Важнейший урок этих траурных дней

Открытое занятие «Это нужно не мертвым — это нужно живым», посвященное 70-летию Победы

Лариса Камерер
Открытое занятие «Это нужно не мертвым — это нужно живым», посвященное 70-летию Победы

Цель: Активизировать знание детей о ВОВ, продолжать знакомить детей с историческим прошлым нашей страны.

Задачи: Продолжать знакомить детей с героями ВОВ, городами героями. Учить детей отвечать полным ответом.

Развивать любознательность, стремление узнать больше нового об истории своей страны, родного края, расширять кругозор детей.

Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважение к ветеранам ВОВ. Воспитывать эмоциональный отклик на события прошлых лет через музыку.

1. Беседа с детьми о героях ВОВ, городах героях, памятниках, празднике 9 мая.

2. Встречи с тружеником тыла Ульяновой К. А. и участником ВОВ

3. Экскурсия в станичный музей.

4. Экскурсия к захоронениям неизвестных солдат и памятнику Анатолия Александровича Жедяевского, мемориалу «Вечный огонь».

5. Слушание песен военных лет.

6. Разучивание песен, стихов, танцев

7. Просмотр репродукций военных лет.

Оборудование: Мультимедийная установка,презентация: города герои, памятников городах – героях, парад победы 1945, современные парады, хроника событий 1941-45 г., Георгиевская лента, музыкальный центр.

Музыкальное сопровождение: голос Левитана – объявление о начале войны, Песня «Вставай страна огромная» музыка Александровой; песня «Птицы белые»; песня «Ехал я из Берлина» музыка Дунаевского, слова Л. Ашанина; песня «Победа-победа» музыка Арутюнова, слова В. Семернина; музыка М. Демченко звезда победы; песня «день Победы» музыка А. Тухманова, слова Б. Харитонова

Ход мероприятия.

Вед. Ребята, совсем скоро, 9 мая наша страна будет отмечать великую дату в истории нашего государства. Что за событие, мы отмечаем в этот день?

Дети: 9 мая мы отмечаем день победы. В этот день закончилась ВОВ.

Вед. А сколь лет этой победе?

Дети: Наша страна будет отмечать 70-летие победы.

Вед. 75 лет назад над нашей Родиной нависла смертельная опасность. Фашистская Германия решила захватить наши земли. Многие страны ей удалось покорить, дошла очередь и до нашей страны. Сейчас мы с вами как бы сядем в машину времени и увидим, как это было.

Слайд 3, голос Левитана – объявление о начале войны.

Вед. Такое объявление люди услышали 22 июня 1941 года. Весь народ встал на защиту своей Родины.

Слайд 4, Песня – Вставай страна огромная.

Вед. Герои пограничники первые встретили врага в городе Бресте 22 июня 1941 года.

Разорвались первые немецкие снаряды и бомбы. Грохот и вой самолетов покрывали все, но застава не дрогнула. Пограничники грудью защищали крепость. И здесь фашисты впервые узнали, что такое советская стойкость и мужество. Долго немцы бомбили крепость, с каждым днем слабела оборона, не слабел только боевой дух.Один солдат написал на стене: «Я умираю, но не сдаюсь».

На защиту Родины встали не только солдаты, но и женщины, старики и дети. Они сажали хлеб, рыли окопы, на заводах изготавливали снаряды, танки, самолеты. Многие дети уходили на фронт и сражались наравне со взрослыми.

Во время войны было совершено много подвигов. Многие войны и простые люди стали героями.

Как вы думаете, что такое подвиг?

Дети: Подвиг – это смелый, храбрый, хороший поступок.

Вед: А как называется человек совершивший героический поступок?

Вед: А каким должен быть герой?

Дети: Сильным, смелым, выносливым, отважным.

Вед: Правильно. А чтобы стать сильным, нужно дружить со спортом.

Руки ставим мы вразлет: (Руки в стороны)

Появился самолет. (произнесение звука Л –л –л –л)

Мы крылом туда – сюда, (наклоны влево – вправо)

Делай «раз», делай «два» (наклоны влево – вправо)

Друг на руга посмотрите. (повороты влево – вправо)

И шасси вы опустите (прыжки на месте)

Опустили руки вниз, (опустили руки)

И на место ты садись. (сели на места)

Вед: Ребята, а каких героев ВОВ вы знаете?

Дети: Маршал Жуков, А. Матросов, Карбышев, Маресьев.

Вед: А героев освободивших нашу Кубань, нашу станицу?

Дети: Анатолий Александрович Жедяевский, Александр Иванович Покрышкин, Видим Иванович Фадеев

Вед: А что вы о них знаете?

Дети: А. И. Покрышкин в годы войны совершил 650 вылетов и сбил 59 вражеских самолетов. В воздушных боях на Кубани он проявил себя мастер тактики. Его новые приемы позволили больше сбить самолетов и принесли победу

В. И. Фадеев выполняя задание в районе станицы Крымская оторвавшись от звена А. И. Покрышкина был сбит вражеским самолетом.

А. А. Жедяевский, танкист, сражался за освобождение станицы Старовеличковской. Своим танком перекрыл огневые точки врага, чтобы дать возможность нашим солдатам, (подкреплению, подойти к станице и освободить ее. Ему было 19 лет.

Вед: Звание героев присваивают не только людям, но и городам. Назовите города-герои, которые вы знаете.

Дети: Брест, Минск, Киев, Смоленск, Тула, Волгоград, Ленинград, Москва, Новороссийск, Керчь, Севастополь.

Вед: Чтобы люди не забывали о своих героях, в их честь называют улицы, возводят памятники. Они есть не только в нашей стране, но и за рубежом. Наши войны освободили не только нашу страну, но и народы Европы от фашистской нечисти.

Слайды 15-23 памятников с музыкальным сопровождением «Птицы белые».

В нашей станице тоже есть братские захоронения, и памятник герою А. А. Жедяевскому, а в станице Калининской СОШ №2 носит имя героя Покрышкина А. И. и во дворе установлен ему памятник. Школа №1 станицы Калининской носит имя героя Вадима Ивановича Фадеева.

Вед: Ребята, как вы думаете, что это за памятник, как он называется?

Дети: Это вечный огонь. Памятник неизвестному солдату не вернувшемуся с войны.

Вед: Что он символизирует?

Дети: Вечную память.

Вед: На гранитной плите надпись «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». 4,5 года длилась кровопролитная война. Враг рвался к Москве. И немецкие генералы планировали свой парад на Красной площади в Москве, но враг был сломлен.

Наши войны освободив много стран дошли до Берлина и водрузили на Рейхстаг красный флаг. И расписавшись не Рейхстаге отправились домой.

Слайд 27,28 муз сопровождение «Ехал я из Берлина»

А в Москве на Красной площади состоялся парад победителей.

Слайд 29,30 песня «Победа-победа»

Они бросали вражеские знамёна к стене Кремля.

Каждый год 9 мая наша страна отмечает этот день победы. И с каждым годом становится все меньше тех людей, которые были ее живыми участниками.

Слайд 32-34 музыка 9 мая

В день победы ветераны ВОВ надевают боевые ордена, собираются со своими однополчанами, чтобы вспомнить военные годы.

Вед: Несколько лет назад появилась хорошая традиция. В день победы, 9 мая, люди раздают друг другу Георгиевские ленты, как символ памяти.

Из каких цветов она состоит, и что они обозначают?

Дети: Черный –дым, гарь, Оранжевый –огонь.

Вед: Мы тоже сегодня хотим поделиться с вами этими лентами.

Звучит песня «день Победы» Детям раздают ленты.

Прикреплённые файлы:

k-9-maja1_v1shh.ppt | 4224,5 Кб

Оформление зада к Дню памяти о блокадном Ленинграде «Помните! Это нужно не мертвым! Это нужно живым!» Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Как бы не менялось.

Фотоотчёт о проведении открытого мероприятия. Комплекс гимнастики после сна «Нужно, нужно просыпаться» для старшей группы Конспект открытого мероприятия. Комплекс гимнастики после сна «Нужно, нужно просыпаться» для старшей группы Цели: 1. Обеспечить детям.

Фотоотчет «Мероприятие, посвященное к 70-летию Великой Победы» 6 мая в нашей группе прошло мероприятие, посвящённое к 70-летию Великой Победы в Великой Отечественной войне! Мероприятие проводили воспитатели.

Интегрированное занятие для детей младшей группы «Как нужно ухаживать за собой» Интегрированное занятие: Ознакомление с художественной литературой и развитие речи, развитие представлений об окружающем мире и о себе,.

Конспект открытого мероприятия. Комплекс гимнастики после сна «Нужно, нужно просыпаться» для старшей группы Конспект открытого мероприятия. Комплекс гимнастики после сна «Нужно, нужно просыпаться» для старшей группы Провела: Голяшова Е. О. Дата.

Музыкально-литературная композиция «Наш долг живым и павшим», посвященная 70-летию Победы ЛИТЕРАТУРНО_МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «НАШ ВЕЧНЫЙ ДОЛГ ЖИВЫМ И ПАВШИМ». Звучит музыка из песни И. О. Дунаевского «Эх, хорошо в стране советской.

Районный семинар по патриотическому воспитанию на базе ДОУ на тему: «Это нужно живым» Районный семинар по патриотическому воспитанию, приуроченный к 70-летию со дня победы в Великой Отечественной войне на тему: «Это нужно.

Сценарий конкурса чтецов, посвященного 70-летию Победы, «Нужно помнить нам» Цель: Знакомство с военно-патриотической литературой. Задачи: 1. Развивать умения правильного литературного произношения с соблюдением.

Сценарий конкурса стихов к 70-летию Великой Победы «Нужно помнить нам» Ведущий Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые родители, коллеги. Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое.

Сценарий праздника «День Победы — это нужно не погибшим, это надо живым!» Сценарий театрализованного праздника «День Победы – это нужно не погибшим, это надо живым» Музыкальный зал оформлен как город: парк, деревья,.

Еврейские похороны и траур

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Оглавление

Законы и обряды траура [↑]

Наша жизнь временна. Приходит час, она обрывается, и человек предстаёт перед Создателем. Рабейну Там пишет в своей книге «а-Сефер а-Яшар»: «Наш мир схож с подземной пещерой в пустынном месте. Житель этой пещеры убеждён, что помимо неё ничего нет, хотя, выйдя, увидел бы он большие страны, и небо, и море, и солнце, и звёзды. Так человек, пока жив, будет думать, что нет иного мира, хотя, выйдя из него, увидит он грандиозный мир иной во всём его великолепии». В этой главе мы остановимся на законах, связанных с последними часами пребывания человека в этом мире и с теми обязанностями, которые падают на близких умершего.

Последние часы жизни еврея [↑]

В большую заслугу ставится человеку искреннее раскаяние перед смертью. Поэтому тот, кто тяжело болен и не знает, что несёт с собой каждый следующий день, должен произнести видуй (וידוי) — перечисление грехов, и во всех них раскаяться. Если он не в силах прочесть, может сказать видуй про себя, а если и это трудно, то кто-то другой читает ему видуй вслух и больной отвечает: «Если я, не дай Б-г, умру, пусть моя смерть искупит все мои грехи». Надо соблюдать такт и осторожность, напоминая больному о раскаянии, чтобы не напугать его и не повредить его здоровью. Тем, кто стоит у постели умирающего, запрещено покидать его до самого момента смерти; особенно важно находиться возле него во время исхода души из тела. Всё то время, пока ещё можно сохранить жизнь человека, нужно применять все необходимые для спасения способы лечения или оживления. Однако запрещены те методы лечения и ухода, в которых нет особой необходимости для спасения уже агонизирующего, т.к. они лишь способствую ускорению конца. Сразу после смерти стоящие возле отошедшего произносят полный текст Шма Исраэль (без благословений), приводимый в молитвенниках в Шахарит. Тело не покидают, кто-то должен остаться возле него читать Теилим; зажигают свечи. В комнате, где находится мёртвый, нельзя есть. Вступают в действие определённые законы, которые обязаны выполнять родственники умершего до его похорон ( אנינות ) и после них (אבלות). Семь степеней родства требуют соблюдения траура: отец, мать, сын, дочь, брат (даже если он только по отцу или только по матери), жена — по смерти мужа и муж — по жене. По младенцу, умершему до того, как ему исполнилось 30 дней, не требуется держать траур.

Перед погребением [↑]

Родственники умершего заботятся, прежде всего, обо всём, что связано с погребением умершего и похоронами, они обязаны также уберечь тело от анатомического вскрытия. Если нет особо важной на то причины, не откладывают похороны на утро следующего дня. Пребывающему в трауре, но ещё не похоронившему родственника, нельзя стричься, мыться, пользоваться косметикой, участвовать в званых или торжественных обедах, веселье. Он не говорит «шалом» в знак приветствия, не ест мяса и не пьёт вина, не занимается ремеслом и торговлей и не делает никакой тяжёлой работы. Он освобождается также от всех молитв и благословений (даже на пищу) и от соблюдения некоторых заповедей: не отвечает амен, не обязан читать Шма Исраэль, Шмонэ Эсрэ и т.п. Однако ему нельзя нарушать запреты, и поэтому перед едой он обязан омыть руки, хотя и без благословений аль нэтилат ядаим и а-Моци; утром после сна также омывает руки по три раза каждую и т.п. После того, как покрыта могила, родственники умершего снова должны молиться, благословлять (тфилин накладывают, лишь начиная со следующего дня после похорон). Поскольку в субботу не хоронят и забота о погребении не лежит в этот день на родственниках, то они обязаны соблюдать все мицвот. В субботу можно есть мясо и пить вино. Однако супружеские отношения запрещены.

Еврейский похоронный обряд [↑]

Родственники умершего должны позаботиться о достойных похоронах. Однако им нельзя переходить границы в выражении своей скорби: нельзя наносить царапины на лицо и тело, рвать на себе волосы и т.п. Порядок похорон обычно объясняется работниками Хевра Кадиша. Мы остановимся вкратце на самых общих и основных законах. Участники похорон произносят 91-ю главу Теилим: «Живущий под покровом Всевышнего…» и другие главы Теилим, принятые в таких случаях, а также молятся, чтобы Б-г сжалился над умершим и избавил его от наказаний. Принято давать милостыню во время похорон. Тот, кто приблизился к телу на расстояние в 4 амы и меньше, должен прикрыть свои цицит. Встретивший похоронную процессию, сопровождающую еврея в последний путь, должен присоединиться к ней и пройти хотя бы 4 амы со всеми участниками. Родственники умершего надрывают одежды. Обычно работники Хевра Кадиша указывают, как и когда это делается. До похорон можно переменить одежду, чтобы не порвать дорогое платье. Перед тем, как надорвать — совершить קריעה — произносят благословение: Барух Ата А-Шем Элокейну Даян а-Эмет. Эту заповедь исполняют стоя. Рвут руками, от горловины по направлению вниз, но не в бок. Если умерли родители, то дети надрывают все носимые одежды, кроме зимнего пальто и нательного белья. Надрывают в таком случае с левой стороны до уровня сердца. Остальные родственники (отец, мать, брат, сестра, муж или жена) надрывают только на один тэфах — 9,6 см. и только одну из носимых одежд, с правой стороны. Принято, что работники Хевра Кадиша начинают надрывать ножом, а родственник продолжает сам руками. Женщине, пребывающей в трауре, вначале помогает другая женщина и совершает крия (надрыв) так, чтобы не обнажать тело. Если умер отец или мать, то дети должны надорвать и те одежды, которые они переменят во время семи дней траура, за исключением субботних. О починке разорванной одежды по окончании траура надо спросить раввина. Женщина немедленно поправляет разорванные края булавками или неровным швом. Оплакивают умершего, вспоминая в речах его добрые дела и заслуги перед Б-гом и перед людьми. После того, как могила покрыта землёй, читают молитву Цидук а-дин. Родственники произносят специальный Кадиш. После похорон мужчины расходятся в стороны, образуя два ряда, и между ними проходят родственники умершего, разув обувь. Стоящие по сторонам выражают соболезнование. Возвращаясь с похорон, омывают руки по три раза каждую до того, как входят в дом. Коэну запрещено входить в помещение, где находится тело скончавшегося, а также подходить близко к могиле. Наоборот, если умер родственник, коэн обязан почтить его своим приближением. Подразумевается одна из семи степеней родства: отец, мать, сын, дочь, брат по отцу (но не по матери), незамужняя сестра по отцу, жена. Необходимо также, чтобы тела их были полностью целы, т.е. присутствовали все органы.

Первая трапеза после похорон [↑]

Соседи и друзья должны позаботиться о родственниках умершего, пребывающих в трауре, и принести им из своего дома пищу для первой трапезы после похорон. Принято готовить хлеб или круглые булки и крутые очищенные яйца: как они по форме замкнуты в себе, так и человек в скорби замкнут в себе; их круглая форма напоминает о том, что скорбь вращается в мире и переходит от одного человека к другому.

Семь дней скорби — шив-а (שבעה) [↑]

Они начинаются сразу после погребения умершего. Вот несколько основных законов, которые исполняет человек, находящийся в трауре:

  • он не выходит из дома в течение всех дней траура, кроме субботы;
  • на молитвы собирают миньян в его доме;
  • он не сидит на стуле, возвышающемся более, чем на 3 тэфаха, над полом;
  • нельзя носить кожаную обувь, даже если из кожи сделаны лишь отдельные её части;
  • пребывающие в трауре не отвечают «шалом» на приветствие и, тем более, не приветствуют первыми;
  • изучение Торы, веселящее сердце человека, запрещено скорбящему. Он имеет право изучать только темы, связанные с трауром или бедствиями: книгу «Иов», главы из Ирмиягу, содержащие обличение в грехах, третий раздел гмары «Моэд Катан», законы траура;
  • запрещено во время шив-а стирать и гладить, даже постороннему человеку нельзя это делать в доме скорбящего. Пребывающий в трауре не носит вообще свежевыстиранных одежд и, тем более, ничего нового. Не меняют в это время ни простыни, ни полотенца. Если же одежда испачкалась или пропиталась потом, можно переменить её;
  • нельзя мыть всё тело полностью даже в прохладной воде, однако можно сполоснуть ею руки, ноги и лицо. Мытьё горячей водой запрещено вообще, но в медицинских целях или для отмывания грязи оно позволено;
  • запрещено пользоваться косметическими мазями, жирами, маслами, мылом, кроме тех случаев, когда это требуется для медицинских целей или для удаления грязи;
  • скорбящий не бреется и не стрижётся, не отрезает ногти. Оторвать мешающий ноготь рукой или зубами можно;
  • супружеские отношения запрещены;
  • Нельзя заниматься ремеслом и другой работой, но можно привести в порядок дом и готовить пищу.

В доме скорбящего покрывают накидками зеркала и картины. Зажигают свечу в память по умершему для возвышения его души (לעילוינשמתו). Эту свечу оставляют гореть и на время субботы во время семи дней траура (лучше зажечь её в комнате, где умер человек, а если это невозможно, то там, где он жил). Скорбящий не соблюдает траур публично во время субботы, поэтому он может носить кожаную обувь, идти в синагогу, менять одежду. Супружеские отношения запрещены и в субботу. На седьмой день утром, после молитвы утешают скорбящего и он завершает семь траурных дней. Если, скажем, траур начался во вторник (независимо от того, похоронен умерший накануне ночью или в течение дня), скорбящий прекращает исполнение законов траура в понедельник утром.

Молитвы в течение шив-а — первых семи дней [↑]

В доме собирают миньян. Приносят свиток Торы, чтобы читать по нему, по крайней мере, три раза. Тот, кто пребывает в трауре, произносит Кадиш, сыновья молятся в качестве шлихэй цибур. В конце молитвы читают 49-ю главу Теилим, а в те дни, когда не произносят Таханун, и на исходе субботы произносят вместо этого главу 16. В доме, где сидят шив-а? не произносят Таханун, Кель Эрех Апаим, Ла-менацеях мизмор лэ-Давид яанха Ашем бэ-йом цара.

Все семь дней после молитвы изучают главы из Мишны ради возвышения души умершего ( לעילוינשמתו ). По обычаю выбирают те отрывки, которые начинаются с букв имени умершего. Принято также изучать отрывки 4-7 седьмой части трактата «Микваот». Начальные их буквы составляют слово נשמה — душа. После этого произносят молитву Анна, приводимую в конце книги мишнаёт.

Ради возвышения души [↑]

Сын, читающий Кадиш по отцу или матери, возвышает их души на Высшем суде. Кадиш восславляет и освящает Имя Б-га и содержит молитву о том, чтобы Оно было признано всеми живущими.

Если покойный не оставил после себя сына, то Кадиш читает другой родственник. Произносят его в течение 11 месяцев. Сын также молится как шлиах цибур. ради возвышения души усопшего на всех молитвах, кроме субботы и праздника. Особенно это важно в Арвит на исходе субботы.

Почтить родителей и сделать им добро, возвышая их души пред Всевышним, можно и после их смерти. В святой книге «Зоар» написано, что сын, идущий путями Торы, исполняет тем самым мицву почитания отца и матери. Также высоко почитают в Вечном мире душу умершего, если сын его учит Тору.

Утешение скорбящих [↑]

Утешение скорбящего является мицвой милосердия.

Входя в дом скорбящего и покидая его, не говорят «шалом», не обнимаются, сидят молча, пока сам скорбящий не начнёт говорить. После этого стараются поддержать его морально, успокоить и примирить с решением Неба.

Вставая перед уходом, говорят ему: а-Маком йенахем отха бэ-тох ш-ар эвлей Цийон в-Ирушалаим — «Всевышний утешит тебя вместе с остальными скорбящими Сиона и Иерусалима».

Тот, кому не удалось во время шив-а утешить скорбящего, говорит ему эту фразу в течение 30 дней траура. По истечении этих дней говорят просто титнахем — «утешься!». Если же это траур по отцу или матери, то говорят скорбящему всю фразу утешения в течение 12 месяцев.

Шлошим — тридцать дней траура [↑]

Шлошим продолжаются после шив-а ещё 23 дня. В это время человек, пребывающий в трауре:

  • не бреется;
  • не стрижётся;
  • не обрезает ногтей ножницами (можно оторвать мешающий ноготь зубами или рукой);
  • не купается и не моется для удовольствия (для удаления пота и грязи можно мыться в прохладной воде);
  • не одевает новых, чистых или отглаженных одежд (можно пользоваться такой одеждой, если другой человек немного поносил ей перед этим);
  • не заходит в места, где празднуют, на торжественные вечера, везде, где есть музыка, праздничное угощение или встреча друзей за столом;
  • ему не говорят в знак приветствия «шалом», но он может сказать «шалом» и ответить, если по ошибке его приветствовали;
  • он меняет своё место в синагоге (не приближаясь при этом к восточной стене) на 30 дней, а тот, кто скорбит по отцу или матери, — на все 12 месяцев.

Траур в праздники [↑]

Тот, кто пребывал в трауре перед Рош Ашана, Йом Кипуром, Суккот, Песахом, Шавуот, — даже если траур продолжался только несколько часов, прекращает его полностью с наступлением праздника. Если праздник выпадает на «шлошим», то и они отменяются.

Это верно и в том случае, когда седьмой день траура выпал на самый канун праздника (эрев хаг), т.к. с утра седьмого дня законы шив-а прекращаются и входят в силу законы «тридцати дней», которые и будут отменены наступающим праздником.

Однако, если похороны состоялись в холь а-моэд, то по окончании праздника соблюдают семь дней траура. При этом счёт шлошим — тридцати дней ведётся с момента погребения.

Двенадцать месяцев [↑]

Траур по отцу или матери продолжается 12 месяцев (даже если год високосный, т.е. в нём 13 месяцев). Пребывающие в трауре:

  • не бреются и не стригутся. Однако, если волосы стали слишком длинны, то можно постричься;
  • не принимают участие в свадьбах и т.п.;
  • их не приветствуют словом «шалом»;
  • меняют место в синагоге.

Весть «близкая» и весть «далёкая» [↑]

Если весть о смерти родственника пришла в течение 30 первых дней после смерти, соблюдаются все законы траура. Это называется «весть близкая». После тридцати дней — «весть далёкая», и законы траура при ней облегчаются:

  • вместо шив-а сидят лишь один час;
  • шлошим не соблюдают, но по отцу или матери держат траур 12 месяцев с момента смерти.

Памятник над могилой — мацейва [↑]

По традиции после шив-а ставят памятник. Обязанность поставить его падает на всех членов семьи. На памятнике не должно быть скульптурных изображений человека и животных.

Евреи не кладут цветов или венков к могиле, как это принято у других народов, поскольку Тора запрещает заимствовать чужие обычаи. Когда памятник поставлен, говорят надгробные речи, вспоминая о заслугах умершего перед Б-гом и перед людьми.

День памяти — йорцайт [↑]

Годовщина со дня смерти называется «день памяти» (йом а-зикарон) или йорцайт. В субботу накануне дня памяти сына вызывают к Торе. В течение этой субботы, на её исходе, а также в сам день годовщины сын молится как шлиах цибур и читает Кадиш. В день памяти его вызывают к Торе, если в этот день есть чтение Торы. В день годовщины принято зажигать свечу и учить главы из Мишны ради возвышения души умершего, а также молиться на могиле отца и матери. Читают 33, 16, 57, 72, 91, 104 и 130-ю главы Теилим. После этого произносят те стихи из главы 119, которые начинаются с букв, составляющих имя умершего и затем — стихи, начальные буквы которых составляют слово נשמה — душа. Как заключение мы хотим привести сказанное в книгах пророков о грядущих днях: «Уничтожит смерть навечно и сотрёт Б-г слезу с каждого лица». В последней из 13 основ веры сказано: «Я верю всем сердцем, что осуществится воскрешение мёртвых в час Б-жественного желания, да будет Имя Его благословенно во веки веков».

Из книги рава Зеева Гринвальда «Суббота. Праздники. Будни»

Сценарий гражданской панихиды

Прощание с умершим – важная часть обряда похорон. У христиан прощание проходит в виде панихиды, другие конфессии также имеют свои обряды прощания. В жизни чаще всего проводят гражданскую панихиду.

Гражданская панихида (иногда говорят траурный митинг) призвана собрать близких и друзей умершего, чтобы дать им возможно выразить свои любовь и уважение к покойному и вместе разделить горесть утраты. Гражданская панихида – важное мероприятие с большим количеством участников, потому для её проведения требуется сценарий. Сценарии гражданской панихиды могут сильно различаться, в зависимости от того, сколько участников планируется и того, каковы пожелания близких покойного. В случае похорон известного человека написание сценария и тщательная подготовка к панихиде становятся обязательны.

Традиционная гражданская панихида

Традиционная гражданская панихида обычно проходит на кладбище или в специальном траурном зале. Такие помещения обычно есть в моргах, крематориях и на кладбищах.

При проведении традиционной гражданской панихиде в зале, помещение организуют следующим образом:

  • Гроб с телом покойного размещается в центре ногами ко входу. Обычно его ставят на возвышение-подиум.
  • На входе в помещение ставится текст некролога.
  • Портрет покойного ставят в изголовье гроба, левый нижний угол перевязывают черной траурной лентой.
  • Места для близких умершего размещаются либо по обе стороны от гроба, либо по правую руку покойного.
  • Венок от близких размещается перед гробом, обычно на нем лента белого цвета. Прочие венки вешаются по периметру помещения.

Сценарий гражданской панихиды разрабатывается совместно с церемониймейстером. Сценарий включает в себя прощальные речи участников. Эти речи, а также порядок выступлений согласуются с церемониймейстером. При этом порядок выступлений следует выстраивать в соответствии с родством, либо старшинством участников.

Во время всего ритуала внимание прощающихся должно быть обращено на гроб с телом покойного. Поэтому пространство для выступающих и стойка с микрофоном должны быть расположены так, чтобы участникам не было нужды переводить взгляд. Если выступающий говорит последние словами к покойному, то ему следует обращаться к нему, а не к собравшимся. В прощальной речи о покойном следует говорить лишь хорошее, вспоминать связанные с ним важные и приятные события, подчеркивать его заслуги перед семьей, друзьями, обществом.

Сценарий гражданской панихиды обычно включает в себя траурную музыку. Она исполняется при начале обряда, когда гроб вносят в помещение, и в конце, после завершения прощальных речей. Допускается как использование записей, так и участие траурного оркестра.

Гражданская панихида: новые тренды

Все чаще близкие покойного выражают желание сделать сценарий гражданской панихиды менее традиционным. Отход от привычного вида траурного митинга призван сделать обряд не таким формальным и в большей степени соответствующим вкусам покойного. Так, гражданскую панихиду все чаще проводят не в траурных залах, а в любимых местах покойного – например, в его загородном доме или на природе, где он любил бывать.

В Россию постепенно приходит европейская тенденция проводить панихиду как торжественный праздник. В то время как традиционная панихида строится вокруг скорби, новые тенденции предлагают воспринимать обряд как прощание с умершим, проводы его на другой свет. Это позволяет скорбящим лучше справиться с утратой, не фокусироваться на печали, а вспомнить все те радостные моменты, что они пережили вместе с покойным. Стиль одежды на таком траурном митинге допускается более свободный, темные тона не являются единственным возможным выбором.

Часто при гражданской панихиде ставится стенд с фотографиями умершего. Чтобы не повредить фотографии, которые зачастую представляют ценность для семьи покойного, используется металлическая доска, к которой фотографии крепят магнитами. В сценарий гражданской панихиды все чаще добавляют показ биографического фильма, смонтированного на основе видео с участием покойного.

Новые тренды касаются и музыки, исполняемой на похоронах. Все чаще выбор организаторов падает не на традиционные похоронные марши, а на те композиции, что любил покойный. Также популярностью пользуются популярные песни, жизнеутверждающие или торжественные, песни, посвященные разлуке и прощанию.

Ошибки на похоронах. Как не допустить ошибок на похоронах

Похороны у многих людей вызывают чувства страха и тревоги. И это не удивительно. Ведь в этом обряде прощания с умершим есть не только печальное, но и что-то загадочное, и даже мистическое. Сведущие люди утверждают, что одно неловкое движение во время проведения ритуала может обречь душу умершего на вечные страдания, а также накликать беду на живых. Так ли это на самом деле – неизвестно. Но в любом случае каждый должен знать, что необходимо делать на похоронах. И, главное, как это сделать правильно, чтобы в будущем не списывать свои проблемы и неудачи на совершенные в тот момент ошибки.

Для чего проводят похороны?

Обряд прощания с умершим издавна проводится во всем мире. Он призван выразить дань уважения и почтения людям, которых постигала смерть. Несмотря на значительные отличия между похоронными ритуалами разных культур и вероисповеданий, все они считаются священными и сохраняют главный принцип: родственники, близкие и знакомые усопшего собираются все вместе, чтобы навсегда распрощаться с ним и провести в последний путь.

Также похороны несут мощный информационный посыл. Они напоминают присутствующим, что их существование на земле недолговечно, и рано или поздно смерть придет за каждым. Это заставляет многих серьезно задуматься о своей жизни и пересмотреть свои взгляды.

Таким образом, этот обряд является важной частью нашей культуры и настоящим напутствием к правильной жизни.

Православные похороны

Православная церковь смотрит на смерть, как на переход из земной жизни в вечную. И чтобы попасть на небеса человек должен пройти специальную подготовку. Подготовка эта состоит из нескольких этапов:

  1. Соборование. Перед смертью священник должен провести таинство соборования.
  2. Отпущение грехов. Умирающий человек должен исповедаться церковнослужителю в своих грехах и попросить прощение у Бога и близких.
  3. Причастие. Священник обязательно причащает умирающего перед смертью.
  4. Чтение канона. Священнослужитель должен прочесть умирающему молебное напутствие перед смертью. Также это сделать могут родственники или близкие.
  5. Омовение и переодевание. После того, как умирающий испустил дух, его обязательно нужно омыть чистой водой и насухо вытереть, чтобы он предстал пред Богом чистым. Также покойного одевают в нарядную одежду и укрывают саваном.
  6. Заупокойная лития. За 1-1,5 часа до выноса гроба из дома священнослужитель окропляет гроб и тело святой водой и проводит заупокойную службу с каждением.
  7. Отпевание. Перед погребением священник зачитывает ряд молитв и песнопений. Только после выполнения всех этих этапов, считается, что покойный сможет обрести вечную жизнь в мире ином.

Похоронные правила

Во время подготовки тела, погребения и в определенный период после похорон действует ряд правил, нарушение которых, по мнению православной церкви, чревато тяжелыми последствиями. Вот некоторые из них:

  1. Похороны лучше проводить на третий день после смерти человека.
  2. Нельзя хоронить умерших в воскресенье и на Новый год.
  3. Сразу после смерти все зеркала в доме необходимо занавесить, а часы – остановить. В таком состоянии они должны находиться 40 дней.
  4. Ни на минуту нельзя оставлять усопшего одного в комнате.
  5. Запрещено выносить покойного из дома до полудня и после захода солнца.
  6. Не советуют участвовать в обряде беременным женщинам и детям.
  7. С момента кончины и до погребения родные умершего должны непрерывно читать Псалтырь.
  8. Омывать тело покойного можно только в светлое время суток.
  9. Беременные женщины и те, у которых идет менструальное кровотечение, не могут омывать усопшего.
  10. Погребальная одежда должна быть нарядной и светлой, саван – белым. Если умерла незамужняя девушка, ее одевают в свадебное платье.
  11. В доме, где умер человек, до окончания похорон должна гореть свеча или лампадка. В качестве подсвечника лучше использовать стакан с пшеницей.
  12. Нельзя стирать, подметать и сметать пыль, если в доме покойник.
  13. Не рекомендуется нахождение животных в одной комнате с гробом.
  14. В присутствии покойного здороваются не голосом, а кивком головы.
  15. Глаза и рот умершего должны быть закрыты. С этой целью нижнюю челюсть подвязывают платком, а на глаза кладут монеты.
  16. На лоб усопшего укладывается венчик, длинная бумажная или тканевая полоса с молитвами и образами святых.
  17. Обязательно необходимо надеть на покойного нательный крестик.
  18. Вместе с телом в гроб укладываются все его личные вещи: протезы, очки, часы и пр.
  19. Руки усопшего нужно сложить на груди крестом. Причем правую положить поверх левой.
  20. Ноги и руки умершего должны быть связанными. Перед погребением завязки снимаются и укладываются в гроб.
  21. Под голову, плечи и ноги покойного в гробу нужно уложить подушечки из ваты.
  22. Головы умерших женщин должны быть покрыты косынкой. Также всем присутствующим на похоронах женщинам необходимо иметь головной убор.
  23. Запрещено класть в гроб живые цветы, только искусственные или засушенные.
  24. Гроб с умершим выносят из дома вперед ногами и сопровождают церковным песнопением.
  25. Вынося гроб из дома, необходимо проговаривать: «Покойник один из дома вон» и на несколько минут закрыть в доме или в квартире находящихся там людей.
  26. После выноса гроба необходимо помыть все полы.
  27. Кровные родственники не могут нести гроб и крышку.
  28. С начала ритуала и до момента погребения в левой руке покойного должен находиться крест, а на груди – икона, уложенная ликом к телу. Женщинам на грудь укладывается образ Божьей Матери, мужчинам – образ Христа-Спасителя.
  29. Обходить гроб с усопшим можно только у головы, поклонившись ему при этом.
  30. Во время отпевания вокруг гроба должны стоять 4 зажженные свечи: у головы, у ног и по рукам.
  31. Похоронному шествию следует идти в строгой последовательности: крест, икона Христа-Спасителя, священник со свечой и кадилом, гроб с умершим, родственники, другие участники с цветами и венками.
  32. Каждый, кто встретит похоронную процессию должен перекреститься. Мужчины дополнительно обязаны снять головной убор.
  33. Прощаясь с покойным, необходимо поцеловать венчик на его лбу и икону на груди. Если гроб закрыт, прикладываются к кресту на крышке.
  34. Все участвующие в траурной процессии должны бросить в могилу горсть земли.
  35. В день погребения нельзя посещать могилки других родственников или знакомых.
  36. Не рекомендуется смотреть на гроб с умершим из окон дома или квартиры.
  37. После похорон родные усопшего должны одарить присутствующих пирогами, конфетами и носовыми платочками.
  38. Стулья, на которых стоял гроб, в течение суток нужно ставить ножками вверх.
  39. На поминках из спиртного подается только водка. Пить ее нужно не чокаясь.
  40. Во время поминок для умершего наливают рюмку водки и накрывают ее ломтем хлеба. После поминок рюмка с хлебом стоит еще 40 дней.
  41. На поминальном столе обязательно должна присутствовать кутя. С нее и начинается поминальный обед.
  42. Перед тем как войти в свой дом после похорон необходимо почистить обувь и подержать руки над огнем свечи.
  43. После похорон в течение суток нельзя ходить по гостям.
  44. На следующее утро после погребения родственники и близкие должны отнести на могилу завтрак.
  45. В течение недели со дня смерти из дома покойного нельзя ничего выносить. Вещи умершего можно раздавать не ранее, чем через 40 дней после погребения.
  46. 6 недель после похорон в доме, где жил умерший, на подоконнике должен стоять стакан воды и тарелка с едой.
  47. На могилах юношей и девушек у головы рекомендуют садить калину.
  48. Об умершем человеке можно говорить только хорошо.
  49. За усопшим нельзя сильно плакать и убиваться.

✓ Мы точно знаем, что всегда сможем Вам помочь.

Приметы и суеверия

С похоронами связано множество примет и суеверий. Все они призваны защитить родных, близких и знакомых, которые пришли проститься с умершим, и разъяснить им, как правильно себя вести во время обряда, чтобы не навести на себя порчу. Самыми распространенными из них являются следующие убеждения:

  • Если во время похорон глаза покойного откроются, то тот, на кого упадет его взор, уйдет на тот свет следом.
  • Если подержаться за ноги умершего, уйдет страх перед ним.
  • Если положить под покойника вербу, освященную в церкви в Вербное Воскресенье, она будет отгонять нечисть.
  • Если пшеницей, которая использовалась со стаканом в качестве подсвечника на похоронах, накормить птицу, она умрет.
  • Если перейти дорогу похоронному шествию, можно серьезно заболеть.
  • Если поводить по опухоли всеми пальцами правой руки усопшего, при этом читая «Отче Наш» 3 раза и сплевывая после каждого раза через левое плечо, можно полностью от нее излечиться.
  • Если, увидев покойника в гробу, коснуться себя, то в месте касания может развиться опухоль.
  • Если в гроб попадут чужие вещи и будут погребены вместе с телом, то с владельцами этих вещей случится беда.
  • Если вместе с усопшим закопать фотографию живого человека, этот человек может заболеть и умереть.
  • Если беременная женщина будет присутствовать на похоронах, то родит больного ребенка.
  • Если наступить на полотенце, которое священники во время проведения ритуала кладут возле гроба, то можно заболеть.
  • Если выпить воду из стакана для умершего или съесть его еду, последует значительное ухудшение здоровья.
  • Если по улице кто-то умер и до его похорон посадить огородину, урожая не будет.
  • Если похороны отложить на неделю и более, умерший заберет с собой кого-то из родственников.
  • Если по соседству кто-то умер, нужно заменить питьевую воду, которая стояла в посуде или в бутылках, чтобы не болеть.
  • Если разлить в доме воду, которой омывали покойника, живущие в этом доме могут умереть.
  • Если во время выноса гроба с умершим из дома задеть порог или косяк, его душа может вернуться в дом и принести беду.
  • Если на 40 день после смерти не устроить поминки, душа усопшего будет маяться.
  • Если спать, когда по улице несут гроб, можно пойти на тот свет за покойным.
  • Если ноги умершего теплые, зовет кого-то за собой.

Магические обряды с покойниками

Несмотря на то, что время ведьм и колдунов осталось далеко позади, некоторые все еще практикуют черные ритуалы. И похороны для них по-прежнему остаются излюбленным событием. Они непременно воспользуются возможность, чтобы выполнить магический обряд или раздобыть для него необходимые реквизиты.

Во время обряда прощания и погребения эти люди могут делать такие действия:

  • лечь на место, где умер человек;
  • попросить простынь, на которой лежал покойник;
  • украсть завязки с рук и ног умершего;
  • сколоть губы покойного иголками и потом незаметно забрать их;
  • подменить личные вещи усопшего;
  • пересыпать себе зерно из подсвечника;
  • забрать воду или мыло, которыми проводилось омовение умершего;
  • выходить за гробом спиной вперед;
  • стоя возле гроба с усопшим, завязывать на тряпках узлы;
  • брать землю с могилы и складывать ее себе за пазуху;
  • обсыпать кого-то из присутствующих солью;
  • подкладывать в гроб чужие вещи;
  • закапывать в могилу вещи или предметы;
  • забрать рюмку с водкой умершего или воду с подоконника и пр.

Все эти действия направлены на то, что связать живых людей с умершими и обречь их на болезни и смерть. Поэтому нужно внимательно относиться к посторонним на похоронах, не допускать чужих людей к гробу и в корне пресекать подозрительные манипуляции и воровство.

Также необходимо знать, что если во время ухода за могилой были обнаружены закопанные предметы, их необходимо обязательно сжечь. При этом дотрагиваться до них голыми руками запрещено!

Как вести себя на похоронах

Сегодня похоронами заведуют ритуальные агенты. Они точно знают все правила проведения обряда и всегда вовремя подсказывают присутствующим, как себя вести и что нужно делать.

Что касается остального: примет и магических обрядов, то здесь все зависит от вас. Вы принимаете решение: придерживаться советов или нет, избегать подозрительных личностей на похоронах или не обращать ни на кого внимание. Но в любом случае во время похорон необходимо вести себя сдержанно и осторожно, а к умершему испытывать только положительные чувства.

Пусть подобные события обходят вас стороной и не дают повода для страхов и сомнений. Будьте здоровы!

Дополнительно по теме:

✓ Мы точно знаем, что всегда сможем Вам помочь.

Урок памяти, посвященный Победе

Великая Отечественная война – это не только прошлое. Ее дыхание многие чувствуют и теперь. Ведь она круто повернула всю жизнь страны, вошла в каждый дом, в каждую семью. Она поглотила в своем пламени миллионы людей, принесла народу колоссальные разрушения, страдания и горечь, которые и поныне остро тревожат народную память. Классный час к 72 годовщине ВОВ.

Вступительное слово ведущего. Для нас Великая Отечественная война – это не только прошлое. Ее дыхание многие чувствуют и теперь. Ведь она круто повернула всю жизнь страны, вошла в каждый дом, в каждую семью. Она поглотила в своем пламени миллионы людей, принесла народу колоссальные разрушения, страдания и горечь, которые и поныне остро тревожат народную память.

Разрешите урок Памяти считать открытым.

Звучит гимн России.

Ведущий. Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

На фоне музыки «Священная война » голос диктора:

Сегодня, 22 июня 1941 года, в 4 часа утра фашистская Германия без объявления войны вероломно напала на нашу Родину.

Ведущий. Война… Мы знаем о ней понаслышке: по фильмам и книгам, наградам своих дедушек и бабушек. Мы знаем, что она еще где-то есть.

Задумайтесь! Как это страшно – один народ убивает другой. Человек убивает человека. Изощряется в пытках, изобретает оружие, унижает – и унижается. Ради чего? По какому праву?

22 июня 1941 года. Страшная дата. День, когда для миллионов жителей нашей огромной страны рухнули все планы на будущее – каникулы, экзамены, свадьбы… Вся жизнь перевернулась. Все поникло, ушло куда-то очень далеко, в прошлое, перед зловещим словом «война».

Чтецы. Самая короткая ночь России,

Ночь мужества, воли, бесстрашия.

Вражьих орудий стволы голые.

Армия фашистов, замершая перед маршем.

И не было в мире темнее и короче

Этой тяжелой июньской ночи.

Да, не ожидали. Да, не были готовы. Но уже 22 июня смерть уносила жизни людей. Уже 22 июня земля гудела под гусеницами танков, рвалась снарядами, пробивалась автоматными очередями. Начался счет 1418 кровавых дней Великой Отечественной войны.

Страна поднялась. Встали все, кто мог держать в руках оружие, кто мог защищать Родину. Вчерашние школьники осаждали военкоматы, просились на фронт, прибавляя себе год-два. И уходили, чтобы не вернуться. Почти весь школьный выпуск 1941 года не вернулся с фронта…

Ведущий. Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

Жизнь обещала, любовь обещала Родина.

Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Пламя ударило в небо, ты помнишь, Родина?

Тихо сказала: «Вставайте на помощь… Родина.

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина!

Просто был выбор у каждого – я или Родина.

Чтецы(после чтения зажигают свечи):

Как это – спать на ходу? Как это можно так устать, чтобы заснуть, примерзнуть к стеклу окна? И не почувствовать холода. И как это можно привыкнуть к грохоту и вою снарядов? И годами не иметь крыши над головой?! И хоронить после каждого боя друзей?

И самое главное – знать, что сейчас ты поделишься с другом мирными воспоминаниями, а через несколько минут друга не будет в живых? Так было на фронте – все 1418 дней войны!

На костре в дыму трещали ветки,

В котелке дымился крепкий чай.

Ты пришел усталый из разведки,

Много пил и столько же молчал.

Синими замерзшими руками

Протирал вспотевший автомат

И о чем-то думал временами,

Головой откинувшись назад.

О, сколько их было –

Сердец нерастраченных, юных!

Ах, сколько в столице стонало

По всей необъятной,

По всей затемненной России

Военные ветры по-бабьи

По всей необъятной,

На каждой дощатой платформе

В не пригнанной воинской форме.

Вспомним всех поименно,

Сердцем вспомним своим,

Это нужно не мертвым –

Это нужно живым!

Ведущий. За годы Великой Отечественной войны погибло свыше 27 млн человек. Разрушено более 6 млн зданий. Лишились крова свыше 25 млн людей. Разрушены многие десятки тысяч промышленных предприятий. Приведено в негодность 65 тыс. км железнодорожных путей. Взорвано 15 тысяч мостов. Угнаны 16 тыс. паровозов и без малого 0,5 млн вагонов. Разрушены и разграблены десятки тысяч больниц и других лечебных учреждений, 100 тыс. школ, средних и высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов; сотни музеев, театров. Советский Союз в результате войны и вражеской оккупации части его территорий потерял около одной трети всех своих национальных богатств. Каждые 6 секунд уносили на фронте одну человеческую жизнь.

Остановись, могилам поклонись…

Остановись! Могилам поклонись.

Над нашим прахом горьким помолчи.

И нам когда-то улыбалась жизнь,

И нам сияли золотом лучи.

Жить и любить – все было нам дано.

И хоть мы пеплом стали, все равно.

И до сих пор наш голос не угас.

Мы в поле выходили по утрам,

Где колос, словно колокол, звенит…

Когда б собрать всю боль смертельных ран –

В каменья бы рассыпался гранит!

Еще когда глаза нам слезы жгут,

Как будто плачет росами трава.

Но вы не плачьте! Ваш прекрасен путь!

Всех вас, кто наших мук не забывал.

Когда горит зарею небосклон,

И на полях тумана седина,

Звучит наш голос, заклинает он:

«Да будет проклята война!».

Объявляется минута молчания (звучит фонограмма метронома).

Ведущий. Помните!

Через века, через года –

О тех, кто уже не придет никогда,

Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил.

Тем, кто согревал дыханием в стужу блокадных ночей.

Тем, кто улетал вместе с дымом из бухенвальдских печей.

Тем, кто на речных переправах шел, словно камень ко дну.

Тем, кто на века безымянный канул в фашистском плену.

Тем, кто ради победы сердце отдать был готов.

Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.

Всем, кто ушел в бессмертие, – посвящается наш урок мира.

Память о погибших будет с нами вечно!

На фоне мелодии песни «День победы»:

Можно все знать о войне и мире, но ничего не делать в защиту мира, и тогда человечество вновь может оказаться в окопах. Поэтому народы всего мира борются за мир. Для этого люди стараются объединиться в различные общества, – движения, организации, через которые развивается миротворческое движение.

Обсудить стихотворение «Рассказ о винограде»:

Вот как непонимание порой

Способно дружбу подменить враждой,

Как может злобу породить в сердцах

Одно и то ж на разных языках.

Шли вместе турок, перс, араб и грек.

И вот какой-то добрый человек

Приятелям монету подарил

И тем раздор меж ними заварил.

Вот перс тогда другим сказал: «Пойдем

На рынок и ангур приобретем!».

«Врешь, плут, – в сердцах прервал его араб,

– Я не хочу ангур! Хочу эйнаб!».

А турок перебил их: «Что за шум,

Друзья мои? Не лучше ли изюм!».

«Что вы за люди! – грек воскликнул им. –

Стафиль – давайте купим и съедим!».

И так они в решении сошлись,

Но, не поняв друг друга, подрались.

Не знали, называя виноград,

Что об одном и том же говорят.

Невежество в них злобу разожгло,

Ущерб зубам и ребрам нанесло.

А если б стоязычный с ними был,

Он их одним бы словом помирил.

«На ваши деньги, – он сказал бы им, –

Куплю, что нужно, всем вам четверым.

Монету вашу я учетверю

И снова мир меж вами водворю!

Учетверю, хоть и не разделю,

Желаемое полностью куплю!

Слова несведущих несут войну,

Мои ж – единство, мир и тишину».

Вопросы:

– Каков основной смысл данной притчи?

– Каким образом ее смысл связан с проблемой мирных взаимоотношений между народами?

– Почему возникают столкновения между народами?

– Каким образом их можно погасить?

Заключительное слово учителя.

Как соблюдать траур: порядок, традиции и поверья

Дорогие мои читатели, как жаль, что наша жизнь быстротечна и может оборваться в любой момент, но нам не хочется об этом думать. Особенно, если все в жизни складывается хорошо и вокруг все здоровы. И все-таки, что делать, если день такой наступит и как соблюдать траур. Как пережить смерть близкого человека?

Православные похоронные традиции

Слово «траур» пришло к нам во времена Петра Первого из немецкого языка и означает «скорбь».

Оповещение

Если в семье кто-то умирает, необходимо оповестить всех родных, близких и знакомых с указанием даты и времени похорон. Иногородних желательно оповещать телеграммами — это облегчит им возможность быстрее приехать и проститься с умершим.

Если получивший телеграмму, сможет приехать, то следует сообщить об этом. А если нет возможности присутствовать на похоронах, то следует немедленно послать родственникам покойного свои соболезнования в виде телеграммы.

Человек, который не имеет возможности присутствовать на похоронах, может прислать корзину или букет цветов с карточкой написанных соболезнований.

Принято, что все друзья и знакомые являются на похороны, не получив особого приглашения, потому что, при таком глубоком горе, легко о ком-то забыть.

Хороший тон требует, чтобы по получении вести о смерти личности, с которой были в ссоре, необходимо явиться на похороны, чтобы показать, что смерть прервала все неприязни, и они не продолжаются за могилой.

Как правильно одеться на похороны

Как соблюдать траур: одежда. Самый подходящий вид для мужчины на похоронах — черный костюм со светлой или темной рубашкой и галстуком приглушенного оттенка. Костюм может быть не только черным, но и других темных цветов. Рубашку под пиджак можно заменить водолазкой.

Классический траурный наряд для женщин — черный костюм, брючной или с юбкой. Брюки не должны быть облегающими, а юбка выше колен. Подходящей одеждой будет черное платье строгого и простого фасона.

Подойдет юбка с темным свитером, блузкой или водолазкой. Все предметы одежды должны быть закрытыми. Праздничные украшения, блеск и яркий декор на похоронах выглядят неприлично.

На голову желательно надеть черный платок, шляпку или шарф. Это важно, если вы будете присутствовать на церемонии отпевания, которая будет проходить в храме. Если вы берете на кладбище детей, то их наряд также должен быть выполнен в темных тонах.

Цветы на похороны — какие?

С древности цветы, оформленные в форме венка, символизировали круговорот, возрождение и бессмертие души. Сегодня наиболее удобным вариантом являются искусственные венки, они более долговечны.

Но ничто не сможет наглядно заменить глубину чувств, которые вызывают живые цветы. Сорт цветов имеет свое скрытое значение. Если в венке присутствуют алые розы, это символизирует долгую жизнь и героическую смерть.

Фиалки, лилии, калы и белые розы в венках, возлагаются на могилы молодых людей и детей. Они означают чистоту и нравственность. А композиции из вечнозеленых растений означают надежду на вечную жизнь и неумирающую любовь близких к усопшему.

  1. Похоронные букеты не должны быть яркими. Похороны — это не праздник, а день скорби. Поэтому стоит приносить строгие букеты, подчеркивая этим торжественность прощания.
  2. На похоронах нежелательны букеты, содержащие более 2-3 оттенков, поскольку пестрота не соответствует печальной атмосфере похорон.
  3. При выборе вида цветов и их цвета лучше предпочесть цветы простых и темных тонов, дополнительно учитывая пол, возраст умершего.
  4. На похороны очень близкого человека можно принести те цветы, которые он больше всего любил при жизни.
  5. Цветы на гроб или могилу кладут без обертки.

Как вести себя в доме с покойным

  • в доме, где находится покойник, не следует громко разговаривать. Молчание гораздо больше показывает наше участие, чем громкое выражение соболезнования;
  • во время визита соболезнования не принято обсуждать вопросы, не связанные со смертью и служебные проблемы, тем более рассказывать веселые истории;
  • близким умершего следует закрыть все зеркала. Считается, что зеркало — это потусторонний портал, в котором может заблудиться душа покойного, находящаяся в этот момент в доме. Этому есть и более здравое объяснение: следует закрывать зеркала только для того, чтобы это никого не отвлекало;
  • кроме того, мало приятного, когда в зеркале отражается гроб с покойным;
  • находясь в доме с умершим, необходимо снять с него все украшения. Если усопший был верующим человеком, то на его шею следует надеть нательный крестик;
  • близким покойного следует обмывать его тело только в светлое время суток;
  • воду, которой происходило обмывание, необходимо вылить в специально выкопанную ямку в том месте, где не ходят люди, перекрестив то место. Эту воду унитаз выливать нельзя!

Поверья:

  • не следует ставить возле портрета покойного стакан воды (или водки), покрытый куском хлеба. Согласно поверью, к этому стакану никогда не придет душа умершего, а придут лишь бесы;
  • пока покойник находится в доме, не нужно устраивать стирку. Это считается плохой приметой. Также не следует разрешать кому-то сидеть на постели покойника, пока гроб с ним стоит в доме;
  • если кто-то боится находиться в доме вместе с покойником, ему следует преодолеть свой страх, взявшись на некоторое время за ноги усопшего;
  • когда в квартире находится покойник, до похорон нельзя пользоваться острыми металлическими предметами. Это: ножи, иглы, лезвия. Нельзя их держать на открытом месте;
  • пока покойник в доме, на подоконник следует ставить чашечку воды (на «обмывку души»);
  • гроб с покойным, а также крышку от гроба нельзя нести близким усопшего;
  • не разрешайте укладывать в гроб к телу покойного цветы. Потом эти цветы бросают на дорогу, по которой идет похоронная процессия. Это ритуал по переносу болезней с умерших на живых;
  • нельзя эти цветы собирать, наступать на них и тем более заносить в дом. Этим можно спровоцировать очередное горе в семье;
  • нельзя смотреть в окно на покойника;
  • когда забивают крышку гроба, нужно следить за тем, чтобы тень живого человека не «попала в гроб»;
  • все знают, что землю, взятую после похорон с кладбища для запечатывания, нельзя заносить в дом и оставлять в подъезде. Иначе человек считается запечатанным. И подъезд тоже. Это приведет к болезням живущих в этом подъезде людей;
  • на поминальной неделе с могил нельзя брать конфеты, печенье, яйца. Они предназначены для покойника, их есть нельзя;
  • запомните: с кладбища ничего нельзя брать! В том числе платки и полотенца, которые снимают с креста или венков.

Похоронная процессия

По церковным правилам впереди похоронной процессии несут крест или икону Спасителя. Затем несут хоругви (церковные знамена), за ними крышку гроба. За крышкой идет священник с кадилом и свечой.

Затем несут гроб с усопшим, за гробом идут родные, близкие. За ними прочие участники похорон с цветами, венками. В холодную погоду участники процессии могут быть в головных уборах. Участвующий в похоронной процессии и во время шествия должен сохранять серьезное достоинство.

Траур по родственникам

Самый глубокий траур, который длится один год соблюдает вдова. Она носит одежду преимущественно черного цвета, не надевает никаких украшений и драгоценностей. В этот период она не посещает увеселительные места и не имеет права вступать в брак.

Отказываясь от нарядов и скорого замужества, вдова проявляет уважение к чувствам родителей и родственников своего покойного мужа.

Мужчина вдовец соблюдает траур полгода. Дети, по своим умершим родителям носят траур год, постепенно переходя от черной одежды к одежде на несколько тонов светлее.

По бабушке или дедушке соблюдается траур полгода. Такой же срок траура установлен по умершей сестре или брату. А по дяде и тете — три месяца.

Во время траура нельзя высказывать окружающим о своем безграничном горе. Весь смысл траура заключается не только в траурной одежде, но и в соблюдении достойного душевного состояния человека.

Как соблюдать траур? В это время человек находится в глубоких раздумьях о самом себе, своих близких и задумывается о смысле жизни. К вещам, которые запрещены в трауре, относятся: одежда ярких цветов, из шелковых тканей, любые украшения, будь то из золота или серебра. Исключено пользование парфюмом.

Поминки

Мужчины должны прийти на поминки без головного убора. Женщинам же, наоборот, нужно иметь какой-либо платок, покрывающий голову.

На первые поминки в день погребения могут приехать все родные и близкие, которые были на кладбище. На 9 дней после смерти усопшего приезжают только близкие, друзья и родственники покойного.

Нельзя приходить без приглашения на поминки покойного. Можно прийти, чтобы выразить свое соболезнование. Но рваться сесть с остальными гостями за стол не следует, если вас не приглашают разделить поминальную трапезу. Не разрешается также занимать место, где некогда сидел покойный.

На 40 дней могут приехать все, кто захотел помянуть усопшего. Прежде чем сесть за стол необходимо прочитать «Отче наш» либо 90-й псалом. В ходе поминального приема пищи нужно почтить память усопшего.

Поминальная трапеза начинается с подачи кутьи. Кутья должна быть освящена на панихиде или окроплена святой водой, и ее обязан попробовать каждый присутствующий на поминках. Зерна кутьи олицетворяют бессмертие человеческой души.

На поминальной трапезе допускается, как правило, только простая, традиционная пища. В том числе специальные поминальные блюда: кисель, щи или уха, блины и кутья. При этом не допускаются стопка с водкой, накрытая куском хлеба.

Спиртные напитки не являются обязательными. Поминки могут проводиться не только в доме покойного. Проведение поминок в кафе не противоречит православным устоям.

Дни особого поминовения усопшего

До 40-го дня усопший именуется новопреставленным. Поминовение новопреставленного в первое время по кончине важно и необходимо. Особенно потому, что оно облегчает душе усопшего такой нелегкий переход из временной жизни в вечную. Помогает проходить, так называемые, мытарства.

Особые дни поминовений новопреставленного: третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым).

Душа, которая остается после смерти живого земного организма состоит из нескольких частей. По современной классификации называются условно: эфирным, астральным и ментальным телами. Тела эти распадаются на 3, 9 и 40 день.

Согласно Православию, до 3 дней душа покойного находится рядом с родными и домом. В эти дни собираются самые близкие родственники, чтобы помянуть усопшего молитвою.

Если усопший был крещен, следует заказать сорокоуст — поминовение на 40 литургиях. Обязательно в 9-й и 40-й день со дня смерти посетить церковь и отслужить панихиду. Ежедневно молиться об упокоении души.

В память об усопшем следует совершать добрые дела,подавать милостыню всем просящим. Существует также обычай поминать усопшего в каждую годовщину по смерти, в день рождения и в день Ангела.

Батюшка Дмитрий Смирнов как соблюдать траур: похороны

Как соблюдать траур: православные похороны

Друзья, полезна ли была для вас эта информация? Оставляйте отзывы к статье «Как соблюдать траур: порядок, традиции и поверья». Поделитесь этой информацией с друзьями в социальных сетях.

Добавить комментарий