Речь стала замедленной

Заторможенность

Заторможенность – это патологическое состояние, характеризующееся замедлением интеллектуальных процессов, эмоций, движений. Проявляется снижением темпа речи, слабостью эмоциональных реакций, медлительностью. Больные малоподвижны, безынициативны, с трудом способны поддерживать разговор, на вопросы отвечают, выдержав паузу. Диагностика заторможенности проводится при помощи клинической беседы, наблюдения, исследования динамики психической деятельности, скорости реакции. К способам лечения относится прием лекарств, психотерапия, психокоррекция.

Общая характеристика

Заторможенность представляет собой замедленность психических и физиологических процессов. В научной среде для ее обозначения используются термины «брадипсихизм», «брадипсихия». Наиболее типичные внешние признаки – замедленность реакций, растянутость речи, неспособность включаться в совместную деятельность или общение, протекающие в нормальном темпе. Заторможенные люди часто остаются в одиночестве, кажутся нелюдимыми, замкнутыми без причины. Наиболее тяжелые варианты расстройства наблюдаются при апатии и ступоре, когда больные ни на что не реагируют.

Различают три вида заторможенности: идеаторную, моторную и комплексную. Симптом называют идеаторным, когда замедленность наиболее выражена в речи и мышлении. Люди проявляют умеренную или немного ослабленную двигательную активность, но при попытке вести беседу возникает заторможенность – они не успевают следить за ходом разговора, отслеживать смену темы, отвечать на поставленные вопросы. У окружающих складывается впечатление, что мыслительный процесс и говорение забирают у человека большое количество сил.

Моторная заторможенность проявляется в большей степени замедлением движений. Для нее характерна физическая слабость, расслабленная осанка, дискоординация. Люди постоянно испытывают желание опереться обо что-то устойчивое, присесть или прилечь. Снижение скорости речи легкое, трудности общения возникают только при ведении интеллектуально сложной или эмоциональной беседы. При комплексной заторможенности страдает психическая и моторная сфера: больные говорят тихо, с большими паузами, перемещаются медленно или остаются практически без движения.

Причины

Многие люди знакомы с состоянием, когда привычные дела кажутся непосильными, присутствует постоянное ощущение нехватки времени. Такая легкая периодическая заторможенность имеет физиологические причины, например, недосып. Она непродолжительна, исчезает самостоятельно после полноценного отдыха. Реже замедленность психомоторных реакций является патологической, развивается как симптом психического расстройства, неврологического заболевания или интоксикации организма. В таких случаях люди остаются заторможенными вне зависимости от усталости, нуждаются в специальном лечении.

Физиологические состояния

Причины медлительности человека – особенности функционирования его нервной системы и ситуационные факторы, например, приводящие к астенизации или снижающие мотивационно-волевые способности. Физиологические факторы заторможенности действуют постоянно или периодически, но не вызывают социальной и личностной дезадаптации: человек продолжает вести привычный образ жизни, подстраивая его под свою медлительность. Возможные причины такого типа:

  • Недосыпание. Организм неспособен приспосабливаться к дефициту сна. Его недостаток по ночам (например, при инсомнии) всегда компенсируется в дневное время развитием сонливости, рассеянности, медлительности. На физиологическом уровне преобладают процессы торможения в головном мозге. После бессонной ночи заторможенность возникает в течение дня независимо от того, где находится человек, какие задачи решает.
  • Усталость. Замедление реакций, слабость, сонливость бывают обусловлены потребностью организма в отдыхе. При истощении запасов психической и физической энергии организм включает «режим экономии». Снижение темпа всех видов активности помогает медленнее растрачивать остаток сил. После периода отдыха привычная скорость восстанавливается. Если этого не происходит, вероятно развитие синдрома хронической усталости.
  • Стресс. Реакция на стрессовые воздействия определяется особенностями нервной деятельности, может разворачиваться по типу заторможенности или гиперактивности. Одни люди в ответ на стресс становятся более активными, беспокойными, другие – проявляют пассивность, неуверенность. Второй вариант реагирования называется «стрессом кролика», характеризуется резкой дезорганизацией, замедлением деятельности.
  • Сложность задачи. Причины избирательной заторможенности – недостаток навыков, отсутствие знаний для выполнения какой-то конкретной деятельности. Человек выполняет дело, не спеша или вовсе бездействует, когда задача сложна и непонятна. Например, заторможенным выглядит ученик у доски, пропустивший предыдущий урок, не сделавший домашнее задание.
  • Нежелание выполнять деятельность. Скорость мышления снижается, когда необходимо выполнять задачу, которая субъективно оценивается как неинтересная, малозначимая, бессмысленная. Достижение конечного результата возможно только с помощью приложения волевых усилий, но их не всегда достаточно. В итоге человек медлит, отвлекается, откладывает работу на будущее.
  • Флегматический темперамент. Врожденные причины медлительности – преобладание торможения и инертность нервной системы. Людей с такими особенностями называют флегматиками. Они могут казаться заторможенными, особенно для тех, у кого доминирует возбуждение ЦНС, и скорость протекания всех процессов высокая.
  • Особенности воспитания. Нерасторопность, преобладание тормозимых черт личности может являться результатом воспитания в семье с размеренным строгим распорядком дня, отсутствием возможности проявления самостоятельности. В обоих случаях ребенок растет зависимым от родителей, неспособным адаптироваться к изменяющимся условиям среды. Попадая в незнакомую ситуацию, он становится растерянным, нерешительным, медлительным.

Соматические и психические заболевания

Осуществление мыслительных операций, сложных двигательных актов обеспечивается работой разных отделов мозга. При органических и биохимических изменениях в ЦНС может развиться стойкая выраженная заторможенность, не зависящая от недосыпа, усталости или ситуационных причин. Она требует лечения, в комплексе с другими симптомами заболевания нарушает социальную адаптацию человека – препятствует выполнению профессиональной деятельности, ограничивает возможность общения с родственниками, друзьями. Наиболее распространенные причины патологической заторможенности:

  • Сосудистые болезни головного мозга. Острые и хронические нарушения мозгового кровообращения приводят к ухудшению питания клеток мозга, гипоксии. Это негативно сказывается на скорости интеллектуальных функций, целенаправленности внимания. Медлительность, рассеянность наиболее характерны для больных с атеросклерозом, гипертонией, тромбозами сосудов.
  • Болезнь Паркинсона. Одним из ключевых симптомов заболевания является гипокинезия – снижение спонтанной физической активности. Больные часами могут сохранять неподвижность, их движения скованны, разворачиваются только после пуазы, замедленны. Характерно хождение мелкими шажками, маскообразное лицо, вязкость мышления, спутанность речи.
  • Эпилепсия. Уменьшение темпа психических процессов происходит при нарастании эпилептического слабоумия. Мышление эпилептиков вязкое, тугоподвижное, конкретное. Речь чаще обедненная, замедленная, но возможна ускоренная речепродукция с большим количеством стереотипных повторений, шаблонов. Заторможенность больше проявляется в интеллектуальной сфере.
  • Шизофрения. Брадипсихия при шизофрении формирвется на основе эмоционально-волевых нарушений, бедности побуждений. Больные безынициативны, ведут себя отстраненно. Замедление мышления сопровождается снижением скорости моторно-речевой деятельности, затруднениями вербализации мыслей. Вторичные причины заторможенности – интеллектуальный дефект, продуктивная шизофреническая симптоматика (бред, галлюцинации).
  • Депрессия. Двигательная и психическая заторможенность входят в классическую триаду симптомов эндогенной депрессии, но могут проявляться и при других депрессивных расстройствах. При легких формах болезни наблюдается вялость, медлительность, скованность движений. Тяжелые депрессии могут протекать со ступором, мутизмом, неспособностью реагировать на внешние стимулы.
  • Тревожные расстройства. При высоком уровне тревоги возникает состояние психомоторной заторможенности. Пациенты каждое слово произносят с усилием, как бы преодолевая препятствие. Причины – эмоциональное перенапряжение, скованность мышления, концентрация внимания на тревожащей ситуации.
  • Гипотиреоз. Недостаточность гормонов щитовидной железы снижает скорость обменных процессов ЦНС. На базе этого происходит изменение эмоциональной сферы и когнитивных способностей. Больные испытывают вялость, апатию, депрессию. Они становятся медлительными, ипохондричными, плаксивыми. Хуже воспринимают новую информацию, плохо запоминают ее.

Интоксикации

Токсическое отравление организма развивается при паразитарных заболеваниях, приеме алкоголя, наркотических и лекарственных средств. В большинстве случаев происходит нарушение обмена нейромедиаторов ЦНС, что приводит к изменению скорости биохимических реакций и нейронных передач, которое проявляется ускорением или замедлением темпа психической деятельности, неадекватностью эмоций, поведения. Заторможенность появляется при поступлении в организм следующих веществ:

  • Опиоиды. Легкая интоксикация имеет слабо выраженные признаки. При отравлении средней тяжести человек становится благодушным, малоподвижным, вялым. Из-за наплыва грезоподобных фантазий поддержание беседы затруднено. Речь тихая, неразборчивая. Вегетативные симптомы: сужение зрачков, бледность кожи, сухость слизистых оболочек, низкое артериальное давление.
  • Седативные, снотворные препараты. Интоксикация данными лекарственными средствами характеризуется заторможенностью, сонливостью, дискоординацией движений. Часто наблюдается неустойчивость эмоций с быстрыми переходами от смеха к плачу. При легком отравлении настроение повышается, развивается чувство радости, которое постепенно сменяется гневом, плаксивостью. Средняя степень интоксикации всегда сопровождается замедлением мышления, речи, движений.
  • Каннабиноиды. Состояние отстрой интоксикации протекает с патологическим изменением направленности мышления: оно становится нелогичным, непоследовательным, бессвязным. Темп чаще ускоренный, но иногда развивается патологическое торможение, которое проявляется ощущением «застывания мыслей», неспособностью осмыслить происходящее. При этом настроение остается приподнятым.
  • Токсины паразитов. При хронических паразитарных инвазиях на нервную систему длительное время воздействуют небольшие дозы ядовитых веществ. Развивается отравление, основные симптомы которого включают усталость, чувство переутомления, бессонницу. У пациентов детского возраста нередко диагностируется анемия, они выглядят сонливыми, апатичными, вялыми.

Диагностика

Заторможенность, усталость, слабость – частые причины обращения людей к врачу-неврологу. Реже первичное обследование проводится терапевтом или психиатром. Сначала осуществляется клинический опрос пациента, наблюдение и осмотр. С целью объективного подтверждения наличия заторможенности выполняется патопсихологическое обследование, психофизиологические пробы, определяющие скорость реакции. Для уточнения диагноза могут быть назначены инструментальные исследования мозга и его сосудов, анализы крови на содержание гормонов. Стандартный диагностический комплекс включает:

  • Клиническую беседу. При опросе больные жалуются на медлительность, ухудшение памяти, снижение интеллектуальных способностей. Они говорят, что хуже стали справляться с профессиональными обязанностями и повседневными делами, не могут поддержать беседу. Возможные дополнительные симптомы – сонливость, головные боли, рассеянность. У детей отмечается капризность, плаксивость без особой причины, отсутствие интереса к играм.
  • Наблюдение. Отвечая врачу, пациенты часто выдерживают паузу, растягивают слова. Голос тихий, говорят неразборчиво, на вопрос отвечают после молчания, поэтому может показаться, что нарушено слуховое восприятие или затруднено понимание смысла сказанного. В поведении медлительны, пассивны. Движения неловкие, совершаются через силу.
  • Исследование мышления. Проводятся патопсихологические пробы, позволяющие оценить скорость мыслительного процесса: ассоциативный эксперимент, подбор слов-антонимов и другие. По результатам определяется замедление темпа когнитивных функций, уменьшение количества представлений, «застревание» на одной мысли. Интеллектуальная деятельность характеризуется инертностью, малоподвижностью.
  • Определение скорости реакции. При диагностике заторможенности используются психофизиологические методы, измеряющие время реакции на стимул (звуковой, световой) и происходящие параллельно изменения биоэлектрической активности мозга, ЧСС, частоты дыхания. При заторможенности выявляется значимое увеличение времени простой зрительно-моторной и слухо-моторной реакции, депрессия альфа-ритма на ЭЭГ, замедление дыхания.

Лечение

Методы основной терапии зависят от причины, спровоцировавшей заторможенность. В рамках программы лечения используются различные методы: медикаментозная коррекция, психотерапия, целенаправленная стимуляция интеллектуальных функций и двигательной активности. Все мероприятия направлены на восстановление физиологических мозговых процессов, ответственных за динамику психомоторной деятельности, а также на тренировку мыслительных и физических навыков.

Прием медикаментов

Лекарственная терапия назначается большинству пациентов, нацелена на улучшение метаболизма нервных клеток и тканей, их защиту от повреждающих факторов, замедление гибели. Восстановление активного кровоснабжения повышает функционирование различных отделов мозга. В результате происходит активизация мыслительной деятельности, редуцируются симптомы заторможенности. Пациентам показан прием нейропротекторов, ноотропов.

Психотерапия и психокоррекция

Психокоррекционные занятия ориентированы на увеличение скорости познавательных функций. Они включают такие упражнения как подбор ассоциаций, обобщение понятий, анализ логических последовательностей, решение интеллектуальных задач. Учитывается правильность результатов, скорость выполнения заданий. В ходе психотерапевтических сеансов осваиваются способы социальной адаптации человека с заторможенностью. Специалист дает рекомендации по выбору профессиональной сферы, помогает овладеть поведенческими и речевыми навыками, компенсирующими медлительность.

Коррекция образа жизни

Чтобы улучшить работу мозга, усилить приток кислорода к тканям, пациентам рекомендуется скорректировать режим дня, обязательно включив в него умеренные физические нагрузки на свежем воздухе – пешие прогулки, активные игры, занятия спортом. Для активации мышления необходимы ежедневные интеллектуальные нагрузки – чтение книг, изучение иностранных языков, творческие занятия. Этот совет особенно актуален для пожилых людей, завершивших профессиональную деятельность.

Заторможенность

Заторможенность – это симптом определённых заболеваний, как правило, ЦНС и головного мозга, или следствие сильного психоэмоционального потрясения. Характеризуется такое состояние человека тем, что у него наблюдается снижение скорости реакции на обращённые к нему действия или производимые им самим, ухудшение концентрации, более растянутой, с продолжительными паузами речи. В более сложных случаях может наблюдаться полное отсутствие реакции на окружающие события.

Не следует путать такое состояние человека с апатией или хроническим депрессивным состоянием, так как последнее носит скорее психологический фактор, нежели физиологический.

Истинные причины заторможенности может установить только квалифицированный врач. Проводить лечение на своё усмотрение или игнорировать такой симптом, настоятельно не рекомендуется, так как это может привести к серьёзным осложнениям, в том числе и необратимым патологическим процессам.

Этиология

Заторможенность движений и мышления у человека может наблюдаться при таких патологических процессах:

  • болезнь Альцгеймера;
  • старческое слабоумие;
  • травмы головы;
  • злокачественные или доброкачественные образования в головном мозге;
  • заболевания, которые поражают центральную нервную систему;
  • гипогликемия;
  • психические расстройства;
  • неврозы.

Кроме этого, временное состояние замедленности реакции, движений и речи может наблюдаться в следующих случаях:

  • при алкогольном или наркотическом опьянении;
  • при хронической усталости и постоянном недосыпании;
  • при частом нервном перенапряжении, стрессах, хронических депрессиях;
  • при обстоятельствах, которые вызывают у человека ощущение страха, тревожности и паники;
  • при сильном эмоциональном потрясении.
Читайте также:  В правом подреберье боль или дискомфорт после приема пищи

Психомоторная заторможенность у ребёнка может быть обусловлена такими этиологическими факторами:

  • ДЦП;
  • сосудистые заболевания головного мозга;
  • эпилепсия;
  • энцефалит;
  • менингит;
  • стрессовые ситуации;
  • нарушения психологического характера.

В зависимости от первопричинного фактора, такое состояние у ребёнка может быть временным или хроническим. Само собой разумеется, что если проявляется такой симптом у детей, следует незамедлительно обращаться к врачу, так как причина патологии может быть опасной для здоровья малыша.

Классификация

Различают следующие виды заторможенности согласно клинической картине:

  • брадипсихия – заторможенность мышления;
  • мыслительная или идеаторная заторможенность;
  • моторная или двигательная заторможенность;
  • эмоциональная заторможенность.

Установление природы данного патологического процесса лежит в компетенции только квалифицированного врача.

Симптоматика

Характер клинической картины, в этом случае, будет целиком и полностью зависеть от первопричинного фактора.

При поражении головного мозга и центральной нервной системы может присутствовать следующая клиническая картина:

  • сонливость (гиперсомния), вялость;
  • головные боли, которые по мере усугубления патологического процесса будут усиливаться. В более сложных случаях устранение болевого синдрома невозможно даже путём обезболивающих;
  • ухудшение памяти;
  • снижение качества когнитивных способностей;
  • больной не может сконцентрироваться на выполнении привычных действий. Примечательно то, что именно профессиональные навыки сохраняются;
  • резкие перепады настроения, в поведении больного появляются черты, которые ранее ему не были свойственны, чаще всего наблюдаются приступы агрессии;
  • нелогичное восприятие обращённой к нему речи или действий;
  • речь становится замедленной, больной может с трудом подбирать слова;
  • тошнота и рвота, которая чаще всего наблюдается по утрам;
  • нарушение координации движений;
  • нестабильное артериальное давление;
  • учащённый пульс;
  • головокружения.

У ребёнка общая клиническая картина, при такого рода патологиях, может дополняться капризностью, постоянным плачем или, напротив, постоянной сонливостью и апатией к привычным любимым занятиям.

Следует отметить, что вышеописанная симптоматика наблюдается и после инсульта. Если есть подозрение на то, что у человека случился приступ, следует вызывать неотложную медицинскую помощь и срочно его госпитализировать. Именно от срочности и слаженности первичных медицинских мероприятий после инсульта, в большей степени, зависит, выживет человек или нет.

В том случае, если причиной замедленной реакции у взрослого человека стало психическое расстройство, может присутствовать такая симптоматика:

  • бессонница или сонливость, которая сменяется апатическим состоянием;
  • необоснованные приступы агрессии;
  • резкое изменение настроения;
  • беспричинные приступы страха, паники;
  • суицидальное настроение, в некоторых случаях и действия в этом направлении;
  • состояние хронической депрессии;
  • зрительные или слуховые галлюцинации;
  • бред, нелогические суждения;
  • пренебрежение личной гигиеной, неряшливый внешний вид. При этом человек может быть твёрдо уверен в том, что у него все в порядке;
  • излишняя подозрительность, ощущение, что за ним следят;
  • ухудшение или полная потеря памяти;
  • несвязная речь, невозможность выразить свою точку зрения или конкретно ответить на простейшие вопросы;
  • потеря во временной и пространственной ориентации;
  • ощущение постоянной усталости.

Нужно понимать, что такое состояние человека может быстро прогрессировать. Даже при условии временного улучшения состояния больного нельзя говорить о том, что заболевание полностью устранено. Кроме того, подобное состояние человека крайне опасно как для него, так и для окружающих людей. Следовательно, лечение под руководством специализированного врача и в соответствующем учреждении, в некоторых случаях обязательно.

Диагностика

В первую очередь проводиться физикальный осмотр больного. В большинстве случаев это следует делать с близким для пациента человеком, так как ввиду своего состояния он вряд ли сможет корректно отвечать на вопросы врача.

В этом случае может понадобится консультация таких специалистов:

Диагностические мероприятия включают в себя:

  • общеклинические лабораторные анализы (исследование крови и мочи);
  • исследование уровня гипофизарных гормонов;
  • КТ и МРТ головного мозга;
  • ЭЭГ и Эхо-ЭГ;
  • ЭКГ;
  • церебральная ангиография;
  • психиатрические тесты.

В зависимости от поставленного диагноза будет решаться вопрос о госпитализации больного и дальнейшей тактике лечения.

Лечение

В этом случае, программа лечения может основываться как на консервативных, так и радикальных методах лечения.

Если причиной такого состояния человека является опухоль головного мозга или ЦНС, то проводиться операция по её иссечению с последующим медикаментозным лечением и реабилитацией. Реабилитация больному потребуется также после инсульта.

Медикаментозная терапия может включать в себя такие препараты:

  • обезболивающие;
  • седативные;
  • антибиотики, если установлено заболевание инфекционной природы;
  • ноотропные;
  • антидепрессанты;
  • транквилизаторы;
  • препараты, которые восстанавливают уровень глюкозы;
  • витаминно-минеральный комплекс, который подбирается индивидуально.

Кроме этого, после прохождения основного курса лечения больному может быть рекомендовано прохождение курса реабилитации в специализированном санатории.

При условии своевременного и корректного начала терапевтических мероприятий, их полного выполнения, возможно практически полное восстановление даже после тяжёлых заболеваний – онкологии, инсульта, психиатрических недугов.

Профилактика

К сожалению, специфических методов профилактики нет. Следует соблюдать режим отдыха и работы, ограждать себя от нервных переживаний и стрессов, своевременно начинать лечение всех заболеваний.

Нарушение речи у взрослых

Человеческая речь относится к высшим корковым функциям, для произнесения самого простого предложения требуется интегративная деятельность многих отделов головного мозга и голосового аппарата. Это главнейшее условие коммуникации, без которого невозможно общение с себе подобными. Особенности речи напрямую зависят от образования и кругозора. Нарушение речи у взрослого человека всегда свидетельствует о серьезном заболевании. Расстройства речи бывают врожденными и приобретенными.

  • Первичная консультация – 3 200
  • Повторная консультация – 2 000

Записаться на прием

Врожденные расстройства начинаются в раннем детстве и сопровождают человека в течение всей жизни, практически не поддаваясь коррекции. Приобретенные расстройства речи всегда имеют патологическую причину, органическую или функциональную. К органическим причинам относятся повреждения структур головного мозга и речевого аппарата. К функциональным — различные факторы внешней среды, временно нарушающие работу нервной системы. Это стрессы, инфекции, травмы, психические болезни.

Выделяют такие виды нарушений речи:

  • изменение темпа — ускорение (тахилалия) или замедление (брадилалия);
  • гнусавость;
  • заикание;
  • дислалия или косноязычие — «проглатывание» слогов или букв, невнятная и нечеткая речь;
  • афазия или невозможность речи, которая в свою очередь подразделяется на несколько видов — моторная, сенсорная, –
  • проводниковая или кондуктивная, акустико-мнестическая, оптико-мнестическая, тотальная;
  • дизартрия — нарушение артикуляции;
  • олигофазия («мало слов») — состояние после эпилептического припадка, когда человек оглушен пережитыми судорогами, говорит мало и односложно;
  • мутизм (молчание);
  • дисфония (осиплость) или афония (отсутствие голоса).

Точно определить тип нарушения речи может только врач, для полной диагностики иногда требуется нейролингвистическое обследование, которое выполняет психолог и логопед. Почти всегда нужно изучить особенности кровотока, зоны поражения, места травмы или выявить инфекционный или токсический агент.

Изменение темпа

Нормальный темп речи — это произнесение 10 или 14 слов в минуту. Самая частая причина изменения темпа — эмоции или психические расстройства. Стрессовое воздействие — незнакомая обстановка, общение с авторитарной личностью, спор — могут вызвать как ускорение, так и замедление темпа. Длительное ускорение речи наблюдается при аффективных психозах (старое название — маниакально-депрессивный), других состояниях, когда ускорено мышление. Также ускоряется речь при болезни Паркинсона, сопровождается дрожательным параличом. Страдает ритмичность и плавность произношения.

Медленная речь с малым словарным запасом характерна для лиц с умственной отсталостью или слабоумием, развившимся вследствие разных болезней нервной системы. Слова и звуки растягиваются, произношение нечеткое, формулировки примитивные или неверные.

Гнусавость может быть следствием как смещения перегородки носа, так и параличом мышц неба. Преходящая гнусавость знакома каждому, бывает при сильном насморке. Если нет респираторной инфекции, то гнусавость — повод для срочного обращения к врачу.

Заикание или логоневроз

Развивается у взрослых после сильного испуга или непереносимого стресса на фоне врожденной недостаточности речевого аппарата. Причины могут быть внешне безобидными, но затрагивать важные для человека понятия — любовь, привязанность, родственные чувства, карьерные устремления.

Основа— невротическое расстройство. Часто логоневроз усиливается в ситуациях напряжения — в ответственные моменты, при выступлении на публике, на экзамене, во время конфликта. Несколько неудачных попыток или бестактное поведение окружающих может привести к страху речи, когда человек буквально «замирает» и не может произнести ни слова.

Проявляется логоневроз длинными паузами в речи, повторениями звуков, слогов или целых слов, а также спазмами губ и языка. Попытка «проскочить» трудное место резко усиливает заикание. При этом нет определенных слов или звуков, на которых человек запинается, остановка речи может произойти на любом слове.

Заикание всегда сопровождается дыхательным неврозом, когда происходят дыхательные судороги. Почти всегда наряду со страхом речи человека беспокоит тревожность, снижение самооценки, внутреннее напряжение, потливость, расстройства сна. Нередки дополнительные движения в виде тиков лицевой мускулатуры, движений рук и плечевого пояса. Успешное лечение заикания возможно на любом этапе, важно вовремя обратиться к врачу.

Афазия

Это нарушение структуры речи или понимания ее смысла.

Моторная афазия — признак поражения зоны Брока или нижних отделов лобной доли. Человек понимает обращенную речь, но не может ничего произнести. Иногда прорываются отдельные слова или звуки, чаще нецензурные. Такое расстройство речи почти всегда сопровождается двигательными нарушениями в виде паралича правых конечностей. Причина — закупорка верхней ветви средней мозговой артерии.

Сенсорная афазия — неспособность понимать смысл речи, развивается при повреждении височной извилины полушарий или зоны Вернике. Человек не понимает обращенную речь, однако бегло произносит набор слов, лишенный всякого смысла. Почерк остается прежним, но сути в написанном нет. Часто сочетается с расстройствами зрения, человек своего дефекта не осознает. Причина — закупорка нижней ветви средней мозговой артерии эмболом или тромбом. Проводниковая или кондуктивная афазия — человек понимает речь, но не может ничего повторить или написать под диктовку. Речь состоит из множества ошибок, которые человек настойчиво пытается исправить, но не может. Поражается белое вещество головного мозга надкраевой извилины.

Акустико-мнестическая — человек не может произносить длинные сложные фразы, обходясь минимальным примитивным набором слов. Нужно слово подобрать крайне трудно. Развивается при поражении левой височной области, характерно для болезни Альцгеймера.

Оптико-мнестическая — человек узнает предметы, но не может их назвать и описать. Выпадение из обихода простых понятий обедняет как речь, так и мышление. Развивается при токсических и дисциркуляторных энцефалопатиях, а также опухолях мозга.

Тотальная афазия — нет возможности ни понять речь, ни что-нибудь сказать или написать. Характерно для инфарктов мозга в бассейне средней мозговой артерии, часто сопровождается параличами, нарушениями зрения и чувствительности. При восстановлении кровотока по средней мозговой артерии речь может частично восстановиться.

Нарушение речи у взрослых: причины и виды

Для многих возможность разговаривать – это средство для коммуникации с остальными людьми и окружающим миром.

Поэтому если человек утрачивает эту способность ему необходимо в первую очередь выяснить причину, а затем пройти комплексное лечение.

Если вовремя не спохватиться, то у больного может навсегда возникнуть дисфункция речевого аппарата.

Причины возникновения нарушений речи у взрослых

Нарушение речи у взрослых – это, патология которая проявляется в полном или частичном отсутствии речи.

В разговоре с человеком, страдающим подобным недугом, невозможно понять, о чём он говорит или просит, его слова неразборчивые и нечёткие.

У каждого человека данная патология проявляется по-разному. У одних людей подобные нарушения вызывают поспешную, но совершенно бессмысленную речь, а другие же наоборот логично и конструктивно выстраивают предложения, но при этом говорят очень медленно и неспешно.

Основные причины возникновения нарушения речи у взрослых людей:

  1. Ранее перенесённые травмы мозга;
  2. Наличие доброкачественных или злокачественных образований в головном мозге;
  3. Болезнь Паркинсона;
  4. Рассеянный склероз;
  5. Болезнь Вильсона;
  6. Злоупотребление алкоголем.

Также причиной могут стать банальные зубные протезы. При неправильном закреплении у пожилых людей наблюдается дисфункция речевого аппарата.

Еще нарушение речи у взрослого человека может возникнуть из-за болезней, которые вызывают парез мышц лица.

Парез – это неврологический синдром, обозначающий снижение силы. К таким болезням относят синдром Мийяра – Жубле, синдром Мебиуса, агенезию мышц, болезнь Бека и синдром Шегрена.

Также вызвать нарушения может миастения. Это аутоиммунная нервно-мышечная болезнь, которая характеризуется патологически быстрой утомляемостью поперечно-сосательных мышц.

Диагностика врачом нарушений речи у взрослого человека

Некоторые болезни вызывают не только парез лицевых мышц, но и нарушение артикуляции и речи у взрослых.

Данная патология возникает при синдроме Фуа-Шаван-Мари. При данном недуге поражается бассейн средней мозговой артерии.

Одной из наиболее распространённых причин нарушения речи у взрослых является болезнь Альцгеймера.

Читайте также:  Несоблюдение личной гигиены

При данном заболевании наблюдается деменция (приобретённое слабоумие), частичная потеря памяти, трудности артикуляции. Чаще всего данный недуг поражает людей старше 65 лет.

Существуют такие виды нарушений речи у взрослого человека:

Спастическая дисфония

Данная патология больше распространена у людей в возрасте от 30 до 40 лет. Дисфония – это нарушение голоса, которое характеризуется охриплостью.

Спастическая дисфония возникает вследствие длительного перенапряжения голосовых связок.

Также причиной появления данной патологии может являться перенесенная психическая травма.

При данной форме дисфонии наблюдается боль в области шеи и мышц головы, а также значительно изменяется тембр голоса. Проявляется недуг в неразборчивости речи и сложности произнести определенные звуки.

Афония

Афония – это патологическое состояние с потерей голосовой звучности.

При данной патологии у человека остаётся возможность разговаривать шепотом, но при разговоре он испытывает боль в горле.

Афония возникает из-за болезней бронхов или ларингита. Также данная патология может возникнуть при продолжительном крике или интубации.

Брадилалия

Брадилалия – нарушения темпа речепроизводства. Другими словами, при данном недуге очень медленный темп речи. Артикуляция при брадилалии нечёткая.

Страх у человека из-за нарушений речи

Данная болезнь возникает из-за болезни Паркинсона, опухолей в головном мозге, менингитов и энцефалитов.

Также брадилалия может передаться по наследственности или проявляться после травм головного мозга.

Тахилалия

Тахилалия – нарушение, проявляющееся в быстром темпе устной речи.

При данном недуге человек не делает грамматических или фонетических ошибок в произношении.

Причинами появления тахихалеи может стать:

  1. Болезнь хорея.
  2. Эпилепсия.
  3. Олигофрения.
  4. Травмы черепа.
  5. Наследственность.
  6. Образования в головном мозге.
  7. Миелит.
  8. Столбняк.
  9. Арахноидит.

Заикание

Заикание – это недуг, проявляющийся в виде нарушения речевой функции.

При заикании человек растягивает слоги, неправильно выговаривает слова.

  • Повреждения головного мозга.
  • Стресс.
  • Наследственность.

Дислалия

При дислалии человек неправильно воспроизводит звуки. Данный недуг появляется из-за наличия дефекта строения речевого аппарата (неправильный прикус, укороченная подъязычная уздечка, неправильное строение неба и другие).

Возникновение нарушений речи после перенесенного инсульта

Также дислалия возникает из-за неграмотного речевого воспитания или в связи с отклонениями умственного развития.

Чаще всего данное заболевание проявляется у детей, но среди взрослых оно также встречается. У взрослых дислалия появляется по причине малой подвижности речевого аппарата.

Дизартрия

Дизатрия возникает по причине поражения центрального отдела речедвигательного анализатора.

При данном заболевании наблюдается расстройство артикуляции, фонации и речи.

Дизатрия возникает из-за ДЦП, нейросифилиса, рассеянного склероза и миотонии.

Встречается подобное нарушение речи у взрослых при инсульте и после проведенных нейрохирургических операций.

Алалия

Алалия – это недоразвитие речи, вследствие поражения речевых центров головного мозга.

Основными причинами появления алалии у людей старше 20 лет являются операции с применением общего наркоза, перенесенные черепно-мозговые травмы и гипотрофия.

Афазия

Афазия – это полная или частичная утрата возможности воспроизводить слова и звуки. Данное заболевание появляется из-за поражения коры головного мозга.

Афазия появляется из-за нарушения кровообращения в мозгу, при образовании абсцесса головного мозга, после инсультов и инфарктов.

Пораженные участки коры головного мозга при афазии

Также причиной развития недуга может стать эпилепсия или острая интоксикация токсическими веществами.

Больной афазией сложно распознаёт речь, у него наблюдаются нарушения концентрации внимания, появляются проблемы с чтением и запоминанием.

Лечение нарушений речи

Лечение нарушения речи у взрослых подбирается исходя из вида самого нарушения.

В основном лечение предполагает массаж, физиотерапию, ЛФК и приём медикаментов.

Медикаментозное

Лечение дизартрии подразумевает под собой ЛФК и приём медикаментов. Очень важно, чтобы лечение больного сопровождал еще и логопед.

Препараты для лечения дизартрии:

Если у взрослого человека заторможенная речь после перенесенного инсульта, то есть дизартрия, то необходимо делать ежедневно упражнения для языка.

Для лечения афазии применяются ноотропные средства и препараты, улучшающие микроциркуляцию в тканях головного мозга.

При афазии работа с логопедом является обязательной. Обычно для полного восстановления способности говорить потребуется пролечиться у логопеда не меньше 3 лет.

Пирацетам — для эффективного лечения нарушений речи

Для лечения дисфонии выписываются стимулирующие медикаменты:

Другие препараты для лечения нарушений речи:

Медицинская терапия должна включать в себя лекарства, улучшающие память, усиливающие обменные процессы в центральной нервной системе.

Крайне редко для лечения подобных заболеваний применяется оперативное вмешательство. Операция необходима для удаления опухолей и других образований, спровоцировавших расстройства.

Нарушение речи у взрослого после стресса требует не только ЛФК и приёма лекарственных препаратов, но и посещение квалифицированного психотерапевта или психолога. Вполне вероятно, что человек сам после перенесенной ситуации на подсознательном уровне поставил барьер на воспроизведение речи.

Лечение в домашних условиях

Для лечения расстройств речи можно также применять средства народной медицины.

Если у человека дизартрия, то поможет следующий рецепт: 1 ст. л. семян укропа заливается кипятком и настаивается 15 – 20 минут.

Затем настой процеживается и остужается. Принимать его стоит за 15 минут до еды в количестве 1 ч. л. Употребляется средство не больше 5 раз в день.

Если у пожилого человека замедленная речь, например, после инсульта то можно сделать настойку из женьшеня, посевной гречихи и мордовника.

Реабилитация последствий нарушений речи

При дисфонии (временной утрате голоса) рекомендуется полоскать горло водой соком лимона.

Большую роль в лечении нарушения речи играет ЛФК. Больному стоит ежедневно делать упражнения, если причиной расстройства стали парезы лицевых мышц.

  1. упражнение: вытяните губы, скручивая их в трубочку. Держите в таком положении 5 секунд, затем повторите;
  2. упражнение: нижней челюстью стоит захватить верхнюю губу, зафиксировать на 3 секунды, затем отпустить;
  3. упражнение: закрываем рот. Языком дотягивается до нёба.

Заключение

Лечение расстройства речи – длительный процесс. Очень важно, чтобы наряду с медиками и логопедами больному помогали дома.

Людям с такими проблемами стоит чётко и медленно высказывать свои мысли, не проявлять негатив и пренебрежение.

Патологически замедленный темп речи. Что это такое, причины, лечение

Такая патология, как замедленность темпа речи, создает серьезные препятствия для нормального общения. Справиться с проблемой можно, но для этого потребуется сначала комплексное обследование, позволяющее выявить причины ее возникновения, а затем – помощь специалистов для разработки индивидуальной методики нормализации темпа и ритма речи.

Общие сведения о заболевании

Брадилалия – патология речи, выражающаяся в очевидно замедленном ее темпе. Одновременно страдает скорость мышления, чтения, письменная речь, появляются долгие паузы между словами, растягиваются звуки, теряется яркость интонаций. С точки зрения логопедов – это синдром нарушения темпо-ритмической стороны речи несудорожного характера.

Как самостоятельное явление, а не как симптом психосоматических и неврологических болезней, она исследуется с конца XIX в Специалисты, изучавшие брадилалию, считают, что основное значение в механизме ее развития имеет неестественное усиление процессов торможения в центральной нервной системе, подавляющих в итоге процессы возбуждения. Нейродинамика меняется, уменьшается число медиаторов.

Логопеды выделяют несколько степеней развития брадилалии:

  • легкая (паузы между словами и слогами, иные нарушения речи, типичные для заболевания практически незаметны окружающим, тот, у кого проявляется патология, тоже не обращает на нее внимания);
  • средней тяжести (очевидно медленная речь, сильно растягиваемые гласные);
  • тяжелая (длинные паузы между словами и слогами, сильное торможение мышления, как следствие – проблемы с развитием речи и интеллекта, дальнейшей адаптацией в социуме).

Отдельно выделяется мозжечковая брадилалия, возникающая вследствие повреждения этого отдела мозга. Она характеризуется как будто скандированной речью.

Патологически замедленный темп речи как самостоятельное заболевание чаще всего проявляется у флегматиков, медлительных и вялых по натуре. Брадилалия бывает и сопутствующим симптомом иных заболеваний либо их последствием.

В последнем варианте ее дополняют иные симптомы – брадикинезия (замедленность движений), быстрая утомляемость (физическая и умственная), сильная слабость, апатия, замедленные реакции.

В первую очередь при наличии подозрения на брадилалию необходимо обратиться к логопеду, психологу и неврологу для комплексного обследования. При подтверждении диагноза может потребоваться помощь иных специалистов, например, психотерапевта.

Патологически замедленный темп речи может быть просто местной ее особенностью. Например, это отмечается при общении с жителями скандинавских и других северных стран. Но для них это естественно.

Причины его развития

Чаще всего развитие брадилалии обусловлено биологическими причинами:

  • Генетика. Наличие близких родственников (а тем более родителей) с соответствующей патологией повышает шансы потомков унаследовать ее.
  • Поражения центральной нервной системы ребенка, находящегося в утробе матери, или в процессе родов. Это может быть как вина самой женщины (курение, употребление спиртных напитков во время беременности, иные вредные привычки), так и не зависящие от нее обстоятельства (конфликт резус-факторов родителей, отравление угарным газом). Во время родов возможны черепно-мозговые травмы у ребенка, гипоксия.
  • Врожденная или приобретенная олигофрения, болезнь Паркинсона, болезнь Альцгеймера, болезнь Хантингтона, деменция, церебральный паралич, рассеянный склероз, перенесенный менингит, энцефалит, инсульт, сильная интоксикация организма при некоторых инфекционных заболеваниях или хроническом алкоголизме.
  • Внутричерепные опухоли, в том числе доброкачественные (иногда брадилалия – следствие операций по их удалению).
  • Черепно-мозговые травмы разных степеней тяжести.
  • Частые депрессии (или она же в хронической форме).
  • Общее психофизиологическое истощение организма (астенизация).
  • Побочный эффект приема воздействующих на центральную нервную систему препаратов (например, сильных наркосодержащих анальгетиков, противосудорожных)

На замедленный темп речи у детей влияют и психосоциальные факторы:

  • пренебрежение воспитанием и развитием речи ребенка;
  • дефицит общения с взрослыми;
  • подражание человеку с аналогичной патологией.

Симптомы

Совершенно очевидны в диалоге и иных формах коммуникации с человеком, страдающим брадилалией, ее речевые симптомы:

  • неестественно заторможенный темп речи (устной и письменной);
  • монотонный, лишенный практически всех интонаций голос, не меняющий тембр, громкость и высоту, отсутствие эмоций в речи (иногда проявляется склонность говорить «в нос»);
  • длинные паузы между предложениями, словами или отдельными слогами в слове, неестественно растянутые гласные;
  • скандирование слов;
  • «смазанная» артикуляция.

Соответственно, при брадилалии звуки и слова образуются нормально, фразообразование также не страдает. Но воспринимать речь с непривычным ритмом и в патологически замедленном темпе человеку, не имеющему постоянной практики в этом, достаточно сложно. У слушающих отмечается быстрое истощение внимания, психическое утомление, душевный дискомфорт.

Описанные симптомы отмечаются во всех формах речи – в диалогах, монологах (рассказе на определенную тему, описании картин или их серии), пересказывании прочитанного. При брадилалии неизбежно страдает и темп чтения, письма, даже течения мыслей. Причем чем сложнее фразы и темы размышлений, тем это очевиднее.

Речевые симптомы дополняются неречевыми:

  • проблемы с общей и особенно с мелкой моторикой (сниженная активность мышц лица, дискомфорт при необходимости работать пальцами);
  • замедленные неловкие движения, явная неуклюжесть, нескоординированность;
  • частое бесцельное повторение определенных движений;
  • практически полное отсутствие мимики;
  • сложности с восприятием, концентрацией внимания, запоминанием, пониманием инструкций, ориентировкой в пространстве и времени;
  • неспособность быстро сменить вид деятельности, переключиться;
  • у взрослых – склонность к стереотипии во всех ее проявлениях.

Характерные трудности

Легкая степень брадилалии, проявившаяся в момент становления речи – в 70-90% случаев болезнь развивается у детей в возрасте 2-4 лет – ими самими не замечается. Родителям стоит обратить внимание на отсутствие интереса к окружающему миру, неохотное вступление в разговоры и иные формы общения со сверстниками, малоподвижность и апатию.

Подростками и взрослыми проблема осознается в полной мере, к ней добавляются психологические переживания, нередко развивается заикание. Следствием становятся замкнутость и одиночество, часто провоцирующие хроническую депрессию.

Методы диагностики и необходимые обследования

При подозрении на любое речевое расстройство необходима консультация 3-х специалистов – логопеда, невролога и психолога (по их рекомендации нередко требуется и обращение к психиатру). Только так можно комплексно и максимально объективно оценить психосоматику пациента.

У каждого специалиста обследование начинается с подробного выяснения анамнеза.

Уточняется:

    как видит проблему сам пациент (или родители ребенка);

Патологически замедленный темп речи диагностирует психолог, логопед-дефектолог и др. врачи

  • как давно проявились симптомы, стали ли они более выраженными со временем;
  • что происходит при попытках ускорить темп речи;
  • как проходила беременность матери и роды;
  • не было ли в прошлом черепно-мозговых травм, иных заболеваний, способных спровоцировать брадилалию.
  • Далее логопед проводит диагностику устной и письменной речи.

    Сюда включаются:

    • оценка правильности и времени произношения слов и слогов, структуры слов;
    • изучение ритма, темпа речи, характеристик голоса;
    • скорость написания (текст диктуется или пациент списывает его сам), чтения (обычного и по слогам);
    • анализ состояния и тонуса отвечающих за артикуляцию мышц, ритмичности и точности их сокращения.

    Невролог и психолог оценивают интеллектуальные способности пациента (тест на IQ), эмоциональность и чувствительность, мимику, моторику, сенсорные функции.

    Читайте также:  Моноклональный белок (парапротеин) в сыворотке или в моче

    Тяжелая степень брадилалии нередко требует дополнительных обследований:

    • ЭЭГ или РЭГ (электро- или реоэнцефалография);
    • УЗИ сосудов шеи;
    • МРТ головного мозга (обычная или компьютерная);
    • ПЭТ (позитронно-эмиссионная томография);
    • люмбальная пункция.

    Инструментальные исследования и нейровизуализация необходимы, чтобы исключить или подтвердить соматические причины брадилалии. В зависимости от причины заболевания схема лечения кардинально меняется.

    Основные способы лечения и коррекции

    Патологически замедленный темп речи у каждого пациента корректируется индивидуально, разрабатывается специальная схема занятий, приема медикаментов. Продолжительность курса – минимум полгода (чаще 9-12 месяцев). Избавиться от брадилалии без комплексного подхода к ее лечению и неукоснительного выполнения рекомендаций специалистов невозможно.

    Основные терапевтические методы в борьбе с брадилалией
    СпециалистЧем может помочь
    Психотерапевт (в зависимости от возраста пациента – детский или взрослый).Нормализовать психологическое состояние, избавиться от депрессии и комплекса собственной неполноценности, облегчить адаптацию в обществе, восстановить социальные навыки. Аутогенные тренировки помогают снять психологическое напряжение (своеобразная «эмоциональная разгрузка»).
    ЛогопедУскорить темп речи, повысив ее четкость. Детям хорошо помогают скороговорки, чистоговорки, чтение по ролям, иные занятия для улучшения артикуляции, логоритмика (специалист задает и поддерживает темп речи, например, хлопками, дирижированием). Речь «про себя» развивают задания, где требуется включить воображение и напрячь память. Взрослым рекомендуются занятия ораторским искусством, обеспечивающие формирование выразительной и эмоциональной речи, мимики.
    Невролог, терапевтМедикаментозная терапия – витамины группы В (для стимуляции мозговой активности), витамин С (для повышения общего тонуса организма), ноотропные препараты (для активизации памяти, способности к обучению, улучшения работы мозга в целом и повышения его устойчивости к нагрузкам), средства с глютаминовой кислотой (для поддержания нервной системы в тонусе, это своеобразный «источник энергии» для мозга).
    ФизиотерапевтВосстановление тонуса мышц, нормализация моторики, снятие общего физического напряжения. Чаще всего практикуются разные виды массажа, кинезиотерапия, бальнеотерапия.

    Наиболее важны в процессе лечения занятия с логопедом и консультации у психотерапевта. Помимо перечисленного выше, очень полезна будет любая физическая активность. Взрослым можно начать с плавания и аквааэробики, лечебной физкультуры, езды на велосипеде, танцев.

    Детям также рекомендуются подвижные игры, сборка конструкторов, паззлов, занятия творчеством в любой форме – прикладным (для развития мелкой моторики), пением, игрой на музыкальных инструментах, заучиванием наизусть и декламацией стихов, участием в спектаклях.

    Что делать родителям, если у ребенка нарушения речи

    Патологически замедленный темп речи у детей привести в норму легче, особенно если логопеду и психологу помогут родители. Регулярные занятия дома с ребенком – очень существенная помощь специалистам в лечении большинства речевых расстройств.

    Рекомендуются следующие упражнения:

    • Счет в быстром темпе и в определенном ритме, который родитель поддерживает хлопками, притопыванием. С совсем маленькими детьми считают до 5, с теми, что постарше – до 10, со школьниками – до 100. Им же можно усложнять задания, одновременно тренируя мышление – счет от одного числа до другого, обратный счет, счет двойками, тройками.
    • Четкое произнесение слогов с глухими и звонкими согласными. Например, «тра-дра», «кро-гро», «ври-фри», «сбо-зпо», «зба-спа», «пшу-бжу». По аналогии несложно составить собственные буквосочетания.
    • Быстрая последовательная замена буквы в слове так, чтобы получалось другое слово («мак-рак-бак», «ром-рот-рок», «кочка-ночка-точка»).
    • Разучивание и пение песен.
    • Для школьников, уже знакомых с понятием «фразеологизм» – быстрое объяснение смысла популярных идиом в нескольких словах.
    • Заучивание и проговаривание скороговорок и чистоговорок. Темп речи при этом нужно постепенно увеличивать.
    • Чтение и декламация наизусть стихов. Чтобы ребенок не сбивался с ритма, родитель отбивает его хлопками, ногой. Очень удобно использовать метроном.
    • Связывание речи с движением. Например, читая стихотворение «Мой веселый звонкий мяч…» ребенок одновременно имитирует рукой удары по мячу или его подбрасывание.

    Общие советы, как сделать речь более понятной

    В повседневной жизни взрослым и детям для того, чтобы речь в замедленном темпе лучше распознавалась собеседником, логопеды рекомендуют следующие приемы:

    • Акцентированные паузы между выдохами в процессе разговора. При нормальном темпе и ритме речи они приходятся на конец предложений, а не разбивают слова и слоги, как при брадилалии.
    • Дыхательная гимнастика. Если освоить диафрагмальное дыхание и научиться задействовать больший, чем обычно, объем легких, голос станет более сильным, появится характерный индивидуальный тембр, будет меньше заметна монотонность.
    • Использование жестов и мимики. Это одновременно восстанавливает и поддерживает тонус мышц, тренирует мелкую моторику. Такая «иллюстрированная» речь становится более информативной и понятной для собеседника.
    • По возможности – общение в спокойной, психологически комфортной среде. Шум, толпа, иные факторы мешают сосредоточиться на разговоре даже человеку без патологий речи.

    Если патологически замедленный темп речи появляется в окружении людей, старайтесь избегать шумных компаний

    Первые положительные результаты при следовании этим рекомендациям отмечаются через 1-2 месяца. До этого психологи советуют не терять связь с социумом, используя альтернативные методы общения – обмен сообщениями в социальных сетях, написание электронных писем, ведение блога.

    Прогноз

    Прогноз для брадилалии, вызванной психосоматическими факторами и выявленной на ранней стадии развития, при условии своевременного обращения к квалифицированному логопеду и психологу благоприятный.

    Комплексный подход, сочетающий современные методики коррекции нарушений речи с консультациями у психолога, позволяет заметно улучшить ситуацию за 6-12 месяцев. Впоследствии патология практически незаметна, у пациента восстанавливается нормальный темп и ритм речи.

    Если время уже упущено, и брадилалия достигла тяжелой степени развития, либо ее причина – биологическая, справиться с болезнью гораздо сложнее. Но грамотное сочетание препаратов и занятий со специалистами позволяет достичь значительного прогресса. И хотя полностью патология не исчезнет, пациент сможет более-менее нормально общаться и как следствие – адаптироваться в социуме.

    Для сохранения достигнутого эффекта рекомендуется каждые год-полтора посещать логопеда и невролога для проведения контрольных обследований. Первый может составить курс поддерживающих упражнений для регулярного выполнения в домашних условиях, второй – схему приема необходимых витаминов, медикаментов.

    Также от пациента потребуется постоянный самоконтроль. При первых симптомах, напоминающих рецидив, нельзя тянуть с обращением к лечащим врачам.

    От патологически замедленного темпа, неправильного ритма речи страдает и сам человек, и те, кто с ним общается. Причины развития брадилалии могут быть и биологическими, и психологическими.

    В целом прогноз лечения заболевания благоприятный, если вовремя обратиться к неврологу, логопеду, психологу, иным специалистам и следовать разработанной ими схеме лечения, не забывая о профилактических мерах в дальнейшем.

    Автор: Юлия Голова

    Видео о бардилалии

    Что такое бардилалия и методы коррекции:

    Причины замедленной речи у взрослых

    Замедленная речь у взрослых, может появиться резко или развиваться постепенно. Причины такого состояния различны: нарушения функционального состояния нервной системы, травмы головного мозга, которые появились после инсульта или тромбоза, или злокачественные новообразования. Для того что бы узнать, что же делать и от чего замедлилась речь, нужна консультация врача. Только специалист может рекомендовать дальнейшее обследование и способ лечения для пациента с такой жалобой.

    Речевые трудности, связаны с замедлением речи

    Речевые трудности встречаются во многих формах, включая заикание, дизартрию, проблемы с голосом и трудности сочленения. Несчастные случаи могут привести к повреждению мозговых центров или голосовых мышц. Иногда эти патологии исправляются естественным образом, но часто имеют длительные последствия. Некоторые болезни могут вызывать трудности речи из-за дегенерации мышечных и нервных клеток.

    У некоторых взрослых проблемы с речью были с детства, а трудности с речью стали проблемой, когда человек стал пожилым. Пациенты описывают это как «препятствие речи», «речевую проблему» или «проблему произношения». Иногда бывает трудно изменить некоторые речевые трудности, которые присутствовали с детства, настолько они встроены. Проблема замедленной речи чаще возникает вследствие проблем и заболеваний людей пожилого возраста.

    Травма головного мозга, вызывающая замедленность речи, может быть вызвана опухолью головного мозга, инсультом, церебральным параличом, долгосрочным использованием определенных лекарств или дегенеративными заболеваниями, такими как болезнь Паркинсона.

    Почему возникает замедленная речь у взрослых

    Нарушение речи относится к очаговой симптоматике. Нарушение речи может протекать как по типу афазии, так и в более легкой форме – замедленной речи. Чаще всего у человека есть поражения коры доминантного полушария (у левши – правого). Человек теряет способность частично или полностью пользоваться речью для выражения собственных мыслей и чувств. Еще одна причина расстройства экспрессивной речи при сохранении её понимания (дизартрия). Это поражение мозжечка, базальных ганглиев. Вследствие нарушения этих анатомических структур могут возникать вялые или спастические параличи речевого аппарата: языка, глотки, гортани, мягкого неба, мышц, поднимающих нижнюю челюсть, дыхательной мускулатуры. Особенно страдает артикуляция согласных, речь замедленна, иногда прерывиста. При этом голос часто слабый и глухой.

    Заболевания, провоцирующие появление замедленной речи

    Причины нарушения речи у взрослых людей разнообразны по своей этиологии и патогенеза, с симптомами большого количества заболеваний. Замедленная речь может развиваться постепенно, но может внезапно ухудшить качество речи и вызвать дискомфорт у людей.

    • Болезнь Альцгеймера.
    • Опухоли головного мозга.
    • Деменция.
    • Черепно-мозговая травма.
    • Перенесенный инсульт.
    • Транзиторная ишемическая атака (ТИА).
    • Алкогольная интоксикация.
    • Болезни, влияющие на нервно-мышечные структуры, такие как боковой амиотрофический склероз, церебральный паралич, рассеянный склероз.
    • Операция головы и шеи при раке.
    • Неврологические нарушения функций головного мозга, такие как болезнь Паркинсона у старых людей или болезнь Хантингтона.
    • Плохо приспособлены протезы.
    • Побочные действия лекарств, действующих на центральную нервную систему, такие как наркотические анальгетики и противосудорожные.

    Мозг является чрезвычайно сложным механизмом и состоит из многих различных рабочих зон. Когда один или несколько компонентов перестают эффективно работать, часто это может повлиять на язык и речь. Степень тяжести замедления речи зависит от локализации процесса и тяжести повреждения. Воспроизведение речевых звуков может быть очень сложным, поэтому речь замедляется.

    Совет врача. При любых изменениях речи нужно обратиться к специалисту, чтобы устранить причину, которая может в дальнейшем угрожать жизни человека

    Инсульт как наиболее частая причина замедления речи

    Геморрагические и ишемические изменения в сосудах происходят быстро, поэтому симптомы часто появляются внезапно и без предупреждения.

    Основными симптомами инсульта являются:

    • Нарушения речи. При повреждении нижних отделов левой лобной доли и нижних отделов теменной у правшей может возникнуть моторная афазия. Больной лишается возможности говорить из-за нарушения речевых двигательных команд. Эти пожилые люди отличаются молчаливостью. Они неохотно вступают в разговор, отвечают односложно.
    • Головная боль – возможно, с измененным сознанием или рвотой.
    • Онемение или неспособность перемещать части лица, руки или ноги – особенно на одной стороне тела.
    • Проблемы с ходьбой – в том числе головокружение и отсутствие координации.
    • Последствия инсульта сопровождаются стойкими изменениями такими, как: проблемы с мочевым пузырем или кишечником, боль в руках и ногах, паралич или слабость на одной или обеих сторонах тела.

    Болезнь Паркинсона сопровождается нарушениями речи

    При болезни Паркинсона часто помимо двигательных нарушений есть патологические изменения процессов фонации и артикуляции. Объем изменений речи зависит от преобладания в клинике ригидности, гипокинезии или дрожания, кроме того зависит от соотношения и степени выраженности последних. Патологические изменения речи чаще проявляются замедлением речи, снижением звучности голоса, может возникать афония (исчезновения голоса). Беззвучный шепот (практически неслышимый) делает речь человека неразборчивой, что усугубляется монотонностью и исчезновение интонаций, которые свойственны разговорному языку. У больных с гипокинезией снижается спонтанная речевая активность, их ответы лаконичны, а речь замедленна. При выраженной акинезии речь становится тихой, невнятной, невыраженной и замедленной, поэтому понять пациента становится невозможно. Лишь под влиянием большого волевого усилия человек может произнести слово более громко и четко. Патологические изменения вовлекают артикуляционные мышцы, что приводит к дизартрии, которая становится основной причиной замедленной речи.

    Общие советы, как сделать речь более понятной

    Существует много способов, которыми можно пользоваться в повседневной жизни, чтобы речь была более понятной и простой для понимания.

    Делать паузы между выдохами во время разговора

    Использовать легкие и диафрагмальное дыхание во время разговора, чтобы придать голосу больше сил

    Использовать жесты и мимику лица для улучшения информативности речи

    Нужно избегать общения в шумной и отвлекающей среде

    Если возникли реальные проблемы, можно использовать другие формы общения, такие как написание сообщения или использование электронного прибора для разговора

    Важно! Если есть опасения по поводу речи и голоса лучше получить консультацию квалифицированного врача или логопеда для оценки степени и дальнейшей коррекции

    Добавить комментарий