Развитие творческой деятельности у ребенка

Развитие творческой деятельности дошкольников

Елена Ельшина
Развитие творческой деятельности дошкольников

Творческий потенциал в современном обществе очень ценится в любой профессии,поэтому его нужно раскрывать как можно раньше. Если своевременно начать развитие творческих способностей у ребенка дошкольного возраста,то в дальнейшем ему гораздо легче будет даваться процесс обучения по многим предметам,которые сегодня требуют креативного подхода. Да и во взрослой жизни ребёнок сможет креативно подходить к решению многих задач,которые будут вставать на его жизненном пути. Не всёзависит от природных способностей:нужно уметь развивать эти задатки.

Творческая деятельность дошкольников- это их способ выразить свой взгляд на мир и свои ощущения. Помогают ему осознать себя и свои эмоции лепка,изобразительное искусство,подвижные игры,танцы и другие занятия,требующие творческого мышления. Все дети любят творить. Например в рисунке ребенок способен передать очень многое-свои мысли,эмоции,а также познания об окружающем мире.

Ребенок видит возможности для творчества даже там,где взрослые часто их не замечают. Малыш может рисовать палочкой на снегу,складывать удивительные картины из камешков или осенних листьев,рисовать на песке.

Чтобы своевременно обеспечить полноценное развитие творческих способностей детей,нужно представлять,что это такое. Это комплексное понятие включающее несколько составляющих,на которых в первую очередь родители должны акцентировать своёвнимание:

-стремление к открытиям;

-стремление к познанию;

-умение изобретать и открывать;

-умение применять полученные знания.

Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. Каждый период характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала малышей:

-1-2 года:кто-то красиво двигается под музыку,другие любят находиться в центре внимания-вот и нужно развивать творческие способности детей по их интересам и природным задаткам;

-3-4 года:пик творческой активности малышей,и даже если вам кажется,что кроха нечем особенным не обладает. всё равно это не повод забросить занятия-напротив,нужно как можно больше и чаще обращаться к упражнениям и играм,развивающим творческие способности;

-5-6 лет:занятия усложняются новыми заданиями,подготавливая дошкольника к дальнейшему процессу обучения и развивая в нём воображение,фантазию,таланты;

-7-8 лет:младший школьный возраст характеризуется тем,что в это время начинается серьёзная творческая деятельность-изобразительная,музыкальная,театральная и в каждой области ребенок должен уметь себя проявлять хотя доминировать будет какая-то одна, к которой у него

Сегодня перед дошкольными учреждениями стоит важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. На занятиях в детском саду применяются методы развития творческих способностей,но они могут применятся и в домашних условиях. Это позволит родителям более полноценно оценить итоговые результаты.

1. Окружающий мир

-совместное обсуждение с ребенком,что происходит вокруг на улице,дома,в транспорте;

-рассказы о животных и растениях;

-ответы на вопросы малыша.

2. Развивающие игры

-покупать детям настольные развивающие игры;

-полезные развлекательные игрушки;

-мозаики и конструкторы все эти игры должны соответствовать возрасту.

-у ребёнка должны быть карандаши,краски,фломастеры;

-сначала-изучите цвета, затем-познакомьтесь с геометрическими фигурами, нужно показать как создаётся рисунок, а потом наблюдаем за результатами.

-лепка развивает маленькие пальчики,творческие способности детей,позволяет им проявить всю фантазию;

-вначале пусть это будут простейшие шарики,колбаски,колечки;

-пластилин должен быть ярким и мягким.

-детям нужно читать в любое время дня,а не только ночью;

-книги должны быть подобраны по возрасту и интересам;

-стараться знакомить ребёнка с разными жанрами произведений:сказками,рассказами,стихами;

-разыгрывать сценки из книг. читать по ролям.

-слушать с детьми музыку, детские песенки-это развивает память и образное мышление.

Развивать творческие способности детей нужно не от случая к случаю,а везде и всегда. Родители должны создавать ребёнку такую окружающую среду,которая будет способствовать его развитию: обеспечить его инструментами (красками,пластилином,конструктором и пр. ,хвалить за успехи и терпение в достижении определённых результатов.

На современном этапе развития общества происходят социальные и экономические преобразования. Подготовка творческой деятельности учащихся сложна и многогранна. Творческая деятельность связана со многими сторонами учебного процесса,выступая одновременно как цель-в плане формирования личности,и как результат, обусловленный определённым способом организации учебной деятельности учащихся, а также средство повышения эффективности процесса обучения.

Творческие способности-это умение находить новые оригинальные решения какой-либо проблемы. Дети обладают гораздо большими творческими способностями,чем взрослые. Для того, чтобы развивать творческие способности ребёнка необходимо соблюдать следующие условия:

1. Раннее физическое развитие ребёнка;

2. Создание обстановки,которая будет стимулировать творческую активность (дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе);

3. Предоставление ребёнку свободы в выборе деятельности,способов,продолжительности занятий,их чередовании.

Важно постоянно стимулировать ребёнка к творчеству. поддерживать в неудачах,проявлять сочувствие и терпеливость.

Каждый ребёнок должен уметь ценить те прекрасные вещи,которые его окружают. Выработать эти навыки помогает художественно-эстетическое воспитание дошкольников,которое способствует гармоничному и всестороннему развитию личности. Занятия развивают у детей художественное видение мира и возможность стать его частью-ребенок рисует то,что чувствует или что вызвало его интерес,или лепит,таким образом выражая своё восприятия мира.

Дошкольное образование обладает потенциалом для реализации полноценного развития и воспитания детей с учётом их возможностей и способностей,позволяет создавать условия для личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребёнка.

Развитие познавательных процессов у детей среднего дошкольного возраста посредством художественно-творческой деятельности ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «Детский пульмонологический санаторий № 47 Департамента здравоохранения.

Развитие творческой активности детей дошкольников «Развитие творческой активности детей дошкольников». Путь развития творческой активности детей дошкольников и становление им творческой.

Формирование проектной деятельности дошкольников посредством творческой игры на прогулке «В гостях у птиц» Тема: Формирование проектной деятельности дошкольников через творческую игру на прогулке. «В гостях у птиц» Интеграция образовательных областей:.

Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста в творческой деятельности» Обобщение педагогического опыта Тема: «Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста посредством творчес Актуальность В.

План самообразования «Воспитание творческой направленности личности дошкольников в условиях коллективной деятельности» Тема: «Воспитание творческой направленности личности дошкольников в условиях коллективной деятельности» Введение Нравственно-эстетическое.

Развитие креативности и творческого потенциала дошкольников средствами продуктивной художественно-творческой деятельности Необходимость продуктивных преобразований в сфере общественной жизни неизбежно затрагивает вопросы творчества, творческой инициативы, способностей.

Развитие самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский Одной из задач образовательной.

Развитие творческих способностей дошкольников в художественно-творческой деятельности Растите творческую личность! Ещё Аристотель заметил, что занятия рисованием способствует разностороннему развитию личности. В наше время,.

Развитие творческой активности и самостоятельности дошкольников посредством педагогического проектирования Проектная деятельность обеспечивает развитие ребёнка в соответствии с федеральными государственными стандартами. Уникальным средством обеспечения.

Развитие творческой инициативы и любознательности как условие развития познавательной активности дошкольников Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое.

Развитие творческих способностей детей раннего возраста. Основные методы

Многие из нас замечают, что большего успеха в жизни достигают люди с творческими способностями. Креативное мышление, нестандартный подход к ситуации, высказывание своего мнения — все это помогает достигать высоких результатов в профессиональной деятельности. К тому же, вероятность заниматься любимым делом вырастает в разы. Поэтому, заботясь о будущем своего чадо, необходимо развивать творческие способности с самого раннего детства.

развитие творческих способностей детей

Что такое творческие способности

Творческое развитие у детей подразумевает нестандартный подход к определенной ситуации, креативное решение задач.

Человек творческий — это не только хорошо рисующий или поющий.

Люди с творческими способностями стремятся познавать окружающий их мир и открывать что-то новое для себя. Они изобретательны и применяют свои знания на практике. У творческих личностей хорошо развиты фантазия и воображение: они могут разглядеть необычное в обычном. Они не боятся проявлять инициативу.

Творчество — это значит творить, создавать что-то новое и необыкновенное.

В каком возрасте нужно развивать творческие способности.

Детишки раннего возраста — это наилучший период, когда следует заниматься воспитанием творческой личности. Потому как именно у маленьких детей возникает любопытство практически ко всему. Они с радостью берутся за любое занятие.

Многие специалисты полагают, что развитый творческий потенциал — это заслуга родителей. У каждого ребёнка есть определенные творческие задатки от природы. Самостоятельно они могут проявиться у малыша в незначительной степени. Поэтому задача родителей-развивать творческие способности. Делать это необходимо именно в раннем возрасте.

По мнению специалистов самый благоприятный период — это с самого раннего возраста и до 5 лет. Человек не рождается с определенными способностями, его навыки могут формироваться и на протяжении всей жизни. Если с малышом заниматься развитием творческих способностей с малых лет, предоставить ему свободу и разнообразие видов деятельности, то у него быстрее появится интерес к определенным сферам.

Творческие задатки ребенка проявляются не только в виде изрисованных обоев. Залезть самостоятельно на стул, достать телефон или же какое-либо другое действие малыша также являются некими творческими актами. Маленькие непоседы с удовольствием изучают окружающий мир, учатся использовать по-своему повседневные предметы. У ребёнка возникают определённые цели и добивается их с помощью нестандартных способов.

Примерно с двух лет происходит активное формирование личности малыша. Творческие способности в этот период развиваются более интенсивно. У ребёнка наблюдается повышенное любопытство, он упорно пытается достичь своей цели. Также для этого возраста характерны яркое воображение и повышенная эмоциональная восприимчивость.

Условия для развития таланта

Для того, чтобы успешно развить творческие качества у ребёнка, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Занятие творчеством должно начинаться с раннего возраста
  • Ребёнку необходимо предоставить свободу в выборе творческой деятельности
  • Для того, чтобы малыш смог выбрать интересующий вид творчества, важно разнообразить эти виды деятельности, а не придерживаться определенного.
  • Среда для успешного развития должна быть благоприятной
  • Очень важно поддерживать малыша в любом его начинании. Совместное занятие творчеством и ваша положительная оценка — вот лучшая мотивация для маленького человечка.
  • Необходимо постоянно поддерживать интерес карапуза к творчеству.

А вы знали, что у любого человека есть творческое начало? Просто необходимо развивать эти способности

Основные методы развития творческих способностей у детей

На самом деле, любое обыденное занятие может стать источником творческого вдохновения. Необходимо проявить немного фантазии. А так как у детей раннего возраста очень богатое воображение, позвольте своему малышу стать вашем помощником в том или ином деле. Например, занимаясь выпечкой, предложите ребёнку самостоятельно сформировать печенье. Или попросите помощи в украшении торта. Творчески можно подойти и к уборке игрушек. Пусть малыш решит, какие игрушки сегодня собрать в верхний ящик, а какие — в нижней. Думаю, смысл идеи понятен, вам просто необходимо ввести творческую нотку в повседневную жизнь. Карапуз с огромным удовольствием будет выполнять домашние дела вместе с мамой или папой.

Для развития творческих способностей отлично подойдут игры с малышом. Можно вместе сделать какую-нибудь несложную поделку, например звездное небо. Для этого возьмите кусок чёрной бумаги, намажьте клеем и сверху посыпьте соль (лишнее смахните с бумаги). Также, например, игры с крупами обеспечат вашего карапуза яркими эмоциями, создавая разноцветные шедевры.

Наблюдайте за природой. Чаще гуляйте с ребёнком, обращайте внимание на различные явления, животных, птиц. Разговаривайте, анализируйте. Окружающая природа — это прекрасный источник для развития творческого потенциала.

Помимо таких простых способов развития творческих способностей у детей, существуют и более «профессиональные» методы. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Кукольный театр

Домашний кукольный театр способствует развитию воображения у ребенка. Приобретите различные пальчиковые куклы, либо сшейте самостоятельно. Позвольте ребенку устраивать домашний театр на семейных праздниках, или же без определенного повода. Предоставьте малышу безграничный полет фантазии. А одобрение взрослых вызовет у маленького создателя только яркие и положительные эмоции.

Читайте также:  Как нарисовать няшного единорога? Видеоурок

Рисование

Развивать художественно — творческие способности у детей можно начинать уже и с шестимесячного возраста. На сегодняшний день для маленьких художников представлен широкий выбор различных инструментов для рисования. Детям самого раннего возраста отлично подойдут пальчиковые краски. Проверенные и известные производители выпускают безвредные краски, которые очень легко отмываются.

Почти все дети любят рисовать, и родителям важно предоставить малышу такую возможность. Данный процесс не только способствует развитию творческих способностей. Рисование для детей очень полезно.

С помощью рисования малыши развивают мелкую моторику, креативность, малыш учится выражать свои эмоции, анализировать и сравнивать. Рисуя пальчиками, маленький художник познает мир, получает большее представление о цветах.

Позже, когда кроха подрастет, художественную деятельность можно расширять и познакомить малыша с фломастерами, карандашами, кистями и красками. Это поможет подготовить руку к письму.

Один известный педагог В. Сухомлинский писал о том, что на кончиках пальцев малышей находятся нервные окончания, которые отвечают за работу головного мозга.

О том, как развить у ребенка художественный талант, прочитайте в статье как научить ребенка рисовать

Лепка для детей

Также как и рисование, лепка для детей очень полезное занятие. Работая ручками и пальчиками, отлично развивается мелкая моторика, творческое мышление. Из пластилина малыш может катать колбаски, формировать шарики, лепить простые фигуры. Можно самостоятельно приготовить тесто для лепки для детей.

Не ограничивайте фантазию своего малыша. Вы можете проводить совместные занятия, создавая даже картины.

лепка с детьми

Поделки и аппликации

Для малышей постарше отличными помощниками в творческом развитии могут стать поделки и аппликации. Приобретите наборы цветной бумаги, картон, разнообразные ленточки, бусины. Научите ребенка вырезать.

Осторожно! Пользоваться ножницами и мелкими предметами можно только под наблюдением взрослых

Нарисуйте на цветной бумаге различные фигуры, животных, птиц, деревья или что-то другое. Вырезайте вместе с малышом полученные рисунки и приклеивайте на картон. В интернете есть огромное количество примеров несложных аппликаций с детьми.

Чтение с детьми

Чтение детям способствует более быстрому развитию речи малыша, его воображению, положительно влияет и на развитии памяти. Старайтесь читать ребенку каждый день. Это могут быть сказки, добрые рассказы и стишки. Ребенок получит большое удовольствие.

Прививайте любовь к книгам, бережно относитесь к печатным изданиям. Всегда убирайте книгу на место после прочтения. Она не должна стать для малыша игрушкой.

Музыка

музыкальное развитие ребенка

С самого раннего возраста карапузу рекомендуется включать классическую музыку для детей, веселые детские песни. Музыка помогает в развитии слуха у малыша, памяти и образного мышления. Пойте песни, танцуйте вместе с крохой, каждый раз хвалите его.

Если ребенок может воспроизвести мелодию, можно подумать о том, чтобы отдать его в музыкальную школу.

Заключение

В развитии творческих способностей у детей огромную роль играют родители. Мама и папа должны всегда поощрять ребенка, положительно реагировать на все начинания своего малыша. Таким образом, у карапуза формируется понимание того, что создавать что-то новое — это хорошо.

Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за пролитые краски, испачканную одежду. Вы, как взрослый человек, должны позаботиться о чистоте вокруг. Оденьте кроху в ту одежду, которую не жалко испачкать, для рисования предоставьте большой кусок бумаги (отлично подойдут обои). Рабочее место можно застелить клеенкой.

После занятия уберитесь вместе с малышом, тем самым воспитывая в ребенке трудолюбие.

Развитие творческих способностей у дошкольников

Закономерно, что ребенок проявляет творчество в играх, в рисовании, создании поделок. Если же креатива в детской деятельности не наблюдается, значит, важно обратить внимание на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Этому вопросу в любом случае стоит уделять внимание. С взрослением перед личностью встает много неординарных задач, решение которых требует творческого подхода.

Творческие способности детей дошкольного возраста

Творческие способности, как и интеллектуальные, относятся к группе познавательных способностей. Только основная нагрузка ложится на разные познавательные процессы. В интеллектуальном познании ведущую роль играет мышление, а в творческом – воображение. Поэтому творческие способности дошкольников начинают развиваться позднее – во второй половине дошкольного детства.

Примерять кольца пирамидки, чтобы сложить по размеру, ребенок может уже в двухлетнем возрасте. Это свидетельствует о его интеллектуальном развитии. А вот увидеть новый образ в той же пирамидке, назвав ее «девочкой», «горкой» и пр., дошкольник сможет, когда получит многочисленные представления о мире, осмыслит аналогии и активизирует воображение.

Творческие способности детей дошкольного возраста – это оригинальный подход в осмыслении окружающего, склонность находить нестандартные способы и средства решения задач и стремление получать оригинальные результаты.

Свой творческий потенциал дети могут реализовать в любом виде деятельности. Рисуя или сооружая конструкцию, выполняя действия с игрушками или увлекаясь сюжетно-ролевой игрой, дошкольники ориентируются на свой замысел. Поскольку замысел формируется на основе того, как ребенок воспринимает окружающую действительность, он может отражать типичную картину, но может быть и очень необычным.

Направления развития творческих способностей детей

Способности к творчеству редко формируются сами по себе. Их развитие нуждается в стимулировании. По этой причине важно знать, в каких направлениях возможно развитие творческих способностей дошкольников. Выделяют две эффективные линии:

  • Усложнение действий в использовании средств для воплощения замыслов
  • Расширение набора средств для решения конкретной задачи

В качестве примера рассмотрим, как дети используют ведерко. Кроме прямого назначения, оно может служить формой для «куличиков», верхней частью построенной башни, головным убором, стульчиком, опорой для моста и др. Но к этой вариативности дети приходят с развитием творческого начала.

Аналогично и с поиском новых средств для воплощения своих задумок. Нельзя нарисовать контур – дошкольник выложит его с помощью палочек; нет палочек – выстроит кубики по периметру; отсутствуют кубики – протянет скакалку или ремешок… Если же отсутствуют мало-мальски подходящие средства, старший дошкольник будет действовать в воображаемых обстоятельствах.

Всякий раз поиск подходящих средств и возможностей их использования является своеобразным мозговым штурмом для творческого мышления дошкольника. Опыт подтверждает, что самые оригинальные идеи приходят ПОСЛЕ перебора более привычных вариантов. Взрослым важно помнить этот факт и поощрять активность ребенка в генерировании новых идей.

Особенности и признаки развития творческих способностей дошкольников

Дошкольный период особенно благоприятен для развития художественных творческих способностей.

Ребенок знакомится с изобразительной и конструктивной деятельностью, обращает внимание на музыкальность окружающего мира, пробует свои силы в создании рисунков, поделок и построек.

Ярко выраженная познавательная потребность дошкольника – признак творческого потенциала. Кроме того, способности к различным видам художественной деятельности имеют специфические признаки. Родителям полезно знать, как проявляются склонности детей к определенным творческим областям.

Признаки творческих способностей дошкольников в изодеятельности

Уже то, как и какие средства выбирает ребенок для воплощения своего замысла, говорит о наличии или отсутствии творческого подхода. Еще несколько говорящих признаков о наличии способностей к изобразительной деятельности:

  1. Дошкольник предпочитает рисование или лепку, как только появляется выбор, чем заняться.
  2. В рамках сюжета изображает большое количество предметов и людей.
  3. Выбирает оригинальные сюжеты для своих рисунков. Например, изображает не привычные дом-дерево-цветочки, а рисует небо, усыпанное звездами вокруг сияющего солнца, и называет свою картину Космосом.
  4. Прибегает к рисованию или лепке, чтобы выразить свое настроение и чувства.
  5. С интересом использует новый материал для осуществления своих замыслов, а также загорается желанием опробовать новое средство в деле (лепить из глины, а не пластилина; рисовать красками вместо карандашей).
  6. Проявляет интерес к произведениям живописи и скульптуры – рассматривает, высказывается по поводу увиденной картины, статуи.

Творческий талант в театрализованной деятельности

Артистический талант внимательные взрослые замечают у ребенка с младшего дошкольного возраста, как только ребенок выработает речевые навыки. Позднее подключается невербальная экспрессия, дополняя выразительные признаки артистизма.

  1. Любит подражать ярким персонажам из сказок и мультфильмов, пытаясь передать тональность речи и характерные движения.
  2. Легко входит в любую роль, представляя себя то дружелюбной собачкой, то опасным волком, то Волшебником.
  3. Активно использует мимику, жесты и движения, чтобы передать чувства и характер образа.
  4. Стремится вызвать эмоциональный отклик у окружающих, рассказывая что-либо или изображая персонажа.
  5. Использует атрибуты (подходящую одежду, характерные вспомогательные детали), чтобы подчеркнуть свое соответствие роли.
  6. Увлеченно смотрит детские представления, будь то театрализованная игра или кукольный спектакль.

Признаки способностей к речевому творчеству в дошкольном возрасте

На какие особенности ориентироваться взрослым, чтобы заметить у дошкольника задатки литературного дарования:

  1. Ребенок внимательно слушает сказки и детские рассказы. В некоторых сюжетных поворотах останавливает рассказчика и задает уточняющие вопросы.
  2. Может сам сочинить историю, соблюдая ключевую структуру: подобие завязки сюжета, кульминационное событие и завершающий момент. У младших дошкольников подобные истории могут состоять буквально из 4-5 предложений, но при этом прослеживается структура рассказа.
  3. Придумывает нечто оригинальное, когда пересказывает всем известную историю или сказку.
  4. Рассказывая о чем-либо, придерживается сюжетной линии и основной мысли.
  5. Использует такие слова, которые передают переживания и чувства героев.
  6. Некоторые моменты объясняет особенно детально, чтобы слушатели поняли происходящее.

Создание условий для развития способностей к творчеству

С каждым годом идеи и действия дошкольника совершенствуются и усложняются. Творческие способности развиваются в тесной связке с воображением. Малышу и без внешнего подталкивания интересно открывать новые горизонты своих достижений. А если его дополнительно аккуратно направлять на поиски нестандартных решений, результаты приобретут оригинальность.

Развитие творческих способностей через сочинение рассказов

Без творческих способностей невозможно сочинить свою историю. Ведь ребенку необходимо извлечь из памяти подходящие характеристики для придуманных персонажей, поместить их в воображаемые обстоятельства и нафантазировать поступки своих героев.

Для создания образов нужен материал. Чем больше его будет в детской памяти, тем вариативнее ребенок будет им распоряжаться.

Родители стимулируют развитие творческих способностей у дошкольников, если не только читают и рассказывают им сказки и другие детские произведения, но и побуждают к сочинительству:

  • Как бы все произошло, если бы главные герой поступил иначе
  • Какой волшебный предмет пригодился бы герою сказки, и как бы он ему помог
  • Как по-другому могла бы завершиться история

Подобные вопросы подталкивают детей сначала изменять и дополнять существующие произведения, а затем придумывать свои истории.

Конструирование как средство развития способностей к творчеству

Прямая активизация творческих способностей происходит в процессе конструктивной деятельности. Если иметь в виду строительное конструирование, то детишки редко сооружают одни и те же объекты. Они задумывают новые постройки, находят новые приемы в воплощении своих задумок.

К тому же, непосредственно в процессе юный строитель может несколько раз поменять свои планы. В итоге, его конструкция обрастает новыми деталями, усовершенствуется, меняет свое назначение.

Обязательно нужно расспрашивать дошкольника, что он построил, для чего предназначена конструкция, как ею пользоваться, чем отличается от предыдущей и пр.

Неограниченным полем для творчества является бумажное конструирование. Для ребенка этот вид творческой деятельности становится доступным в старшем дошкольном возрасте с развитием умелости рук. Сложный вид, который реализуется с подачи взрослого и при его ведущей роли.

Сначала ребенок только наблюдает, во что может превратиться обычный лист бумаги в умелых руках, потом пробует повторить при непосредственном участии взрослого. И только старшие дети пробуют сконструировать изделие самостоятельно.

Роль семьи в развитии творческих способностей дошкольников

Кто, как не родители, обязаны заметить, к чему больше тянется ребенок, каковы его возможности в конкретный период, и на развитии каких способностей важно сосредоточить основное внимание.

Конечно, обогащать личность дошкольника следует в разных направлениях – обучать рисованию и лепке, вместе конструировать и придумывать истории, организовать простенький домашний театр. В каждом из этих видов занятий есть место для преобразования действительности и проявления творческих способностей.

Читайте также:  Картинки для срисовки, от которых ребенок будет в восторге

Большинство детей испытывают особый интерес не ко всем видам деятельности, а выделяют приоритетные для себя. Вот на этом поле родителям и следует создавать условия, чтобы ребенок открывал новые средства, расширял варианты их использования для воплощения своих замыслов. Направленные усилия любящих и понимающих взрослых, ненавязчивое участие в детских играх и занятиях можно и нужно использовать для развития творческих способностей дошкольников.

Развитие творческой деятельности у ребенка

Творчество играет очень важную роль в жизни каждого человека. Воображение и фантазия помогают людям и в отношениях, и в работе, но что самое главное – творческие люди умеют выражать свою индивидуальность, что помогает достичь успеха в любом деле.

Творческая деятельность – одна из наиболее продуктивных в детском возрасте. Все мы в детстве рисовали, лепили, пели, танцевали. Эти действия жизненно необходимы, человек всегда творит, только с возрастом потребность в этом у большинства людей угасает. Нужно отметить, что до определенного возраста фактически вся деятельность ребенка может быть названа творческой, созидательной.

В повседневной жизни основное развитие творческих способностей происходит через игру.В игре дети больше всего проявляют свои наклонности, по любимым играм можно судить о том, какая сфера деятельности наиболее интересна ребенку. В каком-то смысле игра – это почва, питательный раствор для проявления детского творчества. В спонтанных детских играх, не обусловленных четкими правилами, наиболее полно проявляется детское воображение. Игры детей по сути своей есть зачатки искусств и различных видов человеческой деятельности. Зачатки театра, соревнования, армии, суда – через игру ребенок познает мир и проявляет свои творческие способности.

Другое понятие, обуславливающее творчество детей – воображение. Этот феномен подробно исследовал в своих работах замечательный советский психолог Л.С. Выготский. Он уделял воображению ребенка особое внимание, проводя определенную черту между воображением взрослых и воображением детей. Выготский утверждал, что наиболее полноценно эта психическая особенность проявляется у взрослых, следовательно, детям нужно обеспечивать все условия для развития воображения – только так человек может нормально развиваться.

Для того, чтобы творческая деятельность ребенка развивалась, ему нужно получать больше опыта, впечатлений любого характера. Ему нужно больше «кубиков», больше частичек реальности, чтобы было больше вариантов для их комбинирования. Ребенок, чей опыт впечатлений беден, не сможет себе представить картину, которую описывает ему преподаватель – будь то картина сражения на уроке истории, взаимоотношение героев и их внешний облик на уроке литературы или объемная фигура на уроке геометрии. Именно в этом проявляется ценность творчества для общего развития.

Без развития детского воображения, без наполнения ребенка опытом живых впечатлений могут возникнуть самые банальные трудности в учебе, а затем и в дальнейшей жизни, ибо для большинства профессий, хотя мы редко об этом задумываемся, требуется достаточно развитое воображение, чтобы продуктивно работать.

В качестве средств развития творческих способностей можно использовать практически все окружающие предметы и ситуации. Творчество подразумевает под собой умение создавать, творить. Поэтому основная цель занятий с ребенком научить его создавать образы, а со временем и реализовывать придуманное. Иногда мы, даже не подозревая, развиваем творческие способности детей посредством игр и общения. Но для гармоничного развития необходима последовательность и методичность. Например, играя в развивающие игры, не стоит доводить ребенка до пресыщения. Как только вы чувствуете, что интерес начинает ослабевать, игру лучше отложить. Но и долгие перерывы делать тоже нельзя. Правильнее всего составить программу развития творческих способностей детей.Программа должна включать в себя все методы развития – наглядные, словесные и практические. К наглядным методам относится просмотр любых картинок, нарисованных или реальных. Например, рассматривая облака, определять, на что они похожи. К словесным методам относятся различные формы общения, рассказы, беседы. Например, совместное сочинение сказок, когда по очереди каждый придумывает предложение по заданному сюжету. К практическим методам относятся игры, создание и использование различных моделей, и выполнение развивающих упражнений. Сочетая все методы, можно добиться разностороннего развития ребенка, что положительно скажется на его интеллектуальных способностях.

Детское творчество многогранно и разнообразно. Художественное творчество включает широкий круг разных видов деятельности ребенка. Любые рисунки, вышивки, поделки из бумаги, глины, пластилина, аппликации, оригами, художественные композиции, литературные произведения входят в эту группу. Взрослые участвуют в процессе творчества, помогая детям осваивать необходимые техники. С возрастом у детей могут меняться интересы, а с ними и виды художественного творчества. Смена интересов к изобразительной деятельности, танцам, музыке, литературе, драме вполне нормальна – ребенок ищет себя. Самый распространенный вид творчества – изобразительное. Все дети любят рисовать, к 4-5 годам он уже рисует знакомые предметы, а в 9-10 лет его рисунок становится осмысленным рассказом с игровым сюжетом. Еще Аристотель отметил, что рисование положительно влияет на развитие личности. Это подтверждают современные психологи. Первыми задатками литературного творчества можно считать первые попытки ребенка в 1-3 года манипулировать звуками и сочетать между собой разные слова. В это время его нельзя отделить от других видов деятельности: ребенок, рисуя на бумаге, одновременно сочиняет целую историю и напевает песенку. Уже учась в школе, дети начинают понимать ценность литературного произведения, учатся писать сочинения, эссе и рассказы. Не все проходит гладко, порой рисунки бывают непонятны, а в сочинениях встречаем фразы, которые называют юмором детей. Это неважно. Важно, что ребенок пробует себя в том, что ему раньше было неизвестно.

Техническое творчество помогает определиться с профессией, формирует интерес к технике и небольшим научным исследования, раскрывает в детях изобретательские способности. На уроках труда, в кружках, центрах детского творчества дети с удовольствием мастерят приборы, механизмы, модели и другие технические объекты.

Музыкальное творчество взрослые часто не ценят, но для самого ребенка оно важно. Через игру на музыкальных инструментах, ритмику, пение помогают развиваться зрительно-пространственной координации, музыкальному слуху и моторике. Элементы музыкального творчества появляются, наверное, самыми первыми. Ребенок может двигаться под музыку еще до того, как начал ходить.

Детское творчество помогает развитию всех сторон личности ребенка. Этот сложный процесс начинается с накопления ребенком информации из окружающего мира. Затем он сравнивает и систематизирует накопленные знания. Переработав множество материала, ребенок создает свое, дотоле никем не созданное. Конечно, творческое воображение и результат самого творчества зависят от накопленного им опыта, от его окружения и интересов. Большое влияние на творческие процессы оказывают возраст ребенка, его индивидуальность, его характер, воспитание и оценка окружающими его деятельности. Результат детского творчества часто имеет малую ценность, особенно, если смотреть глазами взрослого человека, умного и опытного. Ребенку важен сам процесс, важно возможность создания нового. Если взрослые хвалят ребенка и его работу, он испытывает душевный подъем и готов к новым творческим успехам.

В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начала. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.

Елена Лаврешкина, социальный педагог ГБУСО МО «Клинский ЦСПСиД «Семья»

Творческие проекты и работы учащихся

Согласно современным требованиям ФГОС творческая деятельность дошкольников в ДОУ является ведущим методом обучения и развития детей дошкольного возраста.

Творческой деятельностью принято считать такой вид активности ребенка, в процессе которого осуществляется творческое познание и преобразование самого себя и окружающей действительности.

К декоративно-прикладным относятся такие виды творческой деятельности: рисование, шитье, макраме, конструирование и лепка.

К художественно-эстетической творческой деятельности относятся такие виды: музыка, вокал, хореография, театральные игры и устное творчество.

Помимо того, что творческий процесс увлекает ребенка и занимает его свободное время, художественная деятельность также позволяет дошкольнику выразить свои интересы и переживания.

Творческая деятельность детей в ДОУ

Творческая деятельность дошкольников состоит из классических видов деятельности ребенка. Самой первой и основной является рисование, на втором месте лепка и конструирование. Также распространенным видом художественной деятельности в ДОУ является пересказ детских произведений и участие в театрализованных представлениях.

Изобразительное творчество в ДОУ

Чтобы организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность детей, в группах ДОУ должно быть оборудовано место для проведения творческих занятий, оснащенное:
– изобразительными и пластическими материалами;
– бумагой разного цвета, формата, фактуры;
– аппликативным материалом (ножницы, клей, линейки);
– трафаретами, силуэтами;
– дидактическим материалом, образцами, схемами, карточками.

Организованные таким образом рабочие места позволяют детям самостоятельно выбирать направление творческой деятельности в соответствии со своими желаниями и интересами, предоставляют новые возможности для развития творческого потенциала ребенка в рамках дошкольного образования.

Организация творческой деятельности ребенка через игру считается педагогами самой успешной. Во время ролевой игры дошкольник копирует и подражает тому, что он наблюдает в реальной жизни, и в то же время подвергает собственные впечатления творческой переработке, дает выход своему воображению, реализует художественную задумку в жизнь, учится смотреть на ситуацию с разных точек зрения.

Творческая деятельность дошкольника организовывается педагогом, который должен:

  • четко поставить перед воспитанниками проблему;
  • создать ситуацию, в которой ребенок сможет самостоятельно выделить имеющиеся проблемы;
  • создать ситуацию с более или менее четко поставленной проблемой и позволить ребенку самостоятельно найти способы ее решения.

При проведении творческих занятий с дошкольниками педагог должен занимать позицию наблюдателя и ненавязчиво корректировать действия ребенка, если возникнет такая необходимость. В творческой деятельности дошкольник должен иметь свободу самовыражения, а не перенимать шаблоны мышления у взрослого.

Интересные способы организации творческой деятельности в ДОУ

Игры-путешествия

Позволяют детям «прожить» интересный для них материал, узнать новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт. В игре дети учатся выражать свое отношение к происходящему, погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в «путешественников», «индейцев», «обитателей подводного царства» и т.д.

Занятия-сказки

Мир ребенка – это мир фантазии и сказки, ведь детство напол­нено сказками, анимационными фильмами, сказочными героями.

Воображение – это внутренний мир детей, врожденный есте­ственный процесс, при помощи которого они учатся понимать окружающий их мир, толковать его смысл. Сказочные образы одновременно оказывают влияние и на сознание, и на подсознание, что предо­ставляет дополнительные возможности во время общения.

«Праздник сказки» в детском саду является действенным способом снятия психоэмоционального напряжения, и увлечь ребенка. Во время театрализованных представлений дошкольник может примерить на себя образ сказочного персонажа и скорректировать его действия, руководствуясь собственным видением ситуации.

Детское экспериментирование

Экспериментирование очень интересно детям. Мыслительный эксперимент подразумевает действия в уме. Так, например, дети могут предложить свой вариант концовки сказки. Но больше всего заинтересовывают детей реальные опыты с настоящими предметами и их свойствами (вода, лед, снег, воздух ) что помогает ребенку освоить основные признаки неживой природы и растительного мира.

Выставка мастеров

Организация деятельности дошкольников, направленной на создание предметов декоративно-прикладного искусства и проведение их выставки, всегда положительно воспринимается детьми, стимулирует их к созданию интересных поделок, аппликаций и рисунков, позволяет реализовать ребенку свои творческие потребности.

Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 15.07.2016

Статья просмотрена: 3051 раз

Библиографическое описание:

Аникина А. П. Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 23-26. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/205/10892/ (дата обращения: 24.03.2020).

Emotions, creativity, aesthetic thinking, emotional sphere, emotional distress, personal development, education, education of emotionally expressive image, emotions, feelings, classes, senior preschool age.

In his article author gives concrete recommendations and identify conditions for teachers who have contributed to the development of abilities, emotional sphere of preschool children, the formation of the ability to choose and use the art materials in painting that would provide a holistic approach to this issue.

Article author demonstrates a serious approach to the problem, because this study helps the teacher understand what the child is in the process of developing creative activities not only thinking, imagination, creativity, but also recognizes the emotions of another person, and that the formation of «emotional intelligence». Understanding your emotional state, and the other person’s emotions contributes to the harmonious building emotional bonds with others, improve the quality of communication.

Keywords: emotions, creativity, aesthetic thinking, emotional sphere, emotional distress, personal development, education, education of emotionally expressive image, emotions, feelings, classes, senior preschool age.

Проблема формирования способностей у детей дошкольного возраста актуальна для педагогов и психологов не только непосредственно работающих с детьми, но и занимающихся теоретическим изучением особенностей развития детей дошкольного возраста и путей их коррекции. Творчество и ребёнок — две неотъемлемых составляющих процесса развития. Любой ребёнок с удовольствием занимается рисованием, лепит, делает поделки и творчество — это то, что приносит радость ребёнку. Но это не только радость, положительные эмоции, эмоциональные переживания по поводу процесса деятельности его результата [Кэрролл, 1980, с. 21, с. 201–206]. Творчество способствует развитию всех психических процессов, а именно, мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия. Творчество развивает эмоциональную сферу ребёнка, укрепляет и развивает мелкую моторику руки, способствует воспитанию таких качеств, как усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, целеустремлённость. Поэтому так важно уделять больше внимания творческим занятиям с детьми, поощрять их, развивать фантазию и воображение дошкольников.

Читайте также:  Колядки на рождество для детей и мультфильм, который расскажет о празднике

Изучением индивидуальных различий, особенностей формирования способностей детей занимались такие психологи, как Б. Г. Ананьев, Э. А. Голубева, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов. О связи творческой деятельности детей и их потребностей говорили В. С. Кузин, С. Л. Рубинштейн.

Творческая деятельность — это такая форма деятельности человека, при которой создаётся что-то новое, ранее не существовавшее. Проблемная ситуация является стимулом к творческой деятельности. Здесь раскрывается и гибкость мышления человека, и цельность восприятия, и умение самостоятельно поставить задачу, найти пути её решения нетрадиционным способом. Творческая деятельность тесно связана с развитием художественных способностей. Это способности к художественному творчеству в какой-либо сфере искусства. При оценке способностей к художественному творчеству мы обращаем внимание как на мировоззренческий план (как воплощается идея в работе), так и на технический аспект (как ребёнок выбирает адекватные средства выразительности). Художественные способности тесно связаны с творческой деятельностью. Умение ребёнка воплотить свой замысел в произведении зависит от степени развития у него художественных способностей. Итак, что же важно для развития данных способностей у дошкольника? Очень важным является создание среды, которая бы стимулировала разнообразную творческую активность. Также у ребёнка должна быть свобода в выборе деятельности. Если дошкольник может выбрать, чем им заниматься, то это позволит избежать усталости, переутомления, позволит долго сохранять интерес к творчеству [Блащук, Диссертация, 1985]. Роль взрослого в творческом процессе — помощь, подсказка, которая не вредит процессу творчества. В процессе развития творческих способностей ребёнка важна доброжелательная, комфортная обстановка, умение понять и принять даже самые необычные идеи ребёнка и помочь ему воплотить их в своих работах.

По мнению Рубинштейна, И. Я. Лернера, В. С. Кузина, если деятельность детей соотносится с их потребностями, происходит переживание ребёнком разной гаммы эмоций. Творческая практика удовлетворяет нужды малыша продуктивно заниматься и отражать приобретенные впечатления, познавать мир и овладевать новыми навыками и умениями. Результатом творческого процесса является не только продукт деятельности, но и эмоции, которые он вызывает у автора и зрителей. Во время, когда ребёнок «творит», он испытывает разный спектр эмоций. В выражении всего спектра эмоциональной полярности важную роль играют различные символы, широко используемые детьми всех возрастных групп (например: в картине «Портрет мамы», её плохое эмоциональное состояние, переживание, настроение было отражено не только в слезинках на лице, но и изображения на заднем фоне. Ребёнок сказал, что у мамы океан слёз.) Иногда явления окружающего мира, будь то ситуация, образ, связанное с ними переживание, находят отражение в деталях рисунка, аппликации, скульптуры на первый взгляд никак не связанных с реальностью, гипертрофируются до неузнаваемости. Например, может использоваться диспропорция (например: солдаты одной величины, а командир в два раза больше) [Денисова, 1974, с. 140].

Эмоционально реагируют дети и на изображение женских и мужских персонажей. При правильной половой идентификации процесс изображения женских персонажей у девочек и мужских у мальчиков проходит легче и имеет более успешные результаты, чем в обратном случае, когда мальчики рисуют женщин, а девочки мужчин. При изображении женских персонажей девочки любят использовать яркие цвета, украшения, красивую одежду, изображать аксессуары. Мальчики рисуют мужественных, сильных персонажей мужского пола. Их рисунки более лаконичны, содержат меньше дополнительных деталей.

В работе с дошкольниками важное значение имеет и уровень подготовки воспитателей, и создание оптимальных условий для творческих занятий. Педагог-воспитатель должен понимать специфику работы с каждым изобразительным материалом, «язык» этого материала, по средствам которого ребёнку будет легче выразить те или иные эмоции. В развитии техники изображений, например, в арт-терапии, где широко используются всевозможные материалы, акцент ставится именно на связь их свойств с внутренними ощущениями человека. Работа с каждым отдельным материалом (бумага различного качества и размера, краски (акварельные, акриловые, гуашевые), пастель (масляная и сухая), карандаши различной твердости, фломастеры и маркеры, художественный уголь, материалы для коллажей (различные старые журналы с цветными иллюстрациями, куски текстиля, фольга, мотки шерстяных и хлопчатобумажных ниток и т. п.), имеет свои нюансы, которые педагогу следует учитывать. Именно процессы восприятия (зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, тактильное) формируют у ребёнка субъективную картину мира. Ребёнок не рождается с готовым умением воспринимать окружающий мир, а учится этому. И творческая деятельность помогает ему в этом. В младшем дошкольном возрасте образы воспринимаемых предметов отличаются большой смутностью и нечёткостью, также на качество процесса восприятия оказывает влияние сенсорный опыт ребёнка, в большинстве случаев скудный и фрагментарный. Постепенно ребёнок набирается опыта, формируется умение воспринимать объект, узнавать его, выделять его свойства и воспринимать художественные детали. [Беликова, Дошкольное воспитание № 4, с. 27]. В этом ему помогает и педагог, работающий в данном направлении. Большую роль в ознакомлении с предметами окружающего мира играет и мышление. В психологии выделяются следующие его стадии: наглядно- действенное, наглядно-образное и словесно-логическое, причём вступление ребёнка в новую стадию не устраняет новообразования предыдущей. Наглядно-образное мышление необходимо для творческой деятельности ребёнка. Особо важными видами деятельности для развития наглядных впечатлений являются изобразительная деятельность и конструирование. В процессе данной деятельности ребёнок знакомится с цветом, формой предметов, познаёт особенности сочетания цветов, знакомится с умением изображать предметы, подбирать цветовую гамму. Творческое мышление ребёнка начинается с проблемной ситуации, попадая в которую, он начинает предвосхищать конец и связывает уже известное с условием задачи. По Бушминскому, творческое мышление-это результативная деятельность, связанная с непрерывным процессом развития. Касаясь творческого мышления, Выготский вводит понятие «зоны ближайшего развития» (ЗБР). ЗБР — это задачи, которые ребёнок может решить с помощью взрослого, но без образца взрослого [Выготский, 1991, с. 9–11, с. 13–14]. Для детей выполнение творческих заданий интересно, но в то же время создаёт определённые трудности. Процесс, играющий одну из главных ролей при формировании художественных способностей — воображение. Прошлые впечатления ребёнка, его знания, опыт, всё это модифицируется в соответствии с замыслом юного автора. Воображение — создание новых образов на материале прошлых восприятий. Значит, для его развития необходимо постоянное обогащение сенсорного опыта ребёнка. Это можно делать с помощью создания развивающей среды, обогащённой различными предметами и материалами, также полезными для дошкольника будут игры-эксперименты, дидактические игры, продуктивная деятельность. Виды искусства — это исторически сложившиеся формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам её материального воплощения. Под изобразительным искусством понимается группа видов художественного творчества, воспроизводящих воспринимаемую действительность. Произведения искусства имеют предметную форму, не изменяющуюся во времени, пространстве. Пластилинография (от слова «графо» — писать, создавать, изображать и слова «пластос» — лепной) сравнительно новый вид декоративно-прикладного искусства. Пластилинография выгодно сочетает в себе элементы рисования и лепки. Например, в лепке детьми быстрее осваивается передача строения предметов, а рисование, пластилинография позволяет ребёнку придумывать гармоничные эскизы через призму индивидуального восприятия. При правильно построенном процессе обучения дети, изображая конкретный предмет, начинают понимать закономерности изображения сходных групп предметов. Психологические основы интеграции видов художественной деятельности с воспитательно-образовательной работой следует определять из того, что требуется малышу для собственной реализации в любом виде художественного творчества. Основа интеграции — совокупность психологических процессов, совершенствование которых необходимо для эстетического созерцания, образного представления. Интегрирование разного содержания в воспитательно-образовательной работе происходит в соответствии с личными особенностями детей дошкольного возраста. В детском рисунке механизмом интегрирования является: рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм) лепка (форма, объем, пропорция, поза, соотношение предметов в общей композиции по величине) аппликация (форма, цвет, композиция, ритм и др.) Объединение различных видов творчества одним и тем же замыслом даёт ребёнку возможность творчески осмыслить и наиболее полно отразить тему с использованием средств выразительности, что оказывает положительное влияние на развитие художественных способностей. [Езикеева, 1985, с.21–22]. Формирование художественных способностей ребёнка — сложный процесс, исследования которого ведутся в таких сферах научного знания как педагогика, психология, нейрофизиология, дефектология и др. Способности ребёнка в целом — это всестороннее развитие индивидуальности ребёнка, связанное с такими факторами, как наследственность, окружающая среда, индивидуальные психические характеристики детей (психические процессы), благоприятные условия, обеспеченные совокупностью всех методик воспитания в воспитательно-образовательном процессе всего периода детства, так как многое закладывается с момента рождения, развивается по мере роста ребёнка. Немаловажную роль в формировании способностей играет творческая деятельность. Творчество даёт ребёнку целую гамму эмоциональных переживаний, развивает процессы восприятия, мышления, воображения, творческие способности, формирует интерес к изобразительной деятельности. Но не возможно развивать творческие способности ребёнка без помощи и поддержки ближайшего окружения: семьи, педагога-воспитателя, социальной среды. В человеке много задатков заложенных генетически и цель педагогов и родителей как можно раньше выявить положительные предпосылки к тем или иным способностям и развить их для пользы самого индивида и общества. Важно отметить, что помимо педагогов и семьи, жизнь зачастую может вносить свои коррективы и это также необходимо учитывать. При определённом уровне интеллектуального развития и эмоционально-волевой сферы ребёнок уже сам может развивать свои способности.

  1. Беликова М. Эстетическое восприятие детей на занятиях изобразительной деятельностью. Дошкольное воспитание. 1981 № 4, с. 27
  2. Блащук Л. А. Формирование интереса к изобразительной деятельности у детей 5–7 лет на занятиях в детском саду. Диссертация М., 1985.
  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте М., Просвещение, 1991, с 9–11, с. 13–14.
  4. Денисова З. В. Детский рисунок в физиологической интерпретации. Л., Наука. 1974, с. 140
  5. Езикеева В. А. Содержание и методика обучения изобразительной деятельности детей 4–7 лет. Эстетическое воспитание в детском саду. М., Просвещение. 1985.
  6. Изард Кэрролл Е., Эмоции человека (перевод с англ.) М., Изд. Московский Университет, 1980, с. 21. С. 201–206.

Добавить комментарий