Посещение лесов, зон отдыха и садовых участков в лесной местности, работа в лесу за последний месяц
Посещение лесов, зон отдыха и садовых участков в лесной местности, работа в лесу за последний месяц
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2019 г. № 1755 “Об утверждении Правил изменения границ земель, на которых располагаются леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации, и определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах”
В соответствии с частью 6 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила изменения границ земель, на которых располагаются леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации, и определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1007 “Об утверждении Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 51, ст. 6312);
пункт 6 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2011 г. N 50 “Об отдельных полномочиях Федерального агентства лесного хозяйства в области лесных отношений и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 981);
пункт 11 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросу осуществления отдельных полномочий Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральным агентством лесного хозяйства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1128 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу осуществления отдельных полномочий Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральным агентством лесного хозяйства” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 46, ст. 6339);
постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. N 998 “О внесении изменений в Положение об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 36, ст. 5423).
Председатель Правительства Российской Федерации | Д. Медведев |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 декабря 2019 г. N 1755
Правила
изменения границ земель, на которых располагаются леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации, и определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах
1. Настоящие Правила определяют порядок изменения границ земель, на которых расположены леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – леса в лесопарковых и зеленых зонах), и определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах.
2. Изменение границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, и определение функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, осуществляются на основании проектной документации, утвержденной в соответствии с настоящими Правилами (далее – проектная документация).
3. Подготовка проектной документации осуществляется по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в области лесных отношений (далее – уполномоченный орган), либо органа местного самоуправления, физического и юридического лица (далее – заинтересованные лица).
4. В случае подготовки проектной документации по инициативе уполномоченного органа или органа местного самоуправления уполномоченный орган или орган местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по подготовке проектной документации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
5. Подготовка проектной документации по инициативе физических и юридических лиц осуществляется на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским и лесным законодательством Российской Федерации.
6. Обязательному включению в состав проектной документации подлежат:
а) сведения о границах населенных пунктов и муниципальных образований, на территории которых осуществляется изменение границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах;
б) сведения из государственного лесного реестра о правах пользования лесными участками, включаемыми в изменяемые границы земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах;
в) карты (схемы) лесов в лесопарковых и зеленых зонах, содержащие описание местоположения изменяемых границ земель, на которых расположены такие леса;
г) выписка из государственного лесного реестра, содержащая площадь и перечень границ (лесных кварталов, лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов) лесных участков (частей лесных участков), исключаемых из границ и включаемых в границы земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, а также сведения о лесистости района;
д) схема функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковой зоне, определенных в изменяемых границах земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, в соответствии с пунктами 19 – 26 настоящих Правил;
е) документы, содержащие сведения о необходимости изменения границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, а также обоснование их площади и местоположения;
ж) текстовое и графическое описание местоположения границ лесных участков (частей лесных участков), исключаемых из границ и включаемых в границы земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, включающее в себя перечень географических координат характерных точек границ таких земель или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”.
7. Уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня поступления проектной документации от заинтересованных лиц рассматривает ее и при отсутствии оснований для возврата, указанных в пункте 10 настоящих Правил, направляет ее на согласование в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящих Правил.
При наличии оснований для возврата проектная документация в установленный срок возвращается заинтересованным лицам с обоснованием причин возврата.
Проектная документация, подготовленная уполномоченным органом, также подлежит согласованию в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящих Правил.
8. Проектная документация подлежит согласованию с органами местного самоуправления городских, сельских поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, на территории которых проектируются границы земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах. Срок согласования проектной документации не превышает 15 рабочих дней со дня ее поступления на согласование в орган местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа.
Проектная документация подлежит возврату в установленный срок уполномоченному органу без согласования по основаниям, указанным в пункте 10 настоящих Правил.
9. Проектная документация подлежит согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства в случае, если изменение границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, приводит к изменению границ иных категорий защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов. Срок согласования проектной документации не превышает 15 рабочих дней со дня ее поступления на согласование в Федеральное агентство лесного хозяйства.
Проектная документация подлежит возврату в установленный срок уполномоченному органу без согласования по основаниям, указанным в пункте 10 настоящих Правил.
10. Основаниями для возврата проектной документации являются:
несоответствие состава, содержания материалов проектной документации требованиям пункта 6 настоящих Правил;
выявление несоответствия сведений, содержащихся в проектной документации, сведениям о границах населенных пунктов и муниципальных образований, сведениям государственного лесного реестра;
обнаружение ошибки в проектной документации (описки, опечатки, грамматической или арифметической ошибки, допущенной при ее подготовке и повлекшей недостоверность информации, содержащейся в проектной документации).
11. Возврат проектной документации не является препятствием для ее доработки и повторного представления в уполномоченный орган и на согласование в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящих Правил.
12. Уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня поступления согласованной в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящих Правил проектной документации принимает решение о ее утверждении.
13. Решение об утверждении проектной документации должно содержать сведения о площадях и границах земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, функциональных зон, входящих в состав лесов, расположенных в лесопарковой зоне, а также текстовое и графическое описание местоположения границ лесных участков (частей лесных участков), исключаемых из границ и включаемых в границы земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, включающее в себя перечень географических координат характерных точек границ таких земель или перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”.
14. В случае если изменение границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, приводит к изменению границ иных категорий защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, уполномоченный орган направляет копию решения об утверждении проектной документации в Федеральное агентство лесного хозяйства для принятия решения об отнесении лесов на территории субъекта Российской Федерации к защитным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и установлении их границ.
15. Уполномоченный орган в течение 30 календарных дней со дня принятия решения, предусмотренного пунктом 12 настоящих Правил, обеспечивает в установленном порядке внесение информации об изменении границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, в государственный лесной реестр.
16. Изменение границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, которое может привести к уменьшению площади этих земель, не допускается.
17. При изменении границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, площадь исключаемых земель компенсируется включением в изменяемые границы земель, площадь которых не меньше площади исключаемых земель на территории того же лесничества либо на территории ближайших лесничеств с учетом зон планируемого освоения лесов и территориального планирования.
В изменяемые границы земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, не должны включаться земли с расположенными на них объектами недвижимого имущества, размещение которых не допускается Лесным кодексом Российской Федерации в лесах в лесопарковых и зеленых зонах, а также земли, на которых в соответствии с документами территориального планирования предусмотрено размещение таких объектов.
18. Изменение границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, осуществляется по границам лесных кварталов, лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
19. Одновременно с изменением границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, определяются следующие функциональные зоны в лесах, расположенных в лесопарковой зоне:
зона активного отдыха;
зона фаунистического покоя;
20. Функциональные зоны в лесах, расположенных в лесопарковой зоне, определяются в целях дифференциации режима использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в лесопарковых зонах, а также для сохранения мест обитания фауны и восстановления нарушенных природных ландшафтов.
21. Зона активного отдыха определяется в местах лесов, расположенных в лесопарковой зоне, с единовременной посещаемостью 20 и более человек на 1 гектар в целях их благоустройства и формирования эстетически ценных природных ландшафтов повышенной устойчивости (подбираются живописные лесные участки площадью не менее 5 гектаров, приуроченные к водоемам, с хорошей транспортной доступностью и благоприятными санитарно-гигиеническими условиями, удаленные от источников загрязнения водоемов, сильных шумов). Площадь зоны активного отдыха занимает до 30 процентов площади лесов, расположенных в лесопарковой зоне.
22. Прогулочная зона определяется в местах лесов, расположенных в лесопарковой зоне, для организации индивидуальных и групповых прогулок, туристских маршрутов, заготовки и сбора в установленном порядке пищевых и недревесных лесных ресурсов. Площадь прогулочной зоны может составлять более 70 процентов площади лесопарковой зоны. Максимальная единовременная посещаемость прогулочной зоны составляет 5 – 20 человек на 1 гектар.
23. Зона фаунистического покоя определяется в местах лесов, расположенных в лесопарковой зоне, в целях создания условий для обитания и размножения диких птиц и зверей.
24. Восстановительная зона определяется в местах лесов, расположенных в лесопарковой зоне, где произошли гибель лесных насаждений либо существенное снижение их устойчивости и требуется длительное (в течение не менее 10 лет) осуществление комплекса мероприятий по воспроизводству лесов.
25. В лесах, расположенных в лесопарковой зоне, которая имеет хорошо сложившиеся, устойчивые природные ландшафты, сформированную рекреационную инфраструктуру, либо в случае, если не требуется дифференциация режима использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, функциональные зоны могут не выделяться.
26. Границы функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковой зоне, на землях, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, устанавливаются по квартальным просекам, границам лесных кварталов, лесотаксационных выделов и их частей.
Обзор документа
В связи с преобразованием лесопарков в лесничества Правительство установило новый порядок изменения границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, и определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах.
Для изменения границ и определения функциональных зон готовится проектная документация, которая утверждается региональным органом власти в области лесных отношений. Прописан порядок подготовки, согласования и утверждения такой документации.
В лесах, расположенных в лесопарковой зоне, могут выделяться следующие функциональные зоны:
– зона активного отдыха (живописные лесные участки площадью не менее 5 га с единовременной посещаемостью 20 и более человек на 1 га);
– прогулочная зона (максимальная единовременная посещаемость 5-20 человек на 1 га);
Аренда лесного участка
В законодательстве Российской Федерации прописано право каждого гражданина на получение земельного участка для возведения на нем жилого строения или других объектов.
Но тем же законодательством оговорено право каждого гражданина на получение в аренду лесных массивов, составляющих лесной фонд нашего государства.
Аренда лесного участка по сравнению с общим порядком пользования землей под индивидуальное жилищное строительство имеет множество отличий. Но это не мешает использовать данные земли с целью ведения определенного рода хозяйственной деятельности и получать прибыль с этой земли.
Аренда земельного участка лесного фонда
Наше государство имеет большое количество земель, имеющие не только различного рода предназначение, но и статус. В зависимости от этого статуса определяется порядок их использования и охрана данной территории.
По большому счету, любой участок должен охраняться государственными органами, но есть территории, находящиеся в государственной собственности и подлежащие повышенной охране – особо охраняемые зоны. Такие земли имеют массу ограничений по использованию, в частности, их нельзя передать в безраздельное пользование частных лиц.
В число таких особенно строго оберегаемых территорий входят и лесные участки земель. Сюда входят не только территории лесничеств, но и лесопарки. Это связано с тем, что лес подлежит сохранению, ведь кроме вещественной пользы он представляет собой природную и культурную ценность нашего государства.
Для того чтобы определенная площадь земли считалась земельным участком, он должен пройти процедуру формирования с соблюдением регламента и с соблюдением стандартов земельного законодательства.
Аренда земельного участка из лесного фонда: как по закону
Лесные участки земли нельзя приватизировать и сделать чьей-то частной собственностью, такие земли можно оформить только в аренду, то есть, исключительно во временное пользование.
За последние годы закон претерпел большое количество изменений, и если ранее земельный надел на лесной территории можно было взять в аренду только через аукцион, то на 2020 год эта ситуация выглядит несколько иначе. Изменения не коснулись основного пункта, взять земельный участок лесного фонда в аренду можно исключительно с соблюдением законодательства.
Цели аренды

Весь этот перечень прописан в Лесном кодексе Российской Федерации. Законодательство допускает брать земли лесного фонда в аренду с совмещением целей. Но это все должно быть прописано в контракте.
В этом случае специфика такой аренды прописывается Федеральным агентством лесного хозяйства России. Данный документ един для всей территории нашего государства, проще говоря, не важно, где именно берется лесной массив, в Московской области или в Краснодарском крае, договор будет типовой.
Тем же законодательством оговорены цели, для которых могут быть пригодны земли лесного фонда. Они обозначены в соответствии с 25 статьей Лесного кодекса РФ:
- добыча полезных ископаемых;
- возведение гидротехнических сооружений, но лишь в том случае. если на данном участке имеется река или водохранилище;
- рекреационные услуги;
- научные исследования;
- охота;
- переработка и заготовка леса.
Как оформить аренду на земельный участок
Как взять в аренду лесной участок? Обязательное условие – подписание договора аренды на выбранный лесной надел. Только после подписания данного договора заинтересованными сторонами аренда считается оформленной.
Одной из сторон обязательно должно быть Федеральное агентство лесного хозяйства или любой другой представитель власти, уполномоченный проводить подобного рода сделки. Только после подписания документа земля переходит в пользование.
Другая сторона – лесопользователь. Именно он будет использовать данный участок по назначению. Минимальный срок оформления аренды – 1 год. Максимальный срок, на который лесной участок может быть взят в аренду – 99 лет.
До подписания договора аренды в обязательном порядке должна пройти процедура аукциона, только после этого участок может быть официально передан в пользование. Обязанность проведения аукциона ложится на органы исполнительной власти региона.
Процедура проводится следующим образом:
- Федеральное агентство по лесному хозяйству выставляет земли на открытый аукцион.
- Аукцион проводит комиссия в утвержденном составе, поэтому необходимо определить граждан, которые войдут в данный состав.
- Аукцион проходит на основании лесного хозяйства и гражданского законодательства.
После проведения конкурса и определения победителя этого конкурса проводится процедура регистрации договора аренды лесного участка. В нем прописываются все условия, на которых данный земельный участок предоставляется в аренду.
Условия аренды земельного участка из лесного фонда
Договор на аренду лесного участка не сможет быть подписан без соблюдения ряда параметров. Все пункты должны быть четко прописаны и оговорены заинтересованными сторонами, каждая из сторон должна четко понимать, в какие отношения они вступают. Самые важные условия любого договора аренда – срок и стоимость аренды, без этих двух пунктов договор не может быть заключен.
Срок аренды земли в первую очередь зависит от целей аренды, минимальный срок аренды может составить год, максимальный не должен превышать 49 лет:

Стоимость аренды определяется при помощи аукциона, но лишь в том случае, если в данном конкретном варианте он предусмотрен. Цена аренды также зависит от целей аренды лесного участка. Не последнюю роль играет и размер территории, которую предполагается взять в аренду.
Уже в зависимости от цены аренды за гектар земли и исходя из целей использования можно определить окончательную сумму. Самая высокая цена будет за лесной участок, который предполагается использовать в рекреационных целях.
Порядок аренды лесного участка
Порядок предоставления лесного участка в аренду предполагает совершение определенного алгоритма действий, в результате которых можно получить участок в арендопользование на законных основаниях.
Напоминаем, что особо охраняемые земли можно взять только во временное пользование и при условии, что арендатор обязуется соблюдать ряд установленных правил. При этом цели и критерии использования также должны соответствовать обозначенным законодательством.
Получить лесной участок можно следующими путями:

Чаще всего идут первым путем, так как на праве хозяйственного ведения и оперативного управления лесные участки уже давно не предоставляются. И большинство пользователей таких земель являются арендаторами.
Чтобы стать участником аукциона необходимо написать заявление на предоставление в аренду желаемого участка. По условиям, в момент написания заявления необходимо внести обозначенную сумму залога. Аукцион проводится путем повышения первоначальной ставки фиксированными шагами. Первоначальная ставка рассчитывается исходя из определения минимальной стоимости гектара земли.
После проведения аукциона с победителем в течении десяти дней должен быть подписан договор аренды. Подписанный договор со всеми сопутствующими документами предоставляется в Росреестр, где осуществляется подготовка документов регистрации перехода права.
Можно ли взять лесной участок без проведения аукциона? Да, это возможно. В этом случае процедура заключения договора аренды несколько другая. Необходимо написать заявление собственнику участка о необходимости предоставления вам этого лесного надела.
В пакет документов нужно приложить выписку из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, разрешительные документы на ведение той или иной деятельности, если получение земли связанно с ней, а также документы, подтверждающие необходимость получения именно этой земли, например, лицензию на разработку недр, если цель получения данной земли именно в этом.
В заявлении потребуется указать сведения о заявителе, местоположение участка и цель аренды данной земли. Последний пункт должен предусматривать законом получение земли без аукциона. Без данных сведений бумага не будет рассмотрена.
Запаситесь терпением, на рассмотрение данных бумаг отводится 30 дней. По истечении этого срока в случае положительного решения специалисты обязаны выдать заявителю договор и произвести регистрацию аренды.
Специалисты вполне могут дать отрицательный ответ на заявление. Это происходит из-за невозможности предоставления данного участка в аренду, предоставления заявителем ложных сведений, в виду притязаний на данный надел третьих лиц или по другим причинам.
Типовой договор аренды
Чаще всего для заключения арендных отношений используется типовой договор аренды, разработанный лесным хозяйством. Но это не обозначает, что в нем не может быть индивидуально прописанных пунктов.
В целом договор аренды выглядит следующим образом:

Особенность аренды лесного участка
- Весь лесной фонд является собственностью государства, поэтому, чтобы получить в аренду лесной участок необходимо обращаться непосредственно в федеральные структуры, муниципалитет лесным фондом не распоряжается.
- Территории заповедных зон в аренду не предоставляются ни на каких условиях.
В аренде наверняка откажут, если в заявлении не будет достаточно веских аргументов.
- Найти участок для получения его в аренду можно при помощи публичной кадастровой карты.
- Получить сведения о интересующей земле можно через Росреестр.
- Подача заявления – платное и облагается госпошлиной.
- Лучше всего обговаривать условия заключения договора на моменте его составления.
- Взятый в аренду участок необходимо использовать исключительно в обозначенных договором целях.
Видео: Аренда лесного участка и взаимоотношения с лесничеством
Лесной форум Гринпис
Здесь Вы можете обсудить “лесную” тему, задать вопрос специалистам по лесному хозяйству, лесной экологии, охране лесов.
Аренда городского леса, стоит ли?
Список форумов » Лес, лесное хозяйство, лесовосстановление » Лес и лесное хозяйство |
|
Автор | Сообщение | |
---|---|---|
Lord Drago | ||
Сообщения: 8 | ||
Вернуться к началу | ||
![]() |
Ночной Лесник | |||||
Сообщения: 1940 Откуда: в лесу деревья? |
|