Как воспитывают детей в Армении – особенности, традиции, запреты, примеры

Традиции воспитания детей в исламе

Ислам известен строгими законами, радикальными взглядами. Какие же интересные особенности у мусульман, что можно перенять в воспитании подрастающего поколения?

Особенности воспитания детей в исламе

Воспитание проходит строго в исламских традициях, формируются моральные нормы, взятые из заповедей Корана. Ребенка с детства учат почитать взрослых, быть порядочным.

Принципы воспитания в исламе:

  1. Малыша растят в вере. С ранних лет ему прививают веру в Аллаха, почитание своей религии. Очень строго следят взрослые за тем, чтобы малыш соблюдал заповеди. В исламе они называются сунны.
  2. Конфликты исходят не от ребенка, а от его окружения. Если ссоритесь с ребенком, значит на него дурно влияют в садике, школе, друзья, родня или кто-то еще, а сам малыш не виноват, ведь он — открытая душа, чистый лист.
  3. За становление духовных ценностей у малыша отвечает его семья перед Богом.
  4. Религия должна быть в радость, а не обязаловкой.

Воспитание детей в исламе

Множество легенд ходит про суровое воспитание в исламе. А вот поощрение тоже весьма интересное. Чтобы похвалить ребенка, которого с малых лет приучают к религии и развитии внутреннего мира, мусульмане говорят, что Аллах доволен им. Это очень мощный стимул в верующей семье, сказать малышу, что Бог одобряет его поступки, радуется за него. Так у ребенка формируется представление о том, что Бог присматривает за ним, помогает ему. А каждое хорошее действие ребенка прославляет Аллаха. Вот такой стимул.

Само рождение ребенка в исламе считается великим счастьем. Семья создается для того, чтобы дать жизнь детям. Это ее основное предназначение по мнению мусульман. При рождении ребенка семья получает довольство Аллаха, ведь они продолжают свой род на Земле. Ребенок в доме — благодать для мусульманина. Чем больше детей, там легче дается их воспитание, и тем больше благодать в доме, говорит пророк Мухаммед.

Советы в воспитании от мусульман:

1. Чем раньше, тем лучше. Часто вы думаете, да позже успею объяснить это сыну. А потом может оказаться поздно. Лучше вы сами научите своего малыша, чем это сделают чужие люди.

Одна мусульманка еще при беременности читала сыну вслух Коран, когда он родился, читала молитвы вместе с грудничком. Позже объяснила ему, почему она молится, как просить Бога, зачем она это делает. В итоге в 5 лет малыш читает молитвы, верует в Бога и имеет представление о том, как нужно жить мусульманину, знает о морали, запретах, добре и зле и так далее.

2. Ребенок многое не осознает, он просто хочет понравится. Поэтому копирует зачастую поведение более взрослых товарищей из школы, из кино и так далее. Эти товарищи могут научить его плохому. Задача родителей с мудростью и пониманием решить эту проблему, а не обвинять и наказывать ребенка. Он не виноват. Он просто ищет пример для подражания.

3. Родители стараются воспитать ребенка так, чтобы к подростковому возрасту у него уже была своя точка зрения и умение отстоять ее. Потому что в подростковом возрасте предстоит много соблазнов и нужно уметь сказать «нет» наркотикам, беспорядочным половым связям, алкоголю и так далее. Зачастую родители добиваются этого тем, что планируют с детства, какой характер они хотят воспитать у своего ребенка, задумываются, какие качества ему понадобятся в жизни. Они не ограничиваются только заботами об образовании, как это зачастую делаем мы. Мусульмане наравне с умственным развитием, занимаются развитием душевных качеств ребенка.

Воспитание детей в мусульманских традициях

Воспитанию детей в исламе уделяется очень большое внимание. Ребёнок в исламской семье воспитывается в соответствии с правилами, законами и нормами религии и нравственности. Приобщение детей к мусульманству происходит с самого его рождения. При рождении младенца присутствуют только матери. Но, если мужчины изъявят желание, то они могут присутствовать на совместных родах с женами.

Новорождённого в первые минуты жизни умывают и произносят, при этом, молитвы, которые предписаны исламом для этого события. В правое ухо малышу произносится азан (призыв к молитве). Азан включает в себя такие формулы, как: такбир («Аллах велик») и ещё одна формула — шахада («Нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед — посланник Аллаха») и другие. Каждая из формул проговаривается до четырёх раз. В левое ухо ребёнку произносят молитву.

После проведения такой традиции ребёнок становится приобщённым к исламу. Очень важным моментом в исламе является выбор хорошего, сильного имени для малыша. В мусульманском обществе очень много имён несут в себе древние арабские корни.

На следующий день после рождения ребёнка продолжается выполнение необходимых обрядов. Днём голову крохи обязательно бреют. Потом обязательно раздают деньги беднякам и калекам на улице.

Обязательно готовят богатый стол. К столу обычно собираются все родственники, соседи, друзья и хорошие знакомые. Но главной задачей организации праздничного стола является угощение и раздача еды беднякам.

Пророк Мухаммед, будучи сиротой, сам вырос без родителей и проявлял большое беспокойство о том, чтобы защитить права любого ребёнка. Об этом говорится и в Священном Коране, который включает строгие правила по этому поводу.

Все ведущие религии мира учат детей почитать и уважать родителей. Ислам не является исключением. «И завещали Мы человеку добро к его родителям» — гласит Коран (29:7).

Любовь, почтение и забота о родителях — это главное, чему учит Коран детей: «И решил твой Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и к родителям — благодеяние». Священное Писание наставляет, что даже когда ребёнок вырастает, то он не должен бросать и сторониться своих состарившихся родителей, нельзя перечить им и, тем более, ругаться с ними. Наоборот, нужно «говорить им слово благородное», выражать матери и отцу своё смирение и терпение, проявлять милосердие и просить Господа за них.

Обязанностью родителей является воспитывать ребёнка в духе исламских семейных обычаев, формировать у него веру в Аллаха и посланника его Мухаммеда. Если же родители не почитают аллаха и отступились от веры, то ребёнок имеет полное право покинуть дом своих родителей. Потому что, по исламским канонам, вера в Бога имеет приоритет выше, чем любовь и почтение к родителям.

Во всех других случаях, выражать почьтение и уважение своим родителям, а также старшим, по возрасту, людям — это абсолютная обязанность каждого мусульманина. В одном из хадисов говорится о том, что послушание своему отцу — это такое же благое дело, как и покорность Аллаху.

Если ребенок конфликтует с учителем. Выход есть!

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок с удовольствием посещал школу, словно губка впитывал новые знания и приносил домой отличные оценки. Иногда на смену радужным ожиданиям приходит глубокое разочарование – ребенок конфликтует с учителем. Почему так происходит и что делать в этой ситуации?

Учителя бывают разные. Одни приходят в школу по зову сердца, их уроки интересные и веселые, отношения к детям доброе и уважительное. Для других педагогическая деятельность – это ежедневное испытание, которое дается очень тяжело и любви к своей профессии не добавляет. Занятия таких специалистов скучные и однообразные, отношение к ученикам снисходительное и порою агрессивное.

Конфликтные ситуации бывают у всех учителей. Неотъемлемое право каждого родителя – выступить посредником между учителем и своим ребенком в острой ситуации. Но прежде, чем вы выберете линию поведения, разберитесь в причинах конфликта. Не рубите с плеча, вставая, на чью либо сторону. Не только учитель может быть не прав, но и ребенок. Почему-то многие родители об этом забывают, тем самым, еще больше разогревая конфликт.

Психологическая подоплека конфликта

Детские психологи не устают напоминать родителям, что в семье нужно воспитывать уважительное отношение к взрослым и учителю в частности. В первую очередь это пойдет на пользу именно вашему ребенку.

Школьник, для которого авторитет учителя незыблем, лучше учится и усваивает знания. Кроме того, авторитет педагога – это стимул для ученика больше заниматься, примерно вести себя на уроках и тщательно выполнять домашние задания. Если родители ставят профессионализм учителя под сомнение, ребенок это чувствует и делает свои выводы:

«Мой учитель плохой, не знает свой предмет, а значит, ничему не может меня научить. Слушать его объяснения на уроке и делать домашнюю работу не обязательно. Все равно из этого ничего хорошего не получится. Зачем зря стараться?».

Но и это еще не все. Ребенок, который ни во что не ставит педагога часто идет на конфликт там, где другие дети не видят ничего предосудительного. Такой ученик, словно спичка, зажигается при малейшем поводе, а иногда и вовсе без него. Учитель, видя к себе пренебрежение, не может оставаться полностью беспристрастным. И тогда развитие конфликта – неизбежность.

Родители школьников должны понимать, что в конфликте учитель-ученик проигрывает всегда ученик. Прежде всего потому, что пока идет выяснение отношений под лозунгом «Кто прав, кто виноват?» ребенок не учится, не занимается, а значит, теряет драгоценное время. Школьная программа остается неусвоенной, догонять ее приходится с репетитором во внеурочное время. Больше уроков – меньше свободного времени.

Поэтому, даже если вы уверены, что в конфликтной ситуации большая часть вины лежит на учителе, не спешите об этом говорить своему ребенку. Авторитет педагога должен быть безусловным, у каждого учителя можно научиться чему-то новому. При самом плохом сценарии – умению работать самостоятельно.

Но как быть, если поведение учителя действительно выходит за рамки компетентности и профессиональной этики? Если учитель не видит личность в ребенке, целенаправленно занижает ему оценки и даже позволяет себе унижать ученика? Все эти обстоятельства имеет смысл обсуждать с учителем с глазу на глаз, стараясь не вовлекать в обсуждение ребенка. Тем самым вы сохраните его эмоциональную стабильность, соответственно, вам будет проще погасить конфликт.

Стратегия и практика

Шаг 1: Поговорите с ребенком

Если между родителями и ребенком доверительные отношения, они первыми узнают о назревающем конфликте. Что делать в этой ситуации – вмешиваться сразу, или же позволить отпрыску попробовать наладить отношения с учителем самостоятельно, зависит от степени остроты конфликта. Если вы выбрали второй вариант, не допускайте, чтобы противостояние между ребенком и педагогом затянулось. Держите ситуацию на контроле!

Первое правило гармоничного воспитания детей – никогда не лишайте их права демонстрировать свои негативные эмоции. Ребенок должен иметь возможность высказаться, если ему это нужно. Только так можно вырастить здоровую личность, уверенную в себе и своих силах, которая не боится брать ответственность на свои плечи.

Как говорить с ребенком? Чтобы после вашей беседы сын или дочь смогли принять от вас помощь и конструктивную критику (как же без этого?) во время разговора ведите себя предельно тактично и осторожно:

Внимательно слушайте. Когда ребенок будет рассказывать о своих взаимоотношениях с учителем, он может не контролировать свои эмоции: повышать голос, использовать бранные слова, отзываться об учителе пренебрежительно. Не прерывайте монолог ребенка, пусть он выплеснет наболевшее.

Уточните нюансы. Как только суть конфликта будет ясна, попросите ребенка остановиться на нюансах противодействия. Пусть он вспомнит, как возникла первая неприязнь к учителю, что способствовало этому? В ходе беседы ребенок должен видеть ваше участие, желание ему помочь.

Выработайте план действий. Попытайтесь убедить ребенка, что сложная ситуация между ним и учителем возникла прежде всего потому, что они не смогли понять друг друга. Педагог и ученик – союзники, а не враги. Возможно, ребенку следует пересмотреть свое поведение в классе, попробовать больше уделять внимания предмету и более старательно готовить домашнюю работу. Убедите сына или дочь в необходимости вашей беседы с учителем. Разумеется, планировать разговор нужно на время после занятий, чтобы не было свидетелей со стороны одноклассников ребенка.

Шаг 2: Побеседуйте с учителем

Разговаривая с учителем, старайтесь, чтобы беседа строилась на конкретных фактах, не уменьшайте, но и не преувеличивайте вину ребенка. Если учитель говорит о скверном поведении и нежелании вашего сына или дочери учиться, попросите обосновать, на основании чего сделаны такие выводы. Ваша задача – разобраться, по какой причине ребенку дается сложно конкретный предмет и как можно сгладить конфликт.

Покажите учителю, что вы заинтересованы в мирном разрешении ситуации, готовы с ним сотрудничать и принять его рекомендации. Если разговор зашел в тупик, спросите у педагога прямо, каким он видит выход из сложившейся ситуации?

Шаг 3: Сделайте выводы

После беседы с учителем еще раз поговорите с ребенком. Объясните ему, что ждет от него учитель, и как можно добиться хорошего расположения педагога. Выясните у ребенка, что он сам может сделать, чтобы повысить успеваемость. Не останавливайтесь на этом, активно действуйте! Мотивируйте ребенка, расскажите, как конкретный предмет может ему пригодиться в будущем, запишите его на профильный кружок. Вместе скачивайте и просматривайте познавательные фильмы, обсуждайте. Научите ребенка работать с разными видами информации. Так, если у него проблемы по литературе, ввиду нелюбви к чтению, не заставляйте его читать – сейчас множество аудиокниг. Если ему тяжело даются даты по истории – пусть пишет шпаргалки, это проверенный способ запоминания информации.

Шаг 4: Держите руку на пульсе

Приходите в школу к учителю каждую неделю-две в спокойном расположении духа, чтобы узнать, есть ли прогресс в учебе у вашего ребенка. Интересуйтесь его успехами и неудачами. Донесите до учителя то, что ребенок старается и прилагает все усилия, чтобы исправить ситуацию. Выясните, на что ему нужно еще обратить внимания и над чем больше поработать.

Поверьте, если педагог увидит, что вы приходите к нему не с претензиями, а за помощью, он скорее с агрессора (предубежденной стороны конфликта) превратится в вашего соратника. В свою очередь, отношение к ребенку станет лояльнее, и конфликт разрешится сам собой.

Учитель травит моего ребенка, что делать?

© Depositphotos

Полная инструкция от мамы, сумевшей решить конфликт с учительницей.

Журналист и психолог Ольга Золоткова, столкнувшаяся с некомпетентным и агрессивным учителем, рассказала, как ей удалось разрешить ситуацию, и составила подробный план действий.

Когда сын учился в первом классе, учительница несколько раз инициировала травлю учеников. Я вмешивалась и протестовала, а учитель и администрация школы удивлялись: не вашего же, вам-то что. Я тоже удивлялась: педагогам в 21 веке странно не знать, что такое травма свидетеля.

Мы сменили школу. Во втором классе я попросила учительницу отпускать класс на перемены — в ответ она стала настраивать детей против моего сына. Я среагировала быстро и до настоящей травли дело не дошло, зато дошло до служебного расследования и прокурорской проверки. Прокуратура нашла нарушения.

Я проанализировала опыт родителей, которые сталкивались с учительской агрессией, учла ошибки и написала эту инструкцию.

Не бойтесь, хуже не будет

Не бойтесь, что из-за вашего вмешательства учитель будет плохо относиться к ребенку. Во-первых, учитель уже плохо относится к нему, если травит. Во-вторых, родители должны защищать своих детей.

Читайте также:  Как правильно объяснить ребенку, что такое справедливость?

К моему ребенку учительница после этой неприятной истории стала относиться нейтрально.

Записывайте в блокнот, файл, блог — не рассчитывайте на память. Фотографируйте, делайте скриншоты, сохраняйте видео и аудио. Не удаляйте переписку. Если причинен вред здоровью — фиксируйте документально (снимайте побои) в тот же день.

Важно: на встречах включайте диктофон и уведомляйте, что ведется запись. В начале записи проговорите дату, время, место, участников. Право на информацию вам гарантирует ст. 29 п. 4 Конституции РФ, самозащиту гражданских прав — ст. 12 Гражданского кодекса РФ.

В уставе школы написано, что пользоваться телефоном в школе запрещено? — такой устав нарушает законодательство.

Если официальные лица отказываются разговаривать при включенном диктофоне, вставайте и уходите, не тратьте время. Идите на следующий уровень.

Я сделала ошибку — не писала на диктофон встречу с директором и сильно пожалела об этом. При служебной проверке директор отказалась от того, что говорила на встрече, а у меня не оказалось доказательств.

Перед каждой встречей, телефонным разговором или перепиской определитесь, чего хотите на выходе. Чтобы учителя уволили или отстранили? Перевестись в другой класс или школу? Извинений учителя и администрации? Разбор случая вместе с классом? Работу с психологом?

Кстати. Если школа не соблюдает права ребенка, цель «устроить им, чтобы мало не показалось» — вполне экологичная. Систему образования это не изменит, но профилактикой насилия быть может.

Мне четко сформулированная цель помогала не тратить время на пустую болтовню с администрацией школы и не верить пустым обещаниям.

Сначала с классным руководителем. Если не решите на его уровне — к директору школы. Я ходила на встречи одна, но всегда лучше, если присутствуют оба родителя — это усиливает позицию.

Можно сначала встретиться с учителем — но будьте готовы, что это окажется бесполезно. Как показывает опыт, если учитель ведет себя настолько непрофессионально, что допускает травлю учеников, разговоры с ним ситуацию не изменят.

Почему не с завучем? Я не знаю ни одного случая, когда завуч помогла решить конфликт — поэтому сделала вывод, что лучше сразу к директору. Возможно, решение конфликтов это вообще не функция завуча.

Сохраняйте ясную голову

Успокоительное типа новопассита, валерьянки или пустырника лучше пить после важного разговора, а не до. На встрече нужна ясная голова и быстрая реакция.

Когда сын учился в первом классе, меня пригласили на комиссию по поводу жестокого поступка учителя. Я страшно волновалась и сделала ошибку — за час выпила новопассит и в разговоре потом тормозила. На будущее решила: ДО переговоров ничего успокоительного.

Не реагируйте на психологическое давление

Администрация школы использует старые недобрые приемы: газлайтинг (вам показалось, не может быть, ребенок фантазер, не нагнетайте, всем нравится, только вам не нравится, никто не жаловался), обвинение жертвы (что-то с ребенком не так, раз он всех раздражает, он довел учителя), забалтывание (все хорошо, мы работаем над этим вопросом, наш класс очень дружный, у нас не бывает конфликтов, это недоразумение, заслуженный педагог, 40 лет педстажа, все дети ее любят). Будьте к этому готовы.

Интерес администрации — не выносить сор из избы и тихонько замести его под ковер. А ваш интерес — защитить ребенка.

Оцените, нужен ли вам перевод в другую школу

«Не нравится — переводитесь в другую школу или на семейное обучение» — совершенно непрофессиональное заявление педагога. Перевестись в другую школу просто технически, но непросто морально: это адаптация, другая логистика, у ребенка тут приятели и привычные другие учителя. И не факт, что в другой школе не будет других сложностей, — система образования везде одна и та же. Я перевела сына из обычной школы в элитную — насилие со стороны системы есть везде. Семейное обучение вообще отдельная тема и не все к нему готовы.

Вы и ваш ребенок имеете право на базовое уважение в той школе, где вы находитесь сейчас. Меняться должны не вы, а школа.

Если директор школы адекватно не отреагировал, составляйте заявление в двух экземплярах. Секретарь в приемной их зарегистрирует и на вашем экземпляре поставит номер входящего.

В заявлении сухим канцелярским языком опишите события в хронологическом порядке, укажите на имеющиеся у вас доказательства, перечислите номера нарушенных статей закона.

ст. 21 Конституции РФ^;

ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ^;

ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ^;

цитаты из Устава школы про уважение к личности обучающегося.

Оставить заявление в прокуратуру, управление образования, департамент образования, государственную службу по контролю и надзору в сфере образования, уполномоченному по правам ребенка можно на их официальных сайтах. Подтверждение о приеме придет на вашу электронную почту. Ответить должны в течение 30 рабочих дней.

Из школы, управления образования и администрации города мне пришли лживые наглые отписки с одинаковым текстом. Будьте готовы к такому, возможно, писать заявления придется несколько раз.

Не рассчитывайте на поддержку других родителей

Если вы найдете единомышленников среди других родителей, это удача. Но будьте готовы к тому, что не найдете, или они решат остановиться на каком-то этапе — у меня так и вышло. В родительском чатике многие были жестко настроены против меня: наш класс – дружная семья, у всех все хорошо, а вы тут со своим негативом, нам учитель нравится, ну и что что дети ее боятся и ненавидят. Остальные молчали, потому что боялись.

Насилие любит молчание. Пишите о своей ситуации в соцсетях, обращайтесь на известные сайты — это даст мощную поддержку вам и силы многим людям.

В Фейсбуке меня очень поддержали друзья и незнакомые люди, я очень им благодарна. Когда становилось психологически совсем трудно — плакалась в подзамочных постах в Фейсбуке, и мне всегда помогали.

Можно остановиться на любом этапе

Вы живой человек, поэтому можете устать, передумать, отказаться, изменить мнение.

Я не стала оспаривать отписки из управления образования, уже не было сил, если честно.

Осторожно, зоновская этика

Возможно, вам придется услышать в свой адрес слова из активного лексикона насильников: «лох», «терпила», «стукач», «истеричка», «жалобщица», «скандальная мамаша», «родительский экстремизм». Фразу про родительский экстремизм использовала в разговоре со мной директор элитной гимназии.

Это принципы из-за колючей проволоки: молчи, терпи, не высовывайся, хуже будет, тебе что, больше всех надо, ты что, самая умная, ишь, неженка. Я постоянно старалась помнить об этом и не уподобляться.

Рассказывайте ребенку, что происходит

Желательно в корректных выражениях. Мы говорили с сыном обо всех этапах, он воспринимал нормально. По мере развития событий сын стал мягче относиться к учительнице и в некоторых моментах даже жалеть ее.

Вы не проиграете в любом случае

Даже если формально ничего не добьетесь, результат есть все равно. Вы демонстрируете цивилизованную реакцию на нарушение прав. Вы учите ребенка, что можно не терпеть насилие и не молчать. Вы делом показываете, что вы на стороне ребенка — это ценнейший опыт детства. Вы вдохновите других родителей, не согласных, чтобы их ребенок каждый день отправлялся в школьный ад.

Считаю, что я сделала все правильно, потому что у моего восьмилетнего сына есть гражданская позиция.

«Самое невыносимое — это родители». Учитель – откровенно о школьной системе

Учитель русского языка и литературы одной из челябинских школ откровенно рассказала об обратной стороне профессии. «Вы думаете, это только детям не хочется с летних каникул в школу? Как бы не так, – говорит Марина, педагог высшей категории. – Учителя еще больше вздрагивают от осознания: впереди 9 месяцев ада».

«Любите ли вы детей?»

«Мне часто говорят: наверно, ты пошла работать в школу из-за любви к детям? Как бы не так. После окончания филфака в 1999 году было не так много мест, где меня ждали на работу. И я устроилась, одна из немногих с курса, по профилю — в школу. Меня не звали никуда больше, и я пошла учить детей. Нет, я не могу сказать, что это случилось из-за любви к детям. Да, я люблю детей. Поэтому у меня две дочери и уже маленький внучок. Следуя такой логике, если человек любит животных, он должен стать ветеринаром. Я люблю животных, и что делать? А что тогда любят бухгалтеры — бумагу, компьютеры?

Работа мне трудной не показалась. Я проходила практику в школах, примерно понимала, что мне предстоит. Единственное, что убивало и убивает, – заполнение тонн, массы ненужных бумаг. Отчетов, планов, графиков, характеристик. Это и сейчас угнетает. Никому от них лучше не стает, но попробуй не сдать. Еще терпеть не могу общешкольные собрания, они проходят раз в неделю. Когда нас всех собирает директор и начинает внушать, что мы делаем так и не так. Многие думают, если учитель уговаривает детей участвовать в олимпиадах, – это он так любит свой предмет. Или ребенка любит. Или и то, и другое. Нет. За победы и призовые места педагогу положены доплаты. Да что говорить, они положены даже, если на питание в столовой соглашается максимум детей из класса. Это все так неприятно – уговаривать, внушать, что школьники, не питаясь в столовой, портят желудок. Кормят невкусно, говорят родители. И правы они, конечно. У нас вечно всё холодное и приготовлено как-то. не с душой, что ли. Я бы сама, честно, не ела. Но нас настраивают, мотивируют агитировать родителей, и мы на классных часах несем эту информацию в массы.

Классные часы — это просто сбор денег

В школе все подчинено определенному распорядку, графику. Вот это чисто советское правило, что те же родительские собрания нужно проводить не когда есть необходимость, а раз в четверть, конечно, убивает. Нет, их нужно проводить «не менее раза в четверть». Поэтому в нашей школе они и идут раз в квартал.

Родительские собрания давно превратились в сбор денег. На нужды класса, школы, дополнительные занятия и далее по списку. Я раздаю опять же охапки литературы: родители должны заполнить свои данные, согласие на обработку этой информации, если ребенок будет посещать дополнительные занятия — заявления, согласие на проведение психологического тестирования и все такое прочее. Заполнили бумаги, и начинается разговор о деньгах. Когда речь заходит о благотворительных взносах в фонд школы, у нас начинается спор. Родители не понимают, почему они должны платить за ремонт учебного заведения. Я им объясняю, что выделяемых государством средств всегда не хватает, что должны быть свободные деньги, которыми в любой момент можно заткнуть неожиданную дыру, решить проблему.

Деньги, конечно, вносятся через банк, по графе «Добровольные пожертвования». Родители возмущаются, а мне очень неприятно говорить: «Кто сколько сдал, я всю эту информацию знаю. У меня все выписки со счетов о снесении средств. И кто даже 500 рублей не нашел, это тоже известно». Это не я плохая – так и хочется закричать – это с нас директор точно так, как я с вас, дерет эти деньги. Только не так нежно. У руководителя позиция одна: «Раз не сдают, вы не работаете с родителями». Я работаю, работаю, работаю. Противно, правда.

Деньги есть, но могло быть и больше

Если заговорили о деньгах, то я не буду ныть, какая у нас маленькая зарплата. Нормальная зарплата, учитывая все стимулирующие доплаты, да за стаж, классное руководство и прочее. Другое дело, она могла бы быть больше. То, где можно зарабатывать, в последнее время нам «обламывают». Раньше я вела факультатив типа подготовки к ЕГЭ, а проще — учила хоть более-менее грамотно писать учеников, которым это не дано.

Есть дети, у которых нет орфографической зоркости, есть те, у кого дисграфия. За занятия платили мне, это было, конечно, отличное подспорье. Сейчас я продолжаю вести эти курсы, но раньше они были чем-то типа репетиторством, а сейчас называются дополнительными занятиями, и деньги за них родители уносят в банк. Самое обидное, что люди платить меньше не стали, а вот я получаю с них только процент. Зачем это мне? Обидно, конечно. К тому же им поставили четкое расписание, а раньше ребенок мог подойти ко мне и попросить репетиторства в любое удобное нам обоим время.

Еще одна возможность подзаработать — это организация поездок детей в каникулы и выходные дни. Чтобы максимальное число учеников соглашалось ехать осматривать достопримечательности края, мы даже с уроков их по согласованию с директором снимаем. И то ведь родители не хотят платить! Вообще в школе самым невыносимым я считаю родителей. Я нахожу экскурсию, например, по красивейшим местам области. Далее прорабатываю несколько турфирм, выбираю наилучший вариант. Чтобы это было максимально дешево, комфортно, безопасно, ведь в последнее время каких только случаев не было в поездках.

Объявляю на собрании, чтобы родители сдавали деньги. Допустим, это удовольствие стоит 900 рублей. Я называю тысячу. Набрать нужно автобус. Я, конечно, еду с детьми. И тут у меня человек 10 сдали деньги, а назавтра дети из класса говорят: «Верните деньги, нам другая учительница ту же экскурсию за 800 предлагает». Я узнаю, оказывается, она нашла какое-то агентство, которое вообще по 700 за ребенка везет по той же программе. Родители и дети возмущены, думают, я прямо-таки «навариваюсь» на этих путевках. Я копейки заработать-то хотела. Подумали бы, родители-то, взрослые же люди, зачем мне ехать куда-то с их детьми, особенно, в каникулы или свой законный выходной? Ну и что, что сопровождающий бесплатно. Я бы дома на диване полежала.

«Учитель — существо особое»

С каких-то давних времен в понимании детей учитель — существо особое. Дети, приходя в школу, уважают педагогов, даже трепет какой-то испытывают. Родители же стараются максимально унизить нас в глазах детей. Сколько раз мне дети передавали слова родителей: «Мама сказала, я вам не обязан отчитываться, почему не пойду в кино с классом. Папа запретил мне на субботник ходить, сказал, если учитель будет ругаться — он этот вопрос решит». Родители боятся, что их чада перетрудятся. Сколько всегда возмущения, если ребенок должен дежурить по школе или в столовой. Мы раньше и классы мыли, и ремонт в школе делали на отработках, никто не переломился. А сейчас начитают звонить, справки об освобождении несут пачками, лишь бы чадо не работало.

Дети вообще ленивые сейчас. Им мало что интересно. Все, поголовно все, «живут» в Сети. Кроме соцсетей и музыки мало чем увлекаются. Те единицы, кто ходит в музыкальную школу и кружки, – точно такие. Родители просто умоляют их закончить начатое обучение, или предлагают какие-то блага за посещение секций. По-настоящему увлеченных единицы. Но я против попыток коллег-предметников насильно увлечь своей дисциплиной. У нас в школе есть преподаватель химии, например, которая убеждена в бесподобности и важности своей дисциплины. Дети ревут, но зубрят элементы таблицы Менделеева и формулы. Иначе — не видать удачи. Она даже три не поставит просто так. Никаких «три пишем, два в уме», как это бывает обычно при оценке «удовлетворительно». Если это три, то такая, что ребенок ее выстрадает. А химия нужна далеко не всем, что уж обманывать-то. А вот без моих предметов, конечно, не прожить. Но дети сейчас не читают. Вернее, читают не то, что нужно. Проходили недавно Льва Толстого. Мне мальчик вопрос задает, а вы фанфик по нему читали? То есть у детей твёрдая убежденность, что я, как учитель, знаю все. Нет, не читала, и не стыдно в этом признаться. Я не признаю современное молодежное творчество. Фанфики — это слабые подобия осмысления известных произведений их фанатами.

Читайте также:  Маленькая женщина: когда можно девочке носить стринги

На одном из уроков в конце прошлого года мне девочка задает вопрос, а зачем мы по программе проходим только произведения в стиле ангст? Я поняла: речь идет о современном толковании жанров. Angst — это депрессивные произведения, описывающие отчаяние, боль персонажей. Как ни крути, вся русская классика попадает под это определение. Так мне эта ученица и говорит, давайте читать лучше произведения флафф. Это – Fluff — так называемые «розовые сопли», любовь, отсутствие переживаний. Но разве я программу школьную создаю? Работаем по ФГОСам, что велено — то и изучаем.

«Интернет — зло»

Если мы говорим о самих детях, то они сейчас абсолютно не готовятся к урокам. Максимум, – спишут из Интернета сочинения или упражнения. Кому такая учеба нужна? Я стараюсь, конечно, давать карточки — задания, ответы на которые не найти в сети. Но где их столько набрать? В Интернете выгружено почти всё.

Я не против ЕГЭ, как многие коллеги. Потому что гораздо бОльшим стрессом считаю, что ребенок будет сдавать экзамены в незнакомом месте с незнакомыми педагогами. А вот то, что детей грузят новыми обязательными дисциплинами — историей, иностранным языком, – конечно, против.

Интернет считаю злом. Именно там дети узнают всё то, что не должны. Видят фриков, на которых стараются быть похожими, узнают о вейпе и прочей дряни, а также о том, где все это можно купить.

Когда я не в силах рассказывать что-то, не видя никакого интереса в глазах детей, – даю самостоятельную работу. Сижу, смотрю в окно, ножкой покачиваю. Сочинения и изложения провожу часто, даже чаще, чем нужно по программе. Дома готовиться не предлагаю — зачем мне читать списанные с Интернета готовые работы? Если бы вы прочитали, какую чушь пишут 15-16-летние взрослые уже люди, вы бы поняли, какие на самом деле эти ваши якобы умненькие сыновья и дочки».

Учи, но не забывай и воспитывать

Рубрика: Образование взрослых и самообразование

Дата публикации: 18.01.2015

Статья просмотрена: 156 раз

Библиографическое описание:

Мишарина, В. А. Учи, но не забывай и воспитывать / В. А. Мишарина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 1 (1). — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/4/24/ (дата обращения: 04.01.2021).

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся.

Посеять в душах благодать

Увы, не всякий раз даётся.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность человека.

И мы обязаны творить,

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в души молодые.

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться.

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться!

Не секрет, что о работе учителя судят по тем урокам, которые он проводит. Да и жизнь учителя состоит из них, этих уроков. Существует масса методов, приёмов, типов уроков, чтобы научить и разбудить в ученике творческие возможности. И для этого хороши все методы — активные и пассивные. Но многое определяется личностью самого учителя. Учитель — это нечто гораздо большее, нежели просто учёный, знающий человек. Большой учёный может и не быть учителем. Учитель — это актёр. Он играет свою роль, и от его таланта (или бездарности) зависит внимание (или равнодушие) публики. Ибо класс — тоже зрители. Но учитель — больше, чем актёр. Даже самый «народный артист», в конечном счёте, не несёт ответственности за своего зрителя, а учитель — несёт. Учитель — это ещё и режиссёр-постановщик. Пусть он пока не сам выбирает пьесу и её участников, но он распределяет роли, сам следит за игрой своих подопечных. Поэтому обучение и воспитание — это, прежде всего, призвание и талант. Луначарский в своё время писал: «…преподаватель формирует самый благородный материал — людские души… И это можно сделать только тогда, когда между ними протянулись токи, заразившие их определённой симпатией к вам…»

Учительский труд очень сложен, потому что в его основе — человеческие отношения. Педагог обязан ежедневно контролировать усвоение школьниками знаний, но ребята это не очень любят. Его стремление воспитать лучшие человеческие качества у детей подчас встречает сопротивление с их стороны. По капельке он отдаёт себя детям, не всегда получая в ответ причитающееся ему внимание и участие. Даже любимого учителя ученики вспоминают по праздникам или когда говорят о своём детстве. Не зря профессия учителя стоит в одном ряду с теми, где есть эмоциональные перегрузки.

Воспитание требует, прежде всего, сдержанности, терпения, доброты. Это должно проявляться во всём, даже в общении с учениками. Учитель, любящий детей, будет называть их только по именам, не побоится признать свою ошибку, извиниться, если окажется в чём-то неправым. Он никогда не будет угрожать своим воспитанникам: они не должны его бояться. Ничего нет страшнее в школе, чем педагог, приходящий в класс с холодным сердцем.

Многое из школьных предметов потом забывается, не забывается одно — общение с умным, готовым тебя понять собеседником. Для этого на уроках истории не заставляю старшеклассников выходить к доске и отвечать на поставленный вопрос, мы часто беседуем на равных, сидя за партой, они обсуждают проблемы, Мы учим на уроках не только основам наук, но и правде, справедливости, честности, мужеству, доброте. Каждая секунда урока воспитывает. Конечно, учителя — обыкновенные люди: с нервами, сердцем, самолюбием, усталостью. Но учителя не выбирают — он достаётся детям. И он должен уметь оставлять за порогом класса всё, что может помешать созданию творческой атмосферы на уроке. Это нелегко. Но надо найти мужество, чтобы, несмотря на любые жизненные неурядицы, войти в класс с улыбкой, сказать ребятам: «Добрый день!», не перебить отвечающего, не ответить резкостью на грубость. Ребёнок должен живо реагировать на всё, что происходит на уроке (на реплики, на шутки, на интересную информацию). Идеальная тишина — не главное условие обучения. Ненормально, когда при ответе ученик испытывает страх, тревожность. Без доброго отношения к ребёнку, ободрения нет общения, а без общения нет воспитания. Невозможно обучение и воспитание без толерантности.

Вся жизнь учителя, его духовный мир, увлечения, вкусы, симпатии, сильные и слабые стороны — всё проходит на глазах детей, всё подвергается их строгой, но объективной оценке. Ребята изучают педагога, выставляют ему свои отметки в особых дневниках памяти. Воспитывая ребёнка, мы только и думаем, как воздействуем на него, и совсем не предполагаем, что дети тоже на нас действуют, и действуют куда сильнее, чем нам кажется. Именно они делают нас красивее, умнее, собраннее, счастливее. Мы у них многому можем поучиться. И здесь не помогут ни диплом, ни знания. Только отношение к ученикам показывает доброту и ум, щедрость и отзывчивость, чёрствость и равнодушие.

Воспитательно-образовательный процесс требует, чтобы личностью стал, прежде всего, сам педагог. Учитель не только даёт знания по своему предмету, он не просто учитель-предметник, а учитель-воспитатель, готовящий к выпуску из школы гражданина. Ребёнок не рождается личностью, а становятся ею. И большая роль в этом становлении отводится школе.

Один древний философ как-то сказал: «Меня мой учитель так долго и много хвалил, что я в конце концов стал хорошим». Похвала — лучший способ закрепить положительные поступки. И умение хвалить — своего рода талант. То, как ребёнок воспринимает себя, зависит от того, какую оценку мы ему даём.

В нынешних непростых условиях, во времена потери нравственных и культурных основ в воспитании школьников обращение к искусству, художественной литературе может сформировать в ребёнке те душевные качества, которые определяют его как личность, как гражданина, как человека, формируют нравственные идеалы, воплощённые в духовном облике человека.

Важной гранью воспитания и развития личности на уроках в школе является воспитание патриотизма через эмоционально-чувственное воспитание школьников. Они раскрывают способность личности к любви — к матери, к Родине, к труду; приобщают к великим ценностям, к сохранению народных традиций, духовности. Это залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности сопереживания и внимательного отношения к окружающим людям.

Начиная с первого класса, в детях закладываются основы патриотизма, нравственности и доброты. На своих уроках я стараюсь развить уже имеющийся у них жизненный опыт, увлечь, используя доступный материал, знакомясь с народными традициями, обычаями, праздниками, приобщить к ценностям народного творчества, т. к. в нём воплощение не просто прошлого культуры, но и нравственные свойства и способности человеческой души. Народная культура воспитывает активную жизненную позицию современного молодого человека, даёт ему высокие ориентиры в жизни. Богатство и красота родной природы — прекрасное средство воспитания детской души. Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. В связи с этим мастерство педагога заключается в тонком искусстве преподавания. Для этого он сам должен быть творческой личностью. Если уроки, которые даёт учитель, действительно являются результатом его творчества, если его действительно влечёт творческое общение с учениками, если он чувствует, что так он может проявить себя как художник, то дети ему поверят и будут всегда готовы к сотворчеству.

Педагогическая наука считает, что одним из важнейших свойств современного учителя является его гуманная и гуманитарная позиция: толерантность, способность понимать ребёнка, умение видеть ситуацию его глазами, умение стимулировать саморазвитие школьника. Необходимо использовать личностно-ориентированный подход, с помощью которого возможно развитие неповторимой личности, индивидуальности. Учитель должен помнить, что он хранитель души ребёнка, её благоустроитель. И если ребёнок воспитывается в обстановке понимания, он учится понимать и принимать других. Если его подбадривают, он учится верить в себя. Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным. Если он растёт в честности, он учится быть справедливым. Если он растёт в безопасности, он верит в людей. А для этого учитель не должен быть равнодушен к своим ученикам, тогда это зерно неравнодушия прорастёт и даст богатейшие плоды — добрых, порядочных, отзывчивых людей.

Конечно, я ещё многому учусь сама, и мне хочется сделать правильный выбор.

«Я не должна любить детей». Педагог о том, почему учителя не выдерживают и уходят из профессии

Наш колумнист Елена Радион много лет работает педагогом и хорошо знает изнанку этой профессии. О современных детях, претензиях к учителям и причинах, по которым они увольняются из школ — в этой колонке.

Одна моя знакомая спросила, нравится ли мне моя педагогическая профессия. Я ответила: «Да, а как иначе?». Оказалось, что знакомая проводит импровизированный соцопрос и в течение дня всех подряд спрашивает, любят ли они свою работу. Я стала первым человеком из 20 опрошенных, который ответил «да».

Так что по результатам соцопроса, я — тот редкий человек, чьи карьерные мечты сбылись. В детстве я играла с куклами «в школу», высаживая их на диване перед «доской» из куска фанеры. Я всегда любила учить, в смысле узнавать что-то новое и потом делиться этой информацией с другими, а не в смысле поучать и воспитывать. Правда, когда переходишь от кукол к живым людям, выясняется, что вначале нужно приложить усилие, чтобы эти люди захотели к тебе прислушаться, но тут, как говорится, методика и психология вам в помощь.

В общем, все просто. Откуда же тогда столько эмоционально выгоревших, разочаровавшихся учителей и почему педагогическая стезя стабильно не пользуется популярностью?

Клетка с тиграми

Реальная и вполне типичная история из школьной жизни. В школу пришла учитель(ница) белорусского языка Ольга Павловна. Прошло время, и вдруг созывается экстренное родительское собрание. Повестка дня: дети на уроке довели Ольгу Павловну до слез. Восьмиклассники шумят, хамят и огрызаются. Родителей просят принять меры.

Все в недоумении: дети вроде бы послушные. Что же произошло? Объясняю: Ольга Павловна зашла в клетку с тиграми, расслабилась и потеряла контроль. Родители, конечно, переживали, но чем они могли помочь дрессировщику, которого в закрытой клетке кусает развеселившийся тигр, кроме как посочувствовать со стороны?

Пусть «клетка с тиграми» и не самая приятная метафора, зато очень точно отражает суть происходящего на любом уроке. Когда учитель приходит в новый класс, он не может полагаться на то, что перед ним сидят хорошие дети, которых кто-то уже успел научить, как нужно себя вести. Каждый из ребят может быть послушным по отдельности или они все вместе могут быть послушными с другим учителем, но это никак не поможет тебе в твоей работе. Ты для них еще один новичок, которого они обязательно проверят на прочность и прощупают границы дозволенного.

Причем когда я говорю «границы», я имею в виду те самые границы, которые помогают, с одной стороны, защитить учителя от учеников, от эмоционального выгорания или слез. А с другой стороны, это границы, которые защитят учеников от учителя с излишне эгоцентричной психикой.

Но нас, наоборот, всячески подталкивают систематически переступать черту: учителям предлагается работать в состоянии эмоциональной эйфории, на вдохновении, проводить свободное время вместе с учениками за неспешной сократовской беседой и приглашать их к себе домой на чай.

Получается, в стереотипном представлении учебно-воспитательный процесс не должен иметь ни личностных, ни временных, ни территориальных границ. Неудивительно, что все известные образы учителей, созданные, скажем, в кино, это либо маниакальные нарциссы, либо страдающие от неврозов старые девы (прошу прощения за шовинизм).

Вместо обозначения профессиональной дистанции педагогическая профессия (в широком смысле сюда относятся и педагог в детском саду, и учитель в школе, и преподаватель в вузе) обросла высокопарными цитатами о призвании, а педагогическая подготовка сводится к тому, что нас загружают помпезными слоганами о великой миссии и отправляют к детям, не дав в руки ни системного учебно-методического комплекса, ни необходимого оборудования.

А зачем тебе алгоритм действий, грамотная психологическая поддержка, раздаточные материалы или наглядные пособия, хорошая доска с качественным мелом или, боже упаси, компьютер? Учитель должен учить сердцем! В результате наш учебный процесс — это пьеса из одного действия на ваш выбор: либо тигр ест дрессировщика, либо дрессировщик ест тигра.

Читайте также:  Как воспитывают детей в Грузии – особенности, традиции, запреты, примеры

Далее я просто перечислю несколько пафосных заблуждений, которые сделали из педагога Христа на распятии. И если задуматься, в таком подходе есть своя логика, ведь бросать каждый раз нового Матросова на амбразуру всегда проще и дешевле, чем обеспечивать системную поддержку огнем и регулярную поставку боеприпасов.

Заблуждение 1. Дети стали более жестокие, чем раньше

Этой фразой можно бесконечно прикрывать педагогические прорехи. Но любой психолог вам скажет, что дети во все времена были, есть и будут жестоки. Они с легкостью могут причинить боль любому живому существу, которое их слабее, потому что 1) у детей еще не развилось чувство эмпатии; 2) вызывающее поведение для них иногда единственный способ понять, что на самом деле можно, а что нельзя.

В конце 1980-х годов был популярен фильм Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна», в котором группа учеников пришла к учительнице математики просить ключ от сейфа с экзаменационными работами. В результате все заканчивается очень трагически, и фильм призван показать падение нравственных устоев у подростков.

С тех пор прошло 30 лет, и деградировавшая молодежь из 80-х сейчас уже нянчит внуков, изобличая в жестокости очередное поколение. Так что, если смотреть с высоты прожитых лет, «Дорогая Елена Сергеевна» — это не столько моральное падение школьников, сколько полное учительское фиаско, когда тигр окончательно съел нелепого и бестолкового дрессировщика.

Депрессивная, закомплексованная, несуразная Елена Сергеевна в любой другой профессии была бы объектом насмешек своих же коллег, но только в фильме о школе мы должны увидеть в слабовольной, плохо контролирующей себя и склонной к суициду женщине идейную героиню.

Дело не в жестокости, а в том, что дети все равно будут время от времени «щупать» взрослых на предмет границ. Из любопытства или от скуки. И если детский пальчик провалится внутрь и расковыряет дырку, из которой запахнет страхом, неуверенностью, одиночеством, жизненной неустроенностью или хотя бы намеком на слабость, то дети способны ковыряться там бесконечно долго, вытягивая на свет все новые и новые эмоции, пока учеба не превратится в бесконечную череду моральных дилемм. А когда нужно постоянно решать моральные дилеммы, уже не до учебы.

Заблуждение 2. Учитель — это не профессия, а призвание

Сейчас моя трехлетняя дочка посещает развивающие занятия для малышей. Это короткие уроки, организованные так умело, что дети совсем не отвлекаются. Я не удержалась и выразила свое восхищение, а педагог сказала, что на самом деле есть пара-тройка простых правил в работе с малышами. Например, ребенку никогда нельзя показывать что-то заранее. Потому что если вначале положить перед ним лист бумаги с кисточкой, а потом объяснять, что нужно раскрасить рыбку, он не станет слушать — вместо этого будет играть с бумагой и кисточкой.

Мой брат прокомментировал этот пример так: «Я всегда думал, что умение работать с детьми — это призвание, но, оказывается, этому можно научить, как учат слесаря или токаря».

Только у нас этому не учат на системном уровне. Наши методисты-теоретики пишут бесполезные диссертации, при этом ни дня не проработав непосредственно с детьми, а «чудеса на виражах» демонстрируют обычные педагоги с 40-летним стажем, которые научились мастерству на «шишках» собственного опыта. Но им некогда писать методические рекомендации, потому что они загружены работой под завязку.

Вот почему молодые специалисты, оказавшись лицом к лицу с детьми, теряются и робеют, тратят массу нервов и лишних эмоций. Не потому что это не их призвание, а потому что им никто не дал в руки толковый алгоритм действий. У них есть только конспект лекций по педагогике, где написано, что «учитель — это звучит гордо». Но это мало помогает, когда тебе надо удержать на себе внимание 20 пар глаз на протяжении сорока минут.

Наша педагогическая подготовка — это накачивание гуманистическими призывами, а потом тебе дают в руки кусок мела и говорят: учи! Представьте, если перед вами поставят мешки с цементом и скажут: строй дом! Не умеешь? Наверное, у тебя нет призвания… Дрессировщик съеден вместе с туфлями. Занавес.

Заблуждение 3. Учитель — это не работа. Это жизнь

Обратный сценарий, когда дрессировщик потихоньку поедает тигра, тоже не редкость. Такое случается, когда учитель начинает претендовать на роль вершителя судеб. Мы же по уши напичканы педагогической романтикой: педагог — это инженер человеческих душ, учитель — это жизнь, а не работа… Но, может быть, чтобы не навредить, ковыряясь в человеческой душе, лучше вообще в нее не лезть?

А если не лезть в душу, как ни крути, остается обычная работа, которая не претендует на то, чтобы отобрать у учителя все остальные его интересы, семью, хобби, путешествия… Я уже однажды вспоминала советский фильм «Розыгрыш» (1976), в котором создан позитивный образ бесконечно преданной своему делу Марьи Васильевны. Но положительные качества идеального учителя разбиваются, как искусственные бриллианты об асфальт, когда человеку больше нечего повесить на стену, кроме групповых фотографий своих выпускных классов.

От Марьи Васильевны пахнет нафталином и безысходностью. Это не ученики к ней тянутся, это она цепляется за учеников, потому что больше не за что, и подпитывается их молодостью через поры кожи, как беззубый вампир. В таком случае, при чем здесь математика? А при том, что, к слову сказать, Марья Васильевна — еще один учитель математики. Но ей тоже некогда заниматься своим предметом, потому что она погрязла в выяснении отношений с учениками, нравственных проблемах, которые сама же и породила.

Заблуждение 4. Учитель должен вдохновлять

Еще мы зациклились на вдохновении, но не много ли мы на себя берем?

Апофеозом деструктивного учительского вдохновения я считаю пример из американского фильма «Общество мертвых поэтов» (1989). Главный герой в исполнении Робина Уильямса — учитель литературы мистер Китинг, вдохновляет своего ученика на актерскую карьеру, при этом не задумываясь над тем, что восторженный и слабовольный юноша не имеет в себе сил даже для того, чтобы открыто сказать авторитарному консервативному отцу о своих чувствах, предпочтя самоубийство открытому противостоянию. Китинга увольняют, и ученики провожают любимого учителя цитатой из стихотворения Уолта Уитмена «О, капитан, мой капитан!», когда Китинг приходит забрать свои вещи.

Вопрос только в том, почему он явился за вещами не на перемене, а демонстративно зашел в класс во время чужого урока, сорвав занятие другого учителя? Короче, я считаю, что до «капитана» Китингу далеко. Ему скорее больше подходит: «Ах ты, эгоцентричная, самовлюбленная тварь!».

В фильме отец мальчика винит Китинга в смерти своего ребенка, и я тоже обвиняю Китинга. Обвиняю в нарциссизме, инфантилизме, равнодушии, тщеславии, безответственности. Один взрослый эгоизм наступил на другой, и безвольный, потерянный ребенок выбросился из окна. Если ты такой уж «крутой» учитель, который плюет на требования родителей и на систему свысока, учи детей быть сильными и выносливыми. Если уж взялся ломать стереотипы в детских головах, первое, чему нужно учить, — держать удар.

Но Китинг слабак и мямля, он сам ни одного жизненного удара не выдержал с достоинством, и для него детское восхищение — это просто легкий способ самореализоваться. Такие люди, как Китинг, будут кормить свое тщеславие, бравируя перед наивными детьми, чьи мозги еще пока что податливые и мягкие, как теплый пластилин. В народе это называется «дешевый понт», а не вдохновение. И цена у этого понта — детская жизнь. Так не слишком ли дорого попонтовался мистер Китинг?

Заблуждение 5. Учитель должен любить детей

И напоследок немного о любви. Я вчера была в университетском отделе кадров, перекинулась парой-тройкой фраз с нашими кадровыми работниками и могу смело утверждать: «Работник отдела кадров должен любить людей!».

Я уже много лет работаю преподавателем, параллельно несколько лет работала в школе, и с опытом ко мне пришло понимание того, что я не должна и даже не имею права любить детей, которых учу, потому что искренняя любовь, для которой нет границ между семьей и работой, личной и общественной жизнью, — это путь к сценарию «кто-то кого-то ест».

А если под «любовью» подразумевается хорошее отношение, участие, уважение к личности, забота о результате своей работы, чуткость, внимательность, неравнодушие, вежливость, человечность, то я хочу, чтобы меня любили даже в нашем отделе кадров.

Нужно понимать, что способ отечественного педагогического мышления зарождался в условиях борьбы с беспризорничеством и малолетней преступностью. Во времена Макаренко, основателя советской педагогики, повсеместно создавались приюты и школы-интернаты для сирот Гражданской войны, детей, которые остались без родителей, без жилья и выживали на улицах попрошайничеством и воровством.

Правильно, когда твой основной контингент — это подростки, которые еще вчера могли прохожему перерезать горло ради куска хлеба, то чтобы сделать из них достойных граждан нового советского общества, нужно было нечто большее, чем просто научить математике. Учитель был призван заменить семью, посеять в мозгах зерна новой идеологии. Это была действительно миссия.

Но мы живем в другую эпоху, когда ребенок может подать в суд на собственных родителей за жестокое обращение. В общей массе современным детям хватает любви и связанных с ней проблем вне учебных заведений. Теперь бы чему-нибудь еще научиться…

Так что акценты уже давно сместились. Я не хочу, чтобы моих детей кто-то любил в школе или в детском саду, вдохновлял их или копался у них в душе. В детском саду мне говорят: «У нас здесь домашняя, семейная атмосфера! Мы к детям относимся, как к своим». Я не понимаю, что это значит. Я ведь не в интернат ребенка отдаю, а в детский садик на полдня. Не надо относиться к моему ребенку, как к своему. Относитесь к нему, как к чужому, чья мама-тигрица вам лично перегрызет горло в случае чего.

Короче, я убеждена, что современный педагог — это не жизнь, не призвание, не любовь, не поэтическое вдохновение, не выбор сердца, не душевный инжиниринг… Это просто работа. Для кого-то любимая, для кого-то не очень. Для кого-то одна и на всю жизнь, для кого-то лишь этап в карьере. А поскольку детей у нас в стране явно больше, чем тигров, мы не можем себе позволить разговоры о богоизбранности отдельных дрессировщиков, чьи секреты мастерства передаются от отца к сыну.

Может быть, мы постоянно прикрываемся призванием, сердцем и талантом, чтобы скрыть отсутствие качественной подготовки специалистов, нехватку хороших методических комплексов, всеобщую недооснащенность учебного процесса. Ч естное слово, уже надоело цитатами о роли учителя в судьбе залатывать пробелы в отсутствии адекватной педагогической системы, а вдохновением и любовью к детям прикрывать нехватку пособий и бумаги для ксерокопирования.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Каким должен быть современный учитель? Мнения педагогов, школьников и родителей

9 722 30.09.2017 11:20

Ирина ШАТИЛО ,

Учителя: динамичность, честность и стрессоустойчивость

Современный учитель должен быть честным, справедливым, активным, трепетным и чутким, считают педагоги.

«Современный учитель – творец, мудрец, созерцатель, первооткрыватель детских сердец! Он чувствует каждую струну детской души и направляет ее, – считает Ирина Прудникова, которая преподает искусство, рисование и историю. – Учитель не должен быть фальшивым. Он должен быть настоящим. Дети – народ, живущий в истине».

Кроме того, наставники считают, что учитель не только должен любить детей, но и сам должен быть в душе ребенком, а также многогранной, интересной для любого возраста личностью. «Это значит иметь свои увлечения, постоянно развиваться. Но за своей личностью нужно обязательно видеть личности в учениках, уважать их и быть рядом», – добавляет Галина Свентуховская, учитель истории и обществоведения одной из брестских школ.

В современном педагоге важна также внутренняя и внешняя гармония.

«Это человек, который всю жизнь учится сам. Который черпает силы в своей работе. Активен в общественной жизни, имеет полезные навыки, «фишки» за рамками своего предмета, которые может и хочет передать учащимся. Делает работу так, как хочет, чтобы в будущем жила его страна и весь мир», – отмечает учитель информатики Владимир Красько.

Также среди качеств современного наставника – динамичность, способность идти в ногу со временем, быть увлеченным процессом и владение своим предметом.

Учитель не должен помнить обиды, иметь личные предвзятости к учащимся, он должен уметь видеть в каждом талант и хорошие качества.

«Неприемлемыми качествами для педагога являются безразличие к детям и учебному процессу, агрессия и бескомпромиссность», – считает преподаватель английского языка Анна Букатая.

Родители: любовь к работе, авторитетность и опрятность

Современный учитель должен в первую очередь любить свою работу и быть увлеченным ею. «Когда дети и родители видят, что у педагога горят глаза, что он постоянно использует что-то новое, чтобы увлечь учеников, азарт передается и им. В итоге в выигрыше все», – делится наблюдениями Людмила Котчик, мама третьеклассницы.

Он должен быть другом и вместе с тем авторитетом для детей, считают родители. Чтобы ученики бежали делиться своими радостями и могли рассказать о своих проблемах, чтобы постоянно был контакт.

Учитель должен быть слегка строгим, но справедливым, уметь держать дисциплину в классе, знать свою работу от А до Я и опрятно выглядеть. «Это важно, потому что внешний вид учителя прививает любовь к красоте и опрятности у детей», – объясняет Марина Соловей, бизнесвумен и мама второклассника.

Кроме того, родители ценят индивидуальный подход к каждому ребенку, заботу о его внутреннем и внешнем мире. «Учитель занимает очень важное место в жизни каждого ребенка, оставляя след на всю жизнь. Учитель – это не работа. Это призвание. Это великий труд и большая ответственность», – дополняет Марина.

«Самое главное, каким не должен быть педагог, – равнодушным. На мой взгляд, безразличным людям не место в школе», – подытоживает Людмила.

Дети: красота, честность и «белый костюм»

Учитель XXI века должен быть современным, справедливым и честным, считают школьники.

«С учеником разговаривать на равных, но при этом быть тактичным. Он должен быть примером для подражания, чтобы хотелось быть похожим на него», – делится своим мнением семиклассник Кирилл Трещалин.

Также в современном учителе школьница Александра Кендысь хочет видеть креативного человека и считает, что недопустимы безответственность и неумение держать обещания. «Если он сказал, будем играть на следующем уроке, значит, мы должны играть», – дополняет Кирилл.

А вот второклассник Роман Соловей считает, что учитель прежде всего должен быть умным, добрым, справедливым, внимательным, аккуратным и «в белом костюме». Не хочет школьник видеть своего учителя некрасивым, глупым и грубым.

Материалы по теме:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Eсли вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий