Метод активного слушания

Метод активного слушания в психологии: что такое, приемы и техники

Нечасто встречаются люди, которые умеют по-настоящему слушать. Гораздо чаще мы не понимаем, не слышим или недопонимаем собеседника, стремимся высказаться, а не выслушать. Но такой способ общения не помогает разрешить проблему или конфликтную ситуацию. Чтобы вопросы решались единовременно, а обиды не накапливались, важно учиться методу активного слушания: примеры применения этой техники и ее роль в психологии я кратко обозначу в этой статье.

При пассивном выслушивании крайне сложно верно уловить суть высказывания. О таком неэффективном способе взаимодействия говорит отсутствие мимической или физической реакции, эмоционального отклика. Кажется, что слушающий думает о своем и не включен в дискуссию. Это может обидеть и уничтожить любое желание налаживать коммуникацию. Методика активного слушания предполагает, что собеседники не зацикливаются на своих переживаниях, а стремятся услышать и понять оппонента. Этот подход позволяет:

Задание

Посмотрите этот отрывок из фильма. Найдите эпизоды, в которых используется прием «Уточнение».

Активное слушание — коммуникативная техника, при которой роль слушателя заключается в поддержке говорящего.

Открытый вопрос — вопрос, на который невозможно ответить «да» или «нет», предполагается развернутый ответ.

Присоединения — реплики продавца, позволяющие ему завести разговор с клиентом.


Открытый вопрос — вопрос, на который невозможно ответить «да» или «нет», предполагается развернутый ответ.

Активное слушание

Что отличает человека от животного? Активная и многообразная речь. Человек создал язык, чтобы через него выражать свои мысли, желания и ощущения окружающим. При этом важным становится активное слушание. Существуют определенные приемы и техники активного слушания, методы. На примерах рассмотрим, как оно проявляется, и на упражнениях покажем, как его развить.

Люди редко могут услышать друг друга. К сожалению, неумение слушать собеседника приводит к тому, что люди не понимают друг друга, не находят решений проблемных ситуаций, расходятся и остаются при своих обидах. Вот почему важным становится активное слушание, когда человек понимает, о чем ему говорит собеседник.

Нужно уметь не только говорить, но и слушать. К успеху приходят люди, которые умеют слышать, что им говорится. Как говорится, «молчание – золото». Но если при этом человек включается в понимание слов собеседника, то его молчание превращается в бесценную драгоценность.


Если вспомнить, то многие отметят, что в момент, когда они слышат некое неприятное слово, все, что говорится после него, остается неуслышанным. Услышав значимое для себя слово, человек заостряет на нем свое внимание. Он эмоционирует, при этом обдумывает, что сказать собеседнику. Может даже не замечаться, что разговор уже пошел в другое русло.

Активное слушание

Выслушивание собеседника – забытое искусство, которым люди пренебрегают в стремлении думать о своих собственных переживаниях. Подумайте, насколько часто вы слушаете других в повседневной жизни? Как часто у вас возникает чувство, что ваш собеседник вас действительно слышит, понимает? А нам этого очень часто не хватает. Что же говорить о человеке, перенесшем потерю, переживающем боль или личную трагедию? Ему это необходимо.

Во всех случаях, когда человек расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо, когда он зол на весь мир и на себя самого, первое, что нужно сделать – это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (состоянии), «слышите» его. Но нередко собеседник, желая принести утешение, чувствует, что беспомощно стоит, не зная, что сделать или сказать. Человек в подобном состоянии часто не дает ясного сигнала о том, что он (она) хочет от собеседника. Хочет ли поговорить или побыть в одиночестве? Хочет ли выразить гнев или подавить его? Часто и сам человек в подобном случае этого не знает. И потенциальный помощник растерян, смущен или подавлен. Но если бы он яснее понимал, что может чем-то помочь, и знал, как именно это сделать, то он, вероятно, не был бы парализован в тот самый момент, когда больше всего нужен.

Так что же нужно знать помощнику? Если вы стремитесь помочь человеку, то самое главное – это ваше желание его выслушать. Кроме того, нужно знать, что в качестве помощника вы не должны улаживать дела (разрешать проблемы) за людей. Иными словами, вам не надо находить нужный ответ, а такие выражения, как «Может быть, так лучше», «Будь мужественной ради детей», или «Поплачь», «Не нужно плакать», вообще звучат жестоко, плоско и неуместно. Человеку нужна помощь в нахождении своих собственных ответов и решений, и , в конечном счете, только их собственные ответы являются уместными, относящимися к делу. Нужно знать, что понимание человеком смысла происшедшего корректируется само, если ему дают возможность произвести такую коррекцию. Хорошее выслушивание способствует хорошему разговору, в процессе которого человек разбирается в том, что означают для него вещи, придает им новый смысл. Общение, строящееся на основе этих принципов, в получило название навыка активного слушания.

Активно слушать человека – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.Беседа по способу активного слушания показывает, что собеседнику понятна внутренняя ситуация пострадавшего, и он готов услышать о ней больше, принять ее. Этот метод появился как технология общения в результате анализа поведения людей, которые обладают способностью в процессе разговора добиваться от собеседника желаемых результатов. В общении они придерживаются принципов «хорошего слушания», о которых мы уже говорили; повторим их:

  • внимание сконцентрировано на собеседнике (наблюдение за изменениями звуковых интонаций голоса, мимики, жестов, позы);
  • собеседник должен видеть и чувствовать, что его понимают; для этого можно повторить своими словами услышанное или передать смысл сказанного;
  • не следует давать оценок высказываниям, поступкам, мыслям собеседника;
  • не следует давать советов собеседнику.

Очень скоро стало ясно, что этот метод позволяет оказывать помощь людям, которые испытывают психологические трудности. Человек, понимая, что его слушают, рассказывая, раскрывает свои чувства, начиная осознавать при этом свои трудности и продвигаясь по пути к их разрешению. Технология активного слушания предполагает соблюдение нескольких нехитрых правил, а также включает в себя пять основных приемов, в основе которых лежат принципы «хорошего слушания». Рассмотрим сначала правила.

Слушая собеседника, необходимо повернуться к нему лицом. Важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Это самые первые и самые сильные сигналы о вашей готовности слушать и слышать. Кроме того, нужно стараться задавать как можно меньше вопросов; желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. Вопросы могут вызвать чувство, что собеседник – лишь внешний участник, который интересуется только фактами, выспрашивая о них. Фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия, и при небольшом отличии утвердительного и вопросительного предложения (иногда это всего лишь тонкая интонация) реакция на него бывает очень разная.

Основные приемы активного слушания – пауза и угу-поддакивание, парафраз, резюме, отражение своих чувств, отражение чувств собеседника.

  • Пауза и угу-поддакивание.Угу-поддакивание – это самый простой прием, и любой человек им пользуется почти интуитивно. Во время разговора необходимо периодически кивать головой, говорить «да», «угу», «ага» и т.п.; этим вы даете собеседнику понять, что слушаете его и заинтересованы. Пауза в разговоре необходима, чтобы предоставить собеседнику возможность выговориться до конца (так как человеку необходимо время, чтобы сформулировать свои мысли и чувства). В то же время пауза освобождает разговор от лишней ненужной информации (говорить – лишь бы говорить).
  • Парафраз буквально повторение последней фразы собеседника. Это позволяет ему убедиться в том, что вы его поняли, и побуждает к дальнейшему повествованию.
  • Резюме.Прием состоит в следующем: используя слова и выражения говорящего, вы подводите итог определенного этапа разговора. Это очень важная задача, решение которой позволяет, завершив очередной этап разговора, продвинуться далее в решении проблемы.
  • Отражение своих чувств. Говоря о своих чувствах, можно решить сразу несколько проблем. Во-первых, существенно снижаются негативные чувства и переживания самим фактом того, что они признаны и озвучены. Во-вторых, сама беседа становится более полной и искренней. И, в-третьих, это побуждает собеседника открыто выражать свои чувства, что необходимо для того, чтобы человек чувствовал себя более комфортно и мог избавиться от сильных внутренних переживаний.
  • Отражение чувств собеседника.Когда мы называем чувства, которые испытывает собеседник, и «попадаем» в его ощущение, угадываем его, человек чувствует «родственность душ», начинает больше доверять вам, раскрывается.

Есть несколько ошибок, которые часто допускаются в процессе активного слушания – это стремление дать совет и задать уточняющие вопросы. Первое опасно тем, что когда человек выслушивает совет, начинают работать механизмы психологической защиты и предложенный совет отвергается; происходит разрушение установленного ранее контакта. Уточняющие вопросы, помимо того, что создают впечатление допроса, могут далеко увести разговор от волнующей человека темы; не говоря уже о том, что, задавая вопросы, вы берете ответственность за беседу на себя, много говорите сами вместо того, чтобы дать возможность говорить пострадавшему.

Существует три категории признаков, по которым можно судить о том, насколько эффективно продвигается процесс активного слушания:

  • исчезают или по крайней мере сильно ослабевают негативные переживания; здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое;
  • пострадавший, убедившись, что его слушают, начинает рассказывать о себе и своей проблеме все больше;
  • человек сам начинает продвигаться в решении своей проблемы; выговариваясь, он начинает видеть возможные пути выхода из данной проблемной ситуации, осознает новые, скрытые от него аспекты ситуации.
Читайте также:  Ребенок боится темноты - самые эффективные советы психологов

Эти три положительных результата (любой из них или сразу все) можно обнаружить при успешном активном слушании уже в ходе беседы.

Во всех случаях, когда человек расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо, когда он зол на весь мир и на себя самого, первое, что нужно сделать – это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (состоянии), «слышите» его. Но нередко собеседник, желая принести утешение, чувствует, что беспомощно стоит, не зная, что сделать или сказать. Человек в подобном состоянии часто не дает ясного сигнала о том, что он (она) хочет от собеседника. Хочет ли поговорить или побыть в одиночестве? Хочет ли выразить гнев или подавить его? Часто и сам человек в подобном случае этого не знает. И потенциальный помощник растерян, смущен или подавлен. Но если бы он яснее понимал, что может чем-то помочь, и знал, как именно это сделать, то он, вероятно, не был бы парализован в тот самый момент, когда больше всего нужен.

Делаем паузу

После того, как оппонент закончил свой рассказ, пару минут стоит просто помолчать. Такая пауза позволит вам лучше переварить услышанное, отделить эмоции от истинного предмета беседы. Говорящему человеку такой перерыв позволит немного передохнуть, вспомнить что-то важное и проговорить его. Часто использование такого приема помогает ему раскрыться после небольшой передышки еще глубже.


Ощущая собственную значимость и неподдельный интерес к разговору, собеседник становится более открытым. Это способствует плодотворной взаимовыгодной коммуникации, зарождению доверия, крепких взаимоотношений. Такие результаты ценны в любой сфере жизни (общение с членами семьи и друзьями, сотрудничество с партнерами и коллегами).

Что происходит, когда мы не применяем технику активного слушания

Прежде чем мы обсудим, как правильно слушать человека, было бы полезно изучить наше стандартное поведение. Это печально, но в современном занятом обществе, мы редко уделяем должное внимание какой-либо отдельной деятельности. Мы стали одержимы практикой многозадачности. Мы настолько полны решимости быть продуктивными, что стараемся одновременно слушать и выполнять другие задачи. В результате чего мы не справляемся ни с чем. И даже когда мы не пытаемся выполнять много задач, мы часто отвлекаемся от работы и от общения с человеком. Мы не в состоянии поддерживать зрительный контакт, демонстрируя наше внимание. Короче говоря, многие люди вовсе не вовлечены в разговоры и не применяют активное слушание.

Мы также склонны концентрировать наше внимание на формулировании ответа для человека. И вместо того, чтобы концентрироваться на его словах, мы часто даже не позволяем человеку закончить выражать свои мысли. Мы прерываем его, и начинаем выражать наши собственные мнения и идеи. Мы можем даже заканчивать его предложения, лишь бы проявить свое эго. В таких ситуациях мы не столько слушаем, сколько готовимся продемонстрировать, что мы думаем или знаем о предмете разговора.

В то время как личные разговоры могут быть немного сложными. Разговоры по телефону предоставляют больше возможностей. Следовательно, больше соблазна выполнять сразу несколько задач. Сколько раз вы разговаривали с кем-то по телефону, слышали щелчок клавиатуры, и понимали, что другой человек отвлекается? Что он не обращает внимание на то, что вы ему говорите? Как вы себя чувствовали в этот момент, зная, что другой человек считает что-то более важным, чем разговор с вами?


Мы также склонны концентрировать наше внимание на формулировании ответа для человека. И вместо того, чтобы концентрироваться на его словах, мы часто даже не позволяем человеку закончить выражать свои мысли. Мы прерываем его, и начинаем выражать наши собственные мнения и идеи. Мы можем даже заканчивать его предложения, лишь бы проявить свое эго. В таких ситуациях мы не столько слушаем, сколько готовимся продемонстрировать, что мы думаем или знаем о предмете разговора.

Поддержка эмоций

Если наш собеседник пытается делиться с нами своими эмоциями, то его можно в этом поддержать. Например, ваш собеседник делится своей радостью. Мы можем отреагировать просто — «молодец». Но если мы поддержим эмоцию нашего визави, то вызовем симпатию, побудим его продолжать общение:

«Наконец я достиг своей цели»

«Ты так рад. Ты гордишься этим?»

«Ты так рад. Ты гордишься этим?»

Методы активного слушания

Итак, как же показать собеседнику свое теплое и внимательное отношение? Психологи разработали для этого следующие приемы:

1. Назвать и объяснить эмоцию собеседника

Главный прием активного слушания — понять и показать собеседнику, что вы его поняли. Причем, не только содержание его слов поняли, но и какие чувства он при этом испытывает. Благодаря этому наш партнер по общению чувствует, что мы принимаем, понимаем и разделяем его эмоциональное состояние. Примеры использования этого метода в диалоге:

– Ненавижу своего шефа! Опять сделал мне выговор ни за что, а коллеги только ехидно улыбались!

– Шеф обидел тебя и ты очень зол.

Здесь вы проговариваете, что ощущает собеседник, и объясняете причину его чувств. Заметьте, что в ответе используется не вопросительная, а утвердительная интонация. Это нужно для того, чтобы партнер прочувствовал, что вы его действительно понимаете.

Помолчите несколько секунд перед тем, как отвечать собеседнику. Во-первых, это нужно для того, чтобы обдумать собственные чувства и сформулировать ответ. Слишком часто мы впопыхах говорим то, о чем впоследствии жалеем. Во-вторых, пауза даст собеседнику возможность перевести дух или добавить еще что-то. Перебивать друг друга при активном слушании категорически запрещено. В-третьих, собеседник почувствует, что вы действительно внимательно отнеслись к его словам, раз заняты их обдумыванием.

– Моя подруга опять не явилась на встречу! Ну сколько можно уже, час прождала ее под дождем. Просто ненавижу ее…

– Ты раздражена на подругу за то, что она проигнорировала тебя. Тебе больно и обидно.

3. Уточнение

Самые острые конфликты обычно развиваются из неспособности понять, что конкретно собеседник имел в виду, привычки додумывать за партнера по общению. В результате получается игра в «испорченный телефон», когда один обиделся на то, что совсем не имел в виду другой.

Всегда уточняйте непонятные моменты во фразах собеседника, чтобы избежать недопониманий. И даже когда вы все поняли, используйте уточняющие вопросы. Чтобы дать собеседнику почувствовать: его верно поняли. К уточнениям также относятся вопросы о причинах поступков, о том, почему человек испытывает те или иные чувства. Примеры применения метода уточнения в разговоре:

– Вечно у нас в доме все вверх дном! Я думала, ты будешь поддерживать порядок, пока я в отпуске.

– Ты расстроилась из-за того, что я не сделал уборку к твоему приезду?

– Да, будто я для тебя совсем не важна.

– Ты чувствуешь, будто я не ценю тебя, но это не так. Я регулярно убирался, но сегодня не смог, потому что задержался за работе. Сейчас я все уберу.

Здесь мужчина сначала использовал уточнение, а затем дал понять жене, что видит и понимает ее эмоциональное состояние.

Метод пересказа представляет собой развернутое уточнение. Если в уточнении мы задаем один вопрос с целью получить новую информацию, то в пересказе мы подтверждаем, что правильно поняли партнера. Этот метод – прекрасное противоядие от эффекта «испорченного телефона». Если мы пересказываем тезисы собеседника верно, у него возникает ощущение, что его принимают и слышат. Если же выясняется, что была допущена ошибка, ее можно тут же поправить, а не продолжать разговор по «испорченному телефону», общаясь с иллюзией о собеседнике, а не с ним самим.

Во время пересказа вам нужно в нескольких предложениях высказать основные мысли собеседника с верно расставленными эмоциональными акцентами. То есть вы должны проследить логическую цепочку, на которой строятся выводы или реакции партнера. Пример пересказа в разговоре:

– На работе меня совсем не уважают…Опять дали задание на выходные, а ведь они совсем не оплачиваются! И почему их дают только мне?! На прошлой неделе начальник опять выговор сделал, а Ольга с соседнего отдела при этом улыбалась, ты представляешь?! Не выдержал, написал увольнительную.

– Ты уволился с работы, потому что начальник совершенно не уважал тебя и заставлял делать лишнюю работу. И коллеги совсем не поддерживали тебя, а будто радовались своим неудачам. Тебе было очень тяжело выносить такую обстановку и ты принял решение уйти.

– Да-да, именно так…

5. Развитие мысли

В этом приеме мы позволяем себе сделать выводы из того, что мы услышали от собеседника, те выводы, которые он мог постесняться высказать или просто не додумался. Если выводы будут верными, партнер по общению ощутит, что мы понимаем его очень хорошо, лучше него самого. И проникнется к нам доверием. Но важно преподносить эти выводы в форме предположения, а не точного факта. Для этого используйте слова «наверно», «скорее всего, «может быть».

Пример развития мысли:

– Опять с мамой поссорилась. Накричала на меня за то, что слишком много сплю по выходным, так режим может сбиться. Чуть где-то задерживаюсь, сразу звонит мне, словно я школьница какая-то!

– Твоя мама не уважает твое мнение и постоянно пытается контролировать тебя. Жить с таким человеком очень тяжело. Возможно, в последнее время ты стал чаще задумываться о том, чтобы съехать от нее».

Читайте также:  Как воспитывают детей в Армении – особенности, традиции, запреты, примеры

– Да, это правда. Хорошо, что ты меня понимаешь.

6. Сообщение о своих чувствах

Это крайне важный прием активного слушания. С его помощью вы даете собеседнику обратную связь, при этом не осуждая его и не переходя на личности. Ошибка многих людей состоит в том, что вместо того, чтобы сказать о своей злости, они сразу переходят на оскорбления. А ведь можно просто сказать «Я злюсь», «мне больно», а не «опять ты как всегда, ты просто подлец!»

– Вчера у нас было совещание на работе. Так начальник не только похвалил меня при всех, но и обещал повышение зарплаты!

– Я так рада за тебя сейчас! Горжусь тобой!

7. Сообщение о восприятии

Этот прием помогает собеседнику осознать собственные чувства и впечатление, которое он производит. Примеры: «Ты выглядишь расстроенным». «Кажется, ты очень зол». Опять же, крайне важно избегать директивного тона, то есть не говорить: «Ты очень злой». «Ты совсем поник».

– Снова с братом проблемы… Попросил в долг уже в третий раз за последние полгода. А ведь прошлые долги так и не отдал, а сейчас обещает, что все три долга вернет за раз.

– Ты выглядишь растерянным. Тебе вроде и жаль брата, но потакать его капризам больше не хочется.

8. Замечания о ходе беседы

Этот метод используется для того, чтобы партнеры по общению смогли осознать, чего они достигли во время или после беседы. «Кажется, мы нашли взаимопонимание». «К сожалению, у нас так и не получилось понять друг друга». Эти фразы позволяют оценить эффективность коммуникации с обеих сторон.

– Полностью согласна с твоим мнением! Я всегда чувствовала то же, но не решалась себе в этом признаться.

– Здорово, что мы нашли общий язык. Оказывается, наши взгляды на жизнь очень похожи.

– И правда! Буду рада пообщаться с тобой еще.

9. Мысленное повторение фраз собеседника

Этот прием используется в активном слушании для того, чтобы быстрее «настроиться на волну» собеседника в начале разговора. Когда человек говорит о чем-то важном, старайтесь мысленно повторять его слова в своей голове. Пытайтесь поставить себя на его место. Это поможет вам ощутить к нему больше эмпатии и симпатии, главных компонентов активного слушания.

9. Мысленное повторение фраз собеседника

Как понимать собеседника: техники активного слушания в онлайн-общении

Техники предложили Лев и Наталья Ушаковы на вебинаре Лаборатории «Делаем онлайн-обучение интересным» от АРТы. В Лаборатории Тренеры и фасилитаторы бесплатно проводят вебинары два раза в неделю. Каждый может предложить свою тему и провести открытое занятие для участников. Присоединиться к Лаборатории можно в телеграм-канале.

Некоторые люди показывают собеседнику, что слушают. Фокусируются на том, чтобы говорящий увидел вовлеченность и доверился. Но если создавать вид и не слушать на самом деле, рано или поздно собеседник это поймет. Люди считывают незаинтересованность, разочаровываются и злятся. Такое общение разрушит доверительные отношения и навредит обеим сторонам.

Что мешает активному слушанию и чего следует избегать в беседе с ребенком

  • • Приказы, команды;
  • • предупреждения, предостережения, угрозы;
  • • морализация, нравоучения, проповеди;
  • • готовые советы и решения;
  • • доказательства, приведение логических доводов, чтение нотаций, «лекций»;
  • • критика, выговоры, обвинения;
  • • обзывание, оскорбление, высмеивание;
  • • использование догадок, интерпретации;
  • • выспрашивание, расследование;
  • • сочувствие на словах, уговоры, увещевания,
  • • отшучивание, уход от разговора.

МАМА: Ты хотела, чтобы мама тебя пожалела.

Упражнение «Испорченный телефон»

Для выполнения этого задания нужны 5 человек: докладчик и 4 слушателя. В комнате остается докладчик и первый слушатель. Докладчик читает текст с описанием некого события, партнер его внимательно слушает и старается запомнить подробности сообщения. После однократного прочтения текста вызывается второй слушатель, и ему пересказывается услышанный текст первым слушателем. Действия повторяются, пока свою версию текста ни услышит последний участник. Затем все собираются вместе и сравнивают рассказ 4-го слушателя с оригиналом.

Упражнение показывает, что люди запоминают информацию выборочно, согласно своему мировосприятию и жизненному опыту.


Первое упражнение делается в паре, где один человек выступает в роли выступающего, другой – в роли слушающего. В течение 5 минут говорящий рассказывает о нескольких личных проблемах с акцентами на собственные затруднения. Партнер в это время использует все методы и технику активного восприятия. Через минуту после окончания этой части упражнения говорящий анализирует действия слушателя: что помогало, а что мешало рассказывать о себе. Очередные 5 минут докладчик рассказывает о своих успехах и достижениях, а слушатель старается эффективно использовать техники АС с учетом предыдущих ошибок. В течение последующих пяти минут слушающий пересказывает, что он понял и запомнил из монолога, а говорящий реагирует на рассказ только положительными или отрицательными кивками головы. Причем при отрицательной реакции сообщающего слушатель поправляет себя. После окончания первого этапа упражнения партнеры делают повторение тренинга, только меняются ролями. В конце занятия подводят итоги и анализируют, какая роль труднее: слушателя или выступающего.

Что такое активное слушание

Активным слушанием называется способ коммуникации, для которого характерно:

  • максимально включиться в разговор;
  • глубоко улавливать смысл сказанного, сосредоточить внимание на словах собеседника;
  • не отвлекаться на свои мысли, абстрагироваться от посторонних ощущений;
  • наладить доверительный контакт со вторым участником беседы при помощи вербальных и невербальных приемов.

Эмпатическое восприятие речи повышает качество общения, позволяет увести разговор в нужном направлении или достичь понимания в спорных вопросах. Важно не только выслушать собеседника, но и правильно осмыслить его слова, выделить главное.

Авторство методики принадлежит советскому семейному и детскому психологу Ю. Б. Гиппенрейтер. Она описала важность активного слушания для общения и налаживания близких отношений с детьми, решения конфликтов в семье.

Методика активного слушания.

Со временем приемы стали использовать в других сферах для быстрого установления контакта с собеседником:

  • в психологическом консультировании, групповой терапии;
  • в деловом общении;
  • в продажах;
  • в педагогике, журналистике;
  • в работе МЧС, полиции (при общении с пострадавшими в ЧС, потерпевшими).

В характеристике активного слушания выделяют 2 типа: мужской и женский. Их различия:

  1. Область применения. Методика мужского типа используется в бизнес-общении, переговорах, корпоративных дискуссиях, женского — в психологии, семейных отношениях, диалогах с близкими или детьми.
  2. Способ восприятия информации. Для мужского характерен рациональный анализ сказанного, тогда как женское отличают эмоциональность, сочувствие и сопричастность к переживаниям собеседника.
  3. Эмпатия в первом случае направлена на понимание смысла речи, во втором — на установление доверия.
  4. Используемые приемы: умеренная критика, наводящие вопросы, уточнения в мужском типе против отражения чувств, пересказывания в женском типе.

Основные приемы активного слушания.

  • в психологическом консультировании, групповой терапии;
  • в деловом общении;
  • в продажах;
  • в педагогике, журналистике;
  • в работе МЧС, полиции (при общении с пострадавшими в ЧС, потерпевшими).

Эмпатическое слушание в психологии

Приемы активного слушания в психологии помогают гармонично выстроить беседу, обнаружить поле проблем клиента и подобрать соответствующую индивидуальную терапию. В работе с детьми – это лучший метод, ведь маленький ребенок еще не совсем идентифицирует и знает свои чувства. Во время эмпатического слушания психотерапевт абстрагируется от своих проблем, душевных переживаний и полностью сосредоточен на пациенте.


Виды активного слушания условно подразделяются на мужской и женский. Особенности каждого из видов:

школы переговоров

Прием активного слушания 6. Отражение чувств собеседника — высказывание о том, как я понял чувства другого:

Консультация «Какие игрушки необходимы детям»

Надежда Николаевна Конорева
Консультация «Какие игрушки необходимы детям»

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля ит. д. Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослыми друзей и любимых.

У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.

Трудно представить, что подобное отношение ребёнок может испытать к роботу – трансформеру, игрушке “Денди”, взмывающему ввысь самолёту, ревущей машине.

В “подружки” маленькие мальчики и девочки скорее выберут Барби, Мишку, котёнка, зайчонка, то есть существо, очень на человека, близкое ему и понятное. Поэтому, узнав о заветной мечте ребёнка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, нужна ли она ему.

Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

Игрушки из реальной жизни.

Кукольное семейство (может быть и семья зверюшек, кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т. д.

Читайте также:  Маленькая женщина: когда можно девочке носить стринги

Игрушки, помогающие “выплеснуть” агрессию.

Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т. д.

Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т. д.

При покупке игрушекпользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!

Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребёнка никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребёнка. Ребёнку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.

Игрушкидля самых маленьких прежде всего должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность – чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны быть мягкими и тёплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких – это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов – пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребёнок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой. Хорошо, если они будут звучащими.

Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3-4 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивает интеллект ребёнка, но и доставляет удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки неваляшки.

Для 2-летних детей очень хороши большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, 7-8-составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будет приучать ребёнка к аккуратности, самостоятельности, т. к. в них должны складываться после игры кубики, мячи, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет своё игровое место в квартире, а у игрушек тоже свой домик.

К трём годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребёнку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в “дочки-матери”, “в папу и маму”, в “магазин”, в “доктора”, “детский сад” и. т. п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т. д.). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребёнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование – “бытовые игрушки” должны быть похожи на “оригинал” и быть достаточно прочными.

К четырём годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребёнка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, т. к. детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зелёные листья – деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге – коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребёнку принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже сделанные своими руками.

К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребёнка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребёнка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.

Шестилетнему ребёнку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки – он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолётов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу – трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Радость и гордость вызывает в ребёнке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любимым людям. Поэтому любое желание ребёнка что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то подарить должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребёнке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим. Игрушечные магазины уходят на второй план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с канцелярскими принадлежностями, строительными материалами, нитками и пуговицами. Ребёнок сам готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению.

В дальнейшем ребёнок сам сделает “инвентаризацию” своих игрушек. Никогда не заставляйте ребёнка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! Для него это символы его развития, с каждой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья. Намного психологически – экологичнее отремонтировать их и отдать другим детям, подарить детскому саду, ребёнку, которому не повезло и родители не покупают ему игрушек.

В школьном возрасте дети учатся играть без игрушек. Им всё больше начинают нравиться подвижные игры со сверстниками с помощью мячей, скакалок, черепков, ножичков и т. д. В играх ребёнок учится выигрывать и проигрывать, подчинятся правилам, признавать выигрыш другого ребёнка, общаться и работать совместно с взрослыми и сверстниками.

Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.

И ещё один совет. Не водите ребёнка слишком часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слёз и страданий малышей видели сидящие на прилавках новомодные куклы, машины и звери! Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны. Только, когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.

Есть поговорка “Нельзя всю жизнь в игрушки играть“. Это правда, но согласитесь, взрослые, как иногда приятно получить смешной сувенир от приятного человека! Дарите своим детям радость не только в дни рождения и в Новый год, но и просто так, от хорошего настроения

Наблюдение «Какие условия необходимы для роста и жизни растений?» Весной мы проводили ещё одно наблюдение, пытались найти ответ на вопрос: «Какие условия необходимы для роста и жизни растений». На прогулке.

Консультация «Какие игрушки необходимы детям» Развитие эмоционального мира ребёнка невозможно без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир.

Консультация «Какие игрушки нужны детям» Развитие эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Они помогают малышу выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат.

Консультация для родителей «Какие игрушки необходимы детям» Консультации для родителей «Какие игрушки необходимы детям» Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно.

Консультация «Какие игрушки нужны детям» Какие игрушки нужны детям дошкольного возраста? Развитие богатого эмоционально мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. Именно.

Методические рекомендации для родителей «Какие игрушки нужны вашим детям» Игра детей неотделима от игрушек. Самостоятельная игра ребенка во многом зависит от того, как взрослые организуют подбор игрушек и их расположение,.

Родительское собрание «Влияние игрушки на развитие ребенка. Какие игрушки нужны детям?» В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности детей. Ребенок проводит в игре много времени. В совместных играх с игрушками у дошкольников.

Родительское собрание в средней группе «Какие игрушки нужны детям» Родительское собрание в средней группе «Какие игрушки нужны детям» Цель: дать родителям знания о значении игрушки, ее роли в игре ребенка;.

Сценарий родительского собрания во второй младшей группе «Какие игрушки нужны вашим детям?» Тема: «Какие игрушки нужны вашим детям?» Цель: • повысить уровень педагогической культуры родителей; • дать родителям знания о значении.

Консультация для родителей «Какие игрушки необходимы ребенку раннего возраста» Статья на тему: «Какие игрушки необходимо ребенку раннего возраста» Приобретение игрушек для малыша – одна из приятных и вместе с тем.

В дальнейшем ребёнок сам сделает “инвентаризацию” своих игрушек. Никогда не заставляйте ребёнка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! Для него это символы его развития, с каждой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья. Намного психологически – экологичнее отремонтировать их и отдать другим детям, подарить детскому саду, ребёнку, которому не повезло и родители не покупают ему игрушек.

Добавить комментарий