Посещение лесов, зон отдыха и садовых участков в лесной местности, работа в лесу за последний месяц

Посещение лесов, зон отдыха и садовых участков в лесной местности, работа в лесу за последний месяц

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2019 г. № 1755 “Об утверждении Правил изменения границ земель, на которых располагаются леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации, и определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах”

В соответствии с частью 6 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила изменения границ земель, на которых располагаются леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации, и определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1007 “Об утверждении Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 51, ст. 6312);

пункт 6 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2011 г. N 50 “Об отдельных полномочиях Федерального агентства лесного хозяйства в области лесных отношений и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 981);

пункт 11 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросу осуществления отдельных полномочий Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральным агентством лесного хозяйства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1128 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу осуществления отдельных полномочий Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральным агентством лесного хозяйства” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 46, ст. 6339);

постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. N 998 “О внесении изменений в Положение об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 36, ст. 5423).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 декабря 2019 г. N 1755

Правила
изменения границ земель, на которых располагаются леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации, и определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах

1. Настоящие Правила определяют порядок изменения границ земель, на которых расположены леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – леса в лесопарковых и зеленых зонах), и определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах.

2. Изменение границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, и определение функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, осуществляются на основании проектной документации, утвержденной в соответствии с настоящими Правилами (далее – проектная документация).

3. Подготовка проектной документации осуществляется по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в области лесных отношений (далее – уполномоченный орган), либо органа местного самоуправления, физического и юридического лица (далее – заинтересованные лица).

4. В случае подготовки проектной документации по инициативе уполномоченного органа или органа местного самоуправления уполномоченный орган или орган местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по подготовке проектной документации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

5. Подготовка проектной документации по инициативе физических и юридических лиц осуществляется на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским и лесным законодательством Российской Федерации.

6. Обязательному включению в состав проектной документации подлежат:

а) сведения о границах населенных пунктов и муниципальных образований, на территории которых осуществляется изменение границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах;

б) сведения из государственного лесного реестра о правах пользования лесными участками, включаемыми в изменяемые границы земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах;

в) карты (схемы) лесов в лесопарковых и зеленых зонах, содержащие описание местоположения изменяемых границ земель, на которых расположены такие леса;

г) выписка из государственного лесного реестра, содержащая площадь и перечень границ (лесных кварталов, лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов) лесных участков (частей лесных участков), исключаемых из границ и включаемых в границы земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, а также сведения о лесистости района;

д) схема функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковой зоне, определенных в изменяемых границах земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, в соответствии с пунктами 19 – 26 настоящих Правил;

е) документы, содержащие сведения о необходимости изменения границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, а также обоснование их площади и местоположения;

ж) текстовое и графическое описание местоположения границ лесных участков (частей лесных участков), исключаемых из границ и включаемых в границы земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, включающее в себя перечень географических координат характерных точек границ таких земель или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”.

7. Уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня поступления проектной документации от заинтересованных лиц рассматривает ее и при отсутствии оснований для возврата, указанных в пункте 10 настоящих Правил, направляет ее на согласование в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящих Правил.

При наличии оснований для возврата проектная документация в установленный срок возвращается заинтересованным лицам с обоснованием причин возврата.

Проектная документация, подготовленная уполномоченным органом, также подлежит согласованию в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящих Правил.

8. Проектная документация подлежит согласованию с органами местного самоуправления городских, сельских поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, на территории которых проектируются границы земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах. Срок согласования проектной документации не превышает 15 рабочих дней со дня ее поступления на согласование в орган местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа.

Проектная документация подлежит возврату в установленный срок уполномоченному органу без согласования по основаниям, указанным в пункте 10 настоящих Правил.

9. Проектная документация подлежит согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства в случае, если изменение границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, приводит к изменению границ иных категорий защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов. Срок согласования проектной документации не превышает 15 рабочих дней со дня ее поступления на согласование в Федеральное агентство лесного хозяйства.

Проектная документация подлежит возврату в установленный срок уполномоченному органу без согласования по основаниям, указанным в пункте 10 настоящих Правил.

10. Основаниями для возврата проектной документации являются:

несоответствие состава, содержания материалов проектной документации требованиям пункта 6 настоящих Правил;

выявление несоответствия сведений, содержащихся в проектной документации, сведениям о границах населенных пунктов и муниципальных образований, сведениям государственного лесного реестра;

обнаружение ошибки в проектной документации (описки, опечатки, грамматической или арифметической ошибки, допущенной при ее подготовке и повлекшей недостоверность информации, содержащейся в проектной документации).

11. Возврат проектной документации не является препятствием для ее доработки и повторного представления в уполномоченный орган и на согласование в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящих Правил.

12. Уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня поступления согласованной в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящих Правил проектной документации принимает решение о ее утверждении.

13. Решение об утверждении проектной документации должно содержать сведения о площадях и границах земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, функциональных зон, входящих в состав лесов, расположенных в лесопарковой зоне, а также текстовое и графическое описание местоположения границ лесных участков (частей лесных участков), исключаемых из границ и включаемых в границы земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, включающее в себя перечень географических координат характерных точек границ таких земель или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”.

14. В случае если изменение границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, приводит к изменению границ иных категорий защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, уполномоченный орган направляет копию решения об утверждении проектной документации в Федеральное агентство лесного хозяйства для принятия решения об отнесении лесов на территории субъекта Российской Федерации к защитным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и установлении их границ.

15. Уполномоченный орган в течение 30 календарных дней со дня принятия решения, предусмотренного пунктом 12 настоящих Правил, обеспечивает в установленном порядке внесение информации об изменении границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, в государственный лесной реестр.

16. Изменение границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, которое может привести к уменьшению площади этих земель, не допускается.

17. При изменении границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, площадь исключаемых земель компенсируется включением в изменяемые границы земель, площадь которых не меньше площади исключаемых земель на территории того же лесничества либо на территории ближайших лесничеств с учетом зон планируемого освоения лесов и территориального планирования.

В изменяемые границы земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, не должны включаться земли с расположенными на них объектами недвижимого имущества, размещение которых не допускается Лесным кодексом Российской Федерации в лесах в лесопарковых и зеленых зонах, а также земли, на которых в соответствии с документами территориального планирования предусмотрено размещение таких объектов.

18. Изменение границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, осуществляется по границам лесных кварталов, лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.

19. Одновременно с изменением границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, определяются следующие функциональные зоны в лесах, расположенных в лесопарковой зоне:

зона активного отдыха;

зона фаунистического покоя;

20. Функциональные зоны в лесах, расположенных в лесопарковой зоне, определяются в целях дифференциации режима использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в лесопарковых зонах, а также для сохранения мест обитания фауны и восстановления нарушенных природных ландшафтов.

21. Зона активного отдыха определяется в местах лесов, расположенных в лесопарковой зоне, с единовременной посещаемостью 20 и более человек на 1 гектар в целях их благоустройства и формирования эстетически ценных природных ландшафтов повышенной устойчивости (подбираются живописные лесные участки площадью не менее 5 гектаров, приуроченные к водоемам, с хорошей транспортной доступностью и благоприятными санитарно-гигиеническими условиями, удаленные от источников загрязнения водоемов, сильных шумов). Площадь зоны активного отдыха занимает до 30 процентов площади лесов, расположенных в лесопарковой зоне.

22. Прогулочная зона определяется в местах лесов, расположенных в лесопарковой зоне, для организации индивидуальных и групповых прогулок, туристских маршрутов, заготовки и сбора в установленном порядке пищевых и недревесных лесных ресурсов. Площадь прогулочной зоны может составлять более 70 процентов площади лесопарковой зоны. Максимальная единовременная посещаемость прогулочной зоны составляет 5 – 20 человек на 1 гектар.

23. Зона фаунистического покоя определяется в местах лесов, расположенных в лесопарковой зоне, в целях создания условий для обитания и размножения диких птиц и зверей.

24. Восстановительная зона определяется в местах лесов, расположенных в лесопарковой зоне, где произошли гибель лесных насаждений либо существенное снижение их устойчивости и требуется длительное (в течение не менее 10 лет) осуществление комплекса мероприятий по воспроизводству лесов.

25. В лесах, расположенных в лесопарковой зоне, которая имеет хорошо сложившиеся, устойчивые природные ландшафты, сформированную рекреационную инфраструктуру, либо в случае, если не требуется дифференциация режима использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, функциональные зоны могут не выделяться.

26. Границы функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковой зоне, на землях, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, устанавливаются по квартальным просекам, границам лесных кварталов, лесотаксационных выделов и их частей.

Читайте также:  На ЭКГ определяется конкордантный подъем S-T кверху от изолинии с одновременной вогнутостью книзу

Обзор документа

В связи с преобразованием лесопарков в лесничества Правительство установило новый порядок изменения границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, и определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах.

Для изменения границ и определения функциональных зон готовится проектная документация, которая утверждается региональным органом власти в области лесных отношений. Прописан порядок подготовки, согласования и утверждения такой документации.

В лесах, расположенных в лесопарковой зоне, могут выделяться следующие функциональные зоны:

– зона активного отдыха (живописные лесные участки площадью не менее 5 га с единовременной посещаемостью 20 и более человек на 1 га);

– прогулочная зона (максимальная единовременная посещаемость 5-20 человек на 1 га);

Аренда лесного участка

В законодательстве Российской Федерации прописано право каждого гражданина на получение земельного участка для возведения на нем жилого строения или других объектов.

Но тем же законодательством оговорено право каждого гражданина на получение в аренду лесных массивов, составляющих лесной фонд нашего государства.

Аренда лесного участка по сравнению с общим порядком пользования землей под индивидуальное жилищное строительство имеет множество отличий. Но это не мешает использовать данные земли с целью ведения определенного рода хозяйственной деятельности и получать прибыль с этой земли.

Аренда земельного участка лесного фонда

Наше государство имеет большое количество земель, имеющие не только различного рода предназначение, но и статус. В зависимости от этого статуса определяется порядок их использования и охрана данной территории.

По большому счету, любой участок должен охраняться государственными органами, но есть территории, находящиеся в государственной собственности и подлежащие повышенной охране – особо охраняемые зоны. Такие земли имеют массу ограничений по использованию, в частности, их нельзя передать в безраздельное пользование частных лиц.

В число таких особенно строго оберегаемых территорий входят и лесные участки земель. Сюда входят не только территории лесничеств, но и лесопарки. Это связано с тем, что лес подлежит сохранению, ведь кроме вещественной пользы он представляет собой природную и культурную ценность нашего государства.

Для того чтобы определенная площадь земли считалась земельным участком, он должен пройти процедуру формирования с соблюдением регламента и с соблюдением стандартов земельного законодательства.

Аренда земельного участка из лесного фонда: как по закону

Лесные участки земли нельзя приватизировать и сделать чьей-то частной собственностью, такие земли можно оформить только в аренду, то есть, исключительно во временное пользование.

За последние годы закон претерпел большое количество изменений, и если ранее земельный надел на лесной территории можно было взять в аренду только через аукцион, то на 2020 год эта ситуация выглядит несколько иначе. Изменения не коснулись основного пункта, взять земельный участок лесного фонда в аренду можно исключительно с соблюдением законодательства.

Цели аренды

  • Вырубка – государство предоставляет участки лесного массива под ведение вырубки произрастающих на нем деревьев. Это требуется для исполнения инвестиционного плана государства.
  • Геологическое исследование недр – аренда земельного участка с таким предназначением исключает всякого рода вырубку деревьев на данной территории, все, что можно делать на данной земле – вести раскопки. Прежде чем оформить аренду земли с таким назначением потребуется доказать цель и получить разрешения, исполненные геологической организацией.
  • Рекреация – законодательством не запрещено оформлять в лесном массиве места для отдыха, различного рода оздоровительные организации, туристические базы, специализированные лагеря и другого рода объекты для отдыха. Получить земельный участок лесного массива в аренду для этой цели не составит труда, но нужно понимать, что на такой земле можно строить только временные объекты, капитальное строительство в такой зоне категорически запрещено. Исключения из этого правила есть, но они крайне редки. Поэтому, если вам крайне необходим участок лесного массива под возведение на нем капитального объекта строительства, лучше попытаться решить этот вопрос законным способом, чем в дальнейшем «нарваться» на крупный штраф и финансировать снос своего капитального строения. Вырубать деревья в этом случае категорически запрещено, можно убрать лишь единичные экземпляры, и то после согласования данных работ с компетентными в этом вопросе органами.
  • Заготовка древесины – прежде чем заключать такой договор аренды потребуется подготовить лесосечную карту. Заключить подобный договор аренды на земли лесного фонда может только организация или ИП и то лишь на проведение данных работ. Как только все предусмотренные договором мероприятия будут завершены, он тут же расторгается.
  • Ведение сельского или лесного хозяйства – такой вид аренды допускается на определенный срок, при таком договоре допускается возведение объектов капитального строительства.
  • Весь этот перечень прописан в Лесном кодексе Российской Федерации. Законодательство допускает брать земли лесного фонда в аренду с совмещением целей. Но это все должно быть прописано в контракте.

    В этом случае специфика такой аренды прописывается Федеральным агентством лесного хозяйства России. Данный документ един для всей территории нашего государства, проще говоря, не важно, где именно берется лесной массив, в Московской области или в Краснодарском крае, договор будет типовой.

    Тем же законодательством оговорены цели, для которых могут быть пригодны земли лесного фонда. Они обозначены в соответствии с 25 статьей Лесного кодекса РФ:

    • добыча полезных ископаемых;
    • возведение гидротехнических сооружений, но лишь в том случае. если на данном участке имеется река или водохранилище;
    • рекреационные услуги;
    • научные исследования;
    • охота;
    • переработка и заготовка леса.

    Как оформить аренду на земельный участок

    Как взять в аренду лесной участок? Обязательное условие – подписание договора аренды на выбранный лесной надел. Только после подписания данного договора заинтересованными сторонами аренда считается оформленной.

    Одной из сторон обязательно должно быть Федеральное агентство лесного хозяйства или любой другой представитель власти, уполномоченный проводить подобного рода сделки. Только после подписания документа земля переходит в пользование.

    Другая сторона – лесопользователь. Именно он будет использовать данный участок по назначению. Минимальный срок оформления аренды – 1 год. Максимальный срок, на который лесной участок может быть взят в аренду – 99 лет.

    До подписания договора аренды в обязательном порядке должна пройти процедура аукциона, только после этого участок может быть официально передан в пользование. Обязанность проведения аукциона ложится на органы исполнительной власти региона.

    Процедура проводится следующим образом:

    1. Федеральное агентство по лесному хозяйству выставляет земли на открытый аукцион.
    2. Аукцион проводит комиссия в утвержденном составе, поэтому необходимо определить граждан, которые войдут в данный состав.
    3. Аукцион проходит на основании лесного хозяйства и гражданского законодательства.

    После проведения конкурса и определения победителя этого конкурса проводится процедура регистрации договора аренды лесного участка. В нем прописываются все условия, на которых данный земельный участок предоставляется в аренду.

    Условия аренды земельного участка из лесного фонда

    Договор на аренду лесного участка не сможет быть подписан без соблюдения ряда параметров. Все пункты должны быть четко прописаны и оговорены заинтересованными сторонами, каждая из сторон должна четко понимать, в какие отношения они вступают. Самые важные условия любого договора аренда – срок и стоимость аренды, без этих двух пунктов договор не может быть заключен.

    Срок аренды земли в первую очередь зависит от целей аренды, минимальный срок аренды может составить год, максимальный не должен превышать 49 лет:

  • Если аренда лесного участка берется с целью организации охотничьего хозяйства, то договор может быть заключен минимум на 20 лет, максимум на 49 лет.
  • При условии, что земля берется для строительства на ней водных объектов или переработки ресурсов срок аренды составит от года до 49 лет.
  • В том случае, если земля нужна для заготовки любых ресурсов освоения лесов по приоритетным инвестиционным проектам, то срок аренды составит 10-49 лет.
  • В целях научных изысканий договор может быть заключен максимум на год.
  • В случае проведения геологических работ или работ с линейными объектами договор аренды будет подписан сроком до 49 лет.
  • Стоимость аренды определяется при помощи аукциона, но лишь в том случае, если в данном конкретном варианте он предусмотрен. Цена аренды также зависит от целей аренды лесного участка. Не последнюю роль играет и размер территории, которую предполагается взять в аренду.

    Уже в зависимости от цены аренды за гектар земли и исходя из целей использования можно определить окончательную сумму. Самая высокая цена будет за лесной участок, который предполагается использовать в рекреационных целях.

    Порядок аренды лесного участка

    Порядок предоставления лесного участка в аренду предполагает совершение определенного алгоритма действий, в результате которых можно получить участок в арендопользование на законных основаниях.

    Напоминаем, что особо охраняемые земли можно взять только во временное пользование и при условии, что арендатор обязуется соблюдать ряд установленных правил. При этом цели и критерии использования также должны соответствовать обозначенным законодательством.

    Получить лесной участок можно следующими путями:

  • Если вы желаете получить новый участок, то получить его можно только в результате аукциона, по-другому оформить данную процедуру не получится.
  • Переуступка права аренды лесного участка – арендатор имеет право сдавать находящийся у него в аренде участок в субаренду, о при условии, что арендодатель не возражает.
  • Если данный лесной надел уже находится в вашем хозяйственном пользовании или оперативном управлении, то достаточно подать заявление в орган, являющийся собственником данного лесного участка. Но сделать так можно лишь в том случае, если на данной земле имеются здания или сооружения, находящиеся в собственности арендатора.
  • Чаще всего идут первым путем, так как на праве хозяйственного ведения и оперативного управления лесные участки уже давно не предоставляются. И большинство пользователей таких земель являются арендаторами.

    Чтобы стать участником аукциона необходимо написать заявление на предоставление в аренду желаемого участка. По условиям, в момент написания заявления необходимо внести обозначенную сумму залога. Аукцион проводится путем повышения первоначальной ставки фиксированными шагами. Первоначальная ставка рассчитывается исходя из определения минимальной стоимости гектара земли.

    После проведения аукциона с победителем в течении десяти дней должен быть подписан договор аренды. Подписанный договор со всеми сопутствующими документами предоставляется в Росреестр, где осуществляется подготовка документов регистрации перехода права.

    Можно ли взять лесной участок без проведения аукциона? Да, это возможно. В этом случае процедура заключения договора аренды несколько другая. Необходимо написать заявление собственнику участка о необходимости предоставления вам этого лесного надела.

    В пакет документов нужно приложить выписку из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, разрешительные документы на ведение той или иной деятельности, если получение земли связанно с ней, а также документы, подтверждающие необходимость получения именно этой земли, например, лицензию на разработку недр, если цель получения данной земли именно в этом.

    В заявлении потребуется указать сведения о заявителе, местоположение участка и цель аренды данной земли. Последний пункт должен предусматривать законом получение земли без аукциона. Без данных сведений бумага не будет рассмотрена.

    Запаситесь терпением, на рассмотрение данных бумаг отводится 30 дней. По истечении этого срока в случае положительного решения специалисты обязаны выдать заявителю договор и произвести регистрацию аренды.

    Специалисты вполне могут дать отрицательный ответ на заявление. Это происходит из-за невозможности предоставления данного участка в аренду, предоставления заявителем ложных сведений, в виду притязаний на данный надел третьих лиц или по другим причинам.

    Типовой договор аренды

    Чаще всего для заключения арендных отношений используется типовой договор аренды, разработанный лесным хозяйством. Но это не обозначает, что в нем не может быть индивидуально прописанных пунктов.

    В целом договор аренды выглядит следующим образом:

  • Дата – обязательный пункт любого договора, нужно четко понимать, с какого числа условия, прописанные в документе, вступают в законную силу.
  • Прописываются участники договора и полные реквизиты каждой стороны.
  • Обозначается предмет договора с обозначением координат, кадастрового номера, размера участка. Если на земле есть сооружения, они также должны быть обозначены.
  • Срок заключения аренды.
  • Порядок внесения арендной платы, а также способ зачисления денег.
  • Обязательно должны быть прописаны права и обязанности обеих сторон, это позволит избежать споров в дальнейшем.
  • Отдельным пунктом должен быть прописан порядок разрешения споров и порядок расторжения договора, все нормы должны полностью устраивать обе стороны.
  • В конце договора под реквизитами обе стороны ставят свои подписи, выражая тем самым согласие со всем, что написано в документе.
  • Если она из сторон сомневается в законности толь или иного пункта или не уверена в правильности его трактовки, лучше всего проконсультироваться со специалистами, это позволит избежать разночтения и лишних проблем в дальнейшем.
  • Особенность аренды лесного участка

    1. Весь лесной фонд является собственностью государства, поэтому, чтобы получить в аренду лесной участок необходимо обращаться непосредственно в федеральные структуры, муниципалитет лесным фондом не распоряжается.
    2. Территории заповедных зон в аренду не предоставляются ни на каких условиях.
    3. В аренде наверняка откажут, если в заявлении не будет достаточно веских аргументов.
    4. Найти участок для получения его в аренду можно при помощи публичной кадастровой карты.
    5. Получить сведения о интересующей земле можно через Росреестр.
    6. Подача заявления – платное и облагается госпошлиной.
    7. Лучше всего обговаривать условия заключения договора на моменте его составления.
    8. Взятый в аренду участок необходимо использовать исключительно в обозначенных договором целях.
    Читайте также:  Ослаблен рефлекс с ахиллова сухожилия

    Видео: Аренда лесного участка и взаимоотношения с лесничеством


    Лесной форум Гринпис

    Здесь Вы можете обсудить “лесную” тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.

    Аренда городского леса, стоит ли?

    Список форумов » Лес, лесное хозяйство, лесовосстановление » Лес и лесное хозяйство
    Версия для печатиПред. тема | След. тема
    АвторСообщение
    Lord Drago
    Сообщения: 8
    Вернуться к началу
    Ночной Лесник
    Сообщения: 1940
    Откуда: в лесу деревья?

    Касательно рекреации: для начала надо выяснить относится ли рекреация к видам разрешенного использования лесов, предусмотренных лесохозяйственном регламентом.
    Огораживать нельзя здесь подробно описано почему.
    Утверждены
    Приказом
    МПР России
    от 24.04.2007 N 108

    ПРАВИЛА
    ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСОВ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
    РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    2. Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам – в аренду .
    ——————————–
    Часть 4 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации.

    3. При определении размеров лесных участков, выделяемых для осуществления рекреационной деятельности, необходимо руководствоваться оптимальной рекреационной нагрузкой на лесные экосистемы при соблюдении условий ненанесения ущерба лесным насаждениям и окружающей среде.
    4. Для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности лица, использующие леса, могут организовывать туристические станции, туристические тропы и трассы, проведение культурно-массовых мероприятий, пешеходные, велосипедные и лыжные прогулки, конные прогулки (верхом и/или на повозках), занятия изобразительным искусством, познавательные и экологические экскурсии, спортивные соревнования по отдельным видам спорта, специфика которых соответствует проведению соревнований в лесу, физкультурно-спортивные фестивали и тренировочные сборы, а также другие виды организации рекреационной деятельности.
    5. На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты .
    ровнять бульдозером нельзя,рубить где хотите тоже, блиндажи строить видимо можно

    ——————————–
    Часть 3 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации.

    6. Леса для осуществления рекреационной деятельности используются способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
    Использование лесов для осуществления рекреационной деятельности не должно препятствовать праву граждан пребывать в лесах.
    7. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках (беседок, пунктов хранения инвентаря и др.) и осуществление благоустройства лесных участков (размещение дорожно-тропиночной сети, информационных стендов и аншлагов по природоохранной тематике, скамей, навесов от дождя, указателей направления движения, контейнеров для сбора и хранения мусора и др.).
    Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений

    Часть 2 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации.

    8. В целях проведения благоустройства предоставленных лесных участков лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, осуществляют уход за лесами на основании проекта освоения лесов .
    проект придется сделать
    9. Размещение временных построек, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений допускается, прежде всего, на участках, не занятых деревьями и кустарниками, а при их отсутствии – на участках, занятых наименее ценными лесными насаждениями, в местах, определенных в проекте освоения лесов.
    10. В целях строительства объектов для осуществления рекреационной деятельности в лесах допускается проведение рубок лесных насаждений на основании проекта освоения лесов.
    11. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами предоставленного лесного участка, захламление площади предоставленного лесного участка и прилегающих территорий за пределами предоставленного лесного участка бытовым мусором, иными видами отходов, проезд транспортных средств и иных механизмов по произвольным, неустановленным маршрутам.

    Как по закону осуществить строительство на землях лесного фонда

    Лес является национальным достоянием страны, поэтому строительство на землях лесного фонда строго отслеживается и регулируется государством. Незаконные постройки сносятся, а их владельцы привлекаются к административной ответственности. Чтобы этого избежать, нужно строго соблюдать нормы закона и начинать возведение только после получения всех разрешительных документов от муниципалитета.

    Законодательство в сфере охраны леса

    Нормативные акты, которые обеспечивают взаимодействие граждан и администрации:

    • Лесной Кодекс;
    • Земельный Кодекс;
    • Гражданский Кодекс;
    • федеральные и региональные документы.

    К землям этого назначения относят участки, в границах которых произрастают леса природного происхождения.

    Их использование в любом виде возможно только после согласования с муниципалитетом, в ведении которого находится территория.

    Категории лесополос

    В зависимости от качества и количества деревьев, их ценности с экологической и биологической точки зрения, лесной фонд делится на категории по целевому назначению:

    1. защитные (первая категория): в границах водоохранной зоны, на охраняемых территориях (национальные парки и заповедники), защищающие почвы от разрушения, а поля от ветров. Могут содержать реликтовые деревья, быть местом обитания редких животных, защищать границы государства;
    2. эксплуатационные (вторая категория) – используются для нужд муниципалитета по необходимости: заготовка древесины и живицы, сбор пищевых и непищевых ресурсов, охота, сельское хозяйство, научная и образовательная деятельность, выращивание саженцев, плодовых и декоративных культур, строительство некоторых объектов, переработка древесины и даров леса;
    3. резервные (третья категория) – не используются и не планируются к использованию на протяжении минимум 20 ближайших лет. Государство осуществляет контроль над этими землями: поиск браконьеров, защита от пожаров, поддержание санитарно-экологической безопасности. Здесь возможна деятельность без вырубки и без нанесения вреда экосистеме;
    4. иные участки, которые относятся к защитным.

    Помимо самих деревьев в состав лесополосы входят:

    • опушки, пустыри, поля, окружённые насаждениями;
    • прибрежные территории водных объектов;
    • объекты, затрудняющие использование леса (болота, буреломы);
    • участки с временным отсутствием деревьев, которые планируется восстанавливать искусственным или естественным путём.

    Это так называемые нелесные земли, которые, однако, являются неотъемлемой частью лесного фонда, так как поддерживают экосистему и могут использоваться для нужд лесного хозяйства. Лес – это объект, который рассматривается только в совокупности:

    • деревья и кустарники;
    • животные и птицы;
    • разнообразный рельеф местности.

    Что можно строить в лесах

    Лесной Кодекс определяет список возможных к постройке объектов:

    1. строения, обеспечивающие деятельность лесничеств: сторожки, места постоянного нахождения и хозяйственные постройки;
    2. зоны отдыха, направленные на популяризацию сохранения лесов: экологические тропы, лагеря;
    3. объекты отдыха: санатории, детские лагеря, базы отдыха;
    4. строения спортивного и физкультурного толка: лесные стадионы, беговые и велосипедные дорожки;
    5. некапитальные объекты: домики для проживания геологов и экологов, строителей объектов социального значения, рабочих, задействованных в разработке месторождений, научно-передвижные исследовательские лаборатории и т.д.;
    6. строения для ведения религиозной деятельности.

    Запрещено строить на землях лесного фонда:

    • многоэтажные капитальные дома;
    • коттеджи, дачи, малоэтажные дома.

    Чтобы получить разрешение на строительство такого объекта на выбранной территории, нужно сначала перевести землю в другую категорию. Это возможно не во всех случаях. Запрет на смену категории не зависит от изначального целевого назначения участка, решение об этом принимается в каждом конкретном случае отдельно.

    Разрешение на строительство восстановительного или временного объекта

    Перед началом строительных работ нужно пройти подготовительный этап – поставить в известность о своих планах муниципалитет.

    Освоением лесополосы заведует Земельный Комитет того региона, в границах которого располагается лес.

    Смена категории

    Эта процедура нужна при планировании строительства:

    • санаторно-курортных строений;
    • посёлка при необходимости расширить границы прилегающей территории земель поселения;
    • объектов природного наследия и развития туризма: прогулочной зоны национального парка, экологической тропы;
    • сооружений для восстановления и сохранения лесного фонда.

    Документы, позволяющие строить

    1. учредительные документы организации или паспорт физического лица;
    2. решение муниципалитета о выделе территории под эти нужды, заключение о межевании надела с указанием границ и иной спецификацией;
    3. заключение от регионального архитектурно-градостроительного отдела;
    4. кадастровый паспорт нужного участка;
    5. заключение об отсутствии полезных ископаемых на выбранной территории. Его предоставляет Роснедра;
    6. заключение от управления лесничествами и лесными ресурсами региона.

    В каждое из ведомств нужно направить заявление о предоставлении земли под стройку, в котором указать:

    • цель строительства;
    • проектная документация объекта: план освоения местности, чертежи будущего здания, смета и источник средств на постройку;
    • обоснование необходимости возведения;
    • подтверждение экологической безопасности планируемых работ: как будет осуществляться стройка, подъездные пути, электроснабжение и т.д.

    Чем подробнее заявление будет описывать план работ, тем больше вероятности, что Земельный Комитет выдаст разрешение на строительство.

    Жилищное строительство на землях лесного фонда

    Возвести посёлок или построить частный дом с использованием земель лесного фонда возможно только при соблюдении условий:

    • желаемая территория леса примыкает к уже существующему и функционирующему наделу земель поселений;
    • лесополоса не имеет культурной, экологической или промышленной ценности: деревья, кустарники, животные, птицы в границах участка не являются реликтовыми или охраняемыми, древесина не пригодна для заготовления, территория не относится к охраняемым, заповедным или туристическим.

    В этом случае перед строительством сменяется категория земли или Вид Разрешенного Использования без смены категории.

    Ведение личного подсобного хозяйства

    Выращивание сельскохозяйственных культур в целях личного использования на землях лесного фонда возможно, если это допускается действующим на территории ВРИ (сельхозначначение). Территорию леса для ЛПХ можно взять в аренду с учётом соблюдения здесь экологических норм.

    Собственность или аренда

    Получить землю лесного фонда в собственность невозможно. Государство не предоставляет такое право, так как лес является важной стратегической составляющей экономики и благосостояния граждан. Чтобы купить надел с лесом, нужно, чтобы его категория была заменена на «земли поселений» или «сельскохозяйственные земли».

    Участок леса можно получить в долгосрочную аренду. Возможность сдачи в аренду предусмотрена для лесов, кроме первой категории (защитные).

    Больше вероятности получить во временное пользование территорию, которая:

    • не имеет ценности с точки зрения экологии: засажена старыми деревьями, кустарниками, требующая облагораживания;
    • является пустырём хозяйственного назначения.

    Сервитут

    Пользование участком с лесными насаждениями может быть частично ограничено вне зависимости от формы собственности: владения или аренды. Сервитут налагается на участок леса государством или в частном порядке. Причины наложения сервитута:

    1. проход/проезд к водоёму;
    2. сквозной проход/проезд при отсутствии иных вариантов передвижения;
    3. прогон скота через участок;
    4. эксплуатация земли в целях получения прибыли;
    5. необходимость доступа к линейным объектам, их ремонта и обслуживания (ЛЭП, магистральные трубопроводы);
    6. пчеловодство;
    7. изъятие древесины в некоторых обстоятельствах;
    8. межевые и дренажные работы;
    9. научные исследования;
    10. сбор грибов, ягод;
    11. охота.

    Заключение

    Построить на землях лесного фонда многоэтажный или частный дом, а так же развернуть промышленную деятельность нельзя без смены категории с леса на иную (сельхоз, земли поселений, промзона). Сменить категорию бывает крайне затруднительно, так как нужно доказать неоспоримую необходимость этого. Арендаторы лесных угодий обязаны заботиться о сохранении экосистемы, не допускать истощения ресурсов. За несоблюдение лесного законодательства предусмотрена административная ответственность.

    Лесохозяйственный регламент (стр. 21 )

    Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38

    В защитных лесах возможно выделение особо защитных участков с ограниченным режимом лесопользования. Их основная цель состоит в сохранении защитных и иных экологических и социальных функций лесов.

    Выделение производится исходя из хозяйственного назначения лесов, их местоположения, выполняемых функций и технико-экономического обоснования.

    В соответствии с частью 3 статьи 102 ЛК РФ, Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом МПР России № 31 от 01.01.2001г. в защитных лесах лесничества выделяются следующие особо защитные участки (табл. 3.2.1).

    Перечень особо защитных участков лесов лесничества

    Виды особо защитных

    Участков леса (ОЗУ)

    Нормативы и признаки выделения

    особо защитных участков леса

    Водоохранные участки леса

    Полосы леса по берегам рек и озер установленной ширины (ст.65 Водный кодекс)

    Берегозащитные, почвозащитныеучастки лесов, расположенные вдоль:

    Участки лесов в границах прибрежных защитных полос, ширина которых составляет:

    – для берега водного объекта с обратным или нулевым уклоном – 30 м;

    – для берега водного объекта с уклоном до трех градусов – 40 метров;

    – для берега водного объекта с уклоном три и более градуса – 50 м;

    – для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков – 50 м;

    – для озер, водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов) независимо от уклона прилегающих земель – 200 м

    Виды особо защитных

    участков леса (ОЗУ)

    Нормативы и признаки выделения

    особо защитных участков леса

    Участки имеющие специальное хозяйственное значение (Насаждения – эталоны )

    Высокопроизводительные участки естественных высококачественных лесов или лесных культур, сформированные для получения и регулярной заготовки семян древесных пород с ценными посевными качествами в течение длительного периода

    Другие особо защитные участки лесов:

    – особо охранные части государственных природных заказников (регионального значения) и других особо охраняемых природных территорий (памятники природы регионального значения)

    Участки лесов в границах государственных природных заказников и других, особо охраняемых природных территорий, площадь которых определяется при их образовании (выделяются в случае, когда на отдельных лесных участках ООПТ устанавливается режим пользования более строгий, чем на остальной территории)

    – участки лесов вокруг санаториев, детских лагерей, домов отдыха, пансионатов, туристических баз и

    других лечебных и оздоровительных учреждений;

    Участки лесов в радиусе не более 1 километра вокруг санаториев, детских лагерей, домов отдыха, пансионатов, туристических баз и других лечебных и оздоровительных учреждений (выделяются, если они не находятся в пределах первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, в лесах зеленых зон, лесопарков)

    – участки лесов вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ

    Участки лесов шириной 1 км вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ

    Примечание: к ОЗУ относятся все объекты ЕГСК согласно письму Федерального агентства л/х по вопросам развития от 24.07.08г. .№ Ас-09/56.

    Перечень особо защитных участков лесов является открытым и может быть дополнен или изменен в связи с необходимостью защиты отдельных видов природных объектов.

    Полномочия по отнесению лесов к ценным лесам и выделение особо защитных участков лесов, а также установление их границ, переданы органам государственной власти в соответствии со ст.81 ЛК РФ.

    Правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, особо защитных участков лесов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    В таблице 3.2.2. показаны ограничения использования лесов по видам особо защитных участков.

    Ограничения по видам особо защитных участков лесов

    Виды особо защитных

    Ограничения использования лесов

    Особо защитные участки леса, в том числе:

    – водоохранные участки леса;

    – участки леса вокруг лечебных и оздоровительных учреждений;

    – участки леса вокруг сельских населенных пунктов;

    – участки леса, имеющие специальное хозяйственное значение (ПЛСУ, медоносные участки лесов, плюсовые насаждения, генетические резерваты)

    – проведение сплошных и выборочных рубок лесных насаждений за исключением случаев, предусмотренных ст. 17 ЛК РФ (статья 107 Лесной кодекс РФ от 4.12.2006 г. );

    – создание лесоперерабатывающей инфраструктуры (ст.14 ЛК РФ);

    – создание лесных плантаций и их эксплуатация (п.4 приказа МПР РФ №13);

    – выращивание лесных плодовых, ягодных. декоративных растений, лекарственных растений (п.16 правил выращивания);

    – интродукция видов (пород) деревьев, кустарников, лиан, других лесных растений, которые не произрастают в естественных условиях в данном лесном районе.

    Выполнение работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых; строительству линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и др. линейных объектов; строительству водохранилищ и других искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений и специализированных портов допускается в случае отсутствия других вариантов возможного размещения указанных объектов (п.30 приказа МПР РФ №13).

    – прибрежные защитные полосы (в водоохранных зонах)

    – рубка лесных насаждений;

    – заготовка пневого осмола (п.17 Правил заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов);

    – распашка земель, выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей (ст.65 Водный кодекс РФ).

    3.3. Ограничения по видам использования лесов

    Виды разрешенного использования лесов установлены в таблице 1.2.1. Ограничения использования лесов по видам использования (перечень кварталов) соответствуют указанной таблице. Ограничения по каждому виду использования в соответствии с законодательными актами приведены в соответствующих разделах регламента (2.1-2.15).

    В таблице 3.3.1 представлен перечень ограничений по видам использований лесов.

    Ограничения по видам использования

    Виды использования лесов

    Ограничения согласно правилам заготовки древесины, правилам рубок ухода, правилам санитарной безопасности, правилам пожарной безопасности

    Не допускается проведение подсочки лесных насаждений в очагах вредных организмов до их ликвидации; поврежденных и ослабленных вследствии воздействия лесных пожаров, вредных организмов;

    запрещается: перегрузка стволов каррами, воздействие химических стимуляторов выхода живицы

    Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов

    Запрещается использовать для заготовки и сбора НЛР:

    – виды растений, занесенных в Красную книгу РФ и Красные книги субъектов РФ;

    – растения признаваемые наркотическими средствами в соответствии с ФЗ от 8.01.1998г.;

    – растения, включенные в перечень видов деревьев и кустарников, заготовка которых не допускается (п.13 Правил заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов)

    Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений

    Запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, Красные книги субъектов Российской Федерации, или которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года “О наркотических средствах и психотропных веществах”.

    Запрещается рубка плодоносящих ветвей и деревьев для заготовки плодов.

    Запрещается вырывать грибы с грибницей, переворачивать при сборе грибов мох и лесную подстилку, а также уничтожать старые грибы

    Выпас сельскохозяйственных животных не допускается на участках:

    – занятых лесными культурами, естественными молодняками ценных древесных пород, насаждений с развитым жизнеспособным подростом до достижения ими высоты, исключающей возможность повреждения вершин скотом;

    – селекционно-лесосеменных, сосновых, елово-пихтовых, ивовых, твердолиственных, орехоплодных плантаций;

    – с проектируемыми мероприятиями по содействию естественному лесовозобновлению и лесовосстановлению хвойными и твердолиственными породами;

    – с легкоразмываемыми и развеиваемыми почвами.

    Строительство. реконструкция, эксплуатация линий связи, дорог, трубопроводов и др. линейных объектов

    При использовании лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов исключаются случаи:

    – повреждения лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами предоставленного лесного участка;

    – захламления прилегающих территорий за пределами предоставленного лесного участка строительным и бытовым мусором, отходами древесины, иными видами отходов;

    – загрязнения площади предоставленного лесного участка и территории за его пределами химическими и радиоактивными веществами;

    – проезда транспортных средств и иных механизмов по произвольным, неустановленным маршрутам за пределами предоставленного лесного участка.

    Осуществление религиозной деятельности

    Запрещается: захламление участка бытовыми отходами, проезд транспорта по произвольным маршрутам; повреждение лесных насаждений.

    Лесохозяйственных регламент Упоровского лесничества обязателен для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента является основанием для расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли – продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.

    Срок действия лесохозяйственного регламента составляет 10 лет с момента его утверждения в установленном порядке.

    В лесохозяйственный регламент могут быть внесены изменения в случаях:

    – изменения структуры и состояния лесов, выявленного в процессе проведения лесоустройства, специальных обследований;

    – изменения действующих нормативных правовых актов в области лесных отношений;

    Ограничения по видам использования лесов приняты в соответствии с действующим законодательством:

    – Лесной кодекс Российской Федерации от 01.01.2001г. ;

    – Земельный кодекс Российской Федерации от 01.01.2001г. ;

    – Водный кодекс Российской Федерации от 01.01.2001г. .

    Кроме того, ограничения по видам использования приведены в соответствии с нормативными актами, принятыми в развитие Лесного кодекса:

    – Постановления правительства РФ;

    – Приказы Министерства природных ресурсов;

    Перечень документов прилагается.

    к лесохозяйственному регламенту Упоровского лесничества

    Департамента лесного комплекса Тюменской области

    Приложение 1

    Проектируемые параметры формы рубок и виды выборочной формы рубок

    Каким должно быть обустройство зон отдыха в лесу?

    Каким должно быть обустройство зон отдыха в лесу?

    Из теории известно, что обустройство мест отдыха пребывания граждан в лесах позволяет минимизировать возникновение “стихийных” мест отдыха, где оставленный мусор и не потушенный огонь часто становятся причиной возникновения лесных пожаров. Ориентация лесного хозяйства на профилактику не может не радовать. Однако при обсуждении новости в социальных сетях обозначились несколько вопросов, связанных с обустройством мест отдыха.

    Современные идеи наложились на советские традиции установки “крашеных пеньков”. Остаётся не раскрытым вопрос, для кого всё это делается, каких результатов планируется достигнуть и был ли проанализирован многолетних опыт обустройства зон отдыха в лесах.

    На сайте Комитета лесного хозяйства Московской области создан раздел «Места отдыха в лесах Подмосковья» . На портале опубликованы фотографии всех благоустроенных участков и их точные координаты. Интерактивная карта содержит сведения о 43 подобных площадках. Помимо рекреационных зон, созданных в 2012 – 2013 годах, на сайте также отмечены местах отдыха, строительство которых запланировано на 2014 год.

    Как выглядят результаты обустройства можно посмотреть на сайте Комитета . Особой революции не произошло – придорожные беседки и лесная мебель из пеньков и стволов деревьев строились с советских времён. Отсюда следует первый вопрос – изучалась ли эффективность размещения подобных объектов и если да, то появились ли рекомендации по выбору места их размещения? Пока на этот вопрос имеется лишь краткий ответ нормативного документа:

    Места для отдыха и курения в лесу проектируются в районах интенсивного посещения леса населением, туристами и отдыхающими. К таким местам относятся наиболее часто посещаемые живописные видовые точки по берегам рек и озер, возвышенности, тропы и лесные дороги, ведущие в места массовой заготовки грибов и ягод, районы вблизи населенных пунктов, а также обочины оживленных путей транспорта через 5–7 км.
    Площадки для стоянок туристов устраиваются в местах массового посещения, на постоянных туристических маршрутах в местах, наиболее полно отвечающих требованиям организации ночлега.
    Работа по обустройству мест отдыха заключается в расчистке площадок от кустарников, подроста и валежа, устройстве мест для разведения костра, мест для сбора мусора, установке аншлага и создании противопожарной минерализованной полосы вокруг площадки для разведения костра.

    В практике доводилось встречать места отдыха, организованные по обочинам дорог. Именно придорожные беседки чаще всего попадаются и в упомянутом выше фотоальбоме Комитета лесного хозяйства. Понятно, что ночлег или спокойный отдых на обочине трассы – это из области фантастики. Про использование этих мест для перекура ничего не могу сказать, так как психология курильщика мне не известна. А вот путешественникам для краткого отдыха придорожное обустройство будет крайне полезно. Единственное, хотелось бы пожелать пару вещей – согласовать с госавтоинспекцией установку знаков о том, что впереди зона отдыха, и озаботиться такой важной проблемой, как устройство туалетов. Стихийное использование для естественных потребностей путников лесов всё равно будет происходить, и через какое-то время войти в лес будет страшновато. Отсюда возникает второй вопрос – если устраивается место отдыха, кто конкретно в отсутствие арендатора лесного участка будет отвечает за её поддержание в надлежащем состоянии, в том числе за уборку и вывоз мусора?

    Интересно было бы изучить опыт других регионов. Например, в Республике Башкортостан существуют рекомендации по организации зон массового отдыха в прибрежных зонах водных объектов . Это конечно выходит за компетенцию лесного ведомства, но может таким и должен быть подход, через совместное решение проблем рекреации заинтересованными ведомствами, муниципалитетами, коммерческими структурами?

    В Подмосковье существует множество популярных для посещения жителями участков, в том числе прилегающих к лесам. Замусоривание территории, порубки, въезд автотранспорта, пожарная опасность – эти проблемы всем известны. Можно ли хотя бы их часть решить за счёт обустройства зон отдыха? Не исключено.

    И последний (не о значимости, а по порядку изложения) вопрос. Поскольку общедоступные зоны отдыха создаются для людей, проводилось ли хотя бы поверхностное изучение пожеланий жителей и приезжих путешественников касаемо обустройства зелёных зон? Может быть одной беседки маловато? Или само место нужно сдвинуть от трассы на берег водоёма, отсыпав 20 метров подъездной дорожки? Собрать мнения граждан не поздно и сейчас, благо и интернет-сайт Комитета работает, да и среди посетителей зон отдыха опрос не лишне было бы провести.

    Тогда и само направление работы по обустройству лесов приобретёт осмысленность. А то получается, что данный вид деятельности традиционно считается каким-то второстепенным, потому и отношение к нему поверхностное что ли. Галочку поставили, отчитались, и всё. Безусловно, объекты получаются красивые, посмотреть приятно. Если место удачное попалось, замечательно, а если нет? Если нет, эта “архитектура” работает против авторитета лесной службы, который только-только начал нарабатываться.

    Хотелось бы услышать на этот счёт мнение специалистов, занимавшихся анализом ситуации или имеющих опыт по обустройству территории.

    Добавить комментарий