.

Прекрасные результаты дают различные эксперименты с песком и водой. Они оказывают постоянное воздействие на рецепторы и дают ребенку богатый тактильный опыт. Обязательно водите его в песочницу, играйте во время купания в ванне и детском бассейне, купите ему плавающие игрушки, формочки, сито, ведерко, совочек или ковшик, чтобы он мог играть с водой и песком.

  • Игровая форма, так как игра – это ведущая деятельность маленького ребенка.
  • Небольшая длительность. В день достаточно потратить 10-15 минут на каждое упражнение.
  • Помощь. Вам придется постоянно помогать малышу, ведь многие действия ему придется выполнять впервые.
  • Комфорт. Занимайтесь в теплом проветренном помещении, убедитесь, что ребенок в чистом памперсе, хорошо себя чувствует, не испытывает голода и жажды, нормально поспал.

Учимся лепить

Отличный способ развить мелкую моторику крохи – дать поиграть ему с кусочком обычного теста. Покажите малышу, как можно сминать тесто в ком. Делая мелкие движения кистями и пальцами рук, у ребенка формируется ловкость, стимулируется развитие мозговой деятельности.

Очень хорошее видео – пальчиковая гимнастика для малышей. Полезно для развития вашего малыша:


Отличный способ развить мелкую моторику крохи – дать поиграть ему с кусочком обычного теста. Покажите малышу, как можно сминать тесто в ком. Делая мелкие движения кистями и пальцами рук, у ребенка формируется ловкость, стимулируется развитие мозговой деятельности.

Развитие мелкой моторики у детей в год

  • Простые занятия на пальцах со считалочкой нравятся детям и развивают их двигательные способности.

Сенсорные коробки придумала Мария Монтессори

  • Расшитые подушки придутся по душе почти всем малышам. Нашейте на наволочку пуговки разных размеров или наполните подушки крупами, сухими травами и т.п.
  • С 12 – 18 месяцев ребенок пытается взять в руки карандаш и процарапать им что-то по поверхности. Поддержите его в первых попытках творчества.
  • Книжки-шуршалки, тактильные книги, а также, защитная пузырчатая пленка – оказывают влияние на развитие мелкой моторики ребенка в годик.

Игра с крупами развивает моторику

Мама может и сама соорудить тактильную книжку, страницы которой будут обклеены разнообразными по ощущениям материалами: шерстью, джинсой, шелком и т.д. Джинсовая ткань грубая, шелк нежный – все это обостряет чувствительность и стимулирует развитие детских пальчиков.

  • Не забудьте про перебирание круп. Стоит отдать предпочтение более безопасным, мелким крупам: манке, гречке и т.д. В крупе можно спрятать какой-либо предмет, который ребенок должен найти.
  • Игры с макаронами – это полет фантазии: макаронные аппликации, бусы из макарон или просто их перебирание.

Игры с тестом -развитие моторики

Читайте также:  Режим дня 7 месячного ребенка: сколько он должен спать и бодрствовать, режим кормления и прочие вопросы + фото

Если мама решила посещать с дитем, столь модные в наше время, развивающие центры, то следует уточнить, в какой форме проводятся занятия. Сидение за столом не будет продуктивным для малыша. Маленьких детей невозможно заставить получать знания. Ребенок усваивает и делает только то, что ему интересно и приносит удовольствие.

Физическое развитие крохи

Годовалый малыш вырос на 20-25 сантиметров за 12 месяцев жизни. Его вес увеличился почти в три раза. Вес мальчиков в норме составляет от 7,5 до 12 кг., вес девочек – от 7 до 11,5 кг. Рост мальчиков колеблется в интервале от 71 до 81 сантиметра, а рост девочек – от 69 до 80 сантиметров.

У детей к этому возрасту обычно вырастает 8-12 зубов. Если зубиков пока мало, удостоверьтесь, что в питании крохи содержится достаточное количество витамина D, фосфора и кальция. Многие мамы перестают кормить грудью детей в 12 месяцев. Хотя специалисты Всемирной организации здравоохранения рекомендуют продолжать грудное вскармливание вплоть до двухлетнего и даже трехлетнего возраста.

В 1 годик кроха уже созрел для начала хождения. Он без затруднений встаёт на ноги из любой позы и пробует делать первые шаги. Конечно, про уверенную ходьбу речи пока не идет. Карапуз расставляет ножки слишком широко, он не очень устойчиво себя чувствует. Падения пока случаются часто.

Если карапуз упал, не спешите бежать на помощь и жалеть его. Демонстрируйте всем своим видом, что ничего страшного не произошло. Просто поддержите малыша словами, приободрите и слегка обнимите, а потом переключите внимание на игрушки. В будущем его ждет множество падений до тех пор, пока навык ходьбы не закрепится.

Не все дети умеют ходить в годовалом возрасте. Если кроха уверенно ползает, проявляет двигательную активность, ходит, держась за мебель, то его развитие также находится в пределах нормы. Все малыши разные. Одни начинают ходить раньше, другие – позже. Через несколько месяцев и этот карапуз научится уверенно ходить.


Ребенок переживает так называемый кризис первого года. Он делает большие скачки в своем физическом и психическом развитии. Освоение новых навыков (например, хождения) может давать побочные эффекты в виде сбоев в поведении.

Движения

Главное, что умеет малыш – самостоятельно удерживать равновесие. Когда его вдруг «заносит», он расставляет ручки, переступает ножками, пытается ухватиться за опору. Конечно, не всегда ему удается устоять на ногах, но малыши быстро учатся. В начале месяца ребенок боялся отпустить вашу руку, а в конце – уже бодро бегает. Не все дети начинают ходить в год, некоторые осторожничают и откладывают освоение навыка хождения до 16 месяцев. Когда ребенок пойдет, зависит не только от мускульной силы, но и от темперамента.

Продолжают совершенствоваться ручки малыша. Он часто с интересом изучает свою кисть и сам удивляется своим возможностям. Кроха умеет брать мелкие предметы большим и указательным пальцами, он научился определять размер и расстояние до предмета. Маленький мячик он возьмет одной рукой, а за большим потянется двумя. Кроха с удовольствием машет «до свидания», играет в «Ладушки», показывает «фонарики».

Продолжают совершенствоваться ручки малыша. Он часто с интересом изучает свою кисть и сам удивляется своим возможностям. Кроха умеет брать мелкие предметы большим и указательным пальцами, он научился определять размер и расстояние до предмета. Маленький мячик он возьмет одной рукой, а за большим потянется двумя. Кроха с удовольствием машет «до свидания», играет в «Ладушки», показывает «фонарики».

Чем интересным можно заняться с ребенком в годик

Один годик – это ответственный период в жизни крохи и его родителей. Маленький человек стремится за день узнать как можно больше ведь в этом мире столько всего интересного.

Кто, как не родители смогут помочь ему в этом благодаря интересным и увлекательным играм, совместному времяпровождению.

С пользой провести время можно зная, чем занять ребенка в 1 год. Ведь существует масса интересных игр, которые непременно понравятся малышу, и принесут родителям удовольствие, заключающееся в наблюдении за его достижениями.

Из этой статьи вы узнаете

  • Заниматься с ребенком нужно только тогда, когда он пребывает в хорошем настроении и его ничего не беспокоит.
  • В графике следует выбрать время, в которое будут проводиться игры, занятия.
  • При выборе очередного развлечения для крохи следует учесть тот факт, что чрезмерная их длительность, скорее всего, утомит кроху, и он потеряет интерес к происходящему.

Как развивать ребенка в год

  • Развитие речи
  • Развитие мелкой моторики и сенсорики
  • Развитие творческих способностей
  • Физическое развитие
  • Комментарии

Свершилось: крохе исполнился годик! В этом возрасте детки становятся невероятно любознательные и активные. Выбор игр и занятий становится все более обширным. Как лучше развивать и обучать ребенка в этот период? На что сделать упор? Какие занятия с ребенком и игрушки выбрать?

Многие мамочки, воодушевленные советами педагогов по раннему развитию, бросаются скупать игрушки и пособия для обучения, как только ребенку исполнился годик. Но в большинстве случаев кроха совершенно игнорирует паззлы, «шнуровки» и прочие «развивалки». А на навязывание таких игрушек ребенок реагирует негативно. Он плачет, бросает их на пол, пытается убежать. Это не повод отчаиваться и ставить крест на развитии малыша!

Читайте также:  Режим дня 7 месячного ребенка: сколько он должен спать и бодрствовать, режим кормления и прочие вопросы + фото

Не нужно заставлять его играть в то, что ему пока не интересно.Такие полезные игрушки обязательно заинтересуют его рано или поздно. В самом начале лучше сделать упор на развитие и закрепление уже имеющихся навыков ребенка, а именно, ходьба, первые слова, мелкая моторика, сенсорика. Игры для детей 1 года весьма разнообразны и помогут родителям не только закрепить, но и многократно улучшить навыки малыша, присоединив новые умения и знания.

Не нужно ждать мгновенного результата. Ребенку надо немного времени, чтобы освоить какую-то новую игру или научиться играть с новой игрушкой. Родителям необходимо набраться терпения и каждый день заниматься с малышом.

Делать это нужно как можно более позитивно, не уставая, показывать, как правильно строить башню из кубиков или собирать пирамидку. Результаты обязательно появятся, возможно, гораздо быстрее, чем считают мама с папой. Нельзя давить на ребенка! Не интересно – ничего страшного.

Не нужно ждать мгновенного результата. Ребенку надо немного времени, чтобы освоить какую-то новую игру или научиться играть с новой игрушкой. Родителям необходимо набраться терпения и каждый день заниматься с малышом.

Что помогает развивать речь малышей?

Развивать речь ребенка в 1 год вовсе не обязательно с помощью специальных занятий, которые кроха пока еще не в состоянии выдержать из-за слабой усидчивости, низкой концентрации и отсутствия интереса к обучению. Чаще всего речевые навыки развиваются в непосредственном общении со взрослыми. Обеспечивать активное общение нужно обязательно. Ведь речь дает малышу возможность:

  • общаться со взрослыми;
  • узнавать названия окружающих предметов, соотносить их с действиями и признаками предметов;
  • передавать впечатления и эмоции;
  • развивать мышление;
  • закреплять жизненный опыт;
  • развивать творческие способности;
  • развивать память и воображение.

Какие же приемы помогут родителям совершенствовать речевые способности деток? Их много, и направлены они на развитие:

  • моторики (общей и мелкой). Подробнее об этом мы говорили здесь;
  • сенсорных способностей;
  • мимики и жестов. Какие жесты полезно разучивать с малышами, рассказано в данной статье;
  • чувства равновесия и ритма;
  • артикуляции. Примеры артикуляционных упражнений есть в этой статье;
  • фонематического слуха. Подробнее об этом — здесь;
  • речевого дыхания. Какие игры его развивают, рассказано тут;
  • интонации;
  • словарного запаса.

Готовность малыша к дальнейшему совершенствованию речевых навыков зависит от того, как родители развивали их до года, как подготовили понятийный и артикуляционный аппарат к дальнейшей работе. Как ее продолжить? Вот несколько важнейших приемов:

  • Постоянное речевое окружение. Взрослые должны комментировать все свои действия, а также действия малыша.
  • Пение. Нужно чаще петь для крохи веселые песенки и колыбельные.
  • Словесное сопровождение всех режимных моментов. Хорошо, если таким сопровождением будут веселые потешки.
  • Создание ситуаций, когда крохе необходимо отвечать на вопросы, называть предметы, выражать свои желания. При этом полезно не понимать, если малыш пытается «отделаться» жестами.
  • Чтение детских книжек со сказками и стишками, рассматривание и описание картинок в них.
  • Общая гимнастика и активные подвижные игры, укрепляющие основные группы мышц.
  • Творчество (рисование, игры в песочнице, лепка).

Для развития речи необходима тесная эмоциональная связь крохи с родителями. Малыш должен чувствовать, что его любят, поддерживают, разделяют его радости и тревоги, уважают и защищают.

Во время общения со своим чадом старайтесь не просто называть предметы – сравнивайте их друг с другом (у меня большой мячик, а у Дашеньки – маленький; этот шкаф высокий, а тумбочка – низкая). Объясняйте малышу причинно-следственные связи и мотивацию (одеваемся – пойдем на прогулку, моем ручки – пора кушать, играет музыка – будем танцевать). Показывайте результат действий (Рома вымыл ручки – теперь они чистые, Катюша оделась тепло – она не заболеет на прогулке).

Для развития речи необходима тесная эмоциональная связь крохи с родителями. Малыш должен чувствовать, что его любят, поддерживают, разделяют его радости и тревоги, уважают и защищают.

Длительность бодрствования 3-месячного малыша

Сколько должен бодрствовать ребенок в 3 месяца в течение суток, определяется простым вычитанием необходимого времени для сна из 24 часов. Главное – не суммарное количество этого времени, а как оно распределяется в продолжение дня, и какова длительность отрезков бодрствования.

В соответствии с нормами трехмесячный малыш будет спать 14-16 часов в сутки. Из них ночью – 8-10 часов, остальное время распределяется на 3-4 раза по часу-полтора в течение дня. При этом бодрствовать младенец может не более полутора часов подряд, затем он должен отдыхать.

Важно! Очень активное поведение ребенка поздно вечером или ночью может служить признаком усталости малыша, нехватки суммарных часов сна в сутки. Когда ребенок слишком устал, ему труднее успокоиться и выспаться.


Ночные кормления еще не прекращаются, но их уже становится значительно меньше, до 2 раз. В течение дня промежутки между принятиями пищи – 3,5-4 часа.

Добавить комментарий