Все о минимальной мозговой дисфункции у детей: симптомы, диагноз и лечение ММД

Минимальная мозговая дисфункция у детей или сокращённо «ММД»

Минимальная мозговая дисфункция у детей или сокращённо «ММД» — является синдромом, который включает в себя полный проблематический комплекс в психологической эмоциональной сфере, возникающий из-за недостаточной продуктивности функции ЦНС. Симптоматика ММД различается по возрастам, чаще всего протекая в младенчестве и более взрослом возрасте.

Например, у совсем маленьких детей минимальная мозговая дисфункция проявляется малыми неврологическими симптомами. Старшие дети страдают от задержки в психическом развитие, гиперактивности и неспособностью адаптироваться к обществу, приспособиться к нему и стать с ним одним целым. Диагностируют заболевание с помощью психологических тестов и различных методик. Лечение осуществляется при помощи педагогических, психотерапевтических, фармакологических средств.

Общие сведения

ММД, как и другие схожие заболевания (энцефалопатия, гиперкинетический хронический мозговой синдром) является патологическим состоянием, плацдармом для которого считается ЦНС, если в её работе регулярно происходят нарушения, сбои, отклонения в поведение и действиях, а также проблемы с эмоциональностью и в вегетативной сфере.

Данный синдром был открыт и в последствие описан доктором Клеменсом в 1966 году. Минимальную мозговую дисфункцию обосновано считают одной из самых распространённых болезней среди детей, как правило, её диагностируют практически у 5 процентов детей из начальной школы, у дошкольных классов процент заболеваемости приближен к 22 процентам.

Зачастую, специалисты дают положительный прогноз на лечение, но нельзя забывать про этиологию заболевания. Большинство детей (практически 50 процентов) теряют клинические симптомы в процессе развития, становление личности, взросление. Задержка в психологическом развитие также может ликвидироваться благодаря своевременному и качественному лечению.

Причины

Современные специалисты обозначают синдром ММД, как повреждение ограниченных участков коры головного мозга или аномалии в развитие ЦНС, протекающих из-за различных факторов. Если подобный синдром у ребёнка формируется достаточно рано, то есть в возрасте от 3 до 6 лет, то специалисты списывают это на проблемы с проявленной педагогикой и запущенностью в эмоциональной и социальной сфере. Учитывая ранний возраст ребёнка и этиологию заболевания, принято выделять 3 группы факторов, воздействующих на мозг и являющихся катализаторами синдрома ММД: антенатальные, интранатальные, постнатальные.

Первая группа характеризуется острыми вирусными заболеваниями или обострением хронической патологии у матери ребёнка, для которой свойственна долгая интоксикация, плохое неправильное питание, нарушения в обмене белков, жиров, углеводов. При патологиях беременности проявляются в виде преэклампсии, эклампсии, угроз к непроизвольному прерыванию беременности. В список многочисленных факторов также можно занести загрязнённую окружающую среду, возможный радиационный фон (зависит от местности), неправильное употребление фармацевтических средств, частый приём алкоголя, курение табака, употребление наркотиков, прочие инфекционные заболевания.

Минимальная мозговая дисфункция может сформироваться у ребёнка прямо во время родовых процедур. На это влияет множество факторов, но самые главные – это стремительность в родах, слабая сократительная функция матки, кесарево сечение, ошибки в работе акушеров, не до конца раскрытые родовые пути. Но даже, если роды прошли успешно и никаких патологий не появилось, всё равно стоит понимать, что ММД может настигнуть в любой момент. С взрослением ребёнка меняются и факторы, влияющие на синдром. К примеру, в возрасте от 3 до 6 лет ключевую роль в формирование синдрома является качество педагогической и социальной работы. Если они запущены, то это может привести к неприятным последствиям…

Симптомы ММД у ребёнка

Первоначальные клинические симптомы заболевания «минимальная мозговая дисфункция» могут начать проявляться у ребёнка, как после родов, так и уже в дошкольном или школьном возрасте. Для каждой возрастной группы характерными являются различные симптомы и проявления.

В 1 год жизни ребёнка с синдромом ММД особенно сильно проявляются неврологические симптомы. Появляется нехватка тонуса, особо сильно заметна мышечная неразвитость, проявляется тремор, миоклонические сокращения, гиперкинезия. Симптом может возникнуть неожиданно и даже необоснованно, предугадать наступление приступа практически невозможно.

Для этого возраста при заболевании неотъемлемой частью является плохой сон, отсутствие аппетита, проблемы со зрением и пробелы в психическом развитии. С 8 по 12 месяц у ребёнка начинаются проблемы с моторикой и нервами; на этом фоне плохо себя чувствует ЖКТ, поэтому чередование диареи и запоров – обыденность для ММД в раннем детском возрасте. Характерным и свойственным можно также назвать регулярную тошноту и рвоту.

С 1 года до 3 лет симптомы незначительно меняются, принимая иную форму. Повышается возбудимость, появляется чрезмерная моторная активность, нарушается сон, аппетит может незначительно понизиться, либо совершенно отпасть, как правило, ребёнку очень трудно уснуть, зато он крайне быстро просыпается. В этом возрасте особенно отчётливо виден недостаток массы в теле, замедленное развитие речи.

В 3 года ребёнок становится неуклюжим, быстро утомляется, он неуправляем, импульсивен, проявляются проблемы с восприятием, когда он необоснованно не слушается родителей, таким образом, формируется негативизм. Ребёнок постоянно двигается, правда хаотично и, казалось бы, бессмысленно, всё это сильно смешивается с неуклюжестью.

Дети в возрасте 3 лет, страдающие от синдрома ММД крайне неусидчивы, часто им сложно сконцентрироваться на одной задаче или интересе, их легко может отвлечь любой шум, звук или другая игра, появившаяся на горизонте. Часто встречаются приступы от слишком яркого света, громких шумов, звона, жары. Дети зачастую страдают от поездок в автобусах, ведь их укачивает, у них кружится голова, проявляется свойственная укачиванию тошнота.

На максимальном уровне минимальная мозговая дисфункция проявляется в более позднем возрасте, когда ребёнок попадает в коллектив, в детский сад (возраст от 4 до 6 лет). У таких детей можно заметить чрезмерную возбудимость, моторику, как замедленную в развитие, так и чересчур активную; растерянность и рассеянность; плохую память, проблемы с восприятием информации и её пониманием; трудности в освоении образовательной программы в детском саду и школе. Детям с ММД трудно научиться писать, читать и считать даже простые числа, решать примеры.

Посещая школу, ребёнку начинает сложнее уживаться со своими симптомами, так как он начинает их осознавать, а также замечает за собой странности, не свойственные другим детям. Он начинается закрываться от общества, предпочитая проводить свободное время в одиночестве, становится эгоистичным, понижается самооценка и уверенность в собственных силах. Но и в данных случаях случаются отклонения от правил. К примеру, на фоне заболевания ребёнок может почувствовать себя лидером, но и это будет лишь симптом, относящийся к эгоизму и отстранённостью от социальных норм.

Диагностика ММД

Диагностируется ММД с помощью нескольких способов. Чаще всего специалисты собирают анамнез, проводят физические и лабораторные исследования. С помощью анамнеза можно определить этиологию и обнаружить первичные симптомы. Подобные сведения в возрасте от 3 до 6 лет способствуют определению тяжести и запущенности синдрома. Говоря о физических исследованиях, особый акцент ставится на физиологии ребёнка, работе её рефлексов и их симметричности.

Полное обследование ребёнка школьного возраста не даст множества полезной информации, всё-таки главную роль в осмотре играет психологическая диагностика, позволяющая врачу понять, на каком уровне развития находится ребёнок и какова степень его заболевания. При обследовании большинство врачей пользуются проверенными и надёжными тестами Гордона или Векслера.

Крайне важно оценить состояние ЦНС. Оценка определяется с помощью исследований ЭЭГ, рео- и эхоэнцефалографии, нейоросонографии, компьютерной и магнитной томографии. В диагностике синдрома минимальной мозговой дисфункции немаловажную роль играют анализы, полученные при использовании КТ или МРТ.

Лечение ММД у детей

Лечится ММД у детей комплексно, включая в себя, как педагогическое воздействие, так и психотерапевтическое. Помимо методов социальной коррекции, применяется лечение при помощи фармацевтических средств и физкультуры для развития тела, мышц, здоровья костей. Безусловно, самая важная роль отводится именно социальной коррекции, помогающей ребёнку адаптироваться в обществе и коллективе, а также излечить психологические симптомы болезни: замкнутость, отстранённость, эгоизм и так далее.

Из перечня важных для лечения ребёнка процедур и методик нельзя исключать важность родительского фактора. Большой акцент при ММД специалисты делают именно на микроклимат в семье ребёнка. Врачи рекомендуют родителям чаще прибегать к приёму «поощрения», то есть хвалить дитя за любой успех, как на школьных занятиях, так и в социуме; меньше использовать конструкции с применением слов «нет» и «нельзя».

Лучше уменьшить количество времени, проводимого за компьютером, телефоном, приставкой. Детям с ММД необходимы игры, в которых применяется внимательность, концентрация, активность, то есть стоит делать выбор в пользу чтения, пазлов, конструкторов, рисования. Это улучшит память, чтение, логику, письмо.

Не получится обойтись без фармацевтических препаратов, помогающих купировать отдельные симптомы. Назначаемые курсы прямиком зависят от степени, запущенности и симптомов заболевания. Могут применяться седативные, транквилизаторы, антидепрессанты. Помимо лекарств, часто прибегают к использованию массажей и ЛФК. Методично в лечение начинают вводить спортивные упражнения, влияющие на коррекцию движения, ловкости, физической формы. Ребёнок учится плавать, правильно бегать, кататься на лыжах, роликах, коньках.

Прогнозы и профилактика

Прогнозы специалистов для детей с ММД, как правило, положительные и благоприятные, ведь в крайне редких случаях детское заболевание перерастает в подростковый или даже взрослый возраст – зачастую заболевание и симптомы проходят в детстве. Психика в редких случаях нарушается при лечении. Профилактические мероприятия включают рациональное питание матери, отказ от вредных привычек, регулярное посещение женской консультации для мониторинга беременности и лечения сопутствующих патологий, полноценное обследование с целью выбора наиболее подходящего метода родоразрешения.

Минимальная мозговая дисфункция

Среди легких форм детских нервно-психических расстройств особое место занимает минимальная мозговая дисфункция (ММД). Проявляется эта патология в виде нарушений речи, поведения, а также двигательных функций.

Несмотря на то, что психиатры обозначают ММД, как легкое расстройство, оно требует обязательного профессионального сопровождения. Только так можно гарантировать успешную адаптацию ребенка к школе и усвоение им знаний, что позволит затем продолжить образование в высшем учебном заведении.

Проявления патологии

Первые признаки такой патологии, как минимальная мозговая дисфункция у детей, можно заметить в самом раннем возрасте. Видоизмененная форма черепа и ушных раковин, отклонение от нормы в строении нёба и роста зубов – все это является визуальными проявлениями ММД у детей.

Клиническая картина патологии достаточно обширна. Она может иметь самые разные проявления:

  • расстройства вегетативного характера. К таковым можно отнести чрезмерное потоотделение, мраморность кожных покровов, сбой в работе ЖКТ (неустойчивость стула, частые колебания запоров и поноса), неустойчивый пульс и функционирование сердечно-сосудистой системы;
  • слабый мышечный тонус и двигательные расстройства. Тонус мышц может быть неравномерным, наблюдается асимметрия сухожильных рефлексов, недостаточность мелкой моторики. Таким деткам особенно трудно застегивать пуговицы или завязывать шнурки, у них возникают сложности при работе с ножницами, рисовании карандашом или письме ручкой. Из-за того, что мышцы лица также ослаблены, мимика ребенка достаточно бедна, он практически никогда не строит рожицы и не гримасничает. Детям с ММД трудно ловить мяч, ездить на велосипеде или ходить по одной линии;
  • сказывается расстройство и на поведении детей. Обычно такие малыши весьма активны, они неусидчивы, легко отвлекаются, им трудно сосредоточится на выполнении полученного задания;
  • нестабильный эмоциональный фон. У деток наблюдаются частые перепады настроения.

Минимальная мозговая дисфункция сопровождается высокой степенью истощаемости нервных клеток, расположенных в верхних слоях коры головного мозга. Следствием этого является быстрая утомляемость, также возникают определенные сложности с памятью и формированием запаса общих понятий. Все это ведет к психическим и речевым задержкам в развитии.

Дети с ММД испытывают трудности и в социальной сфере. Они легче находят общий язык с детьми, которые младше их по возрасту, тогда как излишняя возбудимость и склонность к созданию конфликтных ситуаций не позволяет наладить контакты с ровесниками в стенах дошкольных образовательных учреждений. У таких детей могут быть проблемы с засыпанием, они часто ворочаются во сне, большинство из них страдают недержанием мочи.

Постепенно, когда малыш становится старше, клинические проявления расстройства бесследно проходят. Согласно статистике, в младшем дошкольном возрасте ММД наблюдается примерно у каждого пятого из детей, а уже в начальных классах патологию можно встретить у одного из 20 учеников. Но это возможно лишь в том случае, если воспитанию и образованию ребенка с ММД уделяется особое внимание. Лишь в очень редких случаях некоторые из проявлений расстройства сохраняются у взрослых.

Причины возникновения

Основной причиной развития ММД принято считать органическое повреждение коры головного мозга или аномалию развития. Негативно сказаться на формировании центральной нервной системы плода могут различные инфекции, соматические заболевания матери, находящиеся в стадии обострения, неправильное питание беременной женщины, различные патологии беременности, прием некоторых лекарственных средств, употребление алкоголя, наркотических препаратов и курение.

Привести к развитию этого расстройства могут и различные травмы, нанесенные ребенку в момент его появления на свет. Кроме того, спровоцировать патологию могут такие факторы, как слабовыраженная родовая деятельность и последующая стимуляция специальными средствами, стремительные роды, оперативное родоразрешение, гипоксия плода, неполное раскрытие родовых путей у женщины, слишком крупный плод, а также использование медперсоналом специального родовспомогательного инструмента (акушерские щипцы, вакуум-экстрактор и т.д.).

К развитию ММД в неонатальном периоде могут привести нейроинфекции и травмы, приведшие к повреждению центральной нервной системы. Если расстройство формируется в возрасте от 3 до 6 лет, то его причиной, скорее всего, является педагогическая и социальная запущенность. Подобное состояние ребенка является воспитанием в неблагополучной семье.

Особенности диагностики

Для того чтобы диагностировать ММД у детей, врач должен провести всестороннее обследование при помощи существующих на сегодняшний день методов исследования.

При осмотре младенцев специалисты, прежде всего, обращают внимание на рефлексы, а также симметричность их выраженности. В возрасте от 3 до 6 лет врач уже может отследить динамику клинических проявлений, а также их тяжесть. При работе со школьниками используются методы психодиагностики, поскольку объективное обследование в этом возрасте не дает полной картины патологии.

Диагностируется минимальная мозговая дисфункция у детей при помощи систем Гордона, теста Векслера, «Лурия-90» и т.д. Эти методы дают возможность врачу (педиатру или невропатологу) оценить степень развития ребенка и его психическое состояние, а также выявить особенности поведения.

Читайте также:  Грудной кашель: как лечить народными средствами и аптечными препаратами

Из инструментальных методов наиболее информативными при диагностике ММД являются компьютерная и магнитно-резонансная томография, эхоэнцефалография, нейросонография и другие. Обычные клинические анализы отклонений от нормы не выявляют. Томография позволяет определить уменьшение коры головного мозга в области темени и левой части лба, повреждения передней области (медиальной и глазной), а также значительное уменьшение в размерах мозжечка. Использование рентгена позволяет исключить переломы черепа.

При диагностике минимальной мозговой дисфункции у детей практикуется дифференциальный подход. Зависит это, прежде всего, от возраста ребенка, а также от момента, в который проявились первичные симптомы. В ходе диагностических мероприятий потребуется исключить черепно-мозговую травму, нейроинфекции, детский церебральный паралич, эпилепсию и заболевания с ней схожие, шизофрению, острое отравление тяжелыми металлами (свинцом) и другие патологии, имеющие схожие проявления.

Подбор схемы лечения

Коррекция минимальной мозговой дисфункции у детей требует комплексного подхода. Обычно для каждого ребенка составляется индивидуальная программа, которая учитывает особенности клинической картины и этиологию.

Терапия ММД ведется по нескольким направлениям:

  1. Педагогические методы позволяют минимизировать последствия социальной и педагогической запущенности, способствуют адаптации ребенка в коллективе. Социальные педагоги ведут работу не только с ребенком, но и его родителями. Они советуют поощрять ребенка, акцентировать внимание на его успехах и достижениях, меньше употреблять слова «нельзя» и «нет», разговаривать с ребенком сдержанно, спокойно и мягко. Просмотр телевизора и игра на компьютере должны занимать не более 40—60 минут в день. Следует отдавать предпочтение таким играм и занятиям, в ходе в которых задействуется внимание и концентрация (пазлы, конструкторы, рисование и т.д.).
  2. Психотерапевтические методы направлены на коррекцию задержки психического развития. Психолог и психотерапевт выбирает способы воздействия на своего маленького пациента исходя из его возраста. Если ребенок еще слишком мал, чтобы пойти с врачом на контакт, то работа ведется в основном с его родителями. Необходимо чтобы в семье был установлен положительный психологический микроклимат — от этого в большей степени зависит исход лечения.
  3. Медикаментозное лечение назначается крайне редко. Прием препаратов позволяет купировать отдельные симптомы, например, снотворные препараты помогают нормализовать сон, седативные — успокоить излишне возбудимого малыша и т.д. В отдельных случаях могут быть рекомендованы к приему стимулирующие средства, транквилизаторы и антидепрессанты.
  4. Физиотерапия позволяет улучшить функционирование нервной системы как центральной, так и периферической, а также максимально восстановить их работу. Наиболее эффективны при коррекции этого вида расстройства различные виды массажа, гидрокинезотерапия, комплекс лечебных упражнений. Полезны будут занятия такими видами спорта, как бег, езда на велосипеде или катание на лыжах, а также плавание. Во время спортивных занятий ребенок должен концентрироваться и проявлять ловкость, а это также положительно сказывается на процессе лечения ММД.

Специалисты в большинстве случаев дают положительные прогнозы для детей с ММД. Примерно 50% пациентов «перерастают» свое заболевание, при этом в подростковом и взрослом периоде жизни симптомы патологии исчезают полностью. Тем не менее, у ряда больных некоторые из проявлений заболевания остаются на всю жизнь.

Для людей с ММД характерна невнимательность и нетерпеливость, они испытывают затруднения в общении с окружающими людьми, нередко у них возникают проблемы в личной жизни и при попытках создать полноценную семью, сложно им обучаться профессиональным навыкам.

Советы родителям

Как уже отмечалось выше, успех лечения в большей мере зависит от того, в какой психологической обстановке растет и воспитывается ребенок. Ему необходимо особое внимание родителей и педагогов. С малышом должны работать специалисты различных специальностей: психолог, лингвист и логопед, остеопат, невропатолог и т.д.

Конечно, здоровых детей тоже нужно постоянно воспитывать и учить, но малыши с ММД нуждаются в этом особенно. Соблюдение нижеперечисленных рекомендаций позволит достичь полного выздоровления в кратчайшие сроки:

  • строгое соблюдение режима дня. Прежде всего, это дисциплинирует ребенка, но выработка у ребенка привычки регулярно выполнять определенные действия также позволяет синхронизировать работу ЦНС со всем организмом;
  • нормальный сон. Дети в возрасте от 3 до 6 лет должны спать 10 часов в сутки. Это время разбивается на дневной сон (2 часа) и ночной сон (8 часов). Если малыш не может уснуть, то старайтесь в течение дня занимать его подвижными играми на свежем воздухе и спортивными занятиями;
  • дозирование нового материала. Малыш не сможет сразу усвоить весь материал, предусмотренный образовательной программой. Постарайтесь разбить его на несколько частей, и преподносите новую информацию дозировано с небольшими интервалами. Просите ребенка чаще повторять пройденный материал;
  • детям с ММД необходимо движение, поскольку одним из проявлений этой патологии является недоразвитие мышц, в том числе и диафрагмы. При длительном отсутствии движения организм начинает испытывать кислородное голодание. Поэтому не заставляйте ребенка с минимальной мозговой дисфункцией длительное время сидеть неподвижно — от этого ему становится трудно дышать;
  • старайтесь развивать ребенка творчески. Занятия, в ходе которых ребенок задействует фантазию, стимулируют развитие образного мышления, а значит, головной мозг приходит в состояние активности. Исследователи заметили, что творческое развитие детей с ММД способствует лучшему усвоению точных наук;
  • доброжелательная атмосфера в семье. Старайтесь оберегать ребенка от различных стрессовых ситуаций, он не должен подвергаться психологическому давлению. Нередко дети с ММД страдают от оскорблений со стороны сверстников в школе, а чтобы лечение было успешным, необходимо стараться избегать подобных конфликтов. Исцеление будет достигнуто лишь в том случае, если организм малыша сам начнет корректировать отклонения, достичь этого можно только в благоприятной психологической обстановке не только дома, но и в школе.

Чтобы предупредить развитие минимальной мозговой дисфункции необходимо особое внимание уделить питанию будущей матери. Кроме того, она должна полностью отказаться от вредных привычек. Регулярное посещение женской консультации позволит врачам вылечить сопутствующие заболевания, исключить возможность развития патологий беременности, а также выбрать наиболее подходящий способ родоразрешения.

Диагностировать минимальную мозговую дисфункцию специалист может в том случае, если у малыша наблюдается несколько из симптомов заболевания в течение длительного времени. Но если поведение вашего ребенка кажется вам странным, вы замечаете, что у него возникают конфликты с ровесниками, ему трудно запоминать новую информацию, то обязательно проконсультируйтесь с врачом: психологом, психотерапевтом, невропатологом или неврологом. Даже если у него не будет обнаружено психологическое расстройство, советы специалиста помогут нормализовать его поведение и решить другие проблемы.

Минимальная мозговая дисфункция

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) — это синдром, который возникает при нарушении регуляции ЦНС и характеризуется различными неврологическими симптомами и расстройствами. Последние могут выражаться в виде физиологических, психологических, когнитивных и поведенческих отклонений. Если верить статистике, 25% детей дошкольного и младшего школьного возраста страдают синдромом минимальной мозговой дисфункции. «Легкие нарушения» родители могут не посчитать опасными, но без должного лечения и коррекции они ведут к более серьезным последствиям.

Несмотря на то, что некоторые специалисты до сих пор используют термин «Минимальная мозговая дисфункция», этот диагноз является устаревшим. Те расстройства, которые раньше описывались термином ММД, в настоящее время называют целым рядом других наименований, согласно МКБ-10 (Международной классификации болезней 10 пересмотра) — перинатальная энцефалопатия (ПЭП), СДВ, СДВГ, нарушения обучения и памяти и другие. Это произошло из-за того, что ММД было слишком общим понятием. Медицина не смогла получить точные данные о причинах заболевания, его развитии и предложить универсальные методы лечения, одинаково эффективные для всех проявлений ММД. Новые более узкие и точные диагнозы позволяют применять наиболее действенные способы коррекции нарушений. По сути, слишком общее понятие ММД охватывало большое количество разнообразных нарушений, каждое из которых нуждается в специальном подходе к лечению.

Почему же это понятие до сих пор встречается? Все дело в том, что многие действующие врачи обучались уже давно и старый диагноз ставят или потому, что не повышали квалификацию, или просто по привычке. Также это делается, когда ребенок имеет «смазанную симптоматику», и точный диагноз без дополнительных обследований поставить невозможно, но наличие определенных признаков, характерных для ММД, имеется.

Причины минимальной мозговой дисфункции

Данная патология чаще всего является результатом родовой травмы. Она может быть получена или во время беременности, или во время самих родов. Позвоночник ребенка в целом, а в особенности его шейный отдел, испытывает огромные нагрузки при движении по родовым путям. Когда малыш протискивается между костями таза, он поворачивается практически на 360 градусов. Это нередко вызывает смещение шейных позвонков, а в будущем и проблемы с кровоснабжением.

Часто причиной становятся и неверные действия акушерки, которые приводят к сдавливанию и деформации черепа, а иногда и его повреждениям. Крупный плод, кесарево сечение, стремительные роды и т.д. тоже относят к возможным причинам.

Также нарушение может начать развиваться еще в период беременности. Это может быть вызвано такими причинами, как:

  • несбалансированное и неправильное питание будущей мамы;
  • сильный токсикоз;
  • употребление алкоголя и курение;
  • недостаточный сон и стрессы;
  • преждевременные роды или переношенная беременность;
  • угроза выкидыша;
  • длительные роды;
  • гипоксия плода;
  • инфекционные болезни;
  • травмы шейного отдела позвоночника ребенка во время родов;
  • использование сильнодействующей фармакологии и др.

Существуют случаи, когда ММД возникает после рождения малыша. Причинами этого могут стать неблагоприятные условия для жизни и неудовлетворение базовых потребностей ребенка, осложнения после заболеваний, повреждения головного мозга.

Патология проявляется на уровне центральной нервной системы, вследствие чего нарушаются речь, внимание и поведение. Стоит отметить, что хотя некоторые процессы развития у малыша с ММД проходят медленнее, чем у здоровых детей, его интеллект, как правило, находится в пределах нормы.

Симптомы минимальной мозговой дисфункции

Симптоматика у этого болезненного состояния крайне обширна. Обычно можно заметить нарушения уже с самого рождения ребенка. Если вы обнаружили у малыша один или несколько признаков, описанных ниже — незамедлительно обратитесь к врачу-неврологу:

  • Малыш часто начинает кричать и плакать без видимой причины, проявлять неадекватную реакцию на происходящее;
  • Ребенок отстает в развитии, позже начинает сидеть, ползать, ходить и разговаривать. В более старшем возрасте демонстрирует плохую координацию движений;
  • Голова может быть нестандартной формы — чересчур большой или маленькой, несимметричной;
  • Гипо- или гипердинамия, проявляющаяся в слишком спокойном или, наоборот, слишком нервозном состоянии;
  • Проблемы со зрением, такие как косоглазие или близорукость, астигматизм, которые переходят с годами в более серьезную форму;
  • Частые заболевания и депрессивные состояния (детская депрессия);
  • Нарушения сна — постоянные кошмары ночью, невозможность заснуть перед важным событием;
  • Ухудшение состояния ребенка при смене погоды;
  • Дети с ММД позже начинают говорить, не могут произносить сложные слова, заикаются;
  • Сложно даются мелкие движения. Для такого ребенка застегнуть пуговицы или зашнуровать обувь будет настоящим испытанием;
  • Плоскостопие или косолапость, сколиоз, и т.д.

В раннем детском, дошкольном и младшем школьном возрасте ММД у ребенка может выражаться в следующих проблемах:

  • трудности в коммуникации со сверстниками и чужими взрослыми, неумение донести свои мысли и желания;
  • проблемы с самооценкой, неуверенность в себе;
  • вегетососудистая дистония;
  • неспособность к играм в одиночестве и тишине;
  • низкая успеваемость в начальной школе, проблемы с письмом, чтением, счетом (дисграфия, дислексия, дискалькулия); (проблемы с координацией, нарушение произвольных движений при отсутствии патологии мышечного тонуса, общая неуклюжесть);
  • отсутствие понимания последствий рискованных игр и их инициирование.

У детей с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность) наблюдаются проблемы с вниманием, повышенная активность и импульсивность. Они не слушают учителей в школе, постоянно допускают ошибки из-за невнимательности. Такие дети стараются избегать длительного интеллектуального напряжения, не могут усидеть на месте.

Взрослые же с СДВГ, которое не было вовремя скорректировано, часто социально не адаптированы: у них низкий профессиональный уровень, психические заболевания, могут страдать алкоголизмом и наркоманией.

Лечение минимальной мозговой дисфункции и последствий

Для успешного лечения ММД прежде всего нужно установить точный диагноз (или несколько) согласно МКБ-10. Это могут сделать только врачи: невролог, в некоторых случаях – детский психиатр (особенно если речь идет про СДВГ). Помимо диагностики врачи проводят медикаментозное лечение. Если диагноз поставлен правильно и вовремя, при некоторых нарушениях этих мер оказывается достаточно.

После 2-3 лет ребенку часто требуется дополнительное обследование и коррекция у следующих специалистов:

Диагнозы у этих специалистов могут отличаться от тех, что поставили врачи, но они важны для понимания структуры нарушений и последующей коррекции.

Также может понадобиться аппаратная диагностика (ЭЭГ, «вызванные потенциалы» и др.).

Также ребенку с минимальной мозговой дисфункцией очень важна правильная обстановка дома и гармоничные отношения с родителями:

  • здоровый сон — не менее 8 часов ночью и 2 часа днем. Это оптимальное количество сна для детей до 7 лет;
  • режим дня;
  • правильное питание ребенка. В нем должны присутствовать все необходимые витамины и минералы для его развития. Лучше всего использовать обычные продукты питания, но можно купить и специальные витаминно-минеральные комплексы и пищевые добавки, если у ребенка, например, плохой аппетит.
  • отсутствие стрессов и конфликтных ситуаций. Следует всегда помнить, что некоторые поступки ребенка могут быть продиктованы симптомами его болезни. Позаботьтесь также о том, чтобы его не оскорбляли из-за этого в детском саду или в школе;
  • не стоит требовать от ребенка сразу же новых материалов и навыков — лучше преподносить это дозированно;
  • ребенок должен чаще гулять и двигаться, чтобы в кровь поступало достаточное количество кислорода.

Коррекция нарушений специалистами идет в зависимости от тех дефицитов, которые имеются у ребенка. Для эффективного исправления симптомов рекомендуются занятия с нейропсихологом, логопедом-дефектологом, очень важно участие в коррекции детского психолога. Дети с ММД могут испытывать трудности с адаптацией в обществе и иметь низкую самооценку. Психолог поможет ребенку понять и принять себя, научиться максимально спокойно реагировать на стрессовые ситуации, избавиться от страхов, развить внимание и мышление. Также детский психолог будет работать с родителями, помогая им создать благоприятную обстановку для ребенка дома.

Читайте также:  Гастал: инструкция по применению, цена и отзывы. Показания к применению

Высокую эффективность при коррекции нарушений, связанных с ММД, показывает аппаратное стимулирование головного мозга. В нашем центре для этих целей применяется Томатис-терапия, а также гарнитура Forbrain и устройство Soundsory.

При правильной коррекции со стороны необходимых специалистов (невролог, нейропсихолог, детский психолог, логопед) и внимательного отношения родителей к особенностям развития ребенка прогноз ММД благоприятный, к переходному возрасту все симптомы исчезают.

Минимальная мозговая дисфункция — полная корзина неврологических диагнозов

девочка спит

У некоторых детей возникают трудности с освоением школьной программы, и многие педагоги и психологи склонны называть это школьной дезадаптацией, т.к. не могут найти веских причин для подобного состояния.

При более детальном обследовании ребенка, можно выявить, что его способности и навыки страдают из-за не грубых нарушений высших психических функций. Совокупность таких нарушений, на данный момент принято называть синдромом минимальной мозговой дисфункции или ММД.

Данное понятие появилось сравнительного недавно – в середине прошлого века, и оно охватывает ряд симптомов, объединённых в синдром, который проявляет себя нарушениями со стороны центральной и вегетативной нервной системы, и затрагивает различные сферы психики ребенка: эмоциональную, поведенческую, двигательную, интеллектуальную и пр.

Также наблюдается неврологическая симптоматика, но практически все нарушения исчезают или значительно сглаживаются с возрастом.

ММД в неврологии

Что провоцирует развитие синдрома у детей

Основные причины, из-за которых развивается минимальная мозговая дисфункция, воздействуют еще на плод во время беременности, или же после родов, очень редко в раннем детстве. Основными факторами, влияющими на появление церебральной дисфункции, являются:

стресс у беременной

  • наследственная предрасположенность;
  • гемолитическая болезнь возникает у плода, которая развивается в случае резус-конфликта с матерью, что приводит к разрушению эритроцитов крови у ребёнка;
  • различные заболевания и инфекции, которые перенесла женщина во время беременности;
  • анемия матери: недоедание, авитаминоз и т.д.;
  • сильный токсикоз;
  • угроза прерывания беременности (выкидыша), например, вследствие сильного стресса, гипертонуса или гипотонуса матки и пр.;
  • любые вредные внешние воздействия на женщину в период беременности: радиация, вирусы, инфекции, бактерии и т.д, сюда также входит плохая экологическая обстановка;
  • недостаток кислорода (гипоксия), удушение плода (асфиксия) в процессе родовой деятельности, например, обвитие горла младенца пуповиной, или долгое прохождение плода по родовым путям;
  • преждевременные роды;
  • слабая родовая деятельность или же, наоборот, стремительные роды;
  • повреждение спинного мозга в процессе родов;
  • недостаток питания в младенчестве и раннем детстве;
  • развитие таких заболеваний у младенца, как: порок сердца, бронхиальная астма, инфекционные заболевания и пр.

Комплекс синдромов при на почве ММД

гиперактивный ребенок

Минимальная мозговая дисфункция наиболее ярко начинает проявлять себя в пору подготовки детей к школе или в младших классах.

Можно наблюдать, что ребенок плохо усваивает новую информацию и тяжело ее запоминает, у него проблемы с почерком и в целом с письмом.

И дело вовсе не в том, что ваш ребенок обладает низким интеллектуальным уровнем или не хочет учиться, проблема в том, что ММД затрагивает каждую сферу жизнедеятельности.

При минимальной мозговой дисфункции наблюдаются следующие симптомы и синдромы:

  1. Сфера внимания: нарушено произвольное запоминание, снижена концентрация и объем. Проявляется в основном в том, что ребёнок рассеянный, не может долго заниматься одним и тем же делом, особенно, если оно требует умственных нагрузок.
  2. Речевая сфера: на первое, что стоит обратить внимание – это артикуляция ребёнка — нечеткое произношение слов, звуков. Также можно заметить, что ребенок порой плохо воспринимает чужую речь, и не усваивает информацию на слух (нарушение слухоречевой памяти). Проявляется это в бедности речевого запаса, трудности пересказа услышанного или прочитанного, присутствую сложности с построением длинных предложений.
  3. Нарушения со стороны памяти: проявляются в основном в сложностях механического запоминания, т.е. путем многократного повторения.
  4. Двигательная сфера: у таких детей часто можно наблюдать нарушения мелкой моторики рук. В основном это проявляется в общей неловкости движений и обращении с предметами. Ребёнку сложно застёгивать мелкие пуговицы, завязывать шнурки, пользоваться ножницами, шить, в школе возникают трудности с аккуратностью почерка и скоростью чтения.
  5. Пространственное ориентирование: такие дети часто путают «лево» и «право», могут писать все буквы зеркально и пр.
  6. Эмоциональная сфера: лабильность эмоционального состояния. У детей с подобным расстройством быстро меняется настроение от депрессивного к эйфоричному. Могут возникать беспричинные вспышки агрессии, гнева, раздражительности, как к окружающим, так и к себе. Можно наблюдать черты инфантильности (капризности), истерического склада личности, несамостоятельности.

ребенок маленький

У младенцев основные симптомы синдрома следующие:

  • повышенная плаксивость и капризность;
  • учащённое сердцебиение, потоотделение, частота дыхания;
  • наличие спазмов и судорог;
  • расстройства ЖКТ (желудочно-кишечного тракта): частое срыгивание, понос и пр.;
  • трудности со сном и засыпанием.

Основные синдромы, которые возникают у детей школьного возраста, на почве минимальных мозговых дисфункций:

  • гиперактивность и синдром дефицита внимания (ерзание на стуле, невозможность усидеть на одном месте);
  • ребенок бросает игры и прочие дела неоконченными, не может долго концентрироваться на одном деле, начинает сразу много действий;
  • часто теряет вещи, падает, сталкивается с предметами и окружающими;
  • вступает в конфликты, капризничает, агрессивен по отношению к близким и себе;
  • возникают проблемы с предметами, требующими высокой концентрации внимания, длительных мыслительных операций (математика, сочинения, заучивание стихотворений).

Симптомы у взрослых:

  • трудности в усвоении новой информации и навыков;
  • неловкость в движениях (неуверенная походка, частые падения);
  • импульсивность поведения;
  • высокая раздражительность;
  • нарушение произвольного внимания;
  • быстрая и неожиданная смена настроения в течение непродолжительного отрезка времени.

Гиподинамический синдром, как проявление МЦД

Гиподинамический синдром

По статистике у каждого четвёртого ребёнка, страдающего мозговой дисфункцией, наблюдается гиподинамический синдром.

Проявляется данное расстройство в общей вялости и заторможенности ребёнка. Дело в том, что по причине родовой травмы, затрагиваются подкорковые структуры мозга, из-за этого стимуляция коры головного мозга недостаточная, что и проявляется сонливостью, заторможенностью и т.д.

Гиподинамический синдром сказывается на большинстве сфер здоровья ребёнка:

  • страдают мышечные структуры, в результате чего наблюдается гипотонус мышц, их неразвитость, что влияет на координацию движений и силу;
  • из-за сниженного мотивационного уровня, страдает внимание, память и когнитивные способности;
  • эмоциональная сфера обеднена, чаще лицо такого ребёнка безучастно, не наблюдается ярких эмоциональных реакций в повседневной жизни.

Например, в подвижных играх нужно придерживаться максимальной скорости реакции ребенка, но потом обязательно давать передышку и всячески поощрять. Таких детей в первую очередь надо увлекать тем, что им интересно, и основываясь на их интересах строить образовательную программу, программу физического развития и досуг.

Лечение и коррекция

Коррекция нарушений при ММД ведется на трем направлениям: психотерапевтическое, медикаментозное и физическое.

При лечении минимальной мозговой дисфункции у детей редко применяются лекарственные препараты, — их в основном используют в качестве поддерживающей терапии. Основным методом терапии будет являться определенная физическая активность и психотерапевтическое воздействие.

Среди прочего, необходимы следующие методы коррекции:

собирательство пазлов

  1. Во-первых, следует обеспечить достаточную физическую нагрузку ребенку: в случае гиперактивности, нужно давать выход эмоциям и подвижности, а в случаях гипоактивности необходимо, чтобы нагрузки не были непосильными, но в то же время стимулировали активность.
  2. Во-вторых, необходимо обеспечить здоровую психологическую атмосферу в семье и в окружении. Важно создать спокойствие и стабильность, ведь они помогут в коррекции перепадов настроения. Нельзя допускать излишне строгой дисциплины, но также нельзя проявлять гиперопеку или потакание капризам.
  3. В-третьих, обязательно соблюдение некоторых режимных моментов (ложиться и вставать в одно и то же время, выделять время для работы и отдыха и т.д.).
  4. В-четвертых, развивайте слабые стороны ребенка: играйте в игры, требующие участие мелкой моторики рук, запоминайте сказки и стихи, но не механически – старайтесь заинтересовать ребенка содержанием и т.п. Важным условием лечения будут занятия с психологом, специальными педагогами и логопедом.

Обычно прогнозы при минимальной мозговой дисфункции более благоприятные, чем при грубых нарушениях психики. Если диагноз удалось поставить точно и вовремя, родители и педагоги взаимодействуют активно и смогли выработать нужную тактику общения с ребёнком, то с возрастом у человека компенсируются практически все нарушения, и он сможет жить полноценной жизнью.

В некоторых случаях могут возникнуть негативные последствия ММД, они в основном связаны с неправильной постановкой диагноза или негативным влиянием близкого окружения. В этих случаях у ребёнка может развиться депрессия, неврастения, комплексы и прочие психические расстройства.

Все о минимальной мозговой дисфункции у детей: симптомы, диагноз и лечение ММД

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Среди легких форм детских нервно-психических расстройств особое место занимает минимальная мозговая дисфункция (ММД).

Бесплатные занятия с логопедом
Бесплатный курс ИКТ для детей

Среди легких форм детских нервно-психических расстройств особое место занимает минимальная мозговая дисфункция (ММД). Проявляется эта патология в виде нарушений речи, поведения, а также двигательных функций.

Несмотря на то, что психиатры обозначают ММД, как легкое расстройство, оно требует обязательного профессионального сопровождения. Только так можно гарантировать успешную адаптацию ребенка к школе и усвоение им знаний, что позволит затем продолжить образование в высшем учебном заведении.

ПРОЯВЛЕНИЯ ПАТОЛОГИИ

Первые признаки такой патологии, как минимальная мозговая дисфункция у детей, можно заметить в самом раннем возрасте. Видоизмененная форма черепа и ушных раковин, отклонение от нормы в строении нёба и роста зубов – все это является визуальными проявлениями ММД у детей.

Клиническая картина патологии достаточно обширна. Она может иметь самые разные проявления:

  • расстройства вегетативного характера. К таковым можно отнести чрезмерное потоотделение, мраморность кожных покровов, сбой в работе ЖКТ (неустойчивость стула, частые колебания запоров и поноса), неустойчивый пульс и функционирование сердечно-сосудистой системы;
  • слабый мышечный тонус и двигательные расстройства. Тонус мышц может быть неравномерным, наблюдается асимметрия сухожильных рефлексов, недостаточность мелкой моторики. Таким деткам особенно трудно застегивать пуговицы или завязывать шнурки, у них возникают сложности при работе с ножницами, рисовании карандашом или письме ручкой. Из-за того, что мышцы лица также ослаблены, мимика ребенка достаточно бедна, он практически никогда не строит рожицы и не гримасничает. Детям с ММД трудно ловить мяч, ездить на велосипеде или ходить по одной линии;
  • сказывается расстройство и на поведении детей. Обычно такие малыши весьма активны, они неусидчивы, легко отвлекаются, им трудно сосредоточится на выполнении полученного задания;
  • нестабильный эмоциональный фон. У деток наблюдаются частые перепады настроения.

Минимальная мозговая дисфункция сопровождается высокой степенью истощаемости нервных клеток, расположенных в верхних слоях коры головного мозга. Следствием этого является быстрая утомляемость, также возникают определенные сложности с памятью и формированием запаса общих понятий. Все это ведет к психическим и речевым задержкам в развитии.

Дети с ММД испытывают трудности и в социальной сфере. Они легче находят общий язык с детьми, которые младше их по возрасту, тогда как излишняя возбудимость и склонность к созданию конфликтных ситуаций не позволяет наладить контакты с ровесниками в стенах дошкольных образовательных учреждений. У таких детей могут быть проблемы с засыпанием, они часто ворочаются во сне, большинство из них страдают недержанием мочи.

Постепенно, когда малыш становится старше, клинические проявления расстройства бесследно проходят. Согласно статистике, в младшем дошкольном возрасте ММД наблюдается примерно у каждого пятого из детей, а уже в начальных классах патологию можно встретить у одного из 20 учеников. Но это возможно лишь в том случае, если воспитанию и образованию ребенка с ММД уделяется особое внимание. Лишь в очень редких случаях некоторые из проявлений расстройства сохраняются у взрослых.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Основной причиной развития ММД принято считать органическое повреждение коры головного мозга или аномалию развития. Негативно сказаться на формировании центральной нервной системы плода могут различные инфекции, соматические заболевания матери, находящиеся в стадии обострения, неправильное питание беременной женщины, различные патологии беременности, прием некоторых лекарственных средств, употребление алкоголя, наркотических препаратов и курение.

Привести к развитию этого расстройства могут и различные травмы, нанесенные ребенку в момент его появления на свет. Кроме того, спровоцировать патологию могут такие факторы, как слабовыраженная родовая деятельность и последующая стимуляция специальными средствами, стремительные роды, оперативное родоразрешение, гипоксия плода, неполное раскрытие родовых путей у женщины, слишком крупный плод, а также использование медперсоналом специального родовспомогательного инструмента (акушерские щипцы, вакуум-экстрактор и т.д.).

К развитию ММД в неонатальном периоде могут привести нейроинфекции и травмы, приведшие к повреждению центральной нервной системы. Если расстройство формируется в возрасте от 3 до 6 лет, то его причиной, скорее всего, является педагогическая и социальная запущенность. Подобное состояние ребенка является воспитанием в неблагополучной семье.

ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ

Для того чтобы диагностировать ММД у детей, врач должен провести всестороннее обследование при помощи существующих на сегодняшний день методов исследования.

При осмотре младенцев специалисты, прежде всего, обращают внимание на рефлексы, а также симметричность их выраженности. В возрасте от 3 до 6 лет врач уже может отследить динамику клинических проявлений, а также их тяжесть. При работе со школьниками используются методы психодиагностики, поскольку объективное обследование в этом возрасте не дает полной картины патологии.

Диагностируется минимальная мозговая дисфункция у детей при помощи систем Гордона, теста Векслера, «Лурия-90» и т.д. Эти методы дают возможность врачу (педиатру или невропатологу) оценить степень развития ребенка и его психическое состояние, а также выявить особенности поведения.

Из инструментальных методов наиболее информативными при диагностике ММД являются компьютерная и магнитно-резонансная томография, эхоэнцефалография, нейросонография и другие. Обычные клинические анализы отклонений от нормы не выявляют. Томография позволяет определить уменьшение коры головного мозга в области темени и левой части лба, повреждения передней области (медиальной и глазной), а также значительное уменьшение в размерах мозжечка. Использование рентгена позволяет исключить переломы черепа.

Читайте также:  Метопролол: инструкция по применению, для чего он нужен, аналоги

При диагностике минимальной мозговой дисфункции у детей практикуется дифференциальный подход. Зависит это, прежде всего, от возраста ребенка, а также от момента, в который проявились первичные симптомы. В ходе диагностических мероприятий потребуется исключить черепно-мозговую травму, нейроинфекции, детский церебральный паралич, эпилепсию и заболевания с ней схожие, шизофрению, острое отравление тяжелыми металлами (свинцом) и другие патологии, имеющие схожие проявления.

ПОДБОР СХЕМЫ ЛЕЧЕНИЯ

Коррекция минимальной мозговой дисфункции у детей требует комплексного подхода. Обычно для каждого ребенка составляется индивидуальная программа, которая учитывает особенности клинической картины и этиологию.

Терапия ММД ведется по нескольким направлениям:

  1. Педагогические методы позволяют минимизировать последствия социальной и педагогической запущенности, способствуют адаптации ребенка в коллективе. Социальные педагоги ведут работу не только с ребенком, но и его родителями. Они советуют поощрять ребенка, акцентировать внимание на его успехах и достижениях, меньше употреблять слова «нельзя» и «нет», разговаривать с ребенком сдержанно, спокойно и мягко. Просмотр телевизора и игра на компьютере должны занимать не более 40—60 минут в день. Следует отдавать предпочтение таким играм и занятиям, в ходе в которых задействуется внимание и концентрация (пазлы, конструкторы, рисование и т.д.).
  2. Психотерапевтические методы направлены на коррекцию задержки психического развития. Психолог и психотерапевт выбирает способы воздействия на своего маленького пациента исходя из его возраста. Если ребенок еще слишком мал, чтобы пойти с врачом на контакт, то работа ведется в основном с его родителями. Необходимо чтобы в семье был установлен положительный психологический микроклимат — от этого в большей степени зависит исход лечения.
  3. Медикаментозное лечение назначается крайне редко. Прием препаратов позволяет купировать отдельные симптомы, например, снотворные препараты помогают нормализовать сон, седативные — успокоить излишне возбудимого малыша и т.д. В отдельных случаях могут быть рекомендованы к приему стимулирующие средства, транквилизаторы и антидепрессанты.
  4. Физиотерапия позволяет улучшить функционирование нервной системы как центральной, так и периферической, а также максимально восстановить их работу. Наиболее эффективны при коррекции этого вида расстройства различные виды массажа, гидрокинезотерапия, комплекс лечебных упражнений. Полезны будут занятия такими видами спорта, как бег, езда на велосипеде или катание на лыжах, а также плавание. Во время спортивных занятий ребенок должен концентрироваться и проявлять ловкость, а это также положительно сказывается на процессе лечения ММД.

Специалисты в большинстве случаев дают положительные прогнозы для детей с ММД. Примерно 50% пациентов «перерастают» свое заболевание, при этом в подростковом и взрослом периоде жизни симптомы патологии исчезают полностью. Тем не менее, у ряда больных некоторые из проявлений заболевания остаются на всю жизнь.

Для людей с ММД характерна невнимательность и нетерпеливость, они испытывают затруднения в общении с окружающими людьми, нередко у них возникают проблемы в личной жизни и при попытках создать полноценную семью, сложно им обучаться профессиональным навыкам.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Как уже отмечалось выше, успех лечения в большей мере зависит от того, в какой психологической обстановке растет и воспитывается ребенок. Ему необходимо особое внимание родителей и педагогов. С малышом должны работать специалисты различных специальностей: психолог, лингвист и логопед, остеопат, невропатолог и т.д.

Конечно, здоровых детей тоже нужно постоянно воспитывать и учить, но малыши с ММД нуждаются в этом особенно. Соблюдение нижеперечисленных рекомендаций позволит достичь полного выздоровления в кратчайшие сроки:

  • строгое соблюдение режима дня. Прежде всего, это дисциплинирует ребенка, но выработка у ребенка привычки регулярно выполнять определенные действия также позволяет синхронизировать работу ЦНС со всем организмом;
  • нормальный сон. Дети в возрасте от 3 до 6 лет должны спать 10 часов в сутки. Это время разбивается на дневной сон (2 часа) и ночной сон (8 часов). Если малыш не может уснуть, то старайтесь в течение дня занимать его подвижными играми на свежем воздухе и спортивными занятиями;
  • дозирование нового материала. Малыш не сможет сразу усвоить весь материал, предусмотренный образовательной программой. Постарайтесь разбить его на несколько частей, и преподносите новую информацию дозировано с небольшими интервалами. Просите ребенка чаще повторять пройденный материал;
  • детям с ММД необходимо движение, поскольку одним из проявлений этой патологии является недоразвитие мышц, в том числе и диафрагмы. При длительном отсутствии движения организм начинает испытывать кислородное голодание. Поэтому не заставляйте ребенка с минимальной мозговой дисфункцией длительное время сидеть неподвижно — от этого ему становится трудно дышать;
  • старайтесь развивать ребенка творчески. Занятия, в ходе которых ребенок задействует фантазию, стимулируют развитие образного мышления, а значит, головной мозг приходит в состояние активности. Исследователи заметили, что творческое развитие детей с ММД способствует лучшему усвоению точных наук;
  • доброжелательная атмосфера в семье. Старайтесь оберегать ребенка от различных стрессовых ситуаций, он не должен подвергаться психологическому давлению. Нередко дети с ММД страдают от оскорблений со стороны сверстников в школе, а чтобы лечение было успешным, необходимо стараться избегать подобных конфликтов. Исцеление будет достигнуто лишь в том случае, если организм малыша сам начнет корректировать отклонения, достичь этого можно только в благоприятной психологической обстановке не только дома, но и в школе.

Чтобы предупредить развитие минимальной мозговой дисфункции необходимо особое внимание уделить питанию будущей матери. Кроме того, она должна полностью отказаться от вредных привычек. Регулярное посещение женской консультации позволит врачам вылечить сопутствующие заболевания, исключить возможность развития патологий беременности, а также выбрать наиболее подходящий способ родоразрешения.

Диагностировать минимальную мозговую дисфункцию специалист может в том случае, если у малыша наблюдается несколько из симптомов заболевания в течение длительного времени. Но если поведение вашего ребенка кажется вам странным, вы замечаете, что у него возникают конфликты с ровесниками, ему трудно запоминать новую информацию, то обязательно проконсультируйтесь с врачом: психологом, психотерапевтом, невропатологом или неврологом. Даже если у него не будет обнаружено психологическое расстройство, советы специалиста помогут нормализовать его поведение и решить другие проблемы.

Минимальная мозговая дисфункция

Лечение ММД - Neuroapex

Диагноз «минимальная мозговая дисфункция» (или ММД) до сих пор часто встречается на различных форумах, сайтах и даже в медицинских статьях. В связи с этим вопрос о лечении минимальной мозговой дисфункции у детей приобретает особую актуальность. Чтобы разобраться, что же это за диагноз и какие расстройства он объединяет, обратимся к двум основным «Библиям» психиатрии – американскому руководству DSM-5 и европейской Международной Классификации Болезней МКБ-10, где описаны все существующие симптомы, синдромы и нозологии, т.е. болезни, в том числе и психические. И что же мы видим ? А видим то, что такой болезни, вернее, такого названия или термина в этих руководствах нет. И что же это значит ? Что эту болезнь навсегда победили, и она исчезла даже со страниц медицинских справочников ? Это было бы слишком хорошо, чтобы быть правдой. Причина отсутствия термина ММД в официальных медицинских классификациях болезней в другом – в том, что те расстройства психики и поведения детей, которые ранее описывали термином ММД, сейчас классифицируют и называют по-другому – СДВ, СДВГ, нарушения обучения и памяти и целый ряд других терминов. Расстройства остались, изменились только их трактовка, понимание причин, механизмов и терминология. Однако психология врача, учившегося еще в советское время, штука еще более консервативная, чем медицинская классификация, поэтому до сих пор в историях болезни, заполняемых нашими врачами, можно встретить диагноз, можно сказать, из каменного века – ММД. Вместе с тем, понять происхождение этого диагноза, предлагавшиеся методы лечения нарушений, стоящих за этим диагнозом, и особенно – причины, по которым от него пришлось отказаться, будет крайне интересно и поучительно. Ведь, по сути, диагноз «ММД» не так уж и далек от диагноза «С ребенком что-то не так».

Если задаться целью отыскать описание симптомов, лежащих в основе диагноза ММД, и обратиться с этой целью к современным медицинским учебникам, то там мы находим чаще всего лишь историческую справку по поводу устаревшего диагноза ММД. А вот поиск в интернете дает совершенно другой результат – многочисленные статьи сайтов разнообразных частных и не только частных клиник сообщают доверчивому читателю, что ММД – это и легкая детская энцефалопатия, и легкое повреждение мозга, и минимальный церебральный паралич, и инфантильный психоорганический синдром, и возрастная незрелость когнитивных или высших психических функций, и нарушение развития навыков чтения – дислексия,а также письма –дисграфия, и счета – дискалькулия, и расстройства развития речи, и расстройства развития двигательных функций или диспраксия, и поведенческие и эмоциональные расстройства типа синдрома дефицита внимания и гиперактивности. И в заключение читателя добивают утверждением, что ММД является чуть ли не наиболее распространенной формой нервно-психических нарушений детского возраста. И так уже невротичный родитель трудного ребенка, которому уже поставили диагноз синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), расстраивается еще больше от подозрения, что, возможно, у его ребенка совсем не СДВГ, а ММД, а возможно, что еще хуже, и то, и другое. И это совсем не умозрительные выкладки, а случаи из практики, когда сбитые с толку родители мечутся перед дилеммой, что же лечить – ММД или СДВГ? Приходится долго успокаивать такого родителя и объяснять, что СДВГ и ММД – это просто новый и старый термины, описывающие практически одни и те же нарушения. И для простоты картины, а главное спокойствия, о термине ММД лучше просто забыть.

Кто и когда первый ввел в обиход термин «минимальная мозговая дисфункция» или ММД доподлинно не установлено, но годы расцвета в неврологии концепции ММД пришлись на 1950-1960 гг., когда после осмысления последствий тяжелейшей эпидемии энцефалита в 1917-1918 г.г. упрочилась теория об обусловленности любых нарушений поведения у детей тем или иным поражением головного мозга. Хотя по сути это было только ничем не подкрепленное предположение, поскольку объективных и достоверных методов инструментальной диагностики этого самого поражения головного мозга в то время просто не существовало. Со временем по мере накопления клинических данных, а также данных нейробиологических, нейропсихологических и многих других исследований стало очевидно, что термин ММД чересчур собирательный, чересчур размытый и неточный и чересчур бездоказательный с точки зрения инструментальной валидизации. Все это в конце концов и привело к полному отказу от данной терминологической категории и концепции в целом в официальных медицинских справочниках и учебниках. По крайней мере, В США и Европе.

На смену концепции ММД пришла концепция гиперактивности, которую впервые сформулировал А.Чесс. Согласно этой концепции, гиперактивный ребенок – это либо ребенок, уровень активности которого по своей энергетике и продолжительности заметно превосходят активность обычного ребенка, либо вообще постоянно двигающийся ребенок. Значение этой новой концепции было еще и в том, что она конкретизировала внешнее проявление синдрома в виде повышенной активности вместо смутного предположения о гипотетической мозговой патологии, являющегося системообразующим фактором концепции ММД. Таким образом, с исторической точки зрения концепция минимальной мозговой дисфункции является этапом на пути развития представлений ученых и врачей о природе, механизмах и причинах многочисленных и разнообразных проблем детского возраста неврологического, психологического и поведенческого характера. Та объединяющая идея, которая лежала в основе концепции ММД и которая заключалась в утверждении, что в основе любого клинического симптома в поведении ребенка лежит то или иное поражение головного мозга, была признана несостоятельной, по крайней мере на тот момент времени, когда ее активно пытались применять на практике – диагностические методы 1960-1970 г.г. , как правило, не выявляли у детей с диагнозом ММД никакой мозговой патологии.

Однако парадокс в том, что с точки зрения валидизации или объективизации диагноза и сегодня большой разницы между старым диагнозом ММД и новым СДВГ не существует – и в том, и в другом случае объективного диагностического теста, однозначно устанавливающего факт наличия некоей поломки в головном мозгу ребенка, вызывающей данное расстройство, не существует, а сам диагноз ставится на основании совокупности клинических проявлений, а значит несет элемент субъективизма врача. Вместе с тем, данных о неврологическом субстрате СДВГ становится все больше и что касается нарушений функционирования различных нейромедиаторных систем, так и нейрофизиологических данных о нарушениях как внутрикорковой организации связей, так и удаленного взаимодействия различных областей коры мозга и подкорковых структур. Что все-таки вселяет уверенность в том, что со временем, по мере продвижения научных исследований в этой области, объективные неврологические причины этого расстройства в конце концов будут установлены, а объективные тесты на их основе будут разработаны.

Резюмировать все вышесказанное можно следующим образом. В современной официальной медицинской классификации болезней такого понятия, как ММД не существует ввиду того, что так и не удалось определить специфическую клиническую картину этого диагноза, получить хоть какие-нибудь данные о его причинах и механизмах и, как следствие, предложить эффективные методы его коррекции или лечения. Те разнообразные клинические симптомы, которые достаточно искусственно объединялись в такую общую категорию, как ММД, сейчас более точно и обоснованно классифицируют как синдром дефицита внимания (СДВГ), синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), задержка психического развития (ЗПР), специфические нарушения обучения – дислексия, дисграфия, дискалькулия и т.д. Подходы к лечению этих более дифференцированных клинических категорий имеют свою специфику и особенности, поэтому к лечению ММД как таковому сегодня можно относиться не более, чем к анахронизму.

Большим опытом коррекции/лечения СДВГ (с 1998 года);

Высокой научной и профессиональной подготовкой БОС-специалистов, подтвержденной международными сертификатами и научными публикациями;

Ссылка на основную публикацию