Певческие голоса ℹ️ характеристика мужских, женских и детских голосов, классификация тембров

Детские голоса, их характеристика

Детские голоса по своему звучанию отличаются от голосов взрослых. Основная их особенность заключается в хрупкости, непрерывном развитии. Возрастные изменения в детских голосах связаны с развитием всего организма. Однако этот процесс проходит по-разному у разных детей. Многое зависит от физического состояния организма, степени музыкальной одаренности ребенка, музыкальной среды и ряда других причин. С возрастными особенностями и вокальными возможностями детей тесно связана исполнительская характеристика детских хоров. Поэтому учет возраста школьников должен быть ведущим принципом организации школьного хорового кружка.

Хор младших классов

Голоса детей (7 – 10 лет) характеризуются особой легкостью, нежностью, небольшой силой, высоким резонированием. Голосовая мышца у них развита слабо. Грудное резонирование практически отсутствует. Рабочий диапазон колеблется между ре 1-й – ре 2-й октавы. Наиболее удобные (примарные) звуки ми 1-й – ля 1-й октавы. Задачи руководителя такого хора:

1. Выровнять звучание голоса на всех звуках диапазона.

2. Работа над унисоном.

3. Работа над дыханием.

4. Основной штрих исполнения legato.

5.Приучить к жесту дирижера.

Исполнительские возможности младшего хора довольно разнообразны в музыкально – выразительном плане. Искренность, открытость чувств, детская непосредственность, высокая степень отзывчивости на указания педагога – хормейстера – все это позволяет младшему хору исполнять разные по характеру сочинения, предназначенные специально для данного возраста. Желательно в репертуар такого хора включать одноголосные народные песни с сопровождением и без него, несложные песни или фрагменты из более крупных сочинений композиторов – классиков: Бетховена, Шуберта, Чайковского, Гречанинова и других. Разучивание и исполнение такого репертуара значительно обогащает музыкальные впечатления детей, поднимает на более высокую ступень развитие их певческих навыков, закладывает качественный фундамент для дальнейшего формирования музыкального вкуса школьников. Голоса младших школьников не имеют ярко выраженного индивидуального тембра. Между голосами мальчиков и девочек еще нет существенного различия. В целом звук младшего хора отличается легкостью, звонкостью, небольшой силой громкости. В этот коллектив учитель музыки отбирает детей с хорошими музыкальными и голосовыми данными, с учетом их желания заниматься пением в хоре.

Средняя группа хора

Возраст участников этого хора 11 – 13 лет. Голоса детей приобретают большую звонкость, насыщенность, серебристость звучания. В этом возрасте появляется возможность увеличить силу звучания голоса. Однако этим не следует увлекаться, чтобы не перетрудить самую развитую часть голосовых связок, ее середину. В результате у школьников могут появиться певческие «узелки», различные неровности на краях связок. Диапазон этого хора: сопрано – до, ре1-й – фа, соль 2-й октавы; альты – ля малой – ре, мибемоль 2-й октавы. У мальчиков появляются глубоко окрашенные грудные тоны, у девочек – начинает определяться тембр женского голоса. Это предмутационный период развития голоса. Наряду с полетностью, подвижностью голоса может наблюдаться тусклость и неровность звучания всего диапазона.

Основные задачи хора:

1. Развитие диапазона голоса.

2. Более яркое насыщенное звучание.

3. Развитое двухголосие.

4. Временное трехголосие – гармоническое и полифоническое.

Участникам этого коллектива доступен более сложный по художественно – выразительным средствам репертуар потому, что в его основе лежит двухголосие. Хотя у некоторых участников среднего хора и начинает проявляться определенная тембровая окрашенность голосов, тем не менее, деление хора на два голоса иногда носит чисто условный характер. При этом первые и вторые голоса хора в учебных целях могут взаимозаменять друг друга. Более целесообразен такой прием в первый год работы хора. На следующий год две хоровые партии уже становятся более стабильными и самостоятельными. Для достижения лучших результатов в воспитательной и вокально – хоровой работе среднего хора желательно, чтобы его коллектив пополнялся ежегодно воспитанниками – «выпускниками» младшего хора. Такая система обеспечит преемственность в музыкальном развитии участников школьных хоров и стабильность их контингента. Репертуар среднего хора должен быть более глубоким и многообразным по содержанию и состоять в равных долях из народных песен, сочинений композиторов – классиков, произведений современных авторов.

Мутация

Мутация – в переводе с латинского – « перемена», «изменение» – это физиологическое явление, наблюдающееся в период полового созревания и связанное с преобразованием детского голоса в голос взрослого человека. Наиболее заметно это явление выражено у мальчиков. У них под влиянием мужских половых гормонов наблюдается неравномерный рост отдельных частей голосового аппарата. В это время наблюдается покраснение голосовых связок, их набухание, появление слизи, которая вызывает потребность откашляться и придает голосу сипловатый оттенок. Эти признаки наступающей мутации, связанной с ростом и формированием не только гортани, но и всего организма, появляются в разное время, индивидуально, и поэтому заметить их довольно трудно. Важно знать об их существовании и тщательно следить за развитием подростков, чтобы не пропустить этих изменений в голосе и правильно строить занятия на этом этапе. У мальчиков подчас возникает напряженное дыхание, т.к. смыкание голосовых связок неполное и для произведения звука полной силы выдыхательные мышцы должны усиленно, форсировано работать. У девочек тембр, сила и характер голоса тоже меняются, но без резких переходов. Перемена выражается в быстрой утомляемости голоса, диапазон больших изменений не претерпевает. Голос приобретает грудное звучание, становится более сильным.

Все признаки мутации выявляются:

1. По изменениям в звучании голоса.

2. По субъективным ощущениям поющих детей.

3. При помощи врачебного осмотра (ларингоскопии).

Весь период мутации может быть разделен на три стадии:

Начальная (скрытая) стадия мутации зачастую наступает при внезапном росте ребенка, когда наблюдается диспропорция в развитии тела (чрезмерное изменение конечностей). Поведение мальчика резко меняется: появляется излишняя нервозность, легкая возбудимость, задумчивость, замкнутость. Разговорная речь в начале периода остается еще детской. Позже появляется некоторая тусклость в голосе: впечатление осиплости или глубокой фонации, теряются крайние верхние ноты диапазона. У мальчиков намечаются отдельные новые низкие ноты в малой октаве. Появляются неловкость и покашливание, охриплость и сипота при пении. Портится тембр, возникают тусклые звуки, голос грубеет, постепенно теряет легкость и звонкость. Интонация становится неустойчивой. Повышается голосовая утомляемость.

В средней, собственно мутационной (острой ) стадии (14 – 15 лет) все явления прогрессируют. Усилившаяся охриплость и сипота, болезненные ощущения не только затрудняют пение, но и делают его в некоторых случаях невозможным. У мальчиков диапазон может сократиться до нескольких нот, при этом резко падает сила звука. Эти признаки являются самыми характерными для этого периода. Мутанты обычно поют очень тихо и осторожно, боязливо, невольно щадя свой голосовой аппарат, быстро утомляются. Их голоса ломаются. Они могут петь двумя голосами: детским и более низким, близким по звучанию к мужскому голосу, делая резкие переходы от одного к другому. При этом голос срывается. Срыв голоса в разговорной речи у мальчиков бывает еще до мутации, т.к. разговорный голос переходит во взрослый раньше.

Для третьей завершающей стадии (послемутационный период – 15 – 17 лет) характерно постепенное увеличение диапазона и силы певческого голоса, его тембровое обогащение. Болезненные ощущения при пении понемногу исчезают, идет на убыль сипота и хрипота. Мальчики привыкают пользоваться новыми низкими звуками, целиком переходят на пение в тесситуре, свойственной мужскому голосу. Диапазон голоса у них расширяется до октавы (ре малой – ре1-й октавы), иногда и больше. Некоторые ребята теряют фальцет, который позже при правильной работе, восстанавливается. В начале завершающей стадии мутации голоса мальчиков могут быть еще слабыми по силе и неопределенными по тембру. К концу этого периода более или менее ясно определяется вид будущего взрослого голоса ( тенора или баритона ). Басы формируются из баритонов еще позже, в 17 – 19 лет. Их голоса обогащаются новыми тембровыми красками.

Мутация в среднем длится около полутора лет. Продолжительность мутации подвержена индивидуальным колебаниям: от нескольких месяцев до нескольких лет. Длительность и степень выявленности отдельных стадий мутации также имеют широкие индивидуальные пределы.

В целях охраны детского голоса недопустимо:

1. Форсированное пение.

2. Несоблюдение возрастного диапазона и завышенный репертуар.

3. Неправильная техника пения, т.е. использование приемов, которые лежат за пределами физиологических возможностей детей.

4. Большая продолжительность занятий.

5. Ускоренные сроки разучивания новых произведений.

6. Пение в неподходящих или малоподходящих помещениях.

Занятия пением могут способствовать гармоническому развитию учащихся, их физическому здоровью, если они проводятся систематически с учетом возрастных анатомо -физиологических особенностей ребенка и охраны его голоса.

Хор старших классов

Возраст – 14 – 17 лет. Как уже говорилось, в возрасте 13 – 15 лет у детей проходит мутация. У детей, поющих до мутации, она протекает быстро и без резких изменений в голосе. В возрасте 16 – 17 лет учащиеся уже обладают элементами взрослого звучания голоса. В это время появляются определенные возможности в использовании грудного резонирования, что насыщает голос, делает его полнее, звучнее. Однако, только что сформировавшиеся юношеские голоса также нуждаются во внимательном к ним отношении и охране. Поэтому неразумно давать хору старшеклассников репертуар, требующий большой громкости звучания. Диапазон однородного хора старших классов:

Сопрано – до1-й – соль 2-й октавы, альтов – лямалой – ре2-й октавы. У отдельных участников этого хора может наблюдаться значительное разнообразие в диапазоне их голосов.

Исполнительские возможности старшего хора довольно разнообразны. Но они зависят от музыкальной грамотности участников, развитости их музыкального слуха, памяти, степени овладения вокально – хоровыми навыками. Если учащиеся к 5-му классу успешно освоили нотную грамоту, научились осознанно и чисто интонировать, то в старшем хоре они могут исполнять двух и трехголосные песни, хоровые сочинения с сопровождением и без сопровождения. Наиболее значительно в репертуаре этого хора должен быть представлен жанр современной музыки: хоровые циклы без сопровождения о природе, школе, о дружбе; отдельные хоры современных отечественных композиторов на стихи русских поэтов. В репертуар необходимо включить небольшое количество сочинений старых мастеров эпохи Возрождения и представителей стиля барокко, глубже представить творчество русских композиторов – классиков. Изучение такого сложного репертуара делает хоровые занятия интересным, ответственным, творческим делом для ребят.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

Правильно определяем певческие голоса

Очевидно, что каждый человек, наделенный талантом, преследует свои определенные цели. Одни мечтают о карьере на оперной сцене, другие грезят об эстраде. Но не всем, имеющим певческие голоса легко дается вокальное обучение, которое широко открывает двери на лучшие концертные площадки.

В детском возрасте потенциал девочек и мальчиков совпадает, а когда наступает мутационный период голосового аппарата, юношеские вокальные возможности меняются. У одних парней в дальнейшем развивается низкий мужской голос с хорошими вокальными данными, у других — нет. Существует шкала, по которой педагоги определяют виды музыкальных направлений, где певец мог бы себя реализовать.

Классификация певческих возможностей

История развития музыки знает много древнейших инструментов, созданных руками великих мастеров, но ни один из них не превзошел по совершенству человеческий голосовой аппарат.

Различают музыкальные направления, где классификация голосов проводится по характерным чертам исполнителя:

  • силе звукоизвлечения;
  • подвижности и виртуозности;
  • внешним данным;
  • актерскому дарованию, другим критериям.

Но диапазон при отборе исполнителей стоит на лидирующих позициях. Научиться мастерству классического пения, даже имея хорошие вокальные данные, абсолютный слух, непросто. Основу составляет техника, которая вырабатывается с помощью специальных упражнений. В зависимости от уровня дарования, одни исполнители приобретают навыки быстрее, другие — медленнее. Урокам вокала люди посвящают много лет, и легких путей к славе не существует.

Наиболее популярная форма обучения — индивидуальные занятия с педагогом, когда можно выработать например самый высокий певческий голос, используя соответствующие природные данные. Молодым исполнителям трудно дифференцировать свои голоса в различных направлениях. Опытные наставники помогают им определиться с выбором того или иного жанра. Оперные голоса, звучащие на лучших сценах, прошли высокую школу мирового искусства.

Женские типы голосов

Только для исключительных дарований практически не существует преград. Перуанская певица Има Сумак с фантастической легкостью владела диапазоном в 5 октав. Женские певческие голоса в то время не имели таких редких аналогов.

В детстве она не получила музыкального образования, но в дальнейшем учителем и верным спутником стал ее муж. Для нее не существовало преград, она исполняла и высокий и низкий предел с удивительной легкостью и непринужденностью. Долгие годы Има блистала и завораживала своим уникальным пением весь мир.

В процессе формирования искусства классификация женских голосов получила определенную структуру. Самый высокий женский голос называется «сопрано», которое включает другие разновидности.

  • Колоратурное сопрано. Наиболее высокий голос среди женщин ценится в оперном жанре. Обладающие профессиональной гибкостью певческого аппарата, артистки без усилий покоряют 2,5 октавы. Певиц характеризует воздушная легкость воплощения образов. Они виртуозно исполняют сложнейшие пассажи.
  • Лирическое сопрано. Отличает глубокий лиризм, мягкость звучания. Исполнительницы успешно справляются с мелодичными партиями из опер: Иоланта, Травиата и других шедевров мирового искусства. Диапазон — 2 октавы.
  • Драматическое сопрано. Характерен яркий тембр, объемный звук. Эмоциональный накал позволяет исполнять произведения, выражающие глубокие чувства. Певцы обладают средней тесситурой, не превышающей 2 октавы.
  • Меццо-сопрано. Певческие возможности не столь блестящие. Тип голоса имеет более низкий диапазон, чем вокальные данные для сопрано. Многие из них исполняют «брючные роли», изображая юношей или молодых мужчин. Одной из самых известных образов для драматического меццо-сопрано является огненная Кармен в одноименной опере.
  • Контральто. Низкий голос, бархатный грудной оттенок позволяет исполнять партии великих русских и зарубежных композиторов. Знаменитая роль богини Земли в фантастической эпопее Ричарда Вагнера «Кольцо Нибелунга» написана для самой низкой тесситуры.
Читайте также:  Как научить ребенка говорить букву «Л» твердую и мягкую: упражнения и советы логопеда

Профессиональное владение природными регистрами позволяет формированию светлого и мощного звучания, где женские голоса раскрываются полно. Ровное исполнение по доступному уровню диапазона — не менее 2 октав — достигается в процессе систематического обучения, развития навыков к смешанному звучанию (микста).

Мужские голоса

Природная сила — главный критерий певческих способностей. Исполнение классики требует от артиста мощного звука и четкой дикции на фоне сопровождения. Самый высокий мужской певческий голос — это тенор.

  • Лирический тенор. Подвижный высокий голос, мягкий тембр в пределах двух октав, по качеству может граничить с более плотным, лирико‒драматическим звучанием. В оперных представлениях такие характеристики чаще используют для исполнения партий с любовными интригами. Высокий и беззаботный характер легче передавать артистам, обладающим ярко выраженным тенором.
  • Баритон. Яркий тембр приковывает слушателей объемным бархатным звучанием. Самый распространенный тип мужского вокала, диапазон которого находится на стыках между высоким тенором и басом. Такие оперные голоса часто являются лидерами смешных сцен. Он также наделен драматическим свойством, способным создавать насыщенные глубокие образы.
  • Бас. Предельно низкий мужской голос встречается в природе реже, чем другие типы. Певцы, наделенные обычным басом, чаще исполняют комические, подвижные партии. Обладатели баса‒профундо высоко ценятся в мировой культуре. Для них характерны богатые грудные регистры, присущи мудрость и благородство. Низкий голос и уникальный тембр нередко становятся частицей церковно-хорового искусства.

Доверяйте своим ощущениям

Многие профессиональные коллективы переполнены исполнителями, где певческие голоса соответствуют уровню меццо-сопрано, способных воплощать свои таланты в других категориях, и это зависит от качества техники, уровня образования.

Ощущение напряженности в пении сигнализирует о том, что неправильно выбран диапазон, и такое исполнение разрушительно действует на связки. Когда певец испытывает чувство легкости, свободы, удовольствия от собственного исполнения — это означает, что исполнитель на верном пути, и ему подвластны далекие горизонты.

Певческие голоса и их характеристики.

Методические материалы по хороведению.

Понятие о хоре.

Различные определения понятия хора выдающимися хоровиками. Хор как инструмент, с необходимыми качествами и характеристиками (П.Чесноков); хор как живой организм, с присущими ему свойствами и проблемами (А.Анисимов); хор как «организованный коллектив поющих» (К.Пигров). Социальная роль хорового пения. Влияние хорового пения на психическое и физическое здоровье поющего. Специфика хорового пения: связь со словом; специфика инструмента; коллективный характер; наличие дирижёра.

Терминология по теме:

Хор – организованный певческий коллектив.

Хормейстер – руководитель хора, хоровой дирижер

Регент – руководитель церковного хора.

Дирижёр – музыкант, управляющий оркестром или хором.

Дирижирование – управление музыкально-исполнительским коллективом (оркестром, хором и др.) при разучивании и публичном исполнении музыкального сочинения. Осуществляется с помощью специальных жестов и мимики.

Виды современного хорового исполнительства.

Современные хоры. Отличия по манере пения, академической и народной. Отличия по возрасту: детские, юношеские, студенческие, ветеранские; по профессиональной подготовленности: любительские, учебные и профессиональные; по месту деятельности: оперные, театральные, хоры радио и телевидения; по задачам: гастрольные, праздничные и др. Хоры церковные, их специфика. Определение целей, задач и особенностей репертуара в каждой из форм хорового исполнительства. Примеры.

Терминология по теме:

Капелла – 1) католическая часовня: небольшое отдельное сооружение или помещение в храме; 2) хор певчих; смешанный ансамбль, состоящий из певцов и артистов, играющих на музыкальных инструментах. А капелла (a cappella) –хоровое многоголосное пение без инструментального сопровождения.

Голосовой аппарат человека, его строение, функционирование.

Устройство голосового аппарата и его основные составляющие:

Голосовой аппарат как составляющая человеческого организма. Понятия о миоэластической и нейромоторной теориях функционирования голосового аппарата. Регистровое строение певческих голосов. Сглаживание, или выравнивание регистров голоса – необходимое условие преодоления определенных вокально-хоровых трудностей. Гигиена голоса. Охрана детского голоса.

Терминология по теме:

Голосовой аппарат – орган функционирования голоса, включает в себя: а) дыхательный аппарат; б) гортань с голосовыми связками (или складками) – место зарождения звука; в) резонаторы, усиливающие и окрашивающие звук; г) артикуляционный аппарат.

Гигиена голоса – совокупность мер по сохранению высокой работоспособности голосового аппарата.

Артикуляция – 1)Работа органов речи, необходимая для произнесения звуков. 2) Способ исполнения звуков при пении и игре на муз. инструментах с той или иной степенью связанности или расчленённости.

Мутация – изменение голоса в период полового созревания.

Регистр – отрезки диапазона, отличающиеся друг от друга качеством звучания.

Фальцет – самый верхний регистр мужского певческого голоса, в котором используется лишь головной резонатор.

Форсирование – пение с напряжением, крикливо.

Певческие голоса и их характеристики.

Понятие о певческом голосе и характеризующих его качествах: диапазон, сила, тембр, вибрато. Классификация певческих голосов и ее исторические предпосылки. Три группы певческих голосов: детские, женские и мужские. Характеристика их исполнительских возможностей. Принципы определения типа и характера певческого голоса. Профессиональные и непрофессиональные вокальные голоса. Примеры выдающихся оперных певцов и исполняемых ими партий.

Терминология по теме:

Диапазон – объем голоса или партии по высоте.

Тембр– звуковая окраска, характерная для каждого голоса (или инструмента)

Вибрато – периодические изменения звука по высоте, силе, тембру. Звук с вибрато отличается теплотой, эмоциональным насыщением.

Дискант – высокий детский голос (мальчика), а также исполняемая им партия в хоре или вокальном ансамбле.

Альт – детский голос; партия в хоре или вокальном ансамбле.

Сопрано – высокий женский голос, диапазон до1 – до3.

Меццо-сопрано – женский голос, средний по высоте между сопрано и контральто, диапазон ля – ля2.

Контральто – самый низкий женский голос, диапазон фа – фа2.

Тенор – высокий мужской голос, диапазон до – до2.

Баритон – мужской голос среднего регистра, диапазон Соль – ля-бемоль1.

Бас – самый низкий мужской голос, диапазон Фа – фа1.

Колоратура – 1) украшение вокальной партии технически трудными пассажами, руладами, трелями; 2) способность, свойство голоса воспроизводить такого рода технические пассажи.

Вопросы певческой культуры. Основы вокально-хоровой техники.

Формирование у участников хора навыков и умений, основанных на традициях академического пения и их отражение в понятиях: певческая установка, певческое дыхание, звукоизвлечение, артикуляция.

Основные типы певческого дыхания. Виды хорового дыхания. Понятие резервного дыхания. Соответствие характера дыхания характеру исполняемой музыки. Понятие о певческой опоре и высокой вокальной позиции и их взаимосвязь с певческим дыханием и резонированием. Три вида атаки звука и их роль в звукообразовании. Различные виды звуковедения и основные вокальные штрихи.

Роль вокально–хоровых упражнений в воспитании хора.

Терминология по теме:

Атака звука – начало звука, переход голосового аппарата человека от дыхательного состояния к речевому или певческому.

Звуковедение (или артикуляция) – способ связи звуков в процессе фонации.

Кантилена – певучесть музыки или манеры её исполнения.

Микст – искусственный регистр певческого голоса, соединяющий особенности грудного и головного регистров.

Тесситура – высотное положение звуков в муз. произведении по отношению к диапазону конкретного певческого голоса.

Цепное дыхание – специальный приём, при котором певцы берут дыхание разновременно.

Певческие голоса – характеристика, классификация и виды

Свойства профессионального вокала

Существуют 8 октав, в пределах которых певцы исполняют песни и арии. У каждого исполнителя есть свой диапазон — расстояние от нижних нот до верхних, которые он может спеть. Профессионально поставленный голос легко создает однородные звуки в пределах двух октав. Это считается хорошим диапазоном для музыкальной карьеры.

Различают полный диапазон — те ноты, что певец может взять, и рабочий — в котором ему комфортно петь. Важной характеристикой являются тембры певческих голосов, они бывают:

Имеет значение для исполнителя свойство полетности — такой голос слышно без микрофона. Она появляется при наличии в голосе высоких обертонов, которые придают плавность, чувственность. Еще одно качество оперного голоса — сила, ведь певец должен солировать на фоне музыки в исполнении оркестра.

Голосовой аппарат у мужчин и женщин работает в разных регистрах, производя однородные по тембру звуки. Женский голос обладает следующими регистрами:

  • головным — находится в верхней диапазонной части;
  • грудным;
  • центральным — совмещает грудное и головное звучание.

В мужском исполнении музыковеды выделяют два регистра: грудной и фальцетный. Первый характеризуется богатым звучанием и находится внизу диапазона, а второй слабый и расположен вверху.

У профессионалов переходы между регистрами сглажены, а для естественности пения и взятия высоких или низких нот у певца должен иметься запас музыкальных и физиологических возможностей. Кроме того, мужские и женские певческие голоса делятся на группы.

Классификация голосов

Классифицировать типы певческих голосов можно по разным параметрам. Первые попытки осуществить это были сделаны в XII—XIII вв. Принятая в настоящее время характеристика певческих голосов сложилась в XIV в. с развитием многоголосного хорового пения. Именно тогда их разделили по полу исполнителя и диапазону. Вначале было 4 главных голоса, сопутствующих музыке, — по два мужских и женских (бас и тенор, сопрано и альт).

Усложнение репертуара привело к более подробной дифференциации голосов, впервые появившейся в итальянской оперной школе. В характеристике учитывались тональность, тембр, рабочий диапазон, тесситура (зона комфортного пения).

Женское пение

Женские голоса в зависимости от тембровой окраски делят на 3 основные группы — сопрано, меццо-сопрано, контральто. Они различаются легкостью, прозрачностью, силой и насыщенностью звука.

Легендами становятся певицы, чей диапазон и тесситура необыкновенно широки. Одна из самых известных исполнительниц — Има Сумак из Перу. Она легко пела сопрано и контральто, используя 5 октав.

Отличия сопрано

Это самый высокий голос, исполняющий ноту до от первой до третьей октавы. Такой вокал отличается прозрачной легкостью, звонкостью, открытым подвижным звучанием, полетностью. Благодаря разнообразию исполнительских возможностей сопрано разделяют на несколько разновидностей:

  1. Колоратурное. Название происходит от итальянского слова «над». Отличается способностью исполнять быстрые и сложнейшие пассажи и фиоритуры, мелизмы, рулады. Звучит от до первой октавы до фа третьей октавы, может дополняться в верхней части диапазона блестящей квартой или квинтой. Такой голос легко покоряет чистотой и звучностью, обладая схожестью со скрипкой или флейтой. Он не сливается с другими голосами, поэтому в хоровом пении практически не используется, а его тембр является основой для подбора других исполнителей. Для колоратурных сопрано написано немало прекрасных партий: Виолетта («Травиата»), Царица ночи («Волшебная флейта»), Антонида («Иван Сусанин»), Людмила («Руслан и Людмила»). Колоратурным сопрано поют современные оперные дивы А. Георгиу, Ю. Лежнева, А. Патти, Евгения Мирошниченко.
  2. Лирико-колоратурное. Выделяют в отдельный тип из-за напевности и технической подвижности, что позволяет голосу сливаться с хором. Середина диапазона сильнее, чем в колоратурном сопрано. Берет диапазон от до первой октавы до ми третьей. Из певиц приобрели известность Суми Йо, Н. Дессей.
  3. Лирическое. Ярко звучит в верхнем регистре, берет до ноты ми третьей октавы, тембр мягкий, светлый, серебристый. Во второй октаве напоминает звуки гобоя. Лирическим сопрано обладают Г. Вишневская, М. Френи, Б. Нильссон, М. Кабалье, А. Нетребко. Для этого певческого голоса написаны партии Мими («Богема»), Татьяна («Евгений Онегин»). Хорошо звучит в хоре.
  4. Лирико-драматическое. Насыщенный грудной тембр позволяет исполнять разнообразные партии: Мария («Мазепа»), Тоска в одноименной опере Дж. Пуччини. Исполнительницы — М. Каллас, Л. Маршалл, Р. Тебальди.
  5. Драматическое. Плотный мощный голос позволяет демонстрировать эмоциональный подъем. Отличается богатством среднего и нижнего регистров, его обладательницам удаются звуки меццо-сопрано. Прекрасно различим на фоне оркестрового сопровождения. Типичные партии — Аида («Аида»), Лиза («Пиковая дама»). Певицы — М. Гулегина, М. Каллас, Г. Яновиц.

Обладательницам сопрано композиторы готовят роли юных девушек или сказочных существ.

Особенности меццо-сопрано

Рабочий диапазон этого женского голоса звучит в пределах от ноты ля малой октавы до ля второй. Отличительные черты — насыщенность на средних регистрах.

Общее впечатление от вокала — глубина и даже некоторая тяжесть звуков. Обладательницы меццо-сопрано могут петь партии контральто или сопрано. В операх они зачастую исполняют роли молодых людей, так называемые брючные партии. Меццо-сопрано бывает высокое (лирическое) и низкое (драматическое). Некоторые специалисты выделяют также колоратурное меццо-сопрано.

Самая известная партия для меццо-сопрано драматического типа — Кармен из одноименного оперного произведения Ж. Бизе. Также для этого необычного голоса написаны роли Зибель («Фауст»), Керубино («Свадьба Фигаро»), Лауры («Каменный гость»). Обычно это роли сильных, смелых и волевых женщин. Среди известных исполнительниц можно назвать М. Кожену, Е. Образцову, Т. Синявскую.

Звучание контральто

Контральто работает в диапазоне от ми малой октавы до фа второй. Это низкий голос у женщин. Отличительные качества — наполненные плотные ноты в малой октаве и резонирование в среднем регистре. Верхний регистр невелик, зато низкие ноты звучат великолепно, приближая женский голос к мужской тональности.

Голос встречается очень редко, не во всех оперных театрах есть исполнительницы с таким вокалом. Композиторы создавали для контральто роли юношей, например, партии Вани в «Иване Сусанине» и Орфея в «Орфее и Эвридике». Известные женские роли — Ольга («Евгений Онегин»), Мари («Летучий голландец»), Лючия («Сельская честь»). Певицы, обладающие контральто, — Е. Полдеш, М. Андерсон.

Мужское исполнение

Специалисты разделяют вокал сильной половины человечества на теноровую, баритоновую и басовую группы. Это соответствует высокому, среднему и низкому регистрам. Каждая группа имеет более подробную градацию, которая учитывает тембр, звучание, легкость, особенности при взятии верхних и нижних нот диапазона.

В мире музыки не так давно произошло настоящее открытие, которому нет подражания, — это казахский исполнитель Димаш Кудайбергенов, работающий в 6 октавах.

Читайте также:  Колядки на рождество для детей и мультфильм, который расскажет о празднике

Теноровая группа

Это популярный и красивый мужской голос, способный брать «королевскую до» в верхней октаве. Диапазон весьма широк и охватывает октавы от малой до второй. Отличительная черта теноров-солистов — сильный верхний регистр. В этой группе различают несколько высоких голосов:

  1. Тенор-альтино обладает наиболее высокими нотами до фа второй октавы. Редкий голос. Тембр светлый, легкий, с серебристыми верхними нотами. Партия Звездочета в опере «Золотой Петушок».
  2. Лирический. Исполнители работают в диапазоне до первой октавы — си третьей октавы. Голос подвижный, с изящными легкими колоратурами, звук певучий, беззаботный, теплый. Обычно музыканты с такими данными исполняют арии героев-любовников (Ленский в «Онегине», граф Альмавива в «Севильском цирюльнике»).
  3. Характерный. Имеет звуковой эффект, например, легкий звон колоколов или серебристость. Незаменим для создания яркого запоминающегося образа.
  4. Драматический (иногда выделяют лирико-драматический). Более плотный и динамический в нижнем регистре, а в верхнем звучащий сильно и мощно. Такой вокал с металлическим оттенком прекрасно передает драматизм событий. Может не брать верхнее до. Композиторы создали партии Германа («Пиковая Дама»), Калафа («Турандот»), Отелло («Отелло»), Манрико («Трубадур»).
  5. Контратенор. Звучит как меццо-сопрано. Умение петь в технике развитого фальцета ценится в музыке барочного периода.
  6. Баритональный тенор. Находится на границе тенора и баритона, но верхняя диапазонная часть менее развита. Партия Миме («Кольцо Нибелунга»).

Для теноров написано множество прекрасных классических оперных партий русскими и зарубежными композиторами: Гуно («Фауст»), Хосе («Кармен»), Принц («Любовь к трем апельсинам»). Знаменитые теноры — П. Доминго, М. Ланца, Э. Карузо, С. Лемешев, И. Козловский, Э. Паваротти, Л. Собинов.

Характеристика баритона

Средний мужской голос завораживает бархатистым звучанием, способностью демонстрировать драматический эмоциональный накал. Диапазон баритональных певческих голосов охватывает от ля большой октавы до следующей ля первой октавы. Баритон условно делится на следующие виды:

  1. Лирический. Близок по тембру к тенору, но имеет своеобразный плотный оттенок и высокую тесситуру.
  2. Лирико-драматический. Яркость звучания, насыщенность тембра и сила позволяют исполнителям брать разнообразные партии.
  3. Драматический. Мощно звучит в верхней части диапазона и в центральном регистре. Звучание плотное, темное. Отличается тем, что имеет низкую тесситуру, но при кульминации легко берет предельные ноты. Оперные персонажи, исполняемые драматическим баритоном, — это всегда сильные личности, положительные либо отрицательные.
  4. Бас-баритон. Некоторые специалисты выделяют его как промежуточный между басом и баритоном из-за напряженного звучания в центральном регистре более массивных, чем у обычного баритона, нижних нот.

Баритональные партии не оставляют равнодушными — это Евгений Онегин в одноименной опере, Князь Игорь («Князь Игорь»), Андрей Болконский («Война и мир»), Алеко и Яго («Отелло»), Демон («Демон»). Знаменитые баритоны — Г. Прэй, Д. Хворостовский, Т. Хэмпсон, В. Скоробогатов, В. Петров.

Виды басов

Басовый голос имеет наибольшую амплитуду колебания звука, поэтому он может динамичнее обозначать контрасты при пении. Низкий голос у мужчин встречается очень редко, поэтому в церковно-хоровом пении такой вокал незаменим. Отличается редкой красотой, глубиной, насыщенностью звучания.

Басам покорны ноты в диапазоне от фа большой октавы до фа первой. Различают 4 вида басовых голосов:

  1. Высокий (кантате). Достигает фа первой октавы. Напоминает баритональный бас, звучит ярко и сильно, но при этом мягко и компактно в верхней и средней части диапазона.
  2. Центральный. Исполняет ноты высокой тесситуры, а также низкие ноты до фа большой октавы. Голос звучит полно и объемно, тембр красиво наполнен.
  3. Низкий (профундо). Отличается бархатным тембром, густым колоритом, низкие ноты звучат необыкновенно сильно вплоть до ре первой октавы. Им несвойственны фиоритуры и пассажи.
  4. Октависты. Такие исполнители используют нижний регистр до ноты до контроктавы. Голоса малоподвижные, плотные, тяжелые. В современном оперном искусстве практически не используется такой тип пения.

Некоторые специалисты полагают уместным различать басовые голоса по тембру и выделяют баритональные, характерные, глубокие, комические.

Музыкальные партии композиторы создают специально с учетом особенностей звучания басовых голосов, ведь одни гудят подобно колоколам, другие слышатся жестко, третьи дают долгий раскат. По этой причине различны и персонажи, которых исполняют певцы, — это и величественные герои, и уважаемые отцы семейств, и смешные гротескные образы.

Известные партии — Сусанин («Иван Сусанин»), Мельник («Русалка»), Мороз («Снегурочка»), Морской царь и Варяжский гость («Садко»). Обладатели таких голосов — И. Петров, Ю. Статник, Ф. Шаляпин, Б. Штоколов, Жозе ван Дам.

Вокальные данные у детей

Голоса у детей звучат выше, чем у взрослых. Объясняется это тем, что голосовая мышца у ребенка до 11—13 лет окончательно не сформирована. По диапазону детский вокал классифицируют вне зависимости от пола ребенка:

  • альт — низкие ноты;
  • сопрано — высокие ноты.

Тонкий детский голос у мальчика называют дискантом, он делится на низкий, средний, высокий. В процессе мутации голосового аппарата вокальные данные у детей меняются и могут совсем исчезнуть.

Эксклюзив на сцене

Иногда певцы настолько профессиональны, что способны исполнять партии с разным характером. Такие голоса принято называть «абсолютными».

Например, известной певице Марии Каллас были подвластны все сопрановые партии — от драматических до колоратурных. Ее появление на сцене в изысканных нарядах и мехах вызывало сенсацию. Но такие возможности открываются только перед уникальными голосами с тщательной отработкой техники звука.

Определить тип голоса у начинающего певца практически невозможно, поскольку в ходе обучения меняются степень диапазона и тембр.

Урок музыки по теме “Певческие голоса”

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Представленный материал предназначен для использования на уроке музыки во 2-м классе общеобразовательной школы, а так же может быть использован при подготовке урока в 4-м классе по теме «Выдающиеся исполнители музыки» по программе Г.С.Ригиной «Музыка. Обучение. Творческое развитие. Воспитание».

В ходе урока у учащихся формируется представление о тембре и многообразии певческих голосов. Урок включает в себя различные виды деятельности: исполнение, слушание и импровизирование. Слушая музыку, дети учатся различать певческие голоса. Чтобы преодолеть слуховую пассивность детей и сделать процесс слушания более интересным, учащимся предлагается сопоставить одну и ту же мелодию в исполнении разных певческих голосов. Это заставляет их более внимательно вслушиваться в музыку. Развитию тембрового слуха, умению импровизировать, петь сольно и в ансамбле, способствует игра «Догадайся, кто поёт». Дети угадывают на слух голоса друг друга. Для усложнения задачи, учащимся предлагается умышленно изменить свой голос, что делает процесс игры ещё более интересным.

Урок сопровождается презентацией, которая наглядно иллюстрирует все ключевые понятия, представленные на уроке, и даёт возможность познакомиться учащимся с выдающимися певцами прошлого и настоящего и услышать звучание их голосов.

Цель: формирование у учащихся представления о певческих голосах.

Задачи:

  • Познакомить с понятиями «тембр», «певческий голос»; многообразием певческих голосов; выдающимися представителями русской и зарубежной вокальных школ.
  • Развивать тембровый слух, навыки хорового и сольного пения, умения импровизировать, сравнивать и анализировать.
  • Обогащать музыкально-слуховой опыт учащихся.
  • Расширять кругозор.
  • Воспитывать любовь и интерес к музыке; потребность в общении с музыкальным искусством; эстетический вкус.

Тип урока: освоение новых знаний.

Основы музыкальных знаний: Тембр. Певческие голоса: тенор, баритон, бас, сопрано, меццо-сопрано, контральто, дискант, альт.

Музыкальный материал:

Фрагменты оперных партий, романсов и песен в исполнении выдающихся певцов: С. Лемешева, А. Градского, Л. Паваротти, Х. Каррераса, П. Доминго, А. Бочелли, А. Сафина, Ф. Шаляпина, П. Робсона, М. Магомаева, Д. Хворостовского, Г. Вишневской, А. Нетребко, М. Каллас, М. Кабалье, Р. Флеминг, М. А?ндерсон, К. Ферриер, И. Архиповой, Е. Образцовой, Т. Синявской, Р. Лоретти.

Оборудование: презентация к уроку, компьютер, экран.

1. Музыкальное приветствие

2. Повторение пройденного материала

– На прошлых уроках вы познакомились с группами инструментов симфонического оркестра. Какими? (Струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые, ударные.)
– Какие инструменты входят в состав этих групп? (Ответы детей.)

3. Знакомство с новым материалом

– Сегодня вы познакомитесь с самым древним и необыкновенным инструментом. Но его нельзя увидеть и потрогать, а можно только услышать. Что это за инструмент? Кто отгадает эту загадку? (Ответы детей.)

Слайд 2

– Человеческий голос является лучшим музыкальным инструментом. Он обладаетсамым запоминающимся звучанием. Можем ли мы перепутать голоса родных и друзей? (Нет.)
– Даже если они умышленно изменят свой голос, мы всё равно узнаем его. Чтобы подтвердить это, я предлагаю вам поиграть в игру. (Разучивается и исполняется песня-игра «Догадайся, кто поёт»: дети по очереди выходят, отворачиваются и угадывают по пению своих одноклассников. Для усложнения задачи, можно предложить учащимся изменить свой голос.)


– В чем же загадка? Почему вы так легко определяли голоса друг друга, ведь вы не видели, кто поёт, а только слышали? (По голосу. У нас у всех разные голоса.)

– А как вы думаете, почему голоса у нас разные? (Потому, что мы все отличаемся друг от друга.)

– Действительно, все люди неповторимы. У всех нас разные черты лица, цвет волос и глаз, возраст, пол. Кроме того, у нас по-разному устроены голосовые связки. Благодаря их вибрациям звучит наш голос. Это легко можно ощутить, если положить во время пения пальцы на горло. Попробуйте это сделать. (Действия детей.)
– У каждого из нас свой, не похожий на других, оттенок голоса. Эту особенную, неповторимую «окраску» голоса музыканты называют французским словом «тембр». Повторите это слово. (Тембр.)

Слайд 3

– По какому признаку мы отличаем голоса родных и знакомых? (По тембру.)

– А сейчас мы проведём эксперимент. Послушаем фрагменты звучания разных певческих голосов, а вы, по тембру, определите, в каком из них звучал мужской, женский или детский голос. (Звучит запись песни «Санта Лючия» в исполнении женского, мужского и детского голосов.) (Ответы детей.)

– Правильно! А как вы отличали, ведь вы не видели исполнителей? (По тембру. У женщин и детей голоса высокие, тонкие, светлые. У мужчин – низкие, тёмные.)

Слайд 4

– Высота голоса зависит от длины голосовых связок. У женщин и детей связки короче, чем у мужчин, поэтому их голоса всегда выше. Вы уже знаете, что музыкальные инструменты делятся на группы. Так и певческие голоса подразделяются на мужские, женские и детские голоса. Давайте познакомимся с каждой группой поближе.

Слайд 5

– По тембру и высоте различают три типа мужских голосов: тенор, баритон и бас.

Слайд 6

– Тенор – мужской певческий голос, самый высокий по звучанию. Повторите это слово. (Тенор.)

А сейчас мы познакомимся с известными певцами и послушаем звучание их голосов.

Слайд 7

– Сергей Лемешев – великий русский оперный певец, режиссёр и педагог. В середине прошлого века не имел себе равных по мастерству и популярности. Он покорял слушателей неповторимым, задушевным тембром голоса. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 8

– Многим из вас, наверняка, известно имя Александра Градского. Это известный российский певец, поэт и композитор. Уже много лет его удивительный голос волнует многочисленную команду его почитателей, и все его песни являются образцом вокального мастерства. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 9

– Лучано Паваротти – самый известный в мире итальянский оперный певец. Его прекрасный голос боготворит весь музыкальный мир. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 10

– Хосе Каррерас – известный всему миру испанский оперный певец – тенор. Сцены самых известных оперных театров всего мира готовы принимать маэстро, каждое выступление которого сопровождается бурными овациями. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 11

– Пласидо Доминго – всемирно известный испанский оперный певец. Его великолепный голос обладает мягким, сочным, полетным тембром. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 12

– 7 июля 1991 года в Риме при открытии чемпионата мира по футболу впервые выступили три выдающихся тенора: Лучано Паваротти, Хосе Каррерас и Пласидо Доминго. Запись выступления певцов разошлась рекордным тиражом в истории классической музыки. (Звучит запись голосов.)

Слайд 13

– Андреа Бочелли – невероятно популярный во всем мире итальянский певец (тенор), исполнитель классической и популярной музыки. Слепой певец с необычным голосом. Во всем мире было продано 55 миллионов дисков этого исполнителя. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 14

– Алессандро Сафина – итальянский оперный и эстрадный певец, актёр. Обладает редким и красивым голосом, услышав раз который, забыть невозможно. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 15

– Бас – низкий мужской певческий голос. Самый низкий из всех голосов. Повторите это слово. (Бас.)

Слайд 16

– Фёдор Шаляпин – выдающийся русский оперный певец. О нём писали, что в “Москве – три чуда: Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас – Федор Иванович Шаляпин». Шаляпин был разносторонне одаренной личностью – увлекался живописью, графикой, скульптурой, обладал литературным талантом, снимался в кинофильмах. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 17

– Поль Робсон американский певец (бас), актёр, правозащитник, полиглот. Он исполнял песни и говорил более чем на 20 языках, в том числе и на русском. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 18

– Баритон – средний мужской голос между басом и тенором. Красивый насыщенный голос мужественного характера, отличающийся полным и сильным звучанием, мягким, приятным тембром и выразительностью. Повторите это слово. (Баритон.)

Слайд 19

– Муслим Магомаев – азербайджанский и российский оперный и эстрадный певец и композитор. Он обладал необыкновенным, красивым голосом. В его репертуаре было более 600 произведений. По сей день, он остаётся кумиром для многих поколений людей. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 20

– Дмитрий Хворостовский – выдающийся российский и британский музыкант и один из лучших баритонов современности, которого знает весь мир. Он поёт в лучших оперных театрах мира. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 21

– А теперь пришло время познакомиться с женскими голосами. Как и мужские голоса, они подразделяются на три типа: сопрано, меццо-сопрано и контральто.

Читайте также:  Стихотворения на Новый год для детей

Слайд 22

– Сопрано – самый высокий женский голос. Повторите это слово. (Сопрано.)

Слайд 23

– Галина Вишневская известная всему миру российская оперная певица, театральный режиссёр, педагог, актриса. Ее прекрасный голос покорил миллионы людей в разных странах мира. Галина Вишневская пела на всех крупнейших сценах мира. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 24

– Анна Нетребко – одна из самых знаменитых современных российских оперных звезд, обладающая голосом удивительной красоты. Певицу наперебой приглашают все главные мировые театры и фестивали. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 25

– Мария Каллас – греческая и американская оперная певица (сопрано), одна из величайших певиц ХХ века. Восторженные зрители при жизни наградили её титулом «Божественная». (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 26

– Монсеррат Кабалье – испанская оперная певица. Специалисты считают, что репертуар Кабалье – один из самых обширных среди всех певиц, обладающих сопрано. Она поет итальянскую, испанскую, немецкую, французскую, чешскую и русскую музыку. Ее голос имеет и мягкость, и непревзойденную силу. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 27

– Рене Флеминг – это всемирно известная американская оперная певица, обладательница прекрасного, незабываемого голоса. (Звучит запись голоса певицы.)

Слайд 28.

– Контральто – самый низкий женский голос. Повторите это слово. (Контральто.) Этот голос встречается довольно редко и отличается особой выразительностью.

Слайд 29

– Мариан Андерсон – одна из наиболее выдающихся американских певиц 20 века. Она была первой негритянской певицей, выступавшей на оперной сцене. О ней говорили: «Такой голос слышишь раз в столетие». (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 30

– Кэтлин Ферриер – выдающаяся английская певица 20 столетия. Она обладала одним из красивейших голосов, настоящим контральто, который отличался особой теплотой и бархатистостью. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 31

– Меццо-сопрано – женский певческий голос, средний между сопрано и контральто. Повторите это слово. (Меццо-сопрано.) Для этого голоса характерен более глубокий и насыщенный звук, по сравнению с высоким сопрано.

Слайд 32

– Ирина Архипова – выдающаяся российская оперная певица и педагог. Ее голос, мощный, богатый оттенками, обладал магической силой воздействия на слушателя. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 33

– Елена Образцова – это знаменитая во всем мире российская оперная певица, актриса, педагог. Она ведет активную концертную деятельность в России и по всему миру. (Звучит запись голоса певца.)

Слайд 34

– Тамара Синявская – российская оперная певица (меццо-сопрано), педагог. Выдающаяся представительница русской вокальной школы, обладающая уникальным, благородным и сильным голосом. Её голос вы слышали в начале урока.

Слайд 35

– И, наконец, детские голоса. Существует два типа детских голосов: дискант и альт.

Слайд 36

– Дискант – это высокий детский певческий голос. Повторите это слово. (Дискант.)

Слайд 37

– Альт – низкий детский певческий голос. Повторите это слово. (Альт.)

Слайд 38

– Робертино Лоретти – итальянский певец, В начале 60-х годов 20 века, в подростковом возрасте, он завоевал мировую известность, благодаря своему очаровательному, ангельскому голосу-дисканту. (Звучит запись голоса певца.)

4. Итог урока

– С каким необыкновенным музыкальным инструментом вы сегодня познакомились? (С голосом.)
– Как называется та особенная, неповторимая «окраска» голоса, по которой мы узнаём голоса других людей? (Тембр.)
– Сегодня вы узнали, что существует большое разнообразие певческих голосов. Какие названия вы запомнили? (Ответы детей.)
– Теперь вам известны имена выдающихся артистов с мировой славой. Кто вам больше всех запомнился? (Ответы детей.)
– Чтобы профессионально научиться петь и достичь уровня выдающихся певцов, нужно много и упорно трудиться. Но, если у вас не хватает на это таланта и времени, знайте, что пение для себя сможет принести вам большое удовольствие и оно необычайно полезно для здоровья!
Вот и подошёл наш урок к концу. Спасибо за работу!

Певческие голоса ℹ️ характеристика мужских, женских и детских голосов, классификация тембров

Классификация певческих голосов

Как классифицируются голоса, какие бывают типы голосов

В настоящее время профессиональные голоса имеют весьма широко разработанную классификацию. Между тем в ранние периоды развития вокального искусства таковая была весьма проста. Различались два типа мужских и два типа женских голосов — та классификация, которая сохранилась до настоящего времени в хорах. По мере усложнения вокального репертуара эта классификация стала все более и более дифференцироваться. В мужской группе сначала выделился промежуточный голос — баритон. Затем произошло дальнейшее разделение в каждой из групп. Самый высокий мужской голос тенор имеет рабочий диапазон от до малой до до второй октавы.

Мужские голоса:

Женские голоса:

Тенор-альтино, обладающий особенно высокими нотами, звуит прозрачно, легко. Обычно эти голоса не бывают особенно сильны, но способны достигать ре второй октавы. Партия Звездочета в «Золотом петушке» Римского-Корсакова поручается обычно такого рода голосу.

Лирический тенор — тенор теплого, нежного, серебристого тембра, способный выражать всю лирическую гамму чувств. Может быть достаточно крупным и насыщенным по звучанию. Типичным лирическим тенором, например, обладали Собинов, Лемешев.

Характерный тенор. Тенор, обладающий характерным тембром, но не имеющий красоты и теплоты лирического голоса или богатства, насыщенности и силы драматического.

Хосе Каррерас – тенор

Лирико-драматический тенор — голос, способный к исполнению партий широкого диапазона как лирических, так и драматических. Однако он не может достигать силы и драматизма чисто драматического голоса. К таким можно отнести голоса Джильи, Нэлеппа, Узунова.

Драматический тенор — крупный голос, имеющий большой динамический размах, способный выражать самые сильные драматические ситуации. Диапазон драматического голоса может быть короче, не включать верхнего до. Для драматического голоса написаны, например, партия Отелло в опере «Отелло» Верди. К драматическим тенорам можно отнести, например, голос Таманьо, Карузо, Монако.

Лирический баритон, звучащий легко, лирично, близок по характеру к теноровому тембру, но все же всегда имеет типичный баритональный оттенок. Партии, написанные для этого голоса, имеют наиболее высокую тесситуру. Типичные партии для этого типа голоса — Жорж Жермон, Онегин, Елецкий. Лирические баритоны — Баттистини, Грызунов, Бекки, Мигай, Гамрекели, Лисициан, Норцов.

Лирико-драматический баритон, обладающий светлым, ярким тембром и значительной силой, способен к исполнению как лирических, так и драматических партий. К таким голосам следует отнести, например, Хохлова, Гобби, Херля, Коня, Гнатюка, Гуляева. Партии Демона, Мазепы, Валентина, Ренато чаще всего исполняются голосами этого характера.

Дмитрий Хворостовский – баритон

Драматический баритон — голос более темного звучания, большой силы, способный к мощному звучанию на центральном и верхнем участках диапазона голоса. Партии драматического баритона более низки по тесситуре, но в моменты кульминации поднимаются и до предельных верхних нот. Типичные партии — Яго, Скарпиа, Риголетто, Амонастро, Грязной, Князь Игорь. Драматическим баритоном обладали, например, Титта Руффо Уоррен, Савранский, Головин, Политковский, Лондон.

Бас, наиболее низкий и мощный мужской голос, имеет рабочий диапазон от фа большой октавы до фа первой. Среди этого типа голоса различают высокий бас, центральный (певучий, кантанте) и низкий бас. Кроме того, в хорах весьма ценным голосом считаются басы-октависты, способные брать самые низкие звуки большой октавы и даже некоторые звуки контроктавы.

Высокий бас, бас певучий (кантанте), имеет рабочий диапазон до фа первой октавы наверху. Это голос светлого яркого звучания, напоминающий баритоновый тембр. Иногда некоторые такие голоса называют баритональными басами. Баритональные басы исполняют партии Томского, Князя Игоря, Мефистофеля, Графа Альмавивы в «Свадьбе Фигаро» Моцарта, Нилаканты в «Лакме» Делиба. К таким басам можно отнести голоса Шаляпина, Огнивцева, Христова.

Центральный бас обладает более широкими возможностями диапазона и носит ярко выраженный басовый характер тембра. Этим голосам доступны не только партии с высокой тесситурой но и более низкие, включающие нижние ноты до фа большой октавы, такие, как Гремин, Кончак, Рамфис, Зораастро, Спарафучиль. К центральным басам можно отнести голоса Г. и А. Пироговых, Рейзена, И. Петрова, Пинца, В. Р. Петрова, Гяурова.

Владимир Маторин – бас

Низкий бас кроме особенно густого басового колорита и более короткого в верхнем участке диапазона голоса обладает глубокими, мощными, низкими нотами. Это так называемый профундовый бас. К таким басам можно отнести голоса Михайлова, Поля Робсона.

Басы-октависты, которые находят себе место в хорах, иногда могут брать ряд звуков контроктавы, доходя до поразительно низких звуков. Известны случаи, когда голос мог спускаться до фа контроктавы.
В обработанных женских голосах также различается ряд типов.

Среди наиболее высокого тембра женских голосов — сопрано, имеющих рабочий диапазон от до малой до до третьей октавы, различают:

Колоратурное сопрано — имеющее легкое, прозрачное звучание, большую способность к подвижности и в дополнение к сопрановому диапазону еще кварту или квинту, а иногда и более в верхнем участке диапазона. Голос колоратурного сопрано обычно не достигает большой мощности, но обладает большой способностью нестись в зал, исключительной чистотой и прозрачностью звучания. Колоратурные сопрано исполняют такие партии, как Лючия, Линда, Царица ночи, Лакме, Джильда, Шемаханская царица. К колоратурным голосам следует отнести голос Галли-Курчи, Луизы Тетрацини, Матильды Доббс, Роберты Питерс, Мадо Робен Тоти даль Монте, Мирошниченко, Аллы Соленковой, Гоар Гаспарян.

Лирико-колоратурное сопрано — голос более плотного, широкого звучания, по подвижности способный к исполнению колоратурных партий, но способный также и к пению лирических партий. К таким певицам надо отнести Нежданову, Степанову, Барсову, Ренату Скотто, Беллу Руденко, Олейниченко, Сазерленд.

Лирическое сопрано уже не обладает такой степенью колоратуры, но зато голос этот мощнее и шире по звучанию, звучит светло, серебристо. Рабочие ноты вверху не переходят до третьей октавы. К партиям, которые поют певицы, обладающие лирическим голосом, можно отнести Микаэлу, Мими, Манан, Баттерфляй, Иоланту, Татьяну, Марфу, Антониду. Лирические сопрано — Жуковская, Шуйская, Шпиллер, Вишневская, Мирелла Френи.

Мария Каллас – лирическое сопрано

Лирико-драматическое сопрано — широкий лирический голос, более насыщенного грудного тембра, способный к пению как лирических, так и драматических партий. Их партии такие: Мария в «Мазепе» Чайковского, Кума, Горислава, Тоска. К лирико-драматическим сопрано можно отнести голоса Держинской, Смоленской, Покровской, Милашкиной, Луиз Маршалл, Марии Каллас, Ренаты Тебальди.

Драматическое сопрано отличается большой мощностью звучания и насыщенным драматическим тембром, на низких нотах напоминающее меццо-сопрановое звучание. Драматические голоса обычно поют такие партии, как Брунгильда, Ярославна. Голосом драматического сопрано обладали Сливинская, Роза Понселл, Биргит Нильссон.

Меццо-сопрано — женский голос грудного темного, теплого тембра с диапазоном от ля малой октавы, до ля — си второй октавы. Среди этой группы различают голоса более высокого звучания, типа голоса Максаковой или Долухановой, и более густого, темного тембра, как у Обуховой, Преображенской, Зинаиды Палли или Борисенко. Примером партий, написанных для меццо-сопрано, могут служить Кармен, Любаша, Ольга, Азучена, Амнерис. Некоторые меццосопрано удачно справляются с мужскими ролями, написанными для низкого женского голоса, — такими, как: Ваня в «Иване Сусанине», царевич Федор, Зибель и т. п.

Елена Образцова – меццо-сопрано

Контральто — самый низкий и редко встречающийся женский голос, насыщенный грудным тембром на всем диапазоне. Таким голосом обладали Антонова, Збруева, Мариан Андерсон.

Эта развернутая классификация, однако, не охватывает всего разнообразия голосов, которые встречаются в природе. Есть голоса с неясным характером, имеющим промежуточное звучание, например — драматический тенор или лирический баритон, сопрано — или меццо-сопрано. Эти промежуточные голоса, чаще встречающиеся в начальном периоде обучения и требующие особенно внимания, обычно в процессе постановки голоса развиваются в ту или иную сторону, но иногда так и остаются промежуточными.

Наблюдаются и переходы от одного типа голоса к другому у профессиональных певцов. Так, известная нам как меццо-сопрано певица Зара Долуханова с сезона 1962/63 года перешла в сопрано. Драматический тенор Димитр Узунов начинал как баритон. История знает много таких фактов. Они показывают, что в формировании профессионального звучания играют роль не только природные анатомо-физиологические данные, но и профессиональные приспособления.

Некоторые певцы обладают настолько большим мастерством, что способны к переходу от одного характера партий к другому. Так, например, многие выдающиеся итальянские тенора, такие, как Джильи, Карузо, ди Стефано, могли исполнять как лирические, так и драматические партии. Такими широкими возможностями в изменении характера голоса обладает, например, Мария Каллас, исполняющая все сопрановые партии — от колоратурных до драматических. Этот тип, как итальянцы называют, «абсолютного» голоса, способного петь все, в настоящее время увлекает многих певцов.

Однако надо сразу предостеречь от таких увлечений. Такими возможностями обладают лишь от природы уникальные голоса, к тому же при огромном внимании к отработке техники пения, чем так славится итальянская школа. Для большинства же певцов следует строго придерживаться того характера партий, который согласуется с их естественным тембром голоса. Для большинства певцов пение несвойственных характеру их голоса партий, как правило, ведет к вокальной деградации.

Добавить комментарий