Вегето-сосудистая дистония у детей и подростков: типы, симптомы и методы лечения

Вегето-сосудистая дистония у подростков

Вегето-сосудистая дистония у подростков — это болезнь, поражающая нервную и кровеносную системы. ВСД еще называют соматоформной вегетативной дисфункцией. Заболевание может проявляться по-разному, различают три основных типа:

  1. гиперкинетический,
  2. гипокинетический,
  3. смешанный.

Классификация основана на патогенезе развития заболевания и наборе основных признаков.

Подростковый возраст и ВСД

Чаще всего вегето-сосудистая дистония диагностируется у подростков, при этом выявляются в основном смешанный или гиперкинетический типы.

Проявления заболевания у детей могут быть различны. Все дело в том, что спровоцировать отклонение могут разные причины и переходный возраст — не единственная из них.

Гормональная перестройка организма ребенка в момент взросления влияет на соматическое состояние. В частности, активизация работы половых желез способна изменить поведение ребенка на уровне ЦНС. Помимо этого, изменениям подвергается и кровеносная система. Риск возникновения заболевания увеличивается под влиянием следующих факторов:

  • наступление периода активной гормональной перестройки;
  • проблемные и стрессовые ситуации;
  • вредные привычки, в частности, курение, употребление спиртных напитков, наркотиков и токсичных веществ;
  • перенесенные острые и хронические инфекционные заболевания, которые могут стать причиной развития вегето-сосудистой дистонии по гипокинетическому типу;
  • малоподвижный образ жизни. Низкий тонус мышц и гиподинамия;
  • излишняя целеустремленность, перфекционизм, склонность к неврозам и неврозоподобным состояниям.

Процесс обучения, его интенсивность, повышенные требования со стороны родителей и учителей, неконтролируемая эмоциональность, вызванная изменениями в гормональной системе — все это можно назвать причинами вегето-сосудистой дистонии подростков.

Чем опасна вегето-сосудистая дистония?

Несмотря на то, что большинство медиков не склонно оценивать вегето-сосудистую дистонию у подростков как заболевание, приводящее к серьезным последствиям, закрывать глаза на ее проявления и необходимость лечения не стоит.

Прежде всего, ВСД существенно влияет на общее состояние, работоспособность, концентрацию и восприимчивость. Самым серьезным итогом ВСД при полном отсутствии лечения может стать артериальная гипертензия. Заболевание, возникающее на фоне соматоформной вегетативной дисфункции, становится серьезной проблемой в тридцатилетнем возрасте.

В подростковом возрасте симптоматика выглядит следующим образом:

  • нарушение сердечных ритмов, тахикардия;
  • резкие перепады артериального давления, характерные для смешанного типа ВСД;
  • эпизодические боли в области сердца, кардиалгия;
  • временные нарушения зрения при физических нагрузках.
Вегето-сосудистая дистония: лечить или не лечить?

Само заболевание, равно как и его симптомы, известны давно. ВСД у подростков успешно диагностируется, однако однозначного способа лечения болезни пока не найдено, так как до сих пор медикам не удалось до конца расшифровать саму патологию.

Пока врачи имеют более полную информацию только о периферических эффектах неврологических проблем в регуляции сердечной и сосудистой деятельности. При этом все еще не ясно, каким образом на возникновение и течение болезни влияют инфекции.

На данный момент большинство специалистов склонно считать основной и самой распространенной причиной вегето-сосудистой дистонии у подростков — стресс.

Методика лечения зависит от причины развития заболевания. Так как основной считаются именно стрессовые ситуации, медикаментозное лечение ВСД практически не проводится. Меры профилактики и лечение ограничиваются снижением количества стрессовых ситуаций, улучшением общего эмоционального состояния и перераспределением умственных нагрузок.

Однако при обострении вегето-сосудистой дистонии возможно применение лекарственных препаратов в терапевтических дозах. Такие методы купируют приступы сосудистых нарушений и нормализуют состояние подростка.

Гибкость и адаптируемость нервной системы подростка является одной из причин, по которой на проявление симптомов болезни медики смотрят без особой тревоги. У детей раннего возраста процессы происходят еще быстрее и проще, поэтому, прогноз, как правило, благоприятен.

Профилактика вегето-сосудистой дистонии у детей и подростков

Вегето-сосудистая дистония у подростков и детей младшего возраста может протекать практически бессимптомно, особенно, если взрослые уделяют должное внимание профилактике ВСД.

Речь идет о ведении здорового образа жизни, занятиях спортом как на любительском, так и на профессиональном уровне, режиме питания, а также сна и бодрствования. Для лучшего состояния сосудов необходимо разнообразить рацион, добавив в него больше клетчатки и витаминов, а также продуктов, содержащих калий и магний. А вот жирную и жаренную пищу лучше исключить или хотя бы свести ее употребление к минимуму. Причина отказа от термически обработанных жиров — это риск развития атеросклеротических процессов. Естественно, в этот период лучше всего увеличить пребывание ребенка на свежем воздухе.

Изменения температуры тела

Как уже было отмечено выше, вегето-сосудистая дистония у подростков имеет огромный перечень различных симптомов. Однако важным показателем того, что нарушения не вызваны более серьезными заболеваниями, требующими немедленного медицинского вмешательства, может служить отсутствие температуры.

Сочетание нескольких распространенных симптомов ВСД и повышенной температуры говорит о наличии в организме инфекции или же очага воспаления. Естественно, диагностировать заражение и оперативно начать лечение инфекционного заболевания может только опытный врач. Поэтому при первых признаках повышения температуры необходимо обращаться за помощью к медикам, а не пытаться снять симптомы самостоятельно.

Методы медикаментозного лечения ВСД у подростков

Основным способом снятия болезненных состояний, связанных с обострением вегето-сосудистой дистонии у подростков и детей младшего возраста является снижение уровня стресса и выработка стрессоустойчивости, как метода противостояния неврозам. Несмотря на это при более сложных проявлениях и таких симптомах, как регулярные головные боли, обмороки, расстройства сна, отсутствие аппетита, плаксивость и раздражительность, снижение эмоционального фона, врач может прописать курсовой прием следующих препаратов:

  • седативные средства, успокаивающие нервную систему;
  • антидепрессанты, улучшающие общий эмоциональный фон;
  • комплексы витаминов и минералов, укрепляющие организм в целом.

Лечение проводится только под наблюдением невролога и только после обследования, которое может выявить отклонения в состоянии кровеносной системы.

С возрастом большинство симптомов вегето-сосудистой дистонии у подростков проходит самостоятельно. Однако, надеяться только на это нельзя. Применяя весь спектр профилактических методов, можно снизить необходимость лечения или сделать его более щадящим, но полностью исключать прием препаратов или выполнение общих рекомендаций нельзя. К общим рекомендациям можно отнести:

  • своевременную диагностику и лечение любых инфекционных заболеваний;
  • установление и соблюдение режима дня;
  • грамотное распределение нагрузки на определенный временной период для снижения утомляемости;
  • регулярные прогулки и активный отдых на свежем воздухе;
  • уменьшение времени, проводимого за компьютером, планшетом, телефоном;
  • качественный и регулярный массаж — лечебный и расслабляющий;
  • контроль за внутричерепным давлением и состоянием позвоночника, в том числе и коррекция осанки.

Обострение вегето-сосудистой дистонии у подростков может стать причиной временного освобождения от занятий физкультурой, а также поводом для постановки на учет у невролога. Кроме того, регулярное обследование помогает выявить ВСД у подростков в период «затишья» и своевременно назначить лечение сосудистой системы.

Современные взгляды на лечение синдрома вегетативной дистонии у детей

Синдром вегетативной дистонии (СВД) является одним из самых частых заболеваний детского возраста. Известно, что на приеме у педиатра на долю СВД приходится 50–75% от числа пациентов с неинфекционной патологией.

Синдром вегетативной дистонии (СВД) является одним из самых частых заболеваний детского возраста. Известно, что на приеме у педиатра на долю СВД приходится 50–75% от числа пациентов с неинфекционной патологией. При этом у больных могут отмечаться изменения со стороны различных органов и систем, которые носят функциональный характер. Этим дистония принципиально отличается от других заболеваний, что не должно стать поводом для успокоения, так как возможен переход СВД в такие психосоматические заболевания у взрослых, как ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, бронхиальная астма. Отсутствие адекватной терапии может привести к ухудшению в состоянии больного. В связи с этим необходим поиск новых эффективных методов лечения детей с СВД.

Обычно лечение больного с СВД проводится в течение длительного времени. При этом очень важно учитывать характер вегетативных нарушений (преобладание активности симпатического или парасимпатического отделов вегетативной нервной системы), тяжесть клинических проявлений, а также психоэмоциональные особенности личности ребенка. Предпочтение в лечении детей с СВД должно отдаваться немедикаментозным методам. Этого бывает достаточно при легком течении СВД. При тяжелом течении используется и медикаментозная терапия. Одновременно проводится лечение хронических очагов инфекции и сопутствующих заболеваний.

Терапию следует начинать с нормализации режима дня: очень важно, чтобы ночной сон составлял не менее 8–10 ч, а также чтобы ребенок гулял на свежем воздухе не менее 2–3 ч в день. При построении занятий целесообразно чередовать физические и умственные нагрузки. Необходимо устранить гиподинамию, ограничить просмотр телевизионных передач до 1 ч в день, а также работу за компьютером, которые должны быть дозированы с учетом возраста ребенка.

Занятия физкультурой. Дети с СВД должны заниматься утренней гимнастикой. Благоприятное влияние на пациентов оказывают плавание, катание на лыжах, коньках, дозированная ходьба, игра в настольный теннис, бадминтон. Не рекомендуются занятия групповыми видами спорта (футбол, баскетбол, волейбол), а также боксом, борьбой, кикбоксингом.

Питание. Ребенок с СВД должен получать полноценное питание с достаточным количеством минеральных веществ и витаминов. Детям с повышенной симпатоадреналовой активностью и лабильной артериальной гипертензией необходимо ограничить потребление поваренной соли, чая, кофе. Целесообразно исключить из рациона копчености, острые блюда, шоколад. Детям с повышенной парасимпатической активностью, артериальной гипотонией рекомендуется пища, содержащая достаточное количество жидкости, а также маринады, чай, кофе (лучше с молоком), шоколад и шоколадные конфеты, кефир, гречневая каша, горох. Детям с СВД целесообразно принимать мед на ночь в течение 2–3 мес, а также различные соки, настои, компоты из облепихи, калины, шиповника, рябины, моркови, брусники, черноплодной рябины, изюма, кураги.

Психотерапия. Важное место в лечении детей с СВД должно отводиться индивидуальной рациональной психотерапии, направленной на коррекцию внутренней картины болезни с переориентацией на немедикаментозные приемы саморегуляции. При этом очень важно, чтобы лечащий врач вызывал доверие не только у ребенка, но и у его родителей. Нередко можно видеть хороший терапевтический эффект, убедив больного лишь изменить образ жизни, характер питания, заняться физкультурой.

Водные процедуры. Обычно у детей с СВД эффективны следующие водные процедуры: плавание, циркулярный душ, сауна, лечебные ванны. Бальнеотерапия должна проводиться в зависимости от особенностей вегетативных нарушений. Для детей с повышенной симпатической активностью показаны ванны с добавлением седативных трав, при ваготонии — солевые хвойные, нарзанные, родоновые ванны, обливания, растирания холодной водой.

Физиотерапевтическое лечение. При СВД широко используются гальванизация по рефлекторно-сегментарной методике, парафин, озокерит на шейно-затылочную область. Выбор методики должен проводиться с учетом направленности исходного вегетативного тонуса. При ваготонии показаны электрофорез на воротниковую зону с 5% раствором хлористого кальция, 1% раствором кофеина или 1% раствором мезатона. При симпатикотонии используется электрофорез с 2% раствором эуфиллина, 2% раствором папаверина, 4% раствором сульфата магния.

Массаж. При ваготонии, особенно сочетающейся со снижением артериального давления, назначается общий массаж, а также массаж икроножных мышц, кистей рук и шейно-воротниковой зоны; при преобладании симпатического тонуса — массаж по зонам позвоночника и шейно-воротниковой области.

Медикаментозная терапия. При недостаточной эффективности описанных выше лечебно-оздоровительных мероприятий назначается медикаментозная терапия. Желательно начинать медикаментозное лечение с фитотерапии. Детям с повышенной возбудимостью, тревожностью рекомендуется назначать фитосборы, обладающие седативным действием: шалфей, боярышник, валериана, пустырник, зверобой (табл. 1). Курсы лечения обычно длительные — в течение 3–12 мес. Препараты необходимо чередовать через 2–4 нед (с двухнедельным перерывом между курсами).

Кроме настоек и экстрактов, из фитопрепаратов могут использоваться также различные виды чая. Из препаратов валерианы лучше всего зарекомендовал себя «валериановый чай»: 1 ст. ложку измельченного корня валерианы заварить с вечера одним стаканом крутого кипятка, накрыть блюдцем и на следующий день принять настой в 3–4 приема. Таким же образом готовится чай из пустырника, который обладает даже большими, чем валериана, успокаивающими свойствами. При острых невротических реакциях в качестве быстродействующего «огнетушителя» может использоваться «валериановый коктейль»: 5–15 мл настойки валерианы, т. е. 1 чайная, десертная или столовая ложка, пополам с водой. Менее убедителен седативный эффект таблетированного экстракта валерианы.

При недостаточном успокаивающем эффекте фитопрепаратов в лечении детей с СВД применяются анксиолитики и нейролептики (табл. 2).

Главной мишенью действия нейролептиков и анксиолитиков служат структуры лимбико-ретикулярного комплекса, в которых сосредоточены высшие вегетативные и эмоциональные центры. Тесная связь психических и вегетативных функций, осуществляемая лимбической системой, позволяет понять, почему эти препараты, снижая эмоциональную возбудимость, одновременно оказывают нормализующее влияние на вегетативно-висцеральные расстройства, сопровождающие СВД.

При назначении транквилизаторов необходимо учитывать характеристику психоэмоционального состояния больного и направленность вегетативной дисфункции (ваго- или симпатикотония). Детям с повышенным уровнем тревожности, нарушением сна показаны транквилизаторы с выраженным седативным эффектом: седуксен (Сибазон, Реланиум, Диазепам), Феназепам, Тазепам, Атаракс. При гипостеническом невротическом состоянии, артериальной гипотонии назначают препараты с умеренным активизирующим действием — «дневные транквилизаторы» (Грандаксин, медазепам), которые даются обычно в два приема — утром и днем. Важно учитывать, что при СВД по симпатикотоническому типу целесообразно использование Седуксена (1 таблетка — 0,005 г), Тазепама (1 таблетка — 0,01), Феназепама (1 таблетка — 0,5 и 1 мг). Детям с СВД по ваготоническому типу показаны Амизил (1 таблетка — 1 мг или 2 мг), при смешанном варианте СВД — Белласпон (1–3 таблетки в сутки), Рудотель (1 таблетка — 0,01 г), Грандаксин (1 таблетка — 0,05 г). Продолжительность назначений транквилизаторов — не более 4–6 нед, возможно проведение повторных курсов.

Нейролептики показаны детям с ост­рой и хронической тревогой, при двигательном беспокойстве, наличии тиков, ипохондрии, страхов, а также при стойком болевом синдроме. Они снижают реакцию на внешние раздражители, обладают вегетотропным действием, рекомендуются к применению, когда транквилизаторы неэффективны. Чаще всего из этой группы препаратов используется Френолон в дозе 5–15 мг/сут, тиоридазин (Меллерил, Сонапакс) — детям дошкольного возраста в дозе от 10 до 20 мг/сут, школьного — по 20–30 мг/сут, а также Терален в дозе 5–15 мг/сут. Френолон и Сонапакс дают хороший эффект при кардиалгиях. Терален обладает еще и антигистаминным свойством.

При необходимости нейролептики можно сочетать с анксиолитиками.

Хорошо зарекомендовали себя препараты, улучшающие обменные процессы в ЦНС — нейрометаболические стимуляторы. Они показаны детям с выраженными проявлениями СВД. Нейрометаболические стимуляторы оказывают не только положительное влияние на обменные процессы и кровообращение мозга, но и стимулируют окислительно-восстановительные процессы, усиливают утилизацию глюкозы, улучшают энергетический потенциал организма, повышают устойчивость ткани мозга к гипоксии, способ­ствуют улучшению памяти, облегчают процесс обучения. С этой целью можно назначить Ноотропил (0,4–0,6 мг/сут), Энцефабол (0,1–0,2 мг/сут), Аминалон (0,5–1 г/сут), Пантогам (0,5–0,75 г/сут), Фенибут (0,5–0,75 г/сут), глицин (0,2–0,3 г/сут). Наряду с этими препаратами используются глутаминовая кислота, Церебролизин по 1 мл внутримышечно (курс лечения — 10–15 инъек­ций). Лечение данными препаратами проводят 2–3 раза в год.

Читайте также:  Дополнительная хорда левого желудочка — причины развития недуга

Детям с ваготонической направленностью СВД назначают растительные психостимуляторы, повышающие активность симпатической нервной системы. С этой целью можно воспользоваться кофеином, настойкой женьшеня, лимонника китайского, элеутерококка, родиолы розовой, заманихи, пантокрина. Все эти препараты назначают из расчета по 1–2 капли на 1 год жизни в первой половине дня: 2 раза в день за 30 мин до еды в течение 1–2 мес, чередуя их между собой (с перерывами по 2–3 нед).

При упорных головных болях, внутричерепной гипертензии показаны курсы Диакарба, мочегонных трав. Для улучшения микроциркуляции назначают Трентал, Кавинтон, Винкапан.

В настоящее время в лечении СВД стали использоваться препараты, в состав которых входят коферменты, микроэлементы и витамины в изолированном виде или в их сочетании: Коэнзим Q10, L-карнитин, Бетакаротин, кальция гипохлорит, кальция лактат, кальция фосфат, Магне В6, Мульти-табс и Мульти-табс с бета-каротином.

Важно учитывать, что при симпатикотонии предпочтение следует отдавать препаратам калия и витамину В1, в то время как при ваготонии — препаратам кальция, фосфора, витаминам В6, С.

Лечение артериальной гипертензии. При артериальной гипертензии показано назначение базисной терапии, включающей сосудистые и ноотропные препараты. С этой целью можно назначить Оксибрал (по 2,5 мл сиропа 3 раза в день), Винпоцетин (1 таблетка — 5 мг), Кавинтон (1 таблетка — 5 мг), Циннаризин (1 таблетка — 25 мг). При неэффективности лечения назначаются гипотензивные препараты. Важным в лечении больных с артериальной гипертензией является индивидуальный подбор препаратов для конкретного человека. При стабильной артериальной гипертензии и гиперкинетическом типе кровообращения (тахикардия, преимущественное повышение систолического артериального давления) показано назначение небольших доз β-блокаторов: атенолол — 0,7 мг/кг 1 раз в день, пропранолол (Обзидан, Индерал) — 0,5 мг/кг 3–4 раза в день. При гипокинетическом типе кровообращения (брадикардия, повышение преимущественно диастолического артериального давления) лечение начинают с назначения мочегонных препаратов (Гипотиазид, Триампур композитум). При отсут­ствии эффекта показано назначение ингибитора ангиотензинпревращающего фермента каптоприла (0,5 мг/кг 3 раза в сутки). В педиатрической практике часто используется пролонгированный препарат эналаприл (0,02 мг/кг 1 раз в день).

Купирование гипертонических кризов. Прежде всего необходимо создать максимально спокойную обстановку. С целью снижения артериального давления у ребенка с СВД можно назначить седативные препараты (Седуксен — 1 таблетка — 5 мг или 1–2 мл в/в), мочегонные средства (Фуросемид, Лазикс), препараты калия (Панангин — 2 таблетки), селективный β-адреноблокатор атенолол из расчета 0,7 мг/кг.

Лечение вегетативных пароксизмов довольно сложно, так как кризы обладают циркадностью и строго индивидуальны. Преобладание активности того или иного отдела вегетативной нервной системы во время криза может быть компенсаторным; подавляя этот отдел, можно усугубить, усилить криз. Важно не столько лечение самого криза, сколько комплексная и длительная терапия в межприступный период.

При симпатоадреналовых пароксизмах у детей используют транквилизаторы, седативные препараты, β-адреноблокаторы. Желательно после купирования криза назначить β-адреноблокатор еще на 4–5 дней, можно в сочетании с седативными лекарственными средствами. Если у пациента симпатоадреналовые кризы повторяются и выявлена связь между их возникновением и психоэмоциональным напряжением, то β-адреноблокатор может назначаться в небольшой дозе более продолжительное время. Необходимо устранить провоцирующий фактор и провести пациенту курс психотерапии. Детям с повторяющимися парасимпатическими кризами целесообразно провести длительный курс лечения (1–2 мес) одним из препаратов красавки. С этой целью можно использовать Белласпон, Беллатаминал и др. Обычно их назначают на ночь (1/2–1 таблетки) в зависимости от возраста. На этом фоне следует продолжать лечение СВД.

Если у ребенка возник вегетативный пароксизм, нужно определить особенности его течения (вагоинсулярный, симпатоадреналовый или смешанный), а затем с учетом этого оказать необходимую помощь (табл. 3).

В заключение следует сказать, что купирование вегетативных кризов у детей, как и лечение СВД, требует индивидуального подхода с подбором соответствующих методов и препаратов. Даже при адекватной терапии СВД необходим контроль эффективности терапии, так как могут наблюдаться парадоксальные реакции, поскольку ваготонии или симпатикотонии в чистом виде у детей практически не бывает. Сменяя один метод лечения другим, можно добиться положительного терапевтического эффекта в большинстве случаев.

Литература
  1. Белоконь Н. А., Кубергер М. Б. Болезни сердца и сосудов у детей. В 2 т. М.: Медицина, 1985.
  2. Вегетативная дисфункция у детей и подростков (клиника, диагностика, лечение) // Козлова Л. В., Самсыгина Г. А., Царегородцева Л. В. и др.: Учебно-методическое пособие. Смоленск, 2003. 80 с.
  3. Вегетативно-сосудистая дистония у детей (клиника, диагностика, лечение) // Белоконь Н. А., Осокина Г. Г., Леонтьева И. В. и др.: Метод. реком. М., 1987. 24 с.
  4. Беляева Л. М., Хрусталева Е. К. Функциональные заболевания сердечно-сосудистой системы у детей. Минск: Амалфея, 2000. 208 с.
  5. Кардиология детского возраста: Учебное пособие / под ред. Ю. М. Белозерова, А. Ф. Виноградова, Н. С. Кисляк и др. Тверь, 1995. 266 с.
  6. Леонтьева И. В. Артериальные гипертензии у детей и подростков // Лекции для врачей. М., 2000. 62 с.
  7. Лекции по педиатрии. Т. 4. Кардиология / под ред. В. Ф. Демина, С. О. Ключникова, Н. П. Котлуковой и др. М., 2004. 412 с.
  8. Маколкин В. И., Абакумов С. А. Сапожникова А. А. Нейроциркуляторная дистония (клиника, диагностика, лечение). Чебоксары: Чувашия, 1995. 250 с.
  9. Мешков А. П. Функциональные (неврогенные) болезни сердца. Н. Новгород: НГМА, 1999. 208 с.
  10. Практическое руководство по детским болезням / под ред. Г. А. Самсыгиной, М. Ю. Щербаковой. Т. 3. 735 с.
  11. Рекомендации по диагностике, лечению и профилактике артериальной гипертензии у детей и подростков. М., 2003. 43 с.
  12. Шварков С. Б. Современная концепция о вегетативных расстройствах и их классификация // Педиатрия. 2003. № 2. С.108–109.
  13. Царегородцева Л. В. Дискуссионные вопросы синдрома вегетативной дистонии у детей // Педиатрия. 2003. № 2. С.103–105.
  14. Царегородцева Л. В. Лечение синдрома вегетативной дистонии // Педиатрия. 2003. № 2. С. 52–56.
  15. Энциклопедия лекарств. М.: ООО «РЛС–2005», 2004. 1440 с.
  16. Human Blood Pressure Determination by Sphyqmomanometry / D. Perloff, C. Grim, J. Flack et al. // Circulation. 1993; 88: 2460–2467.
  17. Update on the 1987 Task Force Report on the high blood pressure in children аnd adolescents, National High Blood Pressure Education Program Working Group on Hypertension Control in Children and Adolescents // Pediatrics. 1996; 98(4, Part 1): 649–658.

Л. В. Царегородцева, кандидат медицинских наук, доцент
РГМУ, Москва

Вегето-сосудистая дистония у детей и подростков. Клинико-психофизиологические проявления и терапия (обзор)

Опубликовано в журнале:
«ПРАКТИКА ПЕДИАТРА»; №3 (сентябрь-октябрь); 2019; стр. 17-21.

Л. С. Чутко 1 , д-р мед. наук, проф. С. Ю. Сурушкина 1 , канд. мед. наук, Е. А. Яковенко 1 , канд. биол. наук, Т. Л. Корнишина 2 , канд. мед. наук

1 Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой РАН, Санкт-Петербург
2 Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Резюме: В статье представлен обзор научных публикаций, посвященных изучению эпидемиологии, этиологии, патогенеза, основных клинических проявлений и подходов к лечению вегето-сосудистой дистонии у детей и подростков и проанализирован опыт применения препарата Нооклерин ® в лечении этого заболевания.
Ключевые слова: вегето-сосудистая дистония у детей и подростков, Нооклерин ®

Summary: The article presents a review of scientific publications devoted to the study of epidemiology, etiology, pathogenesis, main clinical manifestations and approaches to the treatment of syndrome of vegetative dysfunction in children and adolescents, and analyzed the experience of using the drug Nooklerin in the treatment of this disease.
Keywords: syndrome of vegetative dysfunction in children and adolescents, Nooklerin

Психовегетативные расстройства являются одной из актуальных проблем, представляющих интерес как для неврологов и психиатров, так и для педиатров. В нашей стране это заболевание традиционно рассматривается как вегето-сосудистая дистония (ВСД).

Еще Da Costa в 1871 г. на основе наблюдений, сделанных во время гражданской войны в США, описал нарушения сердечно-сосудистой системы, названные им «возбудимым сердцем солдата» и позднее получившие название «синдром Да Коста») [5]. Он описал психогенно провоцированные нарушения функций сердечно-сосудистой системы (учащенное и усиленное сердцебиение, кардиалгии), дыхательной системы (учащенное дыхание, чувство удушья и нехватки воздуха) и пищеварительной системы (учащенный жидкий стул, ощущение вздутия живота, боли по ходу толстой кишки) в структуре тревожно-ипохондрических состояний. Непосредственная связь с психогениями в наблюдениях Da Costa подтверждается редукцией функциональных нарушений и тревожной симптоматики после разрешения психотравмирующей ситуации.

Выдающийся отечественный невролог А.М. Вейн (1991) рассматривал данную патологию как полисистемные расстройства, возникшие в результате нарушения деятельности надсегментарных вегетативных структур [1].

В МКБ-10 для обозначения данной патологии наиболее часто используются следующие рубрики:

G 90.8 Другие расстройства вегетативной (автономной) нервной системы.

G 90.9 Расстройства вегетативной (автономной) нервной системы неуточненное.

F 45.3 Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы.

Кроме этого, в зарубежной литературе для обозначения подобных пациентов используется термин «Medically Unexplained Symptoms» (с медицинской точки зрения необъяснимые симптомы), somatic symptom disorder (расстройство соматической симптоматики).

Вегетативная нервная система выполняет в организме две основные глобальные функции: 1) поддержка гомеостаза (постоянство внутренней среды организма); 2) вегетативное обеспечение деятельности – мобилизация функциональных систем организма в ответ на действие внешних факторов с целью адаптации организма к меняющимся условиям окружающей среды [4]. Причинами расстройств вегетативной регуляции являются наследственная предрасположенность, патология перинатального периода, последствия черепно-мозговых травм и нейроинфекций, очаги хронического воспаления и соматические заболевания, чрезмерные физические нагрузки, неблагоприятные условия внешней среды (климат и т. д.) и др. Однако очень часто ведущей причиной являются эмоциональные нарушения, в первую очередь, тревожные расстройства. Говоря о развитии ВСД у подростков, необходимо помнить о нейроэндокринных перестройках, активно протекающих в пубертатном периоде. В основе патогенеза этого расстройства лежит нарушение равновесия между симпатической и парасимпатической системами, обусловленное дезинтеграцией высших вегетативных центров, прежде всего, лимбико-ретикулярного комплекса [9].

Проявления ВСД у детей встречаются в 20-82% случаев [1, 2]. При этом неустойчивая вегетативная регуляция отмечена у 95% подростков [3].

Клинические проявления ВСД характеризуется полиморфизмом, при котором в патологический процесс вовлекаются многие системы организма, при этом ведущее место принадлежит расстройствам сердечно-сосудистой системы. Выделяются следующие клинические варианты заболевания, которые встречаются изолированно или в сочетаниях: синдромы артериальной гипер-и гипотензии; нейрогенные обмороки; цефалгический синдром; вестибулопатический синдром; нейрогенная гипертермия; функциональная кардиопатия; гипервентиляционный синдром; дискинезия верхних отделов ЖКТ; дискинезия нижних отделов ЖКТ (синдром раздраженной толстой кишки); ангиотрофоневроз; нейрогенный мочевой пузырь; функциональная легочная гипертензия; гипергидроз; нейроэндокринный синдром; вегетативные кризы (панические атаки) [19].

При клинической диагностике следует учитывать общую направленность вегетативных изменений (симпатикотоническая, ваготоническая, смешанная). В подростковом возрасте усиливаются симпатоадреналовые влияния, отражая общую возрастную активацию нейроэндокринной системы [20]. Такие подростки, как правило, астеничные, пониженного питания. Их кожные покровы сухие, бледные, сосудистый рисунок не выражен, отмечается стойкий белый дермографизм. Они часто предъявляют жалобы на болевые ощущения в области сердца (кардиалгии), у них отмечается склонность к тахикардии, повышению артериального давления. Кроме того, для них типичны жалобы на запоры, редкие, но обильные мочеиспускания [21].

У подростков с ваготонией нередко наблюдается склонность к ожирению, несмотря на сниженный аппетит. Для них характерны зябкость, потливость, частая и длительная субфебрильная температура. Кожные покровы с мраморным рисунком, прохладные. Кисти рук и стопы холодные и влажные, часто цианотичные. Дермографизм красный, стойкий, разлитой, иногда возвышающийся. Для таких подростков типичны: брадикардия или брадиаритмия, тенденция к снижению артериального давления, кардиалгии, обмороки, плохая переносимость транспорта, чувство нехватки воздуха. У многих детей отмечаются боли в животе, тошнота, гиперсаливация, склонность к метеоризму, частые и необильные мочеиспускания [21].

Оценивая динамику клинических синдромов в зависимости от типа вегетативного гомеостаза и возраста ребенка, О.Е. Талицкая и С.Б. Шварков (1999) отметили, что у детей с ваготонией клинические проявления возникали в более раннем возрасте и отличались большим разнообразием, чем при смешанном и симпатикотоническом типах вегетативного гомеостаза [17]. Одним из распространенных при ВСД является синдром цефалгии, отмеченный авторами у 35% детей. Наиболее часто цефалгический синдром встречался у детей с ваготоническим типом ВСД.

Проведенные нами ранее исследования показали, что ведущими жалобами у детей и подростков с ВСД являются: головные боли у 73,5% обследуемых, липотимии -у 67,9%, головокружение несистемного характера -у 45,3%, чувство нехватки воздуха – у 41,5%, обмороки -у 18,9% пациентов. Головные боли были представлены головными болями напряжения (ГБН) в 41,5% случаев, мигренью в 24,5%, сочетанием ГБН и мигрени в 7,5% случаев. Нами показано, что у 71,7% подростков отмечались жалобы на утомляемость, общую слабость, истощаемость, вялость, дневную сонливость. Необходимо отметить, что эти жалобы возникали во время учебного дня и не проходили после отдыха (Чутко Л.С. и соавт., 2018).

При психологическом исследовании нами отмечено значительное повышение среднего уровня тревожности (как реактивной, так и личностной) у подростков с ВСД по сравнению с контрольной группой. Данные психофизиологического исследования свидетельствовали о достоверно более высоких уровнях снижения внимания и скорости реакции, а также повышенном уровне ложных тревог в исследуемой группе. Ложные тревоги отражают импульсивность, под которой понимают невозможность контроля над своими импульсами (Чутко Л.С. и соавт., 2018).

Таким образом, основным механизмом в возникновении ВСД можно назвать дисфункцию церебрального гомеостаза, которая приводит к нарушению центральных нейромедиаторных механизмов регуляции висцеральных систем и поведения. Поэтому назначение ноотропной терапии, направленной на нормализацию регуляции мозговых процессов можно отнести к патогенетическим методам лечения. В этой связи следует сказать о препарате Нооклерин ® , который обладает церебропротективными свойствами с отчетливым ноотропным, психостимулирующим и психогармонизирующим действием при астенических состояниях, нарушениях памяти различного генеза.

По своей химической структуре он близок к естественным метаболитам мозга и состоит из двух компонентов, один из которых обладает структурным сходством с ГАМК и глутаминовой кислотой, а второй является предшественником холина. Этот препарат можно использовать у детей с 10-летнего возраста. Полученные Ю.В. Поповым (2004) данные свидетельствуют, что Нооклерин ® является эффективным и безопасным средством лечения астенических расстройств у подростков.

В рамках нашего исследования дети и подростки с ВСД принимали препарат Нооклерин ® в дозе 1-2 г сутки (дети 10-12 лет – по 1/2 ч. л. х 2 раза в день, утром и днем; подростки 13-15 лет – по 1 ч. л. х 2 раза в день, утром и днем) в течение 6 недель. Другой терапии в этот период не проводилось (кроме симптоматического приема анальгетических средств во время приступов головной боли). Эффективность терапии анализировалась при повторном исследовании, проведенном через 60 суток после начала лечения.

Читайте также:  Коксартроз – причины, стадии, симптомы и лечение. Как лечить трещину в бедренной кости: симптомы, первая

Оценка результатов лечения показала, что доля респондеров после курса Нооклерина составила 66,0%. В беседах с подростками и их родителями отмечается улучшение общего самочувствия, уменьшение головокружений. После окончания лечения регистрируется значительное уменьшение липотимии у 83,3%. Кроме этого, следует отметить уменьшение утомляемости и дневной сонливости со 2-й недели приема препарата. Результаты повторного вегетологического обследования показали достоверное снижение данного показателя после курса Нооклерина.

Также отмечалось снижение интенсивности головной боли у 35,9% от всех пациентов с цефалгиями. Улучшение получено у детей и подростков с ГБН. Ранее в работе Е.М. Шипиловой и соавт. (2016) было показано, что применение Нооклерина привело к существенному уменьшению частоты, продолжительности и интенсивности головных болей напряжения у детей и подростков. Достоверного снижения тревожности не отмечено. После лечения у большинства пациентов регистрировалась нормализация показателей вегетативного гомеостаза (таблица). Так, у 62,3% подростков показатель индекса Кердо значительно повысился и приблизился к нулевому уровню, что свидетельствует о функциональном вегетативном равновесии. Повторное психофизиологическое исследование после курса выявило статистически достоверное уменьшение невнимательности, импульсивности и времени реакции.

Таблица.

Динамика клинико-психологических показателей у пациентов с СВД в ходе лечения Нооклерином

Переносимость терапии можно в целом охарактеризовать как хорошую. Лишь в единичных случаях на фоне лечения отмечались жалобы на трудности при засыпании. Через 3-4 дня сон у указанных пациентов нормализовался самостоятельно без медикаментозной коррекции. Кроме того, в нескольких случаях отмечалось усиление головной боли на протяжении первой недели приема препарата. В дальнейшем этот побочный эффект купировался самостоятельно. Других побочных явлений отмечено не было.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что применение Нооклерина в лечении ВСД у детей и подростков характеризуется высокой эффективностью. Установлено достоверное снижение выраженности вегетативных нарушений на фоне использования этого препарата. Немаловажно то, что применение Нооклерина почти не сопровождается нежелательными побочными эффектами и осложнениями. Учитывая отсутствие влияния Нооклерина на тревожность, можно предположить повышение эффективности его использования в комбинации с небензодиазепиновыми анксиолитиками.

Лечение ВСД должно носить комплексный характер. Важная роль уделяется образу жизни подростка: режиму дня, обязательным прогулкам на свежем воздухе, адекватному питанию, достаточному времени, выделяемому на сон. Рекомендуются проведение закаливающих процедур, регулярных гимнастических упражнений и пеших прогулок. Следует ограничить просмотр телепередач, компьютерные игры. Обязательна санация очагов хронической инфекции [21].

Комплексность лечения ВСД предполагает большую роль психотерапевтических методик. Рациональная психотерапия при СВД основывается на разъяснении больному доброкачественности имеющихся у него симптомов. Техника лечения основана на беседах с больным, во время которых врач разъясняет ему обратимый характер имеющихся у него нарушений, призывает больного изменить свое отношение к волнующим его событиям окружающей обстановки, перестать фиксировать свое внимание на имеющихся патологических симптомах. Говоря о психотерапевтической коррекции у подростков, необходимо отметить что «мишенью» зачастую является не сам пациент, а его родители.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белоконь Н.А., Кубергер М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей. М., 1987. Т. 2. С. 136-197.
2. Axelrod F.B., Chelimsky G.G., Weese-Mayer D.E. Pediatric Autonomic Disorders // Pediatrics. 2006; 118(1): 309-321.
3. Куликов А.М. Соматоформная вегетативная дисфункция у подростков: сотрудничество интерниста и психотерапевта // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2009. № 9(1). С. 69.
4. Вейн А.М., Вознесенская Т.Г., Голубев В.Л. и др. Заболевания вегетативной нервной системы. М., 1991.
5. Da Costa J. M. On irritable heart; a clinical study of a form of functional cardiac disorder and its consequences // American Journal of the Medical Sciences, Thorofare, N. J., 1871; 61: 17-52.
6. Thiele W. Psycho-vegetative Syndrome // Ment.Welt. 1966; 1 : 9-13.
7. Воробьева О.В. Психовегетативный синдром // Лечение нервных болезней. 2004. № 1. С. 7-11.
8. Карвасарский Б.Д. Неврозы. М.: Медицина, 1990.
9. Вейн А.М. Вегетативные расстройства. Клиника, диагностика, лечение. М.: Мед. информ. агентство, 2003.
10. Белоконь Н.А., Осокина Г.Г., Леонтьева И.В. Вегето-сосудистая дистония у детей: клиника, диагностика, лечение: Методические рекомендации. М., 1987.
11. Середа Ю.В., Шабалов Н.П. Нейроциркуляторная дисфункция у детей: проблемы трактовки и диагностики // Российский семейный врач. 1999. № 4. С. 16-22
12. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Академический проект, 2004.
13. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика; 1984.
14. Вроно М.Ш. Сущность и проявления школьной дезадаптации при психических заболеваниях у детей // Актуальные вопросы неврологии и психиатрии детского возраста: Тезисы докладов, 5-8 июня 1984. Ташкент, 1984. С. 159-160.
15. Lipowski Z.J. Somatization: the concept and its clinical application // Am. J. Psychiatry. 1988; 145: 11-21.
16. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
17. Талицкая О.Е., Шварков С.Б. Цефалгический синдром при вегетативной дисфункции у детей // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1999. № 1. С. 11-14.
18. Гиндикин В.Я. Соматогенные и соматоформные расстройства. М., 2000.
19. Неудахин Е.В. Практическое руководство по детским болезням. Т. 11. Детская вегетология / Под ред. Р.Р. Шиляева, Е.В. Неудахина. М.: ИД «МЕДПРАКТИКА-М», 2008.
20. Заваденко Н.Н., Нестеровский Ю.Е. Клинические проявления и лечение синдрома вегетативной дисфункции у детей и подростков // Педиатрия. 2012. № 91(2). С. 92-101.
21. Панков Д.Д. и др. Вегетативно-сосудистая дисфункция у подростков как проявление дисморфогенеза // Рос. пед. журнал. 2001. № 1. С. 39-41.
22. Arruda M.A. et al. Primary headaches in childhood – a population-based study // Cephalalgia. 2010. 30(9):1056-1064
23. Рачин А.П. Головная боль напряжения у школьников (эпидемиология, клиника, лечение): Автореф. дис. . канд. мед. наук. М., 2002.
24. Чутко Л.С. и др. Головные боли напряжения: клинико-психологические варианты и возможности терапии // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2010. № 4. С. 52-56.
25. Davidson J.I.R. Generalized anxiety and panic: Common, costly and challenging disorders and their pharmacologic- management CNS Spectr. 2004; 9 (6): 1-7.
26. Batelaan N.M., De Graaf R., Van Balkom A.J., Vollebergh W.A., Beekman A.T. Epidemiology of panic. Jijdschr Psychiatr. 2006; 48(3): 195-205.
27. Ollendick T.H., Mattis S.G., King N.J. Panic in children and adolescents: A review // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1994; 35(1): 113-134.
28. Huffman J.C., Pollack M.H., Stern T.A. Panic Disorder and Chest Pain: Mechanisms, Morbidity, and Management. Prim Care Companion // J Clin Psychiatry. 2002; 4(2): 54-62.
29. Achiam-Montal M., Tibi L., Lipsitz J.D. Panic Disorder in Children and Adolescents with Noncardiac Chest Pain // Child Psychiatry Hum Dev. 2013; Feb., 3.
30. Сыропятов О.Г., Дзеружинская Н. А., Яновский С.С. Место ноофена в лечении тревожных расстройств у пациентов в общей медицинской практике (аналитический обзор) // Украiнський вiсник психоневрологи. 2004. № 12(1). С. 90-93.
31. Чабан О. С., Хаустова Е.А. Терапия пациентов с тревожными синдромами в рамках невротических и психосоматических расстройств. Современные подходы к терапии внутренних болезней: Методическое пособие. Киев, 2009.
32. Морозова О.Г., Ярошевский А.А. Цервикогенная головная боль: современные представления и тактика лечения // Международный неврологический журнал. 2009. Тематический выпуск. С. 40-52.
33. Хайтович М.В. Вегетативнi дисфункцii у дiтей: (Неврологiчнi аспекти). Соцiальна педiатрiя. Роздiл: «Медикосоцiальнi аспекти реабiлiтацii дiтей з хроiчним ураженням нервовоi системи». К., 2001. С. 480-483.
34. Корнишина Т.Л., Сурушкина С.Ю., Чутко Л.С. Применение адаптола при синдроме вегетативной дистонии у детей // Журнал неврологии и психиатрии. 2011. № 9(2). С. 61-63.
35. Маколкин В.И., Абакумов С.А. Нейроциркуляторная дистония в практике терапевта. М.: Медицина, 1985.

ВСД у детей и подростков

Многие родители, сравнивая своих детей с собой в их возрасте, с удивлением отмечают, что они совершенно не такие. Если старшее поколение проводило свободное время, играя во дворе или посещая кружки, то сейчас все изменилось. Огромный поток информации, повышенные требования в школе не только значительно усложняют жизнь современного подростка, но и несут гораздо большие проблемы. Одна из них – синдром вегетативной дисфункции у детей (ВСД).

Что такое ВСД

ВСД у подростков и детей представляет собой функциональное расстройство вегетативной нервной системы, которая отвечает за нормальную работу внутренних органов и систем. Естественно, все это сказывается на физическом и эмоциональном состоянии ребенка. Ему становится трудно учиться и общаться с ровесниками. Любое действие может вызвать всплеск негативных эмоций. Поэтому основная задача родителей – разобраться в проблеме вегетососудистой дистонии и подобрать лекарство, помогающее эффективно и мягко избавиться от ВСД.

Причины ВСД у подростков

Сейчас многие врачи считают, что ВСД у детей – не заболевание, а преходящее состояние, спровоцированное изменением гормонального фона в период полового созревания. Чаще всего этот симптомокомплекс проявляется в 13–15 лет и исчезает, как только ребенок повзрослеет. Обычно вегетативная дисфункция у подростков протекает в острой форме и является своеобразным ответом на любую стрессовую ситуацию.

Кроме изменений в гормональном фоне спровоцировать синдром ВСД у детей могут следующие факторы:

  • перенесенные инфекционные заболевания;
  • серьезные травмы;
  • вредные привычки – курение и алкоголь, которые подростки начинают пробовать, а в результате их организм реагирует на поступающие токсины самым непредсказуемым образом;
  • частые стрессы дома и/или в школе: конфликты с одноклассниками, учителями или родителями, экзамены, различные психологические комплексы;
  • наследственная предрасположенность, которая есть у детей, чьи родители страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями;
  • врожденные пороки развития.

Причин ВСД и факторов, которые могут дать толчок к ее развитию, много. Поэтому родителям важно своевременно понять, что конкретно спровоцировало болезнь, и приступить к терапии.

Симптомы ВСД у детей и подростков

Патогенез ВСД полностью не изучен. Большинство специалистов считает, что сначала появляются нарушения в работе нервной системы, а проявление сердечно-сосудистых симптомов вторично. Вегетативная система отвечает за работу внутренних органов, поэтому сбой в ней может вызвать самые различные симптомы ВСД у подростков и детей:

  • скачки артериального давления;
  • учащенное сердцебиение;
  • боль в области сердца;
  • эмоциональную нестабильность;
  • одышку и ощущение нехватки воздуха;
  • повышение потливости;
  • головную боль, головокружение и обмороки;
  • нарушения со стороны пищеварительной системы – запоры или диарею, ухудшение аппетита;
  • общую слабость, разбитость, быструю утомляемость, плохое настроение и депрессии.

Причем специалисты заметили, что у девушек чаще всего бывают психоэмоциональные реакции, а у юношей – проявление физического дискомфорта и боли.

Важность профилактики

Профилактика ВСД у подростков и детей – это, прежде всего, правильно организованный режим учебы и отдыха. Также сюда относятся полноценное питание, здоровый сон, прогулки на свежем воздухе. Предупредить развитие вегетативной дисфункции у детей и подростков гораздо проще, чем потом с ней бороться.

Особенности диагностики и течения ВСД у детей

Дети переносят симптомы вегетососудистой дистонии намного тяжелее, чем взрослые, к тому же диагностировать у них расстройство труднее. Во-первых, это связано с тем, что они не всегда могут точно сказать, что их беспокоит и как долго. Во-вторых, амплитуда и ЧСС (частота сердечных сокращений) устанавливается у детей приблизительно к двенадцати годам. Это существенно затрудняет раннюю диагностику. Поэтому родители должны своевременно обратиться к педиатру, если у ребенка есть следующие симптомы ВСД: частый насморк, боль в груди, озноб (даже если на улице и в помещении тепло), замедленное или быстрое сердцебиение, головная боль, жалобы на духоту, усталость, жару. Доктор подберет подходящее лекарство с учетом возраста ребенка, особенностей течения ВСД, выраженности симптомов и пр.

Лечение вегетососудистой дистонии с помощью препарата Элтацин ®

Элтацин ® – комбинированный препарат, в состав которого входят три заменимые аминокислоты: глицин, цистин и глутаминовая кислота. Все вместе они стимулируют в организме синтез глутатиона – вещества, которое оказывает влияние не только на симптомы ВСД у детей, но и на саму причину.

ВСД симптомы у подростков

image

Вегетососудистая дистония – это не болезнь, а синдром, объединяющий в себе множество разнородных симптомов неясного происхождения.

Диагноз ВСД (вегетососудистая дистония) ставится подросткам при обнаружении определённого типа причин проявления разнообразных симптомов и не требует медикаментозного лечения у большинства пациентов.

Когда к педиатру обращается за помощью ребенок с большим количеством жалоб, присущих сразу ряду болезней, но при этом обследования не выявляют патологии конкретных систем, самочувствие пациента объясняется нестабильностью работы вегетативной системы.

Вегетососудистая дистония – не болезнь, это дисбаланс между симпатическим и парасимпатическим отделами вегетативной нервной системы. Избавиться от проблемы можно, на это требуется время. Во взрослом возрасте встречается заметно реже, чем у подростков. Объясняется это стабилизацией роста и завершением гормональной перестройки молодого организма[1].

Причины возникновения

Синдром развивается постепенно под влиянием ряда негативных факторов. Главной причиной педиатры считают чрезмерную нагрузку на центральную нервную и сосудистую системы.

Выделяется группа распространенных негативных факторов, способствующих развитию признаков ВСД:

  • врожденная предрасположенность;
  • колебания гормонального фона, особенно у девочек и женщин;
  • серьезные стрессы, нервные потрясения;
  • чрезмерная физическая или интеллектуальная нагрузка;
  • наличие вредных привычек, особенно негативно сказывается курение;
  • малоподвижный образ жизни;
  • плохая экология;
  • перенесенные тяжелые инфекционные заболевания.

Две девушки с головной болью и переутомлением

От конкретной причины зависит, со стороны какого органа будут преобладать болезненные ощущения, беспокоящая симптоматика.

Причина в том, что вредные факторы оказывают преимущественное влияние на какой-либо отдел организма. К примеру, негативные эмоции – на сердце, интеллектуальные перегрузки – на мозг[2].

Симптомы

В зависимости от причин, первые признаки, эволюционирующие после в полноценные симптомы ВСД (вегетососудистой дистонии) у подростков, мальчиков и девочек, видны уже с 10 лет, а к 12-14 проявляются развернуто, к 16, 17, 18 годам в зависимости от физической развитости, ребенок может перерасти синдром самостоятельно, без вмешательства медицины [3]. Но в таком случае повышается вероятность развития патологий основных систем организма. Или возвращения вегетососудистой дистонии в более позднем возрасте.

Клинические проявления синдрома разнообразны, зависят от расстройства деятельности конкретного отдела вегетососудистой системы. Типично встречаются:

Девушка ощущает нехватку воздуха и боль в груди

  • слабость, быстрая утомляемость;
  • головные боли;
  • боли в районе сердца;
  • головокружение, потеря сознания, шум в ушах;
  • тошнота;
  • чувство нехватка кислорода, частое поверхностное дыхание;
  • тахикардия;
  • перепады артериального давления;
  • расстройства системы пищеварения;
  • снижение аппетита;
  • резкие перемены настроения, агрессивность, плаксивость.

При наличии одного или нескольких указанных признаков, необходимо обратиться к педиатру.

Такие симптомы могут сигнализировать и об органической патологии. Игнорировать их и оставлять на самотек нельзя.

Диагностика

Чтоб понять, почему так обширен набор исследований при подозрении на ВСД у подростка, следует понимать, что это за диагноз.

Читайте также:  Можно ли ускорить наступление беременности. Как ускорить процесс беременности — действенные способы и советы

Дисфункция вегетососудистой системы в симптоматичном плане напоминает серьезные заболевания основных систем организма. Поэтому при подозрении на расстройства этого типа врач, чтоб исключить опасность, должен проверить все, любые возможные варианты. И только после этого назначается лечение.

При подозрении на синдром вегетососудистой дистонии, пациенты проходят несколько этапов диагностики:

  • Опрос и сбор анамнеза. Доктор выясняет, есть ли факторы, способные повлиять на развитие патологии, существует ли предрасположенность, полученная по наследству или сформировавшаяся в дородовой период. Отмечаются ли хронические болезни пострадавших систем. Как конкретно проявляется, предположительно, ВСД по симпатикотоническому типу или ваготоническому варианту конкретных подростков, какие препараты принимались.

Врач осматривает подростка с ВСД

    Пациенту требуется пройти ЭЭГ, ЭКГ, МРТ. Также информативны ультразвуковое исследование сосудов мозга, общий, биохимический и гормональный анализ крови.
  • Исключение всех других заболеваний докторами смежных специальностей.

После уточнения всех, в том числе и скрытых, симптомов, назначается комплексная терапия. Целью ее служит не только улучшение самочувствия, но и избавление от синдрома.

Лечение

На вопрос «Лечится ли вегетососудистая дистония с разными симптомами у детей и подростков 12-14 лет?» медицина отвечает положительно. Как правило, удается избежать применения медикаментов.

После всех этапов диагностики, назначается комплексный курс терапии. Как конкретно лечить вегетососудистую дистонию у ребенка или подростка 13 – 18 лет, врач решает исходя из симптоматики и анамнеза. Как правило, для избавления от негативной симптоматики хватает курсов физиотерапии разной направленности [4]:

Вегето-сосудистая дистония у детей

Вегето-сосудистая дистония у детей – симптомокомплекс функциональных расстройств со стороны различных систем, обусловленных нарушением регуляции их деятельности вегетативной нервной системой. Вегето-сосудистая дистония у детей может проявляться кардиальным, респираторным, невротическим синдромами, вегетативно-сосудистыми кризами, синдромом нарушения терморегуляции. Диагностика вегето-сосудистой дистонии у детей включает функциональное обследование сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной систем (ЭКГ, ЭЭГ, ЭхоКГ, ЭхоЭГ, РЭГ, реовазография и др.). В лечении вегето-сосудистой дистонии у детей используется медикаментозное, физиотерапевтическое, психологическое воздействие.

Вегето-сосудистая дистония у детей

Общие сведения

Вегето-сосудистая дистония у детей – вторичный синдром, затрагивающий различные сомато-висцеральные системы и развивающийся на фоне отклонений вегетативной регуляции функционального состояния организма. По различным данным, те или иные признаки вегето-сосудистой дистонии диагностируются у 25-80% детей. Чаще синдром обнаруживается у детей 6-8 лет и у подростков, преимущественно женского пола.

В педиатрии вегето-сосудистая дистония не рассматривается в качестве самостоятельной нозологической формы, поэтому изучением ее проявлений занимаются различные узкие дисциплины: детская неврология, детская кардиология, детская эндокринология, детская гастроэнтерология и др. Вегетативные нарушения у детей могут дать толчок к развитию серьезных патологических состояний – артериальной гипертензии, бронхиальной астмы, язвенной болезни желудка и др. С другой стороны, соматические и инфекционные заболевания могут усугубить вегетативные сдвиги.

Вегето-сосудистая дистония у детей

Причины

Причины формирования вегето-сосудистой дистонии у детей чаще носят наследственный характер и обусловлены отклонениями в структуре и функционировании различных отделов вегетативной нервной системы по материнской линии. Развитию вегето-сосудистой дистонии у ребенка способствует осложненное течение гестации и родов: токсикозы беременной, гипоксия плода, внутриутробные инфекции, стремительные или затяжные роды, родовые травмы, энцефалопатии и пр.

Особая роль в развитии вегето-сосудистой дистонии у детей принадлежит различным психотравмирующим воздействиям – конфликтам в семье и школе, педагогической запущенности ребенка, гиперопеке, хроническим или острым стрессам, повышенным школьным нагрузкам. Предрасполагающими факторами вегето-сосудистой дистонии у детей могут выступать соматические, инфекционные, эндокринные заболевания, нейроинфекции, аллергозы, очаговые инфекции (хронический тонзиллит, кариес, фарингит, синусит), аномалии конституции, анемия, черепно-мозговые травмы.

Непосредственными триггерами вегетативной дисфункции в большинстве случаев служат неблагоприятные метеоусловия, климатические особенности, неблагополучная экологическая обстановка, гиподинамия, дисбаланс микроэлементов, чрезмерная физическая нагрузка, нерациональное питание, нарушение режима дня, недостаточный сон, гормональная перестройка пубертатного периода. Проявления вегето-сосудистой дистонии у детей манифестируют в периоды активного роста ребенка, когда функциональная нагрузка на организм особенно велика, а нервная система лабильна.

Вегетативные нарушения сопровождаются разнообразными реакциями симпатической и парасимпатической систем, обусловленными нарушением выработки кортикостероидов, медиаторов (ацетилхолина, норадреналина), биологически активных веществ (простагландинов, полипептидов и др.), нарушением чувствительности сосудистых рецепторов.

Классификация

При постановке диагноза вегето-сосудистой дистонии у детей учитывается ряд критериев, которые являются определяющими в различении форм синдрома. По преобладающим этиологическим признакам вегето-сосудистая дистония у детей может иметь психогенную (невротическую), инфекционно-токсическую, дисгормональную, эссенциальную (конституционально-наследственную), смешанную природу.

В зависимости от характера вегетативных расстройств различают симпатикотонический, ваготонический и смешанный варианты вегето-сосудистой дистонии у детей. С учетом распространенности вегетативных реакций вегето-сосудистая дистония у детей может носить генерализованную, системную или локальную форму.

Согласно синдромологическому подходу в течение вегето-сосудистой дистонии у детей различают кардиальный, респираторный, невротический синдромы, синдром нарушения терморегуляции, вегетативно-сосудистые кризы и др. По степени тяжести вегето-сосудистая дистония у детей может быть легкой, среднетяжелой и тяжелой; по типу течения – латентной, перманентной и пароксизмальной.

Симптомы вегето-сосудистой дистонии у детей

Клиническая картина вегето-сосудистой дистонии у ребенка во многом определяется направленностью вегетативных нарушений – преобладанием ваготонии или симпатикотонии. Описано около 30 синдромов и более 150 жалоб, сопровождающих течение вегето-сосудистой дистонии у детей.

Для кардиального синдрома вегето-сосудистой дистонии у детей характерно развитие приступообразной кардиалгии, аритмии (синусовой тахикардии, брадикардии, нерегулярной экстрасистолии), артериальной гипотонии или гипертензии. В случае преобладания кардиоваскулярных расстройств в структуре вегето-сосудистой дистонии, говорят о наличии нейроциркуляторной дистонии у детей.

Невротический синдром при вегето-сосудистой дистонии у детей наиболее постоянен. Обычно ребенок предъявляет жалобы на утомляемость, нарушение сна, плохую память, головокружение, головные боли, вестибулярные расстройства. У детей с вегето-сосудистой дистонией отмечается пониженное настроение, тревожность, мнительность, фобии, эмоциональная лабильность, иногда – истерические реакции или депрессия.

При ведущем респираторном синдроме развивается одышка в покое и при физическом напряжении, отмечаются периодические глубокие вздохи, чувство нехватки воздуха. Нарушение терморегуляции при вегето-сосудистой дистонии у детей выражается в возникновении непостоянного субфебрилитета, ознобов, зябкости, плохой переносимости холода, духоты и жары.

Реакции пищеварительной системы могут характеризоваться тошнотой, повышенным или пониженным аппетитом, немотивированными болями в животе, спастическими запорами. Со стороны мочевыделительной системы типична склонность к задержке жидкости, отекам под глазами, учащенному мочеиспусканию. У детей с вегето-сосудистой дистонией часто имеется мраморная окраска и повышенная сальность кожи, красный дермографизм, потливость.

Вегетативно-сосудистые кризы могут протекать по симпатоадреналовому, вагоинсулярному и смешанному типу, однако у детей они встречаются реже, чем у взрослых. В детском возрасте кризы обычно имеют ваготоническую направленность, сопровождаясь ощущениями замирания сердца, нехватки воздуха, потливостью, брадикардией, умеренной гипотонией, посткризовой астенией.

Диагностика вегето-сосудистой дистонии у детей

Дети с вегето-сосудистой дистонией нуждаются в консультации педиатра, а также (в соответствии с ведущими причинами и проявлениями) детского невролога, детского кардиолога, детского эндокринолога, детского гастроэнтеролога, детского отоларинголога, детского офтальмолога.

Исходный вегетативный тонус и вегетативную реактивность оценивают с помощью анализа субъективных жалоб и объективных показателей – данных ЭКГ, холтеровского мониторирования, ортостатической, фармакологических проб и др.

Для оценки функционального состояния ЦНС у детей с вегето-сосудистой дистонией проводится ЭЭГ, РЭГ, ЭхоЭГ, реовазография.

В ходе диагностики исключается другая патология, имеющая сходные клинические проявления: ревматизм, инфекционный эндокардит, ювенильная артериальная гипертензия, бронхиальная астма, психические расстройства и др.

Лечение вегето-сосудистой дистонии у детей

При выборе методов лечения вегето-сосудистой дистонии у детей учитывается этиология и характер вегетативных нарушений. Предпочтение отдается немедикаментозной терапии. Общие рекомендации включают нормализацию режима дня, отдыха и сна; дозированные физические нагрузки; ограничение травмирующих воздействий, консультацию семейного и детского психолога и пр. При вегето-сосудистой дистонии у детей положительным эффектом обладают курсы общего массажа и массажа шейно-воротниковой зоны, ИРТ, физиопроцедур (электрофореза на воротниковую зону, эндоназального электрофореза, гальванизации, электросна), ЛФК. Полезны водные процедуры: плавание, лечебный душ (циркулярный, веерный, душ Шарко), общие ванны (скипидарные, радоновые, хвойные, углекислые).

Важная роль в комплексной терапии вегето-сосудистой дистонии у детей отводится лечению очаговой инфекции, соматических, эндокринных и др. заболеваний. При необходимости подключения лекарственной терапии используются седативные, ноотропные средства, поливитаминные комплексы, по показаниям детского психоневролога – антидепрессанты или транквилизаторы.

Прогноз и профилактика вегето-сосудистой дистонии у детей

Последовательная профилактика, своевременная диагностика и лечение вегетативных нарушений позволяют существенно ослабить или устранить проявления вегето-сосудистой дистонии у детей. В случае прогредиентного течения синдрома в дальнейшем у детей может развиться различная психосоматическая патология, вызывающая психологическую и физическую дезадаптацию ребенка.

Профилактика вегето-сосудистой дистонии у детей включает предотвращение действия потенциальных факторов риска, общеукрепляющие мероприятия, гармонизацию развития детей. Дети с вегето-сосудистой дистонией должны находиться на диспансерном учете у специалистов и получать систематическое превентивное лечение.

Вегетососудистая дистония (ВСД) у детей

Вегетососудистая дистония или ВСД представляет собой комплекс нарушений со стороны вегетативной нервной системы и встречается как у взрослых людей, так и у подростков, и детей дошкольного возраста. Проблемой вегетативных расстройств занимаются неврологи, привлекая при необходимости специалистов смежных областей: кардиологов, эндокринологов, педиатров, инфекционистов, аллергологов.

Общая информация

В Международной классификации болезней диагноз вегетососудистой дистонии отсутствует, поскольку она не является самостоятельным заболеванием. По сути, ВСД у детей – это синдром, объединяющий самые разнообразные симптомы, возникшие на фоне реальных болезней или вследствие воздействия определенных факторов. Тем не менее, у патологии есть конкретные причины, виды, признаки и методы коррекции.

Классификация вегетативных нарушений

В зависимости от интенсивности, происхождения, характера вегетативных расстройств выделяют несколько подгрупп ВСД.

В зависимости от причины различают психогенную, наследственную, инфекционную и дисгормональную форму вегетососудистой дистонии, в некоторых случаях у детей встречается смешанный тип ВСД, для которого характерно сочетание сразу нескольких причин возникновения симптомов.

По характеру нарушений синдром бывает:

  • симпатикотоническим, когда расстройство выражается в беспокойном, излишне эмоциональном и даже агрессивном поведении;
  • ваготоническим, что проявляется в виде озноба, повышения или понижения температуры тела, головокружения, ощущения инородного тела в горле;
  • комбинированным, когда нет четкого преобладания определенной симптоматики.

Различают также системную, локальную и генерализованную формы патологии по степени распространенности нарушений. По выраженности расстройств ВСД бывает легкой, среднетяжелой и тяжелой формы.

Симптоматика

Проявления вегетососудистой дистонии у детей и подростков

Проявления вегетососудистой дистонии у детей и подростков многообразны и разноплановы, по сути, под это понятие могут подойти любые симптомы ухудшения общего физического и психоэмоционального самочувствия. Всего описано порядка 30 различных синдромов на основании более 150 жалоб.

В основном симптомы ВСД у детей и подростков включают расстройства со стороны ЦНС, сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, ЖКТ. Наиболее распространенными стали следующие признаки:

  • повышенная утомляемость;
  • нарушения сна;
  • головокружение;
  • учащенное сердцебиение;
  • аритмия;
  • изменения артериального давления;
  • головная боль;
  • диарея;
  • ощущение нехватки воздуха;
  • повышение температуры тела без признаков инфекции;
  • изменение размера зрачков;
  • мышечные и суставные боли;
  • озноб;
  • тремор рук;
  • усиление потливости;
  • холодные конечности;
  • боль в области сердца.

В подростковом возрасте у мальчиков и девочек ВСД нередко проявляется повышенной тревожностью, необоснованными страхами, резкой переменой настроения. В некоторых случаях родители отмечают излишнюю эмоциональность, бурное выражение чувств, иногда немотивированную агрессию и озлобленность.

Причины развития синдрома

Как и признаков, причин для возникновения вегетососудистой дистонии в детском возрасте немало. В ряде случаев патология носит наследственный характер и обусловлена врожденными нарушениями функций вегетативной системы. Как правило, подобные отклонения предаются ребенку по линии матери.

В каждом конкретном случае для эффективного лечения ВСД у подростков и детей необходимо достоверно выявить первичное заболевание или комплекс патологий, которые вызвали вегетативные расстройства. Наиболее частыми причинами стали:

  • заболевания центральной нервной системы;
  • резкое изменение гормонального фона;
  • аллергические патологии;
  • острые и хронические инфекции;
  • особенности созревания и развития вегетативной системы ребенка;
  • патологии эндокринной системы;
  • травмы головы и шеи;
  • заболевания сосудов.

В подростковом возрасте причиной ухудшения работы вегетативной системы может стать курение, в том числе и пассивное. Нередко механизм ВСД запускают стрессы, умственное и физическое перенапряжение, бурные ссоры с громким проявлением чувств.

У дошкольников и учеников начальных классов нарушения могут быть спровоцированы чрезмерной нагрузкой, неблагоприятным экологическим фоном, заболеваниями, перенесенными в период внутриутробного развития или в раннем детстве.

Диагностика ВСД

Диагностика ВСД

Первоначальным этапом обследования выступает сбор детального анамнеза. Врачу необходимо знать о маленьком пациенте практически все:

  • возраст;
  • особенности внутриутробного развития, рождения и первых лет жизни;
  • перенесенные заболевания и операции;
  • частоту болезней за год;
  • пройденное лечение;
  • экологическую обстановку в месте проживания.

Специалисту необходимо кропотливо собрать всю доступную информацию, включая наблюдения родителей, жалобы самого ребенка, особенности образа жизни.

После сбора анамнеза проводится общий осмотр, в ходе которого врач оценивает состояние кожи, слизистых оболочек носа и полости рта, лимфатических узлов и других видимых структур.

Следующий этап диагностики – лабораторные и инструментальные методики обследования. В зависимости от направленности симптомов и жалоб выполняются:

  • комплекс лабораторных анализов крови, мочи;
  • УЗИ;
  • МРТ или КТ;
  • дыхательные тесты;
  • аллергологические пробы;
  • ЭхоКГ и ЭКГ;
  • электроэнцефалография;
  • рентгеноскопия.

Дополнительно лечащий врач может направить ребенка на консультацию офтальмолога, хирурга, уролога, гинеколога, отоларинголога.

Лечение вегетососудистой дистонии у детей

Лечение ВСД у детей предполагает, в первую очередь, купирование неприятных симптомов и поиск патологии, спровоцировавшей синдром. Комплекс методов терапии подбирается в зависимости от характера нарушений и может включать:

  • разнообразные физиотерапевтические процедуры;
  • массаж;
  • различные техники дыхательной гимнастики;
  • курс лечебной физкультуры;
  • медикаментозную поддержку.

Крайне желательно провести коррекцию образа жизни детей с признаками вегетососудистой дистонии. Для уменьшения негативных проявлений и предотвращения дальнейшего усугубления синдрома малышам и подросткам необходимо:

  • спать не менее 8 часов в сутки;
  • соблюдать режим дня;
  • правильно и сбалансированно питаться;
  • регулярно проходить профилактические осмотры;
  • заниматься физкультурой.

Родителям нужно обеспечить комфортную и доброжелательную обстановку дома, оказывать психологическую поддержку своим детям, вовремя и адекватно лечить инфекционные заболевания и травмы. Лечение заболевания может назначать только врач, заниматься самолечением категорически нельзя.

Профилактика ВСД

Предупредить возникновение вегетососудистой дистонии в детском и подростковом возрасте позволят общеукрепляющие мероприятия, своевременная вакцинация, предотвращение потенциальных факторов риска. Специалисты рекомендуют не нагружать маленьких детей чрезмерными занятиями, а подросткам оказывать всестороннюю помощь в учебе и творчестве.

Важно внимательно следить за детским здоровьем, не испытывать в терапии ребенка непроверенные или сомнительные методики, не давать в порядке самолечения препараты узкого спектра действия.

При подозрении на ВСД обращайтесь к профессионалам: наши специалисты найдут причину вегетативных нарушений, подберут индивидуальную схему терапии и коррекционных методик с учетом всех особенностей вашего ребенка.

Врачи:

Детская клиника м.Войковская (Клары Цеткин)

Анпилогова Ирина Энгельсовна

Астахова Ольга Владимировна

Гончарова Евгения Олеговна

Панжинская Татьяна Юрьевна

Тяпкина Светлана Николаевна

Детская клиника м.Марьина Роща

Новячкова Евгения Ивановна

Яремина Наталья Евгеньевна

Максимов Александр Анатольевич

Гончарова Евгения Олеговна

Тяпкина Светлана Николаевна

Детская клиника м.Новые Черемушки

Васильева Ксения Александровна

Черныш Дмитрий Григорьевич

Волкова Александра Александровна

Аникина Людмила Николаевна

Детская клиника м.Текстильщики

Грамотеева Лариса Григорьевна

Детская клиника м.Молодежная

Калугина Яна Игоревна

Детская клиника м.Чертановская

Кузьмина Валентина Юрьевна

Чагирева Полина Николаевна

Чурсинова Елена Петровна

Детская клиника в г.Солнечногорск, ул. Красная

Ссылка на основную публикацию